15. Amend A.F., Slamatov А.А. Nepreryvnoe ekologo-ekonomicheskoe obrazovanie uchashchihsya obshcheobrazovatel'nyh shkol [Continuous Ecological and Economic Education of Students in General Education Schools]. Obrazovanie i nauka. Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO [Education and Science. News of Ural branch of Russian Open Society], 2003, no. 3 (21), pp. 86-96.
16. Ryabinina N.P. Modul'noe soderzhanie postroeniya ekologo-ekonomicheskogo obrazovaniya budushchego uchitelya [Modular content of the construction of environmental and economic education of the future teacher].
Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki [Herald of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical sciences], 2015, no. 4 (137), pp. 24-28.
17. Salamatov A.A. Ekologo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: budushchee v retrospektive. Chast' pervaya [Ecological and economic security of Russia: the future in retrospect. Part One]. Socium i vlast' [Social life and power], 2015, no. 1 (51), pp. 102-108.
18. Salamatov A.A. Ekologo-ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii: budushchee v retrospektive. Chast' pervaya [Ecological and economic security of Russia: the future in retrospect. Part One]. Socium i vlast' [Social life and power], 2015, no. 2 (52), pp. 74-81.
19. Gordeeva D.S. Cultivating a sense of national civic identity in students at present-day humanities and pedagogy colleges as part of the process of professional preparation [Electronic resource]. Espacios, 2017, vol. 38 (No 56). URL: http://www.revistaespacios.com/a17v38n56/17385616.html (Access 12.02.2018).
20. Gordeeva D.S., et al. Problemy ocenki ekologo-ekonomicheskogo razvitiya regiona v sovremennyh social'no-ekonomicheskih usloviyah [Problems of assessing the ecological and economic development of the region in the current socio-economic conditions]. Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie [Azimuth of Scientific Research: Economics and Management], 2017, vol. 6, no. 3 (20), pp. 105-110.
21. Nasurova N.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya ekologicheskoj kompetentnosti budushchih menedzherov [Pedagogical conditions for the development of environmental competence of future managers]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Herald of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2010, no. 2, pp. 155-162.
22. Perevozova O.V. K voprosu o formirovanii konkurentoustojchivosti menedzherov v usloviyah reformirovaniya ekonomiki i obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [To the question of the formation of competitiveness of managers in the conditions of economic and educational reform]. Universum: psihologiya i obrazovanie [University: psychology and education], 2014, no. 2 (3), pp. 8. URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/958 (Access 12.02.2018).
23. Postalyuk N.Yu. Creative Style of Activity: pedagogical Aspect. Kazan: Publishing House of Kazan State University, 1989. 2005 p.
24. Sokolova E.S. Education as a Way for the World Culture and Tolerance. Public Education. Moscow: Nauka, 2002, no. 2, pp. 111-113.
УДК 371.3
В.А. Дрягин,
доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности
жизнедеятельности
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Обучение учащихся и работников в области гражданской обороны
В статье рассматривается основные принципы, формы и методы проведения занятий по гражданской обороне с учащимися и работниками образовательных организаций. Раскрываются некоторые особенности обучения.
Принципы, формы, методы, программа, курсовое обучение.
V.A. Dryagin,
Associate Professor at the Department of Theoretical Foundations of Physical Education
and Life Safety Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia [email protected] Training of students and employees in the field of civil defense
The article discusses the basic principles, forms and methods of training in civil defense with students and employees of educational organizations. Some features of training are revealed.
Keywords: principles, forms, methods, program, course training.
История развития России за последние годы доказывает, что внутренний и международный терроризм существует, а возможность возникновения локальных войн реальна. Производственные фонды стареют, вывод из эксплуатации опасных производств задерживается, количество опасных природных явлений возрастает. Сменившееся общественное устройство и экономика страны требует изменения в вопросах ведения гражданской обороны.
Гражданская оборона России предполагает подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей. Во многих странах существуют аналогичные системы.
В.Н. Полещук пишет «гражданская оборона рассматривается как выполнение гуманитарных задач, направленных на защиту гражданского населения и оказание ему помощи в устранении последствий военных действий или стихийных бедствий, создание условий для его выживания» [7].
Существующие нормативно-правовые акты определяют порядок такой подготовки, но на практике это не получило широкого распространения и не всегда действует. Отмечается слабая теоретическая разработка вопросов по подготовки специалистов в этой области.
Отсутствие соответствующих знаний у руководителей организаций и лиц ответственных за ее ведение снижает качество безопасности работников и обучающихся.
В статье указываются требования к формам и методам подготовки по ГО в различных образовательных организациях, требования к условиям качественной подготовки. Данную статью можно использовать уполномоченным на решение задач в области ГОЧС организаций, преподавателям организаторам ОБЖ, руководителям занятий в качестве дополнительного материала при подготовке и проведении занятий по ГО.
Статья определяет наиболее целесообразные формы и методы подготовки к занятиям различных категорий обучаемых.
Исследования И.А. Бикмаева, И.М. Шиловой, А.В. Старостенко, А.В. Матвеева раскрывают порядок подготовки, специфику получения знаний и умений учителем безопасности жизнедеятельности, но мало изученной остается профессиональная деятельность лиц, отвечающих за ведение гражданской обороны.
Теоретико-методологической основой статьи стал общенаучный метод познания сущности образования и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.И.Дьяченко, Г.К. Селевко, А.Н. Леонтьев), метод содержания профессиональной подготовки учителя (А.В. Петровский, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий).
Работа подготовлена на основе изучения деятельности общеобразовательных организаций г. Шадринска, ФГБОУ ВО «ШГПУ», курсов ГО г. Шадринска.
В соответствии с законом «О гражданской обороне» все граждане обязаны проходить подготовку в области гражданской обороны (ГО). Не являются исключением работники образовательных организаций и обучающиеся.
Курс ГО изучается по предмету ОБЖ для среднего (полного) общего образования в одном из разделов (государственная система обеспечения безопасности населения). При получении высшего образования обучение по ГО идет по предмету БЖД отдельной темой. Некоторыми направлениями подготовки предусмотрено обучение отдельным предметом.
Обучение регламентируется Постановлениями правительства РФ «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера» в соответствии с примерными программами курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне утвержденной МЧС России.
В результате обучения вопросам гражданской обороны ученики должны усвоить все основные понятия, структуру этой системы её предназначение и задачи, научиться пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты. Должны знать каким образом оповещается население об опасностях, мероприятия по их защите в условиях военного времени и в чрезвычайных ситуациях и многое другое [3].
Одним из условий качественной подготовки по ГО является наличие хорошо оснащенного кабинета ОБЖ. Его материально-техническая база должна состоять из печатных пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, различных макетов. База должна быть современной.
Формы, методы и средства обучения необходимо применять в соответствии с особенностями изучаемых тем. Основной формой организации учебной работы обучающихся в школе является классно-урочная система, а в вузе — лекционно-семинарская система.
Урок - как основная форма обучения по ГО в школе оправдала себя. Положительный эффект будет более заметен, если занятия по ГО проводить в виде урока-лекции, урока-семинара. Не помешают и внеурочные формы обучения такие как факультативные занятия, экскурсии, домашние работы, кружки. Школьные олимпиады по ОБЖ, «День защиты детей», игра «Зарница», как массовая форма внеурочной работы, являются надежным средством достижения прочных и глубоких знаний [1, С.209-210].
Отдельной формой обучения являются участие в учениях и тренировках по гражданской обороне, чтение памяток, листовок и пособий, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по тематике гражданской обороны [4].
Кроме обучающихся подготовку обязаны проходить по группам руководители образовательных организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (в школах это преподаватель организатор ОБЖ), работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, комиссий по ЧС, преподаватели предмета ОБЖ и БЖД, личный
состав нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО) и все работники этих организаций [2, С.184-186].
Принципами обучения по ГО являются: научность, последовательность, системность, активность и сознательность, доступность и наглядность, индивидуальный подход в обучении.
Качество обучения по ГО зависит от правильно примененных форм и методов обучения. Формы обучения выражают организационную сторону учебного процесса. Они предусматривают состав и группировку обучаемых; структуру занятия (учения); место, время и продолжительность его проведения; роль и специфику деятельности обучаемых и руководителя занятий [6].
При поступлении на работу все принятые обязаны пройти инструктаж по ГО, который является одной из форм подготовки. Сделать это необходимо в течении первого месяца с момента поступления на работу. Для проведения инструктажа в организации разрабатывается программа.
В программе должны отражаться общие сведения о деятельности организации в условиях военных конфликтов и ЧС, действия при эвакуации, порядок оповещения при угрозах и практическая отработка действий при оповещении, порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, ответственность за несоблюдение требований ГО.
Формами подготовки по ГО также является самостоятельное изучение материала в зависимости от группы обучаемого, участие в тренировках и учениях по ГО, курсовое обучение.
Курсовое обучение работающего населения - целенаправленный процесс организации деятельности по овладению всеми работниками знаниями и умениями в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, а также приобретению опыта их применения в интересах личной защиты от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также выполнения возлагаемых на них обязанностей в области ГО и защиты от ЧС [5].
Занятия при курсовом обучении делятся на практические и теоретические. При изучении теории беседа служит основной формой занятий. Это метод вопросов и ответов при котором руководитель занятий использует различные наглядные пособия, видеофильмы, обучающие программы. Практические занятия при подготовке работников являются основным методом обучения. К ним относятся комплексные занятия (практическая подготовка к действиям в ЧС) и тренировки (отработка практических навыков по использованию средств защиты). На комплексных занятиях последовательно отрабатываются практические действия. Лица не усвоившие меры безопасности к занятиям не привлекаются.
Курсовое обучение должно проводится ежегодно по соответствующей программе, разработанной в организации. Форма обучения очная. Объем программы не может быть менее 16 часов. Занятия проводятся в рабочее время, каждый месяц кроме времени массовых отпусков. С учетом должности и профессии формируются группы обычно по 2025 человек, в которых приказом по организации назначаются руководители занятий.
Учет занятий и присутствующих на них людей осуществляют руководители занятий. Они же ведут журналы в каждой учебной группе. Журналы хранятся один год после окончания обучения.
Для эффективного проведения обучения работников в организации создается учебно-материальная база. При численности работающих до 200 человек приобретается комплект средств для проведения занятий (плакаты, схемы, образцы средств индивидуальной защиты, тренажеры и т.д.) и уголок по ГО и ЧС (информационно-справочный стенд). При большей численности работников должен быть многопрофильный кабинет или класс (для занятий по нескольким направлениям подготовки), учебная площадка (для отработки практических действий) и по одному уголку ГО и ЧС в каждом производственном и административном здании.
Подготовка работников организации входящих в состав НФГО ведется аналогичным образом, но по отдельной программе в объеме не менее 15 часов. Программа состоит из двух модулей (базовая и специальная подготовка). Программой предусмотрено проведение практических занятий как в составе структурных подразделений, так и в составе НФГО. Формирования проходят обучение не менее 9 часов по всем темам базовой подготовки в полном объеме и не менее 6 часов по специальной подготовке.
Анализ деятельности организаций в области подготовки по ГО показывает, что несмотря на требования правовых документов, их практическая реализация далека от идеальной. В большинстве случаев мероприятия выполняются формально, а вся деятельность хорошо выглядит только на «бумаге». Основным методом подготовки является самостоятельная подготовка, что отрицательно сказывается на качестве подготовки.
Подходы к подготовке по гражданской обороне необходимо менять. Ужесточить требования к руководящему составу потому что, «если это не нужно руководителю, то это не нужно никому».
Качество подготовки работников, НФГО оказывает влияние на выполнение мероприятий ГО, работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций и на безопасность работников и обучающихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 304 с.
2. Мазурин, Е.П. Гражданская оборона [Текст] : учеб. пособие / Е.П. Мазурин, Р.И. Айзман. -Новосибирск : АРТА, 2011. - 263 с.
3. Методика планирования и проведения занятий с учащимися общеобразовательных учреждений по гражданской обороне [Электронный ресурс] // Файловый архив студентов : [web-сайт]. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4083578/page:16/. - 21.01.2017.
4. Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства от 02.11.2000 N 841 (ред. от 19.04.2017) // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ : [web-сайт]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-й-оЮ2112000-п-841/. - 28.02.2018.
5. Примерная программа курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : утв. МЧС России 22 февраля 2017 г. N 2-4-71-814 // Гарант.ру : [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71539052/. -21.02.2017.
6. Принципы, формы и методы обучения [Электронный ресурс]: // "ушШ:: [web-сайт]. - иКЬ: https://vuzlit.ru/157093/printsipy_formy_metody_obucheniya. - 21.02.2017.
7. Полещук, В.Н. Организация выполнения мероприятий гражданской обороны [Электронный ресурс] // Методическое руководство / под общ. ред. Э.Р. Бариева. - Минск : Изд-во Центр сертификации и лицензирования МЧС Республики Беларусь, 2009. - 249 с. - Режим доступа: http://otipb.at.ua/ И/17/1770 1508 121.pdf. - 6.04.2017.
REFERENCES
1. Abaskalova N.P. Akimova L.A., Petrov S.V. Metodika obucheniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti v shkole: ucheb. posobie dlya studentov ped. vuzov [Methods of teaching safety in the school: tutorial for students of pedagogical institutions]. Novosibirsk: ARTA, 2011. 304 p.
2. Mazurin E.P., Izeman R.I. Grazhdanskaya oborona: ucheb. posobie [Civil Defense: tutorial for students]. Novosibirsk: ARTA, 2011. 263 p.
3. Metodika planirovaniya i provedeniya zanyatij s uchashchimisya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij po grazhdanskoj oborone [Elektronnyj resurs] [Methods of planning and conducting classes with students of general educational institutions for civil defense]. Fajlovyj arhiv studentov [File archive of students]: [web-sajt]. URL: https://studfiles.net/preview/4083578/page:16/ (Accessed 21.01.2017).
4. Ob utverzhdenii Polozheniya o podgotovke naseleniya v oblasti grazhdanskoj oborony [Elektronnyj resurs]: utv. postanovleniem Pravitel'stva ot 02.11.2000 N 841 (red. ot 19.04.2017) [On the approval of the Regulations on the preparation of the population in the field of civil defense: approved decree of the Government of 02.11.2000 N 841 (as amended on 19.04.2017)]. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty RF [Laws, Codes and NormativeLegal Acts of the Russian Federation]: [web-sajt]. URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-02112000-n-841/ (Accessed 28.02.2018).
5. Primernaya programma kursovogo obucheniya rabotayushchego naseleniya v oblasti grazhdanskoj oborony i zashchity ot chrezvychajnyh situacij [Elektronnyj resurs]: utv. MChS Rossii 22 fevralya 2017 g. N 2-4-71-8-14 [An approximate program of course training for the working population in the field of civil defense and protection from emergencies: approved. EMERCOM of Russia on February 22, 2017 N 2-4-71-8-14]. Garant.ru: [web-sajt]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71539052/ (Accessed 21.02.2017).
6. Printsipy, formy i metody obucheniya [Elektronnyj resurs] [Principles, forms and methods of training]. Vuzlit: [website]. URL: https://vuzlit.ru/157093/printsipy_formy_metody_obucheniya (Accessed 21.02.2017).
7. Poleshchuk V.N. Organizaciya vypolneniya meropriyatij grazhdanskoj oborony [Elektronnyj resurs] [Organization of the implementation of civil defense activities]. In Barieva E.R. (ed.) Metodicheskoe rukovodstvo [Methodical guidance]. Minsk: Publ. Centr sertifikacii i licenzirovaniya MChS Respubliki Belarus', 2009. 249 p. URL: http://otipb.at.ua/_ld/17/1770_1508_121.pdf (Accessed 06.04.2017).
УДК 373.2
М.А. Забоева,
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики
дошкольного образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия [email protected]
Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре в условиях семейного воспитания
Статья посвящена проблеме приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре в семье на примере русской народной культуры. В ней подробно раскрыты представления о мужественности и