Научная статья на тему '«Обыденное сознание» и смежные термины'

«Обыденное сознание» и смежные термины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1765
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ / СОДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ / ТИПЫ СОЗНАНИЯ / COMMON MIND / PRACTICAL MIND / COMMON SENSE / MIND CONTENT / MIND TYPES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мосиенко Михаил Константинович

Статья посвящена раскрытию содержания понятия «обыденное сознание» и разграничению смежных терминов. Описаны сущностные характеристики обыденного сознания, предложено его определение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«COMMON MIND» AND RELATED NOTIONS

The article describes what a “common mind” is and how it should be distinguished from related notions. It also presents the essential characteristics of common mind and suggests its definition

Текст научной работы на тему ««Обыденное сознание» и смежные термины»

«ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ» И СМЕЖНЫЕ ТЕРМИНЫ

«COMMON MIND» AND RELATED NOTIONS

М.К. Мосиенко М.К. Mosienko

Обыденное сознание, практическое сознание, здравый Common mind, practical mind, common sense,

смысл, содержание сознания, типы сознания. mind content, mind types.

Статья посвящена раскрытию содержания понятия «обы- The article describes what a "common mind" is

денное сознание» и разграничению смежных терминов, and how it should be distinguished from related

Описаны сущностные характеристики обыденного созна- notions. It also presents the essential characteris-

ния, предложено его определение. tics of common mind and suggests its definition.

Ход и содержание исследований сознания, и в частности обыденного сознания, во многом определяются теми исходными понятиями, которыми оперирует исследователь. Однако даже поверхностный анализ как современных, так и исторических концепций обыденного сознания выявляет значительную терминологическую и понятийную нерасчленённость понятий «обыденное сознание», «обыденное мышление», «бытовое сознание», «практическое мышление», «здравый смысл» и др., которые подчас перечисляются как синонимы или определяются одно через другое, что несомненно создаёт трудности в ходе исследования, размывая или неоправданно расширяя границы его объекта.

Цель данной статьи - разграничить понятия «обыденное сознание», «здравый смысл» и некоторые другие смежные понятия, а также предложить собственное определение указанных терминов.

Уже на этапе попытки очертить границы объекта исследования можно установить, что ясному пониманию объекта препятствует значительная терминологическая и понятийная «вязкость», сложившаяся в области исследований обыденного сознания, которое часто определяют через смежные с ним, но нетождественные ему понятия, что, с одной стороны, размывает сам объект исследования, а с другой - неправомерно обобщает разнородные явления и свойства, включая их в содержание понятия «обыденное сознание».

Наблюдается также и обратная ситуация, когда обыденное сознание определяется на основе каких-либо его явных свойств, при этом проис-

ходит отвлечение от не менее значимых для раскрытия сущности обыденного сознания характеристик.

Третий тип определений представляет собой скрыто негативные определения, т. е. такие, которые неявно стремятся описать обыденное сознание путём сравнения его с другими типами сознания и указания на то, чем обыденное сознание не является.

Таким образом, мы можем выделить три типа ситуаций, когда определение не проясняет нам сути описываемого явления:

1) обыденное сознание поясняется через какие-либо смежные понятия. (Мы встречали определения, в которых «обыденное сознание» приравнивается к «практическому сознанию», «обыденному знанию», «практическому знанию», «практическому мышлению», «здравому смыслу».) На наш взгляд, такие определения более, чем любые другие, размывают границы объекта исследования, создают то, что мы выше определили как терминологическую «вязкость», невозможность разграничить близкие, но разнородные явления. Нужно, однако, отметить, что некоторые исследователи уделяют в своих работах особое внимание разграничению этих понятий, особенно это касается вопроса нетождественности понятий «обыденное сознание» и «здравый смысл»;

2) подчёркивается какое-либо отдельное свойство обыденного сознания (обычно это «стихийность» или «связь с практикой»), что нельзя считать исчерпывающим определением;

3) даётся негативное или скрыто негативное определение обыденного сознания, которое говорит нам, чем обыденное сознание не является, мало говоря нам, однако, о нём самом. (Здесь мы всё же хотели бы отметить познавательную ценность «не»-определений. Она состоит в том, что круг отрицаемых явлений не случаен и ограничен, а их выбор автором указывает нам скорее на то близкое в разграничиваемых понятиях, где возможна путаница, чем на то разное, что в них есть.)

Проанализируем некоторые определения обыденного сознания.

Обыденное сознание, или повседневное, практическое сознание, - сознание, включенное в человеческую практику и не сформированное специально, подобно науке, искусству, философии [Философия, 2004].

Данное определение уравнивает «обыденное» и «практическое» сознание, о подобном впутывании «примерных синонимов» в определения мы говорили выше. Определить как «практическое» можно, видимо, любой из традиционно выделяемых типов сознания - «научное», «политическое», «поэтическое», «правовое» и т. д. Таким образом, «практическое» является дальнейшей уточняющей характеристикой для терминов вида «прилагательное + сознание». Возможно в этой связи говорить о «практическом обыденном сознании», «практическом научном сознании» (как о членах пар противопоставлений «практическое обыденное» - «теоретическое обыденное», «практическое научное» - «теоретическое научное») и т. п., но, на наш взгляд, перечисление «практического» и «обыденного» в определении как синонимов вносит терминологическую неясность. Использование слова «практический» в данном определении, однако, уместно и объяснимо - автор дважды указывает нам («практическое сознание», «сознание, включённое в человеческую практику») на одну из сущностных характеристик обыденного сознания, традиционно выделяемую всеми исследователями: непосредственную связь с практикой. В этом состоит познавательная ценность данного определения. Отметим также ещё одну важную сторону, на которую оно обращает внимание: естественность формирования обыденного сознания. Об этой черте обыденного сознания говорится и во многих дру-

гих определениях. Обыденное сознание описывается как «стихийное», «стихийно сложившееся».

Обыденное сознание - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат. Обыденное сознание отличается от сознания, основу которого составляют научные знания, полученные при применении объективных методов исследования и обеспечивающие проникновение в сущностные связи, характеризующие природу и общество. Обыденному сознанию свойственны ошибки, которые могут препятствовать научному познанию мира, способствуя сохранению укоренившихся предрассудков. Вместе с тем фиксация многократно повторяющихся связей между вещами и людьми (народная мудрость), характерная для обыденного сознания, дает возможность делать правильные выводы, что проверяется практикой повседневной жизни [Мир психологии].

В первой части данного определения «обыденное сознание» характеризуется позитивно, описывается то, что ему присуще, но уже во втором предложении мы видим скрытое негативное определение («обыденное сознание отличается от сознания, основу которого составляют научные знания...»), т. е. автор стремится очертить круг контрастных явлений, к которым «обыденное сознание» не принадлежит, но с которыми тем не менее по какой-то причине ощущается необходимость сравнения. В данном случае «обыденное сознание» сравнивается с «научным сознанием». Это традиционное сравнение. Мы полагаем, что многие авторы приводят его в своих определениях в силу того, что научное знание (ключевой компонент содержания научного сознания) широко ассоциируется именно с теоретическим знанием, несмотря на то, что оно им не исчерпывается. Теоретическое знание противопоставляется практическому - и на этом этапе рассуждений происходит переход по ассоциации: «практическое» заменяется «обыденным». В итоге мы имеем уже противопоставление «теоретического» и «обыденного». Традиция такого противопоставления берёт начало в античности, где «мнение» («док-са»), или случайное и неполное знание, противопоставлялось платониками «знанию» («эписте-

ме») - подлинному и точному знанию. Возвращаясь к скачку от «практического» к «обыденному», заметим, что обоснованность такого перехода кажется нам сомнительной, т. к. заявлять, что обыденное сознание нетеоретично, т. е. неспособно к обобщению и выделению сущностных черт действительности, означает чрезмерно сужать функции обыденного сознания

Рассмотрим ещё одно определение.

Обыденное сознание - реальный актуальный уровень развития сознания большинства людей в обществе, сложившийся под влиянием условий их жизни. Обыденное сознание выражается в интересах, взглядах, образе жизни, представлениях людей и т. п. Обыденное сознание отличается от научного невысокой строгостью, недоказательностью знаний, которыми оно располагает [Давлетчина, 2005].

Данное определение очень иллюстративно: кроме обычного указания на «условия жизни людей» и противопоставления «научное - обыденное», оно стремится путём перечисления компонентов содержания обыденного сознания («...выражается в интересах, взглядах, образе жизни, представлениях людей и т. п.») раскрыть сущность обыденного явления. Отметим, что такая тактика часто встречается в определениях обыденного сознания (ср. предыдущее определение: «Обыденное сознание - совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов...»). Вопрос о содержании сознания и об обоснованности применения самого термина «сознание» ввиду сложности определения его границ является открытым в психологии и философии, что, по нашему мнению, и обусловливает значительную сложность определения обыденного сознания посредством перечисления его компонентов. Такой путь будет возможен, когда однозначно прояснится смысл термина «содержание сознания». Однако прибегающие к описанию содержания определения, несомненно, имеют ценность, т. к. они указывают направление мысли в понимании обыденного сознания. Возвращаясь к анализу текущего определения, отметим, что ещё одной его важной особенностью является указание на «недоказательность знаний, которыми оно [обыденное сознание] располагает».

Обратимся к ещё одному развёрнутому определению обыденного сознания.

<...> в истории философии от Аристотеля до Канта и Гегеля синонимами обыденного знания выступали словосочетания «практическое сознание», «практический разум или рассудок», «практический здравый смысл». Будучи регулятором повседневного человеческого поведения, обыденное сознание представляет собой особую форму осмысления:

1) накопленных, но не всегда освоенных знаний, которые могут быть итогом непосредственного личного жизненного опыта каждого и в целом не зависят от научно-теоретической мысли, хотя в чём-то могут корректироваться опытом науки;

2) коллективного социального опыта, накопленного многими поколениями и усваиваемого индивидом в процессе его социализации. Именно этот социальный обыденный опыт служит основой обыденных знаний и делает возможными совместные согласованные действия людей;

3) теоретических знаний, которые по своему происхождению лежат вне рамок обыденного знания и непосредственной повседневной жизненной практики. Это разнообразные знания из области науки, философии, искусства, нравственности, права, политики, идеологии, сфер духовной культуры, всевозможные специализированные формы практики, усваиваемые сознанием людей через повседневное общение, популярную литературу и средства массовой информации.

Таким образом, трактовка обыденного сознания как исключительно стихийно-эмпирического, формирующегося лишь на основе непосредственного опыта и не выходящего за его пределы представляется поверхностной [Семаш, 2003, с. 9].

Если суммировать данное определение, то получим следующее: «Обыденное сознание но особая форма осмысления накопленных, но не всегда освоенных знаний, которые могут быть итогом непосредственного личного опыта каждого; коллективного социального опыта; теоретических знаний, которые по своему происхождению лежат вне рамок обыденного знания и непосредственной жизненной практики». Достоинством такого определения является то, что оно не сводится к перечислению компонентов содержания сознания, но описывает обыденное созна-

ние как особую форму осмысления, одновременно указывая источники опыта, который может такому осмыслению подвергаться: индивидуальный опыт и социальный. Относительно каждого из них, в свою очередь, делается уточнение, что он может быть как связан и с неспециальными знаниями, так и прийти из какой-либо области специализации знаний. Данное определение, на наш взгляд, прекрасно отражает то, на что направлено обыденное сознание. Потенциальной перспективной линией дальнейшего уточнения в данном определении, по нашему мнению, является следующее его звено: «обыденное сознание - особая форма осмысления». Если в область того, что осмысляется, настоящим определением внесена ясность, то «особая форма осмысления» ставит вопрос: в чём особенность этой формы? Ответы, построенные на контрасте с другими типами сознания, не проясняют окончательно сущности явления и были нами уже приведены выше. Сравнивая обыденное сознание с научным сознанием, мы, к примеру, можем сказать, что оно не склонно к формализации, да и вообще к доказательности научного типа. Сравнивая его с политическим сознанием, мы можем отметить, что у них просто разный объект, а следовательно, разные области «компетенции» и т. д. Но всё это мало говорит нам о собственных свойствах обыденного сознания.

В заключение хотелось бы сформулировать наше определение обыденного сознания.

Обыденное сознание - это режим функционирования сознания, который гносеологически характеризуется индуктивностью и преимущественным обращением к прецеденту, ценностно, а не эвристичиски ориентирован и обладает собственным онтологическим статусом в отсутствие работы других режимов сознания. Также фор-

мально его можно определить как режим работы сознания, активный большую часть времени, в отличие от других режимов, рассмотренных по отдельности.

Библиографический описок

1. Баранов С.Т. Обыденное сознание как сфера социального бытия человека: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11. Ставраполь: Изд-во Северо-Кавказ. техн. ун-та, 2001. 39 с.

2. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. 2005. 100 с.

3. Гольбах П. Здравый смысл, или Естественные идеи, противопоставленные идеям сверхъестественным. М.: Воениздат, 1941. 212 с.

4. Излученко Т.В. Проявление диалогично-сти в религиозном сознании // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 1. С. 193-198.

5. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Формы общественного сознания. М.: Госполитиздат, 1959. 263 с.

6. Мир психологии [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy. html?word=586

7. Пукшанский Б.Я. Обыденное знание. Природа, функции, место в познании: автореф. дис. ... док. филос. наук. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 32 с.

8. Решетова А.Е. Здравый смысл в контексте обоснования философского знания: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Чебоксары, 2008. 144 с.

9. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. СПб.: Питер, 2012. 288 с,

10. Семаш А.Ю. Обыденное сознание и коммуникативные аспекты рекламы: автореф. дис. ... канд. филос. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2003. 16 с.

11. Философия: энциклопедический словарь / под ред. A.A. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.