Научная статья на тему 'Обычное право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX В. )'

Обычное право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / СВЯЩЕННИКИ / СЕМЬЯ / ОБЩИНА / ОБЫЧНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сушкова Юлия Николаевна

В статье анализируются наблюдения священнослужителей о мордовском народе, собранные ими в своих приходах. Материалы опубликованы в неофициальной части Пензенских, Тамбовских, Нижегородских, Самарских и других епархиальных ведомостей второй половины XIX века. В них содержатся данные о различных сферах крестьянской жизни, выступая своеобразным «складочным местом» концентрации всех материалов для изучения прошлого и настоящего той местности, в которой они издавались. Весьма подробные фактические сведения о мордве содержатся в публикациях К.С. Мильковича, М.М. Гребнева, В.А. Ауновского, Н.П. Орлова, Н.Федорова, М.М. Попова, М. Бурдукова и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORDVINIAN CUSTOMARY LAW (IN THE MATERIALS OF THE EPARCHIAL VEDOMOSTS OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY)

The article analyses the observation of the clergymen about the Mordvins, collected in their wards. Materials have been published in the unofficial part of Penza, Tambov, Nizhny Novgorod, Samara and other eparchial records of the second half of the XIXth century. They contain data on various aspects of peasant life as a certain "reserve venue" of concentration of all materials to explore the past and present of the area in which they were published. Very detailed factual information about the Mordvins is contained in the publications of K. S. Milkovich, M. M. Grebnev, V. A. Aunovsky, N. P. Orlov, N. Fedorov, M. M. Popov, M. Burdukov etc.

Текст научной работы на тему «Обычное право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX В. )»

3. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

3.1. ОБЫЧНОЕ ПРАВО МОРДВЫ

(ПО МАТЕРИАЛАМ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.)

Сушкова Юлия Николаевна, д-р ист. наук. Должность: декан. Место работы: Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева. Подразделение: юридический факультет. E-mail: yulenkam@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются наблюдения священнослужителей о мордовском народе, собранные ими в своих приходах. Материалы опубликованы в неофициальной части Пензенских, Тамбовских, Нижегородских, Самарских и других епархиальных ведомостей второй половины XIX века. В них содержатся данные о различных сферах крестьянской жизни, выступая своеобразным «складочным местом» концентрации всех материалов для изучения прошлого и настоящего той местности, в которой они издавались. Весьма подробные фактические сведения о мордве содержатся в публикациях К.С. Миль-ковича, М.М. Гребнева, В.А. Ауновского, Н.П. Орлова, Н.Федорова, М.М. Попова, М. Бурдукова и др.

Ключевые слова: мордва, священники, семья, община, обычное право.

MORDVINIAN CUSTOMARY LAW (IN THE MATERIALS OF THE EPARCHIAL VEDOMOSTS OF THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY)

Sushkova Julia Nikolaevna, Dr of History. Position: Dean. Place of employment: National Research Mordovia State University named after N.P.Ogarev. Department: Law Faculty. Email: yulenkam@mail.ru

Annotation: The article analyses the observation of the clergymen about the Mordvins, collected in their wards. Materials have been published in the unofficial part of Penza, Tambov, Nizhny Novgorod, Samara and other ep-archial records of the second half of the XIXth century. They contain data on various aspects of peasant life as a certain "reserve venue" of concentration of all materials to explore the past and present of the area in which they were published. Very detailed factual information about the Mordvins is contained in the publications of K. S. Milkovich, M. M. Grebnev, V. A. Aunovsky, N. P. Orlov, N. Fedorov, M. M. Popov, M. Burdukov etc. Keywords: Mordvins, clergymens, family, community, customary law.

С 60-х гг. XIX в. в Российской империи издавались издаваться оссиепархиальные и губернские ведомости, в которых были опубликованы наблюдения священнослужителей о различных аспектах крестьянской жизни в их приходах. Так, в неофициальной части Пензенских, Тамбовских, Нижегородских, Самарских и других епархиальных ведомостях содержались многочисленные сведения, касающиеся особенностей регулирования крестьянами многоплановых общественных отношений. В губернских же ведомостях свои заметки и статьи печатали государственные и общественные деятели, путешественники, краеведы, иные исследо-

ватели народной жизни. Епархиальные и губернские ведомости служили в качестве своеобразного «складочного места», где собирались материалы для изучения истории конкретной местности.

Как писал историк и архивист П.Л. Мартынов, ни один вопрос, касавшийся отечествоведения, не оставался вне освещения в губернских ведомостях1. Достаточно обстоятельные эмпирические данные содержались в статьях В.А. Ауновского, М. Бурдукова, М.М. Гребнева, К.С. Мильковича, Н.П. Орлова, М.М. Попова, Н. Федорова и др.

Особое внимание было обращено на сохранение у мордвы традиционного уклада жизнедеятельности. М.М. Попов восклицал, что наблюдая за жизнью мордвы, создается представление о ней как о народе из IX столетия, представляющий собой «живые, неумирающие древности»2. «Всеизменяющее время на них действует как-то незаметно», - писал в Нижегородском сборнике (1890) А.И. Звездин3. По наблюдениям П. Озерецкого, мордвины тесно связаны со своими древними обычаями и обрядами4. О богатстве старинными обычаями, обрядами, приметами, поверьями по различным случаям семейной и общественной жизни сообщал В.А. Ауновский. Он также подметил, что мордва сильно предана старине, не доверяет нововведениям, считая ценным только «одно старое, дедовское...»5. Помещик Самарской губернии Ю.Ф. Самарин обратил внимание, что народные традиции складывались и менялись очень медленно, а для России этот процесс особенно характерен6.

Многие священники в своих заметках обращали внимание на низкий уровень преступности в мордовских селах. М.М. Попов отмечал, что случаев воровства, разбоя у мордвы не было замечено7. А.С. Вихорев, характеризуя особенности юридического быта мокша-мордовского села Кочетовка Наровчатского уезда, пришел к выводу, что в нем преступления редки, но в случае совершения воровства и мошенничества они преследовались «с особенной строгостию»8. В целом мордвины славились своей честностью, тем, что дорожили репутацией и соблюдали уговор9.

1 Мартынов П.Л. Симбирск: Сборник исторических сведений / Ред.-сост. В.А. Гуркин. (Серия: Симбирск: прошлое и настоящее. Вып. 1. Ульяновск, 2008. - С. 228.

2 Попов М.М. Селиксенские мордвы // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 185.

3 РФ ГУ НИИ ГН. И-1283. Л. 66.

4 Озерецкий П. Положение и деятельность духовных пастырей в мордовских приходах Пензенской епархии (с. Пичилейки, гор. у., о. Соколов) // Пензенские епархиальные ведомости. - № 12. -1881. - 15 июня. - С. 8.

5 Ауновский В.А. Этнографический очерк мордвы-мокши // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869. -С. 89.

6 Методические указания и документы для семинарских занятий по отечественной истории середины XIX века. Уфа, 1999. - С. 52.

7 Там же.

8 Вихорев А. Село Кочетовка, Наровчатского уезда // Пензенские епархиальные ведомости. -1883.- № 18. - С. 6.

9 Фукс К. Поездка из Казани к мордве Казанской губернии в 1839 году // Журнал Министерства внутренних дел. СПб, 1839. -№ 10. - Ч. 34. - С. 107; Милькович К. Топографическое описание Симбирского наместничества // Тамбовские епархиальные ведомости. Ч. неоф. - 1 января. - 1905. - № 18. - С. 823; Смирнов Н.

Вместе с тем в условиях перехода от языческих верованиях к православию достаточно длительный период наблюдались серьезные противоборства крестьян с церковнослужителями. Например, священник Пе-ров сообщил случай, когда во времена «Пугачевского восстания» мордовские прихожане, будучи недовольными своим церковнослужителем, схватили его и просили его умерщвления. Крестьянский лидер Е. Пугачев счел этого священника невиновным и отпустил, тогда мордвины схватили его на дороге и, привязав к «передкам», волочили до тех пор, пока тот не умер, а мертвого повесили на дереве. Аналогичные ситуации происходили и в последующем, поскольку мордвины готовы «убить» любого, кто выступает против нравов и заставляет изменять стародавние привычки10.

Оригинальные сведения относительно жизни и быта мордвы приведены К.С. Мильковичем, отмечавшем распространение в народе общинных традиций. Характеризуя традиционные способы разрешения споров, он подметил, что существенным принципом принятия решений является широкое обсуждение того или иного вопроса. Он отмечал, что мордвины в делах «медлительны и нерешимы», у них есть привычка перед решением любого дела «толковать и советовать». В целью примирения мордва обращалась к умершим предкам, которые, разобравшись в сути спора, обязывались наказать виновного. Кроме того, разбирательство острых конфликтов разбиралось на основе обычного права сельскими старейшинами, по-мордовски называвшихся Ате-Покштей. Это название произошло от следующих слов: атя - старик, старейший, покш -большой. Они считались хранителями духовных ценностей, доставшихся от предков, обеспечивали религиозно-магические контакты между потусторонним и существующим мирами11.

Система разрешения споров в крестьянской среде осуществлялась на основании обычного права, главным образом, сельским сходом и старейшинами. Как привило, сельские должностные лица не принимали значимые решения без обсуждения их со старейшинами села, суд которых рассматривался своеобразной «первой инстанцией» народного правосудия. Так, М. Гребнев отмечал, что избираемый родом старейшина-жрец сохранял свою должность до смерти, если выполнял свои обязанности «непорочно», не замечался в греховных делах, в противном же случае, с согласия родичей, освобождался от нее. Разумеется, выполнение обязанностей старейшины-жреца было добровольным, всегда имелась возможность отказаться от них12.

Приговоры мирских сходов были для общинников общеобязательными к исполнению. «Собирается в селе сход, потолкуют мужчины и примут решение», - писал М. Гребнев 3 По «делам общественным» у морд-

Мордовское население Пензенской губернии // Пензенские епархиальные ведомости. - 1874. - С. 98.

10 Озерецкий П. Положение и деятельность духовных пастырей в мордовских приходах Пензенской епархии (с. Пичилейки, гор. у., о. Соколов) // Пензенские епархиальные ведомости. - № 12. -1881. - 15 июня. - С. 5.

11Милькович К. Топографическое описание Симбирского наместничества // Тамбовские епархиальные ведомости. Ч. неоф. - 1 января. - 1905. - № 18. - С. 825.

12 Майнов В.Н. Указ. раб. С. 33; Гребнев М.М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк // Самарские епархиальные ведомости. - № 20. - 1886. - С. 410.

13 Гребнев М.М. Мордва Самарской губернии. Историко-

этнографический очерк // Самарские епархиальные ведомости. -

№ 1. - 1887. - С. 42.

вы в праздничные и воскресные дни созывались мирские сходки, состоявшие из домохозяев, называвшихся «стариками». Решения, принятые на сходах исполнялись «точно и беспрекословно» даже в случаях противоречия государственным законам. Бывало, что молодые мордвины не всегда соглашались с решениями сходов, но, несмотря на это, принимали их к исполнению как священные для себя обязанности.

С укреплением православной веры общинные сходы способствовали исполнению мордовскими прихожанами различных христианских обязанностей. Например, каждый домохозяин села Акузово (Сергачский уезд Нижегородской губернии) считал обязанностью в Благовещение подать на проскомидию просфору, которая хранилась до весны, а затем пред началом засева ее съедали. Считалось непринятым в день Благовещения давать кому-либо взаймы деньги и даже хлеб, поскольку верили, что нарушение этой традиции

14

приведет к отсутствию урожая и голоду .

На средства прихожан и решением сельских сходов возводились православные церкви. По сообщению священника Н. Городецкого, мордва Симбирской губернии, будучи трудолюбивым и религиозным народом, строительство храма откладывали, но после приезда Архипастыря Никандра Преосвященного, убедившего крестьян в этой «идее», было собран мирской сход и принято соответствующее решение 5

В случаях споров с сельчанами и соседних деревень или представителями иных этносов мордва проявляла солидарность и отказывались выступать свидетелями. В с. Пичилейка, как писал Озерецкий, при всей «беспечности и апатии» мордвин чрезвычайно стоек за своих и дружен с ними. Если обиде тебя мордвин при своих однообщественниках, то лучшей не встпать с ним в спор и идти в суд, поскольку свидетели отрекутся от того, что видели и слушали. Если же в отношении кого-либо из общинников возбуждали уголовное дело и расследовать преступление приезжало соответствующее должностное лицо, то виновный собирал мирской сход и «низким поклоном и ведеркой водки» просил защиты у стариков, которые, дав слово, «уже никогда не выдадут своего брата, солгут в его пользу, хотя бы спрошены были тотчас по принятии ими при-сяги»16.

И.-Г. Георги и К. Милькович отмечали, что мордва «...несет равную с соседями гражданскую тя-

17 ~

гость.» , поскольку важнейшей государственной обязанностью являлась рекрутчина. Проводы в рекруты традиционно сопровождались семейным молением, которое проводилось у ворот дома. Поставив образ и свечку, мордвины просили об упразднении рекрутской повинности, облегчении бремени государственных обязанностей. «Господи Никола милостивый! Даруй,

14 Можаровский А. Мордво-крещенский приход села Акузова Сергачского уезда Нижегородской епархии // Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неоф. - 1893. - № 13. - С. 344.

15 Городецкий Н. Освящение храма в селе Найманах Ардатов-ского уезда // Симбирские епархиальные ведомости. - 1913. - № 17. - 1 сентября. - С. 741.

16 Озерецкий П. Положение и деятельность духовных пастырей в мордовских приходах Пензенской епархии (с. Пичилейки, гор. у., о. Соколов) // Пензенские епархиальные ведомости. - № 12. -1881. - 15 июня. - С. 4-5.

17 Георги И.-Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов, их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. Пер. с нем. - Ч.1. СПб., 1799. - С. 43; Милькович К. Топографическое описание Симбирского наместничества // Тамбовские епархиальные ведомости. Ч. неоф. - 1 января. - 1905. -№ 18. - С. 817.

чтобы у нас никогда не было рекрутских сборов; побори врагов Государю. Когда он возьмет силу, то отпустит детей наших, или хотя не отпустит, да им будет легче»18. Молитву произносили, пока горела свеча, а затем уходили в слезах, утешенные верой, что наступит время, когда у государства не будет врагов, что создаст условия для отмены рекрутчины. Помимо рекрутчины, мордвины исполняли добросовестно другие государственные обязанности.

В ряде очерков, опубликованных в епархиальных ведомостях, сообщается об особенностях организации семейного быта у мордвы. М.М. Гребнев подробно описал правовые обычаи традиционного семейного порядка, управления имуществом, урегулирования спорных ситуаций. Он справедливо охарактеризовал принципы обустройства домашней жизни на основе патриархально-семейных началах. Главой семьи был старший ее член. По отношению же к детям он мог быть дедом или прадедом. Он распределял виды работы между мужчинами и женщинами, управлять имуществом, заключал соглашения, совершал сделки от имени семьи. Старший член семьи играл основополагающую роль при разделе. Принятое решение счита-

19

лось законом, даже в случае недовольства других .

Гребнев правильно описал такие способы заключения брака как сватовство и самокрут. Принятие брачного предложения символизировалось зажжением родителями невесты свечи и совместное распитие вина. Кроме того, автор описал случаи черничества, причину которого он усматривал в «семейном гнете» и тяжелом положении женщины. Описывая отношения между родителями и детьми, он подчеркнул характерное для мордвы высокое чувство чадолюбия, ставят этот пример русским соседям20. При умыкании невест несколько мужчин, родственников и знакомых жениха ехали в то село, где им приглянулась невеста. И. Белореченский также указывал на бытование у мордвы традиции похищения невесты. Кража производилась из хоровода, во время «шествия» за водой или рано утром во время проводов скота на водопой21.

По свидетельству Мильковича, у мордвы была «привычка» отдавать замуж дочерей не моложе тридцати или сорока лет. Автор обратил внимание на ритуальный дарообмен между родственниками жениха и невесты, а также на этапе уплаты калыма (морд. питне). Родители давали невесте приданое, а именно «платье и скотину». Молодые клялись в вечной верности друг другу. Невеста и жених становились спинами к печи и дружка, держа перед ними хлеб и соль, при всем собрании родственников и сельчан задавал им вопросы о сохранении супружества. Молодые не только отвечали на поставленные вопросы, но и клялись в верности. В то же время, думается, не совсем верным было заключение автора о том, что мордовские девушки вырастали в «необузданном своеволии»22.

В сохранении старых семейных традиций была заинтересована община, выступавшая против дробления больших патриархальных семей. К числу распространенных причин вмешательства старейшин в семейные дела являлись именно разделы имущества семьи. Отцовский дом поступал к старшему брату, обязанному взамен помогать остальным братьям возвести дом и уплатить им стоимость их частей в неделимом имуществе. Мать-старуха оставалась жить у старшего брата23.

Заведование семейным капиталом, в котором старший редко отчитывался перед семейным советом, иногда приводило к злоупотреблениям, в пользу удовлетворения «собственной его особы». Членам семьи порой становилось «невтерпеж», они могли взбунтоваться. В таких случаях дело кончалось разделом, отделением от семьи какого-либо ее члена. При разделе главную роль играл старший, который, будучи «обиженным», всеми мерами старался урезать долю отделявшегося, иногда до минимального размера. Подобная ситуация обычно влекла судебные разбирательства, обращение к сходу и старейшинам, которые, как правило, решали дело в пользу старшего24.

М. Бурдуков писал об особом уважении старшего члена семьи. Так, в деревне Кожай-Андреево (Уфимская губерния) семью Семеновых, состоявшую из тридцати двух человек, возглавлял Семен - старик 80 лет. Он надежно «держал бразды семейного правления». Семен имел трех женатых сыновей - Карпа, Давида и Алексея, у которых были свои дети. Авторитет Семена был непоколебимым, он пользовался глубоким уважением не только у младших членов семьи, но даже 60-летний Карп не выходил из послушания отца. В другой мордовской семье Голубевых (г. Верхне-уральск Оренбургской губернии) старший брат считался распорядителем и одновременно был старостой при купеческой церкви, второй же управлял торговлей в городе, а третий - в уезде. Капитал у братьев был общим 5

А. Кипарисов свидетельствовал о практике разводов. В случае обоюдного согласия сторон в развод никто не вмешивался, даже волостной суд нисколько не стеснялся санкционировать акт, по которому муж и жена определяли условия развода и давали взаимные обязательства не вмешиваться больше в дела друг друга26. Сельский суд иногда восстанавливал брак, в если не находил уважительных причин к его расторжению, особенно, когда жена покидала мужа. В случае же наличия уважительных причин, то суд, несмотря на протест той или иной стороны, утверждал развод своим

27

решением .

Таким образом, в епархиальных ведомостях печатались многочисленные материалы о жизнедеятельности мордвы, касавшиеся общины, соционормативного уклада, семейной жизни, зафиксированные священни-

18 Попов М.М. Селиксенские мордвы // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 188-193.

19 Гребнев М.М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк // Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 207.

20 Гребнев М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк // Сам. ЕВ. 1886.. № 21-24. С.410, 479485; 1887. № 1-2. С. 34-35.

21 Белореченский И. Исторический очерк села Лобаз Бузулук-ского уезда // Самарские епархиальные ведомости. - 1874. - № 19. - С. 424.

22 Милькович К. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия

// ТЕВ. 1905. № 18, ч. неоф. С. 825.

23 Гребнев М.М. Мордва Самарской губернии. Историко-этнографический очерк // Самарские епархиальные ведомости. -№24. - 1886. - С. 482.

24 Там же.

25 Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. - 1905. - 18-20 авг.; Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 217.

26 Кипарисов А. Браки у мордвы и причины частого нарушения их // Пензенские епархиальные ведомости. - № 18. - 1894. - С. 836-837.

27 Кипарисов А. Браки у мордвы и причины частого нарушения их // Пензенские епархиальные ведомости. - № 18. - 1894. - С. 836-837.

ками в своих приходах. Данные материалы внесли существенный вклад в изучении быта мордовского народа.

Список литературы:

1. Архангельский П. Село Новошишкеевская слобода в его настоящем и будущем // Пензенские епархиальные ведомости. - 1899. - № 12. - 16 июня. - С. 476, 477; - № 14. - 16 июля. - С. 556, 557.

2. Белореченский И. Исторический очерк села Лобаз Бузулукского уезда // Самарские епархиальные ведомости. - 1874. - № 19. - С. 421-430; - 1875. - № 19. -С. 432-426.

3. Бурдуков М. Мордва. Этнографический очерк // Уфимские губернские ведомости. - 1905. - 18-20 авг.; Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 216-220.

4. Вихорев А. Село Кочетовка, Наровчатского уезда // Пензенские епархиальные ведомости. - 1883. - № 18.

- С. 5-11.

5. Гребнев М.М. Мордва Самарской губернии. Исто-рико-этнографический очерк // Самарские епархиальные ведомости. - №№ 21-24. - 1886. - С. 407-421, 423436, 439-450, 455-464, 479-485; - №№ 1-2. - 1887. - С. 1-7, 33-45; Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 206-208.

6. Городецкий Н. Освящение храма в селе Найманах Ардатовского уезда // Симбирские епархиальные ведомости. - 1913. - № 17. - 1 сентября. - С. 740-744.

7. Кипарисов А. Браки у мордвы и причины частого нарушения их // Пензенские епархиальные ведомости.

- № 18. - 1894. - С. 830-837.

8. Мартынов А. Мордва в Нижегородском уезде. Из записок 1863 г. // Нижегородские губернские ведомости. - № 24. - 12 июня. - 1865. - С. 191-204.

9. Милькович К. Топографическое описание Симбирского наместничества // Тамбовские епархиальные ведомости. Ч. неоф. - 1 января. - 1905. - № 18.

10. Митропольский К. Мордва. Мировоззрение, их нравы и обычаи // Мирское слово. СПб. - №№ 3-5, 815. - 1877. - С. 18-19, 26-27, 34-35, 58, 66, 74, 83, 9092, 98, 104-114.

11. Митропольский К. Мордва. Религиозные воззрения, их нравы и обычаи // Тамбовские епархиальные ведомости. СПб. - №№ 12-13. - 1876. - С. 355-365, 371-378.

12. Можаровский А. Мордво-крещенский приход села Акузова Сергачского уезда Нижегородской епархии // Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неоф.

- 1893. - № 13.

13. Озерецкий П. Положение и деятельность духовных пастырей в мордовских приходах Пензенской епархии (с. Пичилейки, гор. у., о. Соколов) // Пензенские епархиальные ведомости. - № 12. - 1881. - 15 июня. - С. 2-8.

14. Отчет о деятельности Симбирского духовно-просветительского Братства Святых Трех Святителей за 1895 // Симбирские епархиальные ведомости. -1896. - № 9. - 1 мая. - С.114-122.

15. Попов М.М. Селиксенские мордвы // Санкт-Петербургские ведомости. - 1834. - №№ 30-37. - С. 115-146; Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). - 2005. - С. 185-196.

16. Симбирская мордва // Современные известия. Политические, общественные, церковные, ученые, ли-

тературные, художественные. - 1876. - № 105. - 19 апреля. - С. 2-6.

17. Смирнов Н. Мордовское население Пензенской губернии // Пензенские епархиальные ведомости. -1874. - №№ 1-3, 6, 9, 21, 22, 24; - 1875. - №№ 1, 2, 47.

18. Терновский А. Свадьбы самохотки и моляны в мордовском селе Катмысе Городищенского уезда Пензенской губернии // Пензенские губернские ведомости. - 1867. - №№ 33-38.

19. Т-ский А. Мое житье-бытье в селе К-съ (из воспоминаний священника) // Пензенские епархиальные ведомости. Ч. неоф. - 1870. - № 1. - С. 16-22.

20. Федоров Н. Заметки о мордве села Шенталы Бу-гульминского уезда // Самарские губернские ведомости. - 1863. - № 48; Этнокультурные процессы в мордовской диаспоре. Труды ГУ НИИ ГН. - № 4 (121). -2005. - С. 203-206.

Рецензия

на статью Ю.Н. Сушковой «Обычное право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX в.)»

В статье Ю.Н. Сушковой анализируются нормы обычного права мордовского народа, зафиксированные священнослужителями в своих приходах. Эти материалы были опубликованы в неофициальной части Пензенских, Тамбовских, Нижегородских, Самарских и других епархиальных ведомостей второй половины XIX века. В них содержатся данные о различных сферах крестьянской жизни, выступающих своеобразным «складочным местом» концентрации всех материалов для изучения прошлого и настоящего той местности, в которой они издавались. Весьма подробные фактические сведения об обычном праве мордвы содержатся в публикациях К.С. Мильковича, М.М. Гребнева, В.А. Ауновского, Н.П. Орлова, Н.Федорова, М.М. Попова, М. Бурдукова и др.

Изложенные материалы раскрывали разные традиционные способы упорядочения брачно-семейных отношений, разрешения споров, заключения договоров и др. Священники отмечали существенную роль религии и, в частности культа предков, оказывавшего значительное воздействие на обеспечение порядка в общине и семье. На конкретных эмпирических данных автором сделаны справедливые выводы о распространении обычного права в крестьянской среде, его значимой роли в урегулировании разноплановых общественных отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья Ю.Н. Сушковой «Обычное право мордвы (по материалам епархиальных ведомостей второй половины XIX в.)» отличается оригинальностью, научной новизной и рекомендуется мною к опубликованию.

Доктор юридических наук, профессор А.Р.Еремин

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 85,68%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.