Научная статья на тему 'Обзор 3D -движков с возможностью визуализации ландшафтных изображений и природных эффектов'

Обзор 3D -движков с возможностью визуализации ландшафтных изображений и природных эффектов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
227
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абалаков И.Н., Зотин А.Г.

Рассмотрены популярные на данный момент 3D-движки, их основные особенности и используемые форматы хранения объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Абалаков И.Н., Зотин А.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF 3D ENGINES FOR LANDSCAPE VISUALIZATION with NATURAL EFFECTS

The popular 3d engines are reviewed. Their main features and used file formats to store objects are described.

Текст научной работы на тему «Обзор 3D -движков с возможностью визуализации ландшафтных изображений и природных эффектов»

УДК 004.92

И. Н. Абалаков, А. Г. Зотин

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ОБЗОР 3Б-ДВИЖКОВ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЛАНДШАФТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ПРИРОДНЫХ ЭФФЕКТОВ

Рассмотрены популярные на данный момент 3Б-движки, их основные особенности и используемые форматы хранения объектов.

В настоящее время существует множество различных ЗБ-движков, которые позволяют создавать множество разнообразных виртуальных миров, каждый из которых может быть создан исходя из личной фантазии человека. Области их применения очень обширны, начиная от ЗБ-игр и заканчивая виртуальной реконструкцией исторически значимых объектов моделированием различных ситуаций.

ЗБ-движок представляет собой пакет подпро-граммного обеспечения, предоставляющий гибкую и многократно используемую программную платформу со всей необходимой функциональностью для разработки интерактивных графических приложений, что сокращает затраты, сложность и время, затрачиваемое на разработку приложения [1].

Из большого числа ЗБ-движков можно выделить рендер - движок Ogre3D, поддерживающий API DirectX и OpenGL, который хоть и не претендует на звание полноценного ЗБ-движка из-за отсутствия функций звука, сети и т. д., но тем не менее способен создать реалистичную трехмерную сцену с возможностью добавления различных природных эффектов (рис. 1) [2].

Движок Ogre3D поддерживает большое количество типов файлов: текстурные форматы (.png, .psp, .rgb, .tga и др.), шейдеры, а также собственные форматы: скриптовые файлы материалов, частиц, overlay, слоев, сцены, объектов.

Для использования моделей, разработанных в ЗБ-редакторах, необходимо перевести их в специализированный формат при помощи утилит [З].

Среди других 3D-движков можно отметить еще один наиболее распространенный движок Unity3D (рис. 2). Он является мультиплатформенным инструментом, используемым для создания профессиональных интерактивных и мультимедийных приложений. Этот движок также поддерживает наиболее распространенные на данный момент графические API: DirectX и OpenGL.

Движок Unity3D предоставляет пользователю большой набор функций и характеристик, таких как работа с ресурсами через принцип Drag&Drop, с возможностью настройки интерфейса программы, встроенный генератор ландшафтов, написание сценариев на языках JavaScript, C# и Boo и поддержку импорта графических моделей, текстур, материалов из большого количества форматов, наиболее распространенные из которых .ma, .max, .FBX, .3ds и .obj [4; 5].

Следует отметить, что использование существующих 3D-движков зависит от типа используемой лицензии, конкретной задачи и исследуемой области. Так, например, 3D-движок Ogre 3D находится в свободном доступе с открытым исходным кодом, в то время как для создания полноценных и реалистичных ландшафтов с различными природными эффектами на 3D-движке Unity3D необходимо приобрести лицензию стоимостью не менее 1 500 долларов. Таким образом, для реализации исследовательской программы с возможностью визуализации ландшафтных изображений и природных эффектов целесообразнее использовать движок Ogre3D.

а б

Рис. 1. Примеры создания трехмерных сцен с помощью движка Ogre3D: а - сцена леса; б - сцена водной поверхности

Решетневскце чтения

а б

Рис. 2. Примеры трехмерных сцен, разработанных с использованием 3D-движка Unity3D: а - сцена леса; б - сцена водной поверхности

Библиографические ссылки

1. Анатомия игровых движков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.3dnews.ru/games/engines/. (дата обращения: 10.09.2012).

2. OGRE (Object-Oriented Graphics Rendering Engine). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ogre3d.org/ (дата обращения: 10.09.2012).

3. Что такое OGRE. [Электронный ресурс]. URL: http://wiki.ogre3d.ru/doku.php?id=file710. (дата обращения: 10.09.2012).

4. Unity [Электронный ресурс]. URL: http://unity3d.com/. (дата обращения: 10.09.2012).

Обзор программного продукта Unity3D. [Электронный ресурс]. URL: http://aqir.ru/unity-3d/. (дата обращения: 10.09.2012).

I. N. Abalakov, A. G. Zotin Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

REVIEW OF 3D ENGINES FOR LANDSCAPE VISUALIZATION WITH NATURAL EFFECTS

The popular 3d engines are reviewed. Their main features and used file formats to store objects are described.

© A6ajiaKOB H. H., 3OTHH A. r., 2012

УДК 004.65

Е. Г. Абдугалимова, К. В. Степурко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

РАЗРАБОТКА КЛИЕНТСКОГО ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА В МУЗЕЕ

Рассмотрены задачи автоматизированной инвентаризации предметов искусства в музее. Представлены функциональные особенности программного продукта, разработанного для проведения инвентаризации.

Инвентаризация - это основная форма изучения, описания и научного определения музейных предметов основного фонда [1]. Инвентаризации подлежат все музейные предметы, поступающие в постоянное пользование музея. Учет музейных предметов и их номеров необходим в статистических и отчетных документах, заверительных записях и во многих других случаях учетной практики.

Информационные технологии в настоящее время широко используются во всех сферах деятельности

музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской). Музею требуется компьютеризация учета фондов для того, чтобы вся информация о музейном собрании сконцентрировалась в одном месте - компьютере, а не была рассредоточена по многочисленным сейфам с главными инвентарными книгами в отделе учета, в деревянных ящиках с картотеками и папках с документами в хранилищах. Благодаря автоматизации учета лучше сохраняются пока еще рукописные глав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.