Научная статья на тему 'Обзор международной конференции «Марбургская школа неокантианства: уроки истории»'

Обзор международной конференции «Марбургская школа неокантианства: уроки истории» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
69
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор международной конференции «Марбургская школа неокантианства: уроки истории»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Обзор международной конференции «Марбургская школа неокантианства: уроки истории»*

В рамках Международного научно-культурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге» 21 ноября 2014 года была проведена конференция «Марбургская школа неокантианства: уроки истории». Следует отметить, что это было уже второе мероприятие, организованное кафедрой эстетики и философии культуры Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, посвященное 100-летнему юбилею визита главы марбургского неокантианства Германа Когена в Россию. Первое мероприятие, международная научная конференция «Герман Коген и культура ХХ века», состоялась в СПбГУ 22—23 мая.1 Проведение конференции осуществлено совместно с научно-образовательным центром «Философия современности и стратегии гуманитарной экспертизы» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

В докладе «Понятие системы в философии культуры Канта и Когена» доктор философских наук, профессор Т. А. Акиндинова (СПбГУ) показала существенное различие в его трактовке обоими философами, обусловленное произошедшими историческими трансформациями в области научной мысли.

Главное, характеризующее кантовскую систему философского знания и понимание целостности культуры, что каждая из частей философии и каждая форма культуры обладают автономией по отношению друг к другу. Принципом связи форм культуры и разделов философии является у Канта взаимодополнительность самостоятельных частей.

Принципиальное отличие позиции Когена от Канта заключается в том, что в своей трактовке системы культуры, системы философии неокантианец исходит из утверждения изначального единого творческого истока сознания, которое приобретает различные направления в своем становлении и развитии в зависимости от различия порождаемых задач — логическое мышление, нравственная воля, эстетическое чувство. Каждое из этих направлений деятельности сознания использует содержимое истока и по-своему синтезирует его для решения собственных задач. Принципом их связи стала взаимная обусловленность. Докладчик обосновала актуальность этой трактовки для современного понимания культуры.

Для доказательства своих тезисов в докладе «Религиозно-философские основания межконфессионального диалога (на примере философии религии Г. Когена)» доктор философских наук, профессор В. Н. Белов (Саратовский университет) обратился к анализу фундаментальных работ Когена «Begriff der Religion im System der Philosophie» и «Religion der Vernunft aus den Quellen des Judentums», а также ряда небольших статей «Innere Beziehungen der Kantischen Philosophie zum Judentums», «Was einigt die Konfessionen?», «Riligiöse Postulate».

* Поступила в редакцию 03.03.2015 г. doi: 10.5922/0207-6918-2015-3-9 © Акиндинова Т. А., Белов В. Н., 2015

1 Отчет об этой конференции см.: Белов В. Н. Международная научная конференция «Герман Коген и культура ХХ века // Кантовский сборник. 2014. № 3. С. 123 — 125.

Автор подчеркнул необходимость не экзистенциально-личностного, а, скорее, социально-нравственного прочтения философии религии Германа Когена. В выступлении обосновывалась мысль о том, что религиозно-философская позиция Когена является ярчайшим примером на основе развития и углубления им критического метода философии в сторону иудаизма обоснования диалога между различными конфессиями. Что же касается теоретических усилий марбургского неокантианца в отношении утверждения необходимости диалога религий для культурного прогресса человечества, то в данном аспекте интерес представляют развиваемые им идеи толерантности, религиозной государственной политики, связи религии и образования.

В докладе «Концепт антроподицеи Германа Когена в трактовке Якова Гордина» доктор философских наук, профессор Н. А. Дмитриева (МГПУ) остановилась на анализе идеи антроподицеи одного из отечественных последователей Германа Когена Якова Гордина.

Коротко резюмируя отношение этой концепции отечественного автора к соответствующей, хотя и только едва намеченной, концепции марбург-ского неокантианца, докладчик обратил внимание прежде всего на следующее: в своем проекте антроподицеи Гордин остается верным духу ко-геновской системы. Что же касается буквы когеновского учения, то Гордин раздвигает рамки его системы путем обращения к традиции русской религиозной философии. Гораздо сильнее, чем Коген, Гордин связывает программу антроподицеи с конкретным человеком и подчеркивает его участие в творчестве культуры.

В докладе доктора философских наук, профессора А. А. Грякалова (РГПУ им. А. И. Герцена) «Воображаемое и эстетический опыт» внимание было уделено анализу феномена воображаемого в стратегиях философии диалога. Актуальность проблеме придает близость позиций Германа Когена и М. М. Бахтина в представлении онтологических возможностей диалога. Единство исходит из понимания идеи Бога как единого, на что было обращено внимание в работах исследователей идей Германа Когена во время активного формирования концепции диалога (Ucko Siegfried. Dеr Gottesbegriff in der Philosophiе Hermann Cohens. Königsberg, 1927).

Докладчик обратил внимание на то, что третий у М. М. Бахтина выступает как «безличностный над-адресат» — онтологическое или онтоло-гизированное условие диалогической встречи. Так топологически определяется совозможное пространство существования, которое не может брать силу из других источников. Третий — то существо, в котором «человек диалогический» постоянно испытывает нужду. Его соприсутствие может представать и переживаться как чудо, а может быть понято и истолковано в терминах диалога или интерсубъективности. Понятие третьего не может быть отделено от понятия нулевых диалогических отношений — они предстают как некая исходная субстанциальность, в соотнесенности с которой развертываются конкретные акты встречи. Речь должна, следовательно, идти не о минимальности («нулевые отношения») диалогического смысла, а напротив о все-со-бытийности и диалогическом отношении согласия. Через приобщение к символическому любое событие может выходить за пределы непосредственной актуализации в то смысловое пространство, отношение к которому делает возможным осуществление встречи. В то пространство, где происходит пересечение ума, совести и чувства. Вне этого нельзя представить стратегии формирования современной субъективности. Образ «Единственности Бога» у Германа Когена способствует, можно сказать, по-

Научная жизнь

107

строению своеобразного диалогического пантеизма, где каждый новый день — это новое начало и новая встреча. Диалог als ob всему изначально предположен. И в этом смысле воображаемое предстает как возможность встречи, в которой задано чудо обновления и ответственного понимания мира.

Тема доклада доктора философских наук, профессора Н. Н. Суворова (СПбГИК) была «Телеология как эстетический принцип». Развитие современной теоретической эстетики постоянно обращается к опыту классических эвристических изысканий. Одним из путей стало неокантианство в лице яркого представителя Марбургской школы — Германа Когена. Его телеологическое рассмотрение явления вытекает из оригинальной трактовки «вещи в себе», понимаемой как многообразие феноменов, становящихся предметом познания, но не имеющих предела во внешнем исследовании. Кантовская «вещь в себе» превращается в методологический принцип бесконечности исследования, непрерывное раскрытие новых черт реальности. Целеполагание становится интенцией субъекта, транспорирую-щего свою природу на метод постижения и освоения. Многообразие интенций субъективного может быть рассмотрено с точки зрения смыслооб-разующих принципов целесообразности, соразмерности, уместности флук-туаций, взятых в комплекс эстетического. Критерием телеологических интенций субъекта становится событие, трактуемое во внутреннем и внешнем выражении, но также рассмотренное в аспекте темпоральности.

В докладе доктор юридических наук, доцент Е. А. Фролова (МГУ) «Природа права в учениях отечественных неокантианцев в конце XIX — начале XX века (Полемика Марбургской и Баденской школы) обратилась к представлению позиции русских исследователей права, разделявших в той или иной степени неокантианские взгляды по этому вопросу. К таковым автор доклада отнесла П. И. Новгородцева, Б. А. Кистяковского, С. И. Гессе-на, И. А. Ильина, Н. Н. Алексеева, Е. Н. Трубецкова, В. А. Савальского, С. Н. Булгакова, П. Б. Струве.

Докладчик подчеркнула сложность феномена права, одновременно относящегося к сфере причинной обусловленности явлений и ставшего продуктом логической и этической деятельности человека. Первое положение предполагает исследования социальной природы права — отношения между субъектами; второе — рассматривает право как психическое явление, его предметом выступают элементы душевных состояний.

В докладе была высказана мысль о том, что научное познание права предполагает плюрализм методов, при этом право служит и важнейшим социальным регулятором; и в этом качестве, как социальное явление, оно едино. Наука о праве должна ставить перед собой не только задачу расчленения понятия права и изучения его с разных сторон. Для права безусловно необходимо качество устанавливаемого им порядка. Порядок должен быть разумным, справедливым, гарантирующим права и свободы всем членам общества. Нельзя только лишь перечислять понятия права, надо искать синтетические формы, которые объединили бы разные понятия в новый вид познавательных единств. Поиск этих логических форм возможен в философии права.

В докладе «Эстетика Германа Когена и гуманистические искания русских и немецких художников первой четверти XX века» доктора философских наук, профессора Е. Н. Устюгова (СПбГУ) показана связь философ-ско-мировоззренческого контекста европейской культуры первой четверти

XX века с новаторскими идеями художественного авангарда. Эстетические идеи Г. Когена об истоках творческой активности субъекта, о миссии искусства в целостном понимании духовно-телесной природы человека, раскрывающей творческий потенциал чувств, перекликаются с программными идеями К. Малевича, В. Кандинского, русских и немецких экспрессионистов о бытийной слитности природного мира и художника, о внутренней созвучности мироощущения, души и духа в искусстве, об изначально-сти в нем чувства и интуиции нового синтеза. Для супрематизма, абстрактного искусства и экспрессионизма чувственное переживание аккумулирует в себе все потенциальные силы творческого субъекта, а психическое в целом обладает тем же родом реальности, что и физическое. Соответственно, миссионерской задачей нового искусства видится воссоединение через гармонию и красоту человека с природой, духовного с материальным, личностного и всеобщего, создание единого произведения искусства, синтезирующего все виды искусства.

Докладчик показала, что эстетические программы и художественная практика всего первого двадцатилетия XX века развивались в направлении к идеалам гуманизма, понимаемого как поиск путей и способов творческого преображения основ бытия человека в мире, достижения духовно-чувственной, нравственно-эстетической гармонии.

В докладе «Не-познаваемое и не-выразимое в эстетике Сьюзен Лангер» аспирант А. Тылик (СПбГУ) провел анализ эстетической теории Сьюзен Лангер, развивавшей идеи Э. Кассирера. В ходе доклада был дан очерк истории концептов «не-познаваемое» и «не-выразимое» в европейской философии в их соотношении с эстетической проблематикой. Было показано, что определение границ познания и языка стало прежде всего благодаря философским исканиям Канта и Марбургского неокантианства одной из центральных проблем в философии ХХ века.

Докладчик рассмотрел эстетический проект С. Лангер, в рамках которого искусство понимается как особый не-дискурсивный язык, способный символизировать опыт, неподвластный языку дискурсивному. Таким образом, произведение делает выразимым то, что дано человеку как непосредственный опыт, но вне языка искусства остается немым.

В докладе аспирантки С. Мартыновой (РГПУ им. А. И. Герцена) «Эстетическое и проекции чувственности: Андрей Белый и Герман Коген» было обращено внимание на смыслы и особенности рецепции неокантианской философии и эстетики в России. Множественность философско-эстетиче-ских и экзистенциальных источников творчества А. Белого существенно «единится» именно при обращении к идеям Германа Когена. Соотнесенность эстетики Г. Когена с художественным пространством А. Белого рассмотрена докладчиком на примере романа «Петербург». Тема единственности события и актуальное переживание человеческого реализуются в общем поле «эстетики чистого чувства». Исследование сопоставлений эстетических ориентаций философии Г. Когена и «романной философии» А. Белого дает возможность уточнения утверждающих смысловых констант в диалоге идей и творческих ориентаций современности.

Доклады нашли живой отклик у аудитории и вызвали обстоятельное обсуждение.

Т. А. Акиндинова, В. Н. Белов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.