Научная статья на тему 'Обучение в сотрудничестве как условие формирования у студентов мотивации научного творчества'

Обучение в сотрудничестве как условие формирования у студентов мотивации научного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ / COOPERATIVE LEARNING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / SCIENTIFIC CREATIVITY / МОТИВАЦИЯ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА / MOTIVATION OF SCIENTIFIC CREATIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUABLE ORIENTATIONS / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / RESEARCH OF STUDENTS / INFORMATIVE NEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молодцова Татьяна Даниловна, Шалова Светлана Юрьевна, Кобышева Лариса Илларионовна

Исследование направлено на определение эффективности организации обучения в сотрудничестве с целью формирования мотивации научного творчества у студентов. В статье раскрыто содержание мотивации научного творчества, которая включает в себя: потребности, собственно мотивы и ценностные ориентации. Первые два уровня побуждают человека к научному творчеству, а ценностные ориентации регулируют его в каждой конкретной ситуации. Выделены особенности технологии обучения в сотрудничестве. Ее преимущество состоит в том, что она обеспечивает понимание другого человека, его взглядов, убеждений, интересов, что, в свою очередь, способствует обмену ценностями. В статье представлены материалы эмпирического исследование, которое проводилось в Таганрогском институте имени А.П. Чехова. Технология обучения в сотрудничестве использовалась в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (Общие основы педагогики, История педагогики и образования, Общая и экспериментальная психология, Социально-педагогическая деятельность и др.), и в процессе организации внеучебной познавательной деятельности. В статье приведены примеры заданий для обучения в сотрудничестве. Было установлено, что основным мотивом включения студентов в исследовательскую деятельность является познавательный интерес. Мониторинг формирования мотивации научного творчества студентов подтверждает эффективность использования технологии обучения в сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COOPERATIVE LEARNING AS THE CONDITION OF FORMATION OF MOTIVATION OF SCIENTIFIC CREATIVITY AT STUDENTS

The research is directed to determination of efficiency of the organization of Cooperative learning with the purpose of formation of motivation of scientific creativity at students. In article the content of motivation of scientific creativity which includes is disclosed: requirements, actually motives and valuable orientations. The first two levels induce the person to scientific creativity, and valuable orientations regulate it in each concrete situation. Features of technology Cooperative learning are marked out. Her advantage consists that she provides understanding of other person, his views, beliefs, interests that, in turn, promotes exchange of values. Materials empirical a research which was conducted in Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics are presented in article. The technology of Cooperative learning was used in the course of teaching psychology and pedagogical disciplines (The general fundamentals of pedagogics, History of pedagogics and education, the General and experimental psychology, Social and pedagogical activity, etc.), and in the course of the organization of extracurricular cognitive activity. In article examples of tasks for training in cooperation are given. It has been established that the main motive of inclusion of students in research activity is the cognitive interest. Monitoring of formation of motivation of scientific creativity at students confirms efficiency of use technology of Cooperative learning.

Текст научной работы на тему «Обучение в сотрудничестве как условие формирования у студентов мотивации научного творчества»

педагогические науки

Молодцова Татьяна Даниловна, Шалова Светлана Юрьевна, Кобышева Лариса Илларионовна ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

УДК 378.147

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА

© 2018

Молодцова Татьяна Даниловна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой «Социальной педагогики и психологии»

Шалова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Кобышева Лариса Илларионовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальной педагогики и психологии» Ростовский государственный экономический университет, филиал в г. Таганроге (347936, Россия, Таганрог, ул. Инициативная,48, e-mail: [email protected])

Аннотация. Исследование направлено на определение эффективности организации обучения в сотрудничестве с целью формирования мотивации научного творчества у студентов. В статье раскрыто содержание мотивации научного творчества, которая включает в себя: потребности, собственно мотивы и ценностные ориентации. Первые два уровня побуждают человека к научному творчеству, а ценностные ориентации регулируют его в каждой конкретной ситуации. Выделены особенности технологии обучения в сотрудничестве. Ее преимущество состоит в том, что она обеспечивает понимание другого человека, его взглядов, убеждений, интересов, что, в свою очередь, способствует обмену ценностями. В статье представлены материалы эмпирического исследование, которое проводилось в Таганрогском институте имени А.П. Чехова. Технология обучения в сотрудничестве использовалась в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (Общие основы педагогики, История педагогики и образования, Общая и экспериментальная психология, Социально-педагогическая деятельность и др.), и в процессе организации внеучебной познавательной деятельности. В статье приведены примеры заданий для обучения в сотрудничестве. Было установлено, что основным мотивом включения студентов в исследовательскую деятельность является познавательный интерес. Мониторинг формирования мотивации научного творчества студентов подтверждает эффективность использования технологии обучения в сотрудничестве.

Ключевые слова: обучение в сотрудничестве, образовательные технологии, научное творчество, мотивация научного творчества, познавательная потребность, познавательный интерес, ценностные ориентации, исследовательская работа студентов.

COOPERATIVE LEARNING AS THE CONDITION OF FORMATION OF MOTIVATION OF SCIENTIFIC CREATIVITY AT STUDENTS

© 2018

Molodtsova Tatyana Danilovna, doctor of pedagogical sciences, head of the chair "Social pedagogy and psychology" Shalova Svetlana Yuryevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair

"Social pedagogy and psychology" Kobysheva Larisa Illarionovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair "Social pedagogy and psychology" Rostov State University of Economics, branch in Taganrog (347936, Russia, Taganrog, Initciativnaya street, 48, e-mail: [email protected])

Abstract. The research is directed to determination of efficiency of the organization of Cooperative learning with the purpose of formation of motivation of scientific creativity at students. In article the content of motivation of scientific creativity which includes is disclosed: requirements, actually motives and valuable orientations. The first two levels induce the person to scientific creativity, and valuable orientations regulate it in each concrete situation. Features of technology Cooperative learning are marked out. Her advantage consists that she provides understanding of other person, his views, beliefs, interests that, in turn, promotes exchange of values. Materials empirical a research which was conducted in Chekhov Taganrog Institute (branch) of Rostov State University of Economics are presented in article. The technology of Cooperative learning was used in the course of teaching psychology and pedagogical disciplines (The general fundamentals of pedagogics, History of pedagogics and education, the General and experimental psychology, Social and pedagogical activity, etc.), and in the course of the organization of extracurricular cognitive activity. In article examples of tasks for training in cooperation are given. It has been established that the main motive of inclusion of students in research activity is the cognitive interest. Monitoring of formation of motivation of scientific creativity at students confirms efficiency of use technology of Cooperative learning.

Keywords: Cooperative learning, educational technologies, scientific creativity, motivation of scientific creativity, informative need, cognitive interest, valuable orientations, research of students.

В современном мире, как отмечают исследователи, престиж высшего образования определяется наличием научно-исследовательской составляющей в образовательном процессе, всесторонней подготовкой специалиста к научно-исследовательской и педагогической деятельности [1, с. 6]. В связи с этим одной из важнейших задач становится включение студентов в научно-исследовательскую деятельность, которую большинство ученых отождествляют с научным творчеством. Учитывая, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов [2], особое внимание следует обратить на формирование у студентов необходимой мотивации. Для решения данной проблемы необходимо уточнить, какова мотивация научного творчества, и какие условия ее актуализируют. Преподавателю необходимо представлять себе способы и приемы формирования мотивации в условиях конкрет-

ного вуза.

Несмотря на большую работу, проделанную учеными (А.Г. Аллахвердян, Д.Б. Богоявленская, Г.Ю. Мошкова, А.С. Обухов, А.И. Савенков, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский, Эд. Де Боно, Г. Олпорт, А. Маслоу и др.) в области изучения мотивации, интерес к ее изучению только возрастает. Об этом свидетельствует и заметный рост публикаций на эту тему, и множественность подходов к определению ключевых понятий и к решению проблемы.

Цель нашего исследования - определить психолого-педагогические условия формирования мотивов научного творчества у студентов.

Одна из рабочих гипотез исследования заключается в предположении, что формированию мотивов научного творчества у студентов способствует организация обучения в сотрудничестве.

Molodtsova Tatyana Danilovna, Shalova Svetlana Yuryevna, Kobysheva Larisa Illarionovna COOPERATIVE LEARNING AS THE CONDITION OF FORMATION ...

pedagogical sciences

Эмпирическое исследование проводилось на факультете психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что гипотеза о влиянии мотивации на успешность научной деятельности была выдвинута на ранних этапах исследований в этой области. Упоминание о тех или иных мотивах есть в работах З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, Р. Ассаджиоли, Г. Олпорта, А. Маслоу и др.

В отечественной науке с целью ориентации в иерархии различных мотивационных уровней научной деятельности принято разделять мотивацию на внутреннюю и внешнюю (Д.Б. Богоявленская, А.В. Юревич, М.Г. Ярошевский и др.). Именно внутренняя мотивация научной деятельности, по мнению отечественных психологов, обеспечивает более высокую продуктивность и эффективность научного творчества, описывает «такой тип детерминации поведения, когда активизирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения» [3]. Иными словами, преобладание внутренней мотивации позволяет исследователю добиться высокой продуктивности в научной деятельности.

В результате анализа психологической литературы (А.А. Бодалев, В.В. Столин, Г. Хекхаузен и др.) мы выделили три уровня в структуре мотивации научного творчества: потребности, собственно мотивы и ценностные ориентации. Первые два уровня побуждают человека к научному творчеству, а ценностные ориентации регулируют его в каждой конкретной ситуации.

Потребности, как источник активности, всегда связаны с некими предметами, в которых индивид испытывает нужду. Интересно, что переживание потребности может происходить в разных эмоционально окрашенных формах (желание, влечение, стремление и т. д.). При этом сами потребности, как отмечают психологи, человеком могут не осознаваться. Очевидно, что исследовательская деятельность (поисковая активность) детерминирована познавательной потребностью, которая является естественной для каждого ребенка [4]. Но проявляется она по-разному: это может быть потребность в новых ярких впечатлениях, потребность в новой информации (в готовом знании) или потребность в поисковой деятельности, направленной на получение нового знания.

Эмоциональное проявление потребностей человека отражается в мотивах. При этом нельзя отождествлять потребности и мотивацию, психологи отмечают, что «одна и та же потребность может реализовываться через разные мотивы, а один и тот же мотив может реализовы-вать разные потребности» [5, с. 222]. Побуждать студентов к исследовательской деятельности могут различные мотивы.

Во-первых, это может быть познавательный интерес, непосредственно связанный с познавательными потребностями. Мы рассматриваем познавательный интерес как избирательную направленность человека на процесс познания в той или иной предметной области. Выражается это в глубоком проникновении в предметную область, в самостоятельности при получении интересующей информации, в приобретении необходимых для этого умений и навыков, в настойчивости при преодолении возникающих трудностей.

Во-вторых, зарубежные ученые важным мотивом научного творчества называют стремление к самоактуализации и самореализации. А. Маслоу считал творчество «наивысшим проявлением человеческого духа, самым драгоценным источником радости и счастья. Развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы» [6]. Исходя из этого, можно сделать вывод о необходимости актуализировать у человека стремления к самореализации, чтобы включить его в творческую де-

ятельность.

Ценностные ориентации личности следует рассматривать как важнейшие регуляторы деятельности. С точки зрения аксиологического (ценностно-ориентаци-онного) подхода, отношение человека к окружающему миру (обществу, природе, познанию, самому себе) напрямую связано с его ценностями. Мы исходим из того, что «ценностные ориентации как сложное интегральное и динамичное качество личности выражает индивидуальное, избирательное отношение человека к духовным и материальным ценностям, к жизни общества, науке, культуре, труду, образованию и к самому себе» [7, с. 12]. Те есть, студент будет заниматься исследовательской деятельностью в том случае, если она для него значима. А успешность в научном творчестве во многом будет зависеть от ориентации студента на общепринятые в науке ценности [8, с. 128-132].

Очевидно, что в современной системе высшего образования, ориентированной на формирование профессиональной компетентности, нужно учитывать, что профессиональная компетентность «может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности» [9, с. 89]. Именно поэтому важно определить условия, которые способствуют формированию мотивов научного творчества студентов.

Следовательно, необходимо создавать некоторые «благоприятные» условия, при которых у студентов мотивация научного творчества не только будет появляться, но и развиваться. Для студентов необходимо создать некоторые благоприятные обстоятельства, при которых мотивационный компонент их личности будет развиваться, и у студентов появится внутренняя потребность заниматься исследовательской деятельностью, ведь как удалось уже выяснить, никакие внешние стимулы не могут побудить истинного желания у студентов заниматься данным видом деятельности.

Проанализировав различные источники, мы выделили целый ряд условий формирования мотивов научного творчества, одним из которых является организация обучения в сотрудничестве (Cooperative learning). При этом мы рассматриваем два основных аспекта сотрудничества в обучении: сотрудничество студентов в малых группах при выполнении самостоятельной работы (формальные группы) и сотрудничество студентов во время аудиторного занятия (неформальные группы). И в одном, и в другом варианте основной принцип - равноправие субъектов совместной деятельности. Это обеспечивает понимание другого человека, его взглядов, убеждений, интересов, что, в свою очередь, способствует обмену ценностями.

Специфика обучения в сотрудничестве заключается в способах постановки учебных задач, которые должны обеспечить интеграцию всех членов группы. Каждый студент, с одной стороны, самостоятельно выполняет свою часть общего задания, с другой стороны, - взаимодействует с партнерами, чтобы решить общую задачу. То есть, индивидуальная работа студента является элементом коллективной деятельности. И результат, полученный всей группой, одинаково принадлежит каждому ее участнику.

Еще одной особенностью обучения в сотрудничестве является сочетание личной ответственности каждого студента за свою работу с общей оценкой коллективной деятельности. При этом, студенты должны понимать, что общая оценка зависит не только от личного вклада каждого, но и от продуктивности взаимодействия в группе.

Преимуществом обучения в сотрудничестве можно считать создание оптимальных условий для развития у студентов навыков работы в команде, что в современном обществе востребовано во многих профессиональных видах деятельности. Это коммуникативные навыки (выражать собственное мнение и слушать другого), ана-

педагогические науки

Молодцова Татьяна Даниловна, Шалова Светлана Юрьевна, Кобышева Лариса Илларионовна ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ...

литические (понимать групповые цели и анализировать разные точки зрения), организационные (планировать собственные действия и согласовывать с действиями других членов группы) и др.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете психологии и социальной педагогики ТИ имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). В эксперименте участвовали студенты дневного отделения, всего 70 человек.

Эффективность формирования мотивации научного творчества у студентов в процессе опытно-экспериментальной работы на факультете подтверждается в ходе регулярно проводимого мониторинга [10]. В данной статье мы приведем только те результаты, которые имеют отношение к нашей гипотезе.

В ходе предварительной диагностики, которая проводится со студентами второго курса в начале учебного года, стоит задача - выявить мотивы участия (неучастия) студентов, обучающихся на 2 курсе, в исследовательской деятельности. Для этого используется специально разработанная анкета и методика незаконченных предложений.

Анализ полученной информации показал, что во время обучения на первом курсе, когда участие в исследовательской работе не является обязательным, 65-67 % студентов не изъявляют желания проводить научное исследование ни по одному из изучаемых предметов. В качестве причин они чаще всего указывают следующее: отсутствие времени; неуверенность в себе; отсутствие интереса.

Студенты, которые проводили исследование (3335 % от общего количества), называют такие мотивы участия в исследовательской деятельности: познавательный интерес (100 %), стремление к самореализации (28 %), возможность сдачи экзамена (11%), представлено на рисунке 1.

Повторение аналогичных результатов диагностики в течение ряда лет позволяет утверждать, что основным мотивом включения студентов в исследовательскую деятельность является познавательный интерес, поэтому при организации НИРС опираться нужно именно на него.

Рисунок 1 - Мотивы участия студентов в исследовательской деятельности (составлено авторами)

Рассматривая проблему активизации научно-исследовательской деятельности на факультете, было приняты разные меры, в том числе принято решение об организации обучения на основе сотрудничества, как в процессе проведения учебных занятий, так и во внеаудиторной работе. Так, например, была разработана и реализована программа работы научного кружка по педагогике для студентов 1-3 курсов. Технология обучения в сотрудничестве в работе кружка стала основной.

Эта технология широко использовалась и в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин (Общие основы педагогики, История педагогики и образования, Общая и экспериментальная психология, Социально-педагогическая деятельность и др.), и в

процессе организации внеучебной познавательной деятельности. Исходя из поставленных учебных задач, выбирались разные приемы: подготовка вопросов по теме занятия для другой группы студентов, подбор примеров (из собственного опыта, из художественной литературы, из фильмов и др.) для подтверждения теоретических положений, взаимопроверка выполненных заданий и т. д.

Так, например, практическое занятие по теме «Изучение и обобщение педагогического опыта» (по дисциплине «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований») проходит как поэтапный отбор на конкурс «Учитель года». На первом этапе студенты объединяются в группы по 4-5 человек и обсуждают опыт тех педагогов, о которых каждый из них подготовил сообщение к семинарскому занятию. Следует заметить, что студентам дается достаточно подробная схема описания педагогического опыта, которая позволяет не только отразить важные элементы опыта, условия его формирования, но и объективно оценить его результаты и возможность использования другими педагогами. Задача первого этапа обсуждения - выбрать лучший опыт, который будет представлен на второй этап, в котором участвует вся студенческая группа. Тем самым не только обеспечиваются условия для развития у студентов навыков работы в команде, но и предлагается общая цель - выбрать лучший опыт, который позволит получить высокую оценку всем членам микрогруппы. Чтобы описание используемой технологии обучения в сотрудничестве была более полной, можно добавить, что для решения организационных и методических вопросов можно создать оргкомитет и жюри из преподавателей или успешных студентов, которое оценивает выступления участников групп в соответствии с разработанными критериями, проводит их анализ.

Наблюдение за студентами во время занятий, на которых использовалась технология обучения в сотрудничестве, показало, что все присутствующие проявляют высокую познавательную активность, довольно часто возникают ситуации конкуренции, когда несколько человек претендует на то, чтобы представлять мнение группы. Это свидетельствует о наличии у студентов и познавательной мотивации, и мотивации самовыражения, характерной для процесса научного творчества.

Технология обучения в сотрудничестве была использована также в процессе организации и проведения вне-учебных мероприятий, таких как предметные олимпиады, Интеллектуальный хоккей и др. Эти мероприятия представляли собой конкурсные программы, включающие как индивидуальные, так и командные соревнования, целью которых было раскрытие творческого потенциала студентов, развитие у них мотивов самореализации и саморазвития. Поэтому большая часть заданий предполагала выражение собственной точки зрения на поставленный вопрос, например: прокомментировать высказывание известного ученого, обосновать влияние различных факторов на развитие ребенка в определенном возрасте, предложить название и обосновать необходимость появления новой отрасли педагогической науки и т. д. Критериями оценки выполнения этих заданий были не только использование усвоенных знаний, владение терминологическим аппаратом, но и аргументированность собственной позиции, ее оригинальность.

Чтобы подтвердить выдвинутую гипотезу, предстояло выяснить мотивы участия или неучастия студентов во внеучебных познавательных мероприятиях, для этого была использована специально разработанная анкета закрытого типа, где были названы разные мотивы. В результате анализа ответов студентов мы получили следующие данные. Студенты, принимавшие активное участие во внеучебных мероприятиях (32 % от общего количества) в качестве мотивов указывают познавательный интерес (63 %), стремление продемонстрировать свой творческий потенциал (25 %) и внешнее стимулирование (13 %). То есть, можно утверждать, что преоб-

Molodtsova Tatyana Danilovna, Shalova Svetlana Yuryevna, Kobysheva Larisa Illarionovna COOPERATIVE LEARNING AS THE CONDITION OF FORMATION ...

pedagogical sciences

ладают внутренние мотивы. При этом положительные эмоции во время мероприятий испытывали 38 % участвующих, а на удовлетворение познавательного интереса указали 63 % студентов. Что касается студентов, не принимавших участия во внеучебных мероприятиях, то, как показал количественный анализ, их число снижается за время учебы. К 3 курсу не желающих принимать активное участие во внеучебных познавательных мероприятиях остается менее 30 %. При этом такие студенты в качестве причин указывают на недостаток времени (76 %) и на отсутствие интереса (всего 18 %).

Таким образом, в результате анализа эмпирического материала можно утверждать, что в процессе обучения в сотрудничестве у студентов развивается познавательный интерес, значение которого сложно переоценить научном творчестве. Познавательный интерес сначала формируется в качестве простого любопытства, затем перерастает во внутренний мотив, стимулирующий познавательную деятельность в учебном процессе и в научной работе. Следует отметить и тот факт, что 12 % студентов, принимавших участие в групповой работе под действием внешнего влияния, не остались безразличными и указывали на возникший познавательный интерес и положительные эмоции. На наш взгляд, это подтверждает выдвинутую гипотезу. Кроме того, на развитие познавательного интереса и стремление к самореализации, а также возможность получения новой информации в процессе проведения исследований указывают многие (67 % опрошенных) студенты, участвовавшие в студенческих научных конференциях.

В целом можно сделать вывод о том, что проведенное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что формированию мотивов научного творчества у студентов способствует организация обучения в сотрудничестве. Необходимо дальнейшее изучение процесса и результатов научного творчества студентов экспериментальной группы (в ходе выполнения ими курсовых и выпускных квалификационных работ), чтобы более точно определить эффективность выделенных нами условий формирования мотивации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Подготовка научных кадров в системе высшего образования России: Сб. обзоров / Отв. ред. А.И. Ракитов. - М.: ИНИОН РАН, 2002. - 184 с.

2. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Ред. А.А. Бодалев, - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1995. -356 с.

3. Аллахвердян А.Г. и др. Психология науки. - М.: Изд-во Флинта, 1998. - 312 с.

4. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. - М.: Ось-89, 2006. -480 с.

5. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2006. - 440 с.

6. Maslow A.H. Toward a Psychology of Being. -Princeton, N.J.: D. Van Nostrand Co., Inc., 1968.

7. Гуманистические ценности образования и воспитания (90-е годы ХХ в. Россия): Педагогическое исследование.- СПб.: Химиздат, 2003. - 336 с.

8. Шалова С.Ю. Создание условий для научно-педагогического творчества студентов в вузе: Монография. - Ростов-н/Д: Изд-во ЮФУ, 2011. - 264 с.

9. Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П. К вопросу о разработке профессиональных стандартов в сфере образования // Человек и образования. - 2007. - № 3-4. С. 88-94.

10. Шалова С.Ю. Мониторинг формирования исследовательской компетентности у студентов педвуза // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №6 (81). - С. 3-7

Статья поступила в редакцию 18.05.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.