Научная статья на тему 'Обзор автоматизации медицинских учреждений г. Оренбурга'

Обзор автоматизации медицинских учреждений г. Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1045
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕДЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАРТ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ) / MEDICAL INFORMATION SYSTEM / THE EFFICIENCY OF THE USE OF ELECTRONIC HEALTH RECORDS / INFORMATIZATION OF HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Данилова Л. В., Борщук Е. Л., Чолоян С. Б., Рындин И. В.

В г. Оренбурге установлены программы для работы бухгалтерии, аптеки, организационнометодического отдела. Автоматизация клинической деятельности поликлинической службы осуществляется благодаря МИС «Антибиотик+» и МИС «Медотрейд». Отсутствуют программные продукты для работы стационаров и административно-хозяйственного отдела. В настоящее время осуществляются мероприятия по созданию регионального сегмента ЕГИЗ. Целевая программа «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы» по разделу «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» реализована на 76%. МИС «Антибиотик+» наиболее распространенное программное решение среди медицинских учреждений г. Оренбурга. Необходима ее интеграция с ЕГИЗ. Данный программный продукт уже адаптирован к работе с «местными» медицинскими организациями, что должно привести к лучшей результативности информатизации регионального здравоохранения, в том числе благодаря большей эффективности ведения ЭМК по сравнению с бумажными учетными формами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Данилова Л. В., Борщук Е. Л., Чолоян С. Б., Рындин И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Review of medical organization's automation in Oreinburg city

In Orenburg programs have been installed for the work of accounting department, pharmacy, organizational and methodical department. Automatization of outpatient clinical services implement by MIS «Antibiotic plus» and MIS «Medotreyd» It is not software for hospitals, administrative and economic department. Currently, regional segment EGIZ has been created. The section «The installation of modern information systems in health care of the target program «Modernization of the health care in Orenburg region in 2011-2012» is implemented by 76%. MIS «Antibiotic plus» is the most prevalent software solution in clinics in Orenburg. It have to be integrate with EGIZ. This software product is already adapted to the «local» medical organizations. It will lead to greater effect in informatization of the regional health service, including more efficient use of EHR in comparison with paper registration forms

Текст научной работы на тему «Обзор автоматизации медицинских учреждений г. Оренбурга»

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

Л.В. ДАНИЛОВА,

Е.Л. БОРЩУК,

ГБОУ «Оренбургская государственная медицинская г. Оренбург, Россия

С.Б. ЧОЛОЯН,

ГАУЗ «Детская городская клиническая больница», г.

И.В. РЫНДИН,

ЗАО «МегаБИТ», г. Оренбург, Россия

академия Минздравсоцразвития России», Оренбург, Россия

ОБЗОР АВТОМАТИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ОРЕНБУРГА

УДК 61(091)

ДаниловаЛ.В., Борщук Е.Л., Чолоян С.Б., Рындин И.В. Обзор автоматизации медицинских учреждений

г. Оренбурга (ГБОУ «Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России»; ГАУЗ «Детская городская клиническая больница» г. Оренбург, Россия; ЗАО «МегаБИТ», г. Оренбург, Россия) Аннотация. В г. Оренбурге установлены программы для работы бухгалтерии, аптеки, организационнометодического отдела. Автоматизация клинической деятельности поликлинической службы осуществляется благодаря МИС «Антибиотик+» и МИС «Медотрейд». Отсутствуют программные продукты для работы стационаров и административно-хозяйственного отдела. В настоящее время осуществляются мероприятия по созданию регионального сегмента ЕГИЗ. Целевая программа «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы» по разделу «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» реализована на 76%. МИС «Антибиотик+» — наиболее распространенное программное решение среди медицинских учреждений г. Оренбурга. Необходима ее интеграция с ЕГИЗ. Данный программный продукт уже адаптирован к работе с «местными» медицинскими организациями, что должно привести к лучшей результативности информатизации регионального здравоохранения, в том числе благодаря большей эффективности ведения ЭМК по сравнению с бумажными учетными формами.

Ключевые слова: медицинская информационная система, эффективность ведения электронных медицинских карт, информатизация здравоохранения (региональные программы модернизации здравоохранения).

UDC 61(091)

Danilova L.V., Borshuk E.L., Choloyan S.B., Ryandin I.V. Review of medical organization's automation in Oreinburg city (SHME Oreinburg State Medical academy of Ministry of health care and social development of Russian Federation; SAEH Children's State Clinic Hospital of Oreinburg, Russia; CJSC «MegaBIT», Oreinburg, Russia) Abstract. In Orenburg programs have been installed for the work of accounting department, pharmacy, organizational and methodical department. Automatization of outpatient clinical services implement by MIS «Antibiotic plus» and MIS «Medotreyd» It is not software for hospitals, administrative and economic department. Currently, regional segment EGIZ has been created. The section «The installation of modern information systems in health care of the target program «Modernization of the health care in Orenburg region in 2011-2012» is implemented by 76%. MIS «Antibiotic plus» is the most prevalent software solution in clinics in Orenburg. It have to be integrate with EGIZ. This software product is already adapted to the «local» medical organizations. It will lead to greater effect in informatization of the regional health service, including more efficient use of EHR in comparison with paper registration forms. Keywords: medical information system, the efficiency of the use of electronic health records, informatization of health care.

Введение

До начала реализации региональных программ по модернизации здравоохранения информатизация отрасли имела хаотическое развитие. В большинстве случаев автоматизировались только рабочие места бухгалтеров, экономистов, кабинетов статистики. Информационные системы для меди-

© Л.В. Данилова, ЕЛ. Борщук, С.Б. Чолоян, И.В. Рындин, 2013 г.

22

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №4

■■■■

гш

цинского персонала часто являлись собственными разработками некоторых учреждений здравоохранения и не имели системного характера. В общей сложности их распространение имело экзотический характер [1].

В рамках Программы модернизации здравоохранения на внедрение современных ИТ были выделены небольшие денежные средства по сравнению с промышленно развитыми странами. Тем не менее, это привело к существенным преобразованиям практической медицины в РФ в направлении использования ИКТ. На данный момент не все субъекты РФ готовы работать в региональных сегментах единой государственной информационной системы здравоохранения. Наиболее существенные барьеры: технические и организационные проблемы, неподготовленность нормативно-методической базы. Возможно, подробный анализ опыта медицинских организаций, полученный при многолетнем применении в практической деятельности современных ИТ, будет способствовать формированию целостной картины состояния информатизации медицины в РФ. Поможет преодолеть или избежать потенциальные «камни преткновения», возникающие при создании и использовании единого информационного пространства здравоохранения.

Обзор внедренных информационных систем в медицинские организации г.Оренбурга

Одним из приоритетных направлений в развитии здравоохранения до 2020 года является информатизация. В данной статье проанализировано развитие информационных технологий в сфере здравоохранения Оренбургской области на примере областного центра. Был проанализирован уровень автоматизации различных функций, которые должны выполнять медицинские организации для осуществления их основной практической деятельности.

Согласно официальным данным, предоставленным Министерством здравоохранения

Оренбургской области, в среднем на одну организацию на конец 2012 года приходится 138 персональных компьютеров, в 2006 году их было 51(рост на 267%). Одно компьютеризированное рабочее место теперь приходится на четырех медицинских работников, в 2006 году этот показатель составлял 1 ПК на одиннадцать медицинских работников.

Бухгалтерии медицинских организаций г. Оренбурга используют программное обеспечение на платформе 1С:Предприятие 8. К сожалению, в оцениваемых учреждениях составление отчетов для работы экономического отдела до сих пор производится с использованием табличного редактора (Microsoft Excel) или калькулятора, на бумаге, а также с частичной помощью программы «1 С:Бюджетные государственные учреждения (БГУ)». В более чем двух третьих медицинских организаций г. Оренбурга автоматизированы аптечные процессы с помощью программных продуктов «1С: Медицина «Больничная аптека»; «1С:БГУ «Учет медикаментов».

Одной из первоочередных задач автоматизации организационно-методического отдела и управленческого аппарата организации с использованием современных информационных технологий является внедрение внутреннего и внешнего электронного документооборота. Согласно данным, предоставленным ГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», в шести учреждениях здравоохранения г. Оренбурга установлено по 1 рабочему месту программы «Электронный документооборот» на базе IBM LotusNotes.

Не менее важной задачей является развитие полноценного управленческого учета, который будет включать в себя оперативную информацию из отделов, занимающихся финансово-хозяйственной, медицинской, организационно-методической, административнохозяйственной деятельностью. На рассматриваемом этапе информатизации здравоохранения в г. Оренбурге всесторонний полноценный управленческий учет не реализован.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 23 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

В 2012 году для автоматизации клинических функций в поликлиниках используются две медицинские информационные системы: МИС «Поликлиника» компании «Медотрейд», которая установлена в двух поликлинических учреждениях, и МИС «Антибиотик+», которая установлена в 31 поликлинике г. Оренбурга.

Подсистема «Поликлиника» разработана для выполнения функций: управление потоками пациентов в поликлинике; создание протоколов осмотров с использованием шаблонов; формирование лекарственных назначений при сопровождении справочника стандартов лечения, утвержденного Минздравом РФ, и справочника МКБ10; работа с отчетными и учетными медицинскими формами, необходимыми для работы медицинского персонала, оказывающего первичную медико-санитарную помощь.

Внедрение МИС «Антибиотик+» началось в 2001 г. и до 2007 года она была внедрена во все поликлиники, оказывающие первичную медицинскую помощь населению. Всего было установлено 344 рабочих места. Таким образом с 2007 года клиническая деятельность участковых служб системы здравоохранения города была автоматизирована, начато использование электронных медицинских карт [2].

Основополагающей задачей работы медицинских организаций является оказание медицинской помощи населению. Поскольку результативность работы участковых врачей и медицинских сестер существенно влияет на показатели общественного здоровья населения, их рабочие места должны быть автоматизированы в первую очередь.

□писание МИС «Антибиотик*»

Рассмотрим подробнее особенности МИС «Антибиотик+», поскольку она представлена наиболее широко в медицинских организациях г. Оренбурга.

Важной особенностью МИС является возможность исследования медицинской карты на присутствие в ее тексте любых словосочетаний.

Например, необходимо выяснить, были ли у пациента когда-либо оперативные вмешательства. Вводя соответствующие слова в строку запроса, пользователь в результате поиска получит все случаи, когда данное слово упоминалось в карте пациента с указанием документа. Эти возможности значительно сокращают время, требуемое для изучения информации при разборе клинического случая.

Программа «Антибиотик+» ускоряет формирование отчетных форм с удобной организацией данных, а автоматическое построение динамических диаграмм для любой информации, имеющей числовое выражение, дает более наглядное ее представление при анализе.

Принципы современного проектирования интерфейса максимально предотвращают совершение ошибок ввода данных при взаимодействии пользователь — МИС. При разработке информационных систем для выполнения клинических функций это наиболее актуально, так как на чаше весов стоит человеческая жизнь. МИС «Антибиотик+» информирует о возможных ошибочных действиях медицинского персонала при назначении лекарственных средств, которые имеют возрастные ограничения и/или противопоказаны конкретному больному, согласно его аллергологическому анамнезу (см. рис. 1-2).

Программный комплекс «Антибиотик+» отвечает современным тенденциям рынка медицинских информационных технологий, перечню стандартных требований к программному обеспечению, предусмотренных в нормативном документе «Требования к МИС, передаваемым в фонд алгоритмов и программ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, применяемым в Государственной информационной системе персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации, №SBR1009140314-02-2.20» [3].

Система способствует полноценному ведению управленческого учета посредством мониторинга выполнения клинических функ-

24

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №4

■■■■

гш

Рис. 1. Предупреждение МИС «Антибиотик+» о наличии аллергии на данный лекарственный препарат у пациента

Рис. 2. Предупреждение МИС «Антибиотик+» о наличии возрастных ограничений на данный лекарственный препарат у пациента

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 25 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

ций амбулаторно-поликлинического учреждения и формирования достоверной отчетной информации без субъективных оценок сотрудников при условии правильного и точного заполнения учетных документов.

В декабре 2009 года была организована диспетчерская служба на базе Государственного автономного учреждения здравоохранения «Детская городская клиническая больница» (ГАУЗ ДГКБ). Для ее автоматизации установлен модуль «Регистратура» программы «Антибиотик+». Данный модуль позволяет контролировать потоки информации и оптимизировать маршруты направлений пациентов при проведении обследования, консультаций и лечения ребенка. Контроль выполнения, своевременности проведения мероприятий по лечению и оздоровлению, контроль выполнения плана диспансерного наблюдения способствуют составлению индивидуального маршрута для каждого пациента. С помощью данного модуля можно формировать планы, графики госпитализации и контролировать нагрузку на персонал медицинских учреждений путем перераспределения потоков пациентов. При изменении графика приема врачей используются функции автоматического оповещения при помощи sms или e-mail-рас-сылки уведомлений для записавшихся на прием пациентов. Диспетчерский центр реагирует на запросы, возникающие у пациентов при обращении их за медицинской помощью непосредственно в центр, и запросы, поступающие от специалистов системы здравоохранения. С появлением сервиса «Запись на прием к врачу» через Интернет-портал www.orendoctor.ru, интегрированный с соответствующим модулем МИС «Антибиотик+», нагрузка на Диспетчерский центр несколько уменьшилась, но востребованность в данной службе продолжает оставаться высокой. Диспетчеры принимают приблизительно от 400 до 1200 звонков за один рабочий день.

Как уже упоминалось выше, информационный обмен происходит только между подраз-

делениями ГАУЗ ДГКБ г. Оренбурга. Электронный обмен информацией между родильными домами, станциями скорой помощи, другими детскими стационарами находится в «зачаточном» состоянии, несмотря на то, что стандарт электронного информационного обмена уже разработан. Организовать электронный документооборот внутри одного учреждения значительно проще, чем между разными медицинскими организациями. По-видимому, это связано с разногласиями среди управленческих структур.

За последние два года система здравоохранения Оренбургской области значительно продвинулась в направлении внедрения ИТ и полноценного их функционирования. Тем не менее, объем запланированных мероприятий, указанных в дорожных картах по реализации проектов по вводу в эксплуатацию сервисов «Запись на прием к врачу в электронном виде» и «Электронная медицинская карта», концепции создания единой государственной системы в сфере здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоц-развития России от 28.04.2011, и целевой программы «Модернизация здравоохранения Оренбургской области на 2011-2012 годы» по разделу «Внедрение современных информационных систем в здравоохранение» к датам завершения был выполнен приблизительно на 76%, что соответствует идентичной ситуации, складывающейся в подавляющем большинстве регионов РФ.

В рамкам данной целевой программы в 92% учреждений от запланированных созданы локально вычислительные сети за 2011-2012 годы, технически оснащены рабочие места медицинского персонала, установлены многофункциональные печатающие устройства, в 42 медицинских организациях появилась возможность совершать обмен медицинскими данными по защищенным каналам технологии VipNet [4].

До 2020 года планируется автоматизировать 80% рабочих мест врачей и медицинских

26

Медицинские информационные системы

www.idmz.ru SOT 3, №4

■■■■

гш

сестер — это 11 570 АРМ. На начало 2013 года установлены 8699 АРМ (60,15 % от запланированного). На данный момент коэффициент оснащенности составляет приблизительно 138 ПК, приходящихся на 1 МО, или 1 персональный компьютер для работы четырех человек (врачей и медицинских сестер). В 119 (96%) организациях системы здравоохранения Оренбургской области, оказывающих медицинскую помощь, есть свой информационный ресурс в сети Интернет, программно-техническая поддержка осуществляется посредством работы отделов АСУ внутри медицинских организаций, а также при необходимости специализированной фирмой на основании заключенного договора, в том числе с ГБУЗ «МИАЦ» г. Оренбурга.

В настоящее время проводятся мероприятия по созданию ЕГИЗ. Планируется интеграция МИС с региональным сегментом информационной системы.

В 2009 году в Министерстве здравоохранения Оренбургской области была разработана программа «Диспетчерский центр». Одна из функциональных возможностей данного программного решения, в значительной степени повышающей доступность медицинской помощи населению, — осуществление плановой госпитализации нуждающихся пациентов в высокотехнологической медицинской помощи. За два года работы данной информационной системы была оказана 218 пациентам кардиохирургическая помощь, 169 пациентов госпитализированы в Областную клиническую больницу № 2 по профилю «Кардиология» и «Детская аллергология» [5]. Работа подсистемы «Центральный архив медицинских изображений» ИС «Диспетчерский центр» направлена на возможность оперативного доступа к требуемым изображениям при оказании медицинской помощи населению, получаемым от эндоскопического оборудования, систем холтеровского монито-рирования, современных рентгенустановок и флюорографов, УЗИ-аппаратов, компьютер-

ных и магнитно-резонансных томографов и другого оборудования, поддерживающего стандарт DICOM. Создаваемые изображения автоматически сохраняются в базе данных ИС «Диспетчерский центр» при обслуживании пациентов в подключенных к ней медицинских организациях. В 2010 году были созданы электронные регистратуры на базе ИС «Диспетчерский центр» в 43 учреждениях здравоохранения Оренбургской области.

Сравнительное исследование эффективности ведения бумажной и электронной медицинской карты

Ведение медицинской документации в электронном виде считается более эффективным по сравнению с фиксированием информации на бумажных носителях. Но, согласно мнению некоторых медицинских работников, заполнять учетные формы проще и быстрее авторучкой, чем вводить информацию в базу данных МИС. Было проведено экспериментальное исследование, для которого были заранее подготовлены тридцать историй болезни пациентов в возрасте от 0 до 18 лет, включающих как часто встречающиеся нозологии, такие, как острые респираторные вирусные инфекции, так и относительно редкие патологии, например, персистирующий вирусный гепатит. Разнообразие нозологий было предложено с той целью, чтобы определить эффективность работы врача с применением программы «Антибиотик+» как при приеме пациента с довольно распространенной патологией (на которую у специалиста, имеющего опыт работы с МИС, заготовлены шаблоны), но и при патологии, описание которой требует вводить много информации с использованием клавиатуры. Все задания (истории болезни) включали в себя приблизительно равное количество слов. Описание истории болезни включало: жалобы пациента, анамнез заболевания, данные объективного осмотра, план обследования, диагноз, назначенное

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 27 ■

I и информационные

технологии

Таблица 1

Результаты хронометража времени на оформление историй болезни

Среднее время Среднее время ввода

ввода информации информации с сокращени-при использовании ем слов при использовании бумажного носителя бумажного носителя

Среднее время ввода информации при использовании МИС

Среднее значение 10 мин 24 сек 4 мин 21сек 5 мин 53 сек

Диапазон колебаний значений От 9 до 11 мин 11 сек мин 05 сек От 3 мин 20 сек до 6 мин 17 сек От 3 до 8 мин 58 сек мин 10 сек

лечение и рекомендации. В ходе испытания было измерено время, потраченное на выполнение данных заданий испытуемым № 1 и испытуемым № 2. Испытуемый № 1 имеет опыт работы в качестве участкового врача в поликлиниках г. Оренбурга, записывает информацию при осмотре пациента на бумажном носителе, в том числе с возможностью сокращать слова, сохраняя заложенный в них смысл. Испытуемый № 2 работает участковым вра-чом-педиатром и имеет трехлетний опыт работы с МИС «Антибиотик+», ему было предложено выполнить те же задания путем ввода данных в интерфейсе МИС. Испытуемые не контактировали между собой, и замеры времени проходили отдельно для каждого способа внесения предложенной информации.

Таким образом, за минимальное время можно заполнить историю болезни пациента на бумаге при условии сокращения слов (таблица 1). Если данный текст записывать полностью, то количество затраченного времени увеличивается более чем в два раза, что явно неэффективно по сравнению с ведением медицинских документов в электронном виде. Диапазон колебаний средних значений при работе с МИС объясняется в основном степенью использования шаблонов, предусмотренных изначально программой и разработанных самостоятельно специалистом-медиком.

В связи с тем что на прием одного ребенка участковому педиатру отводится только двадцать минут и за это время, помимо оформления

медицинской документации, нужно большую часть времени уделить пациенту, медицинский специалист вынужден сокращать текст записи результата приема в амбулаторной карточке. Неизбежно текст становится трудно читаемым, теряется ценная информация для анализа клинической ситуации в будущем. Поэтому были отобраны выборочным методом 100 записей результатов приема пациентов, сделанных врачами в амбулаторных картах. Записи должны были отвечать следующим критериям: содержать диагноз и назначенное лечение, не должны быть результатами активных посещений пациентов на дому или профилактических осмотров. В каждой записи было подсчитана количество слов, количество сокращенных слов и определена степень понятливости текста. Степень понятливости текста оценивалась следующим образом:

1 — хорошая, более 50% слов текста могут быть распознаны специалистом;

2 — средняя, приблизительно каждое второе слово является практически неузнаваемым, то есть около 50% текста прочитать или понять невозможно;

3 — неудовлетворительная, менее 70% слов можно прочитать без дополнительных зрительных и умственных усилий (разглядываний и предположений).

И если учесть следующее:

• среднее количество слов в электронном медицинском документе, который создается при каждом обращении пациента, =270;

28

Медицинские информационные системы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.idmz.ru SOT 3, №4

■■■■

гш

Таблица 2

Результаты исследования записей в медицинских документах на информативность (понятливость) текста

Степень понятливости текста Абсолютное значение Экстенсивный показатель

хорошая 48 48%

средняя 35 35%

неудовлетворительная 17 17%

• среднее количество слов в проанализированных записях врачей, сделанных в учетных формах №112/у «История развития ребенка», = 46,

то понятно, что объем информации в электронных медицинских документах будет больше, а ее читаемость будет лучше: она будет более подробной и лучше восприниматься органами зрения (таблица 2).

Итого, только 48% просмотренных записей в амбулаторных картах пациентов можно прочитать без потери клинически важной информации. В 52% записей можно только догадываться о причине обращения пациента за медицинской помощью при условии, что анализ карточек осуществлялся человеком с высшим медицинским образованием. При анализе учетных форм №112 встречались записи, в которых ни одно слово не было узнанным.

Количество сокращенных слов по тексту в 100 проанализированных записях не превышало 15%. Среднее количество сокращенных слов было шесть. При этом все словесные сокращения были либо общепринятыми, либо легко угадываемыми.

Основываясь на проведенном исследовании, можно сделать вывод, что автоматизация оформления результата посещения пациентом врача в электронном виде не высвобождает дополнительного свободного времени для практической деятельности медицинских кадров по сравнению с записями на бумажных носителях. Но качество информации будет существенно выше с использованием МИС. Самый главный недостаток бумажных носите-

лей — это необходимость определять индивидуальные особенности почерка медицинского персонала, которые при высокой интенсивности работы сильно затрудняют читаемость текста, при этом резко снижается информативность и ценность созданных записей.

Заключение, выводы

Реализация мероприятий региональной программы по модернизации здравоохранения и программы «Диспетчерский центр», созданного в рамках проекта «Качество жизни (Здоровье)»; добротный опыт МИС «Антибиотик» — двигатели информатизации здравоохранения Оренбургской области. При условии недостаточности выделенных ресурсов на развитие медицины в направлении использования современных ИТ, исходя из реальной себестоимости проекта, были достигнуты значительные положительные изменения в программно-техническом обеспечении медицинских организаций области. 100% автоматизированы поликлиники г. Оренбурга, из них 94% за счет программного комплекса «Анти-биотик+». Данное программное решение способствует полноценному ведению ЭМК, формированию статистической отчетности для анализа практической деятельности медицинских работников, управлению потоками пациентов за счет модуля «Регистратура».

Все существующие МИС должны быть интегрированы с ЕГИЗ, согласно официальному документу «Техническое задание на выполнение работ по созданию и внедрению регионального сегмента Единой государственной информационной системы в сфере здраво-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 29 ■

“■ и информационные

технологии

Медицинские информационные системы

охранения Оренбургской области». Приоритет для масштабирования программы следует отдать «Антибиотику+» как адаптированной системе к работе с «местными» медицинскими организациями. В связи с этим обстоятельством процесс внедрения должен проходить намного быстрее и эффективнее. На протяжении многолетнего использования МИС в медицинских учреждениях Оренбургской области программа постоянно модифицировалась, согласно существующим особенностям работы медицинского персонала. За годы сотрудничества компании-разработчика с пользователями системы были созданы базы данных под каждый бизнес-процесс, шаблоны, адаптированные статистические формы отчетности. Ретроспективный анализ постепенного внедрения и доработки МИС позволяет сделать

вывод об эффективности последовательной автоматизации каждого бизнес-процесса по-отдельности. Критерием начала мероприятий по переводу следующей функции в электронный формат является 100%-ное выполнение предыдущей функции в МИС. До этого момента должны быть подготовлены соответствующие нормативно-правовые акты для отказа использования бумажных носителей информации.

При компетентной организации внедрения и функционирования МИС улучшается качество оказания медицинской услуг. Автоматизация поликлинических учреждений является эффективным мероприятием, в том числе повышает информативность текста в электронных медицинских документах по сравнению с бумажными носителями на основании проведенного исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев А.В. Медицинские информационные системы в России: текущее состояние, актуальные проблемы и тенденции развития. — Точка доступа: http://itm.con-sef.ru/main.mhtml?Part=75.

2. Борщук Е.Л., Чолоян С.Б., ДаниловаЛ.В. Опыт внедрения информационно-аналитической системы «Антибиотик» в учреждениях здравоохранения Оренбургской области//Вестник РУДН, серия «Медицина». — 2010. — №4. — С. 544-548.

3. Методические указания «Требования к МИС, передаваемым в фонд алгоритмов и программ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, применяемым в Государственной информационной системе персонифицированного учета в здравоохранении Российской Федерации № SBR1009140314-02-2.20». — М., 2010. — 225 с. — URL: http://www.rosminzdrav.ru/docs/mzsr/infor-matics/16 (Дата обращения: 21.02.2013).

4. Гильмутдинов Р.Г., Семикозов С.В., Михайлова И.А., Борщук Е.Л. Программа информатизации здравоохранения Оренбургской области. Проблемы и перспек-тивы//Академический журнал «Интеллект, инновации, инвестиции», специальный выпуск. — 2012. — 4.1. — С. 59-62.

5. Жуков СГ. Информационные технологии на службе у оренбургских пациентов». — Точка доступа: http://www.medicinarf.ru/regions/detail.php?ID=9232.

30

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.