Научная статья на тему 'Объяснительная журналистикаи ее влияние на трансформацию имиджевых политических текстов'

Объяснительная журналистикаи ее влияние на трансформацию имиджевых политических текстов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
733
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ИМИДЖЕВЫЕ ТЕКСТЫ / МЕДИАТЕКСТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ИМИДЖЕВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Буркова Ольга Сергеевна

В статье рассматриваются тенденции современной журналистики, В частности, объяснительная журналистика, которая детально объясняет актуальные вопросы современности, повестки дня с использованием современных средств коммуникации. Наряду с этим вопросом рассматривается причинно-следственная связь объяснительной журналистики и имиджевых политических текстов, которые при высокой популярности объяснительной журналистики трансформировались и стали объяснительными политическими имиджевыми текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объяснительная журналистикаи ее влияние на трансформацию имиджевых политических текстов»

(25) Агюльон, Бонте, 69-77. "Многие семьи таких Марьян были просто изуродованы Третьей республикой - самой длительной на протяжении всей истории (коммуна, дело Дрейфуса, война 1914-1918 годов, разделение церкви и государства), что стало причиной критики и недовольства. Республике удалось выстоять и оздоровиться за счет консервативной революционности и католической буржуазности рабочего класса», - отмечают упомянутые авторы (71).

(26) Банвиль упоминает в своей Истории в 1925 году (см 1959: 540).

(27) См. http://fr.wikipedia.org/wiki/Affaire_ des_fiches_%28France%29, со всей осторожностью, необходимой для такого рода источников. Книга Бруно Бенье «Дело о денонсации» (1900-1914) появилась в Ла-Рош-сюр-Йон Католического института высших исследований в 2005 - она может дать ясную картину источников. Банвиль отмечает сухо: «...политика была введена в самой армии, стоявшей далеко

от гражданского раздора». Дело о денонсации было организовано против офицеров, участвовавших в беспорядках. Между тем, наиболее демагогическая пропаганда была вполне свободной, даже касаясь тех, кто нападал на идею патриотизма» (1959: 541).

(28) Образы призывника Камиля и щеголеватого парня, работающего под флагами, направлены на поощрение юношей из рабочего класса выполнить свой долг. Очевидны простота, популизм, национальная живость этой картины. Камиль - персонаж своеобразного «военно-аграрного водевиля». См выше, примечание (1).

(29) Яблонька, см. выше.

(30) Более детальный анализ этого праздника см.: Жан-Пьер Блуа, История 14 июля Ренн, издания Ouest-France, 1991. 1899 год (время возврата Маршан во Францию), с. 221.

Следующая статья: на острие пера: слова и образы первых месяцев Великой войны.

О. С. Буркова

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ИМИДЖЕВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ

В статье рассматриваются тенденции современной журналистики, В частности, объяснительная журналистика, которая детально объясняет актуальные вопросы современности, повестки дня с использованием современных средств коммуникации. Наряду с этим вопросом рассматривается причинно-следственная связь объяснительной журналистики и имиджевых политических текстов, которые при высокой популярности объяснительной журналистики трансформировались и стали объяснительными политическими имиджевыми текстами.

Ключевые слова: объяснительная журналистика, имиджевые тексты, медиатексты, социальная коммуникация, трансформация имиджевых политических текстов.

Журналистика и связи с общественностью тесно взаимодействуют на протяжении всего существования социальных коммуникаций. Тенденция мировых СМИ показывает, что обособленное функционирование имиджевых текстов от традиционной журналистики невозможно.

Безусловно, две сферы обладают отличными друг от друга характеристиками и целями, но нельзя исключить влияние одной сферы на другую. Так, в настоящее время мы наблюдаем расцвет объяснительной журналистики, которая нашла отражение в информационных

политических кампаниях и избирательных политических кампаниях.

Объяснительная журналистика - деятельность по созданию материалов, в основе которых лежит объяснение общественно значимых вопросов с использованием терминов, понятных целевой аудитории; отличается насыщенностью видео, аудио, графических зарисовок, фотоподборок.

В 1984 году было опубликовано эссе «Making Hard Facts Easy Reading» Джина Паттерсона, написанное для Washington Journalism Review. В том же 1984 году родился Эзра Кляйн, быв-

ший журналист Washington Post, автор блога Wonkblog. Связать эти события несложно. Эссе, по сути, породило тренд explanatory journalism (объяснительная журналистика), который набрал популярность в новостных медиа в 2014 году. А Эзра Кляйн в начале 2014 года создал ресурс Vox.com, ставший визитной карточкой и синонимом этого тренда.

Большим толчком для становления стал сайт vox.com, а в дальнейшем и другие подобные ресурсы, но все-таки главным сайтом этого направления считается vox.com. Информационные площадки, которые не пишут, а «объясняют» становятся популярными во всем мире. Некоторые эксперты назвали эту тенденцию the next big thing.

Тенденция объяснительной журналистики и вовлечение в эту журналистику имиджевых аспектов стали актуальными в нашей стране именно в 2014 году, так как именно в этом году на Россию обрушились главные мировые события, которые коснулись всех сфер жизнедеятельности. Информации было настолько много, что вычленять главное и «правдивое» становилось с каждым днем все труднее. Конечно все узнают информацию из СМИ, но появилась потребность в таком формате журналистских текстов, которые бы снизили панику, назревшую в обществе. Материалы в газетах и по телевидению будут понятны, успокоят и помогут принять решение, как сохранить деньги и стоит ли ехать на Сейшельские острова при возрастающем количестве заболевших вирусом Эболы. Читали подобные статьи все без исключения, т.е среднестатистический электорат, который элементарно хотел понять как дальше работать, покупать продукты, оплачивать коммунальные счета и просто жить.

В этот момент на помощь аудитории пришла объяснительная журналистика, готовая объяснить происходящее с помощью ярких схем и тезисных ответов на главные вопросы жителей нашей страны.

Специалисты по связям с общественностью оперативно реагируют на тренды, поэтому не только заинтересовались объяснительной журналистикой, но и активно ее использовали, трансформировав имиджевые тексты в объяснительные материалы, которые можно характеризовать как объяснительные материалы персоны, заинтересованной в продвижении себя как политического лидера.

Имиджевый политический текст содержит тщательно отобранные данные, показывающие

достоинства, преимущества и самые положительные отличительные характеристики деятельности политического лидера или политической организации.

Взяв имиджевый политический текст за основу и объяснительную журналистику как метод реформирования таких текстов, специалисты по продвижению получают новый продукт, эффективный, способный привлечь аудиторию, повысить уровень лояльности электората. Происходит трансформация текста. При аффинитивности групп и целей имиджевого текста и объяснительной журналистики возникает новый жанр имиджевых текстов -объяснительные имиджевые тексты.

Таким образом, к новым тенденциям в политических коммуникациях можно отнести появление объяснительных имиджевых текстов.

Объяснение людям новых реформ и роли политического лидера в разработке законопроекта, открытии новой больницы становится не просто новостной информацией, а носит психологический характер. Так как правильно преподнесенная информация, в данном случае, правильно объясненная, является залогом успеха в предвыборной кампании, в частности, в построении полного, выгодного образа политической персоны.

При создании такого текста нужно руководствоваться единой целью - объяснить сложный материал самому неподготовленному избирателю, читателю, единственный навык которого - умение видеть и читать.

Объяснительные тексты могут создаваться в разных формах с разными составляющими трансформирующихся имиджевых текстов. Например, в виде списка-опросника.

Биографические тексты могут быть заменены фотоподборкой из жизни кандидата. Нет необходимости писать большую сухую биографию, когда можно заменить ее фото, поставив под ней подпись с датой и кратким описанием персон на фото. Объяснительные имиджевые тексты могу содержать видеофайлы, которые дополнительно разъясняют основную тему имиджевого материала.

Принципами современной объяснительной журналистики, которые активно используются в объяснительных имиджевых текстах, являются:

1) отсутствие лишней и неважной информации в текстах, материал должен быть небольшим, чтобы даже не подготовленный читатель смог прочитать его до конца;

2) за один раз рассказывается одна сложная история в соответствии с хронологией события. Например, вопрос влияния стоимости нефти на курс доллара в период с объявления санкций до момента создания материала;

3) перевод терминов на понятный для читателя язык. Также для повышения эффективности таких текстов характерно использование аналогий и сравнений, простые предложения, цифры и факты, как можно больше визуализации.

Стоит отметить, что объяснительные тексты - это продукт трансформировавшихся аналитических текстов. Но большим отличием здесь является то, что аналитические тексты очень сложны в восприятии для среднестатистического представителя электората, а объяснительные тексты могут быть понятны любому человеку.

Имиджевые тексты при трансформации не теряют главного - антропоцентричности и эмо-тивности как составной части модальности, то есть сохраняется модель автор-текст-целевая аудитория. В объяснительных имиджевых текстах присутствует оценочная лексика. Имиджевый текст создается с учетом особенностей составления и представления ожиданий читателя, автор вкладывает в имиджевый текст то, что нужно увидеть аудитории, иными словами, создает нужный имидж, с главными характеристиками политической персоны. Таким образом, в объяснительном имиджевом тексте учитываются ожидания и мнения читателей.

При трансформации политические имиджевые тексты сохраняют свои функции: ценностно-целевую (донесение до адресата возможности реализации мер по решению актуальной проблемы); стратегическую (контроль конкурентного пространства, что проявляется в том, что политическая персона первой реагирует на актуальные проблемы и старается первой объяснить ее целевой аудитории, отстраивая свой имидж от других кандидатов); социальную и психологическую (способствование формированию мотиваций и потребностей электората).

Все функции направлены на формирование соответствующего сознания, интереса и поведения адресата, которые изначально формируются на этапе создания программы продвижения политического лидера.

Сегодняшний взлёт популярности объяснительной журналистики и как следствие объяснительных имиджевых текстов, можно объяснить расширяющимися технологическими возможностями, а также необходимостью как-то

отделять информацию в большом новостном потоке, доставляя аудитории упрощённый, но не дилетантский набор информации по определенной актуальной теме. Наличие современных гаджетов, возросший интерес к политике и экономике способствует тому, что объяснительные тексты нужны каждому.

Еще один важный признак объяснительной журналистики — ее непосредственность. Практика показывает, что имиджевые тексты размещаются не только в непривычном для всех виде, но и на нехарактерных площадках СМИ. Такими площадками могут выступать форумы, порталы, газеты и журналы, связанные со строительством частных домов, садоводством. Площадки выбраны не случайно, например, большая часть садоводов - пенсионеры, а именно они являются активными избирателями, поэтому при подборе канала коммуникации нужно учитывать целевую аудиторию и искать ее на нетипичных для других площадках.

Политики зачастую выступают экспертами в вопросах экономики, недвижимости, медицины. Это происходит из-за ряда факторов, одним из которых является специальность, полученная в вузе. Также, возможно, политик долгое время занимал должность, не связанную с политикой, что дает ему право выступать экспертом в вопросах металлургии или легкой промышленности.

Одним из самых простых примеров объяснительных текстов, которые превратились в имиджевые, можно считать статьи на городских порталах по актуальным вопросам, а также материалы в общественно-политических изданиях.

Например, в городе Челябинске объяснительные имиджевые тексты мы можем увидеть на портале 74.ru, где политические персоны города, используя свои знания и навыки, объясняют жителям области самые актуальные вопросы, которые волнуют каждого. Так, к примеру, за последний месяц на портале появились темы с объяснением, куда лучше вложить деньги при нестабильности рубля, при каких условиях инвесторы дают деньги на бизнес-проекты, как получить социальные выплаты, о пенсионной реформе [2].

Также активно встречаются объяснительные имиджевые тексты в газете «Южноуральская панорама» [1]. Например, появилось несколько материалов, где первые лица региона рассказывают о том, что в прошлом году депутаты Законодательного собрания Челябин-

ской области внесли поправки в региональный закон об оказании бесплатной юридической помощи. В материале с помощью инфографи-ки показана вся система работы по оказанию юридической помощи, дан комментарий специалиста, заместителя председателя Законодательного собрания Челябинской области, председателя комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению.

Читатель, потенциальный избиратель, воспринимает такой материал как подготовленный не журналистом издания, а как написанный представителем ЗСО. Такой материал непременно найдет отклик у целевой аудитории, так как информация не только понятна, но и полезна.

Проанализировав имиджевые объяснительные материалы, мы выявили темы, которые активно использовались для привлечения внимания к политическим персонам за 2014 год.

Такими темами стали: всплеск уровня заболеваемости лихорадкой Эбола, рецессия в экономике, обвал рубля, смена руководителей региона, Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, присоединение Крыма, конфликт Украины и России, переселенцы с Украины, повышение тарифов ЖКХ, реформирование

пенсионной системы. Эти темы были активно использованы в отстройке политического имиджа.

Главным постулатом в работе специалиста по продвижению политической персоны или политической организации является умение найти темы для объяснения, которые интересуют как можно больше людей, следовательно, привлечь внимание к продвигаемой персоне.

Делая вывод, отметим, что объяснительный политический имиджевый текст - социальный медийный продукт, отражающий запросы времени в самых различных сферах деятельности, имеющий манипулятивную функцию в работе с общественным сознанием, формирующий конкурентную среду. Адресатом выступают читатели, потенциальные избиратели, адресант формирует текст, языковые средства в соответствии с портретом электората.

Список литературы

1. http://www.up74.ru.

2. О кризисе и о том, чему кризис не помеха [Электронный ресурс] - URL: http:// chelyabinsk.ru/text/accentsweek/878467. html?video=1#video.

O. S. Burkova

EXPLANATORY JOURNALISM AND ITS IMPACT ON IMAGE TRANSFORMATION POLITICAL TEXTS

This article examines trends in modern journalism, particularly, explanatory journalism, which explains in detail topical issues of our time, agenda, using modern means of communication. Along with this issue is considered a causal relationship explanatory journalism andfashion political texts that are highly popular explanatory journalism transformed and became political imagery explanatory texts.

Keywords: explanatory journalism, image texts, media texts, social communication, transformation of image of political texts.

References

1. Available at: http://www.up74.ru. accessed 25.01.2015 (in Russ.).

2. O krizise I o tom, chemu krizis ne pomecha [=On the crisis and about what the crisis is not an obstacle], available at: http:// chelyabinsk.ru/text/accentsweek/878467.html?video=1#video, accessed 25.01.2015 (in Russ.).

Буркова Ольга Сергеевна, аспирант кафедры социальной коммуникации Уральского государственного университета физической культуры.

olga.zs74@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.