УДК 130.2 : 792
Б. Ю. Анушин
Объёмно-пространственные конструкции как архитектоническая основа сценического пространства
В статье выявляется эстетическая сущность некоторых видов объёмнопространственных конструкций, раскрываются их потенциальные художественные возможности, удобства и экономичность их применения в театральной практике.
The article reveals the aesthetic essence of certain types of space-spatial structures, reveals their potential art opportunities, convenience and economy of use in theatrical practice.
Ключевые слова: объёмно-пространственные конструкции, эстетические функции, архитектура, сценография, театр, тектоника.
Key words: volume-spatial structures, aesthetic functions, architecture, stage graphic arts, theatre, tectonics.
Тенденции развития сценографии последних лет, стремление ху-дожников-постановщиков изобразительными средствами раскрыть динамично развивающуюся систему образов спектакля вызывает потребность в использовании новых технических средств с целью воплощения художественной идеи. Качества, которыми должны обладать такие средства, - это, в первую очередь, мобильность, способность к быстрому изменению формы, удобство в применении. Многими преимуществами в этом отношении обладают объёмно-пространственные конструкции. Тем не менее в настоящее время далеко не все из них используются при постановке спектаклей. Это делает актуальным их исследование и введение в практику театра.
Теория сценографии - наука, находящаяся в стадии становления и не выработавшая до конца всех понятий, которыми она пользуется. Наиболее полно разработан лишь вопрос о технике и технологии сцены. Попробуем в самых общих чертах наметить схему соотношения основных понятий, использующихся в постановочной практике, и определить среди них место объёмно-пространственных конструкций. Строго говоря, вся имеющаяся объёмная вещественная среда сцены представляет собой различные конструкции. Они могут выполнять различные функции. Та часть конструкций, которая предназначена для реализации художественного замысла спектакля, которая несёт определённую эстетическую нагрузку, является художественным оформлением спектакля, декорацией. Это как бы материализация замысла художника-постановщика. Другие конструкции выполняют служебную роль, способствуют установке и пе-
редвижению декораций. Они относятся к технике сцены [1, с. 387]. Разделение конструкций на декорации и технику сцены сложилось в театральной практике прошлого, где, как правило, различные предметы предназначались для достижения либо эстетического эффекта, либо выполняли служебную роль. Такое условное деление на сценическую технику и сценическое оформление закрепилось и в связи с дифференциацией труда в театре и особенностями подготовки кадров.
Художественное единство декораций спектакля и техники сцены позволяет говорить об эстетических функциях техники. Особенно наглядно это проявляется в случае применения объёмно-пространственных конструкций. Каждую отдельную объёмно-пространственную конструкцию в спектакле обычно нельзя отнести ни к явлениям художественного оформления, ни к техническим устройствам, так как она является и тем, и другим одновременно. Здесь уже отсутствует тот принцип, при котором техника сцены и оформление выполняют свои специфические функции, здесь один предмет несёт как эстетическую нагрузку, являясь декорацией, так и выполняет техническую функцию.
Необходимо отметить, что вопрос об эстетических функциях объёмно-пространственных конструкций в спектакле - это один из актуальных вопросов театроведения, касающийся проблематики театрального пространства и конкретно сценографии. Цельность объёмнопространственных конструкций, разнообразие их типов, вариантность форм, мобильность в монтаже и транспортировке делают их чрезвычайно востребованными и широко используемыми современным театром. Значимость объёмно-пространственных конструкций убедительно показал В.В. Базанов, одним из первых раскрыв эстетические функции театральной техники [2].
В современном театре можно выделить следующие типы объёмнопространственных конструкций: вантовые, тентовые, пневматические, оболочки, арочные конструкции, складки. Стержневые конструкции не появились вдруг и сейчас, они имеют свою историю. «Принцип стержневой пространственной конструкции известен человечеству с древнейших времён; он использован и в монгольских юртах, и в хижинах жителей тропической Африки, и в каркасных постройках средневековья, а в наше время - в конструкциях велосипеда, самолёта, подъёмного крана и т. д.» [3, с. 80]. В последнее время стержневые пространственные конструкции получили широкое распространение во многих странах. Заслуга в их совершенствовании и развитии принадлежит прежде всего Беллу, Фепплю и Блумфилду, Маковскому, Отто, Райту, Фуллеру и др.
Элементарная стержневая пространственная конструкция - это тренога, образованная тремя сходящимися в узле стержнями, не лежащими в одной плоскости. Стержневая пространственная конструкция типа структурной плиты была предложена для создания сценических станков инженерами С.Г. Почепцовым и М.И. Поддубным. Данная конструкция
может устанавливаться на сцене, на открытых пространствах стадионов и концертных залов. Конструкция состоит из трёх однотипных элементов: настила, соединительного замка и стержня. Структурная плита удобна в сборке и перевозке. Она обладает художественными качествами, так как стержни и их соединения создают некое ажурное переплетение, подобное орнаменту. Этот тип объёмно-пространственных конструкций удобен для изготовления настилов, станков, «мостов», так часто применяемых в театральных декорациях. Устойчивость объёмнопространственных конструкций их простота в монтировке и хранении говорит в пользу этого типа конструкций. Особая роль им отводится, если спектакль вывозится на гастроли, и тогда минимальное количество элементов (узлов и стержней) позволит перевозить их в отдельных кофрах. Здесь необходимо остановиться на функциональных преимуществах структурных плит, чтобы подчеркнуть их эстетическую функцию. Ярким примером стержневой конструкции является сетчатый купол Р.Б. Фуллера (США), обладающий необычайно красивой формой, способной нести большую нагрузку и обрабатываются театральными фактурами, способный нести световую аппаратуру и другую подвеску.
Когда в 1834 г. был изобретён проволочный трос, это означало появление конструктивного элемента, незаменимого во многих отраслях современной техники, что определяется его замечательными свойствами
- высокой прочностью при малой массе, гибкостью, долговечностью. В строительстве проволочные тросы были впервые применены в качестве несущих элементов висячих мостов, а затем и в большепролётных висячих покрытиях. Прообразы таких покрытий - палатки или театры; их мягкая оболочка (мембрана) является одновременно и ограждающей, и несущей конструкцией покрытия. В вантовых (тросовых) покрытиях эти функции разделены: несущими элементами являются тросы, а ограждающими - элементы заполнения [4, с. 5].
В 1896 г. в России были сооружены вантовые конструкции В.Г. Шуховым. Во многих странах мира возведены плавательные, спортивные, выставочные сооружения с применением вантовых пространственных конструкций - это Олимпийский плавательный бассейн в Токио, павильон Франции на Всемирной выставке в Брюсселе, спортзал в Братиславе, городской зал в Бремене и т. д. Широкое использование вантовых конструкций, выявление их тектонической связи с формой говорит о целостности и гармонии архитектуры. Привлекает пластика и широта формы, линеарность вант, особенно это видно в вантовых мостах, т. е. эстетика данного типа объёмно-пространственных конструкций в архитектуре вполне применима в театре. Наличие штанкетов и машинерии в ХУШ-Х1Х вв. служит тому доказательством. Использование воротов и блоков, веревок на подвесах и лебёдках в современном театре не менее актуально, чем прежде.
Пневматические конструкции - это замкнутые, пневматически напряженные мягкие оболочки. Материал должен быть воздухонепроницаем, чтобы давление воздуха внутри оставалось неизменным в течение длительного времени. Потеря воздуха и давления компенсируется подкачкой с помощью компрессора. Природа подсказала идею пневматической конструкции, создавая аналоги. В древности человек использовал шкуры и пузыри животных в качестве плавсредств, которые потом превратились в лодки, надувные плоты и корабли. Солдаты Древнего Рима использовали надувные матрацы из кожи. Не могли не заинтересовать надувные конструкции и великого инженера Возрождения Леонардо да Винчи. Дж. Вазари свидетельствует: «Изготовив особенную восковую маску, он делал из неё... тончайших, наполненных воздухом животных, которых он заставлял надуваться и взлетать вверх.». Пневматические конструкции помогли человеку подняться в воздух. Воздушные шары братьев Монгольфье, начавшие в 1783 г. эру практического воздухоплавания, были, по существу, пневматическими конструкциями [5, с. 8].
История пневматических конструкций в строительстве коротка. Изобретателем пневматических конструкций считают англичанина Фредерика Ланчестера. Идея купола, наполненного воздухом, витала в научном мире, но только в 1946 г. американский инженер Уолтер У. Берд создал первое в мире реальное пневматическое сооружение. Основные достоинства воздухоопорных сооружений - чрезвычайно малый расход материалов, возможность перекрыть большой пролет, полное заводское изготовление, быстрый монтаж, транспортабельность, невозможность обрушения.
По сути своей тентовые конструкции аналогичны вантовым, разница лишь в том, что несущая поверхность образует тент. В мировой архитектуре этот тип конструкций применяли в строительстве павильона «Сахара» в Париже, павильона на сельскохозяйственной выставке в Лозанне и многих других. Тентовые конструкции имеют свою историю, они, прежде всего, зародились в армии. Так, например, римская военная палатка шилась из козлиных шкур. Перед этим шкуры тщательно обрабатывались, чтобы обеспечить непромокаемость тента. Палатка крепилась внутри на деревянную раму и снаружи посредством канатов к деревянным колышкам: по 8 с боков и по 3 спереди и сзади. Входить в палатку можно было спереди и с боков. Свернутая палатка была похожа на длинную сосиску. Возможно, что в таком виде тент напоминал солдатам куколку бабочки, откуда и возникло римское название военной палатки: «рарШо» (бабочка). Палатка защищала от непогоды, солнца, жары. В Древней Греции палатка (скена) существовала в театре и служила для переодевания хора. Тент получил применение и в другие эпохи, так как обладал мобильностью, был лёгок и удобен для перевозки.
По существу, активно применявшиеся древними римлянами купола и своды - не что иное, как первые оболочки, ювелирно собранные из
кирпичей специальной формы. Эта купольно-сводчатая «номенклатура» первых оболочек просуществовала без особенных дополнений вплоть до XIX века [6, с. 80]. Архитекторы использовали технические возможности оболочек в строительстве сферических куполов в Германии, Швейцарии, США.
Архитектура всегда влияла на становление театра как в сооружении здания театра, так и в сценографии. Все рассмотренные типы объёмнопространственных конструкций с успехом функционируют в современных декорациях.
Объёмно-пространственные конструкции обладают целым рядом конструктивно-художественных качеств, которые влияют на качество постановки спектакля и сценографии. Это такие характеристики как тектоника, т. е. целесообразность конструкций и их связь со сценической формой, выразительность художественной формы конструкции, которая преобладает в сценографии. Художественная выразительность объёмнопространственных конструкций достигается пластичностью, гармонией частей, основанной на симметрии и асимметрии, кинетизмом конструктивной формы, что позволяет трансформировать пространство в единстве со сценическим действием, укрупняя его. Еще одним ценным эстетическим качеством, которым объёмно-пространственные конструкции во многом определяют художественный уровень спектакля - это соразмерность и масштабность. Все перечисленные характеристики объёмно-пространственных конструкций «работают», в чем мы можем убедиться на примерах идущих спектаклей в театрах России и за рубежом.
Обратимся к постановке спектакля «Я хочу только одного, чтобы меня любили». Драматургия Р. Фассбиндера давно привлекает внимание режиссеров театра и кино. Сценография должна была отразить развитие действия, учитывая особенности сценического пространства. Такой особенностью была величина сцены и отсутствие колосников. В действии пьесы есть тема одиночества, изломанности жизни. Герой убивает себя. Эту трагическое событие необходимо было выделить в финале спектакля. Образ спектакля - замкнутый круг, вращаемый в танце. Он окружен нитями (вантами), которые при повороте круга сжимают пространство, создавая пространство двоякой кривизны. В сценографии использована трансформация поверхности вращения. Поскольку ось вращения вертикальна, а тросы (ванты) соединены с накладным кругом на планшете, а также с кругом в виде фонаря над сценой, то при вращении возникают типичные поверхности: цилиндр, гиперболоид, конус. Поверхность круга покрыта черным поликарбонатом с отделкой мехом. Мехом обит диван, стулья, наличники дверей. Все это выполнено в черно-белой графике. Сочетание черно-белого меха, черного линолеума и зеркального черного оргстекла создало художественную цельность спектакля. Это стало возможным благодаря динамике и кинетичности вантовых конструкций,
позволивших изменяться форме, согласуясь со сценическим действием, выстроенным режиссером. Сценография, если в данном случае понимать декорацию, была симметрична и учитывала масштаб человека.
Ещё один пример использования объёмно-пространственных конструкций с их эстетическими возможностями - спектакль «Чио-Чио сан» Дж. Пуччини. Пространство сцены позволяло решить спектакль широко и эмоционально, как того требовала музыкальная драматургия композитора. Тема любви и конфликт человеческой судьбы с религиозными обычаями окружения. Заведомая гибель. Разные миры и погружение в духовный, ритуальный быт Японии. Для сценографии художник использовал сочетание вантовых и тентовых конструкций. Они удивительно отвечают образу спектакля. Линеарность и строгость вант, пластичность тентовой конструкции придают им художественную выразительность. Пространство спектакля едино на все акты. Декорация состоит из кружевного полога (тента) с аппликацией цветами сакуры; планшет представляет павильон из движущихся панелей, затянутых матовой, полупрозрачной тканью. Важно было добиться подобия с японским жильём; на планшете циновки, задник расписной и ассоциируется со свитком. Его длина около 60 метров, так как движется как панорама, на которой изображены времена года.
Эта тематика не случайна, потому что в опере Дж. Пуччини есть ария, которая носит название «ожидание Пинкертона». Музыка длится долго, действие как бы застывает как во сне; режиссёр отдаёт сценографии право использовать свои выразительные средства. Сочетание вант и кружевного полотна, подвешенного на них в разных точках пространства, помогали придать этой сцене не только мобильность, но и замедленность, тягучесть действия. Финал спектакля и само проведение при пластической изменчивости кружевного полога, его прозрачности даёт ощущение сада. Объёмно-пространственные конструкции получают художественное выражение, работающее на музыкальную драматургию и режиссерский замысел. Трансформация полога зависит от натяжения вантов, их крепления в различных точках к штанкетам. В финале полог опускается и, как саван, накрывает сцену, завершая сценическое действие.
Примером спектакля, где применены стержневые конструкции, является спектакль «Женитьба» Н.В. Гоголя. В нём данный тип конструкций тектонически связан с формой декорации и пространством. Образ некой черты, стены, границы, которая существует между жизнью до и после женитьбы, хотелось отразить в сценографии спектакля. Поэтому первое действие происходит на узкой полосе авансцены и отделено стеной от пространства 2-го, 3-го планов сценической площадки. Скучному, одинокому миру Подколёсина и других действующих лиц противопоставлен иной мир - уюта и счастливой жизни. Женитьба - вот способ обрести счастье, с точки зрения персонажей, поэтому комната Агафьи
Тихоновны - рай, наполненный цветами, занавесками и подробностями благополучного быта. После комнаты холостяка Подколёсина, когда от-двигается стена, предстаёт цветочный рай Агафьи Тихоновны. Только окно даёт возможность покинуть его. Образное решение спектакля предполагает материальное воплощение. В нём нашли применение стержневые конструкции, которые позволили исполнить фурки и стены комнаты, ставшей границей между одиночеством и райским цветником, в котором жила невеста. Благодаря свойствам стержневой конструкции постановщики добились жёсткости, устойчивости, несущей способности частей оформления, с одной стороны, и художественной, эстетической ценности
- с другой. На стержневую конструкцию навешивались жёсткие элементы декорации, отфактуренные под обои, с рамами и картинами. На структурную плиту фуры настилался щит. Сборка декораций позволяла экономить время хранения. Основным важным качеством спектакля, где применяется стержневой тип конструкций - их прочность и декоративность. Недаром они часто используются в качестве «моста» при больших пролётах декораций. Линеарность, геометризм, орнаментальность - это те эстетические свойства форм, которые создаются при помощи стержневых объёмно-пространственных конструкций.
Не менее интересными для театра являются пневматические конструкции. Они нашли широкое применение в массовых зрелищах и балете. Опять же, когда в театре идёт разговор о тектонике, всегда надо понимать, что задача художника-постановщика - преодолеть технологию, а значит, и конструкцию. Этого добиваются, либо придавая им несущие функции, либо обнажая их эстетические свойства. Пневматические конструкции мобильны и просты в применении, их пластика диктует некий образный ряд форм. Великий балетмейстер Морис Бежар в своём балетном спектакле «Мальро, или Метаморфозы богов», применил пневматические конструкции, так как они способны приобретать разнообразную форму в зависимости от выкройки развёртки ткани. Ткань можно окрашивать или расписывать, а также накрывать чехлами, более лёгкими и декоративными. Сценография балета состояла из надувных кулис цилиндрической формы, тем самым основная часть сцены оставалась свободной для танца, а кулисы имели объём и легко деформировались при касании. Как говорит сам Бежар: «Это фантазия на темы произведений Мальро, своего рода путешествие во времени и пространстве, навеянное раздумьями о Мальро, его жизненном пути, встречах, которые были или могли быть у него, или у героев его книг и путевых заметок» [3, с. 230].
Условность выразительных средств балета предполагает и соответствующую сценографию, которая носила не иллюзорный характер. Цилиндрические формы кулис высотой до шести метров помогали добиться обобщённости пространства при помощи пневматического типа конструкций.
В Михайловском театре несколько сезонов шла опера П.И. Чайковского «Иоланта». Сценография представляла огромную на всю сцену золотую клетку, выполненную в металле. Верх конструкции имел вид некой оболочки. Каркас был отфактурен ветвями и листвой. Золочёная клетка - заточение Иоланты. Современные технологии используют вакуумный способ производства элементов, которые затем соединяются в более крупные части оформления. Оболочки можно использовать в театре для изготовления скульптурных объектов и бутафории, пример - спектакль «Щелкунчик» М. Шемякина, выполненный с помощью стекловолокна и полиэфирных смол.
Теперь, когда на примерах реальных театральных постановок была показана плодотворность применения объёмно-пространственных конструкций, можно констатировать, что они являются действенным художественным приёмом в сценографии, а их метаморфозы порождают образное решение. Объёмно-пространственные конструкции служат для современного театра источником инноваций, а также дополнительным средством для более глубокого раскрытия художественных задач спектакля.
Список литературы
1. Базанов В.В. Технология сцены. - М.: Импульс-свет, 2005.
2. Базанов В.В. Театральные здания и сооружения: структура и технология. - СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007.
3. Бежар М. Мгновение в жизни другого. - М.: В/О Союзтеатр, СТД СССР, 1989.
4. Ермолов В.В., Бэрд У.У., Бубнер Э. Пневматические строительные конструкции. - М.: Стройиздат, 1983.
5. Новиков А.А. Онтология сетчатых оболочек. [Электронный ресурс] URL: режим доступа http//www. Forma.spb.ra./magazme/articles/t_001/mam.shtml
6. Рюле Г., Аккерман Г., Бекман У. и др. Пространственные покрытия (конструкции и методы возведения). Т. 1. - М.: Стройиздат, 1974.