Научная статья на тему 'Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало хX В. )'

Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало хX В. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
633
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ / WOMEN'S COSTUME / ПЛАТЬЯ / DRESSES / ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ / ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ / ЭЛЕМЕНТЫ ДЕКОРА / ELEMENTS OF DECOR / HEADGEAR / JEWELRY DECORATIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гайбуллаева Юлдуз Анваровна

Введение. История национальной узбекской одежды берет начало из древних времен и для каждого региона имеет свои особенности. Одежда кроме эстетических функций отвечает климатическим условиям и родоплеменным традициям. Поэтому тема представленной работы является актуальной. Цель статьи заключается в анализе национальной узбекской одежды, которая отражает традиции, что уходят в корни и этническую историю народа, социальные отношения, верования, эстетические идеалы. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ повседневной, ритуальной одежды, позволяющий выявить особенности обычаев и обрядов, связанных с национальной одеждой. Материалы и методы. Для детального изучения информации автором были использованы различные методы. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции формирования исторического процесса, проникать в сущность явлений. Он предполагает типологизацию исторических явлений, которая определяет их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Результаты исследования и обсуждение. Автором было установлено, что историческое развитие национальной женской одежды тесно связано с природными, экономическими условиями эпохи, эстетическими и нравственными требованиями, общим художественным стилем, отдельными событиями. В конце XIX в. национальный женский костюм в Узбекистане оставался в целом традиционным. Традиционная одежда определяла этническое происхождение женщины, ее социальное и семейное положение, возраст. Обязательной составляющей женского костюма были украшения из золота или серебра. Серьги, подвески, браслеты и кольца, имели вид туморов «оберегов», наличие несшитого традиционного восточного узора, подчеркивало семейное положение и статус женщины. Заключение. Установлено, что этнодизайн является средством эстетического развития личности и необходим для накопления традиционного культурного опыта. Современный конструктивизм и традиции народного искусства кажутся попыткой объединить несовместимое. Современный дизайн является продуктом нового этапа в развитии цивилизации, причин и последствий промышленности и коммерции в совокупности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CUSTOMS AND CEREMONIES CONNECTED WITH NATIONAL UZBEK CLOTHES (the end of XIX - the beginning of XX)

Introduction. The history of national Uzbek clothing originates from ancient times and for each region has its own characteristics. Clothing, besides aesthetic functions, meets climatic condi-tions and tribal traditions. The purpose of the article is to represents national Uzbek clothes that reflect the traditions withdraw the roots to ethnic history of the people, the social relations, beliefs, esthetic ideals. The leading approach to the study of this problem is the analysis of everyday, ritual clothing, which makes it possible to reveal the peculiarities of customs and rituals associated with national clothes. Materials and Methods. For the detailed study of information by the author, vari-ous methods were used. The comparative-historical method makes it possible to reveal the tenden-cies in the formation of the historical process, to penetrate into the essence of phenomena. It as-sumes the typologization of historical phenomena, which determines their essential characteristics from secondary, optional. Results and discussion. I made an analysis of the question, it was estab-lished that concludes that historical development of national women’s clothing closely connected with natural, economic conditions of an era, esthetic and moral requirements, the general art style, separate events. At the end of the 19th century the national women’s suit in Uzbekistan remained generally traditional. The traditional clothes defined an ethnic origin of the woman, her social and marital status, age. An obligatory component of the female costume was jewelry made of gold or silver. Earrings, pendants, bracelets and rings, had the appearance of “tumors” “charms”, the presence of a non-sewn traditional oriental pattern, made in order to emphasize the marital status and status of women. Conclusion. Many features of national clothes connected with certain beliefs and representations. It is established that ethno-design is a means of aesthetic development of the individual and is necessary for the accumulation of traditional cultural experience. Modern con-structivism and traditions of folk art, at first glance, seem to be an attempt to unite the incompati-ble. Modern design is the product of a new stage in the development of civilization, the causes and consequences of industry and commerce in the aggregate.

Текст научной работы на тему «Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец ХIX - начало хX В. )»

и

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.133-141

УДК 391.4

Ю. А. Гайбуллаева

Национальный Университет Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан),

e-mail: Yulduz-karimova@yandex.ru

ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ, СВЯЗАННЫЕ С НАЦИОНАЛЬНОЙ УЗБЕКСКОЙ ОДЕЖДОЙ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX в.)

Введение. История национальной узбекской одежды берет начало из древних времен и для каждого региона имеет свои особенности. Одежда кроме эстетических функций отвечает климатическим условиям и родоплеменным традициям. Поэтому тема представленной работы является актуальной. Цель статьи заключается в анализе национальной узбекской одежды, которая отражает традиции, что уходят в корни и этническую историю народа, социальные отношения, верования, эстетические идеалы. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы является анализ повседневной, ритуальной одежды, позволяющий выявить особенности обычаев и обрядов, связанных с национальной одеждой Материалы и методы. Для детального изучения информации автором были использованы различные методы. Сравнительно-исторический метод позволяет выявить тенденции формирования исторического процесса, проникать в сущность явлений Он предполагает типологизацию исторических явлений, которая определяет их сущностные характеристики от вторичных, необязательных. Результаты исследования и обсуждение. Автором было установлено, что историческое развитие национальной женской одежды тесно связано с природными, экономическими условиями эпохи, эстетическими и нравственными требованиями, общим художественным стилем, отдельными событиями В конце XIX в. национальный женский костюм в Узбекистане оставался в целом традиционным. Традиционная одежда определяла этническое происхождение женщины, ее социальное и семейное положение, возраст Обязательной составляющей женского костюма были украшения из золота или серебра. Серьги, подвески, браслеты и кольца, имели вид туморов - «оберегов», наличие несшитого традиционного восточного узора, подчеркивало семейное положение и статус женщины. Заключение. Установлено, что этнодизайн является средством эстетического развития личности и необходим для накопления традиционного культурного опыта. Современный конструктивизм и традиции народного искусства кажутся попыткой объединить несовместимое. Современный дизайн является продуктом нового этапа в развитии цивилизации, причин и последствий промышленности и коммерции в совокупности.

Ключевые слова: женский костюм, платья, головные уборы, ювелирные украшения, элементы декора.

Для цитирования: Гайбуллаева Ю. А. Обычаи и обряды, связанные с национальной узбекской одеждой (конец XIX - начало XX в.) // Гуманитарий : актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -2018. - № 2. - С. 133-141. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.133-141

© Гайбуллаева Ю. А., 2018

Russian Journal of the HUMANITIES

Vol. 18, No. 2, 2018 133

Yulduz A. Gaybullaeva

National University of Uzbekistan (Tashkent, Uzbekistan), e-mail: Yulduz-karimova@yandex.ru

the customs and ceremonies connected with

NATIONAL UZBEK CLOTHES (the end of XIX - the beginning of XX)

Introduction. The history of national Uzbek clothing originates from ancient times and for each region has its own characteristics. Clothing, besides aesthetic functions, meets climatic condi-tions and tribal traditions. The purpose of the article is to represents national Uzbek clothes that reflect the traditions withdraw the roots to ethnic history of the people, the social relations, beliefs, esthetic ideals. The leading approach to the study of this problem is the analysis of everyday, ritual clothing, which makes it possible to reveal the peculiarities of customs and rituals associated with national clothes. Materials and Methods. For the detailed study of information by the author, vari-ous methods were used. The comparative-historical method makes it possible to reveal the tenden-cies in the formation of the historical process, to penetrate into the essence of phenomena. It as-sumes the typologization of historical phenomena, which determines their essential characteristics from secondary, optional. Results and Discussion. I made an analysis of the question, it was estab-lished that concludes that historical development of national women's clothing closely connected with natural, economic conditions of an era, esthetic and moral requirements, the general art style, separate events. At the end of the 19th century the national women's suit in Uzbekistan remained generally traditional. The traditional clothes defined an ethnic origin of the woman, her social and marital status, age. An obligatory component of the female costume was jewelry made of gold or silver Earrings, pendants, bracelets and rings, had the appearance of "tumors' ' - "charms", the presence of a non-sewn traditional oriental pattern, made in order to emphasize the marital status and status of women Conclusion. Many features of national clothes connected with certain beliefs and representations. It is established that ethno-design is a means of aesthetic development of the individual and is necessary for the accumulation of traditional cultural experience. Modern con-structivism and traditions of folk art, at first glance, seem to be an attempt to unite the incompati-ble. Modern design is the product of a new stage in the development of civilization, the causes and consequences of industry and commerce in the aggregate.

Keywords: women's costume, dresses, headgear, jewelry decorations, elements of decor.

For citation: Yulduz A. Gaybullaeva. The Customs and Ceremonies Connected with National Uzbek Clothes (end of XIX - beginning of XX). Gumanitarian : aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2018; 18(2): 133-141. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.133-141

Введение

Каждый этап развития человека, каждый шаг в мире придает ему различные знания. Общественность - основополагающая черта человеческого бытия. Только в обществе происходит становление человеческой сущности, приобретаются и шлифуются знания, выявляются внутренние силы, способные в своем развитии воспроизводить все многообразие действительности, а

каждый направленный на это деятельност-ный акт - самоутверждение. С деятельностью осуществляется вхождение человека в определенное культурное пространство, что и обусловливает формирование его духовной сути.

Человечеством накоплено немало знаний, многие из которых с развитием промышленности и глобализационных процессов ушли в небытие. Стремительно

Гуманитарий : актуальные проблемы ^ „„ _ „„„„

~ я том 18, № 2, 2018

гуманитарной науки и образования ' '

возникают новые виды знаний и так же стремительно устаревают, появляются все новые и новые. Из-за этих процессов только за один XX век мир изменился. В XXI в. информационное пространство становится мощнее, кардинально изменяется. Понятно, что иной должна стать и подготовка молодежи к жизни, т. е. должна измениться роль образования и воспитания.

Следует упомянуть, что в этом информационном потоке глобализационных знаний, которые были направлены на техно-кратизацию окружающего мира, и эйфории от покорения и преобразования природы человек кое-что забыл о собственных культурных корнях, о извечных философских размышлениях, кто мы есть на этой земле? Есть ее дети или варвары? Очевидно, где глобализационные процессы разворачиваются вопреки гуманитарным и национальным приоритетам, возникают общественные катаклизмы и возмущения.

Методы и материалы

В работе для детального исследования мы использовали различные материалы и методы. Обзор литературных источников позволил сконцентрироваться на определении подлинности исторических событий, нашедших отражение в текстах. Установлено, что, несмотря на все «победы», в XXI в. человечество вошло с осознанием потери чего-то настоящего, необыкновенного. Глобализация конца XX - начала XXI в. дает понять, каким тесным и каким безграничным является мир. Она определяет дух взаимодействия и взаимозависимости народов и культур, в то же время проявляется дух внутренней самостоятельности, основанной на осознании самодостаточности, дух неповиновения внешним воздействиям, навязыванию чужеродных ценностей - антиглобализации [4].

Историчность противостоит мифическому отображению событий и является документированной историей. Ключевая цель

применения исторического метода состоит в том, чтобы найти реальные факты, доказать их подлинность, историчность или отсутствие историчности. Исторический метод базируется на определенных правилах и установках, используемых для интерпретации первоисточников.

Результаты и обсуждение

Каждый народ ради своего социального существования на протяжении столетий выработал те правила и законы сосуществования, которые определяют его культурный ареал, идентификацию среди других сообществ мира.

Отказ от духовной практики - показатель человеческих деформаций, а следовательно, общественного неблагополучия. В ней нет места чему-то постороннему. Поиск собственного смысла не ограничивается определенными экстремальными периодами, он продолжается на протяжении жизни разных поколений, объединенных общим делом человеческого совершенствования.

Приближение к народному искусству поднимает завесу суетности и вводит в мир, что дает воодушевление и вдохновение к творчеству, зовет высокими идеалами. Оно - это тропинка, что ведет, это стремление к красоте, а еще попытка познать Мир, сродниться с той прекрасной землей, наполненной запахом цветов и щебетанием птиц, ветром и солнцем, где трудолюбивый народ прославляет ее песней. Все бесконечные века нашей традиции закодированы в произведениях народных мастеров, которые наравне с интуицией чувствуют форму, композицию, цвет, ритм и т. п. Исконные традиции проявляются в вышитых и тканых, рисованных орнаментах, ритмичном построении их композиций, сочетании цветов, что узнаем и любим, вдохновляемся ими и продолжаем уже в современных формах.

Соблазненный чужими идеалами современник теряет целостность, мельчает на

Russian Journal of the Л/. 1fi ^ ~ ~nifi -toe HUMANITIES V°L 18' N0- 2' 2018 135

бездорожье мировых перепутий. Ведь где много дорог - там бездорожье, и тропа -метафора жизненного пути. Поэтому говорят, надо найти свою тропинку. Тропинка может перерасти в широкий путь, а иногда дорога превращается в тропинку. Народное искусство зовет к первоисточникам - это и эстетика и этика, это мировоззрение целых поколений. Матрица нашей эстетики -коды красоты, которые воплощаются через наполнение их реальным содержанием. Мы должны стать ответом, что носим в себе.

Мировой опыт свидетельствует, что необходимым условием интеллектуального прогресса нации является ее национальная идентификация, которая невозможна без учета и использования историко-культурного наследия. Незаурядность и космический универсализм этнонационального отношения к миру - это точка опоры для возрождения пластического искусства и связанного с ним производства.

В мире все взаимосвязано и взаимозависимо, все находится в гармонии. Этой гармонизации способствует дизайн в архитектуре, интерьере, одежде, предметной среде и т. п. Поэтому основной задачей национального дизайна должен быть поиск в культуре собственного народа чего-то «особенного», коренного, забытого, еще полностью не реализованного.

Этнодизайн - один из инструментов формирования «общества с определенными характеристиками», которые будут уникальными по сути, что даст возможность обществу, а также продуктам его производства быть узнанными международным обществом. Сегодня, как и много веков назад, основой в становлении межгосударственных отношений являются индивидуальность и национальное различие1.

Прообраз современного этнодизайна вышел из архаичных форм народного ис-

кусства и народного творчества. Народное творчество как современный дизайн склонен к символизации. Человек на заре творческого становления бессознательно превращал в символы формы окружающего мира. Он использовал их как в мире употребительных вещей, так и в изобразительном искусстве. Эти символы выполняли информационную, семантическую, религиозную (обереги) функции. Ведя начало с незапамятных времен, символическое искусство не перестает развиваться и по сей день, уже в различных видах современных искусств, в том числе в дизайне.

Дизайн сочетает в себе рациональное и иррациональное мышление. Современный конструктивизм и традиции народного искусства, на первый взгляд, кажутся попыткой совместить несовместимое. Этнический дизайн всегда балансирует на грани между двумя видами, отделенными друг от друга временем, пространством и культурными различиями. Обычно этническая составляющая действительно дизайнерских произведений сводится только к нескольким составляющим, подобранным настолько тщательно, что цивилизация и «варварство», будущее и прошлое сливаются в единое эстетическое целое [1]. А вот чтобы синтез высоких технологий XXI в. и «этники» не превратился в стилистический диссонанс, нужно обладать безупречным вкусом и чувством гармонии.

Эстетическое как наивысшее проявление человеческого гения в искусстве массовой культуры перестало играть роль фундамента, как это было в элитарном или народном искусстве. Искусство - это отражение высокой идеи, которая указывает путь к совершенству. Современная массовая культура - это отражение нашей болезненной действительности, что имеет место в общественной жизни и такое «искусство»

ЭФ Государственного Музея Истории Узбекистана АН РУз. - Инв. № Э 4678/2,3. - Колл. 22 - 270, 271.

136 ГУМАНИТАРИй : й-^-ые проблемы том 18, № 2, 2018

жгуманитарной науки и образования ' '

не всегда является эстетичным, а даже брутальным. Современное искусство выступает феноменом делокализированным, феноменом цивилизации, а не культуры как совокупности региональных ценностей. Оно не несет просветительской, воспитательной функции, высокой культуры в общественное сознание, не предлагает высоких идей для развития человеческого духа. Рационализм, что преобладает в азиатском способе мышления, дал свои последствия в виде как общеэкономического кризиса, так и кризиса духовного.

Современный дизайн (художественное конструирование) - продукт нового этапа развития цивилизации, причина и следствие индустрии и коммерции вместе взятых. Традиции народного искусства выстроены эволюцией, историей, культурой, образом жизни людей многих поколений. Традиционные вещи и утварь оптимальные и совершенные, функциональные и красивые, поскольку они завершили развитие и лишь повторяются, воспроизводятся по ремесленным канонам [1].

Стремительный рост научно-технического прогресса, совершенствования и возникновения новых направлений в дизайне на определенном этапе отвлекли внимание от истоков, первоначальных форм, народной ко-лористики, стирая границы традиционного и национального. Безусловно, эстетика современного общества непосредственно зависит от скорейшего внедрения новой «культурной идеологии», которая, ссылаясь на кулкгур-ный, нравственный, художественный, эстетический опыт прошлых поколений в сочетании с новейшими технологическими процессами, будет строиться вокруг гуманных интересов и потребностей человека и окружающей среды, в которой протекает ее жизнь. Поэтому связь дизайна (этнодизайна) с такой «идеологией» - непосредственная.

Сегодня дизайн воспринимается как нечто единое, целое, завершенное. При этом

его двойная природа - сочетание «конструктивного» и «художественного» - словно забывается. «Конструирование» - это ум с его главными инструментами: логикой, математикой, философией с их понятиями и формулами, а «художественное» - это совсем другое, совсем противоположное, это - образ, чувства, эмоции. Там, где кончаются образы, начинаются философия, математика, логика. У художника - мир образов, у конструктора - понятий. Конструктор создает «тело», а художник - «дух». Бездуховность исполнителя ведет к бездуховности результата [1]. Одухотворение вещей и является путем совершенного решения проблем воспитания.

Следует заметить, что в современной урбанизированной жизни этнический дизайн приводит к органичному единству человека, предметной среды, природы, традиций и т. п. В дизайне, выполненном в этностиле, нет места искусственным материалам. Используются исключительно натуральные, природные, экологически чистые. Для одежды, например, это льняные, хлопковые, шерстяные ткани, возможно, с этническим декором; кожа, мех, дерево, рог, глина и т. п. - в аксессуарах. Часто именно материал, из которого изготовлено изделие или аксессуар, декор (роспись тканей, орнамент) или стилизация конструктивных особенностей первоисточника являются достаточными для того, чтобы назвать произведение этническим.

Узбекский женский костюм разделялся на повседневный и ритуальный (праздничный, свадебный, траурный). Формирование узбекского женского ритуального костюма происходило путем объединения его основных элементов (платья, халата, головного убора и т. п.) на новой символической основе, связанной с духовной культурой определенной локальной группы узбеков. Многие элементы и детали узбекской одежды конца XIX - начала ХХ в. наделялись сверхъе-

RUSSiaiHJ0MMANl0TfIEhse Vol. 18, No. 2, 2018 137

стественной силой, способной выполнять охранительную или заклинательную магическую функцию. Это могли быть вырез горловины, ворот, ластовица, пояс, края пол, рукавов и т. д. Так, считали, что не подшитый подол женской накидки желак кочевников Кашкадарьинской степи способствовал рождению многих детей. Детская распашонка, сшитая из цветных лоскутков, собранных матерью, в многодетных семьях Ферганской долины охраняла ребенка от сглаза. Магическое значение имело и декоративное убранство одежды: расцветка ткани, орнаментальные мотивы в вышивке, золотое шитье, аппликации, ювелирные нашивки, пуговицы. Мотив «древа жизни» в вышивке часто употреблялся в свадебных нарядах, как символ плодоносного начала. В праздничных костюмах выразителем ритуальной семантики часто становилась фактура материала [2]. Почти во всех регионах республики на праздник одевали одежды из дорогих качественных тканей. В узорной организации тканей присутствовали высокая степень импровизации, их образная окраска и эстетическая тональность.

Элементы декора - цвет, линия, символика - наиболее ярко выражались в обрядовой одежде. В костюме невесты и молодых женщин употреблялся красный цвет, который символизировал животворные силы матери-земли, возрождения жизни. В переднеазиатской и мифологической традиции красный цвет имел значение сакрального пространства, он часто служил фоном для многих орнаментальных композиций на вышитой или золототканой тесьме зехикурта, пешкурта. Древний праздник Кизил гул («Красного цветка») предусматривал специальный наряд, украшенный цветами. Надевая красное платье, невеста как бы получала способность приумножить человеческий род. Одежду красного и синего цвета одевали в дни праздников, свадебных торжеств или похорон. Белый цвет

138

во всех регионах республики по смыслу приближался к значению света, огня, очищающего от скверны средства. Поэтому невеста во время свадебного обряда надевала нижнюю белую рубаху или платье, как бы символизируя рождение новой жизни. В Бухаре и Хиве женщины во время похорон надевали одежду белого цвета. В Ташкенте и Ферганской долине, если в семье умирал близкий человек, женщины в течение трех дней шили платье из материи синего или зеленого цвета. На четвертый день проводили обряд надевания платья. Этот день называли кук кийди. Через год обрядовое платье снимали и проводили обряд надевания белого платья - ок кийди [1].

Дополнительное значение и нюансы придавала декоративным композициям узбекской одежды передача визуальных символов и мифологем в золоте и серебре. У многих народов древности золото символизировало свет, бессмертие. Узоры, вышитые золотой и серебряной нитью на тесьме зехи курта, указывали на высокий социальный статус, которым обладала, например, невеста в день свадьбы, или на сакральные события, в связи с которыми использовалась данная одежда.

Традиционную одежду женщина надевала и в день повязывания саллабандон, или саллапушон. Обычно это происходило после рождения ребенка и в день суннат-тоя (обрезание) [3]. Со временем паранжи выходит из повседневного употребления и играет ритуальную роль в качестве обрядовой одежды на свадьбах и похоронах. В начале ХХ в. существовал обычай: в день свадьбы невесту отводили в дом жениха в паранжи. В ней она сидела под сюзане (или палаком) у костра, в ней же жених уносил ее на руках в гушангу (занавес). Наутро невесту выводили в паранжи на поклон (са-лям) родни жениха. Через несколько дней родители невесты устраивали чалляр - приглашали дочь с родней мужа к себе домой,

ГУМАНИТАРИй : актуальные проблемы ^ „„ _ „„„„

том 18, № 2, 2018

гуманитарной науки и образования

туда она тоже шла в паранжи. После паран-жи прятали в сундук, где она могла находиться до самой смерти ее обладательницы. На паланкин женских похоронных носилок набрасывают паранджу со стороны головы. По паранжи можно было определить возраст умершей. Если умирала девочка старше 9 лет, набрасывали красную девичью паранжи, если молодая женщина - ее лучшую нарядную, если женщина средних лет или пожилая то скромную серую. Паран-жи, таким образом, осталась ритуальной одеждой женщин.

О. А. Сухарева отметила наличие суеверного отношения к чачвану, запрет одевать его дома и во дворе.

Большое значение придавалось свадебному наряду. Приданое и свадебный костюм девушки начинали готовить заранее. В приданое входили 15 - 20 нарядных платьев из дорогих материй. Характерны в данном отношении 2 свадебных платья, приобретенные в Гиждуване у Р. Сафаро-вой этнографами Музея истории Т. А. Аб-дуллаевым и И. Исматовым2.

Первое сшито из европейского шелка фабричной выработки. По светло-малиновому фону с муаровым тиснением вытканы бедно-синие и желтые крупнолепестковые узоры. Второе сшито из бухарского кустарного шойи с абровым узором. Композиция состоит из квадрата с закругленными углами, темно-малинового цвета, в середине которого помещен такой же квадрат - желтый с синими пятнами. Между ними крупные бодомы.

Платье для невесты шили из белой бязи, оно было прямого, обычно туникообразно-го покроя, длинное, до щиколоток, с прямыми, длинными и широкими рукавами, закрывавшими руки, стоячим воротником, отделанным кантом. Воротник и планки разреза выстрачивались фигурной строчкой черными нитками. Подол сшивали в четы-

ре ряда машинной строчкой. Обшлага были широкими, вышивались тамбурным швом и поперечными полосками, состоящими из геометрического и стилизованного растительного орнамента разных цветов. Платье, вышитое тамбурным швом, называлось кашта кушак. Белые вышитые свадебные платья сохраняются вплоть до настоящего времени. После свадьбы их почти не носили, хранили в сундуках. В кишлаках близ городов их иногда распарывали и переделывали на подзоры для кроватей, накидки для колыбелей и т. д.

На голову обязательно накидывали платок, иногда вышитый. Дока-румол «лунги салар» (означает чистоту невесты) из комплекта головного убора невесты из кишлака Кара-Китай Средне-Чирчикского района Ташкентской области молодая женщина носила со дня свадьбы до рождения первого ребенка. Он сшит из двух кусков белой хлопчатобумажной материи, 100 х 105 см. Две стороны платка вышиты прямыми и зубчатыми полосками зеленого и черного цвета, между ними - шестигранные розовые звездочки и орнамент тарок (гребень), в углу букетик цветов и 4 шестигранные звездочки розового и зеленого цветов. Платок подарен музею жительницей кишлака Кара-Китай М. Анарбаевой. Он был сшит ко дню свадьбы ее матери.

Поверх платья надевали халат - мурсак, камзол, нимчу. Свадебные штаны обычно шили в основном из хонатласа. На ноги надевали новые ичиги и туфли. Во время переезда в дом жениха на невесту накидывали паранжи или халат, лицо закрывали легкой тканью (Самарканд, Бухара). На второй день утром во время церемонии келин салом невеста набрасывала на правую руку вышитый платок.

Особой силой наделялись туморы -амулеты и талисманы в виде молитв. Тумор

ЭФ Государственный Музей Истории Узбекистана АН РУз. - Инв. № Э 4678/2,3. - Колл. 22 - 270, 271.

RUSSiaiHJUMrANioTflthS Vol. 18, No. 2, 2018 139

по-арабски означает молитву, написанную на бумаге или ткани, которой предназначалась роль оберега. Туморы использовались на все случаи жизни: на счастье, от страха, порчи, болезней и т. д. Ношение амулетов, заключенных в металлические футляры-амулетницы, считалось религиозной практикой, заслугой перед богом.

В Средней Азии амулеты носили только женщины и дети. В Бухаре были популярны цилиндрические амулетницы, которые в этнографической литературе именуются бозбанд. Об их происхождении исследователи высказывают разные точки зрения. Источником для изучения цилиндрических амулетов-футляров на территории Узбекистана служат памятники археологии, средневековые рукописи и миниатюра. Бозбанды были нескольких видов: полые изнутри, выполнявшие основную функцию хранителя амулета в виде текстов молитв; заполненные изнутри мастикой, гипсом или варом; выполненные в технике ажурной филиграни. Распространенными нагрудными украшениями были амулеты в виде футляров трехгранной, прямоугольной и квадратной формы3. Тумор из коллекции Бухарского музея-заповедника треугольной формы, полый внутри, с боковой крышкой для закладывания молитвы. Украшен в технике штамповки со вставками бирюзы и красных стекол в сочетании с чернением и эмалью. Нижняя часть украшена накладкой зернью, шариками, цветными бусинами и российскими монетами.

Различными целебными и магическими свойствами наделяли также драгоценные и полудрагоценные камни. Одним из популярных был сердолик (акик, или хакик). Согласно данным археологии, сердолик использовался с эпохи античности до XII в. как материал для бус, в ХУШ - начале

XX в. - для инкрустации женских ювелирных украшений.

Существенным дополнением к национальной женской одежде служили ювелирные украшения. В украшениях, как и в национальной одежде, отразились обычаи, обряды, традиции населения. Украшения делали в основном из серебра, нередко применялась позолота, широко использовали драгоценные и полудрагоценные камни, которые издавна наделяли целебными и магическими свойствами. Украшения можно условно подразделить на несколько групп: головные (закрывающие девичьи головные уборы, височные, налобные, затылочные); серьги - ушные и носовые; накосные; шейные и нагрудные; кольца и браслеты. Ювелирные украшения гармонично сочетались с одеждой - ее формой, линиями, цветом. В них также широко отразились культурные связи и взаимовлияния с народами других стран [5]. Являясь общими по составу комплектов, назначению, форме и составу, украшения разных регионов отличались друг от друга.

Заключение

Каждый этнос как вид устойчивой социальной группировки людей, исторически возникший в определенных территориальных границах, обладает индивидуальной особенностью, присущей именно ему и никакому другому народу; индивидуальностью, которая, пройдя сквозь тысячелетия путем стилизации и обновления, остается неповторимой «изюминкой», свойственной только определенной стране, региону или поселку. Она создана, развита и сохранена поколениями людей и определяет нравственные принципы народа. Этические принципы - все то, что имеет постоянную ценность для народной культуры и является источником познания и стимулом к индивидуального и общественного развития сле-

Музей прикладного искусства РУз. - Кол. XX. - Инв. № 154, 204, 241, 301, 357.

140 ГумАНИТАРИй : и-^ые проблемы том 18, № 2, 2018 гуманитарной науки и образования

дующих поколений. Знания о практической реализации этих ценностей существуют во многих культурах [6].

Этнодизайн, по нашему мнению, выступает как средство эстетического развития личности и одновременно гражданского и патриотического воспитания. Следует заметить, что каждая нация имеет свои психоло-

гические и культурные особенности, которые должны учитываться в общественных проектах различного плана, в том числе образовательных. Кризисное состояние, в котором находится сегодня не только общество, делает особенно значимым решение проблем преемственности и передачи накопленного традиционного культурного опыта.

Библиографический список

1. Карабаев У. Этнокультура. - Ташкент : ИПАК «Шарю», 2005. - 185 с.

2. Ундерова Л. В. Узбекская народная одежда конца Х1Х-ХХ в. - Ташкент : Фан, 1994. -104 с.

3. Хакимова Г. А. Обрядная одежда узбекских женщин // Молодой ученый. - 2017. - № 3. -С. 628-631.

4. Fensham R. Undressing and Dressing Up: Natural Movement's Life in Costume. Dancing Naturally: Nature, Neo-Classicism and Modernity in Early Twentieth-Century Dance - London : Palgrave Macmillan UK, 2011. - 312 р.

5. Maxwell A. Folk Costumes as National Uniforms Patriots Against Fashion: Clothing and Nationalism in Europe's Age of Revolutions. - London : Palgrave Macmillan UK, 2014. - 267 р.

6. Venkatasamy N., Vadicherla T. Ethnic Styles and Their Local Strengths. Ethnic Fashion. - Singapore : Springer Singapore, 2016. - 315 р.

References

1. Karabaev U. Ethnoculture. Tashkent, 2005, 185 p. (In Russ.).

2. Underova L. V. Uzbek Folk Clothes of the late XIX-XX Century. Tashkent, 1994, 104 p. (In Russ.).

3. Khakimova G. A. Rite Clothing of Uzbek Women. Molodoн uchjony. Young Scientist. 2017; 3: 628-631. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Fensham R. Undressing and Dressing Up: Natural Movement's Life in Costume. Dancing Naturally: Nature, Neo-Classicism and Modernity in Early Twentieth-Century Dance. London, 2011, 312 p.

5. Maxwell A. Folk Costumes as National Uniforms Patriots Against Fashion: Clothing and Nationalism in Europe's Age of Revolutions. London, 2014, 267 p.

6. Venkatasamy N., Vadicherla T. Ethnic Styles and Their Local Strengths. Ethnic Fashion. Singapore, 2016, 315 p.

По ступила 5 декабря 2017 г.

Сведения об авторе

Гайбуллаева Юлдуз Анваровна - преподаватель, независимый соискатель, факультет истории Узбекистана, Национальный Университет Республики Узбекистан (г. Ташкент, Узбекистан). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3352-0315.

Тел.: +99871 2423829

E-mail: Yulduz-karimova@yandex.ru

Submitted 5.12.2017

About the author

Yulduz A. Gaybullaeva - Teacher, Applicant, Faculty of History of Uzbekistan, National University of Uzbekistan (Tashkent, Uzbekistan). ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3352-0315. Tel.: +99871 2423829 E-mail: Yulduz-karimova@yandex.ru

RUSSiaiHJUMMANIoTfIEhS Vol. 18, No. 2, 2018 141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.