Научная статья на тему 'Обучение тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка'

Обучение тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ТАКТИКЕ ВЕДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ БОРЬБЫ / ТАКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / СИТУАЦИИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОЕДИНКА / КАРАТИСТЫ / ЭКСПЕРИМЕНТ / METHODOLOGY / COMPUTER PROGRAM FOR THE TACTICS OF SPORTS COMBAT / TACTICAL THINKING / TACTICAL ACTIONS TRAINING / PROJECTION / MODEL / SITUATIONS OF SPORTS FIGHTS / KARATEKAS / EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимербаев Олег Маратович

Выявлены и классифицированы типовые ситуации, возникающие в процессе соревновательных поединков в каратэ. Сконструированы «структурные» и «ситуационно-процессная» модели реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в соревновательных поединках на основе результатов анализа соревновательной деятельности каратистов на Чемпионатах мира и Европы 2011-2012 гг. На основе характеристик «структурных» и «ситуационно-процессной» моделей разработана компьютерная программа по тактике ведения спортивной борьбы в типичных ситуациях соревновательного поединка для развития «ситуационно-тактического» мышления. Разработана методика обучения тактическим действиям каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка для юных каратистов учебно-тренировочных групп и обосновано ее содержание. Экспериментальным путем подтверждена эффективность разработанной методики в тренировочном и соревновательном процессе юных каратистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимербаев Олег Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training to tactical actions of young male karatekas in projected situations of sports fights

The typical situations arising during the competitive matches in karate have been identified and classified. "Structural" and "situational-process" models for implementation of tactical actions by highly qualified karatekas during competitive matches based on the analysis of competitive activity in the Karate World Championships and Europe 2011-2012 have been reconstructed. Based on the characteristics of the "structural" and "situational-process" models a computer program for the tactics of sports combat in typical situations of competitive match for developing of "situational-tactical" thinking has been developed. The methods of karatekas` teaching to tactical actions in designed situations of competitive match have been elaborated for young karate training groups and its content has been justified. The effectiveness of the developed methods in the process of training and competitive activity of young karatekas has been confirmed through the experiment.

Текст научной работы на тему «Обучение тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка»

УДК 796.8

ОБУЧЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ЮНЫХ КАРАТИСТОВ В СПРОЕКТИРОВАННЫХ СИТУАЦИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ПОЕДИНКА

Олег Маратович Тимербаев, соискатель,

Башкирский Институт физической культуры (БИФК), г. Уфа

Аннотация

Выявлены и классифицированы типовые ситуации, возникающие в процессе соревновательных поединков в каратэ. Сконструированы «структурные» и «ситуационно-процессная» модели реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в соревновательных поединках на основе результатов анализа соревновательной деятельности каратистов на Чемпионатах мира и Европы 2011-2012 гг. На основе характеристик «структурных» и «ситуационнопроцессной» моделей разработана компьютерная программа по тактике ведения спортивной борьбы в типичных ситуациях соревновательного поединка для развития «ситуационно-тактического» мышления. Разработана методика обучения тактическим действиям каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка для юных каратистов учебно-тренировочных групп и обосновано ее содержание. Экспериментальным путем подтверждена эффективность разработанной методики в тренировочном и соревновательном процессе юных каратистов.

Ключевые слова: методика, компьютерная программа по тактике ведения спортивной борьбы, тактическое мышление, обучение тактическим действиям, проектирование, модель, ситуации соревновательного поединка, каратисты, эксперимент.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p153-157

TRAINING TO TACTICAL ACTIONS OF YOUNG MALE KARATEKAS IN PROJECTED SITUATIONS OF SPORTS FIGHTS

Oleg Maratovich Timerbayev, the competitor,

Bashkir Institute of Physical Culture, Ufa

Annotation

The typical situations arising during the competitive matches in karate have been identified and classified. "Structural" and "situational-process" models for implementation of tactical actions by highly qualified karatekas during competitive matches based on the analysis of competitive activity in the Karate World Championships and Europe 2011-2012 have been reconstructed. Based on the characteristics of the "structural" and "situational-process" models a computer program for the tactics of sports combat in typical situations of competitive match for developing of "situational-tactical" thinking has been developed. The methods of karatekas' teaching to tactical actions in designed situations of competitive match have been elaborated for young karate training groups and its content has been justified. The effectiveness of the developed methods in the process of training and competitive activity of young karatekas has been confirmed through the experiment.

Keywords: methodology, computer program for the tactics of sports combat, tactical thinking, tactical actions training, projection, model, situations of sports fights, karatekas, experiment.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящие время в теории и практике каратэ не уделяется должного внимания исследованию и изучению ситуаций спортивного поединка, что, в свою очередь, ограничивает возможности специалистов, тренеров и спортсменов во всестороннем и глубоком анализе возникающих ситуаций на соревнованиях по каратэ [1]. Данное положение приводит к нерациональному и нецелесообразному использованию тех или иных тактических действий спортсменами в конкретно сложившихся и в часто повторяющихся ситуациях боя, что в конечном итоге ведет к низкому уровню результативности соревновательной деятельности в целом [3]. На современном этапе отсутствуют научнообоснованные методы обучения тактическим действиям в спроектированных конкретных

и часто встречающихся ситуациях спортивного поединка в учебно-тренировочном процессе, направленном на повышения уровня тактической подготовленности юных каратистов, что позволяет проблему исследования считать актуальной.

Цель работы - разработать, обосновать и экспериментальным путем определить эффективность методики обучения тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка.

МЕТОДИКА

В процессе анализа соревновательной деятельности методом стенографирования видеозаписей выступлений высококвалифицированных каратистов на Чемпионатах мира и Европы 2011-2012 гг. экспертами было выявлено множество различных часто встречающихся ситуаций спортивного поединка, нами была сделана попытка систематизировать их. Данные ситуации можно объединить в девять укрупненных групп типовых ситуаций по следующим характеристикам: по результативности набранных очков; по времени возникновения; по месту возникновения; по характеру передвижения, относительно дистанции, относительно класса спортсменов; ситуации, созданные спортсменом; ситуации, созданные противником; ситуации, возникающие случайно. В процессе анкетирования наибольшее количество экспертов на первое место по значимости в обучении юных каратистов учебно-тренировочных групп первого года обучения поставили типовые ситуации, связанные с результативностью соревновательной деятельностью (ранг 1^2,14 балла). Этот факт стал основополагающим для выбора направленности наших исследований. Во время анализа каждой типовой ситуации, связанной с результативностью деятельности учитывались следующие показатели: объем, разносторонность и эффективность подготовительных, атакующих и защитных тактических действий, использование дистанций и зон спортивной площадки, время получения выигранных баллов и квалификация спортсменов. На основе выявленных показателей реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в типичных ситуациях, когда спортсмен проигрывает, когда выигрывает и ничейная ситуация были сконструированы три «структурные» модели реализации тактических действий в соревновательных поединках. На основе полученных данных о реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в ходе поединков, нами была сконструирована целостная «ситуационнопроцессная» модель реализации тактических действий высококвалифицированными каратистами в соревновательных поединках. В модели представлена следующая последовательность модельных характеристик поединка: в начале представлены ситуации поединка, в зависимости от ситуаций боя - тактические задачи и пути их решения, затем тактические действия, которые выполняют каратисты мирового уровня, для решения поставленных тактических задач. Последовательность предоставления модельных характеристик боя в «ситуационно-процессной» модели позволила отразить непрерывность протекания взаимосвязанных между собой психических процессов и двигательных действий каратистов при реализации тактики боя на соревнованиях международного уровня. На основе полученных результатов и адаптированных положений ситуационного и процессного подходов при построении методики обучения нами был разработан пошаговый алгоритм проектирования типовых ситуаций спортивного поединка в содержание тренировочного процесса, направленного на повышение уровня тактической подготовленности юных каратистов, в тактических установках-заданиях и представлен в следующих последовательных операциях:

- определяется конкретная типичная ситуация, которую необходимо спроектировать в тренировочный процесс;

- в содержание тренировочного процесса проецируются конкретные структурные параметры (компоненты) выбранной ситуации спортивного поединка; в-третьих, в спроектированной искусственной ситуации (или конкретной обстановке боя) планирует-

ся, а в дальнейшем и реализуется процесс обучения тактическим действиям;

- процесс обучения строится на основе непрерывных переходов от теоретической части к практической, от практической к аналитической и далее опять к практической и т.д.

На основе представленного алгоритма нами была разработана методика обучения тактическим действиям в спроектированных ситуациях соревновательного поединка, которая включает в себя два блока: теоретический и практический, являющиеся взаимосвязанными компонентами целостной методики обучения юных каратистов. Теоретический блок включает в себя использование разработанной нами компьютерной программы «Ситуационная тактика каратэ», представляющая скомпилированный «Ыт1»-файл в формате «chm», с помощью «JavaScript» и программы «Adobe Flash», которая развивает «ситуационно-тактическое» мышление и его оперативность за счет обучающего и тестирующего компонентов программы. Практический блок заключается в реализации приобретенных знаний о «ситуационной тактике» каратэ в тренировочном процессе с использованием разработанных установок-заданий на каждую ситуацию (рис. 1).

Рис. 1. Графическая модель методики обучения тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях спортивного поединка

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью проверки эффективности разработанной методики был проведен педагогический эксперимент. В экспериментальной работе приняли участие каратисты 12-13 лет учебно-тренировочной группы первого года обучения, контрольная и экспериментальная группы по 12 человек в каждой. Эксперимент осуществлялся с сентября по декабрь 2012 г. Экспериментальная работа была проведена в филиалах Федерации каратэ Республики Башкортостан.

Уровень тактической подготовленности в тренировочной деятельности у каратистов контрольной и экспериментальной групп определялся с помощью теста «Оценка тактической подготовленности в единоборствах» [2]. В процессе внутригруппового анализа в показателях тактической подготовленности у спортсменов контрольной группы установлены положительные изменения, однако, достоверность различий в этих показателях обнаружено не было (1,62±0,15, 1,75±0,17, р>0,05). До и после эксперимента уровень тактической подготовленности каратистов экспериментальной группы существенно изменился, установлена достоверность различий между результатами до и после эксперимента (1,75±0,13, 3±0,21, р<0,01). Межгрупповой анализ уровня тактической подготовленности юных каратистов после эксперимента позволил выявить, что спортсмены контрольной группы улучшили результат не существенно, лишь на 0,13 балла (в среднем на 3,5%), в то время как экспериментальная группа улучшила результат на 1,25 балла (в среднем на 31,2%), что свидетельствует о более высоком уровне тактической подготов-

ленности каратистов экспериментальной группы после эксперимента.

В процессе педагогического эксперимента нами были просмотрены соревновательные поединки республиканского турнира по каратэ WUKF, который проходил в г. Дюртюли (до эксперимента) и открытого первенства г. Уфы по каратэ WUKF, который проходил в г. Уфе (после эксперимента). Контрольная и экспериментальная группы участвовали на данных турнирах в четырех весовых категориях. Был проведен сравнительный анализ коэффициентов эффективности атакующих действий, защитных действий, ситуационных и подготовительных действий, а также коэффициента активности атакующих действий в соревновательных поединках каратистов-юношей исследуемых групп до и после педагогического эксперимента. Внутригрупповой анализ показал, что в контрольной группе уровень реализации тактических действий в соревновательных поединках повысился незначительно, эффективность обнаружена только в реализации атакующих действий, в экспериментальной группе же достоверные различия обнаружены в показателях эффективности подготовительных тактических действиях, атакующих и защитных тактических действиях. Межгрупповой анализ позволил выявить, что в экспериментальной группе по отношению к контрольной после эксперимента достоверный рост произошел в коэффициенте эффективности атак, отмечен рост на 5,5%, в коэффициенте эффективности подготовительных действий установлен рост на 4,4%. У каратистов обоих групп прослеживается снижение активности атак и наблюдается акцент на качестве атакующих действий, а не на их количестве, т.е. акцент на экономичность потраченных сил в атаке в процессе всего поединка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам внутригруппового и межгруппового сравнительного анализа показателей тактической подготовленности в тренировочной деятельности и коэффициентов реализации тактических действий в соревновательной деятельности юными каратистами до и после педагогического эксперимента подтверждает эффективность традиционных методов обучения тактическим действиям, реализуемых в контрольной группе, однако, рост результатов медленный по сравнению с показателями экспериментальной группы; высокий уровень эффективности реализации тактических действий в соревновательных поединках спортсменов экспериментальной группы подтверждает необходимость использования разработанной методики обучения тактическим действиям юных каратистов в спроектированных ситуациях соревновательного поединка для повышения уровня тактического мастерства каратистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов-Катанский, С. Комбинационная техника каратэ : учебное пособие / С. Иванов-Катанский. - М. : Агентство «Фаир», 1998. - 478 с.

2. Павлов, С. В. Методика оценки технической и тактической подготовленности тхэквондистов в соревновательных поединках // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 56-60.

3. Тышлер, Д.А. Фехтование. Технико-тактические приоритеты. Методики и упражнения : учебно-методическое пособие / Д.А. Тышлер, Г.Д. Тышлер. - М. : Физкультура и спорт, 2010. - 213 с.

REFERENCES

1. Ivanov-Katansky, S. (1998), Combinational equipment of karate: manual, publishing house “Fair agency”, Moscow, Russian Federation.

2. Pavlov, S.V. (2003), “Technique of an assessment of technical and tactical readiness of taekwondo athlete’s in competitive duels”, Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 56-60.

3. Tyshler, D.A. and Tyshler, G.D. (2010), Fencing. Technical and tactical priorities. Techniques and exercises: educational and methodical grant, publishing house “Physical culture and sports”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: tim13lg@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2013.

УДК 796.799

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО ЕЛЬЦА

Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент,

Олег Алексеевич Стюшин, ассистент,

Алексей Алексеевич Наумов, ассистент,

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (ЕГУ им. И.А. Бунина)

Аннотация

К настоящему времени многие аспекты отечественной истории физической культуры и спорта остаются до конца не исследованными, к их числу следует отнести и краеведческие работы. Однако проведение подобных изысканий позволит не только раскрыть частные исторические аспекты, но и по-новому взглянуть на общую историю физической культуры и спорта России. До сих пор системных исследований физической культуры и спорта дореволюционного Ельца проведено не было. В то же время Елец, несмотря на свой провинциальный статус, был в авангарде спортивной жизни не только во всероссийском, но и в мировом масштабе. В Ельце начинали свой спортивный путь олимпийский призёр А. Петров, член международного теннисного комитета А.А. Стахо-вич, с которым тесно был связан член МОК Г.И. Рибопьер.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, город Елец, дореволюционный период, физкультурно-спортивные организации, персоналии.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.01.95.p157-159 PHYSICAL CULTURE AND SPORT OF PRE-REVOLUTIONARY YELETS

Artem Aleksandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Oleg Alexeyevich Styushin, the assistant,

Alexey Alexeyevich Naumov, the assistant,

Yelets State University named after I.A. Bunin

Annotation

To date many aspects of national history of physical culture and sport remain uninvestigated. Local history works are among them. These researches will allow not only to expose the particular aspects of national history, but also to see in a new way the history of Russian sport and physical culture. Before nowadays, the systematic researches of physical culture and sport of pre-revolutionary Yelets have not been done. However, Yelets in spite of its provincial status, was in forefront of sportive life not only in all-Russian scale, but around the world. Olympic prizewinner A. Petrov, the member of International Tennis Committee A. A. Stakhovich started their own sportive career in Yelets. In addition, the member of International Olympic Committee G.I. Ribopier was associated with the town.

Keywords: physical culture and sport, town Yelets, pre-revolutionary period, sportive organizations, persons.

ВВЕДЕНИЕ

История отечественной физической культуры и спорта имеет богатые традиции, содержащие как образовательные, так и воспитательные ресурсы. В то же время многие её стороны к настоящему времени так до конца и не изучены. К таким актуальным аспектам можно отнести диалектику развития физической культуры и спорта в конкретном регионе России. Значимым этапом в истории национального спорта является дореволю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.