УДК 1:316
ОБЫЧАЙ, РИТУАЛ И ПРОБЛЕМА УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
© И. В. Демичев
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 273 66 81.
E-mail: senmerv@mail. ru
Социальная система всегда структурирована на основании выполняемых для ее существования функций и предполагает некоторую общность людей, ее составляющих. Следовательно, существование социальной системы зависит от того, насколько эффективно воспроизводится ее структура и чувство общности. Одним из моментов в этом воспроизводстве и выступает ритуал.
Ключевые слова: социальная система, социальная структура, функция, общность, обычай, ритуал.
Ритуал в современной литературе определяется как «священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами», причем священнодействие это связано с «установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности» [1]. Не вдаваясь в содержательную сторону ритуалов, зависящую от конкретной культуры и конкретного мифа, на котором этот ритуал основан, рассмотрим социальные функции, которые выполняет ритуал, и, прежде всего, главную - поддержание социальной упорядоченности. Рассмотрение это будет основано на ряде общих положений, касающихся основ существования социальных систем, к которым следует перейти.
1. Существование социальной системы зависит от того, насколько эффективно воспроизводится как ее структура, так и чувство общности [2].
Люди могут жить и развиваться только в человеческих общностях, в постоянном взаимодействии и взаимообщении с другими людьми. Это касается как удовлетворения своих физиологических потребностей, так и развития духовно-личностных качеств людей. В этом - основы складывания человеческих общностей разного рода.
Человеческие общности представляют собой организованную совокупность людей, чье внутреннее устройство определяется совокупностью функций, исполнение которых посредством взаимодействия людей обеспечивает существование как самих людей, так и общности в целом [3]. Функции имеют разный характер и разную направленность, разные формы своего осуществления, т. е. они дифференцированы, но именно их совокупное исполнение конституирует общность. Следовательно, совокупность функций представляет собой дифференцированное единство, или систему. Поскольку для существования общности часть функций является более важной, а часть - менее важной, и поскольку часть функций является основной, а часть - производной, система функций представляет собой иерархию.
Исполнение функций осуществляется в человеческом взаимодействии, и при их исполнении складываются функционально организованные
группы, следовательно, человеческая общность также представляет собой систему. Поскольку система функций иерархична, постольку и система функциональных групп выстраивается в иерархию, место в которой определяется исполняемыми данной группой функциями. Такую иерархическую систему функциональных групп можно назвать социальной организацией общности или социальной системой [4]. В общности все процессы взаимодействия людей определенным образом упорядочены и организованы, а следовательно, представляют собой компонент социальной организации общности. Иными словами, в общности нет взаимодействий вне и помимо социальной организации, они различаются лишь большей или меньшей степенью формализованности и упорядоченности [5].
2. Следовательно, люди постоянно вовлечены в социальные отношения и инкорпорированы в соответствующие социальные группы, что составляет полноту человеческой жизни и предполагает выработку стереотипов поведения, форм взаимоотношений, закрепляемых в культуре. Через усвоение последней, с одной стороны, и включение в социальные взаимодействия соответствующих групп, с другой, личность вырабатывает специфические качества, необходимые для полноценного существования в рамках данной функциональной группы, а через нее - в рамках всей социальной организации. На этом основании, с одной стороны, данная личность воспринимает группу и ее членов как «своих», а с другой, группа и ее члены воспринимают данную личность как «свою». Так конституируется «функциональная» общность, представляющая собой своего рода «подобщность» в рамках ранее рассмотренной «большой» общности. Складывание «функциональной» общности приводит к тому, что конституирующая ее функция и форма исполнения последней воспринимаются как «естественные», «сами собой разумеющиеся», благодаря чему существование функциональной группы становится образом жизни инкорпорированных в нее людей.
Сложившись, «функциональная» общность
самовоспроизводится, становясь относительно са-
964
раздел ФИЛОСОФИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ и ПОЛИТОЛОГИЯ
мостоятельной и обособленной от породившей ее функции. Она продолжает существовать даже в условиях не только изменения формы исполнения функции, но и при упразднении самой функции. Однако полного обособления от функциональной основы такой общности не происходит - утратившая прежние функции общность либо приобретет другие, соответствующие ее образу жизни и культуре, либо через какое-то время распадется, поскольку организованная деятельность в ее рамках теряет смысл, а следовательно, выхолащиваются и переходят в латентную форму соответствующие ей моменты культуры, стереотипы поведения и качества личности.
3. Сами функции имеют двоякий характер: с одной стороны, они объективно обусловлены средой, в которой существует и к которой приспосабливается «большая» общность, с другой, они обусловлены потребностями самой общности. Причем функции не возникают сами собой, они определяются в ходе рефлексии членов общности в отношении условий среды существования общности и ее потребностей. Результаты рефлексии, зафиксированные в культуре и усвоенные общностью или ее частью, выступают организационной матрицей, на основании которой складываются функциональные группы. Значимость функции определяется всеми четырьмя моментами - условиями среды, потребностями общности, степенью отрефлексированности их и зафиксированности в культуре, а также качествами и деятельностью группы, исполняющей функцию.
Организационная матрица является основой и для конституирующей функциональную общность культуры, выступая идеалами человека и отношений между людьми, в нее входящих, их деятельности и их отношения к миру и другим людям. Через усвоение этих идеалов, собственно, и воспитывается личность члена функциональной общности. Проявляясь в совокупной деятельности всех членов общности, эти идеалы, с одной стороны, способствуют исполнению функции, а с другой, являются основой для формирования образа жизни этой общности.
Таким образом, «функциональная» общность конституируется четырьмя моментами:
1) функциональным, т.е. непосредственной ролью, которую исполняет данная общность в рамках «большой»;
2) культурным, т.е. закрепленной в культуре рефлексией над функцией и необходимой для нее системой идеалов, что составляет организационную матрицу;
3) социальным, т. е. конкретной организацией взаимодействия людей в рамках функциональной группы;
4) личностным, т. е. совокупностью людей, усвоивших культуру, обладающих необходимыми качествами личности, стереотипами поведения и организованно взаимодействующих в исполнении функции.
По всем этим моментам можно провести аналогию между «функциональной» и «большой» общностями. Различия между ними носят характер
степени сложности и масштаба функциональной и социальной структуры:
- во-первых, для функциональной общности исполнение ее функции выступает целью, под которую решается ряд более частных задач - подфункций; аналогично исполнение всякой функции в рамках «большой» общности преследует одну цель - обеспечение существования и развития последней как целого;
- во-вторых, всякая функциональная группа имеет внутреннее членение на подгруппы, соответствующее совокупности исполняемых подфункций и составляющее иерархию; аналогично социальная организация «большой» общности представляет собой иерархию функциональных групп;
- в-третьих, по отношению к культуре и личности аналогия выстраивается по признаку «своего»: чтобы быть членом «большой» общности, человек должен обладать соответствующими качествами личности и стереотипами поведения, формирующимися при усвоении общей культуры.
Установив такую аналогию, можно говорить об общности вообще.
4. Существование общности обусловлено единством указанных моментов, проявляющихся в организованном взаимодействии людей. Однако общность динамична - она складывается, существует, изменяется и распадается. Следовательно, единство обусловливающих ее моментов тоже динамично -соответственно встает вопрос, чем обеспечивается и воспроизводится единство этих моментов.
Обеспечение единства моментов есть обеспечение существования общности, т. е. представляет собой одну из функций в их иерархии. Поскольку это функция, то для ее исполнения необходима специфическая организация взаимодействия, с одной стороны, и специфический набор стереотипов поведения и качеств личности, с другой. Эта функция обеспечивает существование общности как целого, следовательно, ее исполнение должно пронизывать всю общность, объединяя ее внутренние члены, «подобщности». Члены общности распознают друг друга на основании стереотипов поведения и качеств личности как «своих», значит, исполнение этой функции должно предполагать набор качеств и стереотипов, общий для всех членов общности - причем поскольку существует внутреннее членение общности, общий набор качеств и стереотипов должен сводить воедино все частные наборы или обеспечивать их комплиментарность. Поскольку существование общности протяженно во времени, и каждый момент ее существования отличен от других, исполнение этой функции должно быть в каждом из этих моментов, общим для них и определяющим каждый из них. Иными словами, исполнение этой функции должно иметь образцовый характер проявления качеств личности и организации взаимодействия в общности. Наконец, качества личности и форма организации взаи-
модействия фиксируются в культуре как идеалы, и такой образец будет выступать наиболее адекватным выражением идеалов культуры.
Таким образом, обеспечение единства моментов, конституирующих общность, есть функция наиболее адекватного раскрытия идеалов культуры в организованном взаимодействии членов общности или ритуал по исходному определению.
Соответственно при складывании общности формируется ее ритуал. Действенность ритуала обеспечивает существование и внутреннюю упорядоченность общности. Изменение общности должно фиксироваться в ритуале и согласовываться с ним. Наконец, если ритуал общности перестает быть действенным из-за рассогласования культурного и социального его аспектов, общность может распасться.
5. Однако ритуал не охватывает всю совокупность человеческих взаимоотношений. Более того, создавая особое, максимально нагруженное культурным смыслом состояние людей и их отношений, имеющих глубокое личное значение, ритуал в определенном смысле даже противостоит всем остальным, «обыденным» формам человеческих
взаимоотношений и состояниям личности - он вне их и над ними. Ритуал в социальном аспекте лишь в максимально «чистом» виде реактуализирует зафиксированные в культуре как идеалы принципы взаимоотношения людей одной общности. Остальные «обыденные» социальные отношения имеют характер реализации этих принципов для достижения конкретных целей в конкретных ситуациях. Многообразие и разнородность последних, их постоянная изменчивость и необходимость их прагматичной ориентации релятивизируют принципы отношений. Человек усваивает эти принципы в ходе личной рефлексии над культурными текстами и непосредственным социальным взаимодействием -а значит, лишь в той или иной степени. Вместе это определяет расхождение между тем, что закреплено в культуре как должное, и тем, что реализуется на практике.
Противопоставление ритуала и обыденности преодолевается в обычае - устойчивой форме человеческих взаимодействий, складывающейся в кон-
кретных социальных группах в ходе их деятельности. Обычай сочетает в себе, с одной стороны, целенаправленную деятельность, а с другой - конкретное воплощение принципов социальных взаимодействий. Тем самым поддерживается непрерывность социальных отношений, а следовательно, общность взаимодействующих людей (в данный момент и в течение времени).
Таким образом, обычай выступает образцовым воплощением принципов социальных взаимодействий, постулируемых и реактуализирующихся в ритуале, в «обыденной» жизни. Личность, воспринимающая в «обыденной» жизни культуру и социальные отношения, пройдя через ритуал, обретает относительно четкий образ их «чистой» формы, который затем поддерживается с помощью обычаев и заново реактуализируется в ритуале.
Поскольку обычаи воплощают и поддерживают принципы взаимоотношения людей, можно сказать, что они фиксируют и поддерживают общность этих людей, конституируемую ритуалами. Причем поскольку в ритуале постулируются и ре-актуализируются принципы, воплощаемые обычаем, без ритуала обычай теряет смысл и утрачивается со временем, что приводит к распаду общности. Поскольку социальная система складывается для обеспечения существования общности и как ее конкретная форма, существование и упорядоченность социальной системы также конституируется ритуалами и поддерживается обычаями.
Следовательно, действенность ритуалов и согласованность с ними обычаев обеспечивает единство и существование общности, а значит, обусловливает устойчивость социальной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Фурс В. Н. Ритуал // Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 865.
2. Теннис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии. СПб.: Владимир Даль, 2002. 456 с.
3. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 832 с.
4. Соколов Г. Н. Социальная система // Социология: Энциклопедия. Мн.: Книжный дом, 2003. С. 956.
5. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 528 с.
Поступила в редакцию 20.04.2008 г.