Научная статья на тему 'Обучение в федоскинской земской школе с 1931года'

Обучение в федоскинской земской школе с 1931года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ARTIST / FEDOSKINO SCHOOL / FEDOSKINO LACQUER MINIATURE PAINTING / THE WORKS OF PAPIER-MâCHé

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова Мария Николаевна

В статье рассмотрена история создания профессиональной Федоскинской школы, что способствовало дальнейшему процессу профессионального образования на федоскинском промысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мочалова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение в федоскинской земской школе с 1931года»

УДК 37.377

Искусствоведение и культурология

Мочалова Мария Николаевна, заместитель директора по учебной и воспитательной работе, преподаватель общепрофессиональных дисциплин ФГБОУ ВО Федоскинского филиала ВШНИ (И) Россия, Мытищинский район, с. Федоскино e-mail: marusyz@mail. ru

ОБУЧЕНИЕ В ФЕДОСКИНСКОЙ ЗЕМСКОЙ ШКОЛЕ С 1931ГОДА

Аннотация: в статье рассмотрена история создания профессиональной Федоскинской школы, что способствовало дальнейшему процессу профессионального образования на федоскинском промысле.

Ключевые слова: художник, федоскинская школа, процесс обучения, лаковая миниатюрная живопись Федоскино, изделие из папье-маше.

Abstract: The article deals with the history of the creation of Fedoskino vocational school that contributed to the further process of vocational education at the Fedoskino craft.

Keywords: artist, Fedoskino school, Fedoskino lacquer miniature painting, the works of papier-mache.

26 сентября 1931 года Федоскинская профтехшкола объявила набор учащихся. Преподаватели были подобраны из числа мастеров артели. В первые годы своего существования школа испытывала значительные трудности, связанные с отсутствием подходящего помещения, необходимых пособий и инвентаря. Первыми учениками были местные ребята 1914-1918 года рождения, куда входили и девочки. Для учеников первого набора экзаменов не проводилось. Первыми выпускниками школы были мастера по изготовлению полуфабриката:

шпатлевщики, шлифовщики, лакировщики. В дальнейшем заготовителей готовили непосредственно на предприятии. Независимо от отделения все учащиеся на первом году обучения изучали «Русский язык», «Математику», «Черчение», «Физику», «Химию», «Спец дело», «Технологию», «Обществоведение»; и только потом «Рисунок», «Живопись», «Композицию» и «Историю искусств»[1, с.66].

Это была одна из лучших школ в Московской области. Школа имела два курса. На первом в течении двух лет молодежь готовят в мастера для заготовительных цехов (шлифовка, лакировка, полировка). Выпущенные мастера показали себя хорошими производственниками. На втором курсе — художественном — изучали теорию и практику «Живописи», «Рисунка», «Композиции», «Основ анатомии», «Историю искусств» и «Технологию материалов», с которыми живописцу приходится иметь дело: масляные краски, лаки, масла. Теория сменяется практикой. Молодежь пишет копии с картин или портреты с натуры.

За основу методики обучения по дисциплинам «Рисунок» и «Живопись», была взята программа 1808 года, по данным дисциплинам из Академии Художеств, преподавателями были найдены методические материалы, по рисунку альбом методического рисования с иллюстрациями, где разбиралось построение геометрических предметов (куб, прямоугольник, пирамида и другое).

Можно сделать вывод, что «преподаватели федоскинской школы ставили задачу изучения натуры и стремились к тому, чтобы учащийся сознательно овладел процессом работы, понял каждый ее этап, определяемый конечной целью. Развивалась методика обучения, что является неотъемлемой частью в системы преподавания. Преподаватели вводили изучение «Перспективы», «Пластической анатомии», законов образования внутренней конструкции объекта или предмета и т. д.

Большое значение придавали картинной плоскости, которая помогает сверять изображение с натурой. В процессе проведения занятий преподаватели стремились к тому, чтобы у учащихся происходило развитие и закрепление умений и навыков по выполнению рисунков. Для этого использовались и применялись, различные

типы заданий, которые постепенно формировали умение воспринимать и анализировать натуру, соотносить полученные знания со своим внутренним опытом. Проводя анализ педагогической деятельности в федоскинской школе 3040-х годов, можно обозначить основные составляющие системы работы, благодаря которым достигался высокий уровень качества обучения рисунку, живописи, основам мастерства, композиции. Она складывалась из взаимодействия следующих компонентов: цели и задачи преподавания, как отправной точки функционирования педагогической системы; научно обоснованное содержание учебного материала; применение разнообразных видов и форм проведения занятии, особенно по «Композиции», благодаря которым организовывалась деятельность учащихся по усвоению художественной грамоты по «Рисунку», «Пластической анатомии», «Живописи»; различные формы контроля, с помощью которого предупреждались возможные отклонения от поставленных задач при выполнении рисунка; имевшее место постоянное самосовершенствование самих преподавателей, которое было направлено, прежде всего, на совершенствование положительного воздействия на учащихся.

Преподаватели школы отстаивали позиции реалистического искусства и не давали формализму влиять на обучение молодежи. Каждый из педагогов давал правильное понимание реалистического рисунка, внушал любовь и уважение к природе и искусству, стимулировал к развитию воображения, мышления. «На уроках беседы знакомили учащихся с произведениями изобразительного искусства и станковой живописи, что способствовало политическому воспитанию. Изображая каждую форму предмета учащиеся должны были не только понимать, видеть и строить объемную форму в рисунке, но и глубоко ее анализировать».

Основным и наиболее интересным методом обучения рисунку, который применяется до сих пор в федоскинском училище, является метод Д.Н. Кардовского «обруб», то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм.

С 1935 года преподаватели стали с энтузиазмом разрабатывать программу по производственному обучению. Шли непрерывные споры с чего копировать. Для

копирования применялись образцы трудовой артели, артель активно поставляла свои изделия для обучения традиционной живописи. Методика обучения по программам прослеживала принцип от простого к сложному, разбивая обучения на разделы и темы. Так в 1935 году была разработана методическая основа обучения всех специальных дисциплин, которая служила грамотному и постепенному освоению знаний по дисциплине. В последствии преподаватели заметили, что станковая живопись написанная широким мазком очень мешает учащимся в миниатюрной живописи. Так как на изделиях из папье-маше проявляется грубость красочного слоя, которая свойственна монументальной живописи. Перед педагогическим коллективом возник вопрос о принципах и законах обучения живописи в совокупности с производственным мастерством.

В связи с этим в конце 40-х годов была создана группа из преподавателей, которая изучала технику старых мастеров 18-19 веков. Обращаясь к истории мы видим, что особый расцвет живописи наблюдался в девятнадцатом веке. Педагогическая направленность федоскинской школы полностью соответствовала такому направлению живописи, так как формировала академизм.

На уроках производственного обучения учащиеся копировали контурные рисунки с античных скульптур. Пластика линий укрепляла руку и приучала к точности передачи изображаемого. Овладевали штрихом в рисунке, по фрагментам учились копировать пейзаж, драпировки, образы людей. Обучение велось по цветным репродукциям с работ мастеров эпохи итальянского Возрождения XV — XVI столетий. На последних курсах обучения копировали сюжеты голландской живописи XVII века — жанровых сцен, натюрмортов, пейзажей. Так же копировали произведения художников-передвижников и полотна советских живописцев, что считалось наиболее сложным.

В федоскинском училище копированию уделялось большое количество времени. Копии выполняли на изделиях из папье-маше. Тщательность и моделировка формы изображаемого удивляет качеством написанного изделия. Ассортимент изделий достаточно велик это - пластины под альбом, пластины в книжный переплет, для декорирования интерьера с обрамлением багета, разных

номеров шкатулки, ларчики, изделия разных дизайнерских форм. Каждое произведение федоскинский ученик перекладывал на изделие, учитывая формат и форму предмета, что способствовало переложению сюжета на разные формы, развивая творческое воображения и способность к размышлению [3].

В 1940-х годах школа заключила договор с Третьяковской галереей о копировании учащимися федоскинцами картин известных русских художников непосредственно в залах галереи. После выполнения копии ученики изучали красочный слой картины, для этого они работали в библиотеках и подробно зачитывали технологию исполнения живописи ХУП-Х1Х веков. Основным заданиями были копии. В залах Третьяковской галереи излюбленными были и являются до сих пор художники «передвижники» И. Е. Репин, В. И. Суриков, Васнецов В. М., Федотов , И. И. Шишкин, И. Левитан, М. В. Нестеров, И. Н. Крамской , В. П. Поленов, А. А. Иванов , Г. И. Семирадский , К. П. Брюллов и другие великие художники. Так же копировали портреты В.Л. Боровиковского, О.А. Кипренский. Из воспоминаний Кульгавова В. С., который являлся преподавателем «Исполнительского мастерства», ведущим мастером живописцем на Федоскинской фабрике лакововй миниатюрной живописи в 1970-1980 годы «восторга и положительных эмоций у учащихся не было предела, при выполнении шедевров мирового значения в залах музея....».

В первые годы существования школы между преподавателями производственного обучения шли горячие споры: часть мастеров артельщиков считала, что производственное обучение основывалось на копировании преимущественно мастеров эпохи итальянского Возрождения, голландской живописи, русских художников-передвижников и большая роль отводилась на копирование традиционных лукутинских сюжетов, а другие преподаватели запрещали копировать традиционные федоскинские сюжеты, так как считали, что изображения на традиционных изделиях из папье-маше стилизованно и ведет к безграмотному составлению собственных композиций [2].

В настоящее время на федоскинском промысле лаковой миниатюрной живописи профессиональные навыки и знания, полученные в Федоскинском

филиале ВШНИ, позволяют новой плеяде молодых художников - миниатюристов быть раскрепощенными в своих новаторских произведениях. Современный рынок, его потребности, дают свободу художнику народных художественных промыслов в выборе, способа самореализации самостоятельно или работать в коллективе.

Несмотря на все трудности и испытания, связанные с политическим и экономическим положением в обществе, федоскинский промысел сохранил положение традиционного исторического центра. Предприятие на федоскинском промысле имеет статус государственного и остается единственным в мире производством лаковых изделий с миниатюрной живописью, выполненных в реалистической манере.

Библиографический список:

1. Рогатова Л.С. Истоки федоскинской традиции миниатюрной живописи // «Подмосковный летописец» историко-краеведческий альманах 3/2011. - С. 64-71.

2. Марголин Л. Звенья золотой цепи: рассказ о старейшем мастере федоскинской миниатюры А.А. Кругликове: «Всесоюзное кооперативное издательство». - М.: 1959.

3. Чижов М.С. Среди миниатюристов. Записи федоскинского мастера. Л.:

1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.