Научно-практический журнал «Гуманизация образования» № 5/2013
Презентация научных работ - Лауреатов Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2012 года, проводимого Фондом развития отечественного образования
Казакова О.П.
ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
К КАНДИДАТСКОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Подготовка в рамках аспирантуры любой специальности предполагает совершенствование иноязычной компетенции как в целях совершенствования профессиональной компетентности специалиста, так и в целях обеспечения его профессиональной мобильности. Знание иностранного языка позволяет проработать предмет диссертационного исследования с учетом точек зрения зарубежных специалистов и использовать иноязычные источники для более глубокого раскрытия темы.
Согласно программе экзамена аспирант должен продемонстрировать умения изучающего и просмотрового чтения и последующего реферирования иноязычного текста на иностранном языке и умения вести беседу по темам, связанным с его научной деятельностью. Таким образом, содержательная составляющая подготовки аспирантов в первую очередь отражает язык специальности, в рамках которой осуществляется диссертационное исследование.
Учебно-методическое пособие «Английский язык для аспирантов педагогического вуза»
О.П. Казаковой и Е.А. Суровцевой предлагает технологию подготовки к кандидатскому экзамену по английскому языку, позволяющую не только сэкономить время и силы аспирантов, но и продемонстрировать им потенциал иностранного языка, реализация которого поможет в становлении и совершенствовании профессиональных качеств и после сдачи кандидатского минимума.
Целью предлагаемого учебного курса является овладение аспирантами и соискателями необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в областях культурной, профессиональной и научной деятельности. Изучение иностранного языка в рамках данного курса призвано также обеспечить повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию; развитие когнитивных и исследовательских умений; развитие информационной культуры.
Основным направлением подготовки, таким образом, является работа с текстом. Авторы пособия предлагают пошаговый алгоритм организации работы по усвоению языка специальности, который соответствует этапам отчетности: предъявление глоссария специальной лексики по теме исследования, знание которой необходимо для понимания данного текста; подготовленный пересказ прочитанного блока с использованием соответствующих клише; комментарии заглавия или таблиц / графиков / схем / формул и другого сопровождающего текст материала; преподаватель проверяет умения неподготовленного пересказа отрывков из проработанного текста (требования второго вопроса экзамена).
Курс предусматривает повторение типичных для научного текста грамматических явлений английского языка и выполнение ряда упражнений для закрепления навыков. Кроме того, согласно структуре экзаменационного билета, аспиранты отрабатывают монологические и диалогические умения, позволяющие вести беседу о научной деятельности экзаменующегося.
Особое внимание уделяется на стратегии работы в системе интернет, направленных на поиск как текстов для экзамена, так и учебных материалов по усвоению языка специальности.
Многолетний опыт работы по подготовке аспирантов к кандидатскому экзамену по иностранному языку подтверждает эффективность предлагаемого алгоритма организации работы, что позволяет говорить о разработанной технологии, которая отражена в пособии.
31