ОБЫЧАЙ КОНОКРАДСТВА В ИСТОРИИ НЕКОТОРЫХ РЕГИОНОВ СТРАНЫ
© Ф.Г. Галиева,
доктор филологических наук, кандидат исторических наук, доцент,
заведующая отделом этнографии, Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского федерального исследовательского центра РАН, ул. К. Маркса, 6 450077, Уфа,
Российская Федерация, эл. почта: afg18@mail.ru
Статья посвящена обычаю конокрадства, которое практиковалось у многих народов и в разные времена. Актуальность исследования заключается в том, что конокрадство стало возрождаться в постсоветской России, в том числе в Башкирии. Цель статьи - понять причины распространения в прошлом и настоящем, выявить разнообразие общественных мнений относительно этого явления. Для написания статьи привлечены документы Национального архива Республики Башкортостан (судебные дела прошлых столетий, решения партии), местная пресса, полевые материалы автора, фольклор, законодательные акты, опубликованные историко-этнографические работы, интернет-сайты. Показано, что в российских земледельческих губерниях конокрады оценивались как преступники, которые оставляют крестьянина без тягловой силы, наносят непоправимый урон его хозяйству. У кочевников-скотоводов конокрадство развивалось в связи с обычаем баранта (захват скота как способ мести за обиду или компенсации за причиненный ущерб) и как показатель социальной зрелости (обряд инициации). В последнем случае конокрады-одиночки вызывали уважение вследствие наличия таланта воздействовать на животное, умения бесшумно его увезти (утрата одного коня не приводила к разорению). У башкир после изъятия земель под заводы, селения и хозяйства переселенцев, проведения политики перевода к оседлости и земледелию, резкого уменьшения пастбищ и как следствие сокращения поголовья скота, - скотокрады стали сурово наказываться, как у русских, так и у других народов. Главным мотивом современных преступников является материальная выгода. Для этого практикуется кража лошадей (включая чистопородных) с дальнейшей реализацией конского мяса, реже - для получения выкупа (через размещение на интернет-сайтах). Организуются преступные группы с четким распределением функций и международными связями. Борьба с конокрадами ведется государственными органами. В некоторых отдаленных от центра регионах страны возобновилась традиция обычного права устраивать самосуд.
Ключевые слова: конокрадство, скотоводческие и земледельческие народы, Башкирия, башкиры, русские, казаки, цыгане, судебные дела, обычное право
© F.G. Galieva
CUSTOM OF HORSE STEALING IN THE HISTORY OF SOME REGIONS OF THE COUNTRY
R.G. Kuzeev Institute for Ethnological Studies,
Ufa Federal Research Centre, Russian Academy of Sciences,
6, ulitsa Karla Marksa,
450077, Ufa, Russian Federation, e-mail: afg18@mail.ru
The article is devoted to the folk custom of horse stealing practiced by many ethnic groups at different times. The relevance of the study lies in the fact that horse stealing has begun to revive in post-Soviet Russia, including Bashkiria. The objective of the article is to understand the causes of its spread in the past and present and to reveal the diversity of public opinions regarding this phenomenon. Documents from the National Archive of the Republic of Bashkortostan (court cases of past centuries, CPSU decisions), local press, author’s field materials, folklore, published historical and ethnographic works, and Internet sites are involved in writing the article. It has been shown that in the Russian agricultural provinces horse thieves were considered criminals who left peasants without draught animal power and irreparably damaged their economy. Among nomadic herdsmen, horse stealing developed in connection with the custom of «baranta» (seizing livestock animals as a way to revenge for offense or a compensation for damage) and also served as an indicator of social maturity (initiation rite). In the latter case, lone horse thieves earned respect due to their talent to handle an animal and the ability to take it away quietly (the loss of one horse did not lead to ruination). After the seizure of the Bashkir lands for establishing factories, villages and immigrants’ households and pursuance of the policy of settled agricultural lifestyle, a sharp decline in pastures and, as a result, a reduction in the livestock population, cattle thieves used to be severely punished, both among Russians and other ethnic groups. The main motivation of present-day criminals is monetary gain. To that end, horses are stolen (including purebreds) with subsequent sale of horse meat and less frequently for ransom (through posting on Internet sites). Criminal groups get organized with a clear distribution of functions and international connections. The fight against horse thieves is conducted by state bodies. In some remote regions of the country, the tradition of vigilante justice has resumed its course.
Key words: horse stealing, pastoral and agricultural peoples, Bashkiria, Bashkirs, Russians, Cossacks, Gypsies, court cases, customary law
Кража скота, включая лошадей - одно из древнейших преступлений против собственности, о чем повествуют сюжеты «Ригведы» и «Махабхарата». Однако это явление не является достоянием лишь прошлого. Современная пресса шокирует читателей громкими и пугающими заявлениями об «эпидемии»
конокрадства в наши дни, в разных регионах России, в том числе Башкортостане [1-3], о больших финансовых потерях для отдельных хозяев и конезаводов. Информанты подтверждают: действительно, лошадей воруют, иногда целыми табунами, причем не цыгане, а русские, украинцы, башкиры, казахи и другие.
Цель статьи - на примере Башкирии понять причины распространения конокрадства в прошлом и настоящем, выявить разнообразие общественных мнений относительно этого явления и способы борьбы в традиционном земледельческом и скотоводческом обществе. Для исследования привлечены документы Национального архива Республики Башкортостан (судебные дела прошлых столетий, постановления партии), местная пресса, полевые материалы автора, башкирский фольклор, опубликованные историко-этнографические работы.
Анализ российского законодательства [4] и опубликованных исследований [5-7] позволяет понять масштабы распространения этого явления в земледельческих районах России в прошлом и суровость наказания по обычному праву. Это и понятно: отсутствие рабочего скота обрекало семью крестьянина на голодное существование [5, с. 153]. Конокрадство было распространено во Владимирской, Костромской, Пензенской, Тамбовской, Тульской, Ставропольской и других губерниях, а также в Закавказье [8]. Чтобы предотвратить покупку краденого, на Руси с XV до конца XIX в. при продаже делали записи с указанием особенностей животного [6]. С середины XIX в. борьбу с конокрадством стали вести не только городские и земские полиции, но и специально учреждаемые комиссары [4]. Даже в случае поимки преступника, что было не частым, волостной суд для конокрадов предусматривал в качестве максимального наказания 20 ударов розгами. Поэтому крестьяне, не веря в справедливость действий властей, устраивали самосуды в назидание потенциальным конокрадам. В Курской, Саратовской, Вятской, Казанской и других губерниях преступников наказывали вбиванием деревянных шпилек за ногти и гвоздей в голову. Либо сажали на кол, вешали, привязывали в лесу на съедение комарам, разрывали на части с помощью лошадей и пр. [6, с. 197-199].
У скотоводческих народов, в том числе у башкир, отношение к конокрадам было иным. В условиях, когда количество лошадей измерялось сотнями и даже тысячами голов [9; 8, с. 95], потерять одну особь означало получить не столько экономический, сколько моральный ущерб. В культуре тюркских народов конь - друг, советчик, помощник и объект гордости, а не только средство передвижения, источник пищи, кобыльего молока, кожи, конского волоса и пр. В традиционном мировоззрении тюрков конь - посланник божества Солнца, посредник между мирами, помогающий преодолеть этот переход после смерти [10]. Из сообщений информантов, у башкир обычай кражи лошадей связан с демонстрацией способностей - понимать, чувствовать и воздействовать (в том числе гипнотически) на них. Это была своего рода забава, состязание.
Французский путешественник и этнограф Поль Лаббе (1867-1943), посетивший Башкирию в 1898 г., писал, что якобы местные русские от башкир переняли страсть к конокрадству, и теперь они тоже, воруя лошадей, не испытывают угрызений совести. Случалось, что в течение года одно и то же животное попеременно оказывалось то в башкирском, то в русском табуне [11, р. 104]. Однако очевидно, что конокрадство среди русских на территории Башкирии развивалось и без влияния башкир. Оно имело место в разных губерниях России, что показано выше, и откуда русские являлись выходцами. Зафиксировано, что в конце XIX - начале XX в. конокрадство имело место у православных русских крестьян [12, с. 50-51], казаков [13, с. 154], староверов-кержаков [14, с. 154] Уфимской губернии.
Кража лошадей осуществлялась башкирами, а также казахами, киргизами и другими кочевыми народами при исполнении обычая баранта / барымта. По фольклорным материалам, воины, отомстив врагу за обиду или компенсировав причиненный ущерб [15,
с. 85-89], восхвалялись. Народ воспевал их ловкость, смелость и социальную зрелость. (Аналогично у цыган: увести коня - значит доказать, что дорос, чтобы умыкнуть невесту и жениться.)
В конце XVIII - начале XIX в. в Башкирии коренным образом изменилась социально-экономическая ситуация. Башкирские земли были переданы под горные заводы, селения и хозяйства многочисленных переселенцев - русских, украинцев, белорусов, марийцев, чувашей и др. Царское правительство осуществляло политику перевода кочевого народа к оседлости и земледелию. В результате башкиры утратили многие пастбища, вынужденно сузили традиционные маршруты кочевок. Изменение условий содержания скота и недостаток корма привели к их массовым болезням и падежу [16, с. 142; 7, с. 875]. «Конная перепись» в Уфимской губернии 1882 г. зафиксировала 748640 лошадей. На 1 человека приходилось всего лишь 2,4 лошади [7, с. 400, 407]. В таких условиях конокрадство у башкир становилось таким же злом, как и у иных крестьян-земледе-льцев, и сурово наказывалось.
Уменьшению распространения конокрадства в Башкирии отчасти способствовала кантонная система (1798-1865), превратившая местное население в военное сословие. Однако случаи конокрадства были [17, д. 7521, 7588, 7834, 7853]. Более того, случалось, что кражей лошадей занимались даже священнослужители. Именно так описывают некоторые документы Оренбургского (позднее Уфимского) духовного магометанского закона собрания, в свое время занимавшегося судопроизводством. Например, в 1853 г. было заведено дело по случаю кражи лошади в Стерлитамакском уезде Оренбургской губернии имамом К. Сыртлановым и башкиром И. Тавлыкаевым у крестьян Самсонова и Сусляева. По решению суда имама лишили духовного звания и права быть учителем, а И. Тавлыкаев был наказан 200 ударами роз-
гами. Кроме того, оба сидели под надзором, пока не поступило прошение об освобождении [17, оп. 3, д. 3726]. В д. Тайкашево Бирс-кого уезда Уфимской губернии мулла X. Ильясов украл лошадь у другого муллы -Г. Султанбекова [17, д. 499]. Нередко после телесных наказаний конокрады из башкир погибали, о чем свидетельствует «Дело о нанесении побоев со смертельным исходом крестьянину Файзуллину из д. Чукадыбаше-вой Белебеевского уезда Оренбургской губернии, совершившего кражу коня» [17, д. 7490]. Описаны примеры того, как башкиры Белебеевского уезда украли лошадь у татар Челябинского уезда [17, д. 4710].
Отмена кантонной системы привела к увеличению случаев конокрадства. Об этом практически из номера в номер писали «Оренбургские губернские ведомости» и «Уфимские губернские ведомости», замечая, что это «бич» прежде всего для пришлого населения, так как местные жители более-менее готовы оказать сопротивление [18, 26 июля]. По исследованию руководителя статистического отдела губернской земской управы М.П. Красильникова, в Уфимской губернии для части населения скотокрадство стало очень выгодной формой промысла вследствие большого спроса, малых затрат, наличия скота «под рукой». М.П. Красильников выявил, что в Уфимской губернии, как и в других регионах России, конокрады действуют преступные группировки со строгим распределением ролей, отработанными связями, маршрутами, приемами конспирации. Конокрадство охватило всю губернию, особо выделялись степные и лесостепные районы с малой плотностью населения, а значит, большей возможностью на время спрятать украденное, а затем быстро сбыть товар. В 1904 г. из 4107 селений губернии имели дело с конокрадством 1145, или 28% крестьянских дворов, больше всего в Стерлитамакс-ком уезде (1/4 часть добычи). Меньше случаев (не более 1/10 части) регистрировалось в
Златоустовском и особенно в Мензелинском уездах. Активизировалось скотокрадство в летний и осенний периоды, в ночное время, когда скот остается без присмотра. Можно было украсть скот даже из охраняемого пастухом стада (в Мензелинском уезде), особенно если конокрады вступали в союзы с пастухами [18].
По судебным материалам, скотокрадство чаще осуществлялась одиночками [17]. Но, вероятно, как и в наши дни, чаще «за руку» ловили рядовых преступников, а не организаторов, и промысел продолжал развиваться. Украденный скот на время хранился в укромном месте либо сразу закалывался и продавался знакомому перекупщику или мяснику. Иногда конокрад разыгрывал роль благодетеля, который будто бы пытался найти украденное и потом удивительным образом его находил за вознаграждение [18].
В советской время факты конокрадства обсуждали партийные организации, например, Бирского кантона Башкирии, где отличались Бураевская, Кизганбашевская, Чура-евская и Калмыковская волости [19]. В конокрадстве уличались даже члены партии, за что исключались из рядов РКП(б) [20]. Центральная газета республики «Власть труда» сообщала о большом размахе конокрадства в Башкирии, действии преступных вооруженных групп (описана банда из 26 чел.) и предпринимаемых властями мерах (10 лет заключения; расстрел главаря) [20]. Та же газета сообщила о случае самосуда в Мерхит-линской волости Стерлитамакского кантона: мулла Усманов трех башкир, подозреваемых в краже лошадей, подверг пытке, а затем, угрожая винтовкой, заставил зарыть живыми [20].
После образования колхозов и совхозов, раскулачивания, обнищания масс проблема конокрадства была решена естественным способом, у людей в частных подворьях лошадей практически не осталось. Но в постсоветское время, с изменением социально-
экономических отношений, развитием скотоводческих фермерских хозяйств, конокрадство возродилось, о чем регулярно рассказывает башкирская пресса. В 2016 г. из д. Аб-дулнасырово Хайбуллинского района украли 60 лошадей, из селений Абзелиловского района - 40, из Баймакского - 20, из Кугар-чинского и Зианчуринского по 15 лошадей, стоимостью каждая - 60 - 90 тыс. руб. Украденное отчасти (20 голов) обнаружено в Оренбургской области [1]. По мнению информантов, причина в том, что конокрады на новом месте косяк лошадей распределяют по домам, часть сразу режут и продают. Нередко скот из Башкирии перегоняется на территорию Казахстана, он прячется по пути следования в оврагах и лесах. В 2013 г. в Давлека-новском районе Башкортостана было зафиксировано несколько случаев. После пропажи десятка лошадей, пасущихся на воле, хозяева стали на ночь привязывать скот в сарае, но на утро вместо лошади иногда видели лишь перерезанные веревки. Поиски оказались безрезультатными; подозревается сговор конокрадов с представителями правоохранительных органов. С целью избежать потери, фермеры своих лошадей стали оснащать GPS, чтобы при необходимости найти хотя бы похитителя. Под кожу вводятся чипы (отличающиеся дальностью действия и соответственно ценой.)
В России районами распространенного конокрадства ныне считаются Башкортостан, Тува, Челябинская, Оренбургская и Иркутская области [21]. Промысел широко развивается в Крыму, Казахстане и на Украине, где организован «семейный бизнес» [2-3]. Несмотря на наличие современных систем безопасности, крадут даже из знаменитых конюшен Подмосковья, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Тамбовской области (с. Новотомниково) [21]. В Чувашии коней увели прямо из конюшен, запряженными в сани, а обнаружили в Нижегородской области [21]. Умельцы крадут лошадей даже у
монгольских пограничников [2]. Объявления о краже лошадей нередко встречаются на конных форумах России [21]. Иногда краденых коней находят в цыганских таборах. Но чаще даже чистокровных лошадей отправляют на мясо: новый владелец не может ее представлять на соревнованиях по причине отсутствия паспорта животного с его родословной.
Современные воры используют традиционные приспособления. Например, во избежание шума на копыта надевают своего рода обувь, плетенную из бересты [21], которые, по полевым материалам, использовали башкиры-конокрады еще в 1920-е гг. Начальное назначение такой обуви - облегчить работу лошади в условиях жесткого снега ранней весной. Используются и варварские методы: плоскогубцами зажимается язык животного и пр. [22]. По мнению журнала «Конный мир», портрет среднестатистического современного конокрада выглядит следующим образом: бывшие подростки с опытом работы на конюшнях, знающие законы, имеющие связи [22].
В наши дни для борьбы с конокрадами во многих российских регионах при УВД действуют специальные отделы. К конокрадам принимаются жесткие меры, включая реальные сроки заключения [23]. Однако многие обращения граждан безрезультатные во многом потому, что полиция обременена более важными делами. Поэтому в некоторых отдаленных от центра регионах местные жители возобновили практику самосуда. Например, в горах близ п. Алыгджер Иркутской области местные жители «случайно» застрелили пять конокрадов. На горном пастбище у д. Арбаты в Хакасии убили конокрада из Тувы [24].
Таким образом, конокрадство имеет многовековую историю, широкую геогра-
фию распространения и разную социальную оценку. Для крестьянина-земледельца это зло, обрекающее его семью на голодное существование. Для кочевника - способ наживы или компенсации материального и морального вреда со стороны других скотоводов, месть врагу, а также своего рода забава и показатель социальной зрелости (обряд инициации). Современные преступники крадут скот с дальнейшей реализацией конского мяса («конокрады-мясники»), реже - для получения выкупа (через размещение на интернет-сайтах). Распространение конокрадства в последние годы в Башкирии объясняется удобными природными ландшафтами (лесостепь) и социально-экономическими условиями (популярность «халяльного» продукта, стихийные рынки, высокие цены на мясо), падением морали и безработицей. Конокрады по-прежнему объединяются в группировки с широкими отлаженными межрегиональными и межгосударственными связями, четким распределением обязанностей, использованием современных технологий (дроны). Конокрады научились не оставлять «следы»: утилизировать шкуру и кости, разделывать тушу вдали от посторонних глаз. Кража осуществляется не только в летне-осенний период, но и в зимний, когда лошади находятся на тебеневке, что характерно не только башкирам, но и под их влиянием - русским Башкортостана. Борьба с конокрадами ведется государственными органами. В некоторых отдаленных от центра регионах страны возобновилась традиция обычного права устраивать самосуд. Исторический опыт и современная практика свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовых механизмов, принятия дополнительных комплексных профилактических мер по изживанию подобных негативных социальных явлений.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. В районах Башкирии массово похищают лошадей. URL: http://proufu.ru/news/society/v_ rayonakh_bashkirii_massovo_pokhishchayut_ loshadey/ (дата обращения: 12.12.2016).
2. Конокрадство. Чудеса нашей планеты. URL: http://mirchudes.net/facts/935-konokradstvo. html (дата обращения: 11.12.2016); Конокрадство в России снова стало прибыльным бизнесом. URL: http://horse.ru/oloshadi/structure. php?cur=6355 (дата обращения: 11.12.2016).
3. Анашина М. Конокрады в XXI веке. Блог «Дорогами Срединного Пути». URL: http:// anashina.com/konokrady-v-xxi-veke (дата обращения: 12.12.2016); Новости Украины. URL: http://news.meta.ua/metka (дата обращения:
01.12.2016).
4. Полноесобрание законов Российской империи Т. 23 (1848): Часть 1: Законы (21844-22685). № 21905. URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ search.php (дата обращения: 12.12.2016).
5. Безгин В.Б. Крестьянский самосуд и семейная расправа (насилие в жизни русской деревни конца XIX - начала ХХ в.) // Вопросы истории. 2005. № 3. С. 152-157.
6. Федоров С.Г. Конокрадство и самосуд в системе обычного права провинциальной России во второй половине XIX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2014. № 3 (41): в 2-х ч. Часть II. C. 197-199.
7. Справочная книжка Уфимской губернии. Сведения числовые и описательные относятся к 1882-1883 гг. и только весьма немногие - к прежним годам. Составил по поручению Уфимского Губернского Статистического комитета Н.А. Гурвич, Член-Секретарь Уфимского и Действительный Член других Статистических Комитетов, Член Императорского Русского Географического и других ученых обществ. Уфа: печатня Н.К. Блохина, 1852. 875 с.
8. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть II. Книга 1. СПб.: Императорская Академия наук, 1786. 476 с.
9. Георги И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 2. О народах татарского племени и других нерешенного еще происхождения северных сибирских. 2-е изд. СПб.: Императорская Академия наук, 1779. 178 с.
10. Традиционное мировоззрение древних тюрков Южной Сибири. Пространство и время /
Э.Л. Львова, И.В. Октябрьская, А.М. Сагалаев,
М.С. Усманова. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 225 с.
11. Labbi^ P. Sur les grandes routes de Russie, entre l'Oural et la Volga. Paris: Octave Doin, 1905. 275 p.
12. Галиева Ф.Г. Этнографические исследования русского населения Башкортостана. Уфа: Гилем, 2012. 168 с.
13. Стариков Ф. Историко-статистический очерк Оренбургского казачьего войска с приложением статьи о домашнем быте оренбургских казаков, рисунков со знамен и карты. Составил Войсковой Старшина Ф. Стариков. Оренбург: Типо-литография Б. Брекслина, 1891. 352 с.
14. Круковский М.А. Южный Урал. Путевые очерки (с 140 фотографиями автора). М.: Изд. К. И. Тихомирова, 1909. 318 с.
15. Например: Башкирские предания и легенды / сост., вступ. ст,, коммент. Ф.А. Надршиной. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. С. 85-89.
16. Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. Уфа: Тип. Оренбург. губернского правления, 1859. 472 с.
17. Уфимское духовное магометанское закона собрание и Оренбургское духовное магометанское закона собрание. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. И-295. Оп. 3. Д. 3726.
18. Красильников М. Скотокрадство в Уфимской губернии // Уфимские губернские ведомости. 1905. 26 июля; 28 июля; 29 июля; 30 июля; 2 авг., 3 авг.; 5 авг.; 13 авг.; 18 авг.; 19 авг.; 20 авг.; 23 авг.
19. Национальный архив Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 3. Д. 27.
20. Власть труда. 1922. 14 июля; 1924. 18 авг., 13 дек., 29 дек.
21. HORSE.RU. URL: http://horse.ru/oloshadi/
structure.php?cur=635526 (дата обращения:
12.12.2016).
22. Певень Л. Осторожно: конокрадство! // Журнал «Конный мир». URL: http://horseworld. ru/modules/AMS/article.php?storyid=178 (дата обращения: 09.09.2016).
23. Восемь конокрадов отправились за решетку в Оренбургской области. URL: http://www.vesti. ru/doc.html?id=2670770 (дата обращения:
09.09.2016).
24. Григорьянц Т. Конокрадство набирает обороты: кто и зачем ворует лошадей. URL: http:// radiovesti.ru/article/show/article_id/176252 (дата обращения: 09.09.2016); Конокрадство в России принимает масштабы эпидемии. Обзор американских газет от 8 сентября. URL: http: //www.livejournal.com/media/712050. html. (дата обращения: 09.08.2016).
R E F E R E N C E S
1. V rayonakh Bashkirii massovo pokhishchayut lo-shadey [Mass horse stealing takes place in the districts of Bashkiria]. Available at: http://prou-fu.ru/news/society/v_rayonakh_bashkirii_ massovo_pokhishchayut_loshadey (accessed December 12, 2016). (In Russian).
2. Konokradstvo. Chudesa nashey planety [Horse stealing. Wonders of the world]. Available at: http://mirchudes.net/facts/935-konokradstvo. html (accessed December 11, 2016); Konokradstvo v Rossii snova stalo pribylnym biznesom [Horse stealing in Russia has become a profitable business again]. Available at: http://horse. ru/oloshadi/structure.php?cur=6355 (accessed December11, 2016). (In Russian).
3. Anashina M. Konokrady v XXI veke. Blog «Doro-gami Sredinnogo Puti» [Horse thieves in the 21st century. Blog «Walking in the Middle Paths»]. Available at: http://anashina.com/konokrady-v-xxi-veke (accessed December 12, 2016); Novosti Ukrainy [News of Ukraine]. Available at: http:// news.meta.ua/metka (accessed Deсember 1, 2016). (In Russian).
4. Polnoe sobranie zakonov Rossiiskoy imperii [Complete Collection of Laws of the Russian Empire]. Vol. 23 (1848), Part 1: Laws (21844 22685). Available at: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/ search.php (accessed December 12, 2016). (In Russian).
5. Bezgin V.B. Krestyanskiy samosud i semeynaya rasprava (nasilie v zhizni russkoy derevni kontsa XIX - nachala XX v.) [Peasant vigilance and family violence (violence in the life of the Russian village in the late 19th - early 20th centuries)]. Voprosy istorii - Issues of History, 2005, no. 3, pp. 152-157. (In Russian).
6. Fedorov S.G. Konokradstvo i samosud v sisteme obychnogo prava provintsialnoy Rossii vo vtoroy polovine XIX veka [Horse stealing and vigilante justice in the common law system of provincial Russia in the second half of the 19th century]. Tambov, Gramota, 2014, no. 3 (41), pt. 2, pp. 197-199. (In Russian).
7. Spravochnaya knizhka Ufimskoy gubernii. Sve-deniya chislovye i opisatelnye otnosyatsya k 1882, 1883 gg. i tolko vesma nemnogie - k prezhnim godam. Sostavil po porucheniyu Ufimskogo Gu-bernskogo Statisticheskogo komiteta N.A. Gur-vich, Chlen-Sekretar Ufimskogo i Deystvitelnyy Chlen drugikh Statisticheskikh Komitetov, Chlen Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo i drugikh uchenykh obshchestv [Reference book of the Ufa Province. Numerical and descriptive information related to 1882 and 1883. and only a very few of them to previous years. Compiled on
behalf of the Ufa Provincial Statistical Committee by N.A. Gurvich, Member Secretary of the Ufa Statistical Committee and Full member of other statistical committees, Member of the Imperial Russian Geographical Society and other scientific societies]. Ufa, 1852. 875 p. (In Russian).
8. Pallas P.S. Puteshestvie po raznym provintsiyam Rossiyskoy imperii [Journey in various provinces of the Russian Empire]. St. Petersburg, Impera-torskaya akademiya nauk, 1786, pt. 2, book 1. 476 p. (In Russian).
9. Georgi I.G. Opisanie vsekh v Rossiyskom gosu-darstve obitayshchikh narodov, takzhe ikh zhit-eyskikh obryadov, ver, obyknoveniy, zhilishch, odezhd i prochikh dostopamyatnostey [Description of the peoples living in the Russian state, their daily rituals, beliefs, habits, homes, clothing and other remarkable things]. Part 2: O narodakh tatarskogo plemeni i drugikh nereshennogo es-hche proiskhozhdeniya severnykh sibirskikh [All about the peoples of the Tatar tribe, and others of still undetermined origin of northern Siberia]. St. Petersburg, Imperatorskaya akademiya nauk, 1779. 246 p. (In Russian).
10. Lvov E.L., Octyabrsky I.V., Sagalayev A.M., Usmanov M.S. Traditsionnoe mirovozzrenie drevnikh tyurkov Yuzhnoy Sibiri. Prostranstvo i vremya [Traditional worldview of the ancient Turks of southern Siberia. Space and time]. Novosibirsk, Nauka, 1989. 225 p. (In Russian).
11. Labbй P. Sur les grandes routes de Russie, entre l'Oural et la Volga. Paris, Octave Doin, 1905. 275 p.
12. Galieva F.G. Etnograficheskie issledovaniya russkogo naseleniya Bashkortostana [Ethnographic studies of the Russian population of Bashkortostan]. Ufa, Gilem, 2012. 168 p. (In Russian).
13. Starikov F. Istoriko-statisticheskiy ocherk Oren-burgskogo kazachyego voyska s prilozheniem statyi o domashnem byte orenburgskikh kazakov, risunkov so znamen i karty. Sostavil Voysko-voy Starshina F. Starikov [Historical and statistical essay on the Orenburg Cossack troops supplemented with an article about home life of the Orenburg Cossacks, pictures of the banners and maps. Compiled by Troop Sergeant F. Starikov]. Orenburg, Tipo-litografiya B. Brekslina, 1891. 257 p. (In Russian).
14. Krukovsky M.A. Yuzhnyy Ural. Putevye ocherki (s 140 fotografyami avtora) [South Urals. Travel essays (with 140 author's photos)]. Moscow, Iz-datelstvo K.I. Tikhomirova, 1909. 317 p. (In Russian).
15. Bashkirskie predaniya i legendy [Bashkir oral stories and legends]. Compiling, introduction, comments by F.A. Nadrshina. Ufa, Bashkirskoe knizh-noe izdatelstvo, 1985, pp. 85-89. (In Russian).
16. Cheremshansky V.M. Opisanie Orenburgskoy gubernii v khozyaystvenno-statisticheskom, et-nograficheskom i promyshlennom otnosheni-yakh [Description of the Orenburg Province in economic, statistical, ethnographic and industrial relations]. Ufa, Tipografiya Orenburgskogo gebernskogo upravleniya, 1859. 472 p. (In Russian).
17. Ufimskoe dukhovnoe magometanskoe zakona sobranie i Orenburgskoe dukhovnoe mago-metanskoe zakona sobranie [Ufa Spiritual Mohammedan Law Assembly and Orenburg Spiritual Mohammedan Law Assembly]. National Archive of the Republic of Bashkortostan, Fond И-295, opis 3, delo 3726. (In Russian).
18. Krasilnikov M. Skotokradstvo v Ufimskoy gubernii [Cattle stealing in the Ufa Province]. Ufimskie gubernskie vedomosti - Ufa Provincial Gazette, 1905, July 26; July 28; July 29; July 30; August 2, August 3; August 5; August 13; August 18; August 19; August 20; August 23. (In Russian).
19. National Archive of the Republic of Bashkortostan. Fond 122, opis 3, delo 27. (In Russian).
20. Vnimanie prokurora [Prosecutor's attention]. Vlast truda - Labour Power, 1922, August 18; Spisok isklyuchennykh iz partii oblastnoy kontrol-noy komissiey po Tamyan-Katayskomu kantonu [The list of those excluded from the party by the regional control commission of the Tamyan-Ka-tay canton]. Vlast truda - Labour Power, 1924, December 13; Proletarskiy sud. Za konokradstvo
k rasstrelu [Proletarian court. For horse stealing to be shot]. Vlast truda - Labour Power, 1924, December 29; Kara konokradov (Der. Moskova Birskogo uezda) [Horse thieves punished (village of Moskova, Birsk County)]. Vlast truda - Labour Power, 1922 July 14 (In Russian).
21. HORSE.RU. Available at: http://horse.ru/olo-shadi/structure.php?cur=635526 (accessed December 12, 201б). (In Russian).
22. Peven L. Ostorozhno: konokradstvo! [Caution:
Horse stealing]. Konnyy mir -Equestrian World. Available at: http://horseworld.ru/modules/
AMS/article.php?storyid=178 (accessed September 9, 2016). (In Russian).
23. Vosem konokradov otpravilis za reshetku v Orenburgskoy oblasti [Eight horse thieves went to prison in the Orenburg region]. Available at: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2670770 (accessed September 9, 2016). (In Russian).
24. Grigoryants T. Konokradstvo nabiraet oboroty: kto i zachem voruet loshadey [Horse stealing gaining momentum: Who and why is stealing horses]. Available at: http://radiovesti.ru/arti-cle/show/article_id/176252 (accessed September 9, 2016). (In Russian); Konokradstvo v Ros-sii prinimaet masshtaby epidemii. Obzor ameri-kanskikh gazet ot 8 sentyabrya [Horse stealing in Russia takes epidemic proportions. Review of American newspapers on September 8]. Available at: http://www.livejournal.com/media/712050. html. (accessed July 9, 2016). (In Russian).