Научная статья на тему 'Обучение устной речи студентов математических специальностей: грамматический аспект'

Обучение устной речи студентов математических специальностей: грамматический аспект Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
266
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТНАЯ РЕЧЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ГРАММАТИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ОБУЧЕНИЯ / ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES / ENGLISH SPEECH GRAMMAR ASPECTS / GRAMMAR SECTION / DIDACTIC TRAINING UNIT / ORAL SPEECH / ОБУЧЕНИЕ МАГИСТРАНТОВ / MATHEMATICAL SPECIALTIES / UNDERGRADUATES' TEACHING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимов Ильдар Ильбекович, Карасев Андрей Александрович

в статье рассматриваются особенности обучения грамматической стороне английской речи магистрантов математических специальностей, выделяется содержание учебной деятельности студентов на завершающем этапе обучения языку. Также описывается структура грамматической секции – особой дидактической единицы обучения, в рамках которой происходит освоение студентами грамматических явлений, используемых в устной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ибрагимов Ильдар Ильбекович, Карасев Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the paper considers teaching features of English speech grammar aspects. The case studies include undergraduates of mathematical specialties. The content of students’ educational activity at the final stage of language teaching is pointed out. Besides the structure of grammar section, a special didactic training unit in which framework mastering grammar phenomena used in oral speech takes place is described.

Текст научной работы на тему «Обучение устной речи студентов математических специальностей: грамматический аспект»

УДК 372.881.111.1 DOI 10.21661/r-112861

И.И. Ибрагимов, А.А. Карасев

Обучение устной речи студентов

математических специальностей: грамматический аспект

Аннотация

В статье рассматриваются особенности обучения грамматической стороне английской речи магистрантов математических специальностей, выделяется содержание учебной деятельности студентов на завершающем этапе обучения языку. Описывается структура грамматической секции - особой дидактической единицы обучения, в рамках которой происходит освоение студентами грамматических явлений, используемых в устной речи.

I

Ключевые слова: устная речь, английский язык, специальные цели, грамматическая сторона речи, грамматическая секция, математические специальности, дидактическая единица обучения, обучение магистрантов.

I.I. Ibragimov, A.A. Karasev

Oral speech teaching to students of mathematic specialties: a grammatical aspect

Abstract

The paper considers teaching features of English speech grammar aspects. The case studies include undergraduates of mathematical specialties. The content of students' educational activity at the final stage of language teaching is pointed out. Besides the structure of grammatic section, a special didactic training unit in which framework mastering of grammatic phenomena used in oral speech takes place is described.

■ Keywords: oral speech, English, specific purposes, speech grammar aspects, grammar section, mathematical specialties, didactic training unit, undergraduates' teaching.

Вопросы обучения устной иноязычной речи студентов неязыковых специальностей всегда привлекали к себе внимание большого числа исследователей, как представителей «чистой» филологии, так и специалистов в области методики преподавания германских языков.

Подтверждением данного тезиса являются достаточно большое количество работ, обобщающих теоретико-практический опыт, полученный в ходе обучения различных категорий студентов, для которых английский язык не является профилирующим предметом. В рамках данной статьи у нас, к сожалению, просто нет физической возможности упомянуть всех тех исследователей, которые внесли свой вклад в разработку этой области знания.

Вместе с тем, полагаем, в рамках указанной выше темы имеется ещё много интересных для прикладного исследования аспектов, которые ещё недостаточно ос-

вещены в научной литературе. Так, например, на наш взгляд, представляется слабо изученным грамматический аспект обучения говорению на иностранном языке студентов математических специальностей.

Актуальность данного вопроса, с нашей точки зрения, проистекает из следующих моментов:

- специфики определённой категории студентов, являющихся представителями логического мышления;

- особенностей образовательной среды вуза, в котором происходит обучение;

- психологических особенностей отдельно взятой студенческой группы;

- современных требований рынка труда, постоянно меняющихся под воздействием глобализации экономики и системы высшего образования.

Говорение на иностранном языке является важным эталоном для личностной самооценки студента, так

Педагогика

как именно хорошее владение устной речью чаще всего берётся за некий критерий, эталон на который происходит ориентация направленности учебной деятельности будущего выпускника вуза. Способность или наоборот, неспособность личности поддерживать адекватное речевое общение с представителями иноязычной культуры, коллегами по избранному профилю, становиться основой не только для определения учебных достижений будущего математика, но также, своеобразной оценки, рейтинга вуза, в котором им было получено образование.

В отличие от письменной речи, речь устная может представляться несколько упрощённой, с точки зрения задействованных в ней грамматических средств. Вместе с тем, в устной речи наблюдается большее разнообразие лексики, использование разговорных форм, идиом и т. д. Обычно принято считать, что лексическое разнообразие устной речи является следствием разнообразия контекстов, возникающих в ходе межличностного общения, иногда достаточно спонтанно, без связи со сказанным участниками диалога ранее.

Рассмотрение грамматического аспекта обучения устной речи, с нашей точки зрения, представляется неполным без краткого анализа того, что вкладывается филологами в данное понятие. Здесь нам приходиться констатировать, что специалисты в области филологии единодушны только в части определения говорения как сложного многофазового процесса. Далее мнения учёных расходятся. С точки зрения [2, с. 14], говорение представляет собой процесс обмена мнениями, протекающий в различных контекстах, осуществляемый с помощью вербальных и невербальных символов. В работах [1, с. 67] говорение предстаёт как процесс создания смысла, обладающий интерактивным характером.

Вслед за упомянутыми исследователями, мы считаем процесс говорения состоящим из нескольких фаз: продуцирования высказывания, его передачи и приёма (декодирования информации).

Говорение можно истолковывать как результат общения, и как инструмент, необходимый для его реализации. Если рассматривать указанный феномен как инструмент общения между двумя или несколькими лицами, то появление интерактивности в ходе диалога не подлежит сомнению. Вместе с тем, у нас возникает определённое возражение относительно интерактивного характера говорения в случае, когда кем-либо произноситься монолог, не обладающий направленностью на другое лицо. Полагаем, что в этом случае появление интерактивности мало доказуемо, в противном случае, любая сказанная мимо слушателя реплика будет априори интерактивной.

В отечественной филологии под грамматической стороной устной речи понимается некая совокупность грамматических навыков, необходимых для корректной рецепции и продуцирования речевого высказывания.

Полагаем, что грамматическая сторона речи представляет собой специфический аспект речи, сочетающий в себе совокупность лингвистических и экстралингвистических знаний и грамматических навыков,

позволяющих производить ментальное конструирование грамматических схем и обеспечивающих корректное продуцирование высказывания согласно нормам изучаемого языка.

Студент, хорошо ориентирующийся в грамматике устной речи должен быть способен на распознание формально-функциональных признаков грамматических конструкций в целях адекватного осознания содержания устных текстов.

Специфику формирования грамматических навыков студентов математических специальностей, на наш взгляд, определяет:

1) сочетание разрешаемых частных задач и главной цели. Предполагаемым результатом деятельности должно быть формирование грамматического компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов;

2) последовательное укрепление и развитие общей системы логических связей между изучаемыми предметами и областями мышления, оперирующими понятиями, образами, ассоциациями, возникающими как ответная реакция на обучение грамматической стороне речи;

3) потребностями студентов в рефлексии, выражении личных эмоциональных переживаний;

4) отсутствие антагонизма в элементах обучения;

5) профессиональная направленность обучения. Последний из указанных компонентов, как известно, очень широко описан в методической литературе.

Принимая во внимание указанное выше, мы выделяем ключевые позиции, при освоении грамматических явлений иноязычной речи. Среди них можно отметить:

1) усвоение грамматических средств иноязычной речи, происходящее с опорой на родной язык;

2) системное восприятие математической и языковой действительности, выстраиваемое на основе изучения иностранного языка, приобретающего функции метапредмета;

3) активизацию мыслительной деятельности студента, происходящую на основе применения интегра-тивных форм учебной деятельности;

4) направленность обучения грамматической стороне иноязычной речи посредством организации речевой деятельности студентов, отвечающей личностным потребностям студентов;

5) освоение стратегий критического осмысления накопленного языкового и речевого грамматического опыта, а также методов самостоятельного поиска и освоения грамматического знания.

Рассмотрение филологами говорения как процесса создания смысла и как процесса обмена мнениями влечёт за собой разницу в подходах к тому, как должны осваиваться грамматические явления, при изучении иностранного языка.

Какой из методологических подходов: функциональный или коммуникативный должен быть избран преподавателем для изучения грамматики устной речи? Полагаем, что в случае со студентами математических специальностей вполне оправданно сочетание нескольких подходов,

их интеграция. Исходя из необходимости повышения эффективности усвоения грамматического материала, содержание учебного курса может быть структурировано с учётом грамматической составляющей. В контексте всего сказанного представляется целесообразным разделение материала на грамматические секции, в которых поэтапно представляется языковой и речевой материал, определённый набор грамматических средств.

Каждая грамматическая секция представляет собой особую интегративную единицу содержания обучения, состоящую из нескольких структурных блоков, служащих для создания предметной основы приобретения знаний и формирования навыков употребления грамматических средств. Выбор средств осуществляется в

соответствии с целью решения определённой коммуникативной задачи или серии однотипных задач.

Грамматический материал, подлежащий усвоению в ходе обучения, неоднократно предъявляется студентам для его поэтапного осмысления, тренировки и последующего закрепления в ходе аудиторного занятия и домашней работы.

Материал раздела содержит набор заданий, выполнение которых необходимо для систематизации и совершенствования грамматических знаний и навыков, важных для осуществления научно-профессиональной деятельности будущих выпускников вуза. Общая структура грамматической секции представлена следующим образом (см. таблицу ниже).

Таблица 1

Структурная организация грамматической секции

№ Название структурного блока Задачи Содержание

1 Введение в тему Логико-семантическая интродукция в изучаемую тему Определение коммуникативной цели изучения данного грамматического материала

2 Презентационный блок Презентация нового грамматического материала; создание первичной основы для возникновения ассоциаций, связанных с функцией грамматической конструкции; Введение новых грамматических структур; формирование звукового и орфографического образа изучаемого грамматического явления, выявленных коммуникативных функций нового грамматического явления

3 Аналитический блок Когнитивно-аналитическое рассмотрение грамматического явления в структуре композиционных элементов текста Выполнение аналитико-синтетических операций по сознательному освоению типичных и особенных характеристик изучаемого грамматического материала; выполнение мнемонических операций, посредством которых происходит запоминание формальных признаков грамматического явления, его формы и значения

4 Блок тренировки в общении Закрепление материала путём выполнения тренировочных упражнений профессиональной направленности Выполнение языковых и условно-речевых упражнений в устной профессионально-ориентированной речи

5 Блок практики в общении Совершенствование во владении грамматическим материалом посредством участия в иноязычной коммуникации профессиональной направленности Выполнение речевых упражнений, предполагающих использование изученного грамматического материала в устных жанрах научной речи

6 Блок рефлексии и самоконтроля Развитие умений самооценки и самоконтроля Выполнение диагностических грамматических заданий; оценивание качества выполнения задачи путём использования алгоритмов контроля

7 Блок мeжтемати-ческого обобщения Совершенствование навыков владения ранее изученным и вновь изученным грамматическим материалом на основе текстов математического дисциплинарного поля Выполнение заданий, основанных на ситуациях, предполагающих интегративный характер общения, в ходе которого активизируются междисциплинарные связи

8 Блок выполнения надпредметной задачи Интегративный контроль процесса овладения грамматической стороной речи Выполнение творческой задачи, предполагающей применение грамматических навыков устной речи в целях выполнения реальной профессионально-ориентированной деятельности сложного мульти-элементного характера

Педагогика

В приведённой выше таблице представлено описание структурных блоков грамматической секции с очки зрения задач, решаемых указанными структурными элементами, а также их содержательной части. Полагаем, однако, что некоторые аспекты материала, приведённого в таблице, нуждаются в более подробном объяснении.

Так, в частности, содержание блока «Введение в тему», призвано мобилизовать речевую готовность студентов и настроить их на изучение определённого грамматического материала.

Содержание раздела «Презентационный блок» включает в себя учебный текст, в котором используется новое грамматическое явление. Для снятия языковых трудностей студентам первоначально объясняют значения слов, которые могут быть причиной непонимания отдельных деталей текста. Новое грамматическое явление, встречаемое учащимися, предъявляется несколько раз в изучаемом тексте. Перевод грамматической конструкции осуществляется на основе контекста. Помимо графической презентации грамматической конструкции, предполагается звуковое предъявление грамматического явления необходимое, для образования слухо-моторных связей. Предъявление большого количества нового грамматического материала нецелесообразно.

В отличие от содержания предыдущего раздела, «Аналитический блок» служит основой визуальной, схематической презентации грамматического явления с подкреплением рядом примерами, наглядно демонстрирующими речевые возможности употребления грамматической структуры, её формальных признаков, значения и функции. Обеспечение указанной деятельности достигается путём использования набора грамматических памяток и схем с целью определения наличия или отсутствия ранее встречавшихся структурных элементов грамматических конструкций, составления представления о том, как выглядит грамматическое средство, каким образом его можно использовать в речи, чем оно отличается от грамматических конструкций изученных ранее.

Новое грамматическое явление в рамках текста иллюстрирует его сочетаемость с другими элементами, демонстрирует определённую позицию в предложении, раскрывает функциональную направленность действия.

В свою очередь, содержание блока «Тренировка в общении» связано с предъявлением грамматического явления в текстах различных жанров для формирования рецептивных и продуктивных грамматических навыков.

Так как задачей блока «Практика в общении» является формирование грамматических навыков устной речи, содержание раздела создаёт условия для организации общения, в котором студенты имеют возможность применить одни и те же изучаемые грамматическое средства в устной речи. Межпредметная основа

указанного общения создаёт возможности для варьирования условий использования грамматического явления. Обращение грамматических заданий к личному опыту учащегося стимулирует желание последнего выразить собственную мысль, формулирование которой требует применения широкого диапазона умственных операций.

Важным вопросом, решение которого влияет на организацию самого обучения, является аспект критериев успешности усвоения грамматических конструкций. С формальной точки зрения преподаватели иностранного языка обычно ориентируются на результаты тестов, выполняемых студентами в ходе изучения учебного курса. Именно поэтому грамматическая секция должна быть дополнена специальным разделом «Рефлексия и самоконтроль», предназначенным для контроля усвоения грамматического материала, содержащим задания тестового типа. Выполняя задания указанного блока, студенты не только осуществляют самоконтроль изученного материала, но также приобретают опыт заполнения тестовых материалов.

«Межтематическое обобщение», реализуемое в одноименном блоке, осуществляется с целью циклического возвращения к грамматическим средствам, изученным ранее. Учебная деятельность, организованная на основе данного блока направлена на повторение грамматического материала, дополнительную его тренировку в устной речи, восстановление прочности и гибкости приобретённых ранее грамматических навыков.

В конце изучения грамматической секции студентам предоставляется возможность продемонстрировать полученные знания, навыки и умения в научно-профессиональной деятельности на иностранном языке. Данной цели служит выполнение «Надпред-метной задачи». Примером такой задачи может быть проведение ролевой игры «Конференция» с участием зарубежных представителей.

Подводя итоги, подчеркнём, что специальная организация грамматического материала, представленного в грамматической секции, направлена на осуществление введения, тренировки и закрепления грамматического материала в разных режимах речевой деятельности. Структурное подразделение секции на отдельные блоки позволяет преподавателю использовать разнообразное методическое обеспечение каждого этапа работы над грамматическим навыком. Интегративный характер методического наполнения отдельных блоков и грамматической секции в целом подкрепляется использованием комплекса дидактических опор-памяток, специальных заданий-схем, заданиями на образование эмоциональных ассоциаций.

В качестве заключения, необходимо отметить, что обучение грамматической стороне английской устной речи, приобретает интегративный характер ещё и за счёт формирования у студентов математических

специальностей особого интегративного блока из знаний и навыков, необходимых для академического, научно-обусловленного и собственно профессионального иноязычного общения.

Литература

1. Brown H.D. Principles of Language Learning and Teaching. 3rd Edition. - Engelwood Cliffs, NJ: Prentice Hall Regents, 1994. - 299 p.

2. Chaney A.L. Teaching Oral Communication in Grades / A.L. Chaney, T.L Bruk. - USA: Allyn & Bakon, 1998. -231 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.