Научная статья на тему '«Обычный» горожанин: конституирование этнической идентичности на примере г. Владикавказа (идеологический проект «Советский человек»)'

«Обычный» горожанин: конституирование этнической идентичности на примере г. Владикавказа (идеологический проект «Советский человек») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ETHNICITY / ETHNIC IDENTITY / URBAN SPACE / INTERETHNIC INTERACTION / IDEOLOGICAL PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Федосова Елена Владимировна

В статье рассматривается влияние идеологического конструкта «советский человек» на формирование этнической идентичности. В ходе социологического исследования рассматривалась структура этнической идентичности респондентов, родившихся и социализировавшихся в условиях СССР. Проведен анализ данных и выявлено, что в структуре личности респондентов является первичным самоидентификация в рамках своего этноса или иные компоненты социальной идентичности, например, идеологический конструкт «советский человек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Федосова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fedosova E.V. An “ordinary” citizen: constitution of ethnic identity by case study of Vladikavkaz (ideological project ''''A Soviet Person")

The paper considers the impact of such an ideological construct as "soviet person" on the formation of ethnic identity. In the course of sociological research, the author considers the structure of the ethnic identity of the respondents who were born and socialized in the USSR. The data analysis has shown that the self-identification within their ethnic group or other components of social identity, for example, the ideological construct “a soviet person" is primary in the structure of the respondents' identity.

Текст научной работы на тему ««Обычный» горожанин: конституирование этнической идентичности на примере г. Владикавказа (идеологический проект «Советский человек»)»

УДК 316.47:316.277(470.65) Федосова Елена Владимировна

кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-политических исследований Российской академии наук

«ОБЫЧНЫЙ» ГОРОЖАНИН: КОНСТИТУИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ Г. ВЛАДИКАВКАЗА (ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК»)

Fedosova Elena Vladimirovna

PhD in Social Science, Senior Research Associate, Institute of Social and Political Studies, Russian Academy of Sciences

AN "ORDINARY" CITIZEN: CONSTITUTION OF ETHNIC IDENTITY BY CASE STUDY OF VLADIKAVKAZ (IDEOLOGICAL PROJECT "A SOVIET PERSON")

Аннотация:

В статье рассматривается влияние идеологического конструкта «советский человек» на формирование этнической идентичности. В ходе социологического исследования рассматривалась структура этнической идентичности респондентов, родившихся и социализировавшихся в условиях СССР. Проведен анализ данных и выявлено, что в структуре личности респондентов является первичным - самоидентификация в рамках своего этноса или иные компоненты социальной идентичности, например, идеологический конструкт «советский человек».

Ключевые слова:

этничность, этническая идентичность, городское пространство, межэтническое взаимодействие, идеологический проект.

Summary:

The paper considers the impact of such an ideological construct as "soviet person" on the formation of ethnic identity. In the course of sociological research, the author considers the structure of the ethnic identity of the respondents who were born and socialized in the USSR. The data analysis has shown that the self-identification within their ethnic group or other components of social identity, for example, the ideological construct "a soviet person" is primary in the structure of the respondents' identity.

Keywords:

ethnicity, ethnic identity, urban space, interethnic interaction, ideological project.

В рамках данной статьи с позиций феноменологического подхода в социологии рассматриваются стратегии межэтнического взаимодействия в условиях современного городского пространства.

Этническая принадлежность всегда выступала значимым фактором в социокультурном взаимодействии народов, проживающих в Российской Федерации, определяя состояние и специфику социокультурного пространства, а также формируя контуры межэтнической повседневности на всем пространстве страны. Социологическое прочтение некоторых социокультурных процессов, протекающих в городской среде, с феноменологической точки зрения сегодня как никогда актуально.

В современном мире, когда в течение жизни практически одного поколения рушатся государства, девальвируются классические идеологические конструкции и системы власти, распадаются всевозможные политические альянсы, реальными остаются только человек и его воля и способность создавать новые формы взаимодействия, которые могут стать основой будущих социокультурных образований и государственных институтов.

Феноменологический подход в социологии строится на изучении субъективных механизмов повседневного взаимодействия, которые формируются из конструкций повседневности и являются обыденным «строительным материалом» в стратегиях межэтнического, межконфессионального и межкультурного взаимодействия людей. Изучение субъективных границ межэтнического взаимодействия одновременно позволяет проследить и механизмы конструируемости социокультурного пространства субъектом.

Наиболее полно это проявляется в городской среде, наполненной различными стереотипами межэтнического взаимодействия, когда повседневная реальность субъекта выстраивается на основе постоянного взаимодействия с представителями различной этнической принадлежности. Помимо этого, субъективная реальность городского пространства образуется и упорядочивается субъектом посредством естественных установок, которые являются относительно стабильными социальными продуктами.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социокультурное пространство современного города - это многообразие различных этнических образов и стереотипов, которые формируются и детерминируются под воздействием множества факторов. Плюрализм этнических образов городского пространства формируется во многом под воздействием глубинных ментальных пластов, которые, как правило, заложены традициями, семейным и личным опытом, текущими переживаниями межэтнического взаимодействия.

Межэтническая среда современного города - это феномен сосуществования разных культур, которые представляют собой напластования, наслоения разнообразных сообщений или, по меткому выражению Ю. Лотмана, «котел текстов» [1, с. 84-92]. В городском пространстве межэтнического взаимодействия мы находим не только разные «тексты», но и разные языки, на которых они «пишутся», разные коды, необходимые для их адекватного прочтения.

Республика Северная Осетия - Алания долгое время являлась самым урбанизированным субъектом среди национально-территориальных образований Северного Кавказа. В настоящее время большая часть (64,08 %) населения республики также проживает в городской местности.

В г. Владикавказе, столице РСО - Алания, по результатам Всероссийской переписи 2010 г. проживало 330 148 человек [2]. Этнические группы, проживающие в г. Владикавказе:

- осетины - 209 604 чел. - 63,5 %;

- русские - 80 945 чел. - 24,5 %;

- армяне - 11 697 чел. - 3,5 %;

- грузины - 7 114 чел. - 2,2 %;

- ингуши - 3 725 чел. - 1,1 %;

- азербайджанцы - 2 212 чел. - 0,7 %;

- другие - 11 275 чел. - 3,4 % [3].

Столь пестрый этнический состав обусловлен историей возникновения города. Владикавказ был основан в 1784 г. как русская крепость на Северном Кавказе, которая являлась важнейшим звеном в системе пограничных укреплений Кавказской линии Российской империи. Владикавказ с самого начала своей истории формировался как полиэтничный и поликультурный ареал, так как выступал границей соприкосновения русской культуры с другими этнокультурными системами [4, с. 127].

Для анализа структуры межэтнических взаимодействий в г. Владикавказе сотрудниками Института социально-поэтических исследований РАН в мае 2015 г. было проведено социологическое исследование, в котором основным методом исследования выступил метод глубинного интервью представителей разных поколений семьи. Общая выборка исследования составила 150 человек различной этнической принадлежности. Основным методологическим требованием отбора интервьюируемых было условие проживание семей в г. Владикавказе в течение жизни нескольких поколений, а также различная этническая принадлежность семей.

В ходе исследования семей различной этнической принадлежности были выявлены особенности их обустройства во Владикавказе, особенности межэтнического взаимодействия представителей старших и младших поколений на различных этапах жизненного пути (детство, юность, студенчество, рабочий коллектив), а также перспективы на будущее каждой семьи.

Результаты анализа интервью старших поколений семей различной этнической принадлежности продемонстрировали, что на момент обоснования этих людей в городе межкультурных границ между этническими группами практически не существовало, а если они и были, то носили характер границ открытых и проницаемых.

Подобные результаты, на наш взгляд, детерминированы, как это не покажется парадоксальным, господствовавшей в течение многих десятилетий советской межнациональной идеологией. Советская идеология в сфере межэтнических отношений была ориентирована на стирание этнических границ между народами, проживавшими в СССР, и направлена на создание новой межэтнической общности «советский человек».

Старшее поколение наших респондентов, воспитанное и социализированное в период господства советской идеологии, не рассматривало свои межкультурные коммуникации через призму этничности. Из интервью представителей старшего поколения семей различной этнической принадлежности видно, что этнические интересы для большинства опрошенных практически не были выражены и организованы в годы их молодости. И это происходило не столько из-за того, что доминирование этнической идентичности над другими видами идентичностей преследовалось государством, а потому, что этническая самоидентификация у наших респондентов играла вторичную роль по сравнению с идентичностью «советский человек».

Обособление этнических групп и формирование разделяющих этносы границ появляются позже в «незанятом» идеологическом пространстве, когда основным конструктом солидарности становится этническая мифология. Ее ядром или основой, как правило, являются устойчивые стереотипы восприятия «иных», и прежде всего людей иной этнической принадлежности. Именно

доминирование в социокультурном пространстве мифологии этнического возрождения влечет за собой образование межэтнических, межконфессиональных, межкультурных и иных границ внутри городской среды.

Ссылки:

1. Лотман Ю. Город и время // Петербургские чтения по теории, истории и философии культуры. СПб.,1993. Вып.1. С. 84-92.

2. Численность населения Российской Федерации по городам, поселкам городского типа и районам [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140096199984 (дата обращения: 02.12.2015).

3. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 г. [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения: 30.11.2015).

4. Канукова З.В., Федосова Е.В. Этнокультурное пространство Северной Осетии: историко-социологические очерки. Владикавказ, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.