Научная статья на тему 'ОБЗОР ФРЕЙМВОРКОВ ПО РАБОТЕ С ФАЙЛАМИ BLENDER,СОЗДАНИЕ WEBGL ОБЪЕКТОВ'

ОБЗОР ФРЕЙМВОРКОВ ПО РАБОТЕ С ФАЙЛАМИ BLENDER,СОЗДАНИЕ WEBGL ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEBGL / BLENDER / THREE.JS / BLEND4WEB / VERGE3D / 3D МОДЕЛЬ / ВЕБ-САЙТ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Афанасьева Любовь Петровна

Целью исследования является сравнение лучших к использованию библиотек для экспорта моделей из графического редактора и создание из них WebGL объектов, составление общей картины принципов их использования и отличительных особенностей каждой. Для этого были использованы следующие эмпирические методы: наблюдение за процессом разработок с использованием изучаемых инструментов, сравнение сложностей алгоритмов и описание особенностей каждого инструмента. В статье рассматриваются варианты размещения готовых 3D-моделей, созданных посредством графического редактора Blender, на веб-сайт и возможность последующей работы с ними. Разбирается релевантность использования следующих библиотек: Blend4Web, Three.js. Так же описано использование относительно нового движка Verge3D, который работает на этих библиотеках, заменяет все действия программиста понятным для 3D-художника интерфейсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OVERVIEW OF FRAMEWORKS FOR WORKING WITH BLENDER FILES, CREATING WEBGL OBJECTS

The aim of the study is to compare the best libraries to use for exporting models from a graphics editor and create WebGL objects from them, defining principles of their use and the distinctive features of each. For this, the following empirical methods were used: observing the development process using the studied tools, comparing the complexity of algorithms and describing the features of each tool. The article discusses options for placing ready-made 3D models created using the Blender graphics editor on a website and the possibility of subsequent work with them. The relevance of using the following libraries is analyzed: Blend4Web, Three.js. The use of a relatively new engine Verge3D, which works on these libraries, is also described, replacing all the programmer's actions with an interface that is understandable for a 3D artist.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ФРЕЙМВОРКОВ ПО РАБОТЕ С ФАЙЛАМИ BLENDER,СОЗДАНИЕ WEBGL ОБЪЕКТОВ»

20

"CHRONOS" МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУКИ Том 6 #5(55), 2021

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОБЗОР ФРЕЙМВОРКОВ ПО РАБОТЕ С ФАЙЛАМИ BLENDER, СОЗДАНИЕ WEBGL ОБЪЕКТОВ

Афанасьева Любовь Петровна

Студент,

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики,

Санкт-Петербург, РФ

OVERVIEW OF FRAMEWORKS FOR WORKING WITH BLENDER FILES, CREATING WEBGL OBJECTS

Afanasyeva Lyubov Petrovna

Student, ITMO University Saint Petersburg, Russia

Аннотация. Целью исследования является сравнение лучших к использованию библиотек для экспорта моделей из графического редактора и создание из них WebGL объектов, составление общей картины принципов их использования и отличительных особенностей каждой. Для этого были использованы следующие эмпирические методы: наблюдение за процессом разработок с использованием изучаемых инструментов, сравнение сложностей алгоритмов и описание особенностей каждого инструмента. В статье рассматриваются варианты размещения готовых 3D-моделей, созданных посредством графического редактора Blender, на веб-сайт и возможность последующей работы с ними. Разбирается релевантность использования следующих библиотек: Blend4Web, Three.js. Так же описано использование относительно нового движка Verge3D, который работает на этих библиотеках, заменяет все действия программиста понятным для 3D-художника интерфейсом.

Abstract. The aim of the study is to compare the best libraries to use for exporting models from a graphics editor and create WebGL objects from them, defining principles of their use and the distinctive features of each. For this, the following empirical methods were used: observing the development process using the studied tools, comparing the complexity of algorithms and describing the features of each tool. The article discusses options for placing ready-made 3D models created using the Blender graphics editor on a website and the possibility of subsequent work with them. The relevance of using the following libraries is analyzed: Blend4Web, Three.js. The use of a relatively new engine Verge3D, which works on these libraries, is also described, replacing all the programmer's actions with an interface that is understandable for a 3D artist.

Ключевые слова: WebGL, Blender, Three.js, Blend4Web, Verge3D, 3D модель, веб-сайт.

Keywords: WebGL, Blender, Three.js, Blend4Web, Verge3D, 3D-model, web-site.

Введение. В 2011 году с изобретением WebGL появилась возможность создавать и настраивать 3D-модели и полноценные ландшафты прямо в браузере, но всё еще редкие проекты можно назвать удачными. Это объясняется сложностью работы с технологией, которая требует немалых математических вычислений и знаний нескольких языков программирования, что увеличивает и стоимость такой разработки. Чтобы упростить работу с 3D-объектами и сделать их создание доступным для специалистов по созданию 3D-графики, были разработаны библиотеки, которые позволяют выгружать готовые объекты из графических редакторов и размещать на веб-страницах. Однако, каждая такая библиотека содержит набор базовых функций, часть которых не будет использоваться в работе, что будет увеличивать скорость загрузки веб-страницы, поэтому чем больше вспомогательных технологий будет использовано, тем тяжелее будет конечных проект. Тем не менее, пока специалистов такой профессии нет, нужно использовать все возможности для облегчения работы с технологией и внедрения её в повседневную жизнь.

Обзор фреймворков. Рассмотрим существующие библиотеки в связке с графическим редактором Blender, экспорт возможен и из других редакторов, но это уменьшает количество допустимых к использованию вариантов.

Для начала разберем использование фреймворка Three.js, здесь разместить файл можно двумя способами: скачать Three.js Blender Exporter и далее следовать инструкции или скачать Three.js, подготовить модель к экспорту в Blender, сохранить её в формате .glTF, подключить .glTF файл в Three.js с помощью загрузчика GLTFLoader, подробные примеры кода с его использованием подробно изложены в интернете. Продолжать работу с моделью: определить свет, угол обзора камеры, анимировать её элементы, - всё это может настраиваться с помощью этой же библиотеки на коде JavaScript, поэтому выгоднее воспользоваться вторым способом загрузки файла модели. Подробнее о загрузках форматов

"CHRONOS" МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ НАУКИ Том 6#5(55), 2021

21

файлов моделей и текстур на примере модели Архангельского собора описано в статье Филинских А.Д., Корсаков К.С. «Загрузка моделей в технологии WebGL».

Так же конкурентоспособной библиотекой по экспорту моделей из Blender является Blend4Web. В отличие от Three.js библиотека плотно интегрирована с Blender и при экспорте сцен проблем не возникает, но тут идет расчет на то, что вся визуальная часть, включая анимацию и интерактивность, будет выполнена на стороне Blender, поэтому программировать модели становится сложнее.

Приведенные инструменты упрощают работу с моделями, но все еще без знания программирования невозможно получить конечный результат. В случае нежелания подробно знакомиться с технологией можно использовать готовое решение - Verge3D. Этот движок строится на этих же библиотеках, то есть наследует и все их отрицательные стороны, добавляет свои. Однако, он удобен тем, что предлагает использовать дружественный пользователю интерфейс, в котором есть специальные папки для загрузки всех файлов для сайта, просмотр модели в среде Blender, в самом браузере с дополнительными элементами интерфейса. Самым главным достоинством является возможность адаптировать модель под действия пользователя, то есть делать все то, что программист делает с помощью JavaScript через перетаскивание блоков, которые своим взаимодействием заменяют код. Этот редактор в Verge3D носит название Puzzles, и имеет их вид. Минус такого доступного решения в его длительной скорости загрузки на странице и большой стоимости использования, однако, бесплатная версия имеет неограниченный срок пользования, но награждается фирменной надписью по соседству с моделью. Достоверных публикаций по теме Verge3D мало, так как технология новая, однако хороший примеров её использования можно найти достаточно [2].

Заключение. Таким образом, выбор используемых технологий зависит от конечных целей проекта и глубины знаний разработчика, его желания погрузится в эту область. Однозначно сказать, какая библиотека лучше, невозможно, потому что каждая имеет свои особенности. Однако, ознакомившись с этой статьей, будет проще определиться с выбором библиотеки для создания своего проекта. Three.js удобно использовать, если проблем с программированием нет, и проект имеет много интерактивных особенностей. Blend4Web подойдет для 3D-художников, которые хотят добавить какие-то базовые интерактивные эффекты, а в Verge3D есть подходящий любому пользователю интерфейс, но по завершении файлы проекта будут весить много.

Список литературы:

1.Вильданов, А. Н. 3D-моделирование на WebGL с помощью библиотеки Three.js: учебное пособие / А. Н. Вильданов. — Уфа : РИЦ БашГУ, 2014. — 114 с.

2.Овчарова, П. А. Возможности использования Verge3D для создания учебных инженерных интерактивных 3D приложений / П. А. Овчарова // Гагаринские чтения - 2018 : Сборник тезисов докладов XLIV Международной молодёжной научной конференции, Москва-Байконур-Ахтубинск, 17-20 апреля 2018 года. - Москва-Байконур-Ахтубинск: Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), 2018. - С. 281-282.

3.Основы работы с WebGL [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://metanit.com/web/webgl/ (дата обращения: 10.05.2021).

4.Терентьев А.В. Анализ технологий для отображения трехмерных объектов в Интернете // Молодой исследователь Дона. 2020. №1 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tehnologiy-dlya-otobrazheniya-trehmernyh-obektov-v-internete (дата обращения: 11.05.2021).

5. Филинских, А. Д. Загрузка моделей в технологии webgl / А. Д. Филинских, К. С. Корсаков // КОГРАФ-2018 : Сборник материалов 28-й Всероссийской научно-практической конференции по графическим информационным технологиям и системам, Нижний Новгород, 16-19 апреля 2018 года. -Нижний Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2018. - С. 125-129.

6.Kolesnikov, Aleksey & Grishchenko, Denis. (2020). POSSIBILITIES OF USING WEB-TECHNOLOGIES FOR VISUALIZATION OF DATA OF ACTIVE METHODS OF REMOTE SENSING. Vestnik SSUGT (Siberian State University of Geosystems and Technologies). 25. 130-137. 10.33764/2411-17592020-25-4-130-137.

7.Pokorny, Pavel & Dockalova, Pavla. (2019). A 3D Visualization Application of Zlin in the Eighteen-Nineties. 10.1007/978-3-319-91192-2_23.

8.Williams J. Learning HTML5 game programming: a hands-on guide to building online games using Canvas, SVG, and WebGL. - Upper Saddle River, NJ: Addison-Wesley, 2012. - 142 p.

9.Zhuk, Y. Prospects of webgl technology using in modern educational process / Y. Zhuk, E. Tetiuev // CEUR Workshop Proceedings : 15, Saint-Petersburg, 25 марта 2020 года. - Saint-Petersburg, 2020. - P. 112-122.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.