Научная статья на тему 'Обзор лучших практик стимулирования развития рынка ГМТ в странах присутствия Gazprom ep International B. V'

Обзор лучших практик стимулирования развития рынка ГМТ в странах присутствия Gazprom ep International B. V Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лухтан Александр Александрович, Митрохин Алексей Михайлович, Сидоров Игорь Витальевич, Чебаненко Евгений Александрович

Сегодня Gazprom EP International B.V. ведет деятельность на трех континентах в 17 странах мира. Основной профиль это разведка и добыча углеводородов, однако в последнее время компания активно развивается в области монетизации добываемых углеводородов и стремится выстраивать интегрированные цепочки газового бизнеса, в том числе, осваивая сегмент газомоторного топлива (ГМТ). В качестве наиболее перспективного направления применения газомоторного топлива Gazprom EP International B.V. видит использование сжиженного природного газа (СПГ) для магистрального, железнодорожного и водного транспорта, карьерной и сельскохозяйственной техники в странах присутствия, например, таких как Боливия, Вьетнам и Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лухтан Александр Александрович, Митрохин Алексей Михайлович, Сидоров Игорь Витальевич, Чебаненко Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор лучших практик стимулирования развития рынка ГМТ в странах присутствия Gazprom ep International B. V»

Мировой газомоторный рынок

ч\\\\\\\\\\\\\\\\

Обзор лучших практик стимулирования развития рынка ГМТ в странах присутствия Gazprom EP International B.V.

А.А. Лухтан, начальник отдела технического обеспечения инфраструктурных проектов Gazprom EP International B.V.,

А.М. Митрохин, главный специалист отдела технического обеспечения инфраструктурных проектов Gazprom EP International B.V., И.В. Сидоров, главный специалист отдела технического обеспечения инфраструктурных проектов Gazprom EP International B.V., Е.А. Чебаненко, специалист отдела технического обеспечения инфраструктурных проектов Gazprom EP International B.V.

Сегодня Gazprom EP International B.V. ведет деятельность на трех континентах в 17 странах мира. Основной профиль - это разведка и добыча углеводородов, однако в последнее время компания активно развивается в области монетизации добываемых углеводородов и стремится выстраивать интегрированные цепочки газового бизнеса, в том числе, осваивая сегмент газомоторного топлива (ГМТ).

В качестве наиболее перспективного направления применения газомоторного топлива Gazprom EP International B.V. видит использование сжиженного природного газа (СПГ) для магистрального, железнодорожного и водного транспорта, карьерной и сельскохозяйственной техники в странах присутствия, например, таких как Боливия, Вьетнам и Узбекистан.

Боливия

Боливия является одной из стратегически важных стран для Группы Газпром и Gazprom EP International B.V. На данный момент компания планирует нарастить долю добычи газа на месторождениях с участием Группы Газпром до 25.. .30 % всего производства голубого топлива страны.

Руководство Многонационального Государства Боливии уделяет большое внимание развитию рынка газомоторного топлива в стране. Так, при Министерстве углеводородов создан отдельный исполнительный орган по организации перевода автотранспортных средств на ГМТ Entidad Ejecutora de Conversion a Gas Natural Vehicular (EEC-GNV), в задачи которого входят разработка и внедрение нормативно-правовой базы в области ГМТ, перевод транспортных средств на ГМТ, сертификация и аттестация сервисных центров по переоборудованию, контроль за оборотом газобаллонного оборудования, учет реализации природного газа в качестве моторного топлива на заправочных станциях, а также контроль за отчислениями с каждого проданного кубического метра топлива в специальный Фонд по переводу транспорта на ГМТ. Кроме того, в Боливии действует государственная про-

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

ijy У//////////////////////

■Vou,»«.»*

Мировой газомоторный рынок

к\\\\\\\\\\\\\\\\

\

Рис. 1. Динамика численности автомобилей на ГМТ в Боливии, ед.

Рис. 2. Объем реализованного ГМТ в Боливии, м3

грамма бесплатного перевода транспорта на ГМТ. Функция контроля за исполнением этой программы возложена также на EEC-GNV.

Общее количество транспорта, переведенного на компримированный природный газ (КПГ), по состоянию на 2018 год составляет около 400 тыс. единиц, из них 359 601 ед. переведена за период действия мер финансовой поддержки с 2000 по 2017 г. (рис. 1).

Подобный рост числа автомобилей, работающих на ГМТ, позволил существенно нарастить уровень потребления ГМТ в стране (рис. 2).

Стоит отметить, что на сегодняшний день на территории Боливии эксплуатируется более 250 частных автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), однако в качестве предпосылок дальнейшего развития рынка газомоторного топлива правительство Боливии видит развитие сегмента потребления СПГ для грузового и пассажирского транспорта в связи с высокими темпами развития промышленного производства и аграрного сектора, которые требуют увеличения объемов грузоперевозок и, как следствие, увеличения потребления моторного топлива.

Для этих целей был построен и в 2016 году введен в эксплуатацию завод по сжижению природного газа мощностью 210 тонн СПГ в сутки и запущены пять заправочных станций СКПГ. В продолжение работы по данному направлению между Министерством углеводородов и энергетики Боливии и Gazprom EP International B.V. был подписан и успешно реализуется Меморандум о сотрудничестве в области развития применения СПГ. В рамках меморандума в 2016 году состоялась передача газодизельного автомобиля КАМАЗ 5490 со стороны ПАО «Газпром» в адрес Министерства углеводородов и энергетики для проведения тестовых испытаний на территории Боливии. Испытания проходили на протяжении 2017-2018 гг. и показали высокие эксплуатационные характеристики российской техники.

чЧШШШШШШШ

Следующим шагом в развитии двусторонних мероприятий по стимулированию использования ГМТ на территории Боливии стало обсуждение возможности поставок более 15 тыс. единиц транспортных средств российского производства с участием Российского экспортного центра в качестве финансового партнера.

Вьетнам

Передача автомобиля КАМАЗ 5490

Gazprom EP International B.V. уделяет особое внимание стимулированию развитию рынка ГМТ на территории Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). Компания работает на рынке Вьетнама более 15 лет и участвует в проектах по развитию потребления газомоторного топлива на всей территории этой страны.

До 2018 года рынок потребления газомоторного топлива был очень слабо развит в СРВ. На всей территории Вьетнама эксплуатировались девять дочерних заправочных станций КПГ, а парк автотранспорта составлял чуть более 250 единиц. В 2018 году была утверждена государственная программа, направленная на субсидирование обновления автобусных парков в г. Хошимин и введен запрет на закупку новых автобусов не на газомоторном топливе. Данный опыт в ближайшее время будет трансформирован на все провинции страны. Это произошло, кроме прочего, благодаря активному участию со стороны ПАО «Газпром» и КНГ «Петровьетнам», которые начиная с 2013 года ведут совместную работу по стимулированию потребления газомоторного топлива.

В октябре 2015 года была зарегистрирована совместная компания PV Gazprom NGV, в состав которой входят Gazprom EP International B.V, ООО «Газпром газомоторное топливо» и Petrovietnam Gas (дочерняя компания вьетнамской государственной нефтегазовой компании Petrovietnam). В соответствии с постановлением совета директоров Petrovietnam от 12 августа 2016 года PV Gazprom NGV входит в цепочку производственно-хозяйственной деятельности по реализации газомоторного топлива (система Autogas) и имеет возможность дистрибуции природного газа в качестве моторного топлива на всей территории Вьетнама.

Согласно проведенным компанией PV Gazprom NGV маркетинговым исследованиям, объем потребления газомоторного топлива, преимущественно СПГ, уже в 2035 году составит 1,5 млрд кубометров в год при 10%-м уровне проникновения ГМТ в сегменте дорожного транспорта и 5%-м - в сегменте водного транспорта. Для начала формирования рынка потребления СПГ было принято решение о реализации пилотного проекта по строительству малотоннажного завода СПГ мощностью до 20 млн кубометров в год и сети криогенных заправочных станций. Компанией PV Gazprom NGV подписаны меморандумы о намерениях с потенциальными потребителями -городскими транспортными компаниями, предприятиями, занимающимися грузоперевозками и бункеровкой судов, которые к 2022 году будут готовы потреблять

Подписание Соглашения о создании СП по производству ГМТ

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

у,_'

чЙУ

■Vou,»«.»*

33

V/////////////////////

Мировой газомоторный рынок

\\\\\\\\\\\\\ж

\

до 200 млн кубометров природного газа в год в качестве моторного топлива. Первый СПГ, произведенный на новом заводе, планируется заправить в автомобили в конце 2019 года.

В дальнейшем Gazprom EP International B.V. планирует начать работу над амби-34 циозным и масштабным проектом по производству и использованию природного

газа в качестве моторного топлива на территории СРВ со строительством терминала импорта СПГ, в том числе из портфеля Группы Газпром, для удовлетворения спроса со стороны потребителей.

Узбекистан

Кредитное и налоговое стимулирование частных предпринимателей со стороны государства привело к резкому развитию инфраструктуры газомоторного топлива после 2010 года. Государство предоставляет предпринимателям упрощенную процедуру выделения земельных участков и льготное подключение к газопроводу, при этом прямого субсидирования владельцев АГНКС или потребителей не происходит.

Газ на рынке ГМТ в Узбекистане представлен в двух видах: СПБТ (смесь пропан-бутана техническая) и КПГ. В связи со сравнительно высокой стоимостью и большим сроком окупаемости газобаллонного оборудования рынок СПБТ перестал развиваться, а рынок КПГ активно растет. Если до 2010 года функционировало всего около 100 автомобильных газонаполнительных станций и АГНКС, то в настоящее время в стране одних только АГНКС 670, и практически все находятся во владении частных предпринимателей (таблица).

Динамика роста АГНКС и потребления природного газа

Годы 2006 2013 2014 2015 2016 2017 На 01.09.2018

Число, ед. 43 356 439 500 564 596 670

Потребление, млн м3 160,6 1329,4 1700,5 1951,3 2137,5 2432,3 1870,6 (с 01.01.2018)

Значительный рост в последние годы показывает также и количество автомобилей, работающих на газомоторном топливе. Если в 2013 году из 2 067 500 автомобилей в Узбекистане 669 200 (32,4 %) были переведены на работу на КПГ, то по состоянию на 1 июля 2018 года из 2 273 400 автомобилей на КПГ были переведены 1 104 100 ед. (48,6 %).

Важно отметить, что в розничную стоимость ГМТ в Узбекистане входит транспортный налог и прочие начисления, часть которых направляется на развитие нефтегазовых проектов в стране.

Несмотря на зрелость рынка ГМТ в Узбекистане в стране отсутствуют заправочные станции СПГ. Среди предпосылок к их созданию можно выделить экологическое состояние окружающей среды. В столице страны г. Ташкенте с населением 3,5 млн человек автомобильные выхлопы стали городской проблемой. Перевод транспорта на СПГ (в дополнение к уже эксплуатируемому транспорту на КПГ) позволит сократить выбросы углекислого газа. Кроме того, перевод автотранспортных средств, а также сельскохозяйственной и строительной техники на СПГ даст возможность высвободить дизельное топливо в объеме не менее 35 тыс. тонн в год только по Ташкенту.

На сегодняшний день создана специальная рабочая группа между представителями ПАО «Газпром» и АО «Узбекнефтегаз» по подготовке предложений для совместной реализации проектов в области увеличения потребления природного газа в качестве моторного топлива, в первую очередь, в области производства и потребления СПГ для грузовых автомобилей, железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.