Научная статья на тему 'Обучение женскому рукоделию в православных монастырях'

Обучение женскому рукоделию в православных монастырях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЕЙ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / РУКОДЕЛИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Молчан Э. М., Шапиро Б. Л.

В статье рассматривается история швейного образования. Отмечаются особенности образования, полученного в православных монастырях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение женскому рукоделию в православных монастырях»

Молчан Э.М., Шапиро Б.Л., Сергиев-Посадский филиал Высшей школы народных искусств (института)

Обучение женскому рукоделию в православных монастырях

Духовная жизнь общества выступает отражением общественного бытия и составляет одну из важных проблем психолого-педагогических исследований, активно воздействуя на практическую деятельность человека. Без осмысления сущности русского женского рукоделия как внутреннего источника, конституирующего аспект культуры, невозможно осознать ее роль в духовном самоопределении человека. В связи с этим, исследовательской задачей авторов данной статьи является анализ русского женского рукоделия в православных монастырях.

Культура русского женского рукоделия создавалась в течение тысячелетий, во время которых претерпевала изменение как духовно-нравственной, так и материальной составляющей.Исследования сущности русского женского рукоделия представлены в работахН.Я.Аристова, С.И. Гулишамбарова, С.А.Давыдова, И.Е. Забелина, Игумении Евгении и др.,где раскрывается сущность данного феномена, исследуется проблема обучения женскому рукоделию в православных монастырях.

В исследуемый период к женским рукоделиям принадлежали «...общие рукоделия - вязанье на спицах чулка и пр., вязанье крючком салфеточек, воротничков, кружев, детских башмачков, кофточек, шапочек и т. п., шитье иголкой, вышиванье, штопка и починка белья и платья, кройка простого белья и платья - и специальные рукоделия: изготовление белья и меток более сложных, шитье платьев по модным картинкам, делание искусственных цветов и шляп и изящные работы»[9, с. 947].

Из всего многообразия женских рукоделий в монастырях более всего

занимались шитьем повседневной одежды для насельниц и облачений, золотным

шитьем (изготавливались митры, ризы и другие церковные одежды), вышивкой

икон бисером, ткачеством поясов с молитвами, вышиванием ладанок,

29

изготовлением восковых цветов. Также многие из православных монастырей выполняли заказы, поступающие из «мира». Основным видом рукоделий, выполняемых на заказ, было, так называемое, «белое» шитье, то есть белошвейные работы.В монастырских мастерских изготавливали комплекты (так называемые парюры) приданого белья для невест, для новорожденных, повседневное белье, как ночное, так и денное.Изготовленное белье снабжалось метками в виде монограмм, содержащими инициалы имени и фамилии заказчика. Искусство вышивания бельевых меток широко применялось и, следовательно, было весьма развито.Использовались технологии вышивки гладью и крестом, белыми или цветными нитками, с включениями ажура и инкрустаций. Другим, также популярным в женских монастырях видом рукоделиябыло изготовление плетеного кружева. Часто продукты обоих видов рукоделий - белое шитье и плетеное кружево - соединялись в одном изделии, представляя собой великолепный образец монастырского рукоделия.

Девочки обучались ремеслам под присмотром старших, опытных в рукоделиях монахинь. Обучение начиналось с трех лет, вначале в форме игры; в семь лет переходили к простым урокам, и к совершеннолетию достигали вершин мастерства. Освоив женские ремесла, занятия ими не оставляли в течение всей жизни, до глубокой старости.

Женское рукоделие в монастырях применялось особенно широко, в силу потребности Церкви в богатом убранстве. «Какое же рукоделие было соответственнее монастырскому настроению мысли, как не то, которое прямо шло на украшение Божьего храма», - отмечает историк И.Е. Забелин [4, с. 219]. Еще Феврония Муромская, история бытия которой относится к ХШвеку, в бытие ее крестьянкой «сядешебо едина девица и ткаше красна, пред нею же заец скача», «а ставши княгинею, а потом и монахинею, однажды в храме Пречистые соборные церква своими руками шила воздух, покров на св. сосуды, на нем же бе лики святых»[1, с.134].

Случай этот не был особенным в истории монастырского рукоделия. Под

1365 г. в летописях отмечалось: «Княгиня же Василиса ... сама начажити в

монастыре у св. Зачатья, иже сама создала при князи своем; тружаяся рукодельем,

30

постом, поклоны творя, молитвами и слезами, стоянием нощным и не спанием; многажды и всю нощь без сна пребываше; овогда чрез день, овогда чрез два, иногда же и пять дней не ядяше; в мовыю не хожаше, в срачице не хожаше, но власяницу на теле своем ношаше» [4, с. 219].

Обучение рукоделиювоспитанниц монастырей, прежде всего, было обусловлено экономически. Так, например, на рубежеХ1Х -XX веков за пошив простого платья с кофтой или платья покроя «принцесс» без отделки платили от 1 р. 20 к. до 1р. 50 к., платья с баской и отделкой - 1 р. 50 к., остромодного платья по образцу из журнала - 4 р. Пошив мужской пары, то есть пиджака, брюк и жилета оплачивался от 2 р. 25 к. до 3 р. 50. к. Перешив старого овчинного полушубка стоил 50 к., за пошив пальто на вате и меху платили от 3 до 5 р. Пошив драпового пальто без ваты стоил 2-3 р., в зависимости от сортности; летнего пальто - в среднем 2 р., брюк - около 1 р.За пошив дюжины грубых рубах платили 1 р.-1р. 50 к., рубашки среднего качества оплачивались в размере 2-3 р. за дюжину; пошив дюжины рубашек лучшего качества приносил швее 5- 6 р. Сельской портнихе за одно изделие платили от 1 р. до 2 р. при готовом содержании[2, с. 87-93].На плетении кружев мастерица могла заработать до 50 к., столько же, или чуть меньше получала за один день своей работы золотошвейка. Вязание пухового платка приносило 15 к. в день, примерно как и его починка, в зависимости от величины и толщины вязания[3, с. 28].Столько же зарабатывала модистка, сшивающая соломенные шляпы по фасонам заказчиков, работающая сдельно и изготавливающая не менее трех изделий в день. Следовательно, при доходе обывательской семьи в размере от 50 до 75 р. в месяц, овладение искусством изготовления одежды было для женщин серьезным подспорьем в хозяйстве.

Швейное образование, полученное в стенах монастырей, неизменно отличалось высочайшим качеством, и, следовательно, пользовалось признанием и в более поздний период. «Стегали одеяла, готовили на экспорт вышитые платки, полотенца, покрывала, шили мячики-гремушки. Монашки были лучшими мастерами, руководили нашей работой», - вспоминает работу в Хотьковской женской трудовой артели Анна Васильевна Голубева [6, с. 140].

Система обучения рукоделию в женских монастырях окончательно

31

сформировалась в XVIII веке; историки связывают этот процесс с реформами Петра I. «Велено оным пряльям шести человекам до совершенного в том монастыре всех монахинь по должности обучения быть в том Хотьковском девичьем монастыре по-прежнему. А как те монахини все совершенно против Указных образцов лен устроят и пряжу прясть все изучены будут, тогда-то и учащимися монахинями сделанной пряже принесть пробы», -сказано было в Указе Святейшего Синода от 10 декабря 1722 г. [8, с. 40].Данный Указ дополняется пометой архимандрита: «Записав в книгу, учинить по сему и послать в монастырь Указ о присылке проб пряжи, которую обученные монахини пряли, также и ведомостей, сколько льну выпряли и что чего пряжи на лицо» [8, с. 41]. Следовательно, надзор за качеством монастырского обучения рукоделию находился на самом высоком уровне.

Рукодельные женские работы являются крайне монотонными, трудоемкими, кропотливыми занятиями, что требовало от человека немалых усилий и способствовало формированию таких добродетелей как любовь, терпение, трудолюбие, усердие. «Для женщины рукоделие необходимое занятие. Оно бывает ей нужно в бедности, в которой человек, какое бы он не имел состояние, находиться может; или даже как удовольствие, ибо случается работать для любезных нам людей, в знак памятования о них, и для себя, в дом (свой труд всегда приятнее иметь на глазах, нежели чужой), или еще когда находишься в таком состоянии здоровья, что не можешь ни читать, ни рассуждать, - сие часто бывает с людьми слабого здоровья, - тогда, чтобы не быть в праздности, занимаешь себя каким-либо рукоделием и время проходит не так скорбно», -говорилось основательницей Борисо-Глебо-Аносина девичья монастыря игуменией Евгенией [5, с. 14].

Таким образом, рукоделие приобрело роль материального выражения добродетелей личности, как устойчивых черт характера русской женщины, а послушание рукоделием было одним из факторов, выражающих потребность в духовно-нравственных ценностях и целях, создающих особую духовно-нравственную атмосферу, присущую православному монашеству.

В связи с этим, можно утверждать, что обучение женскому рукоделию в

32

православных монастырях, среди которых главным было шитье и вышивание, первоначально имело финансовую причину. Высококачественные монастырские изделия имели устойчивый сбыт, что обеспечивало прочное экономическое положение, как монастыря в целом, так и его сестер. С течением времени, главной составляющей проблемы обучения рукоделию в монастырях стал ее духовно-нравственный аспект: во-первых, как возможность приобретения знаний по женскому рукоделию в православных монастырях, во-вторых, в духовном самосовершенствовании личности и, в-третьих, в претворении внутренних духовных добродетелей в практическое действие и поведение.

Список литературы:

1. Аристов Н.Я. Промышленность древней Руси. Изд. 2-е, испр. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. (Академия фундаментальных исследований: история).

2. Гулишамбаров С.И. Предметы одеяния: готовое платье, белье, обувь, шляпы и проч. Производство и торговля в главнейших странах. - СПб.: Печатня Р. Голике, 1902.

3. Давыдова С.А. Очерк пуховязального промысла в России // Кустарная промышленность России. Женские промыслы в очерках С. А. Давыдовой, Е.Н. Половцовой, К. Г. Беренс и Е.О. Свидерской. - СПб., 1913.

4. Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII ст. - Новосибирск: Наука, 1992.

5. Игумения Евгения, основательница Борисо-Глебо-Аносина общежительного девичья монастыря. - М.: Путь, 1995.

6. Малые города России. Хотьково. Очерки истории земли Радонежской / сост. Н.Н. Соловьев. - Сергиев Посад, 2004.

7. РГАДА. Ф. 1449. Оп.1. Д. 493. Л. 1.

8. Смирнов С. Покровский Хотьков девичий монастырь. Изд. 6-е. - М., 1885.

9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1890-1907. Т. ХХХША (66).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.