Научная статья на тему 'ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ'

ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1989
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАНИЕ / ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / СТИХИЙНО-ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ / НАУКА / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бурлёва А.М.

This article is devoted to the consideration of the concepts of ordinary and scientific knowledge, their distinctive features. The author has analyzed and presents similarities and differences of these types of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORDINARY AND SCIENTIFIC COGNITION: SIMILARITIES AND DIFFERENCES

This article is devoted to the consideration of the concepts of ordinary and scientific knowledge, their distinctive features. The author has analyzed and presents similarities and differences of these types of knowledge.

Текст научной работы на тему «ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ»

УДК 165.19

Бурлёва А.М. студент 2 курса Энергетический факультет Ульяновский государственный технический университет Россия, Ульяновская область, г. Ульяновск

Burlyova A.M.

Student

Second course, Power Engineering faculty Ulyanovsk state technical university Russia, Ulyanovsk region, Ulyanovsk city ОБЫДЕННОЕ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ: СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ORDINARY AND SCIENTIFIC COGNITION: SIMILARITIES AND

DIFFERENCES

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятий обыденного и научного познания, их отличительных черт. Автором проанализированы и приведены сходства и различия данных видов познания.

Abstract: This article is devoted to the consideration of the concepts of ordinary and scientific knowledge, their distinctive features. The author has analyzed and presents similarities and differences of these types of knowledge.

Ключевые слова: познание, обыденное познание, стихийно-эмпирическое познание, здравый смысл, наука, научное познание, научно-теоретическое познание

Keywords: cognition, ordinary knowledge, spontaneous empirical knowledge, common sense, science, scientific knowledge, scientific and theoretical knowledge

Введение

Стремление познать мир зарождается в человеке, как только он появляется на свет. Познание — это особый вид деятельности, нацеленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. Человек познаёт мир разнообразными путями посредством специфических форм познания: игрового, обыденного, религиозного, художественно-образного, мифологического, философского, научного, самопознания. Особенностям обыденного и научного познания на протяжении последних десяти лет посвящается большое количество философской и социологической литературы. Важное место в данной теме занимает вопрос о различиях и сходствах научного изучения и обыденного познания общественной жизни.

Основная часть

Различие обыденного и научного познания имеет давнюю историю. В период античности древнегреческий философ Платон противопоставлял два понятия «знания» и «мнения». Философия нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Д. Локк, французские материалисты XVIII в., немецкая классическая

философия) рассматривает проблему взаимодействия теоретических форм сознания и здравого смысла.

Решение вопросов, появляющихся в ходе практической деятельности человека, его повседневной жизни и быта, является основой обыденного познания. Здравый смысл (представления о мире, человеке, обществе, выработанные в процессе непосредственного практического опыта человечества) есть фундамент обыденного познания. Для обыденного знания присущи определенные средства познания, несхожие с научно -теоретическим знанием, такие как возможность противоречивости, эмоциональная окраска, специфические способы обоснования, которые состоят, в целом, в простой ссылке на авторитеты. Постижение опыта обыденного познания предшествует формированию науки. На основе обыденного знания зародились начальные формы научного познания, которые впоследствии отделились от него.

Научное познание — это вид и уровень познания, нацеленный на выработку истинных знаний о действительности, выявление объективных законов на базе обобщения реальных фактов. Способ мышления науки, по мере её развития и становления одной из ключевых ценностей цивилизации, оказывает всё более интенсивное влияние на обыденное сознание. Вследствие этого воздействия в обыденном, стихийно-эмпирическом познании развиваются элементы объективно-предметного отражения мира.

Между обыденным и научным познанием существуют некоторые сходства: во-первых, это опора на конкретные обнаруженные закономерности жизни; во-вторых, при взаимодействии с новым - ссылка на определённые гипотезы, которые далеко не всегда осознанно сформулированы; данные гипотезы испытываются на практике, при условии недостоверности они изменяются, и в соответствии с новыми гипотезами совершаются иные действия.

Но всё-таки рассматриваемые виды познания имеют значительные отличия. Обыденное познание отражает только те объекты, которые могут быть преобразованы уже сформировавшимися способами практической деятельности, в то время как наука в состоянии изучать даже то, что станет предметом изучения и освоения только в далёком будущем. Это говорит о том, что наука работает со специфическим набором объектов реальности, которые выходят за пределы обыденного опыта. Благодаря чему научное познание открывает новую предметную «платформу» для будущей практической деятельности человека. Наука не может исследовать и описывать свои объекты, используя естественный язык, т.к. понятия обыденного языка достаточно неоднозначны и расплывчаты, он приспособлен для описания объектов, применяемых на практике (наука выходит за её рамки). Поэтому создание искусственного языка необходимое условие научной деятельности. Ещё одним необходимым условием исследования является наличие специальных средств (приборных установок, измерительных инструментов), способных выявлять состояния изучаемого

объекта в процессе воздействия на него. Средства, используемые в быту и в производстве, не подходят для этих задач, потому как зачастую объекты повседневной практики отличаются по характеру от объектов, изучаемых наукой. Ещё одним отличительным признаком является метод познавательной деятельности. Приемы, через которые объект практической деятельности становится предметом познания, вплетены в обыденный опыт. Совокупность таких приемов обычно не осознается субъектом как метод познания. В науке же изучение объектов всегда сопровождается осознанием метода, посредством которого исследуется объект. Наука наравне со знаниями об объектах формирует знания о методах. Познающему субъекту в процессе научной деятельности необходима особая подготовка, включающая в себя освоение средств научного исследования, обучение приёмам и методам работы с этими средствами. Для субъекта обыденного познания такой подготовки не нужно, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида.

Заключение:

Научное и обыденное познания являются естественными ступенями общественного сознания. Каждый из рассматриваемых видов познания преследует определённые цели и решает свои задачи в деятельности человечества. Существование в науке особых норм, методов и средств познавательной деятельности, обеспечивающих изучение нового, значительно отличает научное познание от обыденного опыта.

Использованные источники:

1. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 2013.

2. Лешкевич Т.Г. «Философия науки: традиции и новации» М.:ПРИОР, 2011: http://www.podelise.ru/docs/index-6182-1 .html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.