Научная статья на тему 'Обязанности ребенка по советским конституциям'

Обязанности ребенка по советским конституциям Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
475
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК / ОБЯЗАННОСТИ / КОНСТИТУЦИЯ / ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / THE CHILD / DUTIES / CONSTITUTION / LABOUR DUTY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Капитонова Е. А.

Анализируются положения конституций советского периода, рассматриваются конституционные обязанности ребенка. Особое внимание уделяется обязанностям трудиться, получать определенный уровень образования, а также обязанностям, связанным с предстоящим несением воинской повинности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DUTIES OF THE CHILD UNDER THE SOVIET CONSTITUTIONS

In article positions of Constitutions of the Soviet period are analyzed, the constitutional duties of the child are considered. The special attention is given duties to work, to receive the certain educational level, and also to the duties connected with forthcoming compulsory military service.

Текст научной работы на тему «Обязанности ребенка по советским конституциям»

ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА ПО СОВЕТСКИМ КОНСТИТУЦИЯМ

Е.А. КАПИТОНОВА,

заместитель начальника юридического отдела Пензенского государственного университета

Аннотация. Анализируются положения конституций советского периода, рассматриваются конституционные обязанности ребенка. Особое внимание уделяется обязанностям трудиться, получать определенный уровень образования, а также обязанностям, связанным с предстоящим несением воинской повинности.

Ключевые слова: ребенок, обязанности, конституция, трудовая повинность, образование.

DUTIES OF THE CHILD UNDER THE SOVIET CONSTITUTIONS

E.A. KAPITONOVA,

a deputy chief of a legal department of Penza state university

The summary. In article positions of Constitutions of the Soviet period are analyzed, the constitutional duties of the child are considered. The special attention is given duties to work, to receive the certain educational level, and also to the duties connected with forthcoming compulsory military service.

Key words: the child, duties, Constitution, labour duty, education.

Детальный анализ зарубежного и российского законодательства, посвященного регулированию отношений с участием детей, дает возможность сделать вывод о том, что на протяжении большей части истории человечества первым и единственным составным элементом правового статуса несовершеннолетнего были его обязанности. Именно обязанности, а не права, полностью определяли до XX в. правовое положение ребенка в обществе, а потому рассмотрению обязанностей этого субъекта права должно уделяться не меньшее внимание, чем изучению его прав.

Система конституционных обязанностей несовершеннолетнего является прямым отражением исторически сформировавшихся в глобальном масштабе обязанностей ребенка, во многом общих для всех стран. Их развитие шло по следующей схеме. Исторически первой обязанностью ребенка выступала обязанность почитать и уважать собственных родителей, повиноваться им. С усложнением общественных отношений к ней добавились обязанности, связанные с получением минимального обязательного уровня образования и осуществлением ребенком ряда имущественных прав.

В России первой из законодательно закрепленных обязанностей ребенка была обязанность повиновения родителям, веками менявшая свое содержательное наполнение, но просуществовавшая в несколько видоизмененной форме до 1917 г. Появление второй обязанности ребенка — обязанности получить определенный уровень образования — относится к законотворческой деятельности Петра I.

Непосредственно конституционные обязанности несовершеннолетнего могут констатироваться только

с принятием первых основных законов страны. Выделить обязанности ребенка из общей массы обязанностей граждан, предусмотренных советскими конституциями, не так просто. Связано это прежде всего с тем, что ни один из основных законов (как, впрочем, и Конституция РФ 1993 г.) не говорит прямо о наличии у несовершеннолетнего каких бы то ни было обязанностей. При определении конституционно-правового статуса нормативные акты употребляют общие термины «гражданин» и «трудящийся», не дающие возможности достоверно определить возрастные границы применения той или иной нормы.

В советский период правовая система разветвляется и усложняется настолько, что появляется возможность рассматривать большой массив документов в качестве непосредственных составляющих конституционно-правовой отрасли права, так как эти акты корреспондируют основным положениям конституций, находятся в непосредственной увязке с ними и регулируют намеченные ими отношения, развивая их. Тщательный анализ этой структуры позволяет сделать предположения о составе обязанностей несовершеннолетнего на территории нашей страны в советский период.

Преобразования в общественно-политической жизни России, отметившие начало XX в., внесли коррективы в подход к определению правового статуса ребенка. Впервые была четко установлена верхняя возрастная планка пребывания человека в этом статусе: понятие «совершеннолетний» применялось исключительно к лицам, достигшим возраста 18 лет.

Признание ребенка специальным субъектом права повлекло для него создание новых обязанностей.

Будучи полноценными членами советского общества, дети одновременно признавались в большей степени ответственными за происходящее в нем. Так, введение всеобщей трудовой повинности фактически означало появление у ребенка новой, возможно, известной практике и ранее, но никогда законодательно не закреплявшейся обязанности трудиться.

Первое проявление этой обязанности можно отнести к Декрету от 31 декабря 1917 г., вводившему обязательную трудовую повинность по очистке железных дорог и улиц городов от снежных заносов для населения в возрасте от 16 до 55 лет, проживающего на расстоянии не далее 10 верст от железной дороги1. Развитие этой идеи и окончательный перевод необходимости трудиться в статус конституционной обязанности относится к принятой в июле 1918 г. первой Конституции РСФСР, провозгласившей в ст. 18 всеобщую трудовую повинность, выражавшуюся в принципе: «Не трудящийся да не ест!». Всеобщность установленной трудовой повинности означала не только обязательность для граждан труда в любой сфере общественно полезной деятельности, она также подчеркивала бессрочность и безусловность этой обязанности вне связи ее с каким-то определенным временем или конкретными условиями (например, войной или стихийными бедствиями).

Возрастные пределы применения трудовой повинности были установлены в Кодексе законов о труде РСФСР 1918 г.: трудовая повинность распространялась на граждан в возрасте от 16 до 58 лет (для несовершеннолетних при этом устанавливался ряд льготных условий труда, включая запрет на ночные и подземные работы, сокращенное рабочее время). И хотя дети в возрасте до 16 лет трудиться были не обязаны, отнесение этой обязанности к несовершеннолетним от 16 до 18 лет дает возможность констатировать появление в первые годы советской власти для определенной категории детей новой конституционной обязанности — обязанности трудиться.

Конституция РСФСР 1925 г. также признала в ст. 9 труд обязанностью всех граждан республики. КЗоТ РСФСР 1922 г. в ст. 12 закрепил правило, согласно которому лица, не достигшие возраста 18 лет, обязательному привлечению к трудовой повинности не подлежали. Раздел XIII регулировал труд женщин и несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет (прием на работу лиц моложе установленного возраста запрещался), устанавливая целый ряд льготных условий труда для них, однако конституционная обязанность трудиться отныне на ребенка не распространялась.

Конституция СССР 1936 г. и Конституция РСФСР 1937 г. рассматривали обязанность трудиться как «дело чести каждого способного к труду гражданина» и помещали соответствующее правило в главу, посвященную основам общественного устройства (ст. 12).

В стране, однако, по-прежнему действовал КЗоТ РСФСР 1922 г., и дети были изъяты из числа субъектов этой обязанности.

Не изменилась ситуация и с принятием Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г.: обязанностью каждого способного к труду гражданина оставались «добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины». 9 декабря 1971 г. Верховным Советом РСФСР принят КЗоТ РСФСР, действовавший с изменениями до 1 февраля 2002 г. Он также признавал обязанными к труду только совершеннолетних граждан (хотя и разрешал, при соблюдении ряда условий, прием на работу лиц, достигших возраста 15 лет).

Конституционная обязанность ребенка трудиться была характерна лишь для первых лет существования советской власти — в период с 1917 по 1922 год, а в дальнейшем была полностью и безоговорочно отменена законодателем.

В советский период у детей мужского пола сформировались обязанности, связанные с предстоящим несением воинской повинности, базирующиеся на установленной конституциями всеобщей воинской повинности. Так, Декрет ВЦИК от 22 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству трудящихся» установил правило, согласно которому все граждане страны, не эксплуатирующие чужой труд, должны были проходить обязательное военное обучение, состоявшее из трех этапов: школьного, низшая ступень которого определялась Народным комиссариатом просвещения, подготовительного (для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет) и призывного (для граждан в возраста от 18 до 40 лет). Женщины участвовали во Всевобуче исключительно в добровольном порядке. Граждане, прошедшие курс обязательного военного обучения, ставились на учет как военнообязанные и по мере надобности пополняли ряды Красной Армии, а за уклонение или небрежное отношение к установленной обязанности обучения полагалось привлечение к ответственности. Однако в 1923 г. Всевобуч был отменен.

Концепция Всевобуча была возрождена Государственным Комитетом обороны СССР после начала Великой Отечественной войны приказом от 17 сентября 1941 г. Всеобщая воинская подготовка граждан охватывала мужчин в возрасте от 16 до 50 лет и осуществлялась вневойсковым порядком (вне армии) без отрыва от работы и учебы. Занятия проводились по 110-часовой программе, позволявшей получить военные знания и овладеть практическими навыками в объеме подготовки одиночного бойца. Система Всевобуча просуществовала до окончания войны и немало поспособствовала улучшению уровня подготовки призываемых в армию лиц.

От системы всеобщего военного обучения, возникавшей на территории страны дважды на протяжении

XX в., следует отличать более близкую современному правовому регулированию систему начальной и допризывной подготовки молодежи. Первое упоминание о ней относится к Закону СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности», посвятившему данной системе отношений целую главу. Закон предусматривал введение двухступенчатой подготовки несовершеннолетних лиц мужского пола к службе в армии: начальная военная подготовка проводилась во всех школах с 5 по 7 класс включительно (в учебном плане на нее должно было отводиться по 2 ч в шестидневку), а допризывную военную подготовку проходили уже учащиеся трех старших классов школы (8—10 классы) и ей соответствующих учебных заведений (техникумы, рабфаки, школы ФЗУ и др.), а также студенты вузов в случае, если они не прошли действительную военную службу (объем дисциплины был тот же — 2 ч в шестидневку). Начальная и допризывная военная подготовка проводилась штатными военными руководителями, труд которых оплачивался по сметам соответствующих комиссариатов. Руководство военной подготовкой было возложено на Народный Комиссариат обороны.

Во второй половине XX в. обязанности, связанные с предстоящим несением воинской повинности, формируются в окончательном виде, сохранившемся примерно с тем же правовым регулированием до нынешнего времени. Закон СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности», во-первых, предусмотрел для несовершеннолетних мужского пола, достигших возраста 17 лет, необходимость проходить процедуру приписки к призывным участкам по месту жительства, во-вторых, вновь подтвердил ранее установленную обязательность прохождения юношами допризывного возраста начальной военной подготовки (с учащейся молодежью такая подготовка, включая обучение гражданской обороне, проводилась в общеобразовательных школах, начиная с 9 класса, в средних специальных и ПТУ штатными военными руководителями; для юношей, не обучающихся в дневных учебных заведениях, предусматривалось прохождение начальной военной подготовки на специальных учебных пунктах, создаваемых на предприятиях, в учреждениях, организациях и колхозах).

В годы советской власти в окончательном виде формулируется еще один вид конституционных обязанностей ребенка, относящийся к лицам мужского пола, который можно назвать «обязанности, связанные с предстоящим несением воинской повинности».

Третьей основной конституционной обязанностью несовершеннолетнего, появившейся в российском государстве в XX в., является обязанность получить определенный уровень образования.

Впервые со времен Петра I минимальный уровень образования был введен в октябре 1918 г., когда ВЦИК утвердил Положение о единой трудовой

школе РСФСР, предусматривавшее обязательное бесплатное совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах первой (5 лет) и второй (4 года) ступеней. Единой системы народного образования в 1920-е гг., однако, не сложилось, что было связано с повсеместной многотипностью школ, обусловленной историческим прошлым, экономическими и культурными особенностями союзных и автономных республик, а также отсутствием единых учебных планов и программ, единства в планировании и организации учебных занятий.

Кроме того, обязанность детей получать образование не сразу перешла в разряд конституционных установлений. Конституция РСФСР 1918 г. делала акцент скорее на гарантированность образования для определенных классов населения, но не на его обязательность: «В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию РСФСР ставит своей задачей предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование» (ст. 17). Аналогичное положение с изъятием упоминания о рабочих и крестьянах содержалось в ст. 8 Конституции РСФСР 1925 г.

Толчком для изменения ситуации в образовании послужило принятое СНК РСФСР 20 августа 1923 г. решение приступить к разработке плана всеобщего обучения. Идея обсуждалась долго и в итоге нашла свое воплощение в постановлении ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. «О всеобщем обязательном начальном обучении». Этот документ окончательно закрепил двухступенчатый уровень обязательного образования, введя, во-первых, повсеместно на территории страны обязательное всеобщее обучение в объеме не менее 4-летней школы для детей обоих полов в возрасте от 8 до 10 лет, во-вторых, предусмотрев необходимость организации в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках всеобщего обязательного начального обучения в объеме школы-семилетки после окончания детьми школы первой ступени.

Разработанная концепция Всеобуча была поддержана положениями Конституций СССР и РСФСР 1930-х гг., закреплявших право всех граждан на получение образования, обеспечиваемое «всеобщеобязательным начальным образованием». С момента принятия этих нормативных актов можно констатировать появление в России новой конституционной обязанности ребенка — обязанности получить определенный уровень образования.

Обязанность эта в неизменном виде просуществовала до наших дней, менялся только предусматриваемый нормативными актами уровень обязательного образования. Первоначально введенное 7-летнее образование сменилось к началу 1960-х гг. обязательным 8-летним обучением детей в возрасте от 7 до 15—16 лет (Закон от 24 декабря 1958 г. «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем

развитии системы народного образования в СССР»). Позднее Закон СССР от 19 июля 1973 г. «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» установил необходимость обучения детей в общеобразовательных школах, начиная с 6 лет, и признал получение среднего образования «долгом и обязанностью каждого молодого гражданина». Этот правовой акт также провел четкую границу между ступенями обязательной средней школы и предусмотрел возможность продолжения обучения после окончания неполной средней школы (9 классов) в средних ПТУ и средних специальных учебных заведениях. Полное среднее образование впервые устанавливалось в объеме 11 классов.

Конституционный характер обязанности получить определенный уровень образования был в очередной раз подтвержден Конституцией СССР 1977 г. и Конституцией РСФСР 1978 г., содержавшими положения о том, что право граждан страны на образование обеспечивается «осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи».

На протяжении XX в. в России зародилась и развилась до современного уровня новая обязанность ребенка — обязанность получить определенный уровень образования.

Еще одна обязанность несовершеннолетнего, сохранившая в несколько измененном виде свое значение до настоящего времени, впервые введена Конституциями СССР и РСФСР 1930-х гг. Так, ст. 130 Конституции СССР предусмотрела обязанность каждого гражданина «соблюдать Конституцию СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития». Аналогичное положение содержалось в Конституции РСФСР.

Введение подобной общей обязанности, призванной гарантировать исполнение каждым гражданином (в том числе не достигшим совершеннолетия) всех применимых к нему нормативных установлений, относящихся к разным сферам жизнедеятельности человека, вывело законодательное регулирование конституционно-правового статуса личности на новый уровень. Отныне нет необходимости рассматри-

вать обязанности ребенка в приложении к каким-то определенным отношениям, регулируемым той или иной отраслью законодательства, достаточно констатировать у него наличие главной обязанности — обязанности выполнять требования конституции и законов.

Нововведением Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. стала обязанность уважать права и законные интересы других лиц. Она сопровождалась обязанностями «быть непримиримым к антиобщественным поступкам» и «всемерно содействовать охране общественного порядка» (ст. 65). И если две последние обязанности носят скорее идеологически-пропагандистский характер, то значимость обязанности уважать права и законные интересы других лиц никем в современном мире не оспаривается.

Особого внимания заслуживают введенные Конституциями 1970-х гг. обязанность беречь природу и охранять ее богатства (ст. 67) и необходимость заботиться о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей (ст. 68). Эти обязанности не только отражали зарождение в обществе (в том числе на международном уровне) новых приоритетов правового регулирования, но и создали прочный фундамент для современного отношения законодателя к этим вопросам. Новые обязанности относятся к числу негативных (т.е. заключающихся прежде всего в необходимости воздержания их субъектов от действий, способных нанести вред природе либо культурным ценностям), а потому в полной мере применимы к детям, о чем свидетельствует возможность применения к несовершеннолетним мер ответственности за совершение запрещенных законом деяний, наносящих вред охраняемым объектам.

Таким образом, действовавшие на протяжении XX в. Конституции СССР и РСФСР содержали в себе немало указаний на обязанности граждан, применение которых было возможно в отношении несовершеннолетних.

1 Васьков П.В. Право на труд как основное социально-экономическое право граждан и обязанность граждан трудиться в советских конституциях // История гос-ва и права. 2007. № 19. С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.