Научная статья на тему 'ОБЗОР ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ОБЗОР ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1340
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / КИТАЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЗНАНИЕ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ФИЛОСОФИЯ / КИТАЙ / МАРКСИЗМ / СОВРЕМЕННАЯ КИТАЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цзюй Юньшэн, Матвеев М.О.

Актуальность. Данный материал будет очень полезен для российских ученых, поскольку позволит им оценить достижения китайской психологии. Авторы статьи полагают, что русские психологи заинтересуются историей, состоянием развития и достижениями китайской психологической науки. Цель. В этой статье представлена история развития китайской психологии в различные исторические периоды, а также представлены результаты исследований психологии в различные периоды в Китае. Авторы пытаются разделить базовые термины «китайская психология» и «психология в Китае». Материалы. В древности в Китае существовало достаточно много научных исследований, теорий и идей, но психологии (Синьлисюе) как научной дисциплины не было. Данный термин был заимствован из японского языка. Китайская психология разделена на две части: одна - это западная теория психологии, а другая - теория психологии коренных народов Китая. В данной статье уточняется содержание только второй части. В современном Китае психология - это дисциплина, изучающая объективные закономерности психологических явлений. Современная китайская психология постепенно формируется и развивается на основе древних китайских психологических идей, адаптированных к потребностям китайского социального развития, вбирая в себя положительные результаты зарубежных современных психологических наук, особенно после основания Китайской Народной Республики. Философская основа китайской психологии - марксизм, а также идеи Мао Цзэдуна; она развивается быстрыми темпами. Китайские психологи отмечают, что в Китае есть свои культурные традиции, определяющие самобытность китайской психологической школы. Методы. Для достижения цели мы будем использовать такие общенаучные методы, как анализ научной литературы, сопоставительный метод, метод обобщения. Результаты. С развитием психологии увеличилась важность прикладной психологии. Достижения психологии крайне важны для таких областей, как образование, медицина и политология. В последние годы технологические изменения влияют на все сферы жизни, а появление Интернета также дало простор для новых подходов и методов теоретических и прикладных исследований психологии. Благодаря интернет-технологиям китайская психология стала активно развиваться. Выводы. Сегодня, когда психология более чем за 100 лет развития стала самостоятельной наукой, необходимо изучать достижения древнекитайской психологической мысли по четырем причинам: во-первых, Китай является одним из мест зарождения психологии; во-вторых, китайская психология обогатила другие психологические школы; в-третьих, необходима работа по созданию психологической системы с китайской спецификой; в-четвертых, изучение китайской психологии позволит изучить культуру и приобщиться к знаниям древних китайских мыслителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF CHINESE PSYCHOLOGY: OVERVIEW

Background. Th is material will be very useful for Russian scientists, as it will allow them to evaluate the achievements of Chinese psychology. Th e authors of the article believe that Russian psychologists will be interested in the history, state of development and achievements of Chinese psychological science. Objective. Th is article presents the history of the development of Chinese psychology in various historical periods, and also presents the results of psychology research in various periods in China. Th e authors try to separate the basic terms “Chinese psychology” and “psychology in China”. Materials. In ancient times, there were quite a lot of scientifi c research, theories and ideas in China, but psychology (Xinlisue) as a scientifi c discipline was not. Th is term was borrowed from the Japanese language. Chinese psychology is divided into two parts: one is the Western theory of psychology, and the other is the theory of psychology of the indigenous peoples of China. Th is article clarifi es the content of only the second part. In modern China, psychology is a discipline that studies the objective laws of psychological phenomena. Modern Chinese psychology is gradually being formed and developed on the basis of ancient Chinese psychological ideas adapted to the needs of Chinese social development and incorporating the positive results of foreign modern psychological sciences, especially aft er the founding of the People’s Republic of China. Th e philosophical basis of Chinese psychology is Marxism, as well as the ideas of Mao Zedong, it is developing rapidly. Chinese psychologists note that China has its own cultural traditions that defi ne the identity of the Chinese psychological school. Methods. Making the goal achievemental, we will use such general scientifi c methods as the analysis of scientifi c literature, the comparative method, the method of generalization. Results. With the development of psychology, the importance of applied psychology has increased. Th e achievements of psychology are extremely important for such fi elds as education, medicine, and political science. In recent years, technological changes have aff ected all spheres of life, and the advent of the Internet has also given scope for new approaches and methods of theoretical and applied psychology research. Th anks to Internet technologies, Chinese psychology began to develop actively. Conclusion. Today, when psychology has become an independent science for more than 100 years of development, it is necessary to study the achievements of ancient Chinese psychological thought for four reasons: fi rstly, China is one of the birthplaces of psychology; secondly, Chinese psychology has enriched other psychological schools; thirdly, work is needed to create a psychological system with Chinese specifi cs Fourth, the study of Chinese psychology will allow you to study culture and join the knowledge of ancient Chinese thinkers.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2022. № 2. С. 3-31 MOSCOW UNIVERSITY PSYCHOLOGY BULLETIN. 2022. No. 2. P. 3-31

УДК 159.9.075, 159.922.8

doi: 10.11621/vsp.2022.02.01

ОБЗОР ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Юньшэн Цзюй*1, М.О. Матвеев2

1 Хэйлунцзянский университет, Харбин, Китай, zhengzhengjuju@163.com, https://orcid.org/0000-0003-3991-0290

2 Московский государственный университет международных отношений, Москва, Россия, mike-matveev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3629-1332

* Автор, ответственный за переписку: zhengzhengjuju@163.com

Актуальность. Данный материал будет очень полезен для российских ученых, поскольку позволит им оценить достижения китайской психологии. Авторы статьи полагают, что русские психологи заинтересуются историей, состоянием развития и достижениями китайской психологической науки.

Цель. В этой статье представлена история развития китайской психологии в различные исторические периоды, а также представлены результаты исследований психологии в различные периоды в Китае. Авторы пытаются разделить базовые термины «китайская психология» и «психология в Китае».

Материалы. В древности в Китае существовало достаточно много научных исследований, теорий и идей, но психологии (Синьлисюе) как научной дисциплины не было. Данный термин был заимствован из японского языка. Китайская психология разделена на две части: одна — это западная теория психологии, а другая — теория психологии коренных народов Китая. В данной статье уточняется содержание только второй части. В современном Китае психология — это дисциплина, изучающая объективные закономерности психологических явлений. Современная китайская психология постепенно формируется и развивается на основе древних китайских психологических идей, адаптированных к потребностям китайского социального развития, вбирая в себя положительные результаты зарубежных современных психологических наук, особенно после основания Китайской Народной Республики. Философская основа китайской психологии — марксизм, а также идеи Мао Цзэдуна; она развивается быстрыми темпами. Китайские психологи отмечают, что в Китае есть свои культурные традиции, определяющие самобытность китайской психологической школы.

Методы. Для достижения цели мы будем использовать такие общенаучные методы, как анализ научной литературы, сопоставительный метод, метод обобщения.

Результаты. С развитием психологии увеличилась важность прикладной психологии. Достижения психологии крайне важны для таких областей,

© 2022 ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» © 2022 Lomonosov Moscow State University

как образование, медицина и политология. В последние годы технологические изменения влияют на все сферы жизни, а появление Интернета также дало простор для новых подходов и методов теоретических и прикладных исследований психологии. Благодаря интернет-технологиям китайская психология стала активно развиваться.

Выводы. Сегодня, когда психология более чем за 100 лет развития стала самостоятельной наукой, необходимо изучать достижения древнекитайской психологической мысли по четырем причинам: во-первых, Китай является одним из мест зарождения психологии; во-вторых, китайская психология обогатила другие психологические школы; в-третьих, необходима работа по созданию психологической системы с китайской спецификой; в-четвертых, изучение китайской психологии позволит изучить культуру и приобщиться к знаниям древних китайских мыслителей.

Ключевые слова: история психологии, китайская психология, сознание, периодизация китайской психологии, философия, Китай, марксизм, современная китайская психология.

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке гранта № 21УУС247 «Русская психолингвистика в Китае».

Для цитирования: Юньшэн Цзюй, Матвеев М.О. Обзор истории китайской психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. С. 3-31. ао1: 10.11621Mp.2022.02.01

HISTORY ОF CHINESE PSYCHOLOGY: OVERVIEW

Ju Yunsheng*1, Mikhail O. Matveev2

1 Heilongjiang University, Harbin, China, zhengzhengjuju@163.com, https://orcid.org/0000-0003-3991-0290

2 Moscow State University of International Relations, Moscow, Russia, mike-matveev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3629-1332

^Corresponding author: zhengzhengjuju@163.com

Background. This material will be very useful for Russian scientists, as it will allow them to evaluate the achievements of Chinese psychology. The authors of the article believe that Russian psychologists will be interested in the history, state of development and achievements of Chinese psychological science.

Objective. This article presents the history of the development of Chinese psychology in various historical periods, and also presents the results ofpsychology research in various periods in China. The authors try to separate the basic terms "Chinese psychology" and "psychology in China".

Materials. In ancient times, there were quite a lot of scientific research, theories and ideas in China, but psychology (Xinlisue) as a scientific discipline was not. This term was borrowed from the Japanese language. Chinese psychology is divided into two parts: one is the Western theory of psychology, and the other is the theory of psychology of the indigenous peoples of China. This article clarifies the content of only the second part. In modern China, psychology is a discipline that studies the objective laws of psychological phenomena. Modern Chinese psychology is gradually being formed and developed on the basis of ancient Chinese psychological ideas adapted to the needs of Chinese social development and incorporating the positive results of foreign modern psychological sciences, especially after the founding of the People's Republic of China. The philosophical basis of Chinese psychology is Marxism, as well as the ideas of Mao Zedong, it is developing rapidly. Chinese psychologists note that China has its own cultural traditions that define the identity of the Chinese psychological school.

Methods. Making the goal achievemental, we will use such general scientific methods as the analysis of scientific literature, the comparative method, the method of generalization.

Results. With the development of psychology, the importance of applied psychology has increased. The achievements of psychology are extremely important for such fields as education, medicine, and political science. In recent years, technological changes have affected all spheres of life, and the advent of the Internet has also given scope for new approaches and methods of theoretical and applied psychology research. Thanks to Internet technologies, Chinese psychology began to develop actively.

Conclusion. Today, when psychology has become an independent science for more than 100 years of development, it is necessary to study the achievements of ancient Chinese psychological thought for four reasons: firstly, China is one of the birthplaces of psychology; secondly, Chinese psychology has enriched other psychological schools; thirdly, work is needed to create a psychological system with Chinese specifics Fourth, the study of Chinese psychology will allow you to study culture and join the knowledge of ancient Chinese thinkers.

Keywords: history of psychology, Chinese psychology, mind, periodization of Chinese psychology, philosophy, China, Marxism, modern Chinese psychology.

Funding. The study has been supported by grant No. 21YYC247 "Russian Psycholinguistics in China".

For citation: Ju, Yunsheng, Matveev, M^. (2022). History of Chinese Psychology: Overview. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikholo-giya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, 3-31. doi: 10.11621/ vsp.2022.02.01

Введение

История современной китайской психологии началась в Китае в конце XIX века и включает в себя процесс становления и развития психологии как самостоятельной дисциплины. Можно ли сказать, что в Китае есть своя уникальная психология? Необходимо отметить, что китайская психология не должна оцениваться с точки зрения стандартов западной научной психологии (Гэ Луцзя, 2004). Суть китайской психологии заключается в том, что психологические исследования основаны на традиционной культуре. Китайские психологи выступают за изучение сознания и поведения человека с точки зрения китайской традиционной культуры. В психологических исследованиях Китая национальная культура составляет их неотъемлемую часть.

Современная психология должна учитывать факторы культурного разнообразия, сосредоточив внимание на роли культуры в работе сознания и поведения. Психология в Китае делится на два типа: во-первых, это западные эмпирические исследования, основанные на естественных науках; во-вторых — социально ориентированные гуманитарные исследования. Исходя из практики китайской гуманистической науки, необходимо изучать культурную психологию. Изучение китайской культурной психологии необходимо, и к ней нужен особый подход, отличный от западной психологии, без использования западной психологии в качестве системы отсчета для доказательства существования исследуемых феноменов. Ориентация должна быть на изучение сознания и поведения китайцев под влиянием китайской культуры. С вышеуказанной точки зрения «психология в Китае» — генерализованный термин, а китайская национальная психология является составной частью психологии в Китае, иначе говоря, видовым термином. Китайская национальная психология не нацелена на открытие законов, а носит прикладной характер. Китайские психологи, в отличие от западных, не нацелены на открытие общих закономерностей функционирования сознания и поведения человека (Ван Синьцзянь, Чжан Яо, 2017).

Вопросы изучения психологии с китайской спецификой были «эндогенно порождены» в процессе строительства социализма с китайской спецификой в новую эпоху, встроены в общую цель углубления реформ и экономической, политической, культурной, социальной проблематиках. Развитие психологии может стимулировать интерес к дальнейшим исследованиям, способствовать тому, чтобы психологи обозначали и разрешали проблемы в процессе всестороннего

углубления реформ и социальных преобразований в Китае, сочетая академическую заботу с политическим и социальным развитием. Также в данной ситуации могут возникнуть новые перспективы и возможности для развития психологической теории. Трансформация научной парадигмы происходит потому, что новые поколения ученых интересуются новыми проблемами, что способствует созданию новых инструментов исследования и совершенствованию предыдущих методов исследования, тем самым постоянно улучшая понимание новых проблем. Кроме того, это может способствовать дисциплинарному влиянию китайской психологии, а изучение китайских проблем позволяет китайской психологии дать ценное объяснение социальной психологии китайцев в переходную эпоху.

Термин «психология» появился благодаря влиянию западной науки. Если считать создание психологической лаборатории Чэнь Даци в Пекинском университете в 1917 г. признаком становления научной психологии в Китае, то можно заявить, что научная психология существует в Китае уже более 100 лет. За последние 100 лет многие исследователи китайской психологии прошли через трудности и перипетии и внесли большой вклад в развитие психологии в Китае.

Традиционная китайская психология является важным проявлением универсальной человеческой природы в Китае и важной частью человеческой психологии. Такие ее элементы, как ряд психологических мыслей и содержаний, выраженных в конфуцианстве, даосизме, буддизме, медицине и т.п., имеют влияние как на гуманитарные, так и на точные науки. Региональная среда и образ жизни Китая создали уникальный образ мышления китайцев, и универсальная человеческая природа проявляется через этот уникальный образ мышления. Традиционная китайская психология уникальна, она может эффективно компенсировать некоторые очевидные недостатки западной психологии и дополнить ее. После почти 100 лет распространения и углубления западная научная психология укоренилась в Китае. Однако психологические исследования в Китае за последние 100 лет почти полностью оторвались от традиционной китайской психологии, существовавшей более 2000 лет. Только когда китайские психологические исследования прочно укоренятся на основе традиционной китайской психологии, а западное психологическое сообщество сможет по-настоящему ощутить преимущества Китая, мы можем с уверенностью сказать, что китайская психология родилась в истинном смысле (Лю Чанг, 2018).

Первый этап (1840-1920 гг.)

Древняя китайская психология имеет долгую историю, но в условиях длительного феодального правления ей не хватило условий для развития в самостоятельную дисциплину. В Китай после Опиумных войн начала проникать западная культура, включая русскую и советскую психологию. Предмет психологии исследовал Жон Хун, первый китайский ученый, окончивший университет в США в 1847 г. Янь Юнцзин перевел «Философию ума» (Mental Philosophy) (Hyvan, 1857). С развитием наук, особенно биологических, в конце XIX века западная психология начала отделяться от философии. Принято считать, что создание В. Вундтом (1879) первой лаборатории в Лейпциге ознаменовало официальную независимость научной психологии.

Потом в Китае была внедрена новая научная психология. Некоторые университеты, основанные иностранными церквями в Китае, использовали «Экспериментальную психологию» Э.Б. Титченера в качестве учебников в первые годы XX века. С 1901 по 1905 гг. правительство Цин было вынуждено отменить имперские экзамены, открыть школы и внедрить «Новый курс» по психологии. Психология получила более широкое распространение и стала новым курсом в обычных школах. Тогда же были составлены и опубликованы различные психологические учебные материалы и раздаточные материалы по исследованиям японских учителей. Ван Говэй перевел с английского языка «Введение в психологию» датского ученого Х. Хофдинга (первое китайское издание вышло в 1907 г.), вызвавшее большой интерес у многих ученых. После революции 1911 г. было опубликовано много учебников по психологии. Среди них «Очерк по психологии» Чэнь Даци (1918), представлявший собой одно из первых университетских учебных пособий, составленных в Китае. Данная книга полностью отражала психологию эпохи Вундта. После революции 1911 г. некоторые революционеры и прогрессивные ученые с большим энтузиазмом и надеждой работали над созданием китайской психологии. Они уверены в том, что психология — это дисциплина, которая изучает сознание и действия с научной точки зрения и является важной наукой, тесно связанной с воспитанием ментальности народа, тренировкой революционной воли, сменой обычаев и управлением страной. Пионер китайской демократической революции и основатель Китайской Республики (Чжонхуамингуо) Сунь Чжоушань написал книгу «Психологическая конструкция» и теорию знания и действия, в которой содержались важные для пси-

хологов мысли. Цай Юаньпэй — демократический революционер и пионер китайского нового культурного движения, который лично слушал лекции Вундта, когда учился в Германии, и изучал экспериментальный метод (1908-1911 гг.). После того как он стал ректором Пекинского университета, он поддержал Чэнь Дациа, основавшего первую психологическую лабораторию в Пекинском университете (1917). Цай Юаньпэй также сам отбирал китайских студентов для изучения психологии за границей (Цай Юаньпэй, 1983). В этот период Тан Юэ, Лу Чживэй и Чжан Яосян, тоже учившиеся за границей, один за другим возвращались в Китай. В 1920 г. в Юго-Восточном университете Нанкина был открыт первый в Китае факультет психологии. Все это заложило основу для развития китайской психологической науки. В это время китайские психологи также начали проводить психологические исследования и постепенно проявляли свою позицию в борьбе на идеологическом фронте того времени. Работы Чэнь Даци «Патология» (Пинлисюе) (1918) и «Обзор нравственного сознания пекинских старшеклассниц» (1919) являются репрезентативными работами данного периода.

Второй этап (1921-1937 гг.)

В 1921 г. была создана Китайская психологическая ассоциация, и до начала войны с Японией количество китайских специалистов, учреждений и публикаций в области психологии быстро росло. Китайский ученый Цай Юаньпэй руководил созданием Центрального научно-исследовательского института и основал Институт психологии (1928). В 1922 г. он основал первый в Китае психологический журнал «Психология», редактором которого был Чжан Яосян (19221927 гг.), а затем издавал журналы, выходившие ежеквартально и раз в полгода. Ученые также выполнили ряд крупных исследовательских работ. В течение этого периода они начали проводить обширные фундаментальные исследования (включая изучение физиологических и психологических процессов, психологии развития и сравнительной психологии) и достигли определенных результатов. За 28 лет, прошедших с момента основания Китайской психологической ассоциации в 1921-1949 гг., в журналах были опубликованы статьи про психологические работы древних китайских ученых.

Было опубликовано 18 статей по неоконфуцианству, но в них не было правильной руководящей идеологии, поэтому данный период можно рассматривать как период подготовки к становлению китайской психологии. Одна из опубликованных в тот период ра-

бот — «Простой психологический тест» Лян Цзичао (1923) в журнале Lecture Magazine, Selected Papers in Psychological Science (Лян Цзичао, 1923, р. 22).

Исследования в области прикладной психологии, особенно в области педагогической психологии, проводились более широко и имеют определенные национальные особенности; имеется также небольшое количество исследований в области медицинской психологии и промышленной психологии. Что касается физиологии и психологии, существуют исследования структуры и функций мозга, которые проводились Цай Цяо и Лу Юдао, Цай Лешэнем и другими авторами. Ван Цзинси и другие работают над исследованием взаимосвязи между эндокринной системой, мозгом и поведением. Что касается изучения основных психологических процессов, наиболее продуктивно изучали визуальное восприятие, включая восприятие китайских иероглифов Шэнь Юцяня, а также восприятие и иллюзию при восприятии геометрических фигур, а также обучение, память и мышление Лу Чживэя и Ченг Найи в сфере психологии развития, в том числе наблюдения Чэнь Хэциня и других. Наиболее влиятельными являются психологические эксперименты Сунь Гохуа и других. Такие ученые имеют дело с психологическими характеристиками новорожденных. Стоит отметить, что Хуан И специально изучал особенности мышления детей.

Что касается психологических тестов, то шкалы Бине-Симона (Лу Чживэй, У Тяньминь), шкала Моба и рисуночные тесты (Сяо Сяожун) были пересмотрены с учетом реальных потребностей того времени. С точки зрения сравнительной психологии экспериментальное исследование поведения куриных эмбрионов Го Жэньюаня имеет новаторское значение. Что касается педагогической психологии, изучение китайских иероглифов в китайской психологии имеет особенности и дало замечательные результаты. Лю Тинфан, Чжоу Сянгэн, Ай Вэй и другие провели подробные эксперименты и исследования структуры древних и современных китайских иероглифов, их расположения (вертикального и горизонтального), чтения и понимания, взаимодействия звука, формы и значения, а также выбора. Также изучается психология преподавания и психология обучения математике и другим предметам, а также личность и нравственность учащихся начальной и средней школы. Только на более позднем этапе были опубликованы соответствующие книги китайских университетов (Чжан Инь и др.), а также ряд психологических материалов. Проводились поликлинические и психологические консультации,

в клинической практике иногда используются внушение и гипноз. Хотя психоанализ З. Фрейда имел определенное влияние в Китае, западная медицина не была популярна в первой половине XX века, а психиатрические больницы были еще большей редкостью. Традиционная китайская медицина имеет свои собственные концепции, поэтому эта теория не получила широкого распространения. В то время индустриальная психология находилась в зачаточном состоянии. В дополнение к некоторой информации с Запада, проведено нескольких профессиональных тестов, Чжоу Сянгэн и Чен Ли также проводили исследования в машиностроительной промышленности (Пекин Нанькоу) и текстильной промышленности (Цзянсу Наньтун). Ученые выдвинули некоторые важные теоретические положения.

В 1920-е и 1930-е годы на Западе появилось множество психологических школ, в которых конкурировали различные теории. Поэтому в соответствии с концепцией психологии В. Вундта в Китае были представлены некоторые важные работы функционализма, бихевиоризма, психоанализа (З. Фрейд) и гештальтпсихологии. Среди них влияние бихевиористской психологии наиболее широкое. Го Жэньюань, известный бихевиорист в Китае, провел оригинальные экспериментальные исследования и выдвинул свои собственные теоретические идеи. Он исследовал психологию как «науку о поведении» и считал, что «задача бихевиористской психологии состоит в том, чтобы механизировать, материализовать, экспериментировать, и биологизировать психологию» (1931). Он хотел сделать психологию строгой научной дисциплиной, но поскольку считал, что в мире есть только материя, атомы и электроны, то стал полностью отрицать дух и сознание и далее впал в механический материализм. Другие школы (в том числе школа В. Вундта), помимо бихевиоризма, делают упор на естественные науки и осуждают философское направление в психологии. Фактически их теоретические взгляды не избавились от старых философских стереотипов в конечном счете. В конце 1920-х годов Пань Шу, Гао Цзюэфу и другие начали внедрять советскую психологию с диалектическим материализмом в качестве руководящей идеологии. В конце 1930-х годов Го Ицен, Жуань Цзинцин, Цао Ричан, Лю Цзеру и др. также выступали за использование диалектических материалистических точек зрения и методов для изучения и создания новой психологии. Но в то время эта тенденция не носила массовый характер.

Третий этап (1937-1949 гг.)

Представитель раннего этапа развития психологии Пань Шу опубликовал в 1937 г. статью «Применение прикладной психологии в Китае», он также предложил, чтобы Китай развивал прикладную психологию (Panshu, 1987). После начала войны с Японией некоторые исследователи и учебные подразделения Китая переместились в юго-западный регион, а некоторые были закрыты (Lin Chongde, 2019). Лишь в нескольких университетах сохранились факультеты психологии, учебные и исследовательские кабинеты или открылись курсы психологии. Психологическое общество прекратило свою деятельность, начался период упадка в развитии китайской психологии. В чрезвычайно сложных условиях продолжались научные исследования и были достигнуты определенные результаты. Была подготовлена группа аспирантов, опубликовано несколько важных работ и основано новое издание — «Исследования в области психологии образования» (под редакцией Ай Вэй, 1940-1945 гг.). Достижения этого периода используются в областях образования, нейрофизиологии, тестирования и статистики. Статьи по психологии в основном отражают результаты исследований Китая в области педагогической психологии; предмет изучения включает китайский язык, математику и английский язык. В этот период были опубликованы исследовательские монографии по физиологии и психологии; нельзя не упомянуть о Ван Цзинси и его монографии «Анализ поведенческой физиологии», которая вышла свет в 1944 г., на которую ссылаются современные китайские исследователи (Байхуэй, 2016). Некоторая работа была также проделана в области психического здоровья, и был опубликован специальный сборник. Исследования промышленной психологии спонсировались представителями промышленных и коммерческих кругов, и был опубликован «Специальный выпуск промышленной психологии» («Новый мир», декабрь 1944 г.). Среди его авторов были Сяо Сяожун, Чен Ли, Пань Шу, Гао Цзюэфу и др. После победы во Второй мировой войне в некоторых университетах снова заработали факультеты психологии, учебно-исследовательские кабинеты. Предложения в психологии неоконфуцианства в самом деле представляют собой самые ранние попытки коренных мыслителей построить теорию психологии коренных народов в период пересечения китайской и западной мысли в середине XX века и сформировали репрезентативный голос китайской гуманистической психологии. (Yanqing, 2007). Его основные характеристики без исключения сосредоточены

на понимании «сознания», «психологии» с точки зрения китайского народа и стремятся развить набор традиционных китайских мыслей, в основном конфуцианских умов, которые могут быть совместимы с современными. В этот период проводились исследования в рамках как традиционной китайской психологии, так и в рамках дисциплин, заимствованных с Запада. Кроме того, Чжу Гуанцянь анализировал западную психологию и психиатрию, а также Пань Гуандань внедрил западную сексуальную психологию и проводил активные ее исследования в Китае (Guangdong, 1987). Исследования того периода полезны для распространения психологии в Китае и интеграции в китайское общество и академические мысли оказали определенное влияние в разные периоды и области (Кайпин, 2010).

Четвертый этап (1949-1965 гг.)

После основания Китайской Народной Республики в 1949 г., с развитием социалистического экономического строительства, научные, культурные и образовательные мероприятия развивались быстрыми темпами, были открыты широкие перспективы для развития китайской психологии. С тех пор китайская психология вступила в новый исторический период.

В течение 1949-1956 гг. быстро росло количество учебных и исследовательских институтов психологии, а также увеличилось количество персонала, занимающегося психологией. В конце 1951 г. в Китайской академии наук был создан Институт психологии, а в начале 1953 г. он был переименован в Психологическую лабораторию. В 1956 г. он был заново переименован в Институт психологии. При преобразовании колледжей и университетов по всей стране некоторые факультеты и кафедры психологии были объединены. В институте философии Пекинского университета был создан факультет психологии (1952), а кафедра психологии Нанкинского университета была сохранена и после 1956 г. была объединена с Институтом психологии Китайской академии наук. Кафедры преподавания и исследования психологии и учебно-исследовательские группы были созданы во многих столичных и местных колледжах и университетах по всей стране. В некоторых медицинских школах и спортивных колледжах проводились обязательные или факультативные курсы психологии. В национальной программе дисциплины для университетов психология представляет одну из основных дисциплин, был сформулирован 12-летний долгосрочный план развития (1956), который прояснил новые перспективы развития дисциплины.

На данном этапе психологическое сообщество пережило два периода активной работы во всей стране. Сначала наблюдался рост систематического изучения марксизма-ленинизма и мыслей Мао Цзэдуна. Изучая работы Ленина «Материализм и эмпирическая критика», «Философские записки», «О противоречии», «О практике» и работы Мао Цзэдуна, критиковали буржуазную академическую мысль, постепенно установили диалектический материализм и использовали его как исследовательскую руководящую идеологию психологии. Затем фокус внимания исследователей переместился на изучение советской психологии (в том числе теории физиологии И.П. Павлова). Советские психологи были приглашены читать лекции в Китае с 1952 по 1956 гг., создали лабораторию по исследованию поведения животных и лабораторию по исследованию поведения человека в Китае, были проведены некоторые важные эксперименты И.П. Павлова и сделаны комментарии и предварительные выводы по некоторым основным теоретическим вопросам.

В начале этого этапа психологи обсуждали интеграцию психологических исследований в практику и ясно показали, что наука должна служить направлению социалистического строительства в Китае. С этой целью соответствующим образом было усилено планирование исследовательской работы и подготовка кадров в области психологии. В Пекинском педагогическом университете, Восточно-китайском педагогическом университете и Нанкинском педагогическом университете были открыты факультеты психологии (в Пекинском университете была кафедра психологии). Некоторые успехи были достигнуты в фундаментальных и прикладных исследованиях в рамках психологии. Но в этот период были подвергнуты критике тенденции «биологизации» и «абстракции» в психологии, которые серьезно запутали границы между академическими и политическими вопросами и ослабили исследования некоторых психологов. Позже, в соответствии с политикой, проводимой руководством, вышеупомянутое вмешательство было устранено, и началось научное обсуждение (1959) основных вопросов. Во всем Китае психологи начали обсуждение объекта психологии, методов, задач и природы китайской психологии. Были подведены итоги данной дискуссии (1960), и китайская психология начала бурно развиваться.

Пятый этап (1966-1976 гг.)

Во время «Культурной революции» наступил кризис в психологии, так как психологию оклеветали как буржуазную лженауку,

и она понесла серьезные неудачи и потери. Развитие психологии приостановилось. Но все же есть психологи, которые настаивали на изучении и написании работ по психологии в сложных условиях. «Краткие психологические заметки» Пань Шу (1984) были написаны в этот особый период.

По его мнению, психология — важнейшая наука о человеке. Психологическая наука занимается изучением умственной деятельности, составляющей основные характеристики человека. Психология должна стать наукой, получающей объективные данные. В то время как человечество постоянно трансформирует объективный мир и всевозможные вещи, связанные с людьми в объективном мире, постоянно приобретая расширяющееся, более глубокое и правильное понимание всех видов вещей в объективном мире, получив гораздо больше научных знаний, а также начав применять теорию на практике. Для того чтобы люди могли лучше проявлять инициативу и творческий потенциал в управлении объективными вещами и преобразовании объективного мира и, соответственно, лучше трансформировать себя и развиваться, им также необходимо получить более полное и глубокое понимание самих себя. Более научное восприятие присутствует во многих областях науки, таких как физиология человека, анатомия человека, медицина, антропология, лингвистика, психология и так далее. Поскольку психология — это наука, изучающая законы умственной деятельности человека, она должна помочь нам обрести большую свободу в таких областях, как обучение, мышление, общение, образование и т.п. Таким образом, с развитием общества и социальной практики важность психологии становится более очевидной. Это наука, необходимая для того, чтобы люди познали себя, чтобы преобразовать объективный мир и трансформировать себя. Это самая важная наука для людей (Чэньпэйлинь, 1984).

Шестой этап (1977-2021 гг.)

Это важный этап развития китайской национальной психологии. После «Культурной революции» Китай вступил в новый период исторического развития. Психологическая наука постепенно восстанавливалась и развивалась. Институт психологии при Китайской академии наук, а также секции и группы преподавания и исследования психологии различных колледжей и университетов во всем Китае возобновляют свою деятельность одна за другой. Пять факультетов психологии были созданы в Пекинском университете, университете Ханчжоу, Восточно-китайском педагогическом университете,

Пекинском педагогическом университете и Южно-китайском педагогическом университете. Реорганизован и пересмотрен план Национальной программы психологии. Проводились различные профессиональные конференции и академические ежегодные собрания.

Многие темы, определенные на профессиональных академических конференциях, исследовались многими подразделениями по всей стране. Например, 21 подразделение участвовало в обзоре тем исследований В. Вундта (1977-1980 гг.). Также широко проводятся совместные исследования в области педагогической психологии, психологии развития и истории психологии. Чтобы удовлетворить потребности быстрого развития исследовательской работы, Китайская психологическая ассоциация учредила различные профессиональные комитеты. Возобновились ранее прекращенные публикации журналов «Журнал психологии» и «Журнал психологической науки». Были пересмотрены и опубликованы различные учебники, монографии, эссе.

Данные в этой статье взяты из базы данных CNKI (China National Knowledge Infrastructure). Содержание этой базы данных охватывает журналы Китая в сферах естественных наук, инженерных технологий, гуманитарных и социальных наук; в нее входят докторские и кандидатские диссертации, газеты, книги, конференции и другие общественные информационные ресурсы. В настоящее время это наиболее полный, качественный и постоянно обновляемый ресурс китайской научной базы. Хотя база данных CNKI не является всеобъемлющей базой данных, несомненно, что база CNKI в основном содержит важные документы по различным дисциплинам, а также является одной из крупнейших и наиболее широко используемых академических баз данных в Китае. Таким образом, благодаря филологическому анализу статей по истории китайской психологии в базе данных CNKI, суждения о развитии истории китайской психологии имеют определенную репрезентативность. В этой статье также анализируется 1823 научно-исследовательских работы, собранных на CNKI, в том числе 60 научных статей, 150 статей на конференциях и 349 других типов статей. Поиск исследовательских статей «Китайская психология» CNKI с 1981 г. включал статьи по психологии.

Основные темы исследований — психология (312), китайская ассоциация психологии (126), китайская психология (96), психологические исследования (87), концепция психологии (55), психолог (52), адаптация психологии (40), история китайской психологии (38), научная конференция по психологии (72), социальная психология

Таблица 1

Распределение статей в CNKI

Кол-во статей Год публикации Кол-во статей Год публикации Кол-во статей Год публикации

9 1981 26 1995 84 2009

13 1982 19 1996 95 2010

18 1983 37 1997 85 2011

15 1984 30 1998 93 2012

12 1985 24 1999 66 2013

8 1986 28 2000 99 2014

16 1987 49 2001 75 2015

0 1988 43 2002 83 2016

17 1989 39 2003 55 2017

39 1990 47 2004 58 2018

12 1991 58 2005 57 2019

15 1992 59 2006 56 2020

15 1993 74 2007 47 2021

15 1994 98 2008

Table 1 Articles distribution in CNKI

Number of articles Years of publications Number of articles Years of publications Number of articles Years of publications

9 1981 26 1995 84 2009

13 1982 19 1996 95 2010

18 1983 37 1997 85 2011

15 1984 30 1998 93 2012

12 1985 24 1999 66 2013

8 1986 28 2000 99 2014

16 1987 49 2001 75 2015

0 1988 43 2002 83 2016

17 1989 39 2003 55 2017

39 1990 47 2004 58 2018

12 1991 58 2005 57 2019

15 1992 59 2006 56 2020

15 1993 74 2007 47 2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 1994 98 2008

Таблица 2

Количество публикаций о традиционной китайской психологии

Название журнала Кол-во публикаций (% от общего числа статей) Название журнала Кол-во публикаций (% от общего числа статей)

Вестник психологии 97 (14,2%) Журнал китайского психологического здоровья 20 (2,89%)

Психологическая наука 96 (13,87%) Вестник Нанкинского педагогического университета 18 (2,6%)

Инновация психологии 75 (13,87) Воспитание и развитие психики 18 (2,6%)

Прогресс психологии 27 (10,84%) Вестник педагогического университета Ганьнань (Цзянси) 17 (2,46%)

Развития психологии 35 (5,06%) Вестник Цзянсиского педагогического университета 16 (2,31%)

Психология и здоровье 33 (4,77%) Психологическая технология и ее прикладное употребление 16 (2,31%)

Массовая психология 31 (4,48%)

Китайская общественная гуманитарная газета 27 (3,9%) Сборник всекитайской психологической конференции 12 (1,71%)

Журнал китайской клинической психологии 26 (3,76%) Исследование психики и поведения 11 (1,59%)

Китайская психологическая критика 21 (3,03%) Динамика психологии: становление и развитие китайской современной психологии (серийный сборник) 11 (1,59%)

Исследования психологии 21 (3,03%) Газета Гуанминжибао 10 (1,45%)

Table 2

Number of publications about traditional Chinese psychology

Name of the Journal Number of publications (percentage of the total number of articles) Name of the Journal Number of publications (percentage of the total number of articles)

Bulletin of Psychology 97 (14.2%) Journal of Chinese Psychological Health 20 (2.89%)

Psychological science 96 (13.87%) Bulletin of Nanjing Pedagogical University 18 (2.6%)

Innovation of psychology 75 (13.87) Upbringing and development of the psyche 18 (2.6%)

Progress of psychology 27 (10.84%) Bulletin of the Pedagogical University of Gannan (Jiangxi) 17 (2.46%)

Development of psychology 35 (5.06%)

Psychology and Health 33 (4.77%) Bulletin of the Jiangxi Pedagogical University 16 (2.31%)

Mass psychology 31 (4.48%) Psychological technology and its applied use 16 (2.31%)

Chinese Public Humanitarian Newspaper 27 (3.9%) Collection of the All-China Psychological Conference 12 (1.71%)

Journal of Chinese Clinical Psychology 26 (3.76%) The study of the psyche and behavior 11 (1.59%)

Chinese psychological Criticism 21 (3.03%) Dynamics of Psychology — formation and development of Chinese modern psychology (serial collection) 11 (1.59%)

Psychology Research 21 (3.03%) Newspaper Guangming zhibao 10 (1.45%)

Таблица 3

Количество публикаций китайских ученых

ФИО Кол-во публикаций ФИО Кол-во публикаций

Ван Фунянь 27 Гэ Луцзя 16

Ван Юньцзинь 24 Цзян Ючжи 23

Чжан Хайчжон 21 Янь Шучан 11

Ян Синьхуэй 18 Мэн Вэйцзе 10

Линь Цондэ 17 Е Хаошэн 9

Чжао Лижу 17

Table 3 Number of Chinese scientists'publications

Name of Scientist Number of publications Name of Scientist Number of publications

Wang Funyan 27 Ge Lujia 16

Wang Yunjin 24 Jiang Zhi 23

Zhang Haizhou 21 Yan Shuang 11

Yang Xin Hui 18 Meng Weijie 10

Lin Chongde 17 Ye Hao sheng 9

Zhao Lizhu 17

(36), китайская социальная психология (35), художественная психология (27), психологическая специальность (26), журнал китайского психологического здоровья (25), журнал китайской клинической психологии (25), развитие психологии (24), специальный комитет психологии (24) и др.

Монографии в основном включают «Исследование психологической мысли в династии Передней Цинь» Янь Гоцая (1981), «Исследование психологической мысли в династиях Хань, Вэй и других династиях (включая Цао Вэй, Шу Хань, Дун У, Западную Цзинь, Восточную Цзинь, а также Северную и Южную династии)» (1984), «Исследование психологической мысли в династиях Тан и Сун» (1987), «Исследование психологической мысли Миндэ» (1988), «Исследование истории китайской психологии» Ян Синьхуэя (1990), «Историю китайских психологических мыслей» (1994), учебник Национальной комиссии по образованию «Краткая история психологии. Первая история китайской психологии» (1985), «Траекторию разума — черновик китайской психологии коренных народов» Чжу Юнсиня (1993). Наиболее важные справочники — «Избранные материалы по истории китайской психологии» (всего четыре тома) (1989-1992 гг.) под редакцией Янь Гоцая а также «Психологический словарь. История Китайской академии психологии» (1989). В частности, много написал профессор Ян Чжунцай. Он написал книгу «История китайской психологии» (1996), составил «Китайскую психологическую науку. Исследование древних китайских психологических мыслей», отредактировал «Историю древних китайских психологических мыслей» (1999) и опубликовал «Историю психологической мысли» (китайский том) (2004), «Историю китайской педагогической психологии» (2004), а также книгу «Китайская психологическая наука: история современной китайской психологии» Чжао Лиру и Сюй Цидуаня (1997). Ян Лянши написал «Введение в психологические мысли древнего Китая» (1999).

«Общая история психологии» под редакцией Ян Синьхуэя состоит из двух частей: первый том «История древнекитайских психологических мыслей», второй том «История современной китайской психологии» (2000). Шэнь Дэцань и коллеги написали «Короткий обзор истории психологии» (Новая китайская психология) (2003). «История психологии» под редакцией Е Хаошэна (2005) тоже известна. Особо следует отметить публикацию «История китайской психологии» (второе издание) под редакцией Гао Цзюэфу, которая представляет собой переработку первого составленного в стране

учебника по истории китайской психологии, опубликованного 20 лет назад. Как сказано в предисловии ко второму изданию, «Академия развивается, дисциплины растут, и многие новые результаты исследований нуждаются в дополнении. Теперь развитие дисциплины китайской истории психологии вступило в новый этап. В 2009 г. профессор Че Вэньбо был главным редактором «Сравнительной истории китайской и зарубежной психологии», издаваемой Шанхайским издательством обучения иностранным языкам. Данная книга обобщенно анализировала китайскую психологическую историю. Главным редактором первого тома был Янь Гоцай, который провел сравнительное исследование древней китайской и зарубежной психологии; второй том был отредактирован Ян Синьхуэем, который провел сравнительное исследование современной психологии Китая и зарубежных стран. Книга открыла новую область сравнительной истории психологии между Китаем и зарубежными странами, а также способствовала более глубокому развитию истории китайской психологии. «Традиционная китайская психологическая помощь в области здравоохранения» (Ван Фэнянь, 2000), «Традиционная китайская психология нравственного воспитания и ее современное значение» (Ван Фэнянь, 2007), «История китайской психологической мысли» (Ван Фэняня, 2008), «Эстетическое очарование — китайская традиционная эстетика» (Пэн Яньцинь, 2005), «Психологическая система и современная трансформация» (Пэн Яньцинь, 2005) и др. широко используются в Китае. Также появились работы по культурной психологии, тесно связанные с историей китайской психологии. Например, «Основы психологии и культуры: кросс-культурный анализ китайских и западных психологических традиций» Гэ Луцзя (1995), «Введение в китайскую культурную психологию» Шэнь Хэюна (2001), «Китайская культурная психология» Ван Фэняня и Чжэн Хуна (2005) сильно влияют на развитие китайской традиционной психологии.

Современный статус китайской психологии

Министерство образования КНР всегда придавало большое значение обучению специалистов в области психического здоровья. В Китае появились такие специальности, как психология и прикладная психология, они были внесены в «Каталог бакалавриата обычных колледжей и университетов». В 2019 г. насчитывалось 80 общеобразовательных колледжей и университетов с программой бакалавриата по психологии и 305 общеобразовательных колледжей

и университетов, предлагающих прикладную психологию. По двум специальностям ежегодно обучается более 20 000 студентов. Выпускники этих специальностей обладают базовыми качествами для будущей психиатрической работы и базовыми способностями. Кроме того, в текущем каталоге дисциплин, связанных с присвоением ученых степеней и подготовкой психологов, есть дисциплины первого уровня — психология и прикладная психология. В настоящее время существует 30 утвержденных баз для получения степени доктора психологии первого уровня, 68 утвержденных баз для получения степени магистра психологии первого уровня и 99 утвержденных баз для получения степени магистра прикладной психологии. Ежегодно по всей стране награждаются около 270 докторов психологии, 2400 магистров и 1300 магистров прикладной психологии, что дает обществу большое количество психологических талантов высокого профессионального уровня.

Базовые терминосистемы китайской психологии

В китайской психологии сознания существует множество основных теоретических категорий, включая теорию материальных коррелятов сознания, теорию познания и тревоги, теорию привычек и теорию эмоций и желаний. Например, в Китае получила развитие теория разума и материи о взаимосвязи между психологическими явлениями, объектами и физиологическими механизмами (Шу Юеюй, 2016). Исследователи активно анализируют работы древнекитайских философов на наличие там идей, созвучных современным психологическим исследованиям. Это, несомненно, заложило прочную основу для локализации психологии в будущем. На протяжении более десяти лет китайские ученые исследовали, разбирали и объясняли древние китайские психологические концепции, такие как «Теория благородства человека» (Жэньгуйлунь), которая имеет большое значение для этого вида психологии; «Теория природы и человека» (Тяньжэнь-лунь), которая объясняет взаимосвязь между человеком и природой; «Теория соотношения тела и души» (Синшэньлунь), объясняющая отношения между телом и разумом; «Теория воспитания характера человека» (Синсилунь), раскрывающая корни человеческой природы; «Теория знания и действия» (Чжисинлунь), исследующая взаимосвязь между знанием и действием; «Теория аскетического воздержания» (Цзеюйлунь), которая также была хорошо принята академическими кругами. В то же время некоторые психологи в стране и за рубежом начали все больше осознавать, что древняя китайская

психологическая мысль внесла свой вклад в развитие современной психологической науки (Aifen, 2007).

Одним словом, китайская национальная психология включает в себя общую психологию, психологию образования, медицинскую психологию, литературную психологию, социальную психологию, психологию здоровья, психологию управления, военную психологию, судебную психологию и т.д. Китайская психология получила чрезвычайно богатую «пищу» и полезное наследство от трех основных мыслительных традиций в китайской культуре — конфуцианства, даосизма и буддизма и применила их идеи на практике. Человеческая природа может преодолеть концептуальные барьеры позитивизма и натурализма в западной психологии, усилить и подчеркнуть гуманистический дух, значительно расширить область психологии и улучшить сферу психологии и социальных ценностей (Дон Чэнган, 2001).

Влияние советской психологии на психологию в Китае

Советская психология имеет уникальные характеристики; ориентируясь на марксизм, она была создана на основании русской национальной культурной традиции. Советская психология появилась в кружке китайской психологии с новым импульсом и пользуется популярностью в нашей стране (Peng Yanqin, 2020). В 1923 г. советский ученый был приглашен в Китай для выступления с докладом «Современное развитие советско-российской психологии». Первым ученым, представлявшим советско-российскую психологию в Китае, был Го Ицэнь. В сентябре 1928 г. он специально встретился с К.Н. Корниловым, директором Московского психологического института, высоко оценил новаторскую работу К.Н. Корнилова по «изучению психологии с точки зрения диалектики» и претворения ее в жизнь. Кроме того, некоторые ученые также активно внедряли советскую психологию. В 1929 г. Пань Шу1 опубликовал «Советскую федераль-

1 Пань Шу (1897-1988), ранее известный как Ю. Нянь, любезное имя Шуй Шу, был психологом и одним из основателей современной китайской психологии. Окончил философский факультет Пекинского университета в 1920 г. (девятый год КНР), в 1926 г. получил степень доктора философии в Чикагском университете, в 1927 г. был произведен в профессора, избран академиком Академии наук Китайской Народной Республики в 1955 г. и вступил в Коммунистическую партию Китая в 1956 г. Пань Шу занимался экспериментальными исследованиями памяти, иллюзии и восприятия китайских иероглифов, а затем в основном посвятил себя изучению основ теории психологии, предположив, что психология отличается не только от естественных наук, но и от социальных наук, но двойственной промежуточной науки. Она делится на интенциональную деятельность и познавательную деятельность, что отличается

ную психологию» в «Вестнике Центрального университета», а Гао Цзюефу написал «Советско-российскую психологию» в «Журнале образования», представляя советских психологов в первые дни основания Народного общества. Китайская Народная Республика пытается понять марксизм-ленинизм. В 1934 г. Го Ицэнь составил и опубликовал «Зарождающуюся психологию Советской России». Она в основном знакомит с теорией условных рефлексов И.П. Павлова, рефлексологической теорией В.М. Бехтерева, рефлексологической теорией К.Н. Корнилова и необходимостью обоснования психологии марксизма-ленинизма.

Некоторые концепции и теоретические взгляды

китайских психологов

В 1936 г. Чэнь Хань написал «Психологические исследования в Советской России». В этой статье он сделал всестороннее введение в советскую психологию, сосредоточив внимание на общих точках зрения исследований детской психологии, особенно Л.С. Выготского. Приводятся научные результаты и общие исследования Л.С. Выготского и А.Р. Лурии по экспериментальному изучению детского языка и мышления. В то время открытия советских психологов регулярно публиковались в колонках новостей зарубежной психологии китайского журнала Psychology и Psychological Quarterly (WangGuangrong, 2012). С этого периода, благодаря влиянию советской психологии, группа известных ученых в области китайской психологии, таких как Пань Шу, Цао Ричан, Гао Цзюефу, Чжу Чжисянь, Лю Цзэру, Жуань Цзинцин и др., также пыталась работать в русле диалектического материализма. Хотя эти усилия и пожелания психологов не могли быть полностью реализованы из-за ограниченности социальных и исторических условий того времени, они изначально заложили философскую основу диалектического материализма для последующего развития китайской психологии.

Летом 1953 г. Министерство здравоохранения провело «Конференцию по изучению теории И.П. Павлова» в Пекине, а затем провело такие же исследовательские конференции в Шанхае, Тяньцзине, Сиане, Куньмине и других местах, тем самым положив начало изучению теории Павлова по всей стране. С 1954 по 1957 г. Министерство

от традиционной триадической системы «знание, эмоция и намерение». Она выдвигает глубокие и оригинальные взгляды на основные вопросы психологии, такие как сознание, физические и психические отношения и личность, и образует свою собственную теорию системы.

просвещения также последовательно приглашало советских специалистов З.В. Мануйленко и А.В. Петровского для чтения лекций в Китае. В исследовании приняли участие психологи из колледжей и университетов по всей стране. Кроме того, в Советский Союз была направлена группа иностранных студентов для изучения психологии, и они сыграли важную роль в развитии психологической науки после возвращения на родину.

Было опубликовано большое количество советских психологических работ, таких как «Советская психологическая наука» (в двух томах) 1959 г., основное содержание которой написано 39 психологами, в том числе А.Н. Леонтьевым и Б.М. Тепловым. Они обобщали результаты, достигнутые советскими психологами в области общей психологии через сорок лет после Октябрьской революции. Эти статьи имеют большое значение для китайских психологов, позволяют всесторонне и систематически оценить и понять научные достижения советских психологов в основных теориях и философских вопросах с 1919 по 1958 гг. По образцу советской психологии было также составлено несколько крупных китайских учебников, таких как «Общая психология», «Детская психология» и «Педагогическая психология». В итоге, изучая философию марксизма-ленинизма и павловскую теорию, китайские ученые определили философскую и естественнонаучную основы психологии.

В начале 1980-х годов Китайская психологическая ассоциация создала исследовательскую группу по советской психологии во главе с Пань Шу. Группа советских психологов также планировала составить учебник и написать монографию по истории советской психологии. Журнал «Зарубежная психология» опубликовал серию статей о советских психологах. Журнал редактировал также «Советскую психологию» (1984). В этот период появились две психологические работы: «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьева и «Бытие и сознание» С.Л. Рубинштейна, оказавшие влияние на развитие китайской психологической теории. Кроме того, «Общая психология» Б.В. Богословского и «Общая психология» А.В. Петровского числились одними из основных справочников по преподаванию психологии в Китае в 1980-е годы. В 1970-х и 1980-х годах внимание китайских психологов привлекло систематическое изучение психологической деятельности и личности людей в советской психологии. Теория Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» оказала глубокое влияние на реформу образования и обучения в Китае. В последние годы китайские психологи провели ряд теоретических и экспери-

ментальных исследований, развивая концепцию Л.С. Выготского. Например, Гун Хаоран и Хуан Сюлань творчески переосмыслили передовые идеи педагогической психологии Л.С. Выготского, такие как теория воспитания и развития, теория деятельности, теория учебной субъектности, теория формирования личности, теория зоны ближайшего развития и др. Природный эксперимент коллективного строительства школьных классов дал свои плоды (Гун Хаоран, Хуан Сюлань, 1999).

Гао Вэнь и ее последователи провели много исследований в области педагогического дизайна. Теория и практика учебного дизайна объединяет исследования в области психологии, в том числе оценки, измерения и управления. В частности, теория социального конструктивизма Л.С. Выготского оказала важное влияние на новую парадигму педагогического дизайна. Ван Вэньцзин в своем «Примере летнего курса совместного творчества на основе социальной ситуации» использовал и развивал теории Л.С. Выготского, отражая характеристики дизайна учебной программы, такие как социальная ситуация, совместное развитие, участие и открытость студентов, и получил хороший результат. Кроме того, теория Л.С. Выготского привлекла внимание и китайских психологических эмпириков. Фан Гэ, Тянь Сюэхун и Би Хунъянь провели экспериментальное исследование «зоны ближайшего развития», концепции, разработанной Л.С. Выготским. Результаты показывают, что когнитивные способности детей — умение работать с числами, последовательностями чисел, выполнение действий и решение задач — имеют тенденцию улучшаться со временем, то есть с возрастом человек способен решать все более сложные задачи; уровень способности детей решать стратегические проблемы развивается с возрастом, показывая, что это процесс развития от экстернализованного уровня интеллектуальной деятельности к полностью интернализованной интеллектуальной операции, и существует очевидная иерархия (Фан Гэ, Тянь Сюэхун, Би Хунъянь, 2001). Результаты этого исследования еще больше обогатили теорию «зоны ближайшего развития» Л.С. Выготского и послужили эмпирической исследовательской базой для развития математических способностей у детей.

Таким образом, советская психология оказала сильное влияние на развитие психологии в Китае, но сейчас все больше ученых уделяют внимание исследованию западной психологии, а психологические теории в России привлекают все больше психолингвистов. В Китае

многие психолингвисты начали изучать русскую психологию и психолингвистику.

В целом, хотя перечисленные работы были признаны успешными, ситуация далека от реальных потребностей социалистического строя. Чтобы развивать китайскую психологию, мы должны исходить из четырех аспектов будущего. Во-первых, это использование марксизма-ленинизма и работ Мао Цзэдуна в качестве руководящей идеологии психологической работы. Это означает использование диалектического материализма и исторического материализма в качестве руководящих идеологий для избавления от идеализма и метафизики, ограничивающих развитие психологии. Во-вторых, это внедрение принципа интеграции теории с практикой и тесной интеграции психологических исследований с реальностью социалистической модернизации Китая. В-третьих, это активное изучение и усвоение ценных достижений зарубежной психологии посредством критического анализа и реализации принципа «иностранные теории служат Китаю». В-четвертых, это дальнейшее исследование сокровищ древнекитайской психологии, выявление и уточнение, цели «использования прошлого для своих целей в настоящем».

Строительство социализма в Китае открыло широкие перспективы для развития психологии. Китайская психология призвана служить для развития китайского социализма и внести должный вклад в развитие мировой научной психологии. Использование китайской культуры для понимания китайских феноменов является основным требованием для китайских исследователей психологии. Социальные изменения, произошедшие за последние 40 лет реформ и открытости, предоставили динамические, богатые, особые и специфические ресурсы и лаборатории для исследователей психологии.

Мы должны взять за основу китайскую культуру, отсортировать и усвоить прекрасные культурные традиции, а также изучить психологические и поведенческие явления и проблемы, с которыми необходимо столкнуться при социальных и культурных изменениях. В результате быстрых социальных изменений в Китае появилось много новых проблем, новых изменений и явлений. Они не только носят уникальный характер, но и вдохновляют исследователей во всем мире. Они могут дать толчок развитию психологии и коренным образом обновить дисциплину, внести важный вклад в развитие глобальных психологических исследований. У исследователей должна быть ценностная ориентация на служения обществу, понимание проблем, с которыми сталкиваются практики Китая,

а также глубокая озабоченность по поводу национального развития и национального возрождения. Изучение психологических явлений и поведения в переходный период дает возможность способствовать локализации психологии. Менталитет и поведение, представленные социальной трансформацией в Китае, не могут быть объяснены западной психологией. Основное направление и цель локализации — совершенствование системы китайской психологии. В последние годы в академических кругах обсуждалось влияние трансформации по ряду тем, таких как социальные изменения, экономические изменения и культурные изменения, которые способствовали процветанию и развитию социальной психологии в сегодняшнем Китае. Психология — междисциплинарная наука, комбинирующая подходы естественных и социальных наук. Усиление органичности сочетания исследовательских парадигм различных дисциплин и построение новой междисциплинарной исследовательской парадигмы является важным направлением для углубления психологических исследований.

Литература

Ван А. Теория и практика китайской психологии в области образования коренных народов // Теория и практика педагогики. 2007. № 1. C. 45-51.

Ван Г. Современное состояние российской психологии в постсоветский период рассвета психологической науки // Развития психологической науки. 2012. № 6. C. 944-948.

Ван С., Чжан Я. Психология коренных народов Китая и ее особенности // Дайджест социальных наук. 2017. № 4. C. 68-70.

Гун Х., Хуан С. Классное коллективное строительство и развитие личности учащихся. Гуанчжоу: Guangdong Education Press, 1999.

Гэ Л. Новые интерпретации и новые способы использования терминов традиционной психологии китайцев // Журнал Шаньдунского педагогического университета (издание по гуманитарным и социальным наукам). 2004. № 3. C. 3-8.

Лин Ч. Образовательные исследования по ускорению китаизации психологических исследований // Исследования педагогики. 2019. № 10. C. 155-159.

Лю Ч. Китайская психология: что возможно? Как это установить? // Журнал Нанкинского педагогического университета (издание по социальным наукам). 2018. № 4. C. 5-13.

Лян Ц. Простой тест буддийской психологии // «Избранная психология», книжная компания «Чжунхуа», переиздаваемый за 22 года существования Китайской Республики. 1922. № 1. С. 1-6.

Пан Г.Э. Сексуальная психология. Пекин: Саньлянь, 1987.

Пань Ш. Сборник психологии Пань Шу. Нанкин: Изд-во Цзянсуского образования, 1987.

Пэн К., Чжун Н. Психология и развитие Китая: куда идет китайская психология? Пекин: China Light Industry Press, 2010.

Пэн Я. Другой голос: современное неоконфуцианство и китайская гуманистическая психология // Психологический журнал. 2007. № 4. C. 754-760.

Пэн Я. Создание и построение системы китайского журнала психологии разума и природы // Северо-Западный педагогический университет (издание по социальным наукам). 2020. № 4. C. 54-62.

Фан Г., Тянь С., Би Х. Детское логарифмическое познание и стратегии // Acta Psychologica Sinica. 2001. № 1. C. 30-36.

Цай Ю. Избранные произведения эстетики Цай Юаньпея. Пекин: Изд-во Пекинского университета, 1983.

Цао Ч., Донг Г. Ретроспектива века и перспективы китайской психологии // Гуанси. Социальные науки. 2001. № 4. C. 17-19.

Чэнь П. Чтение Пань Чжэ о намерении исследовать новое прочтение «Психологических» заметок по психологии профессора Пань И // Иновация психологии. 1984. № 4. C. 1-7.

Шао Б., Чен В. «Крестный отец» китайской физиологической психологии: Ван Цзинси // Популярная психология. 2016. № 7. С. 45-46.

Шу Ю. Строительство школ и будущее китайской психологии // Оценка социальных наук в Китае. 2016. № 3. C. 54-62.

Ответ на Рекомендацию № 5612 третьей сессии Тринадцатого Всекитайского собрания народных представителей, Рекомендация Гаогао [2020] № 587. URL: http://www.moe.gov.cn/jyb_xxgk/xxgk_jyta/jyta_gaojiaosi/202101/t20595101010

References

Cai, Yu. (1983). Selected works of aesthetics by Cai Yuanpei. Beijing: Peking University Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Cao, C., Dong, G. (2001). Retrospective of the century and perspectives of Chinese psychology. Guangxi, Social sciences, 4, 17-19.

Chen, P. (1984). Reading Pan Zhe about the intention to explore a new reading of "Psychological" notes on psychology by Professor Pan Yi. Innovation of psychology, 4, 1-7.

Fang, G., Tian, S., Bee, H. (2001). Children's Logarithmic Cognition and Strategies. Acta Psychologica Sinica, 1, 30-36.

Ge, L. (2004). New interpretations and new ways of using the terms of traditional Chinese psychology. Journal of Shandong Normal University (humanities and social sciences edition), 3, 3-8.

Gong, H., Huang, S. (1999). Classroom Collective Building and Student Personality Development. Guangzhou: Guangdong Education Press.

Liang, Q. (1922).A simple test of Buddhist psychology. Selected Psychology magazine, Zhonghua Book Company, republished for 22 years of the existence of the Republic of China, 1, 1-6.

Lin, C. (2019). Educational research to accelerate the sinization of psychological research. Pedagogy researching, 10, 155-159.

Liu, C. (2018). Chinese psychology: what is possible? How to install it? Journal of Nanjing Normal University (social science edition), 4, 5-13.

Pan, G.E. (1987). Sexual psychology. Beijing: Sanlian Publishing.

Pan, S. (1987). Collection of psychology of Pan Shu. Nanjing: Jiangsu Education Publishing House.

Peng, K, Zhong, N. (2010). Psychology and Development of China: Where is Chinese Psychology Going? Beijing: China Light Industry Press.

Peng, Y. (2007). Another Voice: Modern Neo-Confucianism and Chinese Humanistic Psychology. Psychological Journal, 4, 754-760.

Peng, Y. (2020). Creation and construction of the system of the Chinese journal of the psychology of mind and nature. North-Western Pedagogical University (social science edition), 4, 54-62.

Shao, B., Chen, W. (2016). The "Godfather" of Chinese Physiological Psychology: Wang Jingxi. Popular Psychology, 7, 45-46.

Shu, Yu. (2016). Construction of schools and the future of Chinese psychology. Assessment of social sciences in China, 3, 54-62.

Van, G. (2012). The current state of Russian psychology in the post-Soviet period of the dawn of psychological science. Development of psychological science, 6, 944-948.

Wang, A. (2007). Theory and practice of Chinese psychology in the field of education of indigenous people. Theory and practice of pedagogy, 1, 45-51.

Wang, S., Zhang, Y. (2017). Psychology of the indigenous people of China and its features. Digest of Social Sciences, 4, 68-70.

Response to Recommendation No. 5612 of the Third Session of the Thirteenth National People's Congress, Gaogao Recommendation [2020] № 587. URL: http://www. moe.gov.cn/jyb_xxgk/xxgk_jyta/jyta_gaojiaosi/202101/t20595101010

Статья получена: 24.11.2021;

принята: 27.03.2022; отредактирована: 05.05.2022.

Received: 24.11.2021; аccepted: 27.03.2022; revised: 05.05.2022.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Юньшэн Цзюй — доктор филологических наук, доцент центра исследования русского языка, литературы и культуры Хэйлунцзянского университета, zhengzhengjuju@163.com, https://orcid.org/0000-0003-3991-0290

Матвеев Михаил Олегович — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры английского языка № 2 факультета международных экономических отношений Московского государственного института международных отношений, mike-matveev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1288-7561

ABOUT AUTHORS

Ju Yunsheng — PhD in Philology, Associate Professor of the Center for the Study of Russian Language, Literature and Culture, Heilongjiang University, zhengzhengjuju@163.com, https://orcid.org/0000-0003-3991-0290

Mikhail O. Matveev — PhD in Philology, Senior Lecturer, English Language Department № 2, School of International Economic Relations, MGIMO University, mike-matveev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1288-7561

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.