Научная статья на тему 'Обыкновения как регуляторы социальных отношений'

Обыкновения как регуляторы социальных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1763
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЫКНОВЕНИЯ / ОБЫКНОВЕНИЯ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ / ДЕЛОВЫЕ ОБЫКНОВЕНИЯ / ОБЫЧАИ ДЕЛОВОГО ОБОРОТА / СОЦИАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / HABITS / HABITS OF LAW ENFORCEMENT PRACTICE / BUSINESS HABITS / BUSINESS CUSTOMS / SOCIAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Р. М.

Статья посвящена обыкновениям как виду социального регулятора общественных отношений. Обращается внимание на отсутствие однозначного понимания обыкновения, так как в отечественной юридической литературе высказывались главным образом по поводу обыкновений правоприменительной практики. Автор считает, что нельзя смешивать «обыкновения» и «деловые обыкновения» (обычаи делового оборота), поскольку действия последних ограничены особенностями частного и международного частного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HABITS AS REGULATORS OF SOCIAL RELATIONS

The article is devoted to habits as types of social control of public relations. Special attention is given to the lack of clear understanding of the notion of habit, as only habits in law enforcement practice are mainly spoken about in domestic law literature. The author believes that one must not confuse ordinary and business habits (the customs of business), because the actions of business habits are limited by the features of private and international private law.

Текст научной работы на тему «Обыкновения как регуляторы социальных отношений»

УДК 342.9(075.8)

ОБЫКНОВЕНИЯ КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИИ

© Р. М. Усманова

Башкирский государственный университет, стерлитамакский филиал Россия, Республика Башкортостан, 453100 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 47а.

Тел./факс: +7 (3472) 43 22 50.

E-mail: rezidausmanova@yandex.ru

Статья посвящена обыкновениям как виду социального регулятора общественных отношений. Обращается внимание на отсутствие однозначного понимания обыкновения, так как в отечественной юридической литературе высказывались главным образом по поводу обыкновений правоприменительной практики. Автор считает, что нельзя смешивать «обыкновения» и «деловые обыкновения» (обычаи делового оборота), поскольку действия последних ограничены особенностями частного и международного частного права.

Ключевые слова: обыкновения, обыкновения правоприменительной практики, деловые обыкновения, обычаи делового оборота, социальное регулирование.

Понятие «обыкновения» как регулятора отношений весьма слабо разработано, и относительно него отсутствует единство мнений. В отечественной юридической литературе высказывались главным образом по поводу обыкновений правоприменительной практики (поскольку данный термин содержался в ст. 66 Закона о Конституционном суде РФ 1991 г.). Что же касается деловых обыкновений, то о них чаще говорится в контексте их сравнения с обычаями делового оборота, и сфера применения ограничена в основном международным и внутригосударственным частным правом. Так, ст. 427 ГК РФ рассматривает примерные условия договора в качестве обычаев делового оборота: «В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота...».

Высказываемые мнения можно условно разделить на три группы. Первую группу составляют мнения, в соответствии с которыми обыкновения понимаются как самостоятельные явления. В частности, обыкновения понимаются как устоявшаяся практика в какой-либо сфере деятельности, а именно устоявшаяся практика применения норм права [1, с. 136]. Кроме того, следует отметить, что в рамках этого подхода, при сравнении обычаев и обыкновений высказывается мнение о недопустимости отождествления этих явлений. В частности, О. Э. Лейст указывает, что обычай следует понимать как правило поведения, а обыкновения -как устоявшуюся практику, среднестатистические нормы. Вместе с тем следует отметить, что приведенный О. Э. Лейстом пример обыкновений неудачен, поскольку автор фактически говорит об определенного рода правилах поведения т.е. о том, что он называет обычаем [2, с. 115-116]. Н. М. Коркунов определял обыкновения как правила, «которые создаются путем случайного бессознательного, однообразного поведения в однородных случаях», и именно этим свойством отличал обыкновения от обычаев - более совершенных

правил [3, с. 270]. По мнению Н. Вавина, обыкновением считается обладающий обязательной силой, но малым ареалом распространения, чем обычай [4, с. 74]. По мнению В. В. Попова, обычай рассматривается как социальная норма, а обыкновения как устоявшаяся практика. Это общий образ обычно совершаемой властной деятельности управомоченных субъектов [5, с. 197]. Эти правила устанавливаются как заведенный порядок, среднестатистическая норма деятельности тех или иных органов. В. В. Попов, по сути, отождествляет обыкновения и заведенный порядок.

Напротив, в теории гражданского права различаются понятия обыкновения от заведенного порядка. Обыкновение - это сложившиеся правило, которым прямо согласились руководствоваться стороны договора, и только поэтому оно приобрело юридическое значение. Если такого условия в договоре нет, обыкновение не учитывается как обязательное правило [6, с. 114]. В отличие от него «заведенный порядок» представляет практику взаимоотношений сторон конкретного договора, сложившуюся между ними в предшествующих взаимосвязях [7, с. 13].

Ко второй группе относятся суждения, в соответствии с которыми за обыкновениями не признается самостоятельного значения, и они отождествляются с обычаями, например, с обычаями делового оборота [8, с. 33]. Ф. Регельсбергер указывает, что «... обыкновение ... это то же, что и обычай, однообразное поведение..», иными словами - другое название обычного права [9, с. 77]. Здесь же хочется отметить, что в некоторых словарях содержание данного термина «обыкновение» определяется как «привычка, заведенный порядок, обычай, общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения» [10, с. 429]. Есть и такие точки зрения, при которых обыкновения признаются разновидностью обычаев (М. Ориу, Ю. А. Юдин). О. В. Малова считает, что четких противопоставляемых признаков обычая и обыкновения не выявлено, что дает основание при-

числять обыкновение к виду правовых обычаев [11, с. 2]. Далее она продолжает, «эти понятия синхронны, повторяют одно другое, и это находит свое отражение в законодательстве государств. Гражданский кодекс Испании в ст. 3 фиксирует: «Правовые обыкновения рассматриваются в качестве обычая.». В гражданском законодательстве Японии и США торговые обыкновения применяются как правовой обычай в торговой сфере» [11, с. 3].

Третью группу составляют мнения, как бы «зависающие» между первой и второй группой суждений. В соответствии с таким подходом обычай и обыкновение различаются, причем обычай понимается как норма поведения, как должное, а обыкновение - как форма поведения, как сущее, но, вместе с тем, признается допустимость «широкого» понимания обычая, когда он одновременно понимается и как правило поведения, и как устоявшаяся практика [12, с. 30] .

Высказывания некоторых авторов не позволяют определить их позицию по данному вопросу. Например, Е. А. Лукашева полагает, что обыкновение (правоприменительной практики) есть «утвердившийся в правоприменительной практике подход, ставший своего рода стереотипом или обычаем» [13, с. 140]. А. Ф. Шебанов утверждает, что обыкновения есть своеобразный вид правил поведения, весьма сходных с обычаем, но далее указывает, что обыкновения отнюдь не являются правилами поведения [14, с. 132]. В некоторых высказываниях содержится непосредственное указание на то, что обыкновения являются правилами поведения, но дальнейшая характеристика этих правил вызывает серьезные сомнения относительно того, идет ли речь о правилах поведения вообще. Например, А. А. Белкин указывает, что обыкновения являются некими «параюридическими нормами» [15, с. 38], причем в отличие от обычаев «это как бы бесконфликтная рациональность». Но вместе с тем он, характеризуя далее обыкновения, говорит об их массивности, систематичности, хотя эти признаки можно использовать для характеристики не правил поведения, а самого поведения.

Встречаются и другие взгляды. Так, одни считают, что юридическая техника представляет собой так называемые деловые обыкновения, т.е. действия и приемы, сложившиеся в ходе правотворческой деятельности.

Другие под обыкновениями понимают процедурные навыки, не являющиеся правовыми обычаями, т.к. легитимируются формально во внутренних локальных административных актах, диктуются практической деятельностью государственных органов и иных органов публичной власти. Так, по мнению И. Н. Мироновой, применение обыкновений в публичном праве диктуется не какими-либо национальными или, например, местными особенностями, а, прежде всего, административной целесообразностью. Поскольку всеобъемлющая регла-

ментация общественных отношений на законодательном уровне неэффективна, т.к. усложнение общественных отношений, требующих регулирования и соответственно увеличение в разы нормативной правовой основы не способствуют действенному правовому регулированию, постольку возникающие правоотношения могут регулироваться с помощью процедурных навыков. Появляются новые органы государственной власти, чья деятельность и чьи взаимоотношения с другими органами и организациями затруднительно всесторонне и одномоментно законодательно урегулировать. Поэтому деятельность таких органов часто упорядочивается с помощью процедурных навыков, в качестве примера можно привести скрепление решений (актов) органов государственной власти, местного самоуправления печатью. В последние годы наметилась тенденция закрепления таких навыков в регламентах выполнения государственных функций и оказания государственных услуг [16, с. 18].

На наш взгляд, все эти точки зрения - результат неудачной попытки законодательного определения обыкновения правоприменительной практики, поскольку весьма сложно определить значение и смысл высказывания: «Решение считается принятым в соответствии с обыкновением, когда, с точки зрения существующей правоприменительной практики, обстоятельства дела, установленные в том виде, как они установлены этим решением, должны получать такую же юридическую оценку и влечь за собой такие же юридические последствия, какие были установлены этим решением» (ч. 3 ст. 66 Закона о Конституционном суде РФ 1991 г.).

В законе о Конституционном суде от 12 июля 1991 г. содержалась глава 3 «Рассмотрение дел о конституционности правоприменительной практики». Жалоба могла быть принята судом лишь в том случае, если оспариваемое решение представляло собой обыкновение (ч. 2 ст. 66), т.е. утвердившийся в правоприменительной практике подход, ставший своего рода правовым стереотипом или обычаем. Смысл этой своеобразной формы - обыкновения -состоял в том, чтобы сосредоточить внимание Конституционного суда на наиболее распространенной управленческой и судебной практике, сопряженной с нарушением прав и свобод человека. Объявляя правонарушающее обыкновение антиконституционным, суд оказывал влияние на всю практику, направляя ее в конституционное русло и обеспечивая защиту прав и свобод в системе исполнительной и судебной власти. Особо следует подчеркнуть, что, являясь высшей судебной инстанцией, Конституционный суд проверял конституционность юридической или, как сказано в законе, правоприменительной практики, в том числе и Верховного суда, если его решения были связаны с нарушением прав и свобод граждан. В этом положении закона была также реализована идея Конституционного суда как высшего гаранта прав и свобод граждан.

Если, приняв индивидуальную жалобу к производству и рассмотрению, Конституционный суд квалифицирует обыкновение, на основе которого принято обжалуемое решение как антиконституционное, то допущенное нарушение должно быть устранено, а основное право или законный интерес должны быть защищены компетентным органом, если для этого не имеется иных препятствий, кроме устраненных Конституционным судом (ч. 3 ст. 73). Итак, обыкновение считалось главным условием принятия индивидуальной или коллективной жалобы. Однако по закону, Конституционный суд мог также рассматривать жалобу на решение, которое хотя и не было принято в соответствии с обыкновением, но по своему характеру и значению способно создать такое обыкновение (ч. 3 ст. 66). С обыкновением закон связывал и ряд требований к подателю жалобы, в которой он обязан был доказать, что оспариваемое им решение является обыкновением, а также обосновать, что рассмотрение жалобы в Конституционном суде имеет важное значение для правоприменительной практики (п. 12, 13 ч. 3 ст. 67).

Имеется практика Конституционного суда о конституционности правоприменительной практики, которые касались защиты прав человека в социальной области. Первым из них оказалось дело о проверке конституционности правоприменительной практики при расторжении трудового договора по основанию, предусмотренному пунктом 1(1) статьи 33 КЗоТ РСФСР. 23 июня 1992 г. Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности правоприменительной практики по делам о восстановлении на работе, сложившейся на основании части четвертой статьи 90 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, части пятой статьи 211 КЗоТ Российской Федерации и пункта 27(1) постановления Пленума Верховного суда СССР от 26 апреля 1984 г. №3 «О применении судами законодательства, регулирующего заключение, изменение и прекращение трудового договора». Дело о проверке конституционности правоприменительной практики ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, сложившейся на основе применения законодательства о труде и постановлений Пленумов Верховного суда СССР, Верховного суда Российской Федерации, регулирующих данные вопросы, было рассмотрено Конституционным судом 27 января 1993 г. 5 февраля 1993 г. Конституционный суд рассмотрел дело о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дела.

Защита социальных прав особой категории граждан была предметом рассмотрения Конститу-

ционного суда в деле о проверке конституционности правоприменительной практики обжалования работниками прокуратуры увольнений и наложения на них дисциплинарных взысканий, сложившейся в результате применения статьи 218 Кодекса законов о труде Российской Федерации, статьи 40 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации», статьи 23 Положения о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1984 г. Дело рассматривалось в Конституционном суде 16 апреля 1993 г. по индивидуальным жалобам Т. Х. Гдляна, Н. В. Иванова и других граждан. Конституционный суд признал обыкновение правоприменительной практики, ограничивавшее прокурорских работников в праве на судебную защиту, несоответствующим Конституции РФ, и указал, что Верховному Совету РФ надлежит изучить вопрос о необходимости изменения соответствующих положений КЗоТ РФ, Закона «О прокуратуре РФ» и Положения о поощрениях и дисциплинарной ответственности прокуроров и следователей органов прокуратуры РФ. Постановление Конституционного суда было исполнено частично.

Обыкновение правоприменительной практики, о которой говорилось в статье 66.2 закона, не было включено в содержание Федерального конституционного закона о Конституционном суде РФ 1994 г. Статья 74 Федерального конституционного закона о Конституционном суде РФ предоставляет ему право при принятии решения по делу оценивать не только буквальный смысл рассматриваемого акта, но и смысл, придаваемый ему официальным или иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой.

Итак, Конституционный суд РФ в процессе выявления конституционности правовых актов и при вынесении решений должен оценивать правоприменительную практику, в том числе и практику судебную. При этом осуществлять проверку этой практики он Федеральным конституционным законом не уполномочен, при осуществлении конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Оценка правоприменительной деятельности судов применима, следовательно, к Конституционному суду РФ лишь как к специфическому, но судебному органу, как к составной части судебной системы.

Комментируя факт исключения из сферы проверок на конституционность обыкновения правоприменительной практики, Ж. И. Овсепян пишет, что это утраченное ныне полномочие Конституционного суда, «если не в ближайшее время, то позднее могло бы иметь определенную перспективу» [17, с. 81].

Таким образом, под обыкновениями можно понимать:

1) обыкновения, т.е. правила, выработанные органами власти (и к ним, в частности, можно отнести юридическую технику и обыкновения право -применительной практики), регуляторы в публичной сфере;

2) «деловое обыкновение», как разновидность обыкновения в целом, сфера действия которого ограничена особенностями частного и международного частного права (обыкновения в хозяйственной сфере и обыкновения международной торговли). В указанных областях обыкновение выступает, как правило, сложившееся на основе столь постоянного и единообразного повторения данных фактических отношений, что оно считается входящим в состав волеизъявления сторон по сделке в случае соответствия их намерениям. Главное условие их действия -действие в единстве с правовыми нормами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кудрявцев Ю. В. Правоприменительная практика в решениях Конституционного суда // Конституционный суд России: опыт и проблемы (международный научный семинар) // Государство и право. 1994. №1.С. 132-138.

2. Общая теория права / Под ред. А. С. Пиголкина М.: изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996. 384 с.

3. Коркунов Н М. Лекции по общей теории права. СПб., 1890. 463 с.

4. Вавин Н. Формы права, нормирующие гражданские отношения // Право и жизнь. 1927. №3. С. 67-74.

5. Попов В. В. Обыкновения правоприменительной деятельности: дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2001. 197 с.

6. Зыкин И. С. Обычаи и обыкновения в международной торговле. М: Международные отношения, 1983. 170 с.

7. Кочетыгова Н. И. Правовой обычай как источник права России (на примере этнического правового обычая): авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 24 с.

8. Гражданское право: учебник. Ч. 1 / Под ред.

Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1996. 490 с.

9. Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. М., 1897. 285 с.

10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1968. Т.12. 1248 с.

11. Малова О. В. Правовой обычай, обыкновение и общепризнанные принципы и нормы международного права // Сибирский юридический вестник. 2001. №4. С. 2-5.

12. Назаренко Г. В. Общая теория права: Курс лекций. Орел, 1995. 128 с.

13. Общая теория прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой М., 1996. 607 с.

14. Правотворчество в СССР / Под ред. А. В. Мицкевича М.: Юрид. лит., 1974. 320 с.

15. Белкин А. А. Обычаи и обыкновения в государственном праве // Правоведение. 1998. №1. С. 37-38

16. Миронова И. Н. Правовой обычай как источник современного публичного права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2009. 25 с.

17. Овсепян Ж. И. Конституционный суд России: реформа правового статуса // США: экономика, политика, искусство. 1995. №9. С. 74-82.

Поступила в редакцию 26.04.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.