Научная статья на тему 'Обязательно ли проведение предварительных слушаний по делу, по которому было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве'

Обязательно ли проведение предварительных слушаний по делу, по которому было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
соглашение о досудебном сотрудничестве / уголовное преследование / pretrial agreement on cooperation / criminal prosecution

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абшилава Георгий Валерьянович

В статье делается вывод, что постановлением Пленума Верховного Суда от 22 декабря 2009 г. № 28 установлена обязательная процедура предварительных слушаний по делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Рассматривается круг обязательных участников и предмет расследования при проведении предварительного слушания по данному основанию. Утверждается, что допустимы элементы судебного следствия при исследовании оснований и условий и результатов досудебного соглашения о сотрудничестве в ходе предварительных слушаний по делу. Подчеркивается ведущая роль судьи при проверке оснований и условий заключения и реализации досудебного соглашения о сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абшилава Георгий Валерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the conclusion that the Provision of the Plenary Meeting of the Supreme Court (No. 28 / Dec 22, 2009) makes it obligatory to conduct preliminary hearing against the accused involved in pretrial agreement on cooperation. The author considers obligatory participants and the subject of investigation during preliminary hearing on this ground. It is alleged that the elements of the judicial investigation are admissible during preliminary hearing when investigating the grounds, conditions and results of pretrial agreement on cooperation. The author underlines that the judge plays the main part in checking the grounds and conditions of making and enforcing the pretrial agreement on cooperation.

Текст научной работы на тему «Обязательно ли проведение предварительных слушаний по делу, по которому было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве»

рять в единицах стоимости и, прежде всего, в деньгах, как всеобщем экономическом эквиваленте» 9.

Для этого есть все теоретические предпосылки. Так, М. И. Ковалев указывал: «Там, где ущерб можно исчислить в количественном измерении, необходимо устанавливать либо определенную меру ущерба, либо определенные минимальные или максимальные его пределы» 10. Как верно пишет Э. Н. Жевлаков, «несовершенство закона может быть устранено только введением в соответствующие статьи Уголовного кодекса более четких критериев криминализации, а не методами расширительного или ограничительного толкования закона судом, который в таких случаях, по сути, подменяет решение законодательных органов» 11. Подобный механизм используется при конструировании ст. ст. 260, 261 УК РФ. Он же заложен в налоговых преступлениях (ст. ст. 198, 199 УК РФ). Эти уголовно-правовые нормы успешно применяются. Отметим, что установление точных и формализованных рамок уголовного закона является потребностью не только правоприменителя, но и всего общества.

1 Мисник Г. А. Правовые формы возмещения экологического вреда // Гос-во и право. 2006. № 7. С. 48.

2 Архив Кош-Агачского районного суда Республики Алтай за 2008 г. Дело № 1-289/2008.

3 Латынцев А. В., Латынцева О. В. Расчет убытков в коммерческой деятельности. М., 2002. С. 7.

4 Дегтярев С. Л. Возмещение убытков в гражданском и арбитражном процессе : учебно-практическое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003. С. 29.

5 Архив Азнакаевского городского суда Республики Татарстан за 2010 г. Приговор от 28 января 2010 г.

6 Кузнецова Н. Ф. Преступление и преступность // Избранные труды. СПб., 2003. С. 424.

7 Архив ОВД по г. Стрежевому Томской области за 2007 г. Отказной материал № 580 (КУСП № 4019 от 14.06.2007 г.).

8 Архив прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ за 2005 г. Дело № 12-2005-1783.

9 Уголовное право. Общая часть : учебник для вузов / отв. ред. И. Я. Казаченко, З. А. Незнамова. М., 1998. С. 154-155.

10 Ковалев М. И. Роль законодательной техники в конструировании норм уголовного законодательства // Вопросы совершенствования уголовно-правовых норм на современном этапе : межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 1986. С. 5.

11 Жевлаков Э. Н. О преступлении. Понятие, виды, квалификация : учебное пособие. М., 1995. С. 42.

УДК 343.1 © Г. В. Абшилава, 2011

Обязательно ли проведение предварительных слушаний по делу, по которому было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве

Г. В. Абшилава *

В статье делается вывод, что постановлением Пленума Верховного Суда от 22 декабря 2009 г. № 28 установлена обязательная процедура предварительных слушаний по делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Рассматривается круг обязательных участников и предмет расследования при проведении предварительного слушания по данному основанию. Утверждается, что допустимы элементы судебного следствия при исследовании оснований и условий и результатов досудебного соглашения о сотрудничестве в ходе предварительных слушаний по делу. Подчеркивается ведущая роль судьи при проверке оснований и условий заключения и реализации досудебного соглашения о сотрудничестве.

Ключевые слова: соглашение о досудебном сотрудничестве, уголовное преследование.

Согласно ч. 1 ст. 3177 УПК РФ судебное заседание и постановление приговора в отношении подсудимого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, проводятся в порядке, установленном ст. 316 УПК РФ, с учетом требований настоящей статьи. В части 1 ст. 3176 УПК РФ говорится

о том, что основанием для принятия судьей решения о проведении судебного заседания в особом порядке являются уголовное дело и представление прокурора, указанное в ст. 3175 УПК РФ.

Первоначальный правовой механизм производства по уголовному делу, по которому между

В нашем журнале публикуется впервые.

*

сторонами было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, не включал в себя указание на обязательное проведение предварительных слушаний по делу, однако в свете разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ на эту позицию надо посмотреть по-другому. Согласно п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 при решении вопроса об особом порядке судебного разбирательства в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение, установленное нормами главы 401 УПК РФ, суду надлежит выполнить требования ст. 3176 УПК РФ. При поступлении в суд уголовного дела с представлением прокурора (ст. 3175 УПК РФ) судья (суд) с участием государственного обвинителя, обвиняемого и его защитника должен удостовериться, что государственный обвинитель подтвердил основания, в силу которых с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (глава 401 УПК РФ). При положительном решении судьей вопроса об особом порядке проведения судебного заседания в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве (ч. 1 ст. 3177 УПК РФ) назначается судебное заседание в порядке, указанном в главе 33 УПК РФ. Если же суд установит, что предусмотренные чч. 1 и 2 ст. 3176 УПК РФ условия не соблюдены, он принимает решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке (ч. 3 ст. 3176 УПК РФ) '.

Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ фактически предусмотрел новое основание для проведения предварительного слушания: при

наличии по делу заключенного досудебного соглашения о сотрудничестве и соответствующего представления прокурора, составленного в порядке ст. 3175 УПК РФ. Данный вывод подтверждается сравнительным анализом п. 10 со следующим, п. 11 названного постановления, где подтверждается возможность назначения судебного заседания в порядке, установленном нормами главы 33 УПК РФ — при наличии указанных в ч. 1 ст. 314 УПК РФ условий. И только при невыполнении органами предварительного расследования возложенных на них ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 5 ст. 217 УПК РФ обязанностей у суда появляется основание для проведения предварительного слушания для решения вопроса о возвращении уголовного дела прокурору. Еще ранее Пленум Верховного Суда РФ по данному поводу дал следующее разъяснение: «Решая вопрос о возможности применения особого порядка судебного разбирательства по уголовному делу, следует иметь в виду, что в нормах главы 40 УПК РФ указаны условия постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке, а не условия назначения уголовного

дела к рассмотрению. Поэтому при наличии ходатайства обвиняемого о применении особого порядка принятия судебного решения и отсутствии обстоятельств, препятствующих разбирательству уголовного дела в особом порядке, судья при назначении судебного заседания принимает решение о рассмотрении данного дела в особом порядке» 2. Значит, решение о назначении судебного заседания с проведением судебного разбирательства в особом порядке судья может принять без проведения предварительных слушаний, только если речь идет о досудебной процедуре, предусмотренной п. 2 ч. 5 ст. 217, ст. ст. 314-315 УПК РФ. Если же в ходе досудебного производства заключалось соглашение о сотрудничестве, и дело было направлено прокурором в суд с обвинительным заключением и представлением об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу, то судья должен назначить предварительные слушания и провести их в соответствии с главой 34 УПК РФ.

В данной стадии судья по смыслу закона должен заслушать государственного обвинителя, обвиняемого и защитника. Но сделать он это может только, если назначит предварительное слушание, однако в ст. 229 УПК РФ в числе оснований назначения предварительного слушания «поступление в суд уголовного дела с досудебным соглашением о сотрудничестве» не названо, что делает фактически невозможным исполнение требований ч. 2 ст. 3176 УПК РФ. Поэтому полагаем возможным поддержать предложение о том, что ч. 1 ст. 229 УПК РФ, содержащая основания для проведения предварительного слушания, должна быть дополнена основанием 4 (взамен исключенного в 2003 г.): «при поступлении в суд уголовного дела с досудебным соглашением о сотрудничестве» 3.

В этом выводе убеждают следующие соображения.

Из буквального смысла ч. 1 ст. 3176 УПК РФ следует, что основанием для рассмотрения судом вопроса об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, является уголовное дело, поступившее в суд с представлением прокурора, указанным в ст. 3175 УПК РФ. Иными словами, суду для назначения судебного заседания в особом порядке достаточно убедиться в наличии, во-первых, уголовного дела с обвинительным заключением, во-вторых, представления прокурора, предусмотренного ст. 3175 УПК РФ, и, кроме того, в отсутствии оснований для проведения предварительных слушаний. Однако формулировка «должен удостовериться, что

государственный обвинитель подтвердил основания, в силу которых с обвиняемым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (глава 401 УПК РФ)» предполагает, что суд должен пуститься и в изучение условий, предусмотренных чч. 2-4 ст. 3176 УПК РФ.

Выполнить же все требования указанных частей ст. 3176 УПК РФ суд вряд ли сможет без проведения судебного заседания по правилам глав 34-37 УПК РФ, в том числе не исключаются и элементы судебного следствия при исследовании оснований и условий и результатов досудебного соглашения о сотрудничестве. Так, из положений чч. 2-4 ст. 3176 УПК РФ вытекает, что судья должен удостовериться в том, что:

1) государственный обвинитель подтвердил активное содействие обвиняемого следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления;

2) досудебное соглашение о сотрудничестве было заключено добровольно и при участии защитника;

3) содействие подозреваемого или обвиняемого следствию не заключалось лишь в сообщении сведений о его собственном участии в преступной деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 3176 УПК РФ если суд установит, что предусмотренные чч. 1 и 2 настоящей статьи условия не соблюдены, то он принимает решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке. По-видимому, эта формулировка не совсем точна, поскольку несоблюдение требования, указанного в ч. 4 ст. 3176 УПК РФ, также должно влечь за собой решение о назначении судебного разбирательства в общем порядке. Ведь данное условие является ключевым и затрагивает сущность соглашения: оно направлено на раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных иными лицами.

Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 3176 УПК РФ, указывает на особый порядок судебного разбирательства. Он применяется, если государственный обвинитель подтвердит, что обвиняемый активно содействовал следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления, т. е. подтвердит выполнение обвиняемым условий досудебного соглашения о сотрудничестве, а также суд удостоверится, что «досудебное соглашение» было заключено добровольно и при участии защитника. Между тем если в суде государственный обвинитель выяснит, что его пози-

ция имеет расхождения с позицией прокурора, утвердившего обвинительное заключение и направившего представление о характере и пределах содействия обвиняемого следствию, с мнением, выраженным в представлении прокурора об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по делу в отношении обвиняемого, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, то он должен незамедлительно доложить об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение, который должен принять исчерпывающие меры к обеспечению законности и обоснованности государственного обвинения. При согласии с доводами государственного обвинителя он уведомляет об этом прокурора, принявшего решение об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по делу в отношении обвиняемого, с которым было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. В случае принципиального несогласия с позицией государственного обвинителя в соответствии со ст. 246 УПК РФ прокурор обязан своевременно решить вопрос о замене государственного обвинителя либо самому поддерживать государственное обвинение. Полагаем, что именно во время предварительных слушаний государственный обвинитель должен определить свою позицию.

В ходе предварительных слушаний судом может быть положительно решен вопрос о проведении судебного разбирательства в общем порядке по уголовному делу, по которому было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Как представляется, с учетом того, что окончательная позиция обвиняемого по отношению к позиции обвинения, изложенной в обвинительном заключении, представлении прокурора, в материалах дела не отражена, суд обязан ее выяснить, прежде чем принять решение о форме предстоящего судебного разбирательства.

Не менее важно для суда в предварительном плане выяснить и позицию потерпевшего по поводу возможности проведения судебного разбирательства в особом порядке. В силу конструктивных особенностей института досудебного соглашения о сотрудничестве в ходе досудебного производства по делу позиция потерпевшего учитывается мало. Следует согласиться с А. С. Александровым и И. А. Александровой о наличии особой публичности у главы 401 УПК РФ. Потерпевший не участвует в заключении договора, очевидно, потому, что цель института в конечном счете публичная — борьба с преступностью. Получается, что права и законные интересы потерпевшего оказались жертвой достижения этой задачи. Такую пози-

цию можно понять: интересы потерпевшего могут иметь узкоэгоистический характер, и нельзя ставить достижение публичных задач в зависимость от них 4. Возможно, что эти участники не вправе влиять на формирование условий данного соглашения, не могут они и вмешиваться со своими оценками и предъявлением своих условий в ходе реализации этого соглашения, в частности, и в судебных стадиях, в том числе в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Но потерпевший играет одну из ключевых ролей в особом порядке судебного разбирательства, без его согласия оно не может реализоваться. Прежде чем принимать решение о назначении судебного заседания, суду надлежит прояснить позицию этого участника процесса по поводу целесообразности рассмотрения дела в порядке, установленном главой 40 УПК РФ. Потерпевший может быть вызван в судебное заседание для обоснования своей позиции, в том числе относительно возмещения преступного вреда, для дачи показаний о тех или иных обстоятельств, ставших предметом судебного доказывания.

В каких пределах возможно судебное следствие при проведении предварительных слушаний в рассматриваемой ситуации? Мнение о том, что в стадии предания суду могут иметь место выявление обстоятельств дела и, соответственно, судебное расследование, доказывание, разделяется большим числом ученых 5. В УПК РФ имеются прямые указания закона на то, что в ходе судебного заседания могут осуществляться допросы (ч. 8 ст. 234 УПК РФ), исследование протоколов следственных действий и иных документов (ч. 3 ст. 235 УПК РФ), стороны представляют свои доводы и опровергают доводы противника (ч. 4 ст. 234 УПК РФ).

Общий смысл главы 401 УПК РФ не оставляет сомнений в том, что позиция суда во время предварительных слушаний должна быть активной в плане доказывания, ведь фактически именно суд от лица государства удостоверяет успешность досудебного сотрудничества обвиняемого с публичной властью. Суд вправе в ходе предварительных слушаний по своей инициативе или инициативе сторон, в том числе потерпевшего, его представителя, исследовать ряд обстоятельств, связанных с наличием оснований заключения досудебного соглашения о сотрудничестве, выполнения его условий (причем не только обвиняемым), соблюдения прав и законных интересов обвиняемого, достижения целей, ради которых заключалось досудебное соглашение.

В частности, судья вправе потребовать от государственного обвинителя, чтобы он представил доказательства того, что обвиняемый действительно оказал активное содействие следствию в рас-

крытии и расследовании тяжкого, особо тяжкого преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, полученного преступным путем. Эти доказательства по инициативе суда могут быть исследованы в судебном заседании по правилам, предусмотренным главой 37 УПК РФ. Круг вопросов, выясняемых в связи с выполнением данного требования, связан с соблюдением публичноправового интереса. Прокурор как представитель обвинительной власти государства должен убедить суд в том, что цели досудебного соглашения достигнуты, обвиняемый выполнил в полной мере свои обязательства. Суд сам должен вникнуть в то, насколько результативным оказалось соглашение, т. е. действительно наличествует обстоятельство, предусмотренное п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ. Полагаем, что на суде лежит обязанность в ходе предварительного слушания убедиться в наличии хотя бы одного из признаков деятельного сотрудничества, оговоренного в досудебном соглашении. Полный их состав подлежит выяснению уже в стадии судебного разбирательства. Но факт того, что досудебное соглашение состоялось, должен быть установлен до принятия решения о назначении судебного заседания.

Предметом судебного расследования во время предварительных слушаний может стать и то, что досудебное соглашение о сотрудничестве было заключено обвиняемым добровольно и при участии защитника. На наш взгляд, роль адвоката-защитника в обеспечении прав и законных интересов при заключении и реализации досудебного соглашения о сотрудничестве несравнимо большая, чем при заявлении обвиняемым ходатайства о проведении судебного разбирательства в особом порядке. Поэтому оправданным является не формальное, а деятельное, содержательное удостоверение судом выполнения этого условия. Различные аспекты участия адвоката в этой процедуре на различных ее этапах, выяснение вопроса о том, насколько реально, а не формально при этом обеспечивались права обвиняемого, могут интересовать судью. Тем более этот интерес будет оправдан, если адвокаты по ходу предварительного расследования дела менялись и к моменту предания обвиняемого суду его интересы представлял адвокат, по сути, не ответственный за действия своих коллег на первоначальных этапах производства по делу. Судья обязан выяснить у обвиняемого, насколько соблюдались стороной обвинения его интересы, насколько выполнило свои обязательства государство перед ним и действительно ли обеспечивались его права человека и гражданина адвокатом-защитником в конкретных, ключевых ситуациях заключения

и реализации досудебного соглашения. Судья обязан по своей инициативе проверить соблюдение условий соглашения в пользу стороны защиты и эффективность действий защитника. При этом в случае необходимости судья может потребовать от государственного обвинителя выполнения тех обязательств, которые были взяты обвинительной властью при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, но так и не были выполнены на момент предварительных слушаний.

Судья обязан по своей инициативе проверить соблюдение условий соглашения в пользу стороны защиты и эффективность действий адвоката-защитника. При этом в случае необходимости судья может потребовать от государственного обвинителя выполнения тех обязательств, которые были взяты обвинительной властью при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, но так и не были выполнены на момент предварительных слушаний. В полной мере выяснить все это судья обязан в стадии судебного разбирательства, но путем выслушивания позиции обвиняемого и защитника это уместно именно на предварительных слушаниях.

Не менее сложным и важным является установление юридического факта, состоящего в том, что содействие подозреваемого или обвиняемого следствию не заключалось лишь в сообщении сведений о его собственном участии в преступной деятельности, а было направлено, так сказать, вовне, т. е. на других лиц, на имущество, полученное преступным путем иными лицами. Сомнение в том, не имеет ли в данном случае ординарный случай деятельного раскаяния, должно быть рассеяно самим судом, если таковые появились у него. В этом плане, на наш взгляд, судья не ограничен в выборе средств для выяснения данного факта. Например, им может быть допрошен обвиняемый, а также должностные лица, которые участвовали в досудебном производстве и сотрудничестве в том или ином качестве, затребованы надлежащие документы, проведены иные процессуальные и следственные действия.

Наконец, не будем забывать о том, что на суде лежит обязанность установления истины по делу. Он должен убедиться в том, что содержащееся в представлении прокурора подтверждение полноты и правдивости сведений, сообщенных обвиняемым при выполнении им обязательств, предусмотренных заключенным с ним досудебным соглашением о сотрудничестве, соответствует действительности. Оснований сомневаться у суда в этом в деле, по которому было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, больше, чем в обычных делах.

Исходя из позиции Пленума Верховного Суда РФ, следует заключить, что наряду с судьей

(судом) обязательно участие в судебном заседании государственного обвинителя, обвиняемого и его защитника. Участие других лиц в предварительных слушаниях, проводимых по данному основанию, оправданно только нуждами доказывания спорных обстоятельств дела, затрагивающих фактическую и юридическую сторону заключения и реализации досудебного соглашения о сотрудничестве. Но сложности перехода 6 из стадии предварительного расследования, в которой реализовывалось досудебное соглашение, в судебную стадию диктуют необходимость самого внимательного изучения судом возможности проведения по делу особого порядка судебного разбирательства. Поэтому именно по делам данной категории акт предания суду получает особую значимость, и его реализация должна осуществляться с соблюдением повышенных мер безопасности со стороны судебной власти.

В рамках предварительных слушаний, проводимых по вышерассмотренному основанию, суд не вправе предрешать вопрос о доказанности вины обвиняемого, а также другие вопросы, составляющие существо уголовного дела, однако суд вправе и обязан выяснить, соблюдены ли органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры требования уголовно-процессуального закона, регулирующего досудебное производство и соглашение о сотрудничестве, нет ли в связи с этим обстоятельств, препятствующих его рассмотрение в особом порядке либо вообще исключающих его рассмотрение судом.

Последним аргументом в пользу введения обязательного проведения предварительных слушаний по делам, по которым заключалось досудебное соглашение о сотрудничестве, является их исключительный характер. Такого рода дела остаются редкостью, поэтому для судебной системы не будет чрезмерным напряжением проводить предварительные слушания во всем таким делам.

1 О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. № 28 // Рос. газета. 2010. 13 янв.

2 О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. № 60 (п. 3) // Там же. 2006. 20 дек.

3 Баранова М. А. Досудебное соглашение о сотрудничестве: проблемы правовой регламентации // Вестник СГАП. 2010. № 1. С. 166.

4 Александров А. С., Александрова И. А. Проблемы реализации соглашения о досудебном сотрудничестве со следствием: тревога и надежда // Проблемы процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения

Герасименко Ю. В., Рыжакова Ю. Н. Организация специальных учреждений для содержания.

в стадиях уголовного судопроизводства : сб. тр. науч.-практ. конф. (12-13 ноября 2009 г. Н. Новгород). Н. Новгород, 2010. С. 33.

5 См. об этом: Ковтун Н. Н. Судебный контроль в уголовном судопроизводстве России. Н. Новгород, 2002. С. 218, 237 ; Ковтун Н. Н., Магизов Р. Р. Практика реализации судебного контроля за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения : учебно-практическое пособие. Н. Новгород, 2004. С. 37 ; Смирнов А. В., Калиновский К. Б. Уголовный процесс : учебник для вузов. 2-е изд. / под ред. А. В. Смирнова. СПб., 2005. С. 488 ; Якимович Ю. К., Пан Т. Д. Судебное производство по УПК Российской Федерации. СПб., 2005. С. 85 ; Практика применения Уголовнопроцессуального кодекса Российской Федерации : практ.

пособие / под ред. В. П. Верина. М., 2006. С. 177, 180-181 ; Гришин С. П. Судебное следствие в смешанном уголовном процессе (гносеологический, процессуальный и тактикокриминалистический аспекты). М., 2008. С. 56.

6 Данные «сложности перехода» обусловлены и недостатками законодательной техники, которые позволяют даже утверждать некоторым авторам несовместимость процедуры, предусмотренной главой 401 УПК РФ, и процедуры, предусмотренной главой 40 УПК РФ (по кругу дел, кругу участников и пр.). См., напр. : Головко Л. В. Сделки с правосудием: объективная тенденция или модное поветрие // Закон. 2009. № 9. С. 187-196 ; Великий Д. П. Досудебное соглашение о сотрудничестве в российском уголовном процессе // Журнал российского права. 2010. № 2. С. 84-90.

УДК 342.9 © Ю. В. Герасименко, Ю. Н. Рыжакова, 2011

Организация специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации за пределы России

Ю. В. Герасименко, Ю. Н. Рыжакова *

Интересы охраны законности и правопорядка в государстве, защиты прав и законных интересов российских граждан обеспечиваются посредством применения к иностранным гражданам, нарушающим нормы действующего законодательства в сфере специального правового режима пребывания на территории Российской Федерации, меры административного принуждения — депортации или меры административного наказания — административного выдворения.

Ключевые слова: иностранный гражданин, режим пребывания, административное выдворение, депортация, Федеральная миграционная служба, специальные учреждения для содержания иностранных граждан.

Обладая 13% мировой суши, заселенной всего 2,5% населения Земли, Россия не может не притягивать к себе миллионы иностранных мигрантов. В Российскую Федерацию стекаются в поисках убежища, работы или лучшей доли многочисленные группы иностранных граждан и лиц без гражданства. По числу мигрантов Россия сегодня находится на третьем месте в мире после США и Германии. Так, в 2010 г. на территорию Российской Федерации прибыло 7 737 424 иностранных гражданина, в 2009 г. — 7 367 116 иностранных граждан, т. е. их число возросло на 5% по сравнению с 2009 г.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в последние годы наблюдается стойкая тенденция к увеличению количества въезжающих иностранных граждан, цели пребывания которых не

соответствуют заявленным. Многие из них не только несут реальную угрозу социально-экономической стабильности и национальной безопасности Российского государства, но и способствуют повышению уровня криминализации российского общества. По официальным данным ФМС России, за 2010 г. к административной ответственности за нарушение режима пребывания привлечено 2 248 379 иностранных граждан, к уголовной ответственности за незаконное пересечение границы привлечено 846 иностранных граждан. Количество совершенных иностранными гражданами административных правонарушений и преступлений неуклонно растет.

Интересы охраны законности и правопорядка в государстве, защиты прав и законных интересов российских граждан обеспечиваются посредством

В нашем журнале публикуются впервые.

*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.