Научная статья на тему 'Обзор методов оценки человеческого капитала муниципального образования'

Обзор методов оценки человеческого капитала муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / СТОИМОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / HUMAN CAPITAL / MUNICIPALITY / ASSESSMENT METHODOLOGY OF HUMAN CAPITAL / THE VALUE OF HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микула Елена Сергеевна

Выделены причины, которые свидетельствуют о необходимости проведения оценки человеческого капитала муниципального образования. В статье проанализированы методы оценки человеческого капитала, с целью определения метода, применимого для оценки человеческого капитала муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF METHODS OF EVALUATION OF HUMAN CAPITAL OF THE MUNICIPALITY

Identified factors that indicate the need for assessment of the human capital of the municipality. The paper analyzes the methods of assessment of human capital, in order to determine the method applicable to assess the human capital of the municipality.

Текст научной работы на тему «Обзор методов оценки человеческого капитала муниципального образования»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 2 (331).

Управление. Вып. 9. С. 97-99.

Е. С. Микула

ОБЗОР МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выделены причины, которые свидетельствуют о необходимости проведения оценки человеческого капитала муниципального образования. В статье проанализированы методы оценки человеческого капитала, с целью определения метода, применимого для оценки человеческого капитала муниципального образования.

Ключевые слова: человеческий капитал, муниципальное образование, методика оценки человеческого капитала, стоимость человеческого капитала.

В настоящее время большой интерес приобретает вопрос о запасах человеческого капитала, накопленных различными территориальными единицами, в частности муниципальными образованиями. Человеческий капитал — это наиболее ценный ресурс для муниципального образования. Именно человеческий капитал является показателем конкурентоспособности муниципального образования, его экономического роста. Анализ человеческого капитала помогает оценить:

1) роль различных активов в формировании богатства современных обществ;

2) соотношение между темпами накопления человеческого и физического капитала;

3) величину инвестиций в население, и какими факторами они определяются.

Оценка человеческого капитала как важнейшего фактора развития муниципального образования необходима:

1) для привлечения инвестиций с целью развития муниципального образования;

2) определения действий властей муниципального образования для его развития;

3) определения и разработки стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

У. Петти одним из первых исследовал человеческий капитал в денежном измерении. Многие поколения экономистов разрабатывали методы, которые позволяли получать количественные оценки запасов человеческого капитала, накопленных обществом.

В табл. 1 рассмотрены методы оценки человеческого капитала различных авторов и их суть.

Все методы оценки человеческого капитала вырастают из единой потребности в измерении и контроле. Сложность таких методов заключается в сложности объекта измерения.

Таблица 1

Автор Суть метода оценки

Достоинства Недостатки

1. Дж. Кендрик На основе статистических данных рассчитывается накопление инвестиций в человека

В инвестиции в человеческий капитал выключены затраты семьи и общества на воспитание детей до достижения ими трудоспособного возраста, получения специальности, затраты на переподготовку, повышение квалификации, здравоохранение и др. Нет возможности расчёта «чистой стоимости» человеческого капитала. Метод не содержит методики выделения из общей суммы затрат части затрат, используемой на воспроизводство человеческого капитала, его реальное накопление [3. С. 24-25]

2. Дж. Минсер Оценка вклада образования и длительности трудовой деятельности в человеческий капитал

Получается зависимость эффективности человеческого капитала от числа лет общего образования, профессиональной подготовки и возраста работника

3. К. Б. Маллиган, Х. С. Мартин Оценка запаса совокупности человеческого капитала с помощью системы индексов [1. С. 16]

Анализ методов оценки человеческого капитала различных авторов

98

Е. С. Микула

Окончание табл. 1

Автор Суть метода оценки

Достоинства Недостатки

4. Т. Шульц Расчёт капитала трудовых ресурсов и сравнение его с производственным капиталом

Адекватные и сопоставимые результаты (расчёт производится в ценах года подсчёта) [2. С. 2] Не полный охват затрат (включает только формальное обучение)

5. К. Н. Чигоряев Все затраты, связанные с человеческим капиталом делятся на три основные группы: - фонд оплаты труда; - затраты на интеллектуальный капитал; - затраты на капитал здоровья

Простота расчёта и учёт не только образовательной составляющей, но и фонда оплаты труда и составляющих здоровья Не включает инфляционную составляющую [5. С. 54-56]

Каждый из методов не может в полной мере измерить всего масштаба человеческого капитала. Большинство существующих методик не учитывают инвестиций, не имеющих денежного эквивалента.

Тема оценки человеческого капитала актуальна и важна в настоящее время, поэтому постоянно исследуется. В рамках современной теории человеческого капитала используются следующие методы, которые представлены в табл. 2.

Анализ рассмотренных подходов к измерению человеческого капитала показывает, что метод, основанный на затратах, имеет большие преимущества перед другими рассмотренными методами. В настоящее время, несмотря на его недостатки, он предстаёт как наиболее верный подход к оценке стоимости человеческого капитала муниципального образования.

Проведя анализ существующих разработок, можно сделать вывод, что к мезоуровню, к которому относим муниципальное образование, бо-

лее всего подходит метод К. Н. Чигоряева. Этот метод оценивает все основные структурные составляющие человеческого капитала, которые подвергаются количественной оценке. В работе К. Н. Чигоряева человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяются производительностью труда и могут стать источниками дохода для человека, семьи, организации, общества. Человеческий капитал — это форма капитала и мера воплощённой в человеке способности приносить доход, который имеет стоимостную оценку.

Методика оценки человеческого капитала К. Н. Чигоряева позволяет количественно определить его значение с точки зрения произведённых затрат с учётом эффективности от их отдачи. Рассчитанное значение человеческого капитала может быть использовано для анализа его динамики и темпа прироста на территории муниципального образовании, оценки его влияния на экономические показатели муниципального

Таблица 2

Классификация методов оценки человеческого капитала (по [4])

Методы Суть

1. Натуральные (временные) оценки Измерение человеческого капитала в человеко-годах обучения. Это один из простейших методов, его точность не всегда достаточна, так как невозможно учесть неравнозначность года обучения на разных уровнях образования

2. Затратные Учитывают первоначальную стоимость, стоимость приобретения, замещения или альтернативные издержки на человеческие активы

3. Монетарные Основаны на расчёте доходов будущих владельцев и пользователей. Величину человеческого капитала измеряют не ценой от его производства, а экономическим эффектом от его использования

4. Методы ценности человеческого капитала Объединяют методы немонетарной поведенческой ценности с методами монетарной человеческой стоимости

Обзор методов оценки человеческого капитала муниципального образования

99

образования, а также при прогнозировании этих показателей [5. С. 54-56].

Представление о стоимости человеческого капитала муниципального образования позволяет:

- повысить конкурентоспособность муниципального образования;

- защитить муниципальное образование от неблагоприятных внутренних и внешних факторов;

- управлять интеллектуальными активами, наращивать интеллектуальный потенциал и тем самым повышать капитализацию муниципального образования;

- развивать муниципальное образование с учётом его интеллектуальных активов, что может способствовать привлечению дополнительных источников финансирования.

Таким образом, представление о стоимости человеческого капитала поможет вывести муниципальное образование на новый качественный уровень социально-экономического развития.

Список литературы

1. Болотин, А. А. Человеческий капитал как фактор экономического развития современного предприятия [Электронный ресурс] // Вопр. экономики. 2011. № 46 (88). URL: http://www.baltenergetika. ru/d/34663/d/fa4611-13.pdf

2. Кирьянов, Д. А. Методы оценки человеческого капитала: анализ объективности и достаточности исходных данных [Электронный ресурс] / Д. А. Кирьянов, Т. Н. Сухарева // Теория и практика общественного развития. 2011. № 3. URL: http:// teoria-practica.ru/-3 -2011/ekonomika/kiryanov-sukhareva.pdf

3. Корчагин, Ю. А. Человеческий капитал — интенсивный социально-экономический фактор развития личности, экономики, общества и государственности [Электронный ресурс]. Воронеж : Центр исслед. регион. экономики, 2011. URL: http:// www.lerc.ru/?art=3&page=35&part=articles1

4. Краковская, И. Н. Измерение и оценка человеческого капитала организации: подходы и проблемы // Эконом. анализ: теория и практика. 2008. № 19. С. 41-51.

5. Чигоряев, К. Н. Оценка стоимости человеческого капитала на основе произведенных затрат [Электронный ресурс] / К. Н. Чигоряев, Н. А. Скопинцева, В. В. Ульященко // Изв. Томс. политехн. ун-та. 2008. Т. 313, № 6. Экономика. Философия, социология и культурология. URL: http://www.lib.tpu.rU/fulltext/v/Bulletin_TPU/2008/ v313/i6/11.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.