Научная статья на тему 'ОБЗОР КАТЕГОРИИ "ЦЕЛЬ" В ПСИХОЛОГИИ'

ОБЗОР КАТЕГОРИИ "ЦЕЛЬ" В ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ / ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ / КОНФЛИКТ ЦЕЛЕЙ / ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ / НАМЕРЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ / ДИСТАНЦИЯ ДО ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васёв Роман Владимирович

В статье представлен обзор категории «цель» с психологической точки зрения, раскрывается состояние исследования целей в настоящее время. Обобщены результаты порядка 60 источников, включая эмпирические исследования целей. Предпринимается попытка собрать определения цели и обобщить их в виде единого конструкта. Показаны структура и свойства целей, отношения между средствами и целями, иерархия целей и подцелей, взаимосвязь между целями и планами, процессы постановки и достижения целей. Внимание уделяется конфликту целей и распределению ресурсов между несколькими целями, модели T.O.T.E., модели фаз действия «Рубикон», теории разворота М. Аптера, концепции психологической дистанции до цели, теме целенаправленного поведения с кибернетических позиций. Также в статье рассмотрены различные типы целей, функциональная автономия мотивов и стратегии саморегуляции в достижении поставленных целей. Установлено, что намерения по реализации планов оказывают благотворное влияние на достижение цели благодаря автоматическим процессам, стремление к достижению цели может быть активировано бессознательно благодаря стимулам внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN OVERVIEW OF THE CATEGORY OF GOAL IN PSYCHOLOGY

The article presents an overview of the category of goal from a psychological point of view. It reveals the current state of research into goals. The results from about 60 sources, including empirical studies of goals, are summarized. The author makes an attempt to capture definitions of the concept of goal and define them as a single construct. He shows the structure and properties of goals, the relationship between means and goals, the hierarchy of goals and subgoals, the interrelation between goals and plans, the processes of setting and achieving goals. An attention is paid to the conflict of goals and the distribution of resources between several goals, the T.O.T.E. model, the Rubicon model of action phases, the reversal theory of M. Apter, conceptions of psychological distance to the goal, the topic of purposeful behavior from cybernetic positions. The article also discusses various types of goals, functional autonomy of motives and strategies of self-regulation in achieving goals. It has been found out that intentions to implement plans have a beneficial effect on achieving a goal due to automatic processes, the desire to achieve a goal can be activated unconsciously due to environmental stimuli.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР КАТЕГОРИИ "ЦЕЛЬ" В ПСИХОЛОГИИ»

ТЕМА НОМЕРА: «НАУЧНЫЕ ГОРИЗОНТЫ: РАБОТЫ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

DOI: 10.17805/ggz.2022.3.1

Обзор категории «цель» в психологии

Р. В. Васёв

Московский гуманитарный университет, Российская Федерация

В статье представлен обзор категории «цель» с психологической точки зрения, раскрывается состояние исследования целей в настоящее время. Обобщены результаты порядка 60 источников, включая эмпирические исследования целей. Предпринимается попытка собрать определения цели и обобщить их в виде единого конструкта. Показаны структура и свойства целей, отношения между средствами и целями, иерархия целей и подцелей, взаимосвязь между целями и планами, процессы постановки и достижения целей. Внимание уделяется конфликту целей и распределению ресурсов между несколькими целями, модели T.O.T.E., модели фаз действия «Рубикон», теории разворота М. Аптера, концепции психологической дистанции до цели, теме целенаправленного поведения с кибернетических позиций.

Также в статье рассмотрены различные типы целей, функциональная автономия мотивов и стратегии саморегуляции в достижении поставленных целей. Установлено, что намерения по реализации планов оказывают благотворное влияние на достижение цели благодаря автоматическим процессам, стремление к достижению цели может быть активировано бессознательно благодаря стимулам внешней среды.

Ключевые слова: цель; мотивация; целеобразование; иерархия целей; конфликт целей; достижение цели; намерения по реализации; дистанция до цели

An Overview of the Category of Goal in Psychology

Roman V. Vasev Moscow University for the Humanities, Russian Federation

The article presents an overview of the category of goal from a psychological point of view. It reveals the current state of research into goals. The results from about 60 sources, including empirical studies of goals, are summarized. The author

makes an attempt to capture definitions of the concept of goal and define them as a single construct. He shows the structure and properties of goals, the relationship between means and goals, the hierarchy of goals and subgoals, the interrelation between goals and plans, the processes of setting and achieving goals. An attention is paid to the conflict of goals and the distribution of resources between several goals, the T.O.T.E. model, the Rubicon model of action phases, the reversal theory of M. Apter, conceptions of psychological distance to the goal, the topic of purposeful behavior from cybernetic positions.

The article also discusses various types of goals, functional autonomy of motives and strategies of self-regulation in achieving goals. It has been found out that intentions to implement plans have a beneficial effect on achieving a goal due to automatic processes, the desire to achieve a goal can be activated unconsciously due to environmental stimuli.

Keywords: goal; motivation; goal formation; hierarchy of goals; conflict of goals; goal achievement; intentions for implementation; distance to a goal

ВВЕДЕНИЕ

Категория «цель» существует с момента зарождения психологической мысли и объединяет в себе широкий ряд значений, очертить которые мы попробуем в данном обзоре. В эпоху просвещения И. Ф. Гербарт (1776-1841), немецкий ученый, сторонник научного анализа ментальных репрезентаций (образов), подчеркивал значение представлений для объяснения человеческого поведения. Американский философ и психолог У. Джеймс (James, 1902) связывал саморегуляцию с усилением слабой тенденции к выполнению желаемого поведения либо с ослаблением сильной тенденции к выполнению нежелательного поведения. Анализ воли Джеймса основывался на предположении, что поведение потенциально может регулироваться субъективными целями, даже если в определенных ситуациях и в определенное время это может быть трудно.

В 1896 г. ученик В. Вундта О. Кюльпе основал Вюрцбургскую психологическую школу экспериментального исследования мышления и воли. В работе школы цели имели особое значение в психологическом теоретизировании и получили устойчивое концептуальное и эмпирическое внимание. Появлялись релевантные для цели выражения, обычно использовался термин «конечное состояние» или «объект». Вундт писал о волевых процессах и принципе гетерогонии целей. Этот принцип проявляется в последствиях действий, которые выходят за рамки первоначально намеченной цели и создают новые мотивы, которые, возможно, приведут к неожиданным результатам. Таким

образом, цели умножаются в результате самосозидания целей, постоянно растет целевая организация (цепочка мотивов). Этот принцип имеет важное значение для понимания мотивационных процессов.

Работа И. П. Павлова «Рефлекс цели» (1916) имеет огромное значение для развития направления исследования целей. Цель является врожденным свойством человека, цель есть стремление обладать желаемым предметом. Ученый подчеркивал значение данного рефлекса в активном, целенаправленном поведении (Павлов, 2001).

С развитием бихевиоризма во втором десятилетии XX в., когда психология стремилась ограничиться наблюдаемым поведением, цели (и другие психические процессы и внутренние мыслительные события) стали вытесняться за рамки научной психологии. Со временем цели вернулись в фокус научных исследований. Представитель бихевиоризма (в последствии — необихевиоризма) Э. Толмен (1886-1959) обратил внимание, что поведение неразрывно с целеустремленностью. Ученый предпринял попытку объяснить целеустремленный характер поведения, опираясь на наблюдаемое поведение, он определил цель-объект как объект или ситуацию, к которой (от которой) движется организм. Толмен помог сохранить центральное место целей в психологии, совместив при этом бихевиоризм и целевые конструкции (Глазунов, Сидоров, 2017).

К 30-м гг. XX в. в психологической литературе нашла свое отражение конструкция цели. Слово «цель» стало обычным явлением и использовалось как научный термин для описания или объяснения психологических явлений, последующие теоретические изыскания сосредоточились на представлении конкретных вариантов целевых конструктов и их применении в сфере психологии мотивации.

С. Мейс, британский исследователь, на которого, возможно, меньше, чем на других, повлиял американский бихевиоризм, был первым, кто обратил внимание на влияние различных типов целей на выполнение задач (Phillips, 1991).

В 1930-1940-е гг. Г. Олпорт постулирует идею о функциональной автономии мотивов (Олпорт, 2002). Функциональная автономия представляет собой приобретенную систему мотивации, отличающуюся от первоначальной мотивации поведения. Последующий мотив образуется путем надстройки над исходным и функционально от него отличается. Таким образом, часть человеческих побуждений функционально не зависит от первоначальных мотивов, обусловливающих поведение. Функциональная автономия дает возможность обосновать наличие у взрослых людей комплекса актуальных мотивов, не

имеющих под собой в настоящий момент видимой ориентации на будущее состояние (Fifty years of personality psychology, 1993).

Н. Ах предположил, что связь в сознании человека ожидаемой ситуации с конкретным предполагаемым поведением создает то, что он назвал «определенностью (ясностью)», которая автоматически запускает предполагаемое действие, когда возникает конкретная ситуация. Сила «определенности» не связана с важностью внимания или цели человека. Предположение Аха о том, что автоматические процессы могут во многом способствовать достижению цели человека, подтверждается недавними выводами о том, что стратегии саморегуляции как намерений реализации оказывают благотворное влияние на основе автоматических процессов (Gollwitzer, Oettingen, 2011), а также открытием того, что стремление к достижению цели может быть активировано (т. е. инициировано) вне сознания человека путем подсознательного представления сигналов, имеющих отношение к цели (например, сигналов, которые относятся к деятельности, имеющей отношение к цели или достижение цели) (Bargh, 1990).

В 1926 г. К. Левин утверждает, что, когда организм устанавливает определенную цель, в игру вступает система напряжения и остается до тех пор, пока цель не будет достигнута или пока организм «не покинет поле» (Lewin, 1926). Спустя почти двадцать лет Левин и его коллеги (Lewin et al., 1944) изучали сознательные цели или уровни стремления. Они рассматривали уровни стремления как зависимую от различных мотивационных факторов (прежде всего других уровней) переменную. Цели придают значимость объектам и событиям в социальном и несоциальном окружении людей. Поскольку потребности могут быть удовлетворены различными типами поведения, которые могут заменять друг друга в снижении напряжения потребностей, многие различные целенаправленные поступки подходят для удовлетворения квазиданных, связанных с поставленной целью. Таким образом, метафора состояния напряжения Левина объясняет гибкость стремления к цели.

С зарождением в 1940-х гг. новой междисциплинарной области исследования кибернетики исследования целей стали еще популярней. В 1940-х гг. появились работы по теме целенаправленного поведения с кибернетических позиций (например, «Поведение, целенаправленность и телеология» А. Розен-блюта, Н. Винера и Дж. Бигелоу; см.: Rosenbluelh, Wiener, Bigelow, 1943). Кибернетические модели предполагали использование биологических и механических систем на основе обратной связи, с учетом того, что в системе заложена цель (целевое состояние). Главный смысл данных систем — стремиться к достижению известной цели, поддерживать конечное состояние. Примером

может служить термостат, имеющий заданную температуру (цель) и регулирующий свое поведение в соответствии с этой целью и на основе непрерывного сравнения своей текущей температуры с заданной температурой. В кибернетических моделях человек обладает представлениями о стандартах поведения (обобщенные состояния характерные для каждого индивида), которые используется посредством самонастройки и самоорганизации для регулирования поведения.

Д. Макклелланд и Дж. Аткинсон в 1953 г. постулировали существование внутренних мотивов, таких как потребность в достижениях, при этом утверждалось, что они являются подсознательными. В последующие годы Аткинсон (Atkinson, 1957) и Макклелланд развивали проблему потребности в достижениях с точки зрения мотива власти (Locke, Latham, 2002).

В 1956 г. Б. Блум, М. Энгельхарт, Э. Ферст, У. Хилл и Д. Кратвол опубликовали «Таксономию образовательных целей», классифицирующую образовательные цели в рамках когнитивной психологии. Достижение образовательных целей из когнитивной области включало выполнение задач, связанных с признанием знаний и развитием интеллектуальных навыков и способностей (Bloom et al., 1956).

Теория функциональных систем (1930-1955) советского физиолога П. К. Анохина (Анохин, 1955) содержит в себе «акцептор результата действия», представляющего когнитивную модель будущих результатов в виде сети нейронов. Циркулирование возбуждения по данной сети позволяет удерживать цель поведения человека. Иными словами, цель является синонимом акцептора результата действия.

Более поздние теории истолковывают людей как справедливых и всезнающих окончательных судей своих действий. Например, теория ожидаемой ценности (Аткинсон, 1957) предполагает, что люди выбирают цели рациональным способом, основываясь на всестороннем знании вероятности достижения цели и ожидаемой ценности цели. В модели решения общих проблем А. Ньюэлл, Дж. Шоу и Г. Саймон (Newell, Shaw, Simon, 1958) обсуждали отношения между средствами и целями и иерархию целей и подцелей.

Дж. Миллер, Ю. Галантер и К. Прибрам раскрыли взаимосвязь между целями и планами. В 1960 г. они опубликовали модель T.O.T.E. ("Test — Operate — Test — Exit"), раскрывающую связь восприятия и поведения (Miller, Galanter, Pribram, 1960). Согласно модели, программа поведения состоит из иерархически расположенных этапов тестирования и действии. Тестирование заключается в сопоставлении текущего результата действия с целевым значениям или желаемым состоянием (целью), происходит сверка

фактического значения с эталонным. Этап «операции» характеризуются действиями по реализации намеченной цели. Ключевое значение в модели принадлежит петле обратной связи, по средством которой происходит коррекция планов действий на этапе тестирования. При достижении соответствия текущего состояния эталонному (задуманной цели) процесс завершается, наступает фаза «выхода» (ibid.).

В 1960-х гг. Э. Локк начал исследовать влияние целей на человеческую деятельность, в это время была создана знаменитая теория постановки целей. Его первая статья на эту тему — «К теории мотивации задач и стимулов» — была опубликована в 1968 г. (Locke, 1968).

В это же время Р. Райен утверждал, что на поведение человека прежде всего влияют сознательные цели, планы, намерения, задачи и т. п. (Ryan, 1970). Совокупность данных феноменов Райен назвал объяснительными концепциями первого уровня, они являются непосредственными мотивацион-ными причинами большинства человеческих действий.

Т. Гьесме разработал концепцию психологической дистанции до цели, используя время до достижения цели, ориентацию на будущее время, рассматриваемую как черту, и ожидание достижения цели (вероятность достижения) (Gjesme, 1981).

В середине 1980-х гг. Х. Хекхаузен и П. Голвицер задались целью проанализировать, как люди контролируют свои действия. Разделение контроля действий на различные фазы значительно улучшало понимание данного процесса. В 1987 г. ученые предложили модель фаз действия «Рубикон», которая описывает ход действия как временной, линейный путь, начинающийся с желания человека и заканчивающийся оценкой достигнутых результатов действия. Порядок действий включает в себя этап обсуждения целесообразности (выбора цели), фазу планирования конкретных стратегий для достижения этой цели, фаза введения в действие этих планов (деятельностный этап) и этап анализа достигнутых результатов (постдеятельностный этап) (Keller, Gollwitzer, Sheeran, 2020). Модель Рубикона впоследствии была заменена теорией мышления о фазах действия, в которой каждый из четырех этапов, как было предложено, был связан с особым мышлением (Gollwitzer, 1990, 2012). Последующие исследования показали, что намерения по реализации, зависящие от конкретных условий, связывающие контекст и действия, квалифицируются как мощный инструмент саморегуляции, когда дело доходит до достижения своих целей, независимо от того, к какой области относятся эти цели. Намерения по реализации — это конкретные планы «если — то», определяющие критическую ситуацию (подходящую возможность действовать в соответствии с

целью) и связывающие ее с целенаправленным ответом. Такие планы повышают показатели достижения целей (Gollwitzer, 1999, 2014; Gollwitzer, Sheeran, 2006).

В теории деятельности цели влияют на действия. Проявление того или иного действия зависит от представления о результате. Цель более высокого порядка имеет свойство распадаться на несколько конкретных целей, порождающих определенный набор последовательных действий. С другой стороны, сама цель может иметь в своей основе несколько мотивов (Леонтьев, 1975).

Цель по С. Л. Рубинштейну является предметом удовлетворения потребности (Ильин, 2011).

Цели у О. К. Тихомирова заключают в себе предвосхищаемые результаты действии и обусловлены внешними условиями. Цель характеризуется разной степенью ясности (Тихомиров, 1984).

М. Г. Ярошевский считал, что будущие цели придают мышлению целенаправленный характер, упорядочивая ход мысли, детерминируют будущую последовательность действий (Ярошевский, 1985).

Советский и российский психолог В. В. Петухов в 1987 г. при определении феномена мышления использовал телеологический подход, важнейшей характеристикой которого является внутренняя направленность субъекта на достижение цели. В психологической структуре задачи инициирующим элементом является субъективно поставленная цель (Петухов, 1987).

Теория разворота М. Аптера утверждает, что существуют альтернативные состояния мотивационных систем, доступные индивиду для взаимодействия с его окружением. Теория включает метамотивационные конструкции в рамках бистабильности. Бистабильность относится к возможности переключения между двумя состояниями: телическим (направленным на достижение цели) и парателическим (ориентированным на деятельность). Фокусировка более высокого порядка (телическая) может привести к пересмотру планов и к переходу от телических состояний к парателическим состояниям (Apter, 1989).

СФЕРА ОПРЕДЕЛЕНИЙ КАТЕГОРИИ «ЦЕЛЬ»

В гештальтпсихологической теории мышления М. Вертгеймер обозначает цель как обязательный элемент задачи, который необходим для запуска направленного поведения (Вертгеймер, 1987).

Цель — образ будущего результата (Леонтьев, 1975).

Цели — это желаемые состояния, которые представляют собой последствия поведения, которых человек стремится достичь (положительные последствия) или попытки избежать (негативных последствий) (Winell, 1987).

Дж. Остин и Дж. Ванкувер определи цели как внутренние представления о желаемых состояниях (результатах, событиях или процессах) (Austin, Vancouver, 1996).

Цель также понимается как когнитивное представление, охватывающее связь средств достижения цели и желаемых результатов (Kruglanski et al., 2002). Цели состоят таким образом из средств достижения цели и желаемого результата.

Цели описываются как строительные блоки для выполнения разнообразных задач развития, а их достижение способствует формированию долгосрочных моделей успешного развития (Freund, Riediger, 2006).

Цели рассматриваются и как врожденный потенциал неудовлетворенности. Постановка целей создает отрицательное несоответствие между фактическим и желаемым состоянием (Kaftan, Freund, 2018).

Цели по Д. Дернеру — это маяки, указывающие направления действия (Дернер, 1997). Цели можно определить как внутреннее представление желаемых результатов (Austin, Vancouver, 1996).

Цели — это инциденты, которые еще не произошли с человеком, но человек желает, чтобы они произошли с ним. Поскольку они не могут происходить сами по себе, человек следует набору правил или плану для обеспечения достижения цели (Balcetis, Dunning, 2010).

Наличие множества различных понятий для описания целей личности предполагает создание обобщающего конструкта. Р. Эммонс использовал термин «личностное стремление» как обобщающий термин для исследования целей личности.

С другой стороны, при таком большом количестве определений целей необходимым становится выделение ключевых их характеристик.

Конструкция цели была по-разному определена в терминах познания (Locke, 2000), поведения (Bargh et al., 2001) и аффекта (Pervin, 1983).

Л. Барсалоу (Barsalou, 1991) рассматривал цели как помощь в классификации поведенческих категорий, имеющих отношение к решению проблем понимания, преобразования и организации действительности.

Исследования индивидуальных различий с точки зрения мотивацион-ных ориентаций заменили конструкцию потребности (мотива) конструкциями, описывающими общую ориентацию на цели, такие как личные проекты и стремления, жизненные задачи или цели идентичности. Такие личные

стремления более ограничены по охвату и могут быть охарактеризованы с точки зрения ожиданий успеха и сложности, уровня абстракции и избегания, степени конфликта друг с другом (Emmons, 1996; Gollwitzer, Kirchhof, 1998).

Д. Гамилтон, Л. Кац и В. Лейрер выяснили, что участники исследования, у кого была цель формирования впечатления, лучше запоминали исследовательский материал, чем участники, у которых была цель запоминания, а бессознательная активация цели может привести к поведению, связанному с целью (Hamilton, Katz, Leirer, 1980).

Дж. Барг, А. Ли-Чай, К. Барндоллар, П. Голлвицер и Р. Третшел исследовали прайминг, связанный с достижениями и сотрудничеством (Bargh et al., 2001). Оба типа прайминга привели к поведению, соответствующему цели (большее достижение и большее сотрудничество), при выполнении последующей задачи без видимой демонстрации участниками осведомленности о взаимосвязи между праймингом и задачами производительности. Другие исследования дают те же результаты: бессознательная активация цели приводит к преследованию цели и соответствующим эмоциональным реакциям, если преследование идет хорошо или плохо (Shah, Friedman, Kruglanski, 2002).

В современных теориях мотивации человек обладает гибкими стратегиями для осуществления целей. Внимание уделяется различным задачам, которые человек должен выполнить при преобразовании желаний в действия (Gollwitzer, 1990, 2012). Во время выбора целей люди стремятся соответствовать идеалу всезнающего и справедливого человека. При реализации уже поставленной цели люди полны решимости достичь поставленной цели, становятся пристрастными.

В литературе о целях существуют исследования сфокусированные на процессе достижения целей и распределении ресурсов между несколькими целями (Zeelenberg, Pieters, 2007; Schmidt, Dolis, Tolli, 2009). Работа Л. Первина (Pervin, 1991) была одной из первых, в которой была изложена идея множественного достижения целей и их параллельной обработки. Предполагается, что у людей есть основные цели, которые являются ключевыми, и фоновые цели, недоступные для рабочей памяти, но в значительной степени являющихся частью системы целей (Austin, Vancouver, 1996).

В XX в. во многих исследованиях мотивации все чаще стали использоваться цели (Bargh, Gollwitzer, Oettingen, 2010). Одно направление исследований целей фокусируется на детерминантах и процессах постановки целей, в то время как другое направление нацелено на реализацию целей. В отношении постановки целей было обнаружено, что люди, интерпретирующие свое «я» как идеал, которого они внутренне желают достичь, ставят перед собой цели

достижения, фокусируясь на установлении и сохранении положительных результатов, в то время как люди, интерпретирующие свое «я» как состояние (должное состояние), которое они вынуждены достичь, ставят перед собой цели избегания, фокусируясь на избавлении от негативных результатов (Higgins, 2006). Цели определяются как играющие ключевую роль в переходе от существующего состояния к желаемому состоянию или результату (Spence, 2GG7).

Благодаря очевидной важности целей и связанных с ними явлений для человеческой деятельности во второй половине XX в. наблюдается заметное социально-психологическое теоретизирование о целях. Концепции целей все чаще присутствуют в области познания, личности и мотивации. Ряд исследований основное внимание уделяет структуре и свойствам целей, а также содержанию и постановке целей (Louro, Pieters, Zeelenberg, 2GG7; Schmidt, Dolis, Tolli, 2009). Касающиеся иерархии целей работы указывают на то, что цели на разных уровнях влияют на другие цели в системе целей (Ortony, Clore, Collins, 1988; Cropanzano, James, Citera, 1993). При этом цели не всегда будут способствовать достижению других целей в системе равнозначных целей, требуется сделать выбор между ними. Эта ситуация называется в литературе по мотивации как конфликт целей (Zohner, 1963), преследование взаимоисключающих целей разрушительно для внутренних ресурсов человека.

Изучены также регулирующие стратегии для достижения конфликтующих целей. Одной из регулирующих стратегий для достижения конфликтующих целей, изложенных Дж. Кулем (Kuhl, 2GG1), приносящей пользу в успешном достижении целей и преодолении конфликта целей, является контроль за действиями. «Экранирование целей» ("goal shielding", см.: Shah, Friedman, Kruglanski, 2002) является саморегулируемой стратегией, которая может быть использована для защиты достижения основной цели от альтернативных. Два ключевых фактора достижения цели включают приверженность и целеустремленность человека, связанные с целью, и упорство, отражающее насколько сильно люди продолжают вкладываться в конкретные цели. Другое исследование посвящено феномену, показывающему, что люди могут испытывать трудности в расстановке своих приоритетов (приоритетных целей), а также тому, как люди выходят из ситуации, частично жертвуя энергией (силой) стремления к каждой из этих целей и не отказываясь ни от одной из них. Данная ситуация в литературе о целях названа «поиском удовлетворяющих альтернатив» ("satisficing"; см.: Simon, 1967).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Категория «цель» имеет давнюю историю и является сложным и многогранным психологическим феноменом, требующем дальнейшего научного изучения.

Существует значительное разнообразие терминов в области исследования целей. Цели служат стандартом, с которым сравниваются представления о текущих или ожидаемых состояниях. Разнообразие возникает из-за соображений свойств и отношений между целями, способа представления целей, операций, предназначенных для достижения целей, мониторинга и модификации поведенческих последовательностей для реализации планов и стратегий и контроля достижения целей, а также процессов принятия решений, связанных с установлением, достижением, пересмотром и сохранением целей.

Цель — это форма саморегулирования поведения, применяемая людьми сознательно или бессознательно для достижения определенных будущих состояний своего физического «я» или окружающего мира. Сосредоточивая внимание людей, цели способствуют реагированию, совместимому с их целями. Цели дают способность человеку регулировать свои реакции, выходящие за рамки биологически обусловленных предрасположенностей. Занимаясь целенаправленным поведением, люди принимают во внимание будущие события, ведя себя таким образом, чтобы либо облегчить, либо предотвратить их появление. Ключевое значение имеет ментальный образ будущей возможности (состояния действительности), влияющий на поведение в настоящем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анохин, П. К. (1955) Особенности афферентного аппарата условного рефлекса и их значение для психологии // Вопросы психологии. № 6. С. 16-38.

Вертгеймер, М. (1987) Продуктивное мышление / пер. с англ. С. Д. Ла-тушкина ; ред. Э. М. Пчелкина ; общ. ред. С. Ф. Горбова, В. П. Зинченко ; вступ. ст. В. П. Зинченко. М. : Прогресс. 336 с.

Глазунов, Ю. Т., Сидоров, К. Р. (2017) Целеполагание, целедостижение и волевая регуляция // Сибирский психологический журнал. № 64. С. 6-23. Б01: 10.17223/17267080/64/1. EDN: YTUBYV

Дернер, Д. (1997) Логика неудачи. М. : Смысл. 243 с.

Ильин, Е. П. (2011) Мотивация и мотивы. СПб. : Питер. 512 с. (Серия «Мастера психологии»).

Леонтьев, А. ^ (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат. 304 с.

Олпорт, Г. (2002) Становление личности : избранные труды / [пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева] ; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. 462 с.

Павлов, И. П. (2001) Рефлекс цели. СПб. : Питер. 432 с. (Серия «Психология-классика») .

Петухов, В. В. (1987) Психология мышления : учеб.-метод. пос. для студентов фак. психологии гос. ун-тов. М. : Изд-во Моск. ун-та. 87, [3] с.

Тихомиров, О. К. (1984) Психология мышления : учебное пособие. М. : Изд-во Моск. ун-та. 272 с.

Ярошевский, М. Г. (1985) Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. № 6. С. 14-26. EDN: RWKGOF

Apter, M. J. (1989) Reversal theory: A new approach to motivation, emotion and personality // Anuario de Psicología. Vol. 42. No. 3. P. 17-29.

Atkinson, J. W. (1957) Motivational determinants of risk-taking behavior // Psychological Review. Vol. 64. No. 6. Pt. 1. P. 359-372. DOI: 10.1037/h0043445

Austin, J. T., Vancouver, J. B. (1996) Goal constructs in psychology: Structure, process, and content // Psychological Bulletin. Vol. 120. No. 3. P. 338-375. DOI: 10.1037/0033-2909.120.3.338

Balcetis, E., Dunning, D. (2010) Wishful seeing: Motivational influences on visual perception of the physical environment // Social psychology of visual perception / ed. by E. Balcetis, G. D. Lassiter. N. Y. : Psychology Press. xvi, 334 p. P. 77101.

Bargh, J. A. (1990) Auto-motives: Preconscious determinants of thought and behavior. Multiple affects from multiple stages // Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior / ed. by E. T. Higgins, R. M. Sorrentino. N. Y. : The Guilford Press. Vol. 2. xviii, 621 p. P. 93-130.

Bargh, J. A. et al. (2001) The automated will: Non-conscious activation and pursuit of behavioural goals / J. A. Bargh, A. Lee-Chai, K. Barndollar, P. M. Gollwitzer, R. Trotschel // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 81. No. 6. P. 1014-1027.

Bargh, J. A., Gollwitzer, P. M., Oettingen, G. (2010) Motivation // Handbook of social psychology : in 2 parts / ed. by S. T. Fiske, D. T. Gilbert, G. Lindzey. Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, Inc. Part 2: The social being. P. 268-316. DOI: 10.1002/9780470561119.socpsy001008

Barsalou, L. W. (1991) Deriving categories to achieve goals // The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory. Vol. 27 / ed. by G. H. Bower. San Diego ; N. Y. ; Boston ; L. ; Sydney ; Tokyo ; Toronto : Academic Press. xiv, 349 p. P. 1-64.

Bloom, B. et al. (1956) Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals / B. Bloom, M. Englehart, E. Furst, W. Hill, D. Krathwohl. Handbook I: Cognitive domain. N. Y. ; Toronto : Longmans, Green and Co Ltd. [xiv], 207 p.

Cropanzano, R., James, L., Citera, M. (1993) A goal hierarchy model of personality, motivation, and leadership // Research in Organizational Behavior. Vol. 15 / ed. by L. L. Cummings, B. M. Staw. Greenwich, CT ; L. : Jai Press Inc. P. 267322.

Emmons, R. A. (1996) Striving and feeling: Personal goals and subjective well-being // The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior / ed. by P. M. Gollwitzer, J. A. Bargh. N. Y. : The Guilford Press. xv, 683 p. P. 313-337.

Fifty years of personality psychology (1993) / ed. by K. H. Craik, R. Hogan, R. N. Wolfe. N. Y. : Plenum Press. xx, 314 p.

Freund, A. M., Riediger, M. (2006) Goals as building blocks of personality and development in adulthood // Handbook of personality development / ed. by

D. K. Mroczek, T. D. Little. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates Publishers. x, 528 p. P. 353-372.

Gjesme, T. (1981) Is there any future in achievement motivation? // Motivation and Emotion. Vol. 5. Issue 2. P. 115-138.

Gollwitzer, P. M. (1990) Action phases and mind-sets // Handbook of motivation and cognition / ed. by E. T. Higgins, R. M. Sorrentino. Vol. 2: Foundations of social behavior. N. Y. : The Guilford Press. P. 53-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gollwitzer, P. M. (1999) Implementation intentions: Strong effects of simple plans // American Psychologist. Vol. 54. No. 7. P. 493-503. DOI: 10.1037/0003-066X.54.7.493

Gollwitzer, P. M. (2012) Mindset theory of action phases // Handbook of theories of social psychology / ed. by P. A. M. Van Lange, A. W. Kruglanski,

E. T. Higgins. Los Angeles : Sage Publications Ltd. Vol. 1. 568 p. P. 526-545. DOI: 10.4135/9781446249215.n26

Gollwitzer, P. M. (2014) Weakness of the will: Is a quick fix possible? // Motivation and Emotion. Vol. 38. No. 3. P. 305-322. DOI: 10.1007/s11031-014-9416-3

Gollwitzer, P. M., Kirchhof, O. (1998) The willful pursuit of identity // Span perspectives on motivation and control / ed. by J. Heckhausen, C. S. Dweck. N. Y. : Cambridge University Press. x, 461 p. P. 389-423.

Gollwitzer, P. M., Oettingen, G. (2011) Planning promotes goal striving // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications / ed. by K. D. Vohs, R. F. Baumeister. N. Y. : The Guilford Press. xv, 592 p. P. 162-185.

Gollwitzer, P. M., Sheeran, P. (2006) Implementation intentions and goal achievement: A meta-analysis of effects and processes // Advances in experimental social psychology. Vol. 38 / ed. by M. P. Zanna. N. Y. : Academic Press. ix, 376 p. P. 69-119. DOI: 10.1016/S0065-2601(06)38002-1

Hamilton, D. L., Katz, L. B., Leirer, V. O. (1980) Cognitive representation of personality impressions: Organizational processes in first impression formation // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 39. No. 6. P. 1050-1063. 10.1037/h0077711

Higgins, E. T. (2006) Value from hedonic experience and engagement // Psychological Review. Vol. 113. No. 3. P. 439-460. DOI: 10.1037/0033-295X.113.3.439

James, W. (1902) A study of man: The varieties of religious experience. L. ; N. Y. ; Bombay : Longmans, Green, and Co. xii, 534 p.

Kaftan, O. J., Freund, A. M. (2018) The way is the goal: The role of goal focus for successful goal pursuit and subjective well-being // Handbook of well-being / ed. by E. Diener, S. Oishi, L. Tay. Salt Lake City, UT : DEF Publishers. Online. DOI: https://doi.org/10.5167/uzh-147437

Keller, L., Gollwitzer, P. M., Sheeran, P. (2020) Changing behavior using the model of action phases // The handbook of behavior change / ed. by M. S. Hagger et al. Cambridge : Cambridge University Press. xx, 708 p. P. 78-88. DOI: 10.1017/9781108677318.006

Kruglanski, A. W. et al. (2002) A theory of goal systems / A. W. Kruglanski, J. Y. Shah, A. Fishbach, R. Friedman, W. Y. Chun, D. Sleeth-Keppler // Advances in experimental social psychology. Vol. 34 / ed. by M. P. Zanna. San Diego, CA : Academic Press. 455 p. P. 331-378. DOI: 10.1016/S0065-2601(02)80008-9

Kuhl, J. (2001) A functional approach to motivation: The role of goal-enactment and self-regulation in current research on approach and avoidance // Trends and prospects in motivation research / ed. by A. Efklides, J. Kuhl, R. M. Sorrentino. Dordrecht : Kluwer Academic Publishers. xxiv, 414 p. P. 239-268.

Lewin, K. (1926) Vorsatz Wille und Bedürfnis: Mit Vorbemerkungen über die psychischen Kräfte und Energien und die Struktur der Seele. Berlin ; Heidelberg : Springer-Verlag. 92 S.

Lewin, K. et al. (1944) Level of aspiration / K. Lewin, T. Dembo, L. Festinger, P. S. Sears // Personality and the behavior disorders: A handbook based

experimental and clinical research. Vol. 1 / ed. by J. McV. Hunt. N. Y. : The Ronald Press Company. xii, 618 p. P. 333-378.

Locke, E. A. (1968) Toward a theory of task motivation and incentives // Organizational Behavior & Human Performance. Vol. 3. Issue 2. P. 157-189. DOI: 10.1016/0030-5073(68)90004-4

Locke, E. A. (2000) Motivation, cognition, and action: An analysis of studies of task goals and knowledge // Applied Psychology. Vol. 49. Issue 3. P. 408-429. DOI: 10.1111/1464-0597.00023

Locke, E. A., Latham, G. P. (2002) Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey // American Psychologist. Vol. 57. No. 9. P. 705-717. DOI: 10.1037/0003-066X.57.9.705

Louro, M., Pieters, R., Zeelenberg, M. (2007) Dynamics of multiple-goal pursuit // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 93. No. 2. P. 174-193. DOI: 10.1037/0022-3514.93.2.174

Miller, G. A., Galanter, E., Pribram, K. H. (1960) Plans and the structure of behavior. N. Y. : Holt, Rinehart and Winston, Inc. x, 226 p. DOI: 10.1037/10039000

Newell, A., Shaw, J. C., Simon, H. A. (1958) Elements of a theory of human problem solving // Psychological Review. Vol. 65. No. 3. P. 151-166. DOI: 10.1037/h0048495

Ortony, A., Clore, G. L., Collins, A. (1988) The cognitive structure of emotions. Cambridge : Cambridge University Press. xi, 207 p. DOI: 10.1017/CBQ 9780511571299

Pervin, L. A. (1983) The stasis and flow of behaviour: Toward a theory of goals // Nebraska symposium on motivation 1982 / ed. by M. M. Page. Lincoln, NE : University of Nebraska Press. xv, 276 p. P. 1-53.

Pervin, L. A. (1991) Self-regulation and the problem of volition // Advances in achievement and motivation. Vol. 7 / ed. by M. L. Maehr, P. R. Pintrich. Greenwich, CT : JAI Press. xiii, 417 p. P. 1-20.

Phillips, P. L. (1991) Cecil Alec Mace: The life and times of the original goalsetting experimenter // Academy of Management Proceedings. Issue 1. P. 142-146. DOI: 10.5465/ambpp.1991.4976763

Rosenbluelh, A., Wiener, N., Bigelow, J. (1943) Behavior, purpose and teleology // Philosophy of Science. Vol. 10. No. 1. P. 18-24.

Ryan, T. A. (1970) Intentional behavior: An approach to human motivation. N. Y. : Ronald Press. ix, 590 p. DOI: 10.1177/0002764270014001111

Schmidt, A. M., Dolis, C. M., Tolli, A. P. (2009) A matter of time: Individual differences, contextual dynamics, and goal progress effects on multiple-goal self-

regulation // Journal of Applied Psychology. Vol. 94. No. 3. P. 692-709. DOI: 10.1037/a0015012

Shah, J. Y., Friedman, R., Kruglanski, A. W. (2002) Forgetting all else: On the antecedents and consequences of goal shielding // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 83. No. 6. P. 1261-1280. DOI: 10.1037/00223514.83.6.1261

Simon, H. A. (1967) Motivational and emotional controls of cognition // Psychological Review. Vol. 74. No. 1. P. 29-39. DOI: 10.1037/h0024127

Spence, G. B. (2007) Gas-powered coaching: Goal attainment scaling and its use in coaching research and practice // International Coaching Psychology Review. Vol. 2. No. 2. P. 155-167.

Winell, M. (1987) Personal goals: The key to self-direction in adulthood // Humans as self-constructing living systems: Putting the framework to work / ed. by M. E. Ford, D. H. Ford. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. xiii, 409 p. P. 261-287. DOI: 10.4324/9780429025297-9

Zeelenberg, M., Pieters, R. (2007) A theory of regret regulation 1.0 // Journal of Consumer Psychology. Vol. 17. No. 1. P 3-18. DOI: 10.1207/s15327663jcp1701 3

Zohner, G. D. (1963) Effects of degree of confinement, stimulus similarity, and number of approach and shock trials on approach-avoidance in free space : A doctoral dissertation. Amherst, MA : University of Massachusetts. v, 82 l. URL: https://scholarworks.umass.edu/dissertations 1/1877 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 01.05.2022).

Дата поступления: 10.05.2022 г.

REFERENCES

Anokhin, P. K. (1955) Osobennosti afferentnogo apparata uslovnogo refleksa i ikh znachenie dlia psikhologii [Peculiarities of the afferent apparatus of the conditioned reflex and their significance for psychology]. Voprosypsikhologii, no. 6, pp. 16-38. (In Russ.).

Wertheimer, M. (1987) Produktivnoe myshlenie [Productive thinking] / transl. from English by S. D. Latushkin ; ed. by E. M. Pchelkin ; general editors: S. F. Gorbov and V. P. Zinchenko ; introduction by V. P. Zinchenko. Moscow : Progress. 336 p. (In Russ.).

Glazunov, Yu. T. and Sidorov, K. R. (2017) Tselepolaganie, tseledostizhenie i volevaia reguliatsiia [Goal-setting, goal achievement and volitional regulation]. Sibirskii psikhologicheskii zhurnal, no. 64, pp. 6-23. (In Russ.). DOI: 10.17223/17267080/64/1. EDN: YTUBYV

Dórner, D. (1997) Logika neudachi [Die Logik des Mifilingens / The logic of failure]. Moscow : Smysl. 243 p. (In Russ.).

Ilyin, E. P. (2011) Motivatsiia i motivy [Motivation and motives]. St. Petersburg : Piter. 512 p. (Series "Mastera psikhologii" / "Masters of Psychology"). (In Russ.).

Leontiev, A. H. (1975) Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost' [Activity. Conscience. Personality]. Moscow : Politizdat. 304 p. (In Russ.).

Allport, G. (2002) Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy [The nature of personality: Selected papers] / [transl. from English by L. V. Trubitsyna and D. A. Leontiev] ; ed. by D. A. Leontiev. Moscow : Smysl. 462 p. (In Russ.).

Pavlov, I. P. (2001) Refleks tseli [Reflex of the goal]. St. Petersburg : Piter. 432 p. (Series "Psikhologiia-klassika" / "Pscyhology-Classics").(In Russ.).

Petukhov, V. V. (1987) Psikhologiia myshleniia [Psychology of thinking] : A study guide. Moscow : Moscow University Publ. 87, [3] p. (In Russ.).

Tikhomirov, O. K. (1984) Psikhologiia myshleniia [Psychology of thinking] : A study guide. Moscow : Moscow University Publ. 272 p. (In Russ.).

Yaroshevskii, M. G. (1985) Psikhologiia tvorchestva i tvorchestvo v psikhologii [Psychology of creativity and creativity in psychology]. Voprosy psikhologii, no. 6, pp. 14-26. (In Russ.). EDN: : RWKGOF

Apter, M. J. (1989) Reversal theory: A new approach to motivation, emotion and personality. Anuario de Psicología, vol. 42, no. 3, pp. 17-29.

Atkinson, J. W. (1957) Motivational determinants of risk-taking behavior. Psychological Review, vol. 64, no. 6, pt. 1, pp. 359-372. DOI: 10.1037/h0043445

Austin, J. T. and Vancouver, J. B. (1996) Goal constructs in psychology: Structure, process, and content. Psychological Bulletin, vol. 120, no. 3, pp. 338375. DOI: 10.1037/0033-2909.120.3.338

Balcetis, E. and Dunning, D. (2010) Wishful seeing: Motivational influences on visual perception of the physical environment. In: Social psychology of visual perception / ed. by E. Balcetis, G. D. Lassiter. New York : Psychology Press. xvi, 334 p. Pp. 77-101.

Bargh, J. A. (1990) Auto-motives: Preconscious determinants of thought and behavior. Multiple affects from multiple stages. In: Handbook of motivation and cognition: Foundations of social behavior / ed. by E. T. Higgins and R. M. Sorren-tino. New York : The Guilford Press, vol. 2. xviii, 621 p. Pp. 93-130.

Bargh, J. A. et al. (2001) The automated will: Non-conscious activation and pursuit of behavioural goals / J. A. Bargh, A. Lee-Chai, K. Barndollar, P. M. Gollwitzer and R. Trótschel. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 81, no. 6, pp. 1014-1027.

Bargh, J. A., Gollwitzer, P. M. and Oettingen, G. (2010) Motivation. Handbook of social psychology : in 2 parts / ed. by S. T. Fiske, D. T. Gilbert and G. Lin-dzey. Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, Inc. Part 2: The social being. Pp. 268-316. DOI: 10.1002/9780470561119.socpsy001008

Barsalou, L. W. (1991) Deriving categories to achieve goals. In: The psychology of learning and motivation: Advances in research and theory, vol. 27 / ed. by G. H. Bower. San Diego ; New York ; Boston ; London ; Sydney ; Tokyo ; Toronto : Academic Press. xiv, 349 p. Pp. 1-64.

Bloom, B. et al. (1956) Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals / B. Bloom, M. Englehart, E. Furst, W. Hill and D. Krath-wohl. Handbook I: Cognitive domain. New York ; Toronto : Longmans, Green and Co Ltd. [xiv], 207 p.

Cropanzano, R., James, L. and Citera, M. (1993) A goal hierarchy model of personality, motivation, and leadership. In: Research in Organizational Behavior, vol. 15 / ed. by L. L. Cummings and B. M. Staw. Greenwich, CT ; London : Jai Press Inc. P. 267-322.

Emmons, R. A. (1996) Striving and feeling: Personal goals and subjective well-being. In: The psychology of action: Linking cognition and motivation to behavior / ed. by P. M. Gollwitzer and J. A. Bargh. New York : The Guilford Press. xv, 683 p. Pp. 313-337.

Fifty years of personality psychology (1993) / ed. by K. H. Craik, R. Hogan and R. N. Wolfe. New York : Plenum Press. xx, 314 p.

Freund, A. M. and Riediger, M. (2006) Goals as building blocks of personality and development in adulthood. In: Handbook of personality development / ed. by D. K. Mroczek and T. D. Little. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates Publishers. x, 528 p. Pp. 353-372.

Gjesme, T. (1981) Is there any future in achievement motivation? Motivation and Emotion, vol. 5, issue 2, pp. 115-138.

Gollwitzer, P. M. (1990) Action phases and mind-sets. In: Handbook of motivation and cognition / ed. by E. T. Higgins and R. M. Sorrentino. Vol. 2: Foundations of social behavior. New York : The Guilford Press. Pp. 53-92.

Gollwitzer, P. M. (1999) Implementation intentions: Strong effects of simple plans. American Psychologist, vol. 54, no. 7, pp. 493-503. DOI: 10.1037/0003-066X.54.7.493

Gollwitzer, P. M. (2012) Mindset theory of action phases. In: Handbook of theories of social psychology / ed. by P. A. M. Van Lange, A. W. Kruglanski and E. T. Higgins. Los Angeles : Sage Publications Ltd. Vol. 1. 568 p. Pp. 526-545. DOI: 10.4135/9781446249215.n26

Gollwitzer, P. M. (2014) Weakness of the will: Is a quick fix possible? Motivation and Emotion, vol. 38, no. 3, pp. 305-322. DOI: 10.1007/s11031-014-9416-3 Gollwitzer, P. M. and Kirchhof, O. (1998) The willful pursuit of identity. In: Span perspectives on motivation and control / ed. by J. Heckhausen, C. S. Dweck. New York : Cambridge University Press. x, 461 p. Pp. 389-423.

Gollwitzer, P. M. and Oettingen, G. (2011) Planning promotes goal striving. In: Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications / ed. by K. D. Vohs and R. F. Baumeister. New York : The Guilford Press. xv, 592 p. Pp. 162-185.

Gollwitzer, P. M. and Sheeran, P. (2006) Implementation intentions and goal achievement: A meta-analysis of effects and processes. In: Advances in experimental social psychology, vol. 38 / ed. by M. P. Zanna. New York : Academic Press. ix, 376 p. Pp. 69-119. DOI: 10.1016/S0065-2601(06)38002-1

Hamilton, D. L., Katz, L. B. and Leirer, V. O. (1980) Cognitive representation of personality impressions: Organizational processes in first impression formation. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 39, no. 6, pp. 1050-1063. 10.1037/h0077711

Higgins, E. T. (2006) Value from hedonic experience and engagement. Psychological Review, vol. 113, no. 3, pp. 439-460. DOI: 10.1037/0033-295X.113. 3.439

James, W. (1902) A study of man: The varieties of religious experience. London ; New York ; Bombay : Longmans, Green, and Co. xii, 534 p.

Kaftan, O. J. and Freund, A. M. (2018) The way is the goal: The role of goal focus for successful goal pursuit and subjective well-being. In: Handbook of well-being / ed. by E. Diener, S. Oishi and L. Tay. Salt Lake City, UT : DEF Publishers. Online. DOI: https://doi.org/10.5167/uzh-147437

Keller, L., Gollwitzer, P. M. and Sheeran, P. (2020) Changing behavior using the model of action phases. In: The handbook of behavior change / ed. by M. S. Hagger et al. Cambridge : Cambridge University Press. xx, 708 p. Pp. 78-88. DOI: 10.1017/9781108677318.006

Kruglanski, A. W. et al. (2002) A theory of goal systems / A. W. Kruglanski, J. Y. Shah, A. Fishbach, R. Friedman, W. Y. Chun and D. Sleeth-Keppler. In: Advances in experimental social psychology, vol. 34 / ed. by M. P. Zanna. San Diego, CA : Academic Press. 455 p. Pp. 331-378. DOI: 10.1016/S0065-2601(02)80008-9 Kuhl, J. (2001) A functional approach to motivation: The role of goal-enactment and self-regulation in current research on approach and avoidance. In: Trends and prospects in motivation research / ed. by A. Efklides, J. Kuhl and R. M. Sor-rentino. Dordrecht : Kluwer Academic Publishers. xxiv, 414 p. Pp. 239-268.

Lewin, K. (1926) Vorsatz Wille und Bedürfnis: Mit Vorbemerkungen über die psychischen Kräfte und Energien und die Struktur der Seele. Berlin ; Heidelberg : Springer-Verlag. 92 S. (In Germ.).

Lewin, K. et al. (1944) Level of aspiration / K. Lewin, T. Dembo, L. Festinger and P. S. Sears. In: Personality and the behavior disorders: A handbook based experimental and clinical research, vol. 1 / ed. by J. McV. Hunt. New York : The Ronald Press Company. xii, 618 p. Pp. 333-378.

Locke, E. A. (1968) Toward a theory of task motivation and incentives. Organizational Behavior & Human Performance, vol. 3, issue 2, pp. 157-189. DOI: 10.1016/0030-5073(68)90004-4

Locke, E. A. (2000) Motivation, cognition, and action: An analysis of studies of task goals and knowledge. Applied Psychology, vol. 49, issue 3, pp. 408-429. DOI: 10.1111/1464-0597.00023

Locke, E. A. and Latham, G. P. (2002) Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey. American Psychologist, vol. 57, no. 9, pp. 705-717. DOI: 10.1037/0003-066X.57.9.705

Louro, M., Pieters, R. and Zeelenberg, M. (2007) Dynamics of multiple-goal pursuit. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 93, no. 2, pp. 174-193. DOI: 10.1037/0022-3514.93.2.174

Miller, G. A., Galanter, E. and Pribram, K. H. (1960) Plans and the structure of behavior. New York : Holt, Rinehart and Winston, Inc. x, 226 p. DOI: 10.1037/10039-000

Newell, A., Shaw, J. C. and Simon, H. A. (1958) Elements of a theory of human problem solving. Psychological Review, vol. 65, no. 3, pp. 151-166. DOI: 10.1037/h0048495

Ortony, A., Clore, G. L. and Collins, A. (1988) The cognitive structure of emotions. Cambridge : Cambridge University Press. xi, 207 p. DOI: 10.1017/CBQ 9780511571299

Pervin, L. A. (1983) The stasis and flow of behaviour: Toward a theory of goals. In: Nebraska symposium on motivation 1982 / ed. by M. M. Page. Lincoln, NE : University of Nebraska Press. xv, 276 p. Pp. 1-53.

Pervin, L. A. (1991) Self-regulation and the problem of volition. In: Advances in achievement and motivation, vol. 7 / ed. by M. L. Maehr and P. R. Pintrich. Greenwich, CT : JAI Press. xiii, 417 p. Pp. 1-20.

Phillips, P. L. (1991) Cecil Alec Mace: The life and times of the original goalsetting experimenter. Academy of Management Proceedings, issue 1, pp. 142-146. DOI: 10.5465/ambpp.1991.4976763

Rosenbluelh, А., Wiener, N. and Bigelow, J. (1943) Behavior, purpose and teleology. Philosophy of Science, vol. 10, no. 1, pp. 18-24.

Ryan, T. A. (1970) Intentional behavior: An approach to human motivation. New York : Ronald Press. ix, 590 p. DOI: 10.1177/0002764270014001111

Schmidt, A. M., Dolis, C. M. and Tolli, A. P. (2009) A matter of time: Individual differences, contextual dynamics, and goal progress effects on multiple-goal self-regulation. Journal of Applied Psychology, vol. 94, no. 3, pp. 692-709. DOI: 10.1037/a0015012

Shah, J. Y., Friedman, R. and Kruglanski, A. W. (2002) Forgetting all else: On the antecedents and consequences of goal shielding. Journal of Personality and Social Psychology, vol. 83, no. 6, pp. 1261-1280. DOI: 10.1037/0022-3514.83. 6.1261

Simon, H. A. (1967) Motivational and emotional controls of cognition. Psychological Review, vol. 74, no. 1, pp. 29-39. DOI: 10.1037/h0024127

Spence, G. B. (2007) Gas-powered coaching: Goal attainment scaling and its use in coaching research and practice. International Coaching Psychology Review, vol. 2, no. 2, pp. 155-167.

Winell, M. (1987) Personal goals: The key to self-direction in adulthood. In: Humans as self-constructing living systems: Putting the framework to work / ed. by M. E. Ford and D. H. Ford. Hillsdale, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. xiii, 409 p. Pp. 261-287. DOI: 10.4324/9780429025297-9

Zeelenberg, M. and Pieters, R. (2007) A theory of regret regulation 1.0. Journal of Consumer Psychology, vol. 17, no. 1. P 3-18. DOI: 10.1207/s15327663jcp1701 3

Zohner, G. D. (1963) Effects of degree of confinement, stimulus similarity, and number of approach and shock trials on approach-avoidance in free space : A doctoral dissertation. Amherst, MA : University of Massachusetts. v, 82 l. [online] Available at: https://scholarworks.umass.edu/dissertations 1/1877 [archived in Wayback Machine] (accessed 01.05.2022).

Submission date: 10.05.2022.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Васёв Роман Владимирович — аспирант кафедры общей психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Эл. адрес: vasyevrv@1mkk.msk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ABOUT THE AUTHOR

VASYOV Roman Vladimirovich, Postgraduate Student, Department of General Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. E-mail: vasyevrv@1mkk.msk.ru

ORCID: 0000-0002-6284-7878

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Васёв Р. В. Обзор категории «цель» в психологии [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2022. № 3. С. 3-24. URL: https://jour-nals.mosgu.ru/ggz/article/view/1666 (дата обращения: дд.мм.гггг). DOI: 10.17 805/ggz.2022.3.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.