Научная статья на тему 'ОБЗОР МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОБЗОР МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / СТРОИТЕЛЬСТВО / ТЕХНОЛОГИЯ / СТАБИЛИЗАЦИЯ / ГРУНТЫ / ДОБАВКИ / РЕСАЙКЛЕР / ВЯЖУЩИЕ / ГРУНТОЦЕМЕНТ / ПУЧИНИСТОСТЬ / УСИЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Бехтерев Р.А., Юркин Ю.В., Авдонин В.В., Басалаев А.А.

В связи с нарастанием темпов строительства и капитального ремонта автомобильных дорог, возникает необходимость внедрения более экономичных и эффективных технологий. Одной из таких технологий является стабилизация грунтов. В статье проанализированы различные методы и способы стабилизации пучинистых грунтов, а также возможные конструктивные решения по устройству слоя из модифицированного грунта. Кроме того, были приведены механизмы, с помощью которых осуществляется стабилизация, и случаи их применения. В ходе исследования рассмотрены основные типы стабилизирующих добавок, их особенности и принцип действия. По результатам обзора был сделан вывод, что технология стабилизации является одной из самых современных, эффективных и экономически выгодных и дает различные преимущества в сравнение с другими альтернативными методами усиления пучинистых грунтов. Также доказана актуальность данного метода для Кировской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Бехтерев Р.А., Юркин Ю.В., Авдонин В.В., Басалаев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF METHODS FOR STABILIZING HEAVING SOILS IN THE KIROV REGION

Due to the increasing pace of construction and overhaul of roads, there is a need to introduce more economical and efficient technologies. One of such technologies is soil stabilization. Based on the study of various scientific literature and project documentation, typical soils of the foundation and roadbed of the Kirov region have been established, and their features have been identified. During the study of the soils of the region, several dangerous geological processes were discovered that affect the operation and construction of roads. The article analyzes various methods and techniques of stabilization of heaving soils, as well as possible design solutions for the construction of a layer of modified soil. In addition, the mechanisms by which stabilization is carried out and cases of their application were given. In the course of the study, the main types of stabilizing additives, their features and principle of operation were considered. In order to identify the degree of influence of various binders on the technological sequence of construction, variants of schemes for the production of work on soil reinforcement are presented, depending on their types. According to the results of the study, it was concluded that the stabilization technology is one of the most modern, efficient and cost-effective and provides various advantages in comparison with other alternative methods of strengthening of heaving soils. The relevance of this method for the Kirov region is also proved.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР МЕТОДОВ СТАБИЛИЗАЦИИ ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТОВ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Обзор методов стабилизации пучинистых грунтов Кировской области

112 2 Р.А. Бехтерев , Ю.В. Юркин , В.В. Авдонин , А.А. Басалаев

1 Вятский государственный университет, Киров 2Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск

Аннотация: В связи с нарастанием темпов строительства и капитального ремонта автомобильных дорог, возникает необходимость внедрения более экономичных и эффективных технологий. Одной из таких технологий является стабилизация грунтов. В статье проанализированы различные методы и способы стабилизации пучинистых грунтов, а также возможные конструктивные решения по устройству слоя из модифицированного грунта. Кроме того, были приведены механизмы, с помощью которых осуществляется стабилизация, и случаи их применения. В ходе исследования рассмотрены основные типы стабилизирующих добавок, их особенности и принцип действия. По результатам обзора был сделан вывод, что технология стабилизации является одной из самых современных, эффективных и экономически выгодных и дает различные преимущества в сравнение с другими альтернативными методами усиления пучинистых грунтов. Также доказана актуальность данного метода для Кировской области.

Ключевые слова: автомобильная дорога, строительство, технология, стабилизация, грунты, добавки, ресайклер, вяжущие, грунтоцемент, пучинистость, усиление.

Введение

В 2018 году после принятия Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года, Правительством РФ было принято решение перейти от экстенсивной к интенсивной модели развития транспортной инфраструктуры страны. Данный переход планируется осуществить за счёт внедрения инновационных технологий, которые позволили бы сократить затраты и уменьшить продолжительность строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов транспортной инфраструктуры, а также увеличить срок их службы. В проекте транспортной стратегии одной из приоритетных задач является доведение доли автомобильных дорог регионального значения, находящихся в нормативном состоянии до 50,9% к 2024 году и до 85% к 2030 году [1].

Также в 2019 году в Российской Федерации был разработан и введён в действие национальный проект «Безопасные и качественные дороги» (далее

«БКД»)одними из основных целей, которого являются увеличение количества региональных дорог, соответствующих современным нормативным требованиям, а также внедрение современных и эффективных технологий для строительства, реконструкции и капитального ремонта, автомобильных дорог. Помимо данных целей, приоритетной задачей национального проекта является внедрение и разработка материалов и технических решений повторного применения, которые позволили бы сократить расходы на разработку проектной документации и уменьшить сроки строительства объектов.

Одной из технологий, которая могла бы решить задачи, поставленные в национальном проекте «БКД» и в Транспортной стратегии РФ, является технология стабилизации грунтов основания и земляного полотна автомобильной дороги. Её использование позволяет свести к минимуму использование каменных материалов (щебень), месторождения которых отсутствуют на территории Кировской области.

Также данная технология становится все более актуальной и востребованной после введения в действие новых нормативных документов ПНСТ 542-2021 «Нежесткие дорожные одежды. Правила проектирования» и СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», в которых определены необходимые случаи стабилизации указаны требования к грунтам основания и земляного полотна автодороги.

Грунты Кировской области

Актуальные исследования грунтов Кировской области были проведены Институтом градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва) при сборе данных и разработке генерального плана города Кирова [2].

В региональном отношении территория Кировской области приурочена к восточной части Русской плиты - к северной части Волго-Уральской антеклизы, в пределах северо-западного крыла Вятского вала [2].

При исследовании было установлено преимущественное горизонтальное залегание пород, а также их большая изменчивость в разрезе. В структуре свит выделяются две части: основание и поверхностная часть. Основание зачастую представлено песчаниками с включениями линз других пород. Поверхностная часть представлена глинистыми грунтами с включениями известняков и песчаников.

Основной системой пород, грунты которой залегают в основании автомобильных дорог, в Кировской области является четвертичная система. Отложения, составляющие четвертичную систему, подразделяются на 4 типа: аллювиальные, делювиальные, элювиально-делювиальные и техногенные грунты.

Зачастую грунтами, слагающими данные отложения, являются суглинки и глины, реже супеси и пески.

На территории Кировской области часто встречаются слабые глинистые грунты повышенной влажности.

Грунты, содержащие значительное количество глинистых частиц, имеют изменяющиеся геотехнические характеристики: они набухают и становятся пластичными в присутствии воды, сжимаются при высыхании и расширяются при воздействии мороза[3].

При исследовании грунтов Кировской области обнаружено несколько опасных геологических процессов, влияющих на эксплуатацию и строительство автодорог. Такими процессами являются морозное пучение и подтопление.

М Инженерный вестник Дона, №6 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2022/7696

Морозное пучение грунтов на автомобильных дорогах Кировской области зачастую проявляется в виде локальных поднятий дорожных одежд, с образованием сетки трещин и выбоин.

В ходе исследования типичных грунтов основания и земляного полотна автодорог Кировской области был проведен анализ проектной документации на их строительство и капитальный ремонт.

Результаты анализа приведены в таблице №1.

Таблица №1

Грунты, залегающие в основании автомобильных дорог Кировской области, и их особенности

№ п/п Наименование объекта Грунты, залегающие в основании автодороги Особенности грунтов

1 2 3 4

«Строительство

автомобильной дороги к

межмуниципальному Суглинок тяжелый

1 полигону твердых бытовых отходов для Свечинского и Шабалинского районов Кировской области» пылеватый тугопластичный Слабопучинистый

«Строительство

автомобильной объездной Суглинок тяжелый,

дороги с мостовым прослоями легкий,

2 переходом от ул. Мира до ул. Дорожная в г. Омутнинск Кировской области» песчанистый полутвердый, комковатый Пучинистый

3 «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-176 «Вятка» Чебоксары -Йошкар-Ола - Киров - Суглинок коричневый тяжелый пылеватый тугопластичный Сильнопучинистый

Сыктывкар на участке км 140+900 - км 145+000, Кировская область»

2 3 4

4 «Строительство автомобильной дороги Нема-Колобово в Немском районе Кировской области» Суглинок серо-коричневый, серый тяжелый пылеватый мягкопластичный с включениями органических веществ Сильнопучинистый

«Капитальный ремонт

5 автомобильной дороги Р-176 «Вятка» Чебоксары - Йошкар-Ола - Киров -Сыктывкар на участке км 484+000 - км 496+000, Кировская область» Суглинок светло-коричневый тяжелый пылеватый тугопластичный Сильнопучинистый

«Капитальный ремонт

6 автомобильной дороги Киров - Стрижи - Оричи (исправления параметров земляного полотна у д.Катково)» Суглинок коричневый тяжелый полутвердый, тугопластичный Пучинистый

В ходе анализа установлено, что типичными грунтами основания и земляного полотна автодорог Кировской области являются суглинки тяжелые тугопластичные. На большинстве объектов были выявлены пучинистые и сильнопучинистые грунты, негативное влияние которых, на

автомобильную дорогу, необходимо исключать с помощью различных методов (стабилизация, полная замена и т.д.).

Методы стабилизации грунтов

Стабилизация грунта - это процесс, при котором в грунт вводят различные добавки, которые улучшают механические свойства грунта [4].

В практике современного зарубежного и отечественного дорожного строительства для получения долговечного конечного материала с улучшенными показателями прочности и морозостойкости вместе со снижением расхода связующих широкое распространение получили химические добавки, которые, по сути, являются стабилизаторами и вводятся в процессе производства работ параллельно с вяжущим компонентом [5]

В ряде работ по изучению стабилизирующих добавок была изучена специфика механизмов взаимодействия компонентов смеси [6-8]

Сущность метода стабилизации грунта состоит в перемешивании исходного грунта с добавками при помощи экскаватора с навесным смесителем или ресайклера с последующим уплотнением стабилизированного грунта катками.

Ресайклер используется для создания слоев стабилизированных и укрепленных грунтов толщиной до 560 мм. Экскаватор с навесным роторным смесителем способен обрабатывать грунты на глубину до 8 м., в зависимости от длины стрелы и типов грунта.

Модифицированные грунты, в зависимости от типа и процентного содержания вносимых добавок принято разделять на 3 группы. Схема классификации модифицированных грунтов представлена на рис. 1.

и

Рис. 1. - Схема классификации модифицированных грунтов

Для стабилизированных грунтов характерно добавление стабилизаторов, не являющихся вяжущими в небольшом количестве.

Комплексно-стабилизированные грунты отличаются добавлением к исходному грунту добавок, которые включают в себя стабилизаторы и вяжущие вещества различных типов, добавляемые в количестве до 2% от веса исходного грунта.

Комплексно-укреплённые грунты получают путем смешивания исходного грунта со стабилизаторами и вяжущими веществами различных типов в количестве более 2% от веса исходного грунта.

Модифицирующие добавки могут вносится в исходный грунт сухим и влажным методами.

Основное отличие данных методов состоит в различной технологической последовательности производства работ. Сухая смесь добавок подается в ротор ресайклера вместе со сжатым воздухом. Доувлажнение исходного грунта происходит после его смешения с добавками с помощью поливомоечной машины.

При использовании влажного метода, к смесительному ротору подается смесь добавки и воды.

Доведение исходного грунта до оптимальной влажности является ответственным процессом от которого зависят прочностные свойства стабилизированного грунта. Недостаток воды ведет к повышению трения между частицами грунта, которое затрудняет их сближение и снижает прочность грунта. Избыточное увлажнение смеси ведет к появлению

и

свободной воды, которая после испарения оставляет пустоты в стабилизированном грунте [9].

Выделяют четыре конструктивных решения по устройству слоя модифицированного грунта.

Стабилизация колоннами

Конструкция слоя модифицированного грунта

1

Комбинированная конструкция

Стабилизация массивом

стабилизация на неполную глубину слоя грунта

Рис. 2. -Схема конструктивных решений по устройству слоя модифицированного грунта Метод стабилизации колоннами применяется при толщине слоя грунта от 5 до 25 метров. Данный способ используется для усиления грунтов у малых искусственных сооружений и для усиления заторфованных грунтов на глубоких болотах. Для устройства колонн модифицированного грунта используется экскаватор с навесным роторным смесителем.

Рис. 3. - Схема стабилизации колоннами (СТО СРО 083-029EN-2011 Разработка и реализация методов стабилизации слабых грунтов органического происхождения. Часть 2. Руководство по проектно-конструкторским работам: Стабилизация слабых грунтов)

Метод стабилизации массивом применяется при толщине слоя грунта до 5 метров. При небольшой толщине массива грунта используется

М Инженерный вестник Дона, №6 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2022/7696

ресайклер. При стабилизации массива грунта, толщиной более 580 мм экскаватор с навесным роторным смесителем.

Рис. 4. - Схема стабилизации массивом

Метод стабилизации на неполную глубину слоя грунта используется, если под укреплённой толщей остаётся неукрепленный грунт, у которого процесс консолидации под весом насыпи может завершиться в период строительства (СТО СРО 083-029БК-2011Разработка и реализация методов стабилизации слабых грунтов органического происхождения. Часть 2. Руководство по проектно-конструкторским работам: Стабилизация слабых грунтов). Разгрузка основания автодороги наступает вследствие равномерного распределения нагрузки от транспорта на грунты основания через монолитную плиту модифицированного грунта. Для осуществления данного метода в большинстве случаев используется ресайклер.

Стабилизированный грунт Слабый грунт

Рис. 4. - Схема стабилизации на неполную глубину слоя грунта

Метод стабилизации комбинированной конструкцией используется если под толщей модифицированного грунта остаётся слой исходного грунта большой толщины. Также данный метод используется при наличии в верхних слоях грунтовой толщи заторфованных или заиленных грунтов.

Рис. 5. - Схема стабилизации комбинированной конструкцией

Стабилизирующие добавки и особенности их применения

Стабилизаторы - это многокомпонентные системы, содержащие в своем составе вещества (ПАВ, наночастицы, вяжущие), обладающие свойствами гидрофобизаторов, суперпластификаторов, полимеров и структурообразователей и применяемые в дорожном строительстве для обработки грунтов с целью изменения их водно-физических и физико-механических свойств (ОДМ 218.3.076-2016 Методические рекомендации по подбору стабилизаторов грунтов и грунтовых смесей для дорожного строительства).

Классифицирование стабилизирующих добавок производится по четырем основным признакам: тип стабилизатора, класс стабилизатора, подкласс стабилизатора, вид стабилизатора.

и

Схема классифицирования стабилизирующих добавок представлена на

рис. 6.

Рис. 6. - Схема классифицирования стабилизирующих добавок

Перед применением определенного типа стабилизатора в обязательном порядке производится проверка его химической совместимости с исходным грунтом.

Для стабилизации грунта также могут использоваться вяжущие вещества различных типов. Схема классификации вяжущих материалов представлена на рис. 7.

Рис. 7. - Схема классификации вяжущих материалов

Основными неорганическими вяжущими, используемыми для стабилизации грунтов, являются: цемент, известь, зола уноса, шлаки, гипс, силикат натрия (жидкое стекло).

В большинстве случаев эти компоненты используются в составе комплексной добавки, так как при их одиночном использовании не достигаются необходимые физико-механические свойства

модифицированного грунта.

Основными использующимися неорганическими вяжущими являются цемент и известь. Зола уноса, шлаки, гипс и жидкое стекло используются вместе с основными вяжущими с целью улучшения технических и экологических свойств конечного грунта, а также для снижения затрат на вяжущее.

Одним из распространенных методов стабилизации является смешивание грунта с цементом с образованием продукта, получившего название грунтоцемент. Цемент может быть применен для стабилизации любого типа грунта, за исключением грунтов с содержанием органики более 2% или имеющих рН ниже 5,3[10].

Укрепленные цементом грунты допускается применять для устройства оснований дорожных одежд или основания насыпи автодороги. При этом под действием подвижной нагрузки в цементогрунтовом слое возникают напряжения сжатия и растяжения при изгибе, которые не могут быть основной причиной его разрушения[11].

Использование извести при стабилизации значительно изменяет характеристики грунта для обеспечения долгосрочной постоянной прочности и стабильности, особенно в отношении воздействия воды и низких температур[3].

К органическим вяжущим относятся: битумы нефтяные дорожные жидкие, эмульсии дорожные битумные, битумные пасты, карбамидоформальдегидные смолы, вспененные битумы. Грунты редко

стабилизируют с применением только органических вяжущих, так как стабилизированный грунт получается чрезмерно деформативным и недостаточно водостойким. В добавках с органическими вяжущими также используют активаторы или поверхностно-активные вещества (ПАВ) для улучшения физико-химических свойств грунта и повышения сцепления органического вяжущего с поверхностью частиц грунта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В последние годы начало набирать популярность использование инновационных стабилизирующих добавок зарубежного и отечественного производства. Такими добавками являются: «Дорзин», «Акропол», «NamStab», «Дорцем», «Никофлок» и др.

Основной принцип действия стабилизаторов состоит в изменении водо-физических свойств грунта, приводящем к повышению плотности, несущей способности и морозостойкости и снижению пучинистости. Несмотря на достаточно большой объем данных по исследованию влияния различных добавок на свойства глинистых грунтов, все же следует отметить отсутствие единообразия данных в отношении конкретной добавки при переходе между видами связных грунтов[12].

В зависимости от типа применяющегося вяжущего и стабилизатора, изменяется технологическая последовательность производства работ по усилению грунта. Варианты схем производства работ в зависимости от типа вяжущего представлены на рис. 8, рис. 9, рис. 10.

Распределитель Цистерна с водой Ресайклер Каток

вяжущего

Рис. 8. - Схема производства работ при использовании неорганических

вяжущих

М Инженерный вестник Дона, №6 (2022) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n6y2022/7696

Цистерна с

Цистерна с водой Ресайклер органическим вяжущим Каток

Рис. 9. - Схема производства работ при использовании органических

вяжущих

Распределитель Цистерна с водой Ресайклер Цистерна с Каток

вяжущего органическим вяжущим

Рис. 10. - Схема производства работ при использовании комплексных

вяжущих

Выводы

В ходе анализа метода стабилизации выявлено, что данный способ усиления грунтов является одним из самых современных, эффективных и экономически выгодных, а также дает различные преимущества в сравнение с другими альтернативными методами усиления грунтов.

При использовании данного метода увеличиваются плотность и несущая способность грунта, снижается набухаемость и степень пучинистости, что особенно важно в климатических условиях Кировской области.

Также актуальность метода стабилизации для Кировской области заключается в отсутствии природных месторождений каменных материалов (щебень), применяемых в дорожном строительстве. За счет исключения затрат на закупку и перевозку данных материалов, метод стабилизации грунтов становится более экономичным и эффективным, чем стандартные методы строительства на связных пучинистых грунтах (полная замена грунта).

Литература

1. Девятов М.М., Тян В.Ю., Журавлев А.В. Методика оптимизации процесса проектирования дорожных одежд с использованием асфальтогранулята // Инженерный вестник Дона, 2021, №6. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n6y2021/7044

2. Проект генерального плана городского округа муниципального образования «Город Киров» Кировской области. Том 2. Книга 5. Территориальный анализ природных условий и экологического состояния. Охрана окружающей среды. Инженерная защита территории. Современное состояние и развитие инженерной инфраструктуры в области санитарной очистки. - М.,2020. - URL: admkirov.ru/Том%202%20Книга%205%20Территориальный%20анализ.pdf

3. Negi A.S., FaizanM., DevashishP.S., Rehanjotsingh. Soil stabilization using lime // International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. February 2013. Vol. 2, ISSUE 2, pp. 448-453.

4. Пономарев А.Д., Даляев Н.Ю. Инновационные методы стабилизации и укрепления грунтов. Глубинная стабилизация // Актуальные вопросы в науке и практике: Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Казань, 04 ноября 2017 года. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью Дендра, 2017. - С. 112-116.

5. Загородных К.С., Кукина О.Б. Анализ проблемы укрепления глинистых грунтов // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Студент и наука. 2016. №9. С. 55 - 63.

6. Newman K., Tingle J.S. Emulsion polymers for soil stabilization // Presented for the 2004 faa worldwide airport technology transfer conference Atlantic City, New Jersey, USA. 2004. URL:

airporttech.tc.faa.gov/Products/Airport-Safety-Papers-Publications/Airport-Safety-Detail/ArtMID/3682/ArticleID/1432/Emulsion-Polymers-for-Soil-Stabilization

7. Du Ch., Yang G., Zhang T., Yang Q. Miltiscale study of the influence of promoters on low-plasticity clay stabilized with cement-based composites // Construction and Building Materials. Vol. 213. 20 July 2019. P. 537 - 548.

8. Фоменко Е.А., Ольгинский А.Г. Определяющая роль процессов контактообразования в формировании свойств укрепленных грунтов // Вестник Харьковского национального автомобильно-дорожного университета. 2006. №34 - 35; С. 43 - 45.

9. Романенко И.И., Романенко М.И., Петровнина И.Н., Пинт Э.М., Еличев К.А. Стабилизация грунта неорганическими вяжущими // Интернет-журнал «Науковедение», 2014, №6. URL: naukovedenie.ru/PDF/44TVN614.pdf

10. Firoozi A.A., GuneyOlgun C., FirooziA.A. Fundamentals of soil stabilization // International Journal of Geo-Engineering. 2017. Vol. 8, ISSUE 1 URL: link.springer.com/article/10.1186/s40703 -017-0064-9

11. Никольцев П.К., Войтов М.А., Бестаев В.И, Жирнов К.Ф., Комраков Ю.В. Современные методы строительства автомобильных дорог в болотистой местности // Инженерный вестник Дона, 2020, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2020/6282

12. Дмитриева Т.В., Маркова И.Ю., Строкова В.В., Безродных А.А., Куцына Н.П. Эффективность стабилизаторов различного состава при укреплении грунтов минеральным вяжущим// Строительные материалы и изделия. 2020. Том 3. №1. С. 30 - 38.

References

1. Devjatov M.M., TjanV.Ju, Zhuravlev A.V. Inzhenernyj vestnik Dona, 2021, №6. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n6y2021/7044

2. Proekt general'nogo plana gorodskogo okruga municipal'nogo obrazovanija «Gorod Kirov» Kirovskoj oblasti. Tom 2. Kniga 5. Territorial'nyj

analiz prirodnyh uslovij i jekologicheskogo sostojanija. Ohrana okruzhajushhej sredy. Inzhenernaja zashhita territorii. Sovremennoe sostojanie i razvitie inzhenernoj infrastruktury v oblasti sanitarnoj ochistki [Electronic resource].

admkirov.ru/ToM%202%20KHHra%205%20TeppHTopHanbHMH %20aHanH3.pdf

3. Negi A.S., Faizan M., Devashish P.S., Rehanjotsingh. International Journal of Innovative Research in Science, Engineering and Technology. February 2013. Vol. 2, ISSUE 2. pp. 448-453.

4. Ponomarev A.D., DaljaevN.Ju. Aktual'nye voprosy v nauke i praktike: Sbornik statej po materialam III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 4-h chastjah [Topical issues in science and practice: A collection of articles based on the materials of the III International Scientific and Practical Conference. In 4 parts]. Kazan, 2017, pp. 112-116.

5. Zagorodnyh K.S., Kukina O.B. Nauchnyj vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Student i nauka. 2016. 9. pp. 55 - 63.

6. Newman K., Tingle J.S. Emulsion polymers for soil stabilization. Presented for the 2004 faa worldwide airport technology transfer conference Atlantic City, New Jersey, USA. 2004.

URL:airporttech.tc.faa.gov/Products/Airport-Safety-Papers-Publications/Airport-

Safety-Detail/ArtMID/3682/ArticleID/1432/Emulsion-Polymers-for-Soil-

Stabilization

7. Du Ch., Yang G., Zhang T., Yang Q. Construction and Building Materials. 213. 20 July 2019. P. 537 -548.

8. Fomenko E.A., Ol'ginskij A.G. Vestnik Har'kovskogo nacional'nogo avtomobil'no-dorozhnogo universiteta. 2006. pp. 43 - 45.

Moskva,

2020.

URL:

9. Romanenko I.I., Romanenko M.I., Petrovnina I.N., Pint Je.M., Elichev K.A. Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014, №6. URL: naukovedenie.ru/PDF/44TVN614.pdf

10. Firoozi A.A., GuneyOlgun C., Firoozi A.A. International Journal of Geo-Engineering. 2017. Vol. 8, ISSUE 1. URL: link.springer.com/article/10.1186/s40703-017-0064-9

11. Nikol'cev P.K., Vojtov M.A.,.Bestaev V.I, Zhirnov K.F., KomrakovJu.V.Inzhenernyjvestnik Dona, 2020, №1. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2020/6282

12. Dmitrieva T.V., Markova I.Ju., Strokova V.V., Bezrodnyh A.A., Kucyna N.P. Stroitel'nyematerialy i izdelija. 2020. Book 3. №1. pp. 30 - 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.