Научная статья на тему 'Обязанности российского государства в сфере поддержки молодежи'

Обязанности российского государства в сфере поддержки молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА / ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВА / ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS OF THE STATE / LEGAL MECHANISM OF PERFORMING OBLIGATIONS OF THE STATE / SOCIAL PROTECTION OF YOUTH IN RUSSIA AND FOREIGN STATES / YOUTH POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелудякова Т. В.

исследованы конституционные обязанности Российского государства в сфере поддержки молодежи, выделены основные признаки и правовой механизм их реализации. Проанализированы конституции зарубежных стран, закрепляющие защиту прав молодых людей. Разработаны предложения по совершенствованию российского законодательства в части выполнения государством конституционных обязанностей по соблюдению социальных прав молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional obligations of Russian state in the youth supporting sector

the article considers the constitutional obligations of the Russian Federation to support youth. It contains analysis of foreign states constitutions which establish protection of young people rights. Proposals to improve russian legislation in respect to perform state obligations of youth social protection are given.

Текст научной работы на тему «Обязанности российского государства в сфере поддержки молодежи»

2011. № 2

УДК 342.5

ОБЯЗАННОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ

Т. В. Шелудякова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 12 мая 2011 г.

Аннотация: исследованы конституционные обязанности Российского государства в сфере поддержки молодежи, выделены основные признаки и правовой механизм их реализации. Проанализированы конституции зарубежных стран, закрепляющие защиту прав молодых людей. Разработаны предложения по совершенствованию российского законодательства в части выполнения государством конституционных обязанностей по соблюдению социальных прав молодежи.

Ключевые слова: конституционные обязанности государства, правовой механизм реализации обязанностей государства, защита социальных прав молодежи в России и в зарубежных странах, молодежная политика.

Abstract: the article considers the constitutional obligations of the Russian Federation to support youth. It contains analysis of foreign states constitutions which establish protection of young people rights. Proposals to improve russian legislation in respect to perform state obligations of youth social protection are given.

Key words: constitutional obligations of the state, legal mechanism of performing obligations of the state, social protection of youth in Russia and foreign states, youth policy.

Конституционные обязанности государства определяют основные направления государственной политики в социальной сфере, требующие реализации компетенции как законодательной, так и исполнительной власти. «Эти конституционные обязанности Российского государства по защите граждан носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства, развитии экономики и формах управления ею для обеспечения ин-72 дивидуальной и социальной жизни»1. По смыслу Конституции Российской

----Федерации социальная политика, основанная на принципе социального

государства, □ это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально не защищенным слоям общества. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости2.

1 Эбзеев Б. С. Личность и государство в России : взаимная ответственность и конституционные обязанности. М., 2007. С. 87.

2 См.: Зорькин В. Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституционного правосудия. 2009. № 3. С. 12.

© Шелудякова Т. В., 2011

Государственная власть. Законодательный процесс...

Для достижения оптимального баланса распределения средств в социально-экономической деятельности государства определенная часть расходов в социальной сфере должна идти на развитие молодых людей, на поддержку и защиту молодежи, так как именно молодежь является тем субъектом, в развитии и поддержке которого заинтересованы и государство, и гражданское общество, и личность.

Одним из подтверждений важности данной сферы в нашей стране может служить содержание Послания Президента России Д. А. Медведева в 2010 г. Глава государства заострил внимание на реализации проектов в системе здравоохранения и образования, на повышении мер по улучшению демографической ситуации в стране. Президент подчеркнул необходимость поддержки молодых и многодетных семей, детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, затронул проблемы коррекционных детских домов, программы социальной адаптации и сопровождения выпускников детских домов. Одной из основных задач государства названа забота о будущих поколениях, полноценном развитии, защите прав и уважении личного достоинства 26 миллионов детей и подростков Российской Федерации. «Вабота о будущих поколениях □ это самые надежные, умные и благородные инвестиции. Общество, в котором на деле защищают права ребенка и уважают его личное достоинство, не только добрее и человечнее, это общество быстрее и лучше развивается, имеет благоприятную, предсказуемую перспективу»3.

Конституционная обязанность реализуется через государственную политику России как социального государства. Средствами государственной политики должны создаваться условия, обеспечивающие достойную жизнь. Государство обязано заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности путем реализации государственной социальной политики.

Реализация прав и свобод человека неразрывно связана с обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. В теории государства и права юридическая обязанность определяется как возникающая в пределах статутной обязанности и на основе конкретных юридических фактов точная мера должного поведения конкретного обязанного лица.

В Конституции Российской Федерации обязанности государства отражены в первой главе, закрепляющей основы конституционного строя4. 73 Государственные обязанности составляют часть Конституции в единстве с основами конституционного строя, правами и свободами человека и гражданина. Б. С. Эбзеев считает, что обязанности государства перед народом, различными социальными структурами, а также личностью имеют глубокие основы, коренятся в самом укладе общественных отношений. Юридическую основу изучаемого явления составляют нормы

3 Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Рос. газ. 2010. 1 дек.

4 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. законов о поправках к Конституции от 30.12.2008 г.) //

Рос. газ. 1993. 25 дек.; 2009. 21 янв.

Т. В. Шелудякова. Обязанности Рос. государства в сфере поддержки...

2011. № 2

Конституции, закрепляющие обязанности государства, государственных органов и должностных лиц (конституционные государственные обязанности) по обеспечению и защите прав граждан5.

В науке конституционного права уделяется внимание социальным правам, их гарантиям6, но в указанных исследованиях отсутствует определение конституционных обязанностей государства в данной сфере. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует научного исследования.

Основываясь на определении обязанности в теории государства и права, конституционная обязанность □ это мера должного поведения, предусмотренная нормами конституционного права. Применительно к сфере исследования предлагается следующее определение конституционной обязанности государства в сфере поддержки молодежи: установленная Конституцией Российской Федерации мера должного поведения, проявляющаяся в решениях и действиях органов государственной власти в рамках своей компетенции.

Основными признаками конституционной обязанности государства в сфере поддержки молодежи являются:

1) нормативное закрепление обязанности;

2) принятие решений и совершение действий;

3) цель □ достижение определенного блага □ формирование гармонично и активно развивающегося общества.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право. Следовательно, конституционным правам человека и гражданина по определению ст. 2 Конституции Российской Федерации корреспондируют обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы. Поэтому на основе анализа социальных прав, гарантированных Конституцией России, определяются конституционные обязанности государства в сфере поддержки молодежи.

Реализацию обязанности государства автором предлагается рассматривать через правовой механизм, который в теории права К. В. Шунди-ковым определяется как Субъективированный на нормативном уровне, системно организованный комплекс юридических средств, необходимый 74 и достаточный для достижения конкретной цели (совокупности целей)»7. Правовые механизмы есть особые конструкции позитивного права, формализующие определенный «набор Оюридических регуляторов (правовых средств), таких как: права, обязанности, запреты, принципы, презумпции, фикции, сроки, процедуры, меры поощрения, меры ответственности и др. По своей природе правовой механизм является объективированным

5 См.: Эбзеев Б. С. Личность и государство в России : взаимная ответственность и конституционные обязанности. С. 96.

6 См.: Бутусова Н. В. Конституционно-правовой статус Российского государства : монография. М. ; Воронеж, 2006. С. 243П254.

7 Шундиков К. В. Правовые механизмы : основы теории // Государство и право. 2006. № 12. С. 16П17.

Государственная власть. Законодательный процесс...

на нормативном уровне, стабильным по составу комплексом юридических средств. Правовой механизм характеризуется наличием цели, для достижения которой он сконструирован, и системностью (завершенностью инструментальной структуры) (там же).

На основе положений теории права предлагается следующее определение правового механизма реализации обязанностей государства в сфере поддержки молодежи: это нормативно закрепленный, системно организованный комплекс взаимосвязанных правовых средств, при помощи которых осуществляются государственные обязанности с целью формирования гармонично и активно развивающегося общества. Он включает следующие элементы:

1) нормативное регулирование обязанности государства;

2) процедуры реализации обязанностей через государственные органы;

3) меры ответственности за невыполнение соответствующих обязанностей.

Указанные выше элементы составляют содержание правового механизма реализации обязанностей в сфере поддержки молодежи.

Как справедливо отмечает С. П. Булавин, именно в социальной сфере наиболее проявляется несбалансированность взаимных обязанностей и ответственности граждан и государства. До недавнего времени в России регламентировались и обеспечивались, в основном, только обязанности и ответственность граждан перед государством. Обратная же связь была нарушена: обязанность и ответственность государства, в частности по укреплению гарантий социальных прав граждан, чаще всего только декларировались, не подкреплялись соответствующими правовыми механиз-мами8.

В некоторых конституциях зарубежных стран закреплены особая поддержка и защита молодежи. Например, государственная обязанность по обеспечению особой защиты молодежи в реализации экономических, социальных прав и прав в культурной сфере предусмотрена в Конституции Португальской Республики 1976 г. Государство обязуется создавать условия для эффективного включения молодых в активную жизнь, пробудить в них тягу к свободному творчеству, воспитать сознательное стремление служения обществу (ст. 64)9. В Федеральной Конституции Швейцарской Конфедерации 2000 г. отдельной статьей закреплены Сйужды молоде- 75 жиП Конфедерация, выполняя свои непосредственные функции, учитывает потребности детей и молодежи в полноценном развитии и защите. Государство имеет право содействовать внешкольной деятельности детей и молодежи, принимать законы о занятии спортом молодежи и объявить обязательным обучение какому-либо виду спорта в школах (ст. 67 П68)10.

8 См.: Булавин С. П. Система гарантий законности в условиях формирования правового государства // История государства и права. 2010. № 6. С. 14П18.

9 Конституция Португальской Республики // Конституции государств Европы : в 3 т. Т. 2 / под. ред. Л. А. Окунькова. М., 2001. С. 771.

10 Конституция Швейцарской Конфедерации // Конституции зарубежных стран : сборник / сост. В. Н. Дубровин. М., 2008. С. 103.

Т. В. Шелудякова. Обязанности Рос. государства в сфере поддержки...

В Конституции Российской Федерации и действующем законодательстве нет нормативного закрепления обязанности государства по гарантированию и соблюдению социальных прав молодежи. Из правовых актов действует распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г.11, закрепляющее Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 г., но в соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) СО Правительстве Российской Федерации»12 распоряжения являются ненормативными актами.

Для выполнения государством конституционных обязанностей по гарантированию и соблюдению социальных прав российской молодежи, на наш взгляд, следует принять Федеральный закон СО государственной молодежной политике», регулирующий дополнительные гарантии для отдельных групп молодых людей:

1) дополнительные возможности для молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах (предоставление субсидий на покупку транспортного средства, жилья, получение высшего профессионального образования, организация международного молодежного обмена и развития международного молодежного сотрудничества соответствующих регионов);

2) меры социальной адаптации для выпускников детских домов (оплата расходов за посещение подготовительных курсов в системе высшего и среднего профессионального образования муниципальными органами за счет соответствующего бюджета, гарантии при приеме на работу в государственное учреждение, доступность и качество медицинской помощи);

3) предоставление социального жилья молодым семьям (в случае, если один из супругов несколько лет работал в государственных или муниципальных учреждениях при рождении ребенка).

4) увеличение стипендиальных выплат студентам очной формы обучения, занимающимся каким-либо профессиональным видом спорта.

Эти меры позволят улучшить качество жизни молодежи в части обеспечения жильем, транспортным средством, особенно в регионах, оказать позитивное влияние на процесс воспитания, социализацию, уменьшить проявление пассивности и асоциального поведения в среде молодежи.

11 Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. № 1760-р (в ред. распоряжений Правительства Рос. Федерации от 12.03.2008, 28.02.2009, 16.07.2009 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 52. Ст. 5622.

12 Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712.

Воронежский государственный университет

Шелудякова Т. В., преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран

E-mail: sheludyakovatv@yandex.ru Тел.: 8-951-850-38-98

Voronezh State University Sheludyakova T. V., Lecturer of the Constitutional Law of Russia and Foreign Countries Department

E-mail: sheludyakovatv@yandex. ru Tel.: 8-951-850-38-98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.