Научная статья на тему 'ОБЗОР, АНАЛИЗ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ШУМОИЗЛУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТА'

ОБЗОР, АНАЛИЗ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ШУМОИЗЛУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
146
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШУМОИЗЛУЧЕНИЕ / ТРАНСПОРТ / СНИЖЕНИЕ ШУМА / ПРОГРЕСС / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ / УРОВЕНЬ ШУМА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гусейнов Э.В.

Шум в городах почти всегда носит локальный характер и в основном вызван видами транспорта - городским, железнодорожным и авиационным. На главных дорогах крупных городов уровень шума уже превышает 90 дБ и имеет тенденцию к ежегодному увеличению на 0,5 дБ, что представляет собой наибольшую опасность для окружающей среды в районах с загруженными транспортом дорогами. Основной проблемой является увеличение вибрации в городских районах, основной причиной которой является движение транспорта. Эта проблема мало изучена, но нет сомнений в том, что ее важность будет возрастать. Вибрации способствуют очень быстрому изнашиванию сооружений и зданий, но самое главное, они могут отрицательно повлиять на самые точные технологические процессы. Следует подчеркнуть, что вибрации наносят наибольший урон передовым производствам и, соответственно, их рост может ограничивать возможности научно-технического прогресса в селах и городах.Noise pollution in cities is almost always localized and is mainly caused by means of urban and rail transport as well as aviation. The noise level on the main highways of large cities exceed 90 dB and tends to increase by 0.5 dB annually, which is the greatest threat to the environment in areas of busy transport highways. The particular problem is an increase in vibration levels in urban areas, the main source of which is transport. This problem isn’t studied well, but there is no doubt that its importance will increase. Vibration contributes to faster wear and tear of buildings and structures, but most importantly, it can adversely affect the most accurate technological processes. It is especially important to emphasize that vibration brings the greatest harm to advanced industries and, accordingly, its growth can have a limiting effect on the possibilities of scientific and technological progress in cities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР, АНАЛИЗ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ШУМОИЗЛУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТА»

4. Коробко В.И. Состояние и перспективы развития изоперметрического метода в строительной механике // Изв. вузов. Строительство. 1993. № 11-12. С. 125135.

5. Коротеев Г.И. Некоторые вопросы расчета пластин переменного сечения методом предельного равновесия: дис. ... канд. техн. наук, Новосибирск, 1979.

6. Хусточкин А.Н. Развитие и применение изопериметрического метода к решению задач устойчивости пластинок: дис. ... канд. техн. наук. Ставрополь, 1991.

7. Коробко А.В. Исследование напряженно-деформированного состояния косоугольных пластинок, мембран и сечений геометрическими методами: автореф. дис. ... канд. техн. наук. Ростов н/Д, 1993. 20 с.

8. Бояркина С.В., Дробин И.Б., Коробко А.В. Интегральная характеристика формы геометрических фигур в задачах строительной механики // Изв. вузов. Строительство. 1994. № 4. С. 100-104.

9. Фетисова М.А., Калашникова Н.Г. Определение максимального прогиба трапециевидных пластинок с комбинированными граничными условиями с помощью МИКФ // Известия Орловского государственного технического университета. Серия: Строительство и транспорт. 2009. № 1. С. 65.

10. Коробко А.В., Фетисова М.А. Определение поперечного изгиба методом интерполяции по коэффициенту формы при аффинном преобразовании пластинок в виде ромбов и параллелограммов // Промышленное и гражданское строительство. 2010. № 1. С. 23-24.

11. Коробко А.В., Фетисова М.А. Способы решения задач поперечного изгиба трапециевидных пластинок // Строительство и реконструкция. 2010. № 1 (27). С. 36-39.

12. Фетисова М.А., Володин С.С. Аналитические и численные соотношения максимального прогиба ромбических пластинок с комбинированными граничными условиями // Вестник строительства и архитектуры. Орел, 2014. С. 90-94.

УДК 504.055

ОБЗОР, АНАЛИЗ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ШУМОИЗЛУЧЕНИЯ ТРАНСПОРТА

Гусейнов Э.В., бакалавр 3 курса направления подготовки 23.03.03 «Эксплуатация транспортно-технологических машин

и комплексов».

Научный руководитель: к.т.н., доцент Хороших О.Н.

ФГБОУ ВО Иркутский ГАУ

АННОТАЦИЯ

Шум в городах почти всегда носит локальный характер и в основном вызван видами транспорта - городским, железнодорожным и авиационным. На главных дорогах крупных городов уровень шума уже превышает 90 дБ и имеет тенденцию к ежегодному увеличению на 0,5 дБ, что представляет собой наибольшую опасность для окружающей среды в районах с загруженными транспортом дорогами. Основной проблемой является увеличение вибрации в городских районах, основной причиной которой является движение транспорта. Эта проблема мало изучена, но нет сомнений в том, что ее важность будет возрастать. Вибрации способствуют очень быстрому изнашиванию сооружений и зданий, но самое главное, они могут отрицательно повлиять на самые точные технологические процессы. Следует подчеркнуть, что вибрации наносят наибольший урон передовым производствам и, соответственно, их рост может ограничивать возможности научно-технического прогресса в селах и городах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Шумоизлучение, транспорт, снижение шума, прогресс, современные методы, уровень шума.

АБЭТРДОТ

Noise pollution in cities is almost always localized and is mainly caused by means of urban and rail transport as well as aviation. The noise level on the main highways of large cities exceed 90 dB and tends to increase by 0.5 dB annually, which is the greatest threat to the environment in areas of busy transport highways. The particular problem is an increase in vibration levels in urban areas, the main source of which is transport. This problem isn't studied well, but there is no doubt that its importance will increase. Vibration contributes to faster wear and tear of buildings and structures, but most importantly, it can adversely affect the most accurate technological processes. It is especially important to emphasize that vibration brings the greatest harm to advanced industries and, accordingly, its growth can have a limiting effect on the possibilities of scientific and technological progress in cities.

KEYWORDS

Noise emission, transport, noise reduction, progress, modern methods, noise level.

Введение. Конкурентоспособное сельскохозяйственное производство предполагает поддержку со стороны науки [1-6]. Функционирование агропромышленного комплекса невозможно без современной автотракторной техники, с использованием инновационных разработок [7-9]. Ключевым звеном технического обеспечения промышленного и аграрного сектора производства являются мобильные машины.

Материалы и методы исследования. Проведен обзор литературных источников по рассматриваемой теме. Дан анализ существующих способов снижения шумоизлучения транспортных средств. Предложены наиболее перспективные пути решения этой проблемы.

Результаты исследования. Автомобильное движение в настоящее время занимает одну из ведущих позиций в транспортной системе страны. Дорожному движению свойственны высокая маневренность, в том числе способность доставлять грузы «от двери до двери» без дополнительных перегрузок на дороге, а также высокая скорость и необходимая безопасность доставки. Автотранспорт перевозит более чем 80% товаров народного хозяйства.

Большая протяженность существующих автомагистралей дает возможность использовать их почти по всей территории с большой несущей способностью.

Способность быстро адаптироваться на изменения пассажиропотока, а также высокая мобильность придают автомобильному транспорту существенные преимущества в организации местных пассажирских перевозок. Его доля составляет примерно половину реализуемого пассажиропотока.

Дорожное движение существенно повлияло на современную структуру поселений, распространение дальнего туризма и территориальную децентрализацию промышленных и серных услуг. В то же время это привело к множеству отрицательных событий: сотни миллионов тонн загрязняющих веществ ежегодно попадают в атмосферу с выхлопными газами; автомобильный шум является основным источником загрязнения окружающей среды; дорожная сеть поглощает ценные сельскохозяйственные земли, особенно в окрестностях мегаполисов. Под воздействием пагубного воздействия дорожного движения ухудшается здоровье людей, отравляются почва и вода, страдают флора и фауна.

Медицинская наука доказывают, что повышенное значение уровня шума является причиной нервно-психических расстройств, а также существенного повышения артериального давления.

Восприятие звука индивидуумом коррелирует с большим числом факторов. Конкретные параметры звука, значение его уровня, действующий спектр, характер варьирования во времени, в том числе психофизиологические аспекты, к которым можно отнести уровень производимого звука на суммарное влияние шума на человека. В аспекте воздействия автотранспортного шума на конкретного человека принято подразделять три фактора:

• влияние производимого шума на водителя с позиций профессиональных рисков.

• влияние шума на реализуемое направление движения собственно транспортного средства.

• влияние действующего дорожного шума на людей [10].

Центральным микрорайонам современных городов мешает повышенная

плотность возведенных зданий, что сильно затрудняет сооружение шумозащитных экранов, какое-либо расширение шоссе, а также посадку кустарников и деревьев для снижения значения уровня шума на используемых дорогах. Проведенный анализ проблемы снижения шума мобильных транспортных средств позволяет считать наиболее приемлемыми направлениями это применение инновационных шумопоглощающих материалов в строениях, с наибольшим числом магистралей, реализация тройного остекления окон, в том числе вертикальное озеленение зданий.

Двигатель внутреннего сгорания, трансмиссия, в том числе колеса являются основными источниками шумов при движении мобильных средств. Кроме того, причиной увеличения уровня шума может быть срок службы, а также пробег автомобиля, который характеризуется износом деталей эксплуатируемого двигателя, трансмиссии, включая другие силовые агрегаты. Наибольший уровень шума характерен при интенсивном разгоне транспортного средства на II и III передачах. Один из главных источников шума на автомобиле представляет собой, в частности, в корреляции скорости движения от осуществляемой нагрузки на мобильное средство. Например, при движении со скоростью 70 ... 80 км / ч и при реализации полной нагрузки преобладающим источником шума является двигатель внутреннего сгорания, а на повышенных оборотах основной шум формируется колесами (а именно шинами).

Шумоизлучение со стороны шин происходит из-за неровности дорожного покрытия, а также трения между протектором шины и дорогой (например, звук при торможении, в том числе поворотах), активного трения шины о воздух, типа используемого профиля протектора, воздуха, находящегося в протекторах (при контакте на дороге воздух сопровождается характерным свистом), воды относительно поверхности дороги и осуществляемым движением, дисбаланса, включая износ шин и, преимущественно, износа протектора [11].

Конструкция современных автомобилей предусматривает уменьшение шума посредством более тихого функционирования всех их систем и механизмов.

Значение шумового показателя автомобиля во многом предопределяет его техническое состояние, в частности, его систем и механизмов. Полнофункциональное транспортное средство производит меньше шума.

До сих пор использовался чрезмерно обобщенный подход для оценки шума, производимого таким источником, как транспортное средство.

Фактически, этот общий шум можно разделить на два основных источника: тяговая энергия транспорта (двигатель, карданный вал, шестерни); контакт шины и покрытия [13].

В соответствии с действующими государственными стандартами определения значения уровня внешнего, а также внутреннего шума автомобилей - ГОСТ Р 522322004 и ГОСТ Р 51617-2000, их максимальные величины на современном этапе соответствуют: для внешнего шума (автомобиль как действующий источник излучения) - 96,00 дБА, для внутреннего шума (шум воспринимается индивидуумом в салоне) -80,00 дБА [15, 16].

Изучим методы повышения акустических характеристик автомобиля - одного из ключевых критериев реальной конкурентоспособности.

Система ActiveNoiseControl (в переводе с английского означает активное шумоподавление) осуществляет функцию подавления производимого шума в процессе движения транспортного средства по дорожному настилу от самого двигателя, а также других устройств. Эта система позволяет снизить значение уровня низкочастотного шума примерно на 5-10 дБ. Уменьшение возникающего колебания составных элементов конструкции, образованные действующими акустическими колебаниями, существенно снижает реальный износ выше названных элементов, в том числе расход топлива. Электронный блок управления (ЭБУ) дает возможность варьировать цвет тона по установленной программе и следовательно аннулировать из спектра избыточные шумы.

Акустически точно выверенная регулировка выхлопной системы, например в V-образном двигателе не реализует выравнивание давления в правой и левой ветви посредством глушителей разной длины, которые монтируются в середине промежуточного резонатора вставки без перфорации [10].

Шум, производимый от качения, подразделяют на две группы - внешний и внутренний.

Внутренний шум отрицательным образом действует на водителя: доставляет реальный дискомфорт, в том числе на пассажиров в транспортном средстве. Между мобильной техникой и используемой шиной образовывается действенный контакт, поэтому необходимо учитывать не только воздушную, но и структурную передачу возникающих звуковых волн посредством конструкции кузова эксплуатируемого транспортного средства.

В контексте окружающей среды существующие проблемы с внешним шумом представляют собой как часть общих неудобств, образованных шумом движения транспорта [13].

Уровень шума является отражением общего реального технического уровня, а также качества мобильного средства и дороги.

Приоритетными мерами по снижению транспортного шума включают в себя:

- Минимизация транспортных развязок для осуществления равномерного свободного движения;

- Уменьшение интенсивности движения, использование ночного трафика (в частности, запрет движения грузового транспорта в ночное время);

- Вынос транзитных магистралей, а также дорог с грузовым движением на необходимое расстояние от населенных пунктов;

- Устройство современных шумозащитных конструкций и (или) зеленых насаждений;

- Возведение на придорожной территории защитных полос непосредственно вдоль дорог, застройка которых реализуема только для сооружений без санитарных ограничений производимого шума [12].

Значит, чтобы произвести мобильное средство с наименьшим звуковым излучением, требуется создать конструкцию автомобиля с высокими качественными показателями с минимальным значением звукового излучения, применяя современные средства, которые акустическая наука дает в распоряжение инженеру-исследователю и проектировщику:

- использование виброизоляциии и активного поглощения вибрации, а также звукопоглощения, включая звукоизоляцию;

- ряд новых способов и технических средств, которые при оптимальном использовании заметно снижают уровень шума транспортных машин;

- организация выполняемых рабочих процессов мобильной техники и разработка передовых конструкций, гарантирующих минимальное значение уровня шума и базирующихся на современных критериях минимизации;

- снижение производимого шума в конкретном источнике посредством бесшумности транспортных машин и создания дорожных настилов с низким показателем уровня шума;

- сдерживание шума, который уже образовался, с учетом таких аспектов, как интенсивность выполняемого движения, современный дизайн улиц, а также маршруты с помощью применения инновационных шумозащитных стен, в том числе барьеров, включая планирование рационального землепользования вдоль улицы с целью минимизации вредного шумового воздействия на население [13].

Существует два подхода к ограничению воздействия шума дорожного движения в жилых и рабочих зонах. Первый подход направлен на снижение шума в самом источнике шума путем строительства малошумных транспортных средств и установки малошумных полос движения. Второй подход заключается в ограничении распространения шума, который уже произошел, с учетом таких факторов, как интенсивность движения, дизайн улиц и их маршруты, шумозащитные стены и барьеры.

Заключение. Выполненный обзор современных литературных источников по рассматриваемой теме и анализ существующих способов снижения шумоизлучения транспортных средств позволил описать наиболее приемлемые из них для конкретных условий применения.

Библиография:

1. Модернизация устройства для отделения инородных примесей от стебельчатых кормов // Аграрная наука. 2014. № 7. С. 29-30.

2. Оценка глубины заделки семян зерновых культур посевными комплексами / П.А. Болоев [и др.] // Пермский аграрный вестник. 2016. № 1 (13). С. 45-50.

3. Шуханов С.Н. Разделение зернового вороха на фракции с помощью лопастного метателя зерна // Пермский аграрный вестник. 2016. № 4 (16). С. 76-81.

4. Поляков Г.Н., Шуханов С.Н. Модернизация сепаратора измельченного вороха зерновых колосовых культур // Пермский аграрный вестник. 2019. № 1 (25). С. 4-9.

5. Шуханов С.Н., Доржиев А.С. Анализ факторов, влияющих на качество работы аппарата для измельчения корнеклубнеплодов методом активного эксперимента // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2020. № 2 (58). С. 356-363.

6. Determination of the optimal incline angle of the incision of the cutting machine of the tuber grinder of potatoes / S.N. Shukhanov, N.I. Ovchinnikova, A.V. Kosareva, A.C. Dorzhiev // III International Scientific Conference: AGRITECH-III-2020B: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science.: Agribusiness, Environmental Engineering and Biotechnologies. Krasnoyarsk Science and Technology City Hall of the Russian Union of Scientific and Engineering Associations, 2020. P. 52026.

7. Алтухов С.В., Шуханов С.Н. Анализ теплового состояния распылителей форсунок // Аграрная наука. 2018. № 5. С. 56-57.

8. Шуханов С.Н., Кузьмин А.В., Болоев П.А. Надежность работы машинно-тракторного агрегата // Инженерные технологии и системы. 2020. Т. 30. № 1. С. 8-20.

9. Influence of air temperature on warming up the engine of automotive vehicles / S.N. Shukhanov [and etc] // Ensuring Sustainable Development in the Context of Agriculture, Green Energy, Ecology and Earth Science: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. «International Scientific and Practical Conference». Green Energy and Earth Science, 2021. P. 052003.

10. Гудцов В.Н. Современный легковой автомобиль. Экология. Экономичность. Электроника. Эргономика (Тенденции и перспективы развития): Учебное пособие М. : КНОРУС, 2012. 448 с.

11. Вахламов В.К. Автомобили: Основы конструкции: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2004. 528 с.

12. Шум автомобиля и методы его снижения // URL: http://knowledge.allbest.ru/ecology/3c0a65625a3ad79a5c43a88421206c37 0.html (дата обращения 12.10.2021).

13. Экологические проблемы развития автомобильного транспорта // URL: http://zerkalov.org.ua/node/2528 (дата обращения 12.10.2021).

14. Методы снижения шума // URL: http://cinref.ru/razdel/00800ecologia/09/311747.htm (дата обращения 12.10.2021).

15. ГОСТ Р 52231-2004. Внешний шум автомобилей в эксплуатации. Допустимые уровни и методы измерения. Введ. 01.01.2005 г.

16. ГОСТ Р 51616-2000. Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний. Введ. 01.01.2001 г.

УДК 621.311.49.004.67:001.894.003.13

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ «УЧЕБНОЕ НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА КТП 6-10/0,4 КВ»

Захаров С.Ю. 1, заместитель директора - главный инженер, Бородин М.В.2, к.т.н., доцент, Сорокин Н.С. 2, старший преподаватель, Махиянова Н.В.2, старший преподаватель.

1 филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье» - «Тулэнерго»

2

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

АННОТАЦИЯ

В статье приводится методика определения экономической эффективности использования рационализаторского предложения по выполнению капитального ремонта КТП 6-10/0,4 кВ, описанному в учебном пособии «Учебное наглядное пособие по выполнению капитального ремонта КТП 6-10/0,4 кВ». Определена годовая экономия за счет сокращения затрат на горюче смазочные материалы (ГСМ) и времени перерыва электроснабжения потребителей. Расчеты выполнены на примере использования рационализаторского предложения на базе филиала ПАО «Россети Центр»-«Орелэнерго». Использование предложенного рацпредложения позволит электросетевой компании значительно сократить недоотпуск электроэнергии и затраты на ГСМ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экономия, затраты, недоотпуск электроэнергии, капитальный ремонт, трансформаторная подстанция, перерыв в электроснабжении.

ABSTRACT

The article provides a methodology for determining the economic efficiency of the use of the rationalization proposal for the overhaul of 6-10 / 0.4 kV KTP, described in the tutorial «Training visual aid for the overhaul of the Unit Transformer Substation 6-10/0.4 kV». The annual savings are determined by reducing the cost of fuel and lubricant materials (fuels and lubricants) and the time breakdown periods of power supply to consumers. The calculations were carried out on the example of using the rationalization proposal on the basis of the branch of PJSC Rosseti Center - Orelenergo. The use of the proposed rationalization proposal will allow the power grid company to significantly reduce the undersupply of electricity and the cost of fuels and lubricants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.