Научная статья на тему 'Обязательное государственное медицинское страхование как гарантия социальных выплат'

Обязательное государственное медицинское страхование как гарантия социальных выплат Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1102
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВЫЕ ГАРАНТИИ / СТРАХОВЫЕ ВЫПЛАТЫ / ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ ФОНД ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / INSURANCE GUARANTEES / INSURANCE PAYMENTS / COMPULSORY INSURANCE / COMPULSORY NATIONAL HEALTH INSURANCE / COMPULSORY NATIONAL HEALTH INSURANCE FUND

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чунихина Л.Н.

Одной из конституционных гарантий граждан является гарантия права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Обязательное страхование должно представлять собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения граждан, подверженных социальным рискам. Страховой фонд и страховые взносы фонда обязательного государственного медицинского страхования могли бы быть не только источником, но и гарантией таких социальных выплат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чунихина Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The compulsory national health insurance as a social payments guarantee

One of the constitutional guarantees of citizen’s rights is a guarantee of right to health and medical assistance. Compulsory insurance should be a state’s system of legal, economic and organizational measures, aimed at the indemnification or minimization of consequences of the change in financial situation of citizens, vulnerable to social risks. An insurance fund and insurance contributions of the fund of compulsory national health insurance would be not only a source but also a guarantee of social payments.

Текст научной работы на тему «Обязательное государственное медицинское страхование как гарантия социальных выплат»

УДК 369.2:369.04

Л.Н. ЧУНИХИНА, канд. юрид. наук,

доцент кафедры хозяйственного и таможенного права

E mail: brifing.pravo@mail.ru

Институт юриспруденции и международного права ГОУ ВПО Луганского государственного университета им. В. Даля, ЛНР

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ГАРАНТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ

Одной из конституционных гарантий граждан является гарантия права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Обязательное страхование должно представлять собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения граждан, подверженных социальным рискам.

Страховой фонд и страховые взносы фонда обязательного государственного медицинского страхования могли бы быть не только источником, но и гарантией таких социальных выплат.

Ключевые слова: страховые гарантии, страховые выплаты, общеобязательное страхование, обязательное государственное медицинское страхование, страховой фонд общеобязательного государственного медицинского страхования.

C hunikhina L.N. The compulsory national health insurance as a social payments guarantee.

One of the constitutional guarantees of citizen's rights is a guarantee of right to health and medical assistance. Compulsory insurance should be a state's system of legal, economic and organizational measures,

aimed at the indemnification or minimization of consequences of the change in financial situation of citizens, vulnerable to social risks.

An insurance fund and insurance contributions of the fund of compulsory national health insurance would be not only a source but also a guarantee of social payments.

Keywords: insurance guarantees, insurance payments, compulsory insurance, compulsory national health insurance, compulsory national health insurance fund.

Обеспечение охраны жизни и здоровья граждан является одним из наиболее важных направлений деятельности цивилизованного государства. Луганская Народная Республика как демократическое, правовое и социальное государство, декларирует этот принцип ст. 34 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики, которая гарантирует каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [1].

© Л.Н. Чунихина, 2016

Во многих развитых государствах, в частности в Российской Федерации, возможность бесплатного получения медицинской и лекарственной помощи в случае наступления негативных последствий для жизни и здоровья населения именуется медицинским страхованием и является одним из направлений деятельности государства в сфере его финансового обеспечения.

Медицинское страхование является одной из важнейших форм социальной защиты населения в сфере охраны здоровья. В Российской Федерации под ним понимают вид обязательного социального страхования1, который представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств фонда обязательного медицинского страхования.

В Российской Федерации обязательное медицинское страхование является государственным и всеобщим для населения.

Это означает, во-первых, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создаёт специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Основная цель обязательного медицинского страхования состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счёт собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно уста-

1 В данной публикации, разграничивая понятия, мы не будем касаться понятия добровольного медицинского страхования.

новленных условиях и в гарантированных размерах.

Во-вторых, медицинское страхование, выступая в качестве самостоятельного вида обязательного государственного социального страхования, обеспечивает защиту интересов всех работающих граждан и лиц, не занятых в сфере общественного труда и производства, имеющих право на охрану жизни и здоровья. Всеобщность обязательного медицинского страхования заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами обязательного медицинского страхования.

Луганская Народная Республика, ориентируясь в своем правотворчестве на Российскую Федерацию, могла и должна была отойти от правового регулирования взимания взносов на обязательное государственное социальное страхование, принятого в Украине.

Так, в частности, ч. 5 ст. 8 Закона Украины № 2464 (в редакции от 07.01.2016 г.) «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное социальное страхование» предусмотрена основная (базовая) ставка платежа в размере 22% от объекта налогообложения, в которую не входит взнос на обязательное государственное медицинское страхование [2].

В настоящее время в Луганской Народной Республике, в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона «О едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование», основная (базовая) ставка единого взноса на фонд оплаты труда наемных работников гораздо выше предусмотренной в Украине и составляет 31% [3].

В платеж по-прежнему не включен взнос на обязательное государственное

медицинское страхование. Стопроцентная сумма платежа распределяется таким образом:

на общеобязательное пенсионное страхование - 82,5%;

на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы - 4,8 %;

на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности и в связи с материнством - 5,7%;

на общеобязательное государственное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 7%.

Как видим, взносы на обязательное медицинское страхование в Луганской Народной Республике по-прежнему не входят в систему налоговых платежей и не подлежат обязательной уплате в бюджет государства.

Увеличение взноса на дополнительный, и без того высокий размер платежа, не выгоден работодателям - субъектам хозяйствования (физическим и юридическим лицам, имеющим наемных работников). Но уровень их правового сознания и осознание социально-экономического состояния государства в период его становления должны, на наш взгляд, превалировать над меркантильными интересами хозяйствующих субъектов.

Увеличение взноса выгодно лицам, претендующим на получение медицинской, лекарственной и профилактической помощи, и лицам, вынужденным самостоятельно оплачивать свое обследование и лечение при возникновении страхового случая. Лицам, не имеющим медицинской страховки, государство не может гарантировать реализацию положения ст. 32 Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики.

Такой пробел правового регулирования, ориентируясь на законодательство Российской Федерации, мы предлагаем устранить следующим образом:

во-первых, внедрить в систему общеобязательного государственного социального страхования Луганской Народной Республики обязательное медицинское страхование, приняв поправки, изменения и дополнения в действующий Закон Луганской Народной Республики «О едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование»;

во-вторых, включить уплату обязательного медицинского страхования в единый страховой взнос на общеобязательное государственное социальное страхование Луганской Народной Республики, изменив (увеличив) его размер до обоснованного уровня;

в-третьих, уменьшить количество и виды страховых взносов, входящих в состав единого социального взноса (по аналогии с законодательством Российской Федерации), включив в него такие виды фондов [4]:

общеобязательное пенсионное страхование,

социальное страхование, медицинское страхование. Альтернативой таких изменений может быть принятие в Луганской Народной Республике отдельного Закона «Об обязательном государственном медицинском страховании», в котором должны быть, кроме прочего, закреплены:

страхователи (плательщики взноса на общеобязательное государственное медицинское страхование) и застрахованные лица;

принципы сбора и порядок его начисления и уплаты;

правовое положение, полномочия, права и обязанности Государственного

фонда обязательного медицинского страхования и его территориальных фондов.

Средствами обязательного медицинского страхования должны являться не только доходы от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование, но и суммы недоимки по платежам, а также средства от начисленных пеней и штрафов.

Подытоживая обоснованность создания и финансирования фонда общеобязательного государственного медицинского страхования в Луганской Народной Республике, можно сделать, по крайней мере, два вывода:

во-первых: являясь составной частью государственной системы социальной защиты и одной из разновидностей финансовой деятельности государства, обязательное медицинское страхование могло бы способствовать улучшению социальной защищенности граждан молодой республики - основных субъектов права социального обеспечения.

во-вторых: создав соответствующий страховой фонд обязательного государственного медицинского страхования и закрепив его правовой статус, государство могло бы значительно укрепиться как стабильное образование, способное эффективными путями и средствами достигать благополучия своего народа. Обязательное социальное страхование должно представлять собой систему создаваемых государством правовых, эко-

номических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения граждан, подверженных социальным рискам.

Список использованной литературы

1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.14 № 22-I, от 03.12.14 г. № 1-II, от 03.03.15 г. № 11 -II) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // lug-info. com/documents.

2. Закон Украины от 08.07.2010 г. № 2464-VI «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // www.rada.gov.ua/.

3. Закон Луганской Народной Республики «О едином взносе на общеобязательное государственное социальное страхование» от 28.12.15 г. № 78-II [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // nslnr.su / zakonodatelstvo / norma tivno-pravovaya/.

4. Федеральный закон от 29.11.10 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.consultant.ru/ document.

Статья поступила в редакцию 17.05.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.