Научная статья на тему 'Обучение творческой письменной речи студентов языковых специальностей (из личного опыта работы)'

Обучение творческой письменной речи студентов языковых специальностей (из личного опыта работы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Творческая письменноречевая компетенция / творческое письмо на иностранном языке / притча на родном (русском) языке / этапы работы над творческой письменной работой / creative writing and speech competence / creative writing in a foreign language / parable in the native (Russian) language / stages of creative writing work

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вартанова В. В., Хохрякова К. A.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к профессиональной подготовке студентов по практическому курсу основного и второго иностранных языков предполагают знание орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической норм изучаемых языков и их реализация в письменной речевой деятельности. Овладение творческой письменноречевой компетенцией студентами языковых специальностей предполагает формирование их дискурсивной, письменноречевой, личностной и профессиональной компетенциями. В статье описывается практический опыт овладения компетенциями творческого иноязычного письма студентами языковых специальностей, обоснуется необходимость формирования описываемой компетенции у студентов языковых специальностей в курсе обучения первому и второму иностранным языкам для совершенствования филологических знаний студентов, их навыков и умений письменной речи, творческих способностей и методических умений. Также приводится пример творческой работы на родном (русском) языке (рекомендуется на начальном этапе формирования творческой письменноречевой компетенции). Предлагаются этапы работы написания иноязычной творческой работы. Особое внимание акцентируется авторами на обучении творческой письменной речи с учетом принципов организации и реализации системного овладения компетенциями иноязычного письма, активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вартанова В. В., Хохрякова К. A.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE WRITING TEACHING FOR STUDENTS MAJORING IN LINGUISTICS (FROM PERSONAL WORKING EXPERIENCE)

Educational standards in higher education of language professionals require that students should demonstrate the knowledge of orthographic, orthoepic, lexical and grammatical norms of studied languages in their written works. The article demonstrates an experience in creative writing by students majoring in a foreign language teaching. It proves that in the course of the first and second foreign languages’ acquisition it is necessary to improve the students’ writing skills because this is a fundamental capacity which promotes their philological education, creativity and methodological skills. The article also includes an example of a creative work in the native (Russian) language (recommended at the initial stage of creative writing and speech competence formation). Then the stages of creative work in a foreign language writing are examined. Special emphasis is placed on teaching creative writing skills.

Текст научной работы на тему «Обучение творческой письменной речи студентов языковых специальностей (из личного опыта работы)»

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров // Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2002. 271 с.

5. Образцов П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. 114 c.

6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007. 368 c.

7. Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» для социально-гуманитарных, технических, естественно-научных и экономических направлений подготовки / С. Г. Тер-Минасова, Е. Н. Соловова, Л. Г. Кузьмина, М. А. Стернина, М. В. Вербицкая // ELT Russia [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eltrussia.ru/photo.html (дата обращения 03.11.2013).

8. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2006. 239 c.

9. Soars, J. Soars, L. Headway. Student's Book. Upper-Intermediate. New Oxford ELT, 2000. 88 p.

УДК 811.1 (045)

Вартанова В. В., Хохрякова К. A.

Удмуртский государственный университет, Ижевск, Россия

ОБУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА РАБОТЫ)

Требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к профессиональной подготовке студентов по практическому курсу основного и второго иностранных языков предполагают знание орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической норм изучаемых языков и их реализация в письменной речевой деятельности. Овладение творческой письменноречевой компетенцией студентами языковых специальностей предполагает формирование их дискурсивной, письменноречевой, личностной и профессиональной компетенциями. В статье описывается практический опыт овладения компетенциями творческого иноязычного письма студентами языковых специальностей, обоснуется необходимость формирования описываемой компетенции у студентов языковых специальностей в курсе обучения первому и второму иностранным языкам для совершенствования филологических знаний студентов, их навыков и умений письменной речи, творческих способностей и методических умений. Также приводится пример творческой работы на родном (русском) языке (рекомендуется на начальном этапе формирования творческой письменноречевой компетенции). Предлагаются этапы работы написания иноязычной творческой работы. Особое внимание акцентируется авторами на обучении творческой письменной речи с учетом принципов организации и реализации системного овладения компетенциями иноязычного письма, активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.

Ключевые слова. Творческая письменноречевая компетенция, творческое письмо на иностранном языке, притча на родном (русском) языке, этапы работы над творческой письменной работой.

Vartanova V. V., Khokhriakova K. A.

Udmurt State University, Izhevsk, Russia

CREATIVE WRITING TEACHING FOR STUDENTS MAJORING IN LINGUISTICS (FROM PERSONAL WORKING EXPERIENCE)

Educational standards in higher education of language professionals require that students should demonstrate the knowledge of orthographic, orthoepic, lexical and grammatical norms of studied languages in their written works. The article demonstrates an experience in creative writing by students majoring in a foreign language teaching. It proves that in the course of the first and second foreign languages' acquisition it is necessary to improve the students' writing skills because this is a fundamental capacity which promotes their philological education, creativity and methodological skills. The article also includes an example of a creative work in the native (Russian) language (recommended at the initial stage of creative writing and speech competence formation). Then the stages of creative work in a foreign language writing are examined. Special emphasis is placed on teaching creative writing skills.

Key words: creative writing and speech competence, creative writing in a foreign language, parable in the native (Russian) language, stages of creative writing work.

Мотивом к появлению данной статьи послужила диктуемая временем необходимость владения студентами языковых специальностей культурой письма как эффективного способа развития интеллектуального и духовного развития. Требование к профессиональной подготовке студентов по практическому курсу основного и второго иностранных языков (ИЯ 1 и ИЯ 2) предполагает знание орфографической, орфоэпической, лексической и грамматической норм изучаемых языков и их реализация во всех видах речевой деятельности, следовательно, и в письменной речевой деятельности.

Проблеме обучения письменной речевой деятельности посвящено много исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными лингвистами, психологами и методистами. Так, исследованы психо- и нейролингвистика процессов понимания и порождения текста (А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, И. А. Зимняя, А. Р. Лурия, А. Н. Новиков, Р. Сосло и др.), теория речевых навыков и умений письма (И. И. Богданова, И. А. Зимняя, Л. К. Мазунова, Е. И. Пассов и др.), методика обучения родному и иностранному языкам (И. Л. Бим, О. М. Казарцева, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов и др.); обоснована последовательность обучения выражению мыслей в форме описания, повествования, объяснения в полемике (Я. М. Колкер и др.); раскрыты типы творческого высказывания на иностранном языке (В. И. Невская и др.); разработана методика обучения изложению, сочинению-описанию и сочинению-повествованию на начальном этапе языкового ВУЗа (О. А. Долгина, Т. М. Еналиева, Э. П. Калинина и др.); исследованы компоненты содержания и методики обучения сочинению-рассуждению на старших курсах языкового ВУЗа (М. Н. Захаренкова и др.); разработана методика обучения экспрессивному письму на основе привлечения собственного опыта обучающихся (Britton, J.; Bradbury, N, Quinn, A.).

В статье приводится пример ТПР на родном (русском) языке. Написание подобной письменной работы на русском языке нам видится целесообразным на начальном этапе обучения творческому письму в курсе обучения ИЯ 1 и ИЯ 2 (в дальнейшем творческие работы пишутся исключительно на иностранном языке).

Данная притча (художественный стиль письменной работы) написана Кристиной Хохряковой, студенткой 3 курса, направление «Филология» (английский язык) ИИЯЛ УдГУ. С этой работой мы приняли участие в конкурсе творческих письменных работ «Учитель XXI века. Каким ему быть? Teacher of the new millennium», проходившем 10-11 декабря 2013 г. (регистрационный номер полученного сертификата - ШП-13 0156), организованном Школой педагогики на базе Дальневосточного федерального университета. Ниже приводится полный текст притчи в авторском изложении.

«Неизменное. В окно шумно стучали крупные капли дождя. Быстро проносились машины, где-то вдали выла сирена. Наверное, это очередной робот вышел из строя. Маленькая Ева с интересом разглядывала книгу, которую нашла на чердаке своего дома. Книга, которая чудом уцелела, была покрыта многовековым слоем пыли. Ева протерла книгу подолом платья и прочитала «Заметки Марты. Чрезвычайно секретно». По названию Ева догадалась, что книга должно быть чей-то дневник. На ее страницах едва можно было различить очертания букв, а некогда цветные картинки и вовсе поблекли. Ева открыла страницу наугад и прочла: «Мой учитель - самый лучший на свете, когда я вырасту, я хочу быть похожей на него! Не понимаю, откуда в его голове столько знаний. Кажется, он не человек, а громадная энциклопедия!»

- Ева! Что это у тебя в руках? А ну-ка живо отдай сюда! — послышался голос позади Евы. Это была ее мать Диана. — Что я тебе говорила, непослушная девчонка? Нельзя подниматься сюда, а тем более рыться в моих вещах.

- Мамочка, а что такое учитель?

- Так предки называли Диктаторов. Но забудь это слово и ни в коем случае не произноси его вне дома. Это может быть опасно для всей нашей семьи.

- А почему? Это какое-то очень плохое слово? — с ужасом спросила Ева.

- Да, милая. А теперь, отдай это мне, — Диана резко выхватила книгу из рук девочки, — пока я оставлю ее себе. А сейчас отправляйся спать.

На утро Ева проснулась раньше обычного. На кухне вовсю готовились к ее первому учебному дню в школе. На столе из синеватого металла уже стоял завтрак -кашеобразная масса, сделанная из порошка. Такие завтраки были типичным блюдом в Блатхельме. В сущности, завтраки ничем не отличались от обедов или, скажем, ужинов. На вкус же они напоминали стиральный порошок, смешанный с чем-то, издали напоминавшим овсянку. Однако такая пища была привычной и вполне желанной всеми жителями Блатхельма. Их можно было даже понять, ведь после Великой трансформации сменилось не одно поколение. К этому времени забылся не только вкус настоящей еды, но и такие казалось бы привычные вещи, как запах весенних цветов или пение птиц по утрам. Все заменили голограммы и роботы, даже погодой теперь управляла специально созданная для этого машина.

- Ева, посмотри, что мы с папой тебе подготовили, - Диана указала на огромную коробку, стоявшую в дальнем углу комнаты. - Это подарок в честь твоего первого учебного дня. Теперь ты стала по-настоящему взрослой. Мы так гордимся тобой!

С необычайной радостью Ева подбежала к коробке. И вот уже через несколько секунд на полу валялись клочки бумаги, а в руках она держала неподвижную металлическую фигуру, по форме в точности напоминавшую собаку.

- Это ДК-13, новое поколение роботов, - с радостью ответила Диана. -Надеюсь, он станет тебе другом. Нравится? Нажми на красную кнопку сбоку.

Ева с осторожностью нажала на кнопку. Вдруг фигура задвигалась, и, звонко тявкнув, выпрыгнула из ее рук. Теперь можно было с точностью сказать, что это настоящая собака. По поведению она ничуть не отличалась от живой (если кто-то еще помнил, что такое настоящая живая собака). В уходе проблем не было, а кормить ее не нужно было вовсе.

- Ну, вот и все, Ева, - продолжила Диана, - тебе пора в школу. Сегодня для тебя начинается новая жизнь. Поначалу она может тебе не понравится, но ты не бойся. Такова наша жизнь, мы все равно будем обязаны измениться. Ты понимаешь, о чем я? Ты главное не бойся, такова наша судьба и наша жизнь.

Смысл слов матери был не понятен девочке до тех пор, пока она впервые не очутилась в школе. А точнее в огромном кубообразном здании, сделанном из светлого металла, с единственным продолговатым окном в комнате Диктаторов. Подойдя к школе, Ева увидела группу ребят немного старше, чем она сама. Все мальчики были одеты в серые костюмы, а девочки в платья, точно такого же цвета. Их волосы были туго скреплены лентой. Один из мальчиков держал перед собой устройство, транслирующее одно из последних выступлений Великого правителя. До Евы донеслись обрывки речи «Мы - это единство, мы - это мощь... люди созданы служить на благо империи. только я распоряжаюсь жизнями людей Блатхельма. Блатхельм -это мощь и сила. другого не дано». Это зрелище произвело на Еву огромное впечатление, ей казалось, что стоявшие перед ней ребята были роботами, ведь даже на лицо выглядели они одинаково, такими бледными и безжизненными были их лица.

Ева быстро проскользнула в здание и направилась к Верховному диктатору.

- Здравствуй, девочка, - властно сказал Верховный диктатор, встретив Еву, -добро пожаловать в школу. Добро пожаловать в новый мир. Подойди ко мне, нужно сделать несколько формальностей, перед тем, как ты отправишься на занятия.

Верховный диктатор взял со стола устройство, похожее на шприц, однако игла была гораздо короче и шире. Внутри него находился крохотный прямоугольный чип, изредка переливающийся зеленым светом. Этот чип был символом и способом перехода в так называемую новую жизнь. Чип был создан Первым правителем Блатхельма, еще до Великой трансформации. Под предлогом необходимой защиты он был введен всем людям. На самом же деле чип блокировал желания человека к познанию, совершенствованию, любопытству, да и в целом ко всем эмоциям, которые могли нести хоть какую-то угрозу власти Правителя. С изобретением чипа люди утратили свою индивидуальность, ведь не это нужно было Государству. Теперь в школах из детей делали «армию» клонов, которые в будущем должны были продолжить трудиться на благо Государства. Малейшее отступление от правил или вольнодумство несли смерть. Главными творцами будущего Государства стали Диктаторы. Их задачей было привитие идеологии, царившей в Блатхельме. Они закладывали в голову только тот набор знаний, который был специально установлен Правителем. Никто из учеников не смел спорить с Диктатором или высказывать свою точку зрения. Да и была ли она у тех, кто был обязан учить лишь определенный набор знаний. Ученики читали сборники самых известных речей Правителя. Все остальные книги были уничтожены во время Великой трансформации.

Именно такой чип был введен Еве в ее первый учебный день. Придя домой, родители не сразу узнали в опустошенном выражении лица черты их родной дочери.

- Мама, папа, а вы знаете, что Великий правитель - это наше единственное спасение, - начала Ева, - до Великой трансформации ведь не было ничего. У нас нет предков. Я познала истинную историю человечества. А те сказки, которые рассказывали

мне вы: про великие цивилизации майя и ацтеков, про древних императоров и придворных дам, про невиданных животных, про жизнь без роботов и всего, что есть у нас сейчас, это неправда. Так сказал Диктатор, мы не смеем с ним спорить, да и есть ли в этом смысл, ведь он говорить правду. Я верю ему. Диктатор - он знает все, он несет нам знания Великого правителя. А как вам мое новое учебное платье? Правда, оно хорошее? Мне оно действительно нравится, оно делает меня похожей на других ребят. А это ведь очень важно, не выделяться. Мы все едины. Так сказал Диктатор. Я верю ему.

- Милая Ева, подойди ко мне, - испуганно позвал ее отец. - Дай мне свою руку.

Отец вытащил из стола маленький прибор с магнитной антенной и приложил

к руке Евы туда, где находился чип.

- Ну, вот и все, кажется, мы обезвредили его на время, - уже более спокойным голосом сказал отец.

- Что, что со мной случилось? Мне кажется, я видела сон. Все было таким серым. И таким ... одинаковым. Мне страшно, папа!

- Вот и настало время все рассказать тебе, - вмешалась в разговор Диана. -Сейчас ты узнаешь всю правду, мы не рассказывали тебе ее, потому что боялись подвергнуть тебя опасности, но, кажется, пора.

То, что мы рассказывали тебе о наших предках и об истории человечества - все это правда. Мир был другим до Великой трансформации. Шел XXI век. Для наших предков он был последним. Я имею в виду последним, потому что после Трансформации все изменилось. Первый Великий правитель Блатхельма при помощи союзников захватил власть над всеми людьми. Боясь, что люди могут не подчиниться, он создал чип, блокирующий эмоции, а самое главное, желание к знаниям. Понимаешь, Ева, человек так устроен, что ему нужно самому получать знания, пробовать себя, совершать ошибки, и тем самым совершенствоваться. Но все это идет в разрез с целями Правителя, которому нужно унифицированное человечество, бездумное стадо, знающее не больше, чем ему положено.

Но незадолго до Великой трансформации был создан Тайный орден, направленный на борьбу с Правителем. Наши предки были членами этого Ордена. Они были вынуждены всю жизнь скрываться, ведь им были подвластны знания, так тщательно уничтожавшиеся Правителем. Однако он не учел одну важную деталь. Как бы ни пытался он уничтожить все книги и другие источники запретных знаний, как бы ни старался ввести все эти стандарты, образцы и правила в нашу жизнь, он не мог уничтожить то, что было в наших головах. Ведь истинные знания хранятся вот здесь, -Диана коснулась указательным пальцем лба Евы и ласково потрепала по голове. - Да, этого он уничтожить не мог.

Помнишь, ты нашла дневник на чердаке. Он принадлежал моей прапрапрабабушке. Она жила еще в Свободные времена. Тогда ты прочитала ее запись об Учителе, и спросила меня, кто это. Я ответила, что Учитель - это древнее название Диктатора. Но это не совсем так. Учитель полностью отличался от Диктатора. Это был такой человек, который не навязывал свою точку зрения ученикам. Он был словно маяком во тьме, направляющим на истинный путь. Он знал, что каждый человек по-своему уникален, что мы не можем быть одинаковыми, да и не должны. Да, он давал базовый набор знаний, но также он давал шанс каждому пройти свой собственный путь. Он был тем, кто лишь подталкивал к знанию. Своим примером он вдохновлял на поиски, был образцом для подражания. Он испытывал такие же эмоции, как и все остальные люди вокруг него. Поэтому и не ставил себя превыше всех на свете, поэтому

мог считаться с мнением каждого из учеников. Но теперь таких людей не сохранилось, теперь властвуют Диктаторы. Ты сама их видела сегодня в школе.

- Но не огорчайся так, милая, - продолжил отец. - Мы, члены Тайного ордена, все еще боремся с тем, что происходит сейчас. Когда ты подрастешь немного, ты сможешь присоединиться к нам. А пока нам каждый день придется прибегать к помощи этого прибора, который хотя бы на время блокирует влияние чипа. Кстати, ты помнишь наш утренний подарок? ДК-13, это не просто робот. В него мы заложили те немногие знания древних, которые были спасены нашим орденом. Ты сможешь использовать его, как источник знаний. Настоящих, а не тех, которые будут пропагандировать Диктаторы.

- Спасибо вам, что рассказали мне всю правду, - тихо прошептала Ева. -Теперь я знаю, как мне поступить. Я хочу быть как вы, хочу попасть в Орден и попытаться изменить то, что окружает нас сейчас.

За окном все также быстро проносились реактивные машины на магнитных подушках, то там, то здесь мелькали роботы. Одни из них чистили улицы, другие транслировали очередную речь Великого правителя. Но взгляд Евы был устремлен не на них. Она смотрела на небо и проплывающие по нему облака. В этот день они были необычайно красивы. Правитель мог изменить все, задать рамки мышления, но не мог изменить цвета неба над головой, также как и самого человека. Ева думала о том, что ведь именно такое небо видели и люди XXI века и XV, и всех других. Ее глаза вдруг ярко вспыхнули, отражая багровый закат. В ее сердце зажегся огонек нового чувства, должно быть, это была надежда».

Обучение ТПР способствует повышению коммуникативности и мотивированности студентов в изучении иностранных языков, повышению их культурного и профессионального уровня; делает процесс обучения ИЯ 1 и ИЯ 2 аутентичным, активным и значимым.

1) Для успешного практического воплощения ТПР на практике необходимо проводить поэтапную работу, которая, на наш взгляд, заключается в следующем:

2) анализ имеющихся научных подходов к написанию ТПР на иностранном языке;

3) анализ имеющихся программ обучения письменной речи на ИЯ 1 и ИЯ 2 на языковом факультете;

4) разработка программы поэтапного, последовательного обучения ТПР;

5) разработка содержания и технологии обучения ТПР студентов всех курсов;

6) создание системы упражнений по формированию умений и навыков иноязычной ТПР у студентов языкового факультета в курсе обучения ИЯ 1 и ИЯ 2.

Таким образом, формирование творческой письменноречевой компетенции, представляющей собой владение дискурсивной (филологические знания), письменноречевой (навыки и умения письменной речи), личностной (творческие способности) и профессиональной (методические умения) компетенциями должно осуществляться с учетом принципов организации и реализации системного овладения компетенциями иноязычного письма, а также активизации мыслительной деятельности и развития творческих способностей обучающихся.

Литература

1. Мазунова Л. К. Письмо как способ и средство сохранения фенотипа «человек культурный». М.: Наука, 2006. 304 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.