Научная статья на тему 'Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало хX вв. )'

Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало хX вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
594
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ / WOMEN'S COSTUME / ПЛАТЬЯ / DRESSES / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / JEWELRY / ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА / DECORATIVE ELEMENTS / HEADGEAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гайбуллаева Юлдуз Анваровна

Цель статьи заключается в анализе национальной узбекской одежды, которая отражает традиции, уходящие в корни народа, и его этническую историю, социальные отношения, верования, эстетические идеалы. Методы. Сравнительно-исторический метод позволил выявить тенденции формирования исторического процесса, проникнуть в сущность явлений. Результаты. Автором было установлено, что историческое развитие национальной женской одежды тесно связано с природными, экономическими, эстетическими и нравственными требованиями. Традиционная одежда определяла этническое происхождение женщины, ее социальное и семейное положение, возраст. Обязательной составляющей женского костюма были украшения из золота или серебра. Выводы. Установлено, что этнодизайн является средством эстетического развития личности и необходим для накопления традиционного культурного опыта. Современный дизайн является продуктом нового этапа в развитии цивилизации, причин и следствий развития промышленности и коммерции в совокупности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS AND CEREMONIES CONNECTED WITH THE NATIONAL UZBEK COSTUME (the end of the 19th c. - the beginning of the 20th one)

The aim of the article is representing thenational Uzbek costume, that reflects the traditions rooting back to the ethnic history of the people and their ethnic history, social relations, beliefs, esthetic ideals. Methods. The comparative historical method makes it possible to reveal the tendencies in forming the historical process, to penetrate into the essence of phenomena. Results. The author found that the historical development of the national women's costume was closely connected with the natural, economic, aesthetic and moral requirements. Traditional costume determined the woman’s ethnic origin, her social and marital status, age. Conclusion. The author established that ethnodesign is a means of the personal aesthetic development. It is necessary for the accumulation of traditional cultural experience. The modern design is a product of a new stage in the civilizational development, the causes and consequences of the development of the industry and commerce in General.

Текст научной работы на тему «Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало хX вв. )»

Общественные и гуманитарные науки

Social and Humanitarian Sciences •••

1

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 391.4

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-5-8

Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец XIX - начало XX вв.)

© 2018 Гайбуллаева Ю. А.

Национальный университет Республики Узбекистан им. М. Улугбека, Ташкент, Узбекистан, e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель статьи заключается в анализе национальной узбекской одежды, которая отражает традиции, уходящие в корни народа, и его этническую историю, социальные отношения, верования, эстетические идеалы. Методы. Сравнительно-исторический метод позволил выявить тенденции формирования исторического процесса, проникнуть в сущность явлений. Результаты. Автором было установлено, что историческое развитие национальной женской одежды тесно связано с природными, экономическими, эстетическими и нравственными требованиями. Традиционная одежда определяла этническое происхождение женщины, ее социальное и семейное положение, возраст. Обязательной составляющей женского костюма были украшения из золота или серебра. Выводы. Установлено, что этнодизайн является средством эстетического развития личности и необходим для накопления традиционного культурного опыта. Современный дизайн является продуктом нового этапа в развитии цивилизации, причин и следствий развития промышленности и коммерции в совокупности.

Ключевые слова: женский костюм, платья, головные уборы, ювелирные украшения, элементы декора.

Формат цитирования: Гайбуллаева Ю. А. Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец XIX - начало XX вв.) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. № 1. С. 5-8. DOI: 10.31161/1995-06672018-12-1-5-8.

The Customs and Ceremonies Connected with the National Uzbek Costume (the end of the 19th c. - the beginning of the 20th one)

© 2018 Yulduz A. Gaybullaeva

M. Ulugbek National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan; e-mail: [email protected].

ABSTRACT. The aim of the article is representing thenational Uzbek costume, that reflects the traditions rooting back to the ethnic history of the people and their ethnic history, social relations, beliefs, esthetic ideals. Methods. The comparative historical method makes it possible to reveal the tendencies in forming the historical process, to penetrate into the essence of phenomena. Results. The author found that the historical development of the national women's costume was closely connected with the natural, economic,

aesthetic and moral requirements. Traditional costume determined the woman's ethnic origin, her social and marital status, age. Conclusion. The author established that ethnodesign is a means of the personal aesthetic development. It is necessary for the accumulation of traditional cultural experience. The modern design is a product of a new stage in the civilizational development, the causes and consequences of the development of the industry and commerce in General.

Keywords: women's costume, dresses, headgear, jewelry, decorative elements.

For citation: Yu. A. Gaybullaeva. The Customs and Ceremonies Connected with the National Uzbek Costume (the end of the 19th c. - the beginning of the 20th one). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 1. Pp. 5-8. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-1-58. (In Russian)

Введение

Каждый народ на протяжении столетий выработал правила и законы сосуществования, которые определяли его культурный ареал, его идентификацию среди других сообществ мира [1]. Этнодизайн - это один из инструментов формирования «общества с определенными характеристиками», которые будут уникальными по своей сути, что даст возможность этому обществу, а также его продуктам производства, быть узнанными международным обществом [6]. Прообраз современного этнодизайна вышел из архаичных форм народного искусства и творчества. Зачастую этническая составляющая действительно дизайнерских произведений сводится только к нескольким составляющим, подобранным настолько тщательно, что цивилизация и «варварство», будущее и прошлое сливаются в единое эстетическое целое [7].

Методы исследования

Обзор литературных источников позволил сконцентрироваться на определении подлинности исторических событий, нашедших отражение в текстах. Установлено, что несмотря на все «победы», в XXI век человечество вошло с осознанием потери чего-то настоящего, необыкновенного. Глобализация конца XX - начала XXI вв. определяет дух взаимодействия и взаимозависимости народов и культур. В то же время, проявляет дух внутренней самостоятельности, основанной на осознании самодостаточности [4, с. 18-26].

Историчность противостоит мифическому отображению событий и является документированной историей. Ключевая цель применения исторического метода состоит в том, чтобы найти реальные факты, доказать их подлинность, историчность или отсутствие историчности. Исторический метод базируется на определенных правилах и установках, используемых для интерпретации первоисточников.

Результаты и дискуссия

Традиции народного искусства выстроены эволюцией, историей, культурой, образом жизни людей многих поколений [2, с. 5461]. В дизайне, выполненном в этностиле, нет места искусственным материалам. Для одежды, например, это льняные, хлопковые, шерстяные ткани, возможно, с этническим декором; кожа, мех, дерево, рог, глина и тому подобное - в аксессуарах.

Узбекский женский костюм разделялся на повседневный и ритуальный (праздничный, свадебный, траурный). Формирование узбекского женского ритуального костюма происходило путем объединения его основных элементов: платья, халата, головного убора и т. д. на новой символической основе, связанной с духовной культурой определенной локальной группы узбеков. Многие элементы и детали узбекской одежды конца XIX - начала ХХ вв. наделялись сверхъестественной силой, способной выполнять охранительную или закли-нательную магическую функцию. Это могли быть вырез горловины, ворот, ластовица, пояс, края пол, рукавов и т. д. Так, считали, что неподшитый подол женской накидки -желак - кочевников Кашкадарьинской степи способствовал рождению многих детей. Магическое значение имело и декоративное убранство одежды: расцветка ткани, орнаментальные мотивы в вышивке, золотое шитье, аппликации, ювелирные нашивки, пуговицы. Мотив «древа жизни» в вышивке часто употреблялся в свадебных нарядах как символ плодоносного начала [4, с. 32].

Элементы декора - цвет, линия, символика - наиболее ярко выражались в обрядовой одежде. В костюме невесты и молодых женщин употреблялся красный цвет, который олицетворял собой животворные силы матери-земли, возрождения жизни. Древний праздник «Красного цветка» («Кизил гул») предусматривал специальный наряд, украшенный цветами. Надевая красное платье,

невеста как бы получала способность приумножить человеческий род. Наряды красного и синего цвета одевали в дни праздников, свадебных торжеств или похорон. Невеста во время свадебного обряда надевала нижнюю белую рубаху или платье, как бы символизируя рождение новой жизни. В Бухаре и Хиве женщины во время похорон надевали одежду белого цвета. В Ташкенте и Ферганской долине, если в семье умирал близкий человек, женщины в течение трех дней шили платье из материи синего или зеленого цвета. На четвертый день («кук кийди») проводили обряд надевания платья. Через год обрядовое платье снимали и проводили обряд надевания белого платья - «ок кийди» [2, с. 18].

Традиционную одежду женщина надевала и в день повязывания саллабандон или салла-пушон. Обычно это происходило после рождения ребенка и в день суннаттоя (обрезание) [5, с. 628-631]. Со временем паранжи выходит из повседневного употребления и играет ритуальную роль на свадьбах и похоронах. В начале ХХ века существовал обычай: в день свадьбы невесту отводили в дом жениха в паранжи. Через несколько дней родители невесты устраивали чалляр - приглашали дочь с родней мужа к себе домой, туда она тоже шла в паранжи. После паранжи прятали в сундук, где она могла находиться до самой смерти обладательницы. По па-ранжи можно было определить возраст умершей. Если умирала девочка старше 9 лет, набрасывали красную девичью па-ранжи, если молодая женщина - ее лучшую нарядную, если женщина средних лет или пожилая, то скромную серую паранжи.

Большое значение придавалось свадебному наряду. В приданое входило 15-20 нарядных платьев из дорогих материй. Характерны в данном отношении два свадебных платья, приобретенные в Гиждуване у Р. Сафаровой этнографами Музея истории Аб-дуллаевым Т. А. и Исматовым И. [6].

Платье для невесты шили из белой бязи, оно было прямого, обычно туникообразного покроя, длинное, до щиколоток, с прямыми, длинными и широкими рукавами, закрывавшими руки, стоячим воротником, отделанным кантом. Платье, вышитое тамбурным швом, называлось кашта куйлак. Белые вышитые свадебные платья сохраняются вплоть до настоящего времени.

На голову обязательно накидывали платок, иногда вышитый. Он сшит из двух кусков белой хлопчатобумажной материи, 100х105 см. Две стороны платка вышиты прямыми и зубчатыми полосками зеленого и черного цвета, между ними - шестигранные розовые звездочки и орнамент тарок (гребень), в углу - букетик цветов и четыре шестигранные звездочки розового и зеленого цветов. Поверх платья надевали халат - мур-сак, камзол, нимчу. Свадебные штаны обычно шили в основном из хонатласа. На ноги надевали новые ичиги и туфли.

Особой силой наделялись туморы - амулеты и талисманы в виде молитв. В Средней Азии амулеты носили только женщины и дети. В Бухаре были популярны цилиндрические амулетницы, которые в этнографической литературе именуются бозбанд. Источником для изучения цилиндрических амулетов-футляров на территории Узбекистана служат памятники археологии, средневековые рукописи и миниатюра. Распространенными нагрудными украшениями были туморы в виде футляров трехгранной, прямоугольной и квадратной формы

[3].

Существенным дополнением к национальной женской одежде служили ювелирные украшения. В украшениях, как и в национальной одежде, отразились обычаи, обряды, традиции населения. Украшения делали в основном из серебра, применялась позолота, широко использовали драгоценные и полудрагоценные камни, которые издавна наделялись целебными и магическими свойствами. Украшения можно условно подразделить на несколько групп: головные (головные уборы, височные, налобные, затылочные); серьги - ушные и носовые; шейные и нагрудные; кольца и браслеты. Ювелирные украшения гармонично сочетались с одеждой, ее формой, линиями, цветом [8, с. 123139; 9, с. 95-97].

Заключение

Каждый этнос (народ) как вид устойчивой социальной группировки людей, исторически возникшей в определенных территориальных границах, обладает индивидуальными особенностями, присущими только ему. Этические принципы - все то, что имеет постоянную ценность для народной культуры и, в то же время, является источником познания и стимулом к индивидуальному и общественному развитию следующих поколений.

Этнодизайн, по мнению автора, выступает средством эстетического развития личности и, одновременно, гражданского и патриотического воспитания. Следует заметить, что каждая нация имеет психологические и культурные особенности, которые должны учи-

Литература

1. Ибрагимов Л. М. Этносимвол как важный фактор духовной консолидации народа // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 46-49.

2. Карабаев У. Этнокультура. Ташкент: Шарк, 2005.

3. Музей прикладного искусства РУз. Колл. ХХ. Инв. № 154, 204, 241, 301, 357.

4. Ундерова Л. В. Узбекская народная одежда конца Х!Х-ХХ вв. Ташкент: Фан, 1994.

5. Хакимова Г. А. Обрядная одежда узбекских женщин // Молодой ученый. 2017. №3. С. 628631.

тываться в общественных проектах различного плана, в том числе и образовательных. Кризисное состояние, в котором находится сегодня не только наше общество, делает особенно значимым решение проблем преемственности и передачи накопленного традиционного культурного опыта.

6. ЭФ Государственный Музей Истории Узбекистана АН РУз. Инв. № Э 4678/2,3. Колл. 22270, 271.

7. Fensham R. Undressing and Dressing Up: Natural Movement's Life in Costume. Dancing Naturally: Nature, Neo-Classicism and Modernity in Early Twentieth-Century Dance. London: Palgrave Macmillan UK, 2011.

8. Maxwell A. Folk Costumes as National Uniforms Patriots Against Fashion: Clothing and Nationalism in Europe's Age of Revolutions. London: Palgrave Macmillan UK, 2014.

9. Venkatasamy N., Vadicherla T. Ethnic Styles and Their Local Strengths. Ethnic Fashion. Singapore: Springer Singapore, 2016.

References

1. Ibragimov L. М. Jetnosimvol kak vazhnyj faktor duhovnoj konsolidacii naroda [The ethnosymbol as an important factor of the people spiritual consolidation]. Dagestan State Pedagogical University. Journal. 2014. No 1. Pp. 46-49. (In Russian)

2. Karabaev U. Jetnokul'tura [Ethnoculture]. Tashkent, Shark publ., 2005. (In Russian).

3. Muzej prikladnogo iskusstva RUz [Museum of Applied Arts of the Republic of Uzbekistan]. Coll XX. Inv. No. 154, 204, 241, 301, 357.

4. Underova L. V. Uzbekskaja narodnaja odezhda koncaXIX-XX vv. [Uzbek folk clothes of the late 19-20th cc.]. Tashkent, 1994. (In Russian)

5. Khakimova G. A. Obrjadnaja odezhda uzbekskih zhenschin [Rite clothing of Uzbek women]. Molodoj uchenyj. 2017. No. 3. Pp. 628-631. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Гайбуллаева Юлдуз Анваровна, аспирант кафедры истории Узбекистана, факультет истории Узбекистана, Национальный университет Республики Узбекистан им. М. Улугбека, Ташкент, Узбекистан; e-mail: [email protected]

6. JeF Gosudarstvennyj Muzej Istorii Uzbeki-stana AN RUz [EF State Museum of History of Uzbekistan, Academy of Sciences of Uzbekistan], Inv. No. E 4678 / 2.3. Coll. 22-270. 271.

7. Fensham R. Undressing and Dressing Up: Natural Movement's Life in Costume. Dancing Naturally: Nature, Neo-Classicism and Modernity in Early Twentieth-Century Dance. London. 2011.

8. Maxwell A. Folk Costumes as National Uniforms Patriots Against Fashion: Clothing and Nationalism in Europe's Age of Revolutions, London: Palgrave Macmillan UK, 2014.

9. Venkatasamy N., Vadicherla T. Ethnic Styles and Their Local Strengths. Ethnic Fashion. Singapore: Springer Singapore, 2016.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Affiliation

Yulduz A. Gaybullaeva, postgraduate, the chair of History if Uzbekistan, the faculty of History of Uzbekistan, M. Ulugbek National University of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan; e-mail: [email protected]

Принята в печать 25.01.2018 г.

Received 25.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.