УДК 14.35.09
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ЧТЕНИЯ В МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СРЕДЕ КАК ПРОБЛЕМА МЕТОДИКИ
© Анна Владимировна Попова
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина; г. Тамбов, Россия, ассистент кафедры русского языка как иностранного, e-mail: Annavp1@yandex.ru
В статье рассматриваются проблемы обучения технике чтения в мультимедийной среде, анализируются основные характеристики мультимедиа, возможности, которые предоставляет мультимедийная среда преподавателям и ученикам. Автор дает определение мультимедийной среды, определяет ее свойства и преимущества.
Ключевые слова: чтение; мультимедийная среда; мультимедийные технологии; техника чтения; мультимедиа; интерактивность; звук; графика.
Чтение представляет собой сложный психолингвистический процесс восприятия текста, результатом которого является его понимание. В качестве составного элемента в процесс чтения входит техника чтения, под которой понимают сумму приемов, обеспечивающих восприятие и переработку форм языковой информации. На овладение техни-
ческой стороной чтения стоит обращать большое внимание, чтобы постепенно переработка информации начала производиться подсознательно.
Обучение технике чтения на иностранном языке зависит от наглядности и изложения материала, от умения комбинировать изучаемый материал, уместно и оптимально
используя мультимедийные средства обучения, поскольку чтение относится к рецептивным видам речевой деятельности, связано с восприятием и пониманием информации, а представленная наглядно информация быстрее и легче воспринимается и усваивается. Получающие в настоящее время все большую популярность мультимедийные пособия являются одним из методов обучения чтению.
Понятие «мультимедиа» в методическую литературу ввели Ричард Олсон и Барбара Уайз, которые начали использовать его в середине 1980-х гг. Для этого существует несколько оснований:
1) они установили, что мультимедиа облегчает восприятие слов у детей по сравнению с разговорной речью;
2) мультимедиа обеспечивает обратную связь при изучении сложных слов и помогает лучшему усвоению и запоминанию этих слов, по сравнению с изучением слов при простом прочтении текстов [1].
В отечественной методической литературе термины «мультимедиа» или «мультимедийная среда» определяются как «система современных технических средств, позволяющая работать с текстовой информацией, графическими изображениями, звуком, анимационной графикой» [2], а также как «компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей» [3].
В отечественной методике существует несколько определений понятию мультимедийных средств. Так, по определению А.А. Андреева, мультимедийные средства являются «инструментарием, позволяющим предоставить преподавателю массивы информации в большем объеме, чем традиционные источники информации; наглядно в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео и т. п.; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике познания и уровню восприятия конкретного контингента обучающихся» [4].
Мультимедийная среда обеспечивает формирование иноязычной речевой деятельности младших школьников, поскольку ей свойственны:
1) естественная для данного возраста игровая форма обучения;
2) создание языковой среды для обучения;
3) положительная мотивация и формирование устойчивого интереса к обучению;
4) придание реалистических черт и уменьшение условности изучаемого материала;
5) компьютерная генерированность, т. е. одновременное сочетание звука (произношение слова) и изображения;
6) возможность программного управления работой с изучаемым материалом;
7) увеличение возможностей преподавания благодаря индивидуализации как преподавания, так и восприятия учебного материала.
Для обучения в мультимедийной среде характерным является наличие следующих параметров:
1) трудности в обучении чтению на первом году обучения английскому языку представляет язык текстов. Возможность прослушивать незнакомые слова, переводить их снимает трудности, связанные с пониманием читаемого, и помогает больший акцент ставить на отработку техники и выразительности чтения;
2) более быстрое усвоение языкового материала в мультимедийной среде обусловлено тем, что у ребенка стремительно возникают ассоциации между воспринимаемой им фразой и сопровождаемым его образом;
3) задания в мультимедийной среде строятся так, что они развивают навыки соотнесения зрительного образа речевой единицы с ее образом, сумма которых и составляет технику чтения;
4) следует развивать три основных компонента, участвующие в построении механизма чтения - зрительный образ речевой единицы, речедвигательный образ речевой единицы, значение речевой единицы;
5) начальный уровень обучения в мультимедийной среде составляет комплекс, в котором предусмотрена возможность экспертной работы со звучащей речью как самостоятельно, так и с учителем; наличие информации и справочных баз данных с простым и эффективным инструментарием.
Пользой и преимуществом мультимедийной среды в отработке чтения слов является возможность каждого ученика на занятии отрабатывать чтение слов и сразу же исправлять свои ошибки и корректировать произношение. Кроме того, мультимедийные
пособия могут отсылать учащихся к соответствующим ключевым словам, которые помещены в группах. Мультимедийная среда предназначена для изучения нового материала и освоения новой информации, для закрепления пройденного и отработки умений и навыков, для повторения и практического применения полученных знаний, для обобщения и систематизации знаний.
При обучении чтению в мультимедийной среде умение работать с изученными лексическими единицами дает возможность понимать отдельные языковые единицы текста, определять связи между ними, преобразовывать их в более сложные. Работа в мультимедийной среде осуществляет обратную связь и контроль за действиями учеников, а также повышает их интерес к изучению языка [5].
Мультимедийные пособия обладают значительным эмоциональным зарядом, побуждают к познавательной деятельности благодаря одновременному воздействию на обучаемого графической, аудиовизуальной и визуальной информацией, а также доступности информации с помощью гиперссылок. Использование мультимедийной среды позволяет сочетать различные методы обучения для достижения образовательных целей, поэтому такое применение средств мультимедиа является педагогически обоснованным. Кроме того, средства мультимедиа играют ведущую роль в создании компьютерных средств обучения: электронных учебников, электронных тренажеров, мультимедийных справочников, мультимедийных практикумов и пр. [6].
Мультимедийные пособия обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, что позволяет легко усилить впечатление от изучаемого материала, т. к. на экране управление вниманием осуществляется гораздо проще, чем с помощью традиционных средств. Главное, на что необходимо обращать внимание при чтении, в мультимедийной среде можно выделить с помощью средств динамики и композиции кадра, монтажной смены планов. При чтении в мультимедийной среде в зависимости от целей, поставленных учителем, можно убрать или ослабить все отвлекающее от существенного разными способами: соотношением главного объекта и окружающих фоновых объектов,
различной интенсивностью окраски, выделением светом, шрифтом. Возможен прием выбора и смены планов.
Во-первых, один из самых востребованных способов использования электронных ресурсов, когда электронное пособие применяется непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. Оно помогает преподавателю наглядно и доходчиво изложить материал, причем электронное пособие может быть приме -нено как на уроке, так и при подготовке к нему.
Во-вторых, на наш взгляд, следует отметить большие возможности выполнения учениками самостоятельной работы в мультимедийной среде. Такая работа может быть осуществлена при подготовке детьми домашних заданий. Здесь могут оказаться полезными все материалы учебного комплекса: анимация, видео, звуковое сопровождение, интерактивные компоненты, рисунки, таблицы. Многие исследователи отмечают, что при таком способе подготовки домашних работ у детей возникает больший интерес к предмету, появляется возможность почувствовать себя исследователями в данной области [5, 7, 8].
Третьим возможным способом работы в мультимедийной среде является ее применение при проведении текущего контроля знаний и уровня усвоения материала. Здесь применение соответствующего программного обеспечения позволяет превратить групповое занятие, фактически, в индивидуальное, т. к. уникальное задание будет выполняться конкретным учеником за его отдельным рабочим местом. К достоинствам данного подхода можно отнести и программное отслеживание хода решения; информирование преподавателя о проценте верных ответов как у одного студента, так и группы.
Возможности мультимедийных технологий, на наш взгляд, реализуются через введение и активизацию материала для чтения, для наглядного представления артикуляционных особенностей звуков, для демонстрации функций речевого аппарата, для выявления неточностей в работе органов речи при артикуляции того или иного звука, которые приводят к неправильному воспроизведению звуков.
Учебно-воспитательный процесс, который представлен мультимедийной техноло-
гией, характеризуется следующими дидакти-ко-психологическими и методическими преимуществами:
1) создается иноязычная среда, в которой главную роль играет аутентично-звучащая речь;
2) усиливается наглядность обучения технике чтения;
3) увеличивается время, которое отводится на каждого студента для работы над техникой чтения как в аудиторное, так и во внеаудиторное время;
4) реализуется возможность индивидуальных программ обучения учеников технике чтения;
5) представляется возможность демонстрировать образцы звучащей речи, которые характеризуются неизменным звучанием, образцовостью речи, возможностью фрагментации речевого потока.
Работа в мультимедийной среде при обучении позволяет:
- повысить эффективность учебного процесса;
- развить коммуникативные и социальные способности обучаемых;
- определить обучаемого в качестве активного субъекта познания;
- учесть индивидуальные особенности обучаемого;
- осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается.
Мультимедиа является эффективной образовательной технологией, благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствовать повышению их мотивации.
Существуют отличия работы в мультимедийной среде от работы с учебниками и другими печатными средствами обучения, поскольку мультимедийная среда обладает некоторыми уникальными способностями -
анимация, звук, видео, интерактивность. Использование мультимедиа в обучении дает возможность проиллюстрировать сложные примеры и сразу же получить ответ о результате выполнения задания, возможность составлять различные комбинации на экране. Использование видео- и звуковых примеров может помочь учащимся легче и лучше понять прочитанный материал.
Таким образом, мультимедийная среда представляет собой систему, позволяющую обучать иностранному языку интерактивно, используя в большем объеме, чем традиционные источники информации, не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео, ссылки; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует уровню восприятия конкретного контингента обучающихся.
1. Андерсен Б.Б., Бринк К. ван ден. Мультимедиа в образовании. М., 2005. С. 57.
2. Кичева И.В. Обогащение педагогической терминологии в 90-е годы XX века. Пятигорск, 2004. С. 288-289.
3. Менеджмент в управлении школой: краткий словарь терминов и понятий. Уфа, 2004. С. 34.
4. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М., 1981.
5. Белицын И.В. Лекционный мультимедийный комплекс как средство активизации познавательной деятельности обучаемых: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2003.
6. Коляго А.А. Формирование коммуникативных умений будущего учителя средствами мультимедиа в процессе изучения иностранного языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2009.
7. Агеев В.Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.
8. Вершинина М. В. Мультимедиа в практике преподавания иностранных языков. М., 2007. С. 77.
Поступила в редакцию 1.02.2011 г.
UDC 14.35.Q9
TEACHING TO READ IN MULTIMEDIA ENVIRONMENT AS METHODOLOGY PROBLEM Anna Vladimirovna Popova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Assistant of Russian Language as Foreign Department, e-mail: Annavp1@yandex.ru
The article deals with problems of teaching to read in multimedia, the basic characteristics of multimedia, possibilities, which multimedia offers to teachers and pupils are analyzed. The author gives the meaning of multimedia, defines its peculiarities and advantages.
Key words: reading; multimedia; multimedia technology; reading technics; interactivity; sound; graphics.
9б