10.21672/1818-510Х-2021-69-4-098-103
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ СОУЮ-19
Морозова Оксана Сергеевна, кандидат политических наук, доцент
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Российская Федерация, 390000, г. Рязань, ул. Свободы, 46
Е-шаН: [email protected]
Избирательные системы отличаются большим многообразием, включающим не только базовые характеристики, но и подходы к пониманию сущности голосования как права или обязанности избирателей. В настоящее время в законодательстве более 20 государств мира закреплено требование об обязательности голосования. Не все государства последовательны в выполнении этой нормы, зачастую расходы на взыскание штрафа превышают его размер. Тем не менее, ряд стран, таких как Австралия, Бразилия, Сингапур и др., продолжают следовать принципу обязательности голосования. Пандемия СОУЮ-19 внесла масштабные коррективы в избирательный процесс по всему миру, существенно повлияв на демократические стандарты проведения выборов и показав уязвимость электоральных процедур в условиях глобальной ситуации неопределённости. В этой связи исследовательский интерес представляет вопрос, насколько риски системы общественного здравоохранения, связанные с распространением пандемии коронавируса, повлияли на готовность стран сохранить или отказаться от обязательности голосования и санкций за отказ от участия в выборах, если они активно применялись ранее. Оказалось, что пандемия СОУЮ-19 не стала причиной отмены обязательного голосования. Меры противоэпидемиологической защиты были призваны снизить риски распространения заболевания, послужив достаточным основанием для сохранения всех принципов голосования, в том числе обязательности.
Ключевые слова: обязательное голосование, пандемия, СОУЮ-19, международный уровень управления в сфере избирательного процесса, выборы, электоральная политика, штрафы за неучастие в выборах, избирательное право, новации в избирательном процессе, трансформация института выборов.
Цитирование. Морозова, О. С. Обязательное голосование в условиях пандемии COVID-19 / О. С. Морозова / О. С. Морозова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 4 (69). - С. 98-103. й01: 10.21672/1818-510Х-2021-69-4-098-103.
Это произведение публикуется по лицензии Creative Commons «Attpribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
MANDATORY VOTING IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC*
Oksana S. Morozova, Candidate of Political Sciences, Associate Professor Ryazan State University named after S. Yesenin 46 Svobody Str., Ryazan, 390000, Russian Federation E-mail: [email protected]
Electoral systems are very diverse, not only in basic characteristics, but also in approaches to understanding the essence of voting as a right or obligation of voters. Currently, the legislation of more than 20 countries of the world stipulates the requirement of mandatory voting. Not all States are consistent in implementing this rule, the costs of exacting a penalty often exceed its size. Nevertheless, a number of countries, such as Australia, Brazil, Singapore, etc., continue to follow the principle of mandatory voting. The COVID-19 pandemic has made large-scale adjustments to the electoral process around the world, significantly affecting the democratic standards of elections and showing the vulnerability of electoral procedures in a global situation of uncertainty. In this regard, the question of how much the risks of the public health system associated with the spread of the coronavirus pandemic affected the willingness of countries to maintain or abandon the mandatory voting and sanctions for refusing to participate in elections, if they were actively applied earlier, is of research interest. It turned out that the COVID-19 pandemic did not cause the cancellation
'Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и ЭИСИ в рамках научного проекта № 21-01131777 «Трансформация института выборов в период пандемии COVID-19: от временных мер до перспективных новаций».
'The research was carried out with the financial support of the RFBR and EIS within the framework of the scientific project No. 21-011-31777 "Transformation of the electoral institute during the COVID-19 pandemic: from temporary measures to promising innovations".
of mandatory voting. Anti-epidemic protection measures were designed to reduce the risks of the spread of the disease, serving as a sufficient basis for maintaining all the principles of voting, including its compulsoriness.
Keywords: mandatory voting, pandemic, COVID-19, international level of governance in the field of the electoral process, elections, electoral policy, penalties for non-participation in elections, electoral law, innovations in the electoral process, transformation of the electoral institution.
Citation. Morozova, O. S. Mandatory voting in the context of the COVID-19 pandemic. Kaspiyskiy region: politi-ka, ekonomika, kul'tura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2021, no. 4 (69), pp. 98-103. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-69-4-098-103.
This work is licensed under a Creative Commons Attpribution 4.0 International License.
Введение
Принцип обязательности голосования - это концепция, появившаяся из фундаментальной веры в то, что участие в политической жизни является важным, не подлежащим обсуждению аспектом демократии -гражданским долгом, а не просто правом.
Первым государством, которое ввело обязательное голосование, была Бельгия в 1893 г. С тех пор страны адаптируют и изменяют эту систему множеством способов, в первую очередь, в сфере обеспечения нормы об обязательности голосования. В некоторых государствах лица, не принявшие участие в голосовании, подвергаются штрафу. В других санкции более суровы, например, удержание заработной платы или лишение избирательных прав. Кроме того, существуют страны, в которых обязательное голосование является законно установленным, но не принудительным, или где санкции применяются непоследовательно.
Актуальным является рассмотрение вопроса о том, как применялся принцип обязательности в условиях распространения пандемии. В течение нескольких месяцев COVID-19 изменил фундаментальные аспекты жизни людей, ограничивая участие в публичных мероприятиях. Выборы как масштабные общественные события охватывают подавляющее большинство населения, поэтому в разгар неопределённости лица, принимающие решения, находились под растущим давлением, поскольку необходимо было решить, проводить или откладывать ранее запланированное голосование. Необходимо было найти разумный баланс между минимизацией угрозы здоровью населения и сохранением демократических избирательных стандартов.
В начале пандемии многие страны отложили выборы. После успешного проведения Южной Кореей выборов в апреле 2020 г., с начала лета стала наблюдаться тенденция на проведение выборов в изначально установленные сроки.
В настоящее время появились научные работы о проведении выборов в условиях распространения COVID-19 [11; 9; 3], но исследований о том, как страны с обязательным голосованием ответили на вызовы пандемии и изменили ли они систему санкций за неучастие в голосовании, в настоящее время не представлено. Изучение данного вопроса и является целью настоящего исследования.
Основная часть
Принцип обязательности голосования: история и современность
Несмотря на то, что дискуссии о необходимости обязательного голосования ведутся и в научных кругах, и среди широкой общественности, особенно в тех странах, где оно применяется [4], более чем в 20 государствах мира [6] эта норма продолжает существовать. Албания, Австрия, Венесуэла, Кипр, Доминиканская Республика, Фиджи, Гватемала, Италия, Ливан, Нидерланды, Панама, Парагвай, Филиппины, Швейцария (сохранено только в кантоне Шаффхаузен) в разные временные периоды отказались от обязательного голосования, но в целом потенциал этой системы активно исследуется с точки зрения возможности её внедрения в избирательную практику стран, сталкивающихся с низкой явкой избирателей. Наибольшее количество научных и публицистических работ по этому вопросу принадлежит авторам из США [12] и Канады [16].
Обзор практики применения обязательного голосования показывает, что можно выделить две основные группы стран в зависимости от того, применяются ли санкции в отношении неголосовавших граждан или они только формально закреплены, но в реальности не используются.
Так, голосование является обязательным для всех граждан Аргентины, но санкции для лиц, не участвующих в голосовании, применяются редко и непоследовательно. Хотя по закону в Коста-Рике голосование требуется, для лиц, не участвующих в голосовании, не предусмотрено никаких штрафов или взысканий, тем не менее явка избирателей на президентских выборах 2018 г. составила 66 %. Подобная ситуация наблюдается и в Панаме, где, несмотря на отсутствие санкций, явка на президентских выборах в мае 2019 г. превысила 73 %. Также к странам с обязательным голосованием, но не использующим санкции, относятся, к примеру, Греция, Мексика, Панама, Таиланд, Гондурас, Египет и Турция. В качестве основной причины называется экономическая нецелесообразность сбора штрафов: расходы, в том числе и почтовые, на реализацию этой нормы могут превышать размер самого штрафа. В Демократической Республике Конго процесс проведения выборов настолько сильно сопряжён с опасностью вооружённых конфликтов, что, несмотря на обязательность, голосование в стране фактически добровольное, и санкции отсутствуют.
Иная ситуация, например, в Австралии, где обязательное голосование было введено в 1924 г. в ответ на низкую явку избирателей на федеральных выборах 1922 г. В настоящее время граждане Австралии в возрасте 18 лет и старше могут зарегистрироваться, чтобы проголосовать, изменить свой адрес или проверить
свои данные о зачислении и лично, и на веб-сайте Австралийской избирательной комиссии [5]. Любой, кто не голосует на выборах без уважительной причины, должен заплатить штраф в размере от 20 долларов и выше в зависимости от вида выборов и штата. В Австралии зарегистрировано более 96 % избирателей, имеющих право голоса, а явка никогда не опускалась ниже 90 %.
Избиратели, не явившиеся в день выборов в Бельгии, могут быть оштрафованы. К тому же неучастие в выборах четыре раза в течение 15 лет приводит к 10-летнему лишению избирательных прав и ограничению занятости в госструктурах.
Боливия ввела систему обязательного голосования в 1952 г. вместе со строгими методами обеспечения участия в выборах. Избирателям выдаются карточки в качестве доказательства голосования. Невозможность предъявить эту карту в течение трёх месяцев после выборов не позволяет избирателям получать зарплату из банка.
В Бразилии, крупнейшей стране с системой обязательного голосования, голосование является обязательным для всех грамотных людей в возрасте от 18 до 70 лет и необязательно для тех, кто старше 70. Штрафы в Бразилии для лиц, не принимающих участие в голосовании, относительно невелики (0,65 доллара США -по состоянию на август 2020 г.), но дополнительные санкции более суровы: лица, не участвующие в голосовании, могут столкнуться с трудностями при получении паспортов, ссуд в государственных банках, рабочих мест в госучреждениях, в том числе в системе образования [10].
Обязательное голосование, закреплённое в конституции и законах о выборах Эквадора, было введено в 1936 г. Голосование является обязательным для грамотных эквадорцев в возрасте от 18 до 65 лет. Штрафы для лиц, не участвующих в голосовании, исчисляются в размере 10 % от базовой заработной платы.
Голосование на выборах в законодательные органы обязательно для всех граждан Люксембурга в возрасте до 75 лет, включая тех, кто проживает за границей. Около половины всего населения Люксембурга имеет право голоса. Не проголосовавшие должны заплатить штраф.
Норма об обязательности голосования стала применяться в небольшом государстве Науру в 1965 г., в тот время это было владение Австралии. Граждане Науру автоматически регистрируются в списках избирателей по достижении 20-летнего возраста. Не голосующие должны объяснить своё отсутствие и могут подвергнуться дополнительным санкциям, например штрафам.
Парагвай установил голосование обязательным в 1992 г. для всех граждан в возрасте от 18 до 75 лет. Все избиратели автоматически регистрируются для голосования по достижении 18-летнего возраста. Пиком участия в выборах в Парагвае был 1998 г., когда явка составила 80,5 %.
Голосование в Перу является обязательным для всех граждан в возрасте от 18 до 70 лет. Штрафы, налагаемые на лиц, не принимающих участие в голосовании, могут составлять от 6 до 25 долларов. Средняя явка избирателей на почти 20-летних выборах составляет 83 %.
Обязательность голосования строго соблюдается в Сингапуре. Граждане, пропустившие голосование на отдельных выборах, впоследствии будут исключены из официального списка зарегистрированных избирателей, что лишит их права голоса на будущих президентских или парламентских выборах. Граждане могут восстановиться в реестре избирателей, подав заявление с официальной причиной пропуска выборов. Приемлемые причины: роды, болезнь и пребывание за границей, в любом ином случае причина неявки на выборы считается неуважительной и влечёт наложение штрафа в размере 50 долларов [15].
Обязательное голосование, законодательно установленное в Уругвае в 1934 г., но не введённое в действие до 1970 г., подкрепляется санкциями в виде штрафов. Средняя явка избирателей за последние 20 лет на выборах составляет около 90 %.
Таким образом, приведённый выше обзор показывает, что обязательное голосование не является исключительно редким феноменом, так как охватывает страны с населением в общей совокупности около 600 млн. чел. Практика обязательного голосования насчитывает в ряде случаев более чем столетнюю историю, но с вызовами пандемии этим странам, как и всему человечеству в 2020 г. пришлось столкнуться впервые.
Обязательное голосование в условиях пандемии COVID-19
В рассматриваемый период выборы (для анализа отобраны страны, применяющие принцип обязательного голосования и санкции за его нарушение) состоялись в Бразилии, Боливии, Австралии и Сингапуре.
Муниципальные выборы мэров, вице-мэров и членов местных советов Бразилии прошли 15 и 29 ноября 2020 г. в 5 567 муниципалитетах после того, как они были перенесены с 4 октября 2020 г. Помимо проблем, связанных с проведением выборов в такой большой и неоднородной стране, как Бразилия, пандемия COVID-19 поставила новые задачи. Распространение инфекции варьировались по темпам, срокам и тяжести по всей территории, а меры в сфере общественного здравоохранения слабо координировались. Введение специальных процедур голосования, принятых в других странах, таких как почтовое, досрочное или онлайн-голосование, в краткосрочной перспективе было практически невозможно.
Однако было рекомендовано к активному использованию мобильное приложение под названием E-título, которое предоставляет доступ к личным данным и позволяет зарегистрироваться в качестве добровольца для участия в работе избирательной комиссии. Функционал приложения был расширен: избиратели могли его использовать для оправдания своего неучастия в выборах, когда они находились далеко от своего места постоянного проживания; в этом помогала геолокация. Но как показала практика его применения, это приложение не работало для бразильцев, которые проживали за границей, но обязаны были голосовать, что вызвало
большую волну возмущения [8]. Таким образом, в течение двух месяцев по возвращению в страну они будут вынуждены заплатить штраф.
Избиратели с симптомами COVID-19, которые следовали рекомендации оставаться дома, могли претендовать на отмену штрафа за неучастие в голосовании.
В голосовании, состоявшемся 15 ноября 2020 г., приняли участие 77 процентов зарегистрированных избирателей. Явка была на шесть процентных пунктов ниже, чем на предыдущих муниципальных выборах в 2016 г., и этого можно было ожидать, учитывая чрезвычайные обстоятельства.
Опрос, проведённый после выборов, показал, что 40 % отсутствующих избирателей указали на страх перед инфекцией в качестве причины отказа от участия в голосовании [7]. Также неоднозначно воспринимались меры по сдерживанию распространения инфекции. Так, на час увеличилось время работы избирательных участков, с утра приглашались лица старше 60 лет, выдавались маски и использовались средства дезинфекции, но от использования перчаток и температурного контроля было решено отказаться в силу их дороговизны. Также традиционной (по предъявлению паспорта) стала и идентификация личности: устройства биометрической проверки могли не выдержать постоянного контакта со спиртсодержащими жидкостями.
В Боливии выборы были перенесены с 3 мая на 18 октября 2020 г. Меры санитарной безопасности были достаточно широкими: увеличилось число избирательных участков, на один час продлено время их работы, коммерческая деятельность в радиусе 100 метров от участка была запрещена, установлен график голосования в соответствии с последними цифрами номера удостоверения личности, использовались маски и средства дезинфекции, устанавливались меры социального дистанцирования. Эти новации должны были минимизировать риски заражения, поэтому обязательность голосования отменена не была.
В Сингапуре список мер противоэпидемиологической защиты расширялся вплоть до дня выборов, когда в 19.10 в правительственной газете было опубликовано сообщение о продлении времени голосования на два часа, т. е. до 22.00. Это решение было связано с длинными очередями на избирательных участках, которые были зафиксированы во многих районах.
Специальный час голосования - с 19.00 до 20.00 - первоначально был отведен для тех, кто болел острой респираторной инфекцией или у кого наблюдалась лихорадка. Вследствие продления времени голосования больных избирателей было решено изолировать в отдельных помещениях и дать им возможность проголосовать после ухода с избирательных участков остальных граждан [14].
Хотя в Сингапуре голосование обязательно, избиратели, находящиеся на карантине или получившие медицинские справки по поводу острых респираторных инфекций, были освобождены от участия в голосовании. Тем не менее они все равно могли принять участие в выборах. Избирателям, подписавшим протоколы о пребывании на дому, было предоставлено специальное разрешение голосовать за пределами своих обычных избирательных участков.
1 июля 2020 г. Премьер-министром страны был принят Акт, где содержалась исчерпывающая информация об организации предстоящего голосования с перечислением максимально возможных мер санитарной защиты, но принцип обязательности участия был сохранён, также как и штрафы [13].
В Австралии Избирательная комиссия Квинсленда решила перенести на 31 октября 2020 г. ранее запланированные на март того же года выборы. Варианты голосования на всеобщих выборах штата включали:
• голосование в день выборов было открыто с 8:00 до 18:00 в субботу, 31 октября;
• голосование по телефону было доступно для избирателей, не имевших возможности голосовать лично или подать заявку на голосование по почте, например для избирателей из других штатов или лицам с ограниченными возможностями;
• можно было отправить онлайн-заявку о голосовании по почте;
• досрочное голосование предлагалось с 19 по 30 октября.
Голосование в Австралии является обязательным на всех уровнях выборов, и в Квинсленде штраф в размере 133 долларов может быть наложен на нарушителей в случае отказа от участия в выборах. Это положение в условиях пандемии COVID-19 не было изменено.
Избирательная комиссия Квинсленда пришла к такому решению на том основании, что, во-первых, выборы необходимы, так как обеспечивают непрерывность демократического представительства для жителей штата, во-вторых, было предусмотрено несколько вариантов процедуры проведения голосования, а в-третьих, на избирательных участках были применены меры специальной противоэпидемиологической защиты (ограничение числа одновременно находящихся в здании человек до 100, дезинфекция рук и поверхностей, социальное дистанцирование и пр.).
Выеоды
Таким образом, ни в одном из рассматриваемых случаев страны не отказались от принципа обязательности голосования. Каждое государство в меру своих финансовых возможностей обеспечивало меры санитарной защиты во время выборов, а также в зависимости от имеющихся организационных ресурсов и предыдущего опыта предлагало различные варианты осуществления волеизъявления (по телефону, почте, досрочно и пр.).
Также значительно расширился перечень действий, которые избиратели могли осуществить онлайн (в Австралии, например, зарегистрироваться, подать заявку на голосование по почте или телефону или оплатить штраф) или даже с помощью специального мобильного приложения (в Бразилии). В целом эти меры считались достаточными, чтобы уменьшить количество социальных контактов и свести риск заражения к минимуму.
К тому же во всех этих странах наличие справки о болезни или даже признаков заражения COVID-19 было основанием для освобождения от уплаты штрафа. При отсутствии уважительной причины при отказе от голосования применялись те же санкции, что и до пандемии.
Несомненно, избирательные стандарты не статичны [1; 2], и масштаб их изменений, особенно в конце XX - начале XXI в., довольно велик, но подобные примеры сохранения принципа обязательности голосования показывают устойчивость рассматриваемых избирательных систем и готовность сохранять имеющиеся традиции даже в условиях ситуаций, близких к чрезвычайным.
Список литературы
1. Гришин, Н. В. Политика государств в отношении международного наблюдения за выборами / Н. В. Гришин // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2021. - Т. 17, № 2. - С. 150-162. DOI: 10.21638/spbu23.2021.203.
2. Гришин, Н. В. Развитие международных избирательных стандартов: Что дальше? / Н. В. Гришин // Политическая наука. - 2019. - № 1. - С. 33-47. DOI: 10.31249/poln/2019.01.02.
3. Морозова, О. С. Международное наблюдение на выборах в условиях пандемии / О. С. Морозова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2020. - № 3 (64). - С. 118-124.
4. Australia election: Why is voting compulsory? - Режим доступа: https://www.bbc.com/news/world-asia-23810381, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
5. Centenary of compulsory enrolment. - Режим доступа: https://www.aec.gov.au/About_AEC/ publications/fact_sheets/centenary.htm, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
6. Countries with compulsory voting. - Режим доступа: https://www.aph.gov.au/Parliamentary_Business/ Committees/Joint/Completed_Inquiries/em/elect04/appendixg, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
7. Covid-19 and the Brazilian 2020 Municipal Elections Case Study, 19 February 2021. - Режим доступа: https://www.idea.int/sites/default/files/covid-19-and-the-brazilian-2020-municipal-elections.pdf, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
8. e-Titulo. - Режим доступа: https://play.google.com/store/apps/details?id=br.jus.tse.eleitoral.etitulo&hl =en&gl=US&showAllReviews=true, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
9. Heuver, L. Elections and COVID-19 / L. Heuver, F. Ahmed, B. Stevense, S. Umar, T. James, A. Clark. -Режим доступа: https://www.idea.int/news-media/news/elections-and-covid-19-health-and-safety-polling-stations, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
10. In Brazil, Citizens Are Split Over Mandatory Voting. - Режим доступа: https://www.wsj.com/video/in-brazil-citizens-are-split-over-mandatory-voting/B5F9D069-1BEA-4E2B-A977-3FE3B007399E.html, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
11. James, T. S. Free access when is it democratic to postpone an election? Elections during natural disasters, COVID-19, and emergency situations / T. S. James, S. Alihodzic // Election Law Journal: Rules, Politics, and Policy. - 2020. - Vol. 19, № 3. - P. 344-362. DOI: 10.1089/elj.2020.0642.
12. Lift Every Voice The Urgency of Universal Civic Duty Voting - Режим доступа: https://www.brookings.edu/wpcontent/uploads/2020/07/Br_LIFT_Every_Voice_final.pdf#page=17, свободный. -Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
13. Parliamentary elections (COVID-19 special arrangements) act 2020. - Режим доступа: https://sso.agc.gov.sg/SL/PECOVID19SAA2020-S536-2020?DocDate=20200701, свободный - Заглавие с экрана. -Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
14. Singapore GE2020: Voting hours extended to 10pm, opposition parties criticise move. - Режим доступа: https://www.straitstimes.com/politics/ge2020-voting-hours, свободный - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
15. What should I do if I did not vote in a past election? - Режим доступа: //https://www.eld.gov.sg/ voters_compulsory.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
16. Why mandatory voting is a success in some countries, but not embraced in Canada. - Режим доступа: https://www.ctvnews.ca/politics/federal-election-2021/why-mandatory-voting-is-a-success-in-some-countries-but-not-embraced-in-canada-1.5559179, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. англ. (дата обращения: 02.09.2021).
References
1. Grishin, N. V. Politika gosudarstv v otnoshenii mezhdunarodnogo nablyudeniya za vyborami [The policy of states in relation to international election observation]. Politicheskaya ekspertiza: POLITEKS [Political expertise: POLITEX], 2021, vol. 17, no. 2, pp. 150-162. DOI: 10.21638/spbu23.2021.203.
2. Grishin, N. V. Razvitie mezhdunarodnyh izbiratel'nyh standartov: Chto dal'she? [The development of international standards for elections: What next?]. Politicheskaya nauka [Political Science], 2019, no 1, pp. 33-47. DOI: 10.31249/poln/2019.01.02.
3. Morozova, O. S. Mezhdunarodnoe nablyudenie na vyborakh v usloviyakh pandemii [International election observation in the conditions of a pandemic]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economy, Culture], 2020, no. 3 (64), pp. 118-124.
4. Australia election: Why is voting compulsory? Available at: https://www.bbc.com/news/world-asia-23810381 (accessed: 02.09.2021).
5. Centenary of compulsory enrolment. Available at: https://www.aec.gov.au/About_AEC/publications/ fact_sheets/centenary.htm (accessed: 02.09.2021).
6. Countries with compulsory voting. Available at: https://www.aph.gov.au/Parliamentary_Business/ Committees/Joint/Completed_Inquiries/em/elect04/appendixg (accessed: 02.09.2021).
7. Covid-19 and the Brazilian 2020 Municipal Elections Case Study, 19 February 2021. Available at: https://www.idea.int/sites/default/files/covid-19-and-the-brazilian-2020-municipal-elections.pdf (accessed: 02.09.2021).
8. e-Titulo. Available at: https://play.google.com/store/apps/details?id=br.jus.tse.eleitoral.etitulo&hl=}en&gl= US&showAllReviews=true (accessed: 02.09.2021).
9. Heuver, L., Ahmed, F., Stevense, B., Umar, S., James, T., Clark, A. Elections and COVID-19. Available at: https://www.idea.int/news-media/news/elections-and-covid-19-health-and-safety-polling-stations (accessed: 02.09.2021).
10. In Brazil, Citizens Are Split Over Mandatory Voting. Available at: https://www.wsj.com/video/in-brazil-citizens-are-split-over-mandatory-voting/B5F9D069-1BEA-4E2B-A977-3FE3B007399E.html (accessed: 02.09.2021).
11. James, T. S., Alihodzic, S. Free access when is it democratic to postpone an election? Elections during natural disasters, COVID-19, and emergency situations. Election Law Journal: Rules, Politics, and Policy, 2020, vol. 19, no. 3, pp. 344-362. DOI: 10.1089/elj.2020.0642.
12. Lift Every Voice The Urgency of Universal Civic Duty Voting. Available at: https://www.brookings.edu/ wpcontent/uploads/2020/07/Br_LIFT_Every_Voice_final.pdf#page=17 (accessed: 02.09.2021).
13. Parliamentary elections (Covid-19 special arrangements) act 2020. Available at: https://sso.agc.gov.sg/SL/PEC0VID19SAA2020-S536-2020?DocDate=20200701 (accessed: 02.09.2021).
14. Singapore GE2020: Voting hours extended to 10pm, opposition parties criticize move. Available at: https://www.straitstimes.com/politics/ge2020-voting-hours (accessed: 02.09.2021).
15. What should I do if I did not vote in a past election? Available at: https://www.eld.gov.sg/voters_compulsory.html (accessed: 02.09.2021).
16. Why mandatory voting is a success in some countries, but not embraced in Canada. Available at: https://www.ctvnews.ca/politics/federal-election-2021/why-mandatory-voting-is-a-success-in-some-countries-but-not-embraced-in-canada-1.5559179 (accessed: 02.09.2021).