октябрь 2003
"Л
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
Виктория СОКОЛОВА, Лариса АБРАМЕНКО, ШВС
Обзор аптечных продаж поливитаминных препаратов
ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ
В рассматриваемую группу включены все препараты, относящиеся к Поливитаминам, Поливитаминам+Мультиминералам, Поливитаминам+про-чим препаратам, Поливитаминам для внутривенного введения (согласно данным «Государственного реестра лекарственных средств»).
По данным «Государственного реестра лекарственных средств» на 15 июля 2003 г., в России зарегистрировано 182 торговых наименования поливитаминных препаратов производства 76 различных компаний (20 из которых — отечественные производители). Более половины (103) из зарегистрированных торговых наименований производятся компаниями стран Западной Европы, США и Канады. Около 20% торговых наименований производятся в России. Большая часть отечественных поливитаминных
препаратов присутствует на рынке очень давно, однако в последние 3—4 года стали появляться и новые марки. Ярким примером обновления ряда поливитаминов служат новые марки компании «Верофарм», также серия витаминов Вектрум компании «Акрихин» и еще несколько названий разных производителей.
В 2003 г. в анализируемом сегменте добавилось только два новых торговых наименования препаратов, при этом один из них — это регистрация уже известного препарата новым производи-
телем (табл. 1). Другой препарат, Биови-таль гель для детей, по данным компании ШВС, пока не фигурирует в аптечных продажах.
По данным «Розничного аудита ГЛС в РФ»™, проводимого компанией ШВС, общий объем аптечного рынка поливитаминных препаратов в РФ за первые шесть месяцев 2003 г. составил 51,3 млн. долл. в оптовых ценах (закупочных ценах аптек) или почти 66,1 млн. долл. в розничных ценах (ценах конечного потребления). Анализируемый сегмент составляет 4,2% всего аптечного рынка в денежном выражении. Средняя аптечная наценка на поливитаминные препараты в I полугодии 2003 г. составила 28,8%, что на 7% выше средней наценки на ГЛС в РФ за тот же период (27%). При этом в различных регионах средняя наценка на поливитаминные препараты существенно варьируется. Так, са-
□АО'АКРИХИН" 143450, Моехйвекйй абл.гСтфйи Кунов-ни. ул. Киропп. 29
Тап. (095} 974 1 9ТА 851I,
фйк£: |Р75) тоа та, 7« чзоз,
www.ctirihin.ru, яаЕт и. □ к nJhln.ru
ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
«ПАРТНЕРСТВО — КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕХА»
В Moscow Marriott Grand Hotel 22 сентября 2003 г. состоялась V Международная конференция «Партнерство — ключевой фактор успеха». Конференция была проведена Центром внедрения «Протек». На ней присутствовали представители ведущих российских и иностранных производителей лекарственных средств. На конференции был заслушан доклад генерального директора группы компаний «Ремедиум» Сирмы Гото-вац — «Российский фармацевтический рынок. Основные тенденции и перспективы». Президент ОАО «ЦВ Протек» В.Музяев сообщил собравшимся о нововведениях в организационной структуре холдинга Группы компаний «ЦВ Протек» и управляющей компании ОАО «ЦВ Протек». В.Музяев объявил о новых назначениях в компании и представил участникам конференции руководителей отделов и департаментов. О. Астафуров, генеральный директор «ЦВ Протек» рассказал о достижениях компании в 2002—2003 гг. и перспективах ее развития. Начальник департамента маркетинга О.Ше-лудченко сообщила собравшимся о новых маркетинговых возможностях «ЦВ Протек»: стимулировании сбыта, преимуществах эксклюзивной дистрибьюции, взаимовыгодной интеграции и кооперации, информационном обмене. В заключении конференции состоялось награждение компаний-производителей почетными грамотами в нескольких номинациях. Материал о конференции читайте в «Ремедиум» №11.
Соб. инф.
РОССИЯ ДОЛЖНА ВЫРАБОТАТЬ НАЦИОНАЛЬНУЮ ПОЛИТИКУ В ОБЛАСТИ ФАРМАЦИИ
Такой вывод был сделан на совместном заседании «Меркурий-клуба», Сенаторского клуба и Клуба «Российский парламентарий», состоявшемся 22 сентября в Центре международной торговли. В ходе мероприятия произошел обмен мнениями представителей государственных институтов власти, предпринимателей, видных российских ученых по проблемам отечественного бизнеса и взаимодействия с Федеральным собранием РФ. Проблема взаимосвязи уровня развития фармбизнеса с национальной безопасностью России была поднята председателем Комитета ТПП РФ по развитию биологической и медицинской промышленности Валерием Хайкиным. Он отметил, что в действительности оригинальные отечественные препараты составляют сегодня на российском рынке всего лишь 10%. Следовательно, на столько обеспечена и безопасность страны в этом секторе. Причины сложившейся ситуации он видит в следующем: неравные конкурентные условия по сравнению с иностранными производителями лекарств, которые меньше платят налогов и не ограничены в повышении цен (в отличие от российских компаний) а также отсутствие государственной политики в сфере фарминдустрии и биотехнологий. Председатель Комитета ТПП обозначил комплекс конкретных мер, которые необходимо принять в ближайшем будущем. Во-первых, должна быть принята национальная лекарственная политика, рекомендованная Всемирной организацией здравоохранения и действующая в 106 странах мира. Во-вторых, следует внести существенные изменения в Закон о ЛС в связи с принятием Закона о техническом регулировании. В-третьих, нужно принять национальную доктрину в области биотехнологий.
Соб. инф.
таблица i| Регистрация новых поливитаминных
препаратов в 2003 г.
№ п/п Торговое название Группа Производитель
1 Аевит-Уви Поливитамин УфаВита
2 Биовиталь гель для детей (Киндер Биовиталь) Поливитамин+ Прочие препараты F.Hoffmann-La Roche
Источник: «Государственный реестр ЛС»
мая высокая торговая надбавка на препараты этой группы в Тюмени — 40%, самая низкая в Челябинске — 18% (рис. 1). По сравнению с тем же периодом 2002 г., наблюдается прирост объема сегмента на 9,4% в денежном выражении (в I полугодии 2002 г. объем аптечных продаж поливитаминов составлял 46,9 млн. долл. в оптовых ценах). Таким образом, темп роста анализируемого сегмента ниже, чем всего аптечного рынка: по сравнению с базовым периодом его прирост меньше на 0,8 пп (или на 8,5%), чем у всего аптечного рынка ГЛС.
Сегмент поливитаминов представлен четырьмя группами препаратов, определяемых в зависимости от состава:
1. Поливитамин
2. Поливитамин+Мультиминерал
3. Поливитамины+Прочие препараты
4. Поливитамин для внутривенного введения.
Первые две группы являются крупнейшими в аптечных продажах анализируемого сегмента — их кумулятивная доля в продажах составляет более 90% (рис. 2).
Третья группа поливитаминных препаратов за последний год немного (на1б%) увеличила свою долю в сегменте; ее объем составил около 9% аптечных продаж сегмента в I полугодии 2003 г. Поливитамины для внутривенного введения практически не присутствуют в аптечных продажах, поэтому далее эта группа рассматриваться не будет.
Описанная структура аптечных продаж остается стабильной и в поквартальном разрезе, что проиллюстрировано на рисунке 3 на примере последних полутора лет.
Для группы поливитаминов характерны сезонные колебания объемов продаж. Самые высокие продажи препаратов приходятся
рисунок 1
Средняя аптечная наценка на поливитамины по регионам в I полугодии 2003 г.
% 40
35 30 25 20 15 10 5 О
27 27 27 27
- 21 21 22 18
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
1 — Челябинск 8 - Новосибирская 15 — Самарская область
2 — Красноярский край область 16 — Владивосток
3 — Свердловская область 9 - Хабаровск 17 — Москва
(Екатеринбург) 10 — Санкт-Петербург 18 — Саратов
4 — Краснодарский край 11 - Воронежская область 19 — Республика
5 — Республика Татарстан 12 - Нижегородская об- Башкортостан (Уфа)
(Казань) ласть 20 — Московская
6 — Ростовская область 13 - Пермь область
7 — Омская область 14 - Иркутск 21 — Тюмень
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
40
37 37
35
34
33
31
28 29 29 29
25
24
октябрь 2003
пшшиим
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ
таблица 2 Десять ведущих поливитаминных препаратов по объему 1
аптечных продаж в трех основных группах
Поливитамин Поливитамин+ Мультиминерал Поливитамины+ Прочие препараты
I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Торговое наименование I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Торговое наименование I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Торговое наименование
1 2 Пиковит 1 1 Компливит 1 2 Геримакс
2 5 Мильгамма 2 2 Витрум 2 1 Витамакс
3 1 Ревит 3 3 Дуовит 3 31 Витрум Бьюти
4 3 Аевит 4 4 Центрум 4 7 Доппельгерц Энерготоник
5 4 Ундевит 5 6 Матерна 5 3 Биовиталь
6 8 Нейро-мультивит 6 7 Супрадин 6 5 Биовиталь эликсир
7 7 Гексавит 7 5 Олиговит 7 14 Витрум Перфоменс
8 6 Макровит 8 9 Джунгли с минералами 8 4 Витрум Атеролитин
9 9 Гендевит 9 12 Мульти-табс Классик 9 6 Геровитал
10 14 Алвитил 10 16 Мульти-табс Юниор 10 9 Ревалид
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
«АНТИОКСИДАНТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»
По данным ВОЗ, нарушением обмена микроэлементов и витаминов в развитых странах страдает не менее 50% населения. Дефицит Zn сопровождается поражением кожных покровов, Zn также необходим для образования кристаллических форм инсулина и др. Se является сильным антиоксидантом, при его дефиците снижается иммунитет, ускоряется развитие атеросклероза. Zn и Se действуют в синергизме с витаминами Е, С, Р-каротином. УП «Минскинтер-капс» (Беларусь) производит антиокси-дантные комплексы в капсулах — «Ан-тиоксикапс с цинком» (витамина С 100 мг, витамина Е 30 мг, Р-каротина 6 мг, цинка оксида 10 мг) и «Антиоксикапс с селеном» (витамина С 100 мг, витамина Е 30 мг, Р-каротина 6 мг, селена (дрожжевого) 300 мкг). Эти препараты успешно применяются для профилактики гиповитаминозов, дефицита Se и Zn в организме, для повышения активности факторов неспецифической защиты организма, в период восстановления после перенесенных заболеваний, для уменьшения отрицательного воздействия неблагоприятной экологической обстановки и вредных привычек.
ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
МИНЗДРАВ РОССИИ НАМЕРЕН УЖЕСТОЧИТЬ КОНТРОЛЬ
Минздрав России намерен ужесточить контроль за функционированием системы обращения и переработки отходов производства и потребления бытового и производственного мусора в регионах страны. Соответствующее письмо министерства было направлено главным санитарным врачам российских регионов. В письме министерства указывается на необходимость проведения главными санитарными врачами регионов целевых рейдовых проверок. Особое внимание во время рейдов Минздрав России рекомендует уделить выполнению санитарного законодательства при организации сбора, складирования, утилизации отходов, функционированию мусо-роперерабатывающих предприятий, несанкционированным свалкам, а также санитарному состоянию территорий, прилегающих к детским дошкольным, общеобразовательным и лечебно-профилактическим учреждениям, предприятиям торговли и общественного питания и санитарно-техническо-му состоянию жилого фонда. По результатам рейдовых проверок к регионам-нарушителям будут применяться меры административного и общественного воздействия.
Соб. инф.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ФОРУМ ЗДОРОВЬЯ
В начале октября в курортном австрийском городе Бад Гастайн прошел VI Европейский форум здоровья, на котором обсуждались актуальные проблемы состояния медицины и фармакологии в мире. Участие в форуме представителей 35 стран доказывает тот факт, что в Европе вопросам здравоохранения и фармацевтики придается большое значение. На форуме было отмечено, что «будущее Старого Света зависит от молодого поколения, ведущего здоровый образ жизни и не подверженного фатальным заболеваниям».
РИА «Новости»
таблица 3 Десять ведущих производителей по объему аптечных продаж 1
поливитаминных препаратов в трех основных группах
Поливитамин Поливитамин+ Мультиминерал Поливитамины+ Прочие препараты
I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Торговое наименование I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Торговое наименование I пол. 2003 г. I пол. 2002 г. Торговое наименование
1 1 KRKA 1 1 Unipharm 1 3 Nycomed
2 2 Woerwag Pharma 2 2 Wyeth-Lederle 2 1 Glaxo-SmithKline
3 6 Алтай-витамины 3 5 Ferrosan 3 5 Unipharm
4 9 Lannacher 4 3 KRKA 4 2 F.Hoffmann-La Roche
5 3 УфаВита 5 6 F.Hoffmann-La Roche 5 4 Queisser Pharma
6 4 ICN (Россия) 6 4 УфаВита 6 6 Dr.Theiss Naturwaren
7 8 Ferrosan 7 7 ICN Россия 7 8 Teva (Biogal)
8 7 Верофарм 8 8 Sagmel Inc. 8 7 Vitabiotics
9 5 Отечественные лекарства 9 9 Ranbaxy Laboratories 9 9 Sedico
10 12 Solvay Pharma 10 11 Ratiopharm (Merckle) 10 10 Natur Produkt
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
на осенне-зимний и весенний периоды, это объясняется структурой заболеваемости в течение года, а также периодом весеннего авитаминоза (март-апрель); летние продажи поливитаминов минимальны (рис. 4). Крупнейшими рынками продаж поливитаминных препаратов являются Москва, С.-Петербург и Московская область: на их долю приходится четверть аптечных продаж препаратов сегмента в I полугодии 2003 г. (рис. 5). Подобное распределение аптечных продаж по регионам характерно и для ГЛС в целом — по итогам I полугодия 2003 г. доля Москвы составляет 17,3% в общероссийских аптечных продажах, С.-Петербурга и Московской области — по 4,1% в денежном выражении.
В рассматриваемом сегменте доминируют иностранные препараты — их доля по объему аптечных продаж составляет около 80% в денежном выражении. Эта тенденция определяется, с одной стороны, преобладанием иностранных поливитаминных препаратов в структуре регистрации, с другой — более высоким уровнем цен на иностранные поливитамины по сравнению с давно известными отечественными препаратами (которые составляют наибольшую долю портфелей российских производите-
лей в анализируемом сегменте). Интересно отметить, что если в группе «Поливитамин» почти 30% в объеме продаж занимают отечественные препараты, то в группе «Поли-витамин+Мультиминерал» они составляют 24% аптечных продаж, а в группе «Поливи-тамин+Прочие препараты» практически 100% составляют продажи иностранных, преимущественно западноевропейских и американских, марок. Ведущие торговые наименования поливитаминных препаратов по объемам аптечных продаж представлены в таблице 2. В группе «Поливитамин» среди десяти лидирующих препаратов — шесть отечественных торговых наименований, в группе «Поливитамин+Мультиминерал» в «десятке» присутствуют уже только два отечественных препарата, а в группе «Поливита-мин+Прочие препараты» среди лидеров продаж представлены только иностранные марки.
При сравнении итогов I полугодия 2003 и 2002 гг. можно отметить, что четверка лидеров в группе «Поливитамин+Мультиминерал» осталась без изменений: это Компли-вит, Витрум, Дуовит и Центрум. На их долю приходится в сумме около 40% продаж данной группы в денежном выражении.
РШШииМ р5\
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ
рисунок 2
Структура аптечных продаж поливитаминов по группам
100 - ш7 9
80 -
60 - 65 63
40 -
20 - 28 28
■ — Поливитамин
□ — Поливитамин+
Мультиминерал
□ — Поливитамины+
Прочие препараты
I полугодие 2002 г. I полугодие 2003 г.
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
рисунок 3
Поквартальная структура аптечных продаж поливитаминов по группам
30
25
л. олл 20
д.
н. л 15
м
10
5
О
■ — Поливитамин
□ — Поливитамин+
Мультиминерал
□ — Поливитамины+
Прочие препараты
2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2003 г. 2003 г.
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
рисунок 4
I Сезонность аптечных продаж поливитаминов в РФ
1 — I кв.2002 г.
2 — II кв.2002 г.
3 — III кв.2002 г.
4 — IV кв.2002 г.
5 — I кв.2003 г.
6 — II кв.2003 г.
4 5 6
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
рисунок 5
Объем аптечных продаж поливитаминов в крупнейших регионах
30000 25000 20000 15000 10000 5000 О
■ — I полугодие 2002 г. □ — I полугодие 2003 г.
I
!П.«п.«п.
■П.ИП.ИП.ИП.-П.ИП.-
1 — Москва 10 - Нижегородская область
2 — Санкт-Петербург 11 — Ростовская область
3 — Московская область 12 — Республика Башкортостан (Уфа)
4 — Свердловская область (Екатеринбург) 13 — Омская область
5 — Самарская область 14 — Челябинск
6 — Красноярский край 15 — Пермь
7 — Краснодарский край 16 — Воронежская область
8 — Новосибирская область 17 — Иркутск
9 — Республика Татарстан (Казань) 18 — Другие регионы
Источник: «Розничный аудит ГЛС в РФ»™, RMBC
%
II кв
III кв
IV кв
II кв
Препараты Мульти-табс Классик и Мульти-табс Юниор вошли в «десятку» лидеров в I полугодии 2003 г. благодаря увеличению своих долей в объеме продаж группы (на 20% и 76% соответственно). В группе «Поливитамин+Прочие препараты» произошли более значительные изменения. Существенно улучшили свои позиции в I полугодии 2003 г. по сравнению с I полугодием 2002 г. такие препараты, как Витрум Бьюти (31-е место год назад) и Витрум Перфоменс (14-е место в I полугодии 2002 г.). На 47% увеличил долю в продажах группы препарат Геримакс, производимый компанией ^соте^ что позволило ему сместить лидера продаж по итогам I полугодия 2002 г. препарат Витамакс на 2-е место.
Среди препаратов, входящих в группу «Поливитамин», в I полугодии 2003 г. в «тройке» лидеров произошли перестановки, и набольшие продажи достались на долю Пиковита, Мильгаммы и Ревита. Кумулятивная доля 10 препаратов-лидеров в группе «Поливитамин+ Мультиминерал» в I полугодии 2003 г. составила 60% аптечных продаж данной группы, в группах «Поливитамин» и «Поливитамин+Прочие препараты» концентрация по торговым
наименованиям еще выше — 83% и 88% соответственно.
Ведущие по объемам аптечных продаж производители представлены в таблице 3. В группе «Поливитамины» лидер не изменился по сравнению с I полугодием 2002 г. Это компания КЖА (20% продаж данной группы). В данной группе на долю российских производителей, вошедших в десятку лидеров (это «Алтайвитамины», «УфаВита», та (Россия), «Верофарм» и «Отечественные лекарства»), приходится суммарно порядка 30% продаж.
Доля десяти лидирующих производителей группы «Поливитамин» повысилась за анализируемый период на 5% и составила 69% по итогам I полугодия 2003 г. В группе «Поливитамины + Мультиминера-лы» 10 ведущих производителей в I полугодии 2003 г. аккумулируют около 84% продаж препаратов. Лидером является компания Шipharm, на которую приходится почти пятая часть продаж группы. По сравнению с I полугодием 2002 г. значительно улучшила свои позиции компания Бег-гс«ап — ее доля 11,3% вместо 7,7% в группе год назад. Из десяти ведущих производителей только две являются российскими — «УфаВита» и та (Россия).
ФЕРРОСАН А/С: «ВИТАМИНЫ — НАША КОМПЕТЕНЦИЯ»
Датская фармацевтическая компания «Ферросан А/С» является одним из Европейских лидеров в области разработки и производства препаратов для заботы о красоте и здоровье. Продукция компании продается более чем в 70 странах мира. Мульти-табс®, один из ключевых брендов компании, представлен в России широким спектром витаминных препаратов и витаминно-минеральных комплексов, созданных с учетом потребностей различных возрастных групп, включая детей первого года жизни. Вся продукция компании производится в соответствии с сертификатом GMP. Витаминно-минеральные комплексы для детей Мульти-табс® Малыш и Мульти-табс® Юниор, комплекс для беременных и кормящих женщин Мульти-табс® Перинатал одобрены и рекомендованы к применению Союзом педиатров России на основании ряда научных исследований, проведенных в России.
ОБЗОР АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ ПОЛИВИТАМИННЫХ ПРЕПАРАТОВ - ИТОГИ ПОЛУГОДИЯ
НА КОЛЛЕГИИ МИНЗДРАВА РОССИИ
В середине сентября прошло заседание коллегии Минздрава России, посвященное заболеваниям органов дыхания, их лечению и профилактике. Коллегия одобрила концепцию развития пульмонологической службы в России. Как сообщил министр здравоохранения Ю.Шевченко, в основе концепции должны быть заложены не лечебные, а профилактические мероприятия: «Мы опять говорим о лечении, об интенсивной и кислородной терапии, но есть огромные возможности профилактики. Эти меры известные и недорогие». Как отметил в своем докладе директор Института пульмонологии Минздрава России, академик РАМН А.Чучалин, сейчас в России заболевания органов дыхания занимают первое место в структуре всех других болезней. Наиболее высокие показатели заболеваемости отмечаются у детей: ежегодно инфекции дыхательных путей и заболевания легких переносят 90% юных россиян. Болезни органов дыхания являются одной из главных причин младенческой смертности в возрасте до одного года. «Для развития пульмонологической службы в России необходимы единая идеология врачей, использование единых стандартов и протоколов лечения и диагностики, обучение специалистов новым методикам, совершенствование медицинского оборудования, обмен мнениями по наиболее сложным больным», — подчеркнул А.Чучалин.
mednovosti.ru
ОЧЕРЕДНОЕ ЗАСЕДАНИЕ РАФМ
В Москве прошло первое в новом сезоне заседание РАФМ. Тематика очередной дискуссии маркетологов фармрынка — возможности и проблематика профессиональных конференций. Как отметил генеральный директор О.Фельдман, вопрос оптимизации профессиональных конференций — «достаточно широк и не сводится только к конференциям как таковым, скорее, он сводится к возможностям публичного обсуждения всех тех вопросов, которые имеют отношение к рынку». Опыт проведения последних конференций показывает, что
все они, по словам О.Фельдмана, напоминают кремлевский праздничный концерт, где каждый вопрос просто должен быть обозначен и где есть возможность встретиться и поговорить всем участникам рынка. Должны ли конференции в одном мероприятии охватывать широкий спектр вопросов или фокусироваться на более узкой тематике? Как обеспечить доступность информации, полученной на конференции, другим участникам фармрынка? Какова степень возможности публичного обсуждения вопросов государственного управления фармрынком на конференциях? Такова лишь часть вопросов, затронутая в дискуссии Ассоциации фармацевтического маркетинга, в которой принимали участие Роберт Розен, исполнительный директор А1РМ, В.А. Дмитриев, исполнительный директор АРФП и Т.В. Бабкина, исполнительный секретарь Российской ассоциации аптечных сетей.
Соб. инф.
КОНГРЕСС «ЦЕРЕБРОВАСКУЛЯР-НАЯ ПАТОЛОГИЯ И ИНСУЛЬТ»
В Москве 22-24 сентября 2003 г. в Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева РАМН по инициативе Национальной ассоциации по борьбе с инсультом (НАБИ) прошел 1-й Российский международный конгресс «Цереброваскулярная патология и инсульт». В работе конгресса приняли участие более 700 делегатов и гостей из всех регионов Российской Федерации, стран СНГ, Европы, Америки, Азии, Австралии. Основными научными направлениями, обсуждаемыми на пленарных и секционных заседаниях конгресса, стали: патогенез инсульта, генетические, молекулярные и биохимические аспекты развития церебрального инфаркта, новые диагностические технологии, ведение и лечение острого инсульта, реабилитация после инсульта, эпидемиология, первичная и вторичная профилактика инсульта, постинсультные состояния. Особое внимание было уделено роли артериальной гипертензии и сахарного диабета в развитии инсульта и постинсультных осложнений. Также были рассмотрены вопросы фармакоэконо-мики и юридических аспектов проблемы инсульта.
Соб. инф.
КОНЪЮНКТУРА И ИССЛЕДОВАНИЯ
Интересно отметить, что за прошедший год концентрация по производителям (доля «десятки») в группе «Поливитамин + Мультиминерал» заметно снизилась — с 89% в I полугодии 2002 г. до менее 84% год спустя.
В группе поливитаминных препаратов в комбинации с прочими препаратами компания Nycomed, увеличив долю продаж на 47%, в I полугодии 2003 г. заняла первое место среди производителей. Это связано со значительным увеличением объема аптечных продаж ее препарата Геримакс. Также значительно улучшила свои позиции компания Unipharm — ее доля в группе увеличилась почти в 2,5 раза, что связано с упомянутым ранее значительным приростом продаж препаратов Витрум Перфоменс и Витрум Бьюти производства этой компании.
Десять ведущих производителей занимают почти 98% объема продаж данной группы поливитаминных препаратов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегмент поливитаминных препаратов представлен в аптеках в основном двумя группами: «Поливитамин» и «Поливита-мин+Мультиминерал», причем вторая является наиболее продаваемой. Региональное распределение продаж схоже с рынком ГЛС в целом, а средняя аптечная наценка на анализируемые препараты немного превышает средний показатель по аптечному рынку.
Анализируемый сегмент характеризуется как насыщенностью торговыми наименованиями препаратов, так и большим количеством присутствующих в нем производителей.
Лидирующие позиции по объемам аптечных продаж занимают иностранные препараты, причем наибольшую долю они имеют в группах комбинированных поливитаминов. Наиболее динамично за последний год развивались в данном сегменте компании Unipharm, Ferrosan и Ny-comed.
Небольшое снижение доли сегмента в аптечном рынке ГЛС в целом, произошедшее в I полугодии 2003 г., пока нельзя назвать сложившейся тенденцией. Сегмент характеризуется относительно высокой конкуренцией и динамикой в позициях компаний и препаратов. В связи с этим можно ожидать дальнейших интересных подвижек в сегменте поливитаминных препаратов.
Ф