Научная статья на тему 'ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ'

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / BUILDING MATERIALS / СТАНДАРТ / STANDARD / СЕРТИФИКАЦИЯ / CERTIFICATION / ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / TECHNICAL COMMITTEE / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шалаев А. П.

Показано, что необходимость введения обязательного подтверждения соответствия и сертификации на сегодняшний день вновь становится актуальной в различных отраслях промышленности, в том числе в области производства строительной продукции и изделий. Центральным звеном в национальной системе стандартизации являются «технические комитеты по стандартизации» (ТК),созданные на основе равного представительства заинтересованных сторон применительно к различным сферам стандартизации. В области стандартизации строительных материалов действуют технические комитеты ТК 144 «Строительные материалы и изделия» и ТК 465«Строительство», которые имеют разграничение областей деятельности. Все поступающие на утверждение стандарты, затрагивающие общие или близкие области стандартизации, обладают результатами экспертизы смежного технического комитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mandatory Confirmation of Compliance of Building Materials

It is shown that today the need for introducing the mandatory confirmation of compliance is once again becoming relevant in different branches of the industry, in the field of manufacturingconstruction products including. The central link in the national standardization system is ‘technical standardization committees” (TC) established on the basis of equal representationof stakeholders in relation to different spheres of standardization. Technical committees TC 144 “Building materials and products” and TC 465 “Construction”, which have a distinctionof activity areas, operate in the field of building materials standardization. All standards for approval that affect common or close areas of standardization have the results ofexpertise made by the related technical committee.

Текст научной работы на тему «ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»

УДК 691

А.П. ШАЛАЕВ, заместитель руководителя ([email protected])

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) (109074, г. Москва, Китайгородский проезд, 7, стр. 1)

Обязательное подтверждение соответствия строительных материалов

Показано, что необходимость введения обязательного подтверждения соответствия и сертификации на сегодняшний день вновь становится актуальной в различных отраслях промышленности, в том числе в области производства строительной продукции и изделий. Центральным звеном в национальной системе стандартизации являются «технические комитеты по стандартизации» (ТК), созданные на основе равного представительства заинтересованных сторон применительно к различным сферам стандартизации. В области стандартизации строительных материалов действуют технические комитеты ТК 144 «Строительные материалы и изделия» и ТК 465 «Строительство», которые имеют разграничение областей деятельности. Все поступающие на утверждение стандарты, затрагивающие общие или близкие области стандартизации, обладают результатами экспертизы смежного технического комитета.

Ключевые слова: строительные материалы, стандарт, сертификация, технический комитет, стандартизация.

Для цитирования: Шалаев А.П. Обязательное подтверждение соответствия строительных материалов // Строительные материалы. 2018. № 3. С. 13-16.

A.P. SHALAEV, Deputy Head ([email protected])

Federal Agency on Technical Regulating and Metrology (Rosstandart) (7, bldg.1, Kitaygorodsky proeezd, 109074, Moscow, Russian Federation)

Mandatory Confirmation of Compliance of Building Materials

It is shown that today the need for introducing the mandatory confirmation of compliance is once again becoming relevant in different branches of the industry, in the field of manufacturing construction products including. The central link in the national standardization system is 'technical standardization committees" (TC) established on the basis of equal representation of stakeholders in relation to different spheres of standardization. Technical committees TC 144 "Building materials and products" and TC 465 "Construction", which have a distinction of activity areas, operate in the field of building materials standardization. All standards for approval that affect common or close areas of standardization have the results of expertise made by the related technical committee.

Keywords: building materials, standard, certification, technical committee, standardization.

For citation: Shalaev A.P. Mandatory Confirmation of Compliance of Building Materials. Stroite'nye Materialy [Construction Materials]. 2018. No. 3, pp. 13-16. (In Russian).

С проблемой поставок некачественной, не соответствующей установленным требованиям, а подчас и фальсифицированной продукции конечному потребителю приходится сталкиваться ежедневно: пищевая продукция, косметика, детские товары — это далеко не полный перечень случаев, о которых достаточно часто упоминается и в средствах массовой информации. Печальное «лидерство» в области оборота фальсифицированной, контрафактной и некондиционной продукции среди непродовольственных товаров занимают товары для детей, топливо и комплектующие изделия для продукции высокотехнологичных отраслей промышленности. Совсем недавно среди указанных групп можно было также видеть и отдельные категории строительных материалов, и лишь введение системных мер в области оценки и подтверждения соответствия позволило изменить ситуацию.

Глобализация рынка и, как следствие, усиление конкуренции — это масштабный вызов экономике страны, государственным институтам. Вступление во Всемирную торговую организацию и другие интеграционные (экономические/политические) объединения остро ставит проблему барьеров в международной торговле. По данным экспертов, в настоящее время более 60% барьеров обусловлены нетарифными мерами, в которых значительное место занимают технические барьеры, также непосредственно связанные с вопросами технического регулирования.

По экспертным оценкам, число нетарифных барьеров каждые 15 лет возрастает более чем в четыре раза. Наблюдается значительный рост документооборота по международным сделкам; одновременно усложняются

процедуры их осуществления, что также относится к нетарифным методам регулирования. При этом в мире нет единой классификации методов нетарифного регулирования, как и точного ответа на вопрос об их количестве, в силу многообразия нетарифных ограничений и разнообразных схем их применения в различных странах (рис. 1).

Для обеспечения безопасности потребителей и защиты окружающей среды к продукции устанавливаются нормы (требования), обязательные к применению на территории страны, и характеристики, не являющиеся обязательными, но желательные для продукции, обращающейся на внутреннем рынке, а также формы оценки соответствия продукции установленным требованиям.

Основу системы технического регулирования РФ на сегодняшний день составляет Федеральный закон «О техническом регулировании» и принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ. Концептуально система технического регулирования в Российской Федерации соответствует международным практикам и направлена на предотвращение появления несоответствующей на рынке. На сегодняшний день принято 45 технических регламентов Евразийского экономического союза и продолжают действовать семь национальных технических регламентов. Вместе с тем остается продукция, в отношении которой не установлены обязательные требования Союза. К такой продукции относятся в том числе строительные материалы и изделия.

В связи с этим Договором о Евразийском экономическом союзе, а также Федеральным законом «О техни-

j'^J ®

март 2018

13

|||||!?Л|!!!!Н!!!!!||Т|1

правительство

российской

ФЕДЕРАЦИИ

регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности

Нетарифные меры; 52

Методы государственного регулирования ВЭД

Тарифные Нетарифные

система таможенных, тарифных квот

Специальная защитная пошлина; 9

Рис. 1. Методы регулирования рынка

Прямые (количественные)

Косвенные (не количественные)

квотирование / контингентирование, лицензирование,добровольное ограничение экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы

Скрытые

Антидемпинговая пошлина; 40

Паратарифные

Финансовые

технические регламенты, стандарты, сертификация, санитарные, ветеринарные, административные и таможенные формальности

таможенные сборы, внутренние налоги и сборы (НДС), декретированная таможенная оценка

импортные депозиты, субсидирование экспорта, кредитование экспорта, демпинг

Ограничительные меры, действующие на зарубежных рынках в отношении российских товаров

ческом регулировании» предусмотрена норма, позволяющая устанавливать требования к такой продукции на уровне законодательства государства — члена Союза. В Российской Федерации такой нормой на сегодняшний день является постановление Правительства РФ от 01.12.2009 № 982, которым утверждены перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

В целях урегулирования рынка строительных материалов приведенный в постановлении правительства перечень начиная с 2015 г. дополнялся определенными группами номенклатуры продукции, в отношении которой вводился инструмент обязательной сертификации. Так, например, перечень продукции, подлежащей сертификации, включает в себя на данный момент группу продукции 2523 «Цемент» (портландцемент, цемент глиноземистый, цемент шлаковый, цемент суперсульфатный и аналогичные гидравлические цементы, неокрашенные или окрашенные, готовые или в форме клинкеров и т. д.) и группу продукции 2524 «Радиаторы отопления и конвекторы отопительные» (в том числе радиаторы центрального отопления и их секции чугунные, радиаторы центрального отопления и их секции стальные, радиаторы центрального отопления и их секции биметаллические, радиаторы центрального отопления и их секции алюминиевые, радиаторы центрального отопления и их секции из прочих металлов, конвекторы отопительные чугунные, конвекторы отопительные стальные, конвекторы отопительные из прочих металлов и т. д.). Перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, в свою очередь, содержит такие позиции, как, например, теплоизоляционные материалы (стоит учесть, что согласно постановлению Правительства РФ от 17.06.2017 № 717 требование в отношении теплоизоляционных материалов, а также строительных растворов и смесей вступают в силу с 27.12.2018).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), в свою очередь, обеспечивает публикацию о продукции, подлежащей

обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования. Во исполнение данной функции на официальном сайте Росстандарта в сети Интернет размещена информация о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации и в форме принятия декларации о соответствии с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования (рис. 2).

Данная информация помимо наименования объектов подтверждения соответствия содержит код позиции объекта, а также обозначение документа по стандартизации. Стоить отметить, что в связи с отсутствием единых правил по сертификации для строительной отрасли были разработаны и введены в действие не только стандарты, устанавливающие требования к продукции, но и определяющие правила проведения сертификации (например, ГОСТ Р 56836—2016 «Оценка соответствия. Правила сертификации цементов»).

На стандартах следует остановиться чуть более подробно. В настоящее время стандарт — это документ, который закрепляет достигнутые разработки и служит базой для развития инновационной деятельности в отрасли и государства в целом. Менее двух лет назад в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», который создает основу для функционирования национальной системы стандартизации. Закон коренным образом изменил систему стандартизации, обеспечив переход от «государственной системы стандартизации» к «национальной системе», ключевым принципом которой является учет всех заинтересованных сторон при разработке документов по стандартизации. Повестка стандартизации должна формироваться рынком, в то время как роль государства в лице Росстандарта сводится к созданию необходимой инфраструктуры для принятия стандартов, модерирова-ния работ по стандартизации.

С учетом вышесказанного центральным звеном в национальной системе стандартизации становятся «технические комитеты по стандартизации» (ТК), созданные на основе равного представительства за-

14

март 2018

Рис. 2. Информация о продукции, подлежащей сертификации, публикуемая на сайте Росстандарта (www.gost.ru)

интересованных сторон применительно к различным сферам стандартизации. Действуют технические комитеты и в области стандартизации строительных материалов.

В Российской Федерации проведение работ по национальной и региональной (межгосударственной) стандартизации в области строительства и строительных материалов, изделий и конструкций активно ведется с конца 1990-х гг. В 2004 г. Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии в целях организации и проведения работ по стандартизации в области строительства в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» приказом от 22 декабря 2004 г. № 81 создан Технический комитет по стандартизации № 465 «Строительство» (ТК 465). Функции по ведению секретариата возложены на подведомственный Минстрою ФАУ «ФЦС». В состав ТК входит 191 участник.

В дальнейшем приказом Росстандарта от 30 декабря 2016 г. № 2034 создан технический комитет по стандартизации № 144 «Строительные материалы (изделия) и конструкции», состоящий из подкомитетов «Строительные материалы и конструкции минеральные неметаллические», «Строительные изделия и конструкции деревянные», «Материалы стеновые и перегородочные неметаллические, изделия и конструкции на их основе», «Отделочные материалы», «Строительные конструкции металлические». Функции по ведению секретариата возложены на подведомственный Росстандарту ФГУП «ВНИИСМТ», а в состав ТК входит 109 участников.

Поскольку состав каждого из ТК представлен из более 100 членов (предприятий и организаций промышленности, научных организаций, объединений юридических лиц, учебных заведений и федеральных органов исполнительной власти), указанные технические комитеты являются одними из наиболее крупных в системе Росстандарта. Во избежание дублирования областей

стандартизации Росстандартом был подписан приказ от 22 марта 2017 г. № 613 «О разграничении областей деятельности технических комитетов по стандартизации ТК 144 «Строительные материалы и изделия» и ТК 465 «Строительство». Следует отметить, что за прошедший год наличие подобного приказа действительно показало свою ценность: все поступающие на утверждение стандарты, затрагивающие общие или близкие области стандартизации, обладают результатами экспертизы смежного технического комитета.

На 2018 г. в области строительных материалов, конструкций и изделий в рамках ТК 144 запланировано утверждение не менее 17 национальных стандартов Российской Федерации (за счет средств разработчика с возможностью дальнейшего субсидирования понесенных затрат), при этом всего в работе ТК 144 находится почти 100 стандартов. В рамках ТК 465 запланировано утверждение 81 стандарта, в том числе 58 стандартов за счет средств разработчика. При этом необходимо отметить, что с 2017 г. впервые разработка стандартов стала финансироваться, в том числе напрямую Минстроем России.

Отдельные темы, связанные с вопросами стандартизации в области строительства и строительных материалов, разрабатываются также в рамках таких технических комитетов, как ТК 023 «Нефтяная и газовая промышленность», ТК 045 «Железнодорожный транспорт», ТК 418 «Дорожное хозяйство», ТК 400 «Производство работ в строительстве. Типовые организационные и технологические процессы» и ТК 700 «Математическое моделирование и высокопроизводительные вычислительные технологии». В целом это соответствует международной практике, согласно которой вопросами стандартизации в строительстве, строительных материалах и смежных областях занимается значительное число технических комитетов, каждый из которых отвечает за более узкую область и обеспечивает тем самым быструю и эффективную разработку современных стандартов:

J'^j ®

март 2018

15

- в Международной организации по стандартизации (ИСО) — 13 технических комитетов,

— в Европейском комитете по стандартизации — 38 технических комитетов.

При включении группы продукции в перечень той, что подлежит обязательной сертификации, наличие стандартов, не только предъявляющих требования к самой продукции, но и определяющих правила сертификации, позволяет участникам рынка, являющимся потенциальными заявителями на прохождение обязательной сертификации, изначально иметь комплексное представление обо всех этапах проведения данной процедуры, а также о своих правах и обязанностях. В этой связи необходимо отметить вступление в силу национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 58065—2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» как один из наиболее ярких и положительных примеров вовлечения всех заинтересованных сторон в процессы стандартизации.

Как уже отмечалось, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 г. № 717 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982» в перечень продукции, подлежащей сертификации, было внесено дополнение в части радиаторов отопления и конвекторы отопительные. Постановление вступает в силу по истечении 12 месяцев со дня его официального опубликования, т. е. в июне 2018 г. Ассоциацией производителей радиаторов отопления (АПРО) заблаговременно была начата работа по определению правил сертификации. Так, первая редакция проекта ГОСТ Р была сформирована АПРО еще до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2017 г. № 717 о введении обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных.

Разработка проекта ГОСТ Р была осуществлена в целях обеспечения прозрачности и правовой определенности процедуры обязательной сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных, что позволит защитить производителей и других участников

Список литературы

1. Туманов Д.К., Сергеева А.А., Туманова М.В. Проблематика использования строительных материалов: экологичность, сертификация, фальсификация // Технология и организация строительного производства. 2013. № 4 (5). С. 32-35.

2. Панюкова Ю.В., Гурова М.В. Обязательная экспертиза и сертификация строительных материалов и изделий по показателям пожарной безопасности // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 1 (8). С. 87-89.

3. Кардапольцев К.В., Кардапольцева А.В., Кирпиче-ва Я.М. Особенности сертификации иностранных строительных материалов на территории РФ // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. 2017. № 1 (2). С. 433-449.

4. Бабурин В.В., Бойко О.А., Панов С.Л. Оборот контрафактных строительных материалов: детерминанты и меры противодействия // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 1 (35). С. 128-133.

5. Скобелев Д.О., Гусева Т.В., Молчанова Я.П., Аверочкин Е.М. Энергетическая и экологическая эффективность производства строительных материалов // Компетентность. 2011. № 9-10. С. 32-41.

6. Гусева Т.В., Молчанова Я.П., Миронов А.В., Мал-ков А.В. НДТ: новое экологическое измерение качества в промышленности строительных материалов // Компетентность. 2015. № 8 (129). С. 4-8.

российского рынка отопительных приборов от избыточных требований органов по сертификации. В результате проведения разработчиком всех установленных процедур, сопутствующих разработке и подготовке к утверждению стандарта и привлечению к обсуждению всех заинтересованных сторон, ГОСТ Р 58065—2018 «Оценка соответствия. Правила сертификации радиаторов отопления и конвекторов отопительных» утвержден приказом Федерального агентства от 30 января 2018 г. № 35-ст с датой введения в действие 1 марта 2018 г.

В настоящее время в рамках Программы национальной стандартизации на 2018 г. в рамках ТК 144 также запланирована работа по пересмотру стандарта ГОСТ 31311—2005 «Приборы отопительные. Общие технические условия» и ГОСТ 53583—2009 «Приборы отопительные. Методы испытаний», обеспечивающих доказательную базу для сертификации указанных изделий.

Таким образом, в случае сопровождения сертификации продукции работами по поддержанию в рабочем состоянии и совершенствованию нормативно-технической базы (при активном вовлечении промышленности) введение обязательного подтверждения соответствия строительных материалов может стать действенным механизмом защиты рынка от недобросовестных производителей. В качестве перспективы развития обязательного подтверждения соответствия строительных материалов целесообразно отметить:

— установление единого порядка и правил проведения процедуры подтверждения соответствия в Российской Федерации;

— приведение структуры перечня, приведенного в постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 к Общероссийскому классификатору ОКПД 2, а также установления ссылок из него на национальные стандарты РФ;

— по согласованию с отраслью расширение номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации и подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

References

1. Tumanov D.K., Sergeyeva A.A., Tumanova M.V. Problematik of use of construction materials: environmental friendliness, certification, falsification. Tehnologija i organizacija stroitel'nogo proizvodstva. 2013. No. 4 (5), pp. 32—35. (In Russian).

2. Panyukova Yu.V., Gurova M.V. Obligatory examination and certification of construction materials and products on indicators of fire safety. Rossijskaja nauka i obra-zovanie segodnja: problemy iperspektivy. 2016. No. 1 (8), pp. 87-89. (In Russian).

3. Kardapoltsev K.V., Kardapoltseva A.V., Kirpicheva Ya.M. Features of certification of foreign construction materials in the territory of the Russian Federation. Tamozhennoe delo i vneshnejekonomicheskaja dejatel'nost' kompanij. 2017. No. 1 (2), pp. 433-449. (In Russian).

4. Baburin V.V., Boyko O.A., Sirs S.L. Oborot ofcounter-feit construction materials: determinants and measures of counteraction. Juridicheskaja nauka i pravoohranitel'naja praktika. 2016. No. 1 (35), pp. 128-133. (In Russian).

5. Skobelev D.O., Guseva T.V., Molchanova Ya.P., Averochkin E.M. Power and environmental efficiency of production of construction materials. Kompetentnost'. 2011. No. 9-10, pp. 32-41. (In Russian).

6. Guseva T.V., Molchanova Ya.P., Mironov A.V., Malkov A.V. NDT: new ecological measurement of quality in the industry of construction materials. Kompetentnost'. 2015. No. 8 (129), pp. 4-8. (In Russian).

16

март 2018

jVJ ®

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.