Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКАМ ВЛИЯНИЯ ГОЛОСОМ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ ЮРИСТА'

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКАМ ВЛИЯНИЯ ГОЛОСОМ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ ЮРИСТА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРА РЕЧИ / ИНТОНАЦИЯ / ИНТОНАЦИОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ФОНОСЕМАНТИКА / РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ПРАГМАТИКА / ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ланская Ирина Алексеевна

В статье рассматриваются методические вопросы обучения студентов юридических специальностей техникам влияния голосом. Раскрываются ключевые аспекты владения риторическим искусством. Предложена программа обучения, включающая вопросы фоносемантики (взаимосвязи слова и его звуковой формы), дается представление о темпо-ритмических, психолингвистических особенностях речи, силе голоса, дикции, паузах. Особое внимание уделяется интонационным конструкциям русской речи. Уровень профессионального мастерства предполагает смену автоматизма использования языковых средств на их осознанный отбор. Эффективность этого отбора зависит от ясного понимания цели коммуникации и знания путей, которые ведут к ее достижению. В статье представлены семь интонационных конструкций современного русского языка применительно к юридической практике. Задача судебного оратора: произвести впечатление осведомленного и знающего человека. Этому и способствует обучение техникам влияния голосом. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при изучении курсов русский язык и культура речи, риторика и других спецкурсов, связанных с коммуникацией и деловым общением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF VOICE INFLUENCE TECHNICIANS IN SPEECH PRACTICE OF THE LAWYER

The article deals with methodological issues of teaching voice influence techniques to students of legal specialties. The key aspects of the possession of the rhetorical art are revealed. A training program is proposed that includes questions of phonosemantics (the relationship of a word and its sound form), an idea of tempo-rhythmic, psycholinguistic features of speech, voice power, diction, pauses is given. Special attention is paid to intonation constructions of Russian speech. The level of professional skill involves changing the automatism of using language tools to their conscious selection. The effectiveness of this selection depends on a clear understanding of the purpose of communication and knowledge of the ways that lead to its achievement. The article presents seven intonation constructions of the modern Russian language in relation to legal practice. The task of a court speaker is to make an impression of an informed and knowledgeable person. This is facilitated by the training of voice influence techniques. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when studying the Russian language and speech culture courses, rhetoric and other special courses related to communication and business communication.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКАМ ВЛИЯНИЯ ГОЛОСОМ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ ЮРИСТА»

моменту обучения в университете, помимо основного познавательного, появляется целый ряд ведущих мотивов. Особое внимание следует уделить социальной составляющей мотивации: чувству долга, ответственности, общению с другими людьми, желанию заслужить их признание и одобрение, самоутверждению посредством творческой самореализации. Основные педагогические механизмы направлены именно на эту область.

Для успешного развития в образовательной среде вуза важна мотивация достижения - целенаправленное стремление к знаниям, дополненное ответственностью за свое развитие, адекватной самооценкой и оценкой своих возможностей.

Литература:

1. Агарагимова В.К., Абдулаев М.А., Амамбаева Н.С., Амчиславская Е.Ю., Асильдерова М.М., Бушуева Е.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Дугарская Т.А., Дудаев Г.С.Х., Ерина И.А., Капина А.А., Лапшова И.А., Матюгин Н.Е., Одишвили Г.Н., Окунев С.А., Сорокопуд Ю.В., Травинова Г.Н., Явбатырова Б.Г. и др. Подготовка студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантуры к осуществлению будущей профессиональной деятельности на основе современных социокультурных реалий. - Москва, 2021.

2. Айсувакова Т.П., Ахмедова Э.М., Горбунова Н.В., Давыдова Л.Н., Джамалханова М.А., Дугарская Т.А., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Иванова Н.Н., Киргуева Ф.Х., Клушина Н.П., Клушина Е.А., Матюгин Н.Е., Мячина В.А., Одишвили Г.Н., Позднякова И.Р., Сушкова С.А., Ускова О.А., Филимонюк Л.А., Шаталова Л.С. и др. Психолого-педагогические аспекты осуществления образовательного процесса в современных социокультурных условиях. - Москва, 2021.

3. Гордеева Т.О., Сычев, О.А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2017. - № 1. - С. 68-88.

4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.

5. Леонтьев Д.А., Клейн К.Б. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности / Д.А. Леонтьев, К.Б. Клейн // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - № 4. - С. 106-120.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.

7. Маркова А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрасте. // Вестник практической психологии образования. - 2012. - №4(33). - С. 104-106.

8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя. - М., Просвещение, 1983. - 96 с.

9. Савенков А.И. Педагогическая психология: в 2 ч. - М.: Юрайт, 2020. - Т. 1. - 317 с.

10. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 240 с.

Педагогика

УДК 372.811.161.1

кандидат педагогических наук Ланская Ирина Алексеевна

Российский государственный университет правосудия, Приволжский филиал (г. Нижний Новгород) ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКАМ ВЛИЯНИЯ ГОЛОСОМ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ ЮРИСТА

Аннотация. В статье рассматриваются методические вопросы обучения студентов юридических специальностей техникам влияния голосом. Раскрываются ключевые аспекты владения риторическим искусством. Предложена программа обучения, включающая вопросы фоносемантики (взаимосвязи слова и его звуковой формы), дается представление о темпо-ритмических, психолингвистических особенностях речи, силе голоса, дикции, паузах. Особое внимание уделяется интонационным конструкциям русской речи. Уровень профессионального мастерства предполагает смену автоматизма использования языковых средств на их осознанный отбор. Эффективность этого отбора зависит от ясного понимания цели коммуникации и знания путей, которые ведут к ее достижению. В статье представлены семь интонационных конструкций современного русского языка применительно к юридической практике. Задача судебного оратора: произвести впечатление осведомленного и знающего человека. Этому и способствует обучение техникам влияния голосом. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при изучении курсов русский язык и культура речи, риторика и других спецкурсов, связанных с коммуникацией и деловым общением.

Ключевые слова: русский язык, культура речи, интонация, интонационные конструкции, фоносемантика, речевые ситуации, лингвистическая прагматика, психолингвистика.

Annotation. The article deals with methodological issues of teaching voice influence techniques to students of legal specialties. The key aspects of the possession of the rhetorical art are revealed. A training program is proposed that includes questions of phonosemantics (the relationship of a word and its sound form), an idea of tempo-rhythmic, psycholinguistic features of speech, voice power, diction, pauses is given. Special attention is paid to intonation constructions of Russian speech. The level of professional skill involves changing the automatism of using language tools to their conscious selection. The effectiveness of this selection depends on a clear understanding of the purpose of communication and knowledge of the ways that lead to its achievement. The article presents seven intonation constructions of the modern Russian language in relation to legal practice. The task of a court speaker is to make an impression of an informed and knowledgeable person. This is facilitated by the training of voice influence techniques. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when studying the Russian language and speech culture courses, rhetoric and other special courses related to communication and business communication.

Keywords: the Russian language, the culture of speech, intonation, intonation constructions, phonosemantics, speech situations, linguistic pragmatics, psycho- linguistics.

Введение. Публичное выступление, являющееся обязательным в практике любого юриста, вырастает из овладения искусством говорения. Навык публичной речи нужен каждому человеку. На работе, в домашней

обстановке, с родными и коллегами везде нам требуется кого-то попробовать убедить. Для каждого оратора важна практика, можно знать много теоретических нюансов, но если не практиковать, то результата не будет.

Изложение основного материала статьи. Три ключевых аспекта, с которыми сталкивается начинающий оратор: эмоциональное напряжение, манера произнесения и содержательная сторона выступления. Студенты юридического факультета отмечают, что боятся говорить публично. Страх публичного выступления - вполне нормальное явление, если он не носит патологического характера и не сопровождается паническими атаками. Люди, присутствующие на выступлении, высоким уровнем внимания не отличаются. Они не осознают волнения оратора. Верхний пик напряжения приходится на первые 20-30 секунд выступления, поэтому рекомендуются первые несколько фраз выучить наизусть. Стрессовые ситуации отражаются в теле мышечными зажимами. Наше тело запоминает все. Спустя долгое время после болезненного события (неудачного выступления) воспоминание о нем приходят при малейшем намеке на опасность (необходимость снова выступить) - нарушенные нейронные контуры мозга снова активизируются, что приводит к выделению высоких доз гормонов стресса. Это вызывает сильнейшие отрицательные эмоции и реальные физические ощущения, может даже спровоцировать импульсивные и агрессивные действия [4, с. 8].

Когнитивная терапия, методы релаксации, медитации и различные дыхательные практики не входят в настоящий момент в сферу нашего внимания, но мы посчитали важным их упомянуть. И при необходимости следует сообщать студентам, где можно найти информацию об этих практиках. Каждый случай разбирается индивидуально, составляется программа работы с мышечными, дыхательными зажимами, стрессовыми состояниями.

Содержательная сторона речи предполагает всестороннее понимание выносимой на публику проблемы, четкость аргументации, логичность и некоторую новизну предлагаемых решений. Для всего этого требуется ясная схема выступления и подготовленные тезисы выступления в письменном виде. Исключение представляет экспромт, но и для него необходимо иметь схему тезисов.

Данная статья в большей степени посвящена аспекту «как говорить». И, на наш взгляд, возможно, это самое важное. Аудитория запоминает не то, что вы сказали, а то впечатление, которое вы произвели, умение держаться на публике и манеру произнесения речи. Последний аспект очень важен, он включается интонационную палитру, ее адекватность содержанию, работу голосом, отчетливую артикуляцию, темп и паузацию. Все перечисленное позволяет обеспечить внятность и разборчивость.

Как можно понять, важным средством воздействия говорящего на аудиторию и партнеров по общению является звуковое оформление речи. Высокая скорость речи, бедность интонационных конструкций, монотонность и однообразие приводят к снижению уровня произвольного внимания. Возможна полная потеря внимания и интереса со стороны слушателя. Такая речь будет точно неубедительной.

Судебный оратор решает задачи, способные определить судьбы людей, восстановить справедливость и покарать преступников. И здесь важна не только семантическая сторона коммуникации. Обе стороны судебного процесса, особенно если это касается суда присяжных, используют тот факт, что обычные граждане всегда склонны к более эмоциональному восприятию происходящего. Например, адвокаты предлагают узнать «человеческие стороны» подзащитного, - каким он был в детстве, кто его родители, есть ли у него дома домашние животные. Еще М.В. Ломоносов отмечал: звуки имеют «свою содержательную энергию. Но эта энергия сама по себе не рациональна, а эмоциональна. Более того, она несет в себе явственный признак иррационального» [1, с. 95]. И сами звуки в словах несут определенный смысл, изучению этого вопроса посвящены фоносемантические исследования. Теория содержательности звуковой формы в языке говорит о так называемых «быстрых» звуках. Возьмем для примера сочетание «стр». Сама звуковая форма слова подсказывает его содержание. Слова стремительно, стрела, стриж, быстро, струя, стрекоза. Все они имеют значения, связанные с быстрым движением и содержат сочетание «стр». При произнесении звука Р язык в полости рта быстро вибрирует [3, с. 6].

Быстрая речь затрудняет восприятия смысла, так как аудитории сложно подстраиваться под такой ритм. Высокая скорость произнесения речи свидетельствует о внутренней неуверенности оратора.

Важен тембр голоса и артикуляция. Но если по поводу тембра необходима работа с врачом-фониатром, то над артикуляцией возможна и самостоятельные занятия, за исключением случаев, когда требуется логопед. Ежедневные 15-минутные тренировки, в ходе которых четко и утрированно громко произносятся слова, способны совершать чудеса в общей практике работы над звучным голосом.

Одна из техник влияния голосом - обучение работе с интонацией, что позволяет прийти к интонационному многообразию, обладанию гибким голосом. Каждый язык имеет свой набор интонационных единиц. И если в повседневной жизни мы не задумываемся и интуитивно выбираем интонационные конструкции, то в рамках профессиональной юридической деятельности (выступление на судебных заседаниях, проведение допроса, юрконсультации) автоматизм использования интонационных и языковых средств должен уступить место их осознанному выбору, от которого зависит эффективность коммуникации и ясное понимание путей, которые ведут к достижению ее цели.

Слышать и улавливать интонационные оттенки собеседника - необходимое умение для юриста, но, к сожалению, в программу курса «Русский язык и культура речи» не включена тема «интонационные конструкции русского языка». Поэтому этим вопросам необходимо уделить внимание в рамках отдельных спецкурсов.

Упражнения данного курса носят практико-ориентированный характер, в них включены профессиональная юридическая лексика, типовые речевые конструкции, особенности судебной, следственной и юридической коммуникации.

Под интонацией понимается - ритмико-мелодическая характеристика высказывания, служащая средством выражения различных синтаксических и эмоционально-экспрессивных значений. В качестве составных элементов интонации выступают мелодика, ритм, темп и тембр речи, а также ее интенсивность и логическое ударение [5, с. 225]. Именно определение модальности речи связано с интонацией. Интонация бывает повествовательной, вопросительной и восклицательной.

Остановимся на таком элементе речи как пауза. Пауза - явление не только физиологического плана. Паузация - одно из необходимых условий осмысленной и эмоциональной речи. На занятии вводим понятие синтагма (отрезок речи, заключенный между двумя паузами). Каждая синтагма благодаря мелодике, темпу, тембру и силе голоса оформляется в одну из интонационных конструкций. Синтагма состоит из предцентра,

центра и постцентра. Центром синтагмы является ударный слог наиболее важного по смыслу слова. Сила голоса повышается на гласном звуке центра, на нем же меняется тон и тембр. Центр в синтагме -обязательный элемент. А вот предцентр (слоги, предшествующие ударному) и постцентр (слоги, следующие за центром) могут отсутствовать.

Именно предцентр задает средний уровень мелодики синтагмы, а соотношение мелодики центра и постцентра определяет характерные особенности интонационных конструкций (ИК).

Голос на гласном звуке центра меняется, таким образом, формируются ИК с восходящей интонацией (голос повышается); с нисходящей интонацией (голос понижается); с восходяще-нисходящей (голос повышается и сразу понижается); с нисходяще-восходящей (сначала идет понижение голоса, а затем повышение); конструкция без изменения высоты тона (голос набирает силу). В русском языке семь основных интонационных конструкций. И поскольку говорящий имеет отношение ко всем компонентам речевой ситуации, поэтому рассмотрим интонационные конструкции разных типов с прагматической точки зрения.

Завершенность в повествовательном предложении выражается при помощи первой интонационной конструкции. В ней нисходящий тон появляется на гласной центра (Сегодня жарко. Я иду в парк). В письменной речи показатель ИК-1 - точка, двоеточие, многоточие, точка с запятой, иногда запятая.

ИК-2 характерна для местоименно-вопросительных предложений. В ней нисходящий тон сочетается с усилением словесного ударения на гласном центра (Мы ждем его сегодня или завтра?).

Для ИК-3 характерен восходящий тон с последующим падением. Чаще всего ИК-3 встречается в вопросах без вопросительных слов. Эту интонационную конструкцию еще называют интонацией ожидания, в ней идет повышение тона перед паузой (Вы идете домой?).

ИК-4 - это неполные вопросительные предложения, часть из них - с сопоставительным союзом (Мы идем. А вы?). Интонационное поле здесь нисходяще-восходящее, так как начинается со среднего тона, а на ударном гласном центра или непосредственно перед ним тон понижается, а затем резко идет вверх.

Высшую степень какого-либо признака, чувственную и эмоциональную оценку человека, предмета, явления действительности передает пятая интонационная конструкция. Для ИК-5 характерно наличие двух центров. Первый центр конструкции помещается на местоимение или наречие (как, какой, сколько, столько, так, такой). На втором центре тон резко падает (Вы столько повидали! Как же Вам повезло!).

ИК-6 используется в оценочных высказываниях и для выражения недоумения. Высказывания типа А вы знаете где мы были? И что мы при этом видели? Могут стать предвестником интересных для адресата сообщений. Их главная цель состоит в привлечении внимания к предстоящему рассказу. Такие предложения обычно начинаются с союза «а» в сочетании с вопросительным местоимением или наречием, завершаются глаголом, который несет на себе главную смысловую и интонационную нагрузку всего высказывания. Вопросительное слово - обязательный элемент этой конструкции, а мелодика сочетает восходящий и ровные тона.

Восклицательные предложения связаны с седьмой интонационной конструкцией. Они передают следующие эмоции: осуждение, упрек, насмешка, ирония и т.п. Предцентр этой интонационной конструкции произносится в среднем тоне. На гласном центра тон повышается. Само произношение заканчивается смычкой голосовых связок, что на слух воспринимается как резкий перерыв звучания (Странный он все-таки человек!). Тон постцентра здесь оказывается ниже среднего [2, с. 256, 6, с. 249].

Каждый тип интонационных конструкций может быть представлен в различных речевых ситуациях как нейтральными, так и модальными вариантами.

В нейтральных вариантах субъективное отношение говорящего к высказываемому интонационно не выражается. Эмоционально отношение говорящего к произносимому тексту передается как раз через модальные реализации ИК.

На занятиях отрабатываются часто применяемые и наиболее коммуникативно значимые речевые ситуации использования каждой интонационной конструкции. Ознакомление с типологией ИК идет параллельно с отработкой практических навыков. Студенты учатся правильно определять центр ИК, разбираются с понятием логическое ударение (выделение средствами интонации наиболее важного по смыслу слова). В синтагме с инверсированным порядком слов интонационный центр следует искать в одном из «переставленных» слов (Шли мы таким образом уже десять дней).

В задачи педагога входит на наглядных примерах продемонстрировать многообразие вариантов образования центров синтагмы, объяснить все смысловые и эмоциональные нюансы, обусловленные именно данным выбором. А главное - сформировать и закрепить у студентов навык осмысленного выбора и последующего построения интонационных конструкций.

Голосовые и интонационные нюансы влияют на эмоциональные, логические и эстетические аспекты содержания текста. Умение разбираться в интонационных конструкциях необходимо для формирования навыка грамотной речи.

На занятиях студенты обучаются членению фраз на синтагмы, работе с паузами, определению интонационных конструкций, пониманию стилистических особенностей применения тех или иных ИК, тем самым обучаются следить за развитием мысли автора.

Для проведения практических занятий разработаны дидактические материалы, содержащие упражнения и контрольные задания, направленные на формирование навыков продуцирования ИК разных типов, работе с голосом, темпом речи и выразительным чтением. Студенты учатся анализировать интонационные особенности высказываний в ходе деловых игр. Юристам важно разбираться не только в многообразии вариантов образования синтагмы, но и уметь объяснять как конкретный выбор влияет на смысл и общий эмоциональный фон. Таким образом, с учетом логического, эмоционального и эстетического аспектов содержания текста формируется и закрепляется навык осмысленного определения центра синтагмы.

Выводы. В статье рассмотрены методические вопросы обучения студентов юридических специальностей техникам влияния голосом в речевой практике. Обоснована важность владения риторическим искусством как необходимой составляющей юридической профессии. Описаны программные и дидактические моменты обучения, которые включают вопросы фоносемантики (взаимосвязи слова и его звуковой формы), представление о дикции и темпо-ритмических особенностях речи, артикуляции, силе голоса, логической и психологической паузации. Особое внимание уделено интонационным конструкциям русского языка. Результаты данной работы могут быть использованы в научной и педагогической деятельности.

Литература:

1. Гуковский И.А. Ломоносов-критик // Литературное творчество М.В. Ломоносова: Исследования и материалы / Под ред. П.Н. Беркова, И.З. Сермана. - М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1962. - С. 69-100.

2. Виноградов В.Д., Фролова И.А., Фролова Г.А. Русская речь. Произношение. Интонация. Речевой слух. - Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 1995. - 269 с.

3. Журавлев А.П. Звук и смысл. Изд-е 2-е, испр. и доп. - М: Просвещение, 1991. - 160 с.

4. Колк Бессел ванн дер Тело помнит все: какую роль психологическая травма играет в жизни человека и какие техники помогают ее преодолеть. - Москва: Эксмо, 2020. - 464 с.

5. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 840 с.

6. Ланская И.А., Ипатова И.С. Обучение студентов-юристов специфике звучащей русской речи // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 4(25). - С. 256-258

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Лахин Руслан Александрович

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани); преподаватель Волков Никифор Александрович

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани)

НАРОДНЫЕ ИГРОВЫЕ ПРАКТИКИ КАК СРЕДСТВО ЭТНИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ И

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассмотрена специфика исследования традиционных (народных) игровых практик как средства этнической социализации детей и молодежи. В работе освещается социальное значение данного процесса, рассмотрены вопросы формирования социального опыта посредством возрождения традиционной игры. Авторы описали опыт университета по привлечению студентов к поисковой и исследовательской деятельности в процессе формирования банка народных игр.

Ключевые слова: этническая социализация, народная игра, традиционная игра, воспитание молодежи, поисковая работа, экспедиционная деятельность, Кубань, Краснодарский край.

Annоtation. The article describes the specificity of the study of traditional (folk) game practices as a means of ethnic socialization of children and youth. The article highlights the social significance of this process, considers the formation of social experience through the revival of the traditional game. The author described the university's experience in attracting students to search and research in the formation of a folk games bank.

Keywords: ethnic socialization, folk game, traditional game, youth education, search work, expeditionary activity, Kuban, Krasnodar region.

Введение. В ходе реформирования российского общества наиболее актуальными становятся вопросы осознания, фундаментальные ценности традиционной народной культуры. Ее развитие неотделимо от народных традиций, которые находят свое выражение в системе игр, праздников и обрядов. Они воплощают в себе общечеловеческие ценности, нравственный опыт людей, их понимание труда, морали, человеческих отношений, менталитета этноса. Поэтому потребность в знаниях об исторических корнях и народных традициях возрастает. Тот факт, что социальное развитие и самореализация личности как члена общества происходит не только посредством социального воспитания, но и имеет другие составляющие: стихийная социализация под воздействием объективно установленных экономических и социокультурных условий; относительно социализация, направляемая специальными мерами государства; самоизменение человека, имеющее просоциальный, антисоциальный или антисоциальный характер , говорит в пользу обновления традиционных культурных ценностей в настоящее время. Очевидно, что в настоящее время необходима четко спланированная работа по сохранению и возрождению национальной культуры, народных традиций и игр.

Сегодня на передний план выходят вопросы, связанные с культурным наследием, проблемы сохранения и пропаганды традиционной культуры, в то время как взгляды общества трансформируются. Не всегда эти изменения происходят в положительном аспекте. Геополитические процессы становятся предметом обсуждения не только политиков, но и историков, культурологов, педагогов, средств массовой информации, общественности и простых жителей. Попытки западных стран переписать историю нашей Родины и близких ей народов уже стали частым явлением нашего времени. Беспрецедентную силу получили те, кто использует это в своих корыстных целях.

Вопросы социализации молодого поколения приобретают особую важность в связи с глобальным кризисом идентичности, переживаемым современным обществом, который становится одним из важнейших факторов усиления социальной и межэтнической напряженности в обществе.

Важно отметить, что социальные нормы, которые познают дети и подростки, специфичны не только для национальных государств и регионов земного шара, но также для исторических периодов и социальных групп в более крупных обществах. Социально-исторический контекст является важнейшим аспектом социализации детей и подростков, как с точки зрения их статуса в обществе (по сравнению со взрослыми), так и их социальных ролей. Например, пол и раса стали менее строгими социальными категориями за последние 50 лет. Однако эти социальные категории по-прежнему связаны с различными социальными нормами и ожиданиями, особенно в отношении школьного образования и воспитания. Также важно учитывать, что люди в одном и том же обществе не обязательно разделяют чувство принадлежности к доминирующей культуре в этой группе. В то время как исследования теории социализации имеют тенденцию подчеркивать влияние более широкого общества, индивиды часто испытывают одновременное давление социализации как со стороны доминирующей культуры, так и со стороны маргинальных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.