Научная статья на тему 'Обводы точечного ряда уравнениями упругой линии'

Обводы точечного ряда уравнениями упругой линии Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
86
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обводы точечного ряда уравнениями упругой линии»

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

УДК 515

Е. Г. Утишен, А. В. Завидский, Ю. Л. Дроздов, В. Г. Ли ПРИБОР ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ГЕЛИКОИДОВ

Авторами разработано устройство на уровне изобретения для изучения и демонстрации образования винтовых линейчатых поверхностей. Прибор относится к учебным устройствам по геометрии и может быть использован во всех высших и средних технических учебных заведениях.

Предлагаемая конструкция представляет собой трехмерную действующую модель, содержащую основание, ортогонально к которому установлен цилиндр с чертежом винтовой линии, спицы, имитирующие образующие геликоида, винтовую пару для перемещения цилиндра по направляющим, которые ортогональны основанию, шарниры, установленные вдоль чертежа винтовой линии, модель цилиндрической винтовой линии, соосной цилиндру, которая снабжена шарнирными ползунами вдоль нее и жестко укреплена на основании.

Прибор позволяет демонстрировать образование открытых винтовых линейчатых поверхностей в динамике их трансформации друг в друга:

— косого конволютного геликоида (образующая не перпендикулярна оси винта);

— прямого конволютного геликоида (образующая перпендикулярна оси винта);

— винтового торса (образующие касаются цилиндрической винтовой линии).

Действующий макет прибора разработан, изготовлен и используется в учебном процессе на кафедре инженерной графики с 1991 г. Семейство подобных объемных динамических приборов разработано на кафедре и позволяет на практических и лекционных занятиях создать необходимую проблемную ситуацию при изучении сложных кривых поверхностей и обеспечить выработку навыков комбинаторно-пространственного мышления у студентов технического вуза.

На конструкцию прибора подана заявка на предполагаемое изобретение №4902253 от 14.01.91 г. и получено положительное решение на выдачу патента от 27.01.93 г.

УДК 515

В. М. Основии

ОБВОДЫ ТОЧЕЧНОГО РЯДА УРАВНЕНИЯМИ УПРУГОЙ ЛИНИИ

Для получения таких обводов необходим поиск статически уравновешенной системы сил или моментов, деформирующих реально заданную струну, пластину или поверхность.

В работе показывается, что по заданой степени гладкости без уточнения функции, можно получать нужные обводы непосредственно на стапеле, где монтируется изделие, используя справочные уравнения упругих линий. При задании функции обвода задача усложняется из-за необходимости коррекции кривой внутри интервала между точками ряда.

Секция инженерной графики

УДК 621.833

В. М. Основин О ВЫБОРЕ ПАРАМЕТРОВ ДИСКОВЫХ ПОЧВОЗАЦЕПОВ В УСЛОВИЯХ ЗАЛИПАНИЯ ЕГО ЗУБЬЕВ ГРУНТОМ

Получены выражения, позволяющие вычислять размеры дисков для обеспечения подачи потока семян по всей ширине захвата сошника и их выброса в почву, а также проверять величину подъемной силы для предотвращения выскакивания сошника на поверхность, что создает риск замерзания семян либо их попадания на высохший и неудобренный уровень почвы. Если расчеты не дают обоюдно подходящего значения момента вращения и величины подъемной силы меньше допустимой, то эту задачу решают конструктивными способами, увеличивая вес сошника, либо площадь крыла или угол его атаки, либо дополнительным давлением гидравлики или пружинами сеялки.

УДК 515 . , ,

А. Ф. Парников

УЧЕБНЫЙ ПРИБОР «ПОЗИЦИОННЫЕ И МЕТРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»

Рассматривается конструкция учебного прибора, с помощью которого моделируется в пространстве решение задач курса начертательной геометрии по темам: задание плоскости, плоскости частного положения, линии плоскости, построение перпендикуляра к плоскости и плоскости, параллельной заданной. На базе перечисленных задач демонстрируется поэтапное построение пространственной модели студенческой самостоятельной работы. Шарнирные узлы прибора и винтовые зажимы позволяют варьировать решение всех поставленных задач при выполнении домашней работы. Модели гранных поверхностей задают призму и пирамиду и представляют построение их разверток.

1,89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.