Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ УЧЕНИКОВ НА РЫБНОМ ПРОМЫСЛЕ В ОТКРЫТОМ МОРЕ'

ОБУЧЕНИЕ УЧЕНИКОВ НА РЫБНОМ ПРОМЫСЛЕ В ОТКРЫТОМ МОРЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ УЧЕНИКОВ НА РЫБНОМ ПРОМЫСЛЕ В ОТКРЫТОМ МОРЕ»

УДК 613.6:[639.2(07)

ОБУЧЕНИЕ УЧЕНИКОВ НА РЫБНОМ ПРОМЫСЛЕ В ОТКРЫТОМ МОРЕ

Е. Керстен

Кафедра гигиены труда Ростокского университета, ГДР

Рыбный промысел в открытом море нельзя сравнить ни с какими другими профессиями. Условия работы и жизни рыбака отличаются от любой иной деятельности. Ему приходится неделями выполнять свои обязанности в обстановке изменчивой погоды и коварного моря, не жалея сил и труда, постоянно испытывая действие «бортовой» среды с ее особым рабочим ритмом, отдыхать в тесном помещении без какого-либо комфорта. И это неизбежно с часа отплытия и до возвращения в родной порт. Отрицательные особенности профессии рыбака не может скрасить романтика мореплавания.

В течение ряда лет мы наблюдаем за юношами, которые готовятся к жизни и работе матроса рыболовецкого судна. При медицинских исследованиях Реймер и Рейнке (Reimer и Reinke, 1959) у учеников рыболовного флота в открытом море поразительно часто (в 25% случаев) встречали «юношескую гипертонию». По мнению авторов, она объясняется профессиональной перегрузкой и нерегулярным образом жизни. В следующей публикации Реймер (Reimer, 1962) сообщил о том, что среди молодых моряков отмечаются самоубийства в 3,6 раза чаще, чем у юношей того же возраста, живущих на берегу (Западная Германия). В качестве причин такого явления наряду с возрастными особенностями и личными обстоятельствами, автор называет употребление спиртных напитков, далее — тяжелую службу, так называемый кодекс чести моряков, а также долгую разлуку с семьей.

Что рыболовство в открытом море тяжело и что эта профессия предъявляет к человеку высокие требования — бесспорно. Вместе с тем все другие данные о ней следует подвергнуть проверке.

Обучение профессии квалифицированного рабочего, в том числе рыбака, с правом поступления в техникум до последнего времени длилось 2 года. С 1 сентября 1966 г. срок такого обучения повышен до 2]/2 лет. Обучение же профессии квалифицированного рабочего с правом поступления в университет (в объеме средней школы) продолжается 3 года и в ближайшее время, очевидно, будет увеличено еще на V2 года. В настоящее время на такое профессиональное обучение принимаются подростки после окончания 10-летней школы, т. е. в возрасте 16 лет. Первый год посвящается в основном теоретической подготовке на суше, практическое обучение в это время только начинается. На 2-м году практика на борту траулера завершается. В этот период матросу-ученику исполняется 17—18 лет.

В настоящее время профессией рыбака овладевают 350 учеников. Чтобы ознакомиться с физическим развитием учеников-рыболовов в открытом море, мы измеряли у них рост и вес тела, определяли жизненную емкость легких и кровяное давление. Оказалось, что средний рост учеников всех возрастов близок к верхней границе показателей, установленных для юношей в ГДР Маркуссон (Marcusson, 1961). По весу молодые рыболовы превышают установленные нормы. То, что молодые ученики рыболовецкого флота в среднем выше и тяжелее, чем им полагается быть по возрасту, не дает нам, однако, права считать причиной этого экзогенные влияния, обусловленные профессией. Гораздо большее значение имеет то, что ученики вербовались большей частью не в приморье, а внутри страны, и выбор падал на самых сильных.

Полученные нами данные роста, веса тела и жизненной емкости легких показывают, что физическое развитие подростков протекает не плавно. Большая нагрузка на 1-м году обучения неблагоприятно сказывается на развитии 16—17-летних. В частности, их вес ниже норм, установленных для этого возраста. У лиц, возраст которых на 1-м году обучения старше 17 лет (выпускники средней школы), влияние нагрузки > менее заметно. Поэтому мы в свое время (1962) выступали за то, чтобы

на обучение в рыболовном флоте принимали юношей более старшего возраста. Такого же мнения мы придерживаемся и теперь. Подросткам моложе 17 лет труднее приспосабливаться к новым условиям, в особенности если они переходят в необычную для них среду, как это бывает с учениками рыболовецкого флота, которые из домашней обстановки попадают в общежитие профессиональной школы или даже на судно, в море, с особым, присущим ему климатом.

Исследования кровяного давления у подростков ничего существенного не показали. При изучении состояния их здоровья, в особенности на месте работы, даже у учеников, только что начавших обучение, мы никогда не встречались с вегетативно-лабильными субъектами. Исследование таких симптомов, которые Реймер (Reimer) называет «вегетативными нарушениями», не дает достоверных результатов. Субъективно ученики тоже не отмечали никаких отклонений. Все же это не дает нам I права не обращать внимания на тот факт, что каждый год несколько

учеников прерывают учение по состоянию здоровья и аннулируют рабочий договор. Приблизительно 6% подростков преждевременно прерывает учение. К сожалению, причины этого невозможно выяснить полностью, но нам удалось объединить их в 5 групп. Одна из них — подверженность морской болезни (38,5%), другая — личное желание, субъективный отказ от избранной профессии и «бегство в болезнь» (20,2%), третья — недостаточная успеваемость по теории и практике (3,2%), четвертая — плохое поведение, отсутствие дисциплины (27,1%); остальные причины остаются невыясненными (11%).

Как видно, налицо как объективные причины отказа от работы, так и субъективные причины, вследствие эндогенно- и экзогенно обусловленных трудностей приспособления. К объективным причинам мы относим , подверженность морской болезни и недостаточную успеваемость в уче-

нии. Из 218 учеников, выбывших в течение 5 лет, 84 (38,5%) прервали обучение по первой причине и 7 (3,2%)—по третьей. Личное желание бросить профессию, которое в 44 (22%) случаях вело к аннулированию рабочего договора, лишь иногда можно было объективно объяснить физической неподготовленностью ученика и еще реже ощущением его физической неспособности к выполнению возложенных на него требований. Чаще всего это было связано с пережитым таким подростком разочарованием после первых работ на борту судна, когда романтика морской службы, о которой у него имелось представление раньше, на практике отсутствовала. Поводом к смене профессии иногда служило ощущение неуютности вокруг него. Плохое поведение учеников, которое обусловило аннулирование договора в 59 (27,1%) случаях, в первую очередь определялось окружающей средой, даже если учесть роль преувеличенного тщеславия, свойственного юношескому возрасту. С одной стороны, ученики хотят сравняться со взрослыми моряками, и неумеренность, главным образом в употреблении спиртных напитков, ведет к срывам. Некоторые ученики были наказаны за опоздание из отпуска, пьянство, драку и поломку имущества общежития. С другой стороны, старшие ученики во время стоянок в портах пытаются приучить более молодых к посещению пивных и курению, к татуировке, т. е., как им ^ казалось, сделать их настоящими моряками.

' Конечно, приходится серьезно задуматься над тем, что в всех слу-

чаев причиной прекращения учения явилось отсутствие дисциплины.

По нашему мнению, это отражает трудности приспособления подростков к новым условиям так же, как и их «бегство в заболевание». Наблюдаются, например, факты искусственного вызывания болезни. Так, каждому из них известно, что достаточно съесть тюбик зубной пасты и запить пивом, чтобы заболеть гастритом. Некоторые ученики прибегали к такому приему: клали на верхнюю часть руки луковицу и затем били по ней палочкой; это вызывало опухоль, которая изображалась как следствие перенапряжения при работе с рыболовецкими сетями. Подобных случаев очень много. Конечно, такие случаи нельзя обобщить и нет причины воспринимать их трагически. Но все эти симптомы, указывающие на то, что ученик-юноша, еще находясь на суше, может вступить в разлад с новой средой, с ее условиями. С этой точки зрения, надо подходить с особой чуткостью к каждому подростку, когда он попадает на судно. Неизбежно, что ученики при этом выбывают из привычного коллектива (класса, группы семинара, соседей по комнате) и распределяются группами по 2—3 человека на разные суда. Таким образом, фактически они оказываются одни в совершенно новой для них обстановке. К этому присоединяется то, что первое плавание в море совершается в самое неблагоприятное время — в третьем квартале года, когда юношу ожидают наиболее трудные условия погоды. Усложненное этими обстоятельствами приспособление к «бортовой» среде, сопровождающееся вдобавок ко всему морской болезнью, может быстро породить у ученика сознание неспособности, непригодности к судоходству и повлечь за собой отказ от избранной профессии.

Но подобная реакция не истинная, а явно вызвана искусственно. По нашим наблюдениям, юноши гораздо чувствительнее взрослых. Кроме того, следует учитывать, что ученик, вступая на борт судна, попадает в атмосферу коллектива, состоящего из опытных моряков, и ни в коем случае не хочет отставать от них, а вследствие этого может подвергать себя нагрузке, которая ему не всегда по силам. Это относится ко многим тяжелым работам при рыболовстве, которые иногда выполняются с привлечением учеников 2-го года обучения.

Следует, наконец, коснуться и опасности для молодежи несчастных случаев на борту. Во время рыбного промысла в открытом море такие случаи чаще всего служат причиной утраты трудоспособности. Молодежь подвержена несчастным случаям чаще, чем моряки старшего возраста. Несмотря на то, что юноши составляют лишь 1,3% экипажа, за изученный нами срок 7,8% несчастных случаев произошли с молодежью.

Принимая во внимание даже те немногие факторы, действующие на молодежь при выходе в море, которых мы коснулись, следовало бы поднять вопрос о целесообразности выделения для их подготовки учебного судна. Правда, Шнейдер (Schneider) с целью уменьшить число несчастных случаев предлагает обучать молодежь по всем правилам на суше. Это требование не лишено оснований. Но для того, чтобы юноши могли лучше приспособиться к морской службе, не поддавались морской болезни, научились стойко переносить лишения и трудности, нам кажется целесообразным сначала провести с ними несколько учебных плаваний в знакомом учебном коллективе под руководством опытных преподавателей, и лишь после этого приступить к настоящему обучению их на борту рыболовецкого судна. Необходимость этого оправдана еще и тем, что для подростков до 17 лет, по нашим данным, внешние воздействия, связанные с установкой на профессиональную деятельность, оказываются чрезмерными. Для молодежи же более старшего возраста рыбный промысел в открытом море следует причислить к тем профессиям, которые оказывают благотворное влияние на физическое развитие.

Поступила 24/VIII 1966 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.