Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИСЕДАНИЯ СО ШТАНГОЙ НА ПЛЕЧАХ'

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИСЕДАНИЯ СО ШТАНГОЙ НА ПЛЕЧАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ПРИСЕДАНИЕ / ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЯ / МЕЖМЫШЕЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Старкова Е.В., Любимова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИСЕДАНИЯ СО ШТАНГОЙ НА ПЛЕЧАХ»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ

5,7±2,0 раза, разница между группами в средних результатах составила 5 раз, что является статистически достоверным (р<0,05).

Выполнение упражнения «12-минутный бег» показало, что в ЭГ результат составил 2139±353 м, в КГ - 1931±114 м. Разница между группами в средних результатах составила 208 с, что является статистически достоверным (р<0,05).

Вывод. Проведенное исследование показало, что представленная методика оказала положительный эффект на развитие профессионально значимого физического качества специалиста-строителя - силовую выносливость, что отражено в результатах. Данная методика особенно эффективна для учебно-тренировочных занятий с большими группами за счет использования поточного метода организации практических занятий, что позволяет экономить учебное время, увеличить объем физических упражнений и физическую нагрузку, обеспечить непрерывность и целостность обучения, обеспечить высокую педагогическую и моторную плотность занятия.

Литература

1. Сафонова О.А Развитие профессионально-значимых двигательных качеств студенток строительного профиля на основе мето-

дики комплексной направленности / О.А. Сафонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12 (106). - С. 136-142.

2. Дементьев К.Н. Использование технологии концентрированного обучения на занятиях аэробикой / К.Н. Дементьев, Е.Г. Зуйкова, Т.В. Бушма и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2020.-№ 2. - С. 24-26.

3. Сафонова О.А Профессиограмма как основа содержания ППФП при изучении дисциплины «Физическая культура» в строительных вузах / О.А. Сафонова // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 117-121.

References

1. Safonova O.A. Razvitie professionalno-znachimykh dvigatelnykh kachestv studentok stroitelnogo profilya na osnove metodiki kompleksnoy napravlennosti. [Development of professionally significant motor qualities of female construction engineering students based on complex orientation methodology]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013. No. 12 (106). pp. 136-142.

2. Dementev K.N., Zuykova E.G., Bushma T.V. et al. Ispolzovanie tekhnologii kontsentrirovannogo obucheniya na zanyatiyakh aerobikoy [Use of concentrated training technology during aerobic practices]. Teoriya i praktika fiz. kultury . 2020. No. 2. pp. 24-26.

3. Safonova O.A. Professiogramma kak osnova soderzhaniya PPFP pri izuchenii distsipliny «Fizicheskaya kultura» v stroitelnykh vuzakh [Professiogram as a basis of APpT content in study of Physical Education discipline in construction universities]. Uchenye zapiski unta im. P.F. Lesgafta, 2012, no. 5 (87), pp. 117-121.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

обучение технике выполнения приседания со штангой на плечах

Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Старкова1 Аспирант А.С. Любимова1

1Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

УДК/UDC 7967012.68

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, приседание, техника движения, межмышечная координация.

Введение. Приседание со штангой на плечах - это многофункциональное упражнение, выполнение которого зависит не только от силы основных мышечных групп занимающихся, но и от способности к межмышечной координации, уровня гибкости.

Цель исследования - экспериментальное обоснование сознательного самоконтроля и сенсорных коррекций двигательных действий студентами в процессе освоения техники упражнения «Приседание со штангой на плечах».

Методика и организация исследования. В исследовании (сентябрь-ноябрь 2020 г.) приняли участие студенты 1-го курса (ЭГ, п=9, КГ, п=9) Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, обучающиеся по элективному курсу по физической культуре и спорту «Атлетическая гимнастика». Основное внимание в процессе освоения техники упражнения уделялось осознанному управлению движением при выполнении специально-подводящего упражнения «Приседание, руки за головой»: контролю за мышечными ощущениями, соответствию биомеханическим ориентирам, самооценке прохождения всех контрольных точек для переноса двигательного навыка, сформированного образа действия [1] на выполнение соревновательного упражнения «Приседание со штангой на плечах». На основе анализа вариантов техники выполнения приседания со штангой на плечах («коленодо-минантный», «тазодоминантный», «сбалансированный») были разработаны: структура техники «сбалансирован-

back squat technique teaching practices

PhD, Associate Professor E.V. Starkova1 Postgraduate A.S. Lyubimova1

1Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

Поступила в редакцию 09.11.2020 г.

ного» типа приседаний, состоящая из 10 элементов (контрольных точек), и шкала для оценки правильности выполнения. «Сбалансированный» тип приседаний выбран как наиболее безопасный для здоровья занимающихся и позволяющий избежать чрезмерной нагрузки на мышцы -разгибатели тазобедренного сустава, поясничный отдел позвоночника и смещения общего центра тяжести тела назад, увеличения нагрузки на шейный отдел позвоночника, перераспределения силы тяжести снаряда на коленные суставы и четырехглавые мышцы бедра.

Результаты исследования и их обсуждение. Сравнительный анализ техники выполнения приседания со штангой на плечах (экспертная оценка, самооценка, парное оценивание) свидетельствует о достоверных различиях (р<0,05, Т-критерия Уайта) в показателях ЭГ и КГ. Прирост в ЭГ составил 25,5 % {до эксперимента - уровень ниже среднего (5,89±1,05), после - высокий (8,44±0,68)}, а в КГ - 14,5 % {до эксперимента - уровень ниже среднего (5,33±1,27), после - средний (6,78±0,84)}.

Выводы. Реализация данного подхода позволяет обучить студентов правильной технике выполнения приседания со штангой на плечах на основе формирования навыков самоконтроля, способности к осознанному выполнению любых двигательных действий, что в дальнейшем позволит предотвратить получение травм и заболеваний организма.

Литература

1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1986. - 296 с.

Информация для связи с автором: starkova@pspu.ru

№ 12 • 2020 Декабрь | December

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.