Научная статья на тему 'Обзор и анализ факторов, влияющих на конструкцию защиты стенок скважины'

Обзор и анализ факторов, влияющих на конструкцию защиты стенок скважины Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
253
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКВАЖИНА / ЗАЩИТА / ОБСАДНАЯ КОЛОННА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Кудряшова Любовь Сергеевна

В статье проанализированы факторы, влияющие на конструкцию защиты стенок скважины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор и анализ факторов, влияющих на конструкцию защиты стенок скважины»

изобутилена и кислорода на различных активных центрах и транспорт кислорода

через объем твердого тела от центров его сорбции к участком окисления [4, 5].

Список литературы

1. Гусейнов А.С., Зейналов Р.И. Выбор поликомпонентных молибденсодержащих катализаторов для процесса окисления изобутилена. III международная научная конференция «Тонкий органический синтез и катализ» посвященная 85-летнему юбилею. АГНА. 14-16 декабрь, Баку-2005. 205 с.

2. Гусейнов А.С. Поиск эффективных катализаторов для процессов газофазного окисления метилакролеина. Akademik M.F.Nagiyevin 100 illik yubileyim hasr olunmu§ elmi konfrans. Baki, 2008, 2015. 214 с.

3. Гусейнов А.С., Мамедов Э.А. Каталитическая активность нанесенных поликомпонентных Мо-содержащих катализаторов для процесса окисления изобутилена в метилакролеин. ЭКОЭНЕРГЕТИКА научно-технический журнал № 2. Баку, 2011. 163 с.

4. Ибрагимов Ч.Ш., Бабаев А.И. Научные основы и практические задачи химической кибернетики. Баку, Издательство «АГНА», 2015. 383 с.

5. Бабаев А.И., Ибрагимов Ч.Ш. Кибернетика процессов нефтехимической промышленности. Баку, Изд. «Гюнаш-В», 2015. 387 с.

ОБЗОР И АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНСТРУКЦИЮ ЗАЩИТЫ СТЕНОК СКВАЖИНЫ

Кудряшова Л.С.

Кудряшова Любовь Сергеевна - магистрант, кафедра инженерной геологии, оснований и фундаментов, факультет промышленного и гражданского строительства, Самарский государственный технический университет, г. Самара

Аннотация: в статье проанализированы факторы, влияющие на конструкцию защиты стенок скважины.

Ключевые слова: скважина, защита, обсадная колонна.

Основными факторами, которые влияют на конструкцию скважины, являются геологические условия, способ бурения, а также назначение скважины. На геологические условия влияют:

- характер пород, прорезаемых скважиной;

- проницаемость пород и поровые давления;

- углы падения пород и частота чередования их по твердости.

Если при вскрытии скважины встречаются породы с низкой прочностью, необходимо использовать обсадную трубу для предотвращения образования обвалов стенок скважины. Если мощность неустойчивых пород большая, следует разделить ее на ряд интервалов, которые после проходки закрепляются обсадными колоннами [1].

Для обеспечения правильной работы скважины, необходимо соблюдать множество правил во время ее формирования, начиная от проектирования и заканчивая креплением ствола скважины.

Крепление стенок скважин является одним из наиболее важных процессов во время устройства скважины, поскольку оно влияет на:

- работоспособность скважины;

- сроки работы скважины;

- прочность стенок скважины в местах, где породы недостаточно устойчивы;

- герметичность разделения всех проницаемых горизонтов друг от друга.

Крепление стенок скважин предполагает использование обсадных труб,

которые позволяют сделать скважину прочной, долговечной, а также разобщить проницаемые горизонты.

Для того чтобы закрепить скважину с помощью колонн, в скважину погружаются обсадные трубы, после чего цементируется затрубное пространство.

Благодаря наличию в скважине обсадных труб, скважина полностью защищена от сложных напряжений, а именно:

- внешнего давления, которое образуют горные породы;

- продольного растяжения;

- изгиба, который может возникнуть под собственным весом.

На сегодняшний день существует множество видов обсадных труб, которые отличаются между собой материалом изготовления, диаметром, длиной, способом соединения и т.д.

Разработка конструкции скважины начинается с решения двух проблем: определения требуемого количества обсадных труб и глубины спуска каждой из них; обоснования расчетным путем номинальных диаметров обсадных труб и диаметров породоразрушающего инструмента.

Количество обсадных труб определяется на основании анализа геологической обстановки в месте расположения скважины и позволяет сделать выводы о несовместимости условий бурения. На этом основании выделяют отдельные интервалы, подлежащие изоляции.

В отдельных случаях, когда имеющихся геологических сведений для обоснования количества колонн не хватает, и у проектировщиков имеются серьезные опасения, что в скважине могут возникнуть непредвиденные осложнения, в конструкции первых поисковых и поисково -разведочных скважин может быть предусмотрена резервная колонна.

Глубину спуска каждой обсадной трубы уточняют с таким расчетом, чтобы ее нижний конец находился в интервале устойчивых монолитных слабопроницаемых пород и чтобы она полностью перекрывала интервалы слабых пород, в которых могут произойти гидроразрывы при вскрытии зон с аномально высоким пластовым давлением (АВПД) в нижележащем интервале [2].

После определения количества обсадных труб и глубины их спуска, приступают к согласованию расчетным путем нормализованных диаметров обсадных труб и породоразрушающего инструмента. Исходным для расчета является либо диаметр эксплуатационной трубы, либо конечный диаметр скважины, определяемый размером инструментов и приборов, которые будут использоваться в скважине.

По расчетному значению внутреннего диаметра в соответствии с размерами, подбирают диаметр обсадной трубы. Подобным образом повторяют расчет для каждой последующей трубы до самой верхней.

Если строительство скважины завершается без спуска обсадной трубы на конечную глубину, исходным является диаметр долота для конечного интервала.

Обсадную трубу собирают из обсадных труб либо одного номинального размера (одноразмерная), либо двух номинальных размеров (комбинированная). Трубы подбирают в секции в соответствии с запроектированной конструкцией обсадной колонны.

Для облегчения спуска обсадной трубы и качественного ее цементирования по выбранной технологии в состав колонны вводят дополнительные элементы: башмак, обратный клапан, заливочный патрубок, упорное кольцо, заливочную муфту, трубные пакеры, центраторы (фонари), скребки [3].

Список литературы

1. Мавлютов М.Р. Технология бурения глубоких скважин Текст. Учебное пособие для вузов / М.Р. Мавлютов, Л.А. Алексеев, К.И. Вдовин и др. М.: Недра, 1982. 288 с.

2. Булатов А.И. Проектирование конструкций скважин Текст. / А.И. Булатов, JLБ. Измайлов, О.А. Лебедев. М.: Недра, 1979. 280 с.

3. Крепление скважин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://oilloot.ru/170-kreplenie-skvazhin/ (дата обращения: 20.10.2017).

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ МНОГОЭТАЖНОЙ НАЗЕМНОЙ АВТОСТОЯНКИ СО СТАЛЬНЫМ КАРКАСОМ

Кудряшова Л.С.

Кудряшова Любовь Сергеевна - магистрант, кафедра инженерной геологии, оснований и фундаментов, факультет промышленного и гражданского строительства, Самарский государственный технический университет, г. Самара

Аннотация: в статье описаны результаты проектирования конструкций многоэтажной наземной автостоянки со стальным каркасом. Данный проект вышел в финал международного конкурса студенческих проектов Steel2Real 2017. Ключевые слова: автостоянка, проектирование, стальной каркас.

Общая характеристика объекта:

Таблица 1. Общая характеристика объекта

Район строительства: г. Москва

Количество этажей 6

Ограждающие конструкции Лёгкое металлическое ограждение

Высота помещений (расстояние от пола до низа выступающих строительных конструкций) 2,2 м

Назначение здания Наземная стоянка автомобилей открытого типа

Количество машиномест 370

Уровень ответственности по ГОСТ 277512014 Нормальный

Тип местности для определения ветровой нагрузки В

Каркас здания Стальные конструкции

Конструкция перекрытий с каркасом из стальной балочной клетки (возможные варианты) монолитные ж.-б. перекрытия по несъёмной опалубке с опиранием плиты на балку в одном уровне

Наземная автостоянка открытого типа по ГОСТ 27751-2014 относится к нормальному уровню ответственности (класс сооружения КС-2). Коэффициент надежности по ответственности уп=1,0. Проектируемая автостоянка имеет 6 этажей. В осях 1-11 пролет здания 54 м, в осях А-Ж пролет здания - 35,4 м. Высота этажей -2,2 м. За отметку 0,000 принята отметка пола первого этажа в осях А-Г.

В рамках реализации программы «Доступная среда» на 1 -м этаже предусмотрено 14 машино-мест для маломобильных групп населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.