Научная статья на тему 'Обучение студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности'

Обучение студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ СТРАТЕГИИ / ТЕХНИКИ ОБУЧЕНИЯ / КЕЙСОВАЯ МЕТОДИКА / INDEPENDENT EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL STRATEGIES / TEACHING METHODS / CASE STUDY METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смагина Ирина Леонидовна

Описывается авторская кейсовая методика обучения студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности на занятиях по иностранному языку. В основе предложенной методики лежит идея о поэтапном освоении студентами стратегий и входящих в их состав техник обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the author’s case study methodology of teaching the strategies of independent educational activity to students in foreign language classes. There is the idea of gradual mastering the strategies and teaching methods included in their content by students in the basis of the suggested methodology.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности»

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Functions of current knowledge control of students of technical training program in pedagogical conditions of learning individualization

The absence of unified requirements to the evaluation of the development's level of professional competence of the graduates of educational institutions of technical training program is caused by the necessity of the development of different kinds of knowledge control in general professional and special circles of disciplines taking into account individual students' peculiarities. There are suggested pedagogical assessments which were conducted by all the disciplines in Oktyabrsky Oil Industry College in 2015-2018.

Key words: knowledge control, pedagogical assessment, current control, individualization, lecturer, student, testing.

(Статья поступила в редакцию 30.04.2019)

и.Л. смагина (омск)

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТРАТЕГИЯМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Описывается авторская кейсовая методика обучения студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности на занятиях по иностранному языку. В основе предложенной методики лежит идея о поэтапном освоении студентами стратегий и входящих в их состав техник обучения.

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность, учебные стратегии, техники обучения, кейсовая методика.

В настоящее время проблема развития самостоятельной учебной деятельности студентов в системе высшего образования имеет особую значимость. Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, в основе которых лежит компетент-ностный подход, предусматривают увеличение самостоятельности обучающихся и повы-

шения степени их ответственности за результат обучения.

Согласно стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., одной из основных задач является «создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности: способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому» [4]. Поэтому сегодня, на наш взгляд, нужно обратить внимание на развитие методической составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов, которая позволила бы выпускнику вуза самостоятельно организовывать учебную и дальнейшую профессиональную деятельность. Другими словами, образовательный процесс должен быть направлен не только на формирование предметных знаний, умений и навыков, но и на обучение студентов умению учиться, т. е. овладение ими различными приемами организации и осуществления учебной деятельности. Этому способствует обучение студентов различным стратегиям учебной деятельности.

О необходимости овладения студентами учебными стратегиями говорится как в трудах западных исследователей С. Вайнштейн (C. Weinstein), Р. Майер (R. Mayer), Р.И. Оксфорд (R.I. Oxford), Дж.О. Мэйли (J.O'Malley), А.У. Чамот (A.U. Chamot), П. Биммель (P. Bimmel), У. Рампиллон (U. Rampillon), А. Венден (A. Wenden), Дж. Данлоски (J. Dan-losky), так и в отечественной психолого-педагогической литературе (С.Н. Михалёва, Ф.П. Хакунова, Ю.Б. Дроботенко, Г.Ю. Титова, А.В. Щепилова, Т.А. Дворникова, С.Н. Ко-стромина [1; 3; 5]).

Большинство авторов рассматривают учебные стратегии как устойчивый комплекс действий, целенаправленно организованных субъектом для решения различных типов учебных задач. учебные стратегии определяют содержание и технологию самостоятельной учебной деятельности и требуют навыков, в состав которых входят сложившиеся способы обработки информации, оценки, контроля и регуляции собственной деятельности. Основываясь на работах Т.А. Дворниковой и С.Н. Костроминой, можно выделить следующие базовые компоненты учебных стратегий:

О Смагина И.Л., 2019

• целевой, включающий учебные цели (образ результата) и определяющий условия для организации учебной деятельности;

• технологический, включающий способы, приемы, техники, методы и формы, с помощью которых реализуется достижение учебных целей;

• ресурсный, предполагающий подбор и предоставление ресурсов для достижения учебных целей и управления учебной деятельностью.

В соответствии с процессуальными характеристиками учебной деятельности (получение и обработка информации, планирование учебной работы, контроль и оценка), учебные стратегии студентов могут быть разделены на две группы:

1) когнитивные стратегии (входящие в них учебные действия направлены на обработку и усвоение учебной информации);

2) метакогнитивные стратегии (от греч. meta - «после, за, через», следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемена состояния, превращение) - стратегии, организующие и управляющие учебной деятельностью; это стратегии более высокого уровня, требующие осознанного применения.

К когнитивным учебным стратегиям относятся:

- повторение (заучивание, переписывание, подчеркивание, выделение, обозначение и др.);

- элаборация (от англ. elaboration - «детализация, разработка, совершенствование») -конспектирование, подбор примеров, сравнение, установление межпредметных связей, использование дополнительной литературы, перефразирование, составление понятийного дерева и др.;

- организация (группирование по темам, составление классификации, таблиц, схем, написание резюме и др.).

Метакогнитивные учебные стратегии включают следующие:

- планирование (составление плана, логика построения содержания, постановка цели, реализация цели и др.);

- наблюдение (оценка достигнутого, ответы на вопросы для самоконтроля, применение теории на практике, составление тезисов по теме, обращение к другим научным источникам и др.);

- регуляция (самоконтроль, самооценка, использование дополнительных ресурсов, волевая регуляция, определенная последовательность выполнения заданий и др.).

КИЕ науКИ -

С.Ф. Вайнштейн, в свою очередь, делит когнитивные и метакогнитивные стратегии на базовые и сложные [5, с. 316]. К первой группе относятся стратегии повторения, элаборации и наблюдения, ко второй все остальные.

Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной теме и осознав необходимость формирования у студентов методических основ самостоятельной учебной деятельности, на первом этапе мы решили выяснить, какие учебные стратегии предпочитают использовать студенты Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ). Для этого мы использовали опросник «Учебные стратегии», разработанный С.Н. Костроминой и Т.А. Дворниковой [2, с. 327].

в опросе участвовали студенты первого и второго курсов факультета искусств, филологического факультета и факультета педагогики и психологии омгПУ. опрос проводился на практических занятиях по иностранному языку в рамках модуля «Учебно-познавательная сфера», поэтому бланк опросника был заранее переведен на английский язык. Результаты исследования показаны в табл. 1.

Таблица 1

Учебные стратегии, которые предпочитают использовать студенты разных факультетов ОмГИУ

Стратегии, %

факультет повторения элаборации организации учебного материала планирования наблюдения регулирования

Психологии и педагогики 83 57 55 56 63 54

филологический 75 62 52 48 60 45

Искусств 90 75 60 50 55 51

известия вгпу

Из таблицы видно, что студенты всех факультетов чаще всего используют стратегии повторения и элаборации (детализации и совершенствования учебного материала). Хотя студенты факультета психологии и педагогики также часто используют и стратегию наблюдения. Скорее всего, это связано со спецификой выполняемых заданий по профильным предметам. У студентов факультета искусств наиболее развиты когнитивные стратегии, ме-такогнитивные требуют развития и совершенствования.

Таким образом, студенты ОмГПУ, принимающие участие в исследовании, отдают предпочтение когнитивным стратегиям, хотя видно, что стратегии организации учебного материала используются ими недостаточно часто. Что касается метакогнитивных стратегий, очевидно, что они недооцениваются студентами, т. к. большинство используют лишь базовые стратегии наблюдения. В общем предпочтения студентов омгПу по использованию тех или иных учебных стратегий показаны на гистограмме ниже (рис. 1).

Полученные результаты показывают, что в начале профессионального обучения студенты преимущественно используют такую когнитивную стратегию, как стратегия повторения. Это связано с тем, что на первых курсах студенты опираются на сложившиеся в школе приемы учебной деятельности. увеличение же доли самостоятельной учебной деятельности и усложнение учебных задач в вузе требуют от студентов владения стратегиями планирова-

ния, мониторинга, рефлексии и оценки своей учебной деятельности, т. е. владения сложными метакогнитивными стратегиями.

После анализа результатов проведенного исследования стало очевидно, что студентов необходимо обучать различным стратегиям самостоятельной учебной деятельности. На наш взгляд, организацию этого процесса можно осуществлять на практических занятиях параллельно с изучением содержания того или иного предмета. Мы предлагаем кейсовую методику обучения студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности на практических занятиях по иностранному языку. Данная методика включает кейсы, состоящие:

1) из методической части, которая знакомит студентов с определенной стратегией, включающей различные техники обучения, а также ориентирует их на применение данной стратегии при решении учебных задач;

2) учебной задачи (проблемы), представленной в виде ситуации, требующей решения;

3) раздаточного материала по предмету, работая с которым студенты учатся применять стратегии и техники обучения, решая конкретные учебные задачи;

4) материалов для рефлексии, представленных в виде оценочных листов, матрицы по работе со стратегиями и техниками (заполняя эти материалы, студенты наблюдают за своей учебной деятельностью и оценивают ее, а также оценивают эффективность и целесообразность применения той или иной учебной стратегии).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

I Стратегии повторения %

I Стратегии элаборации %

I Стратегии организации учебного материала %

Стратегии планирования % I Стратегии наблюдения % Стратегии регулирования %

рис. 1. Предпочитаемые учебные стратегии студентов ОмГПУ

- педагогические науки -

Таблица 2

Структура кейса, разработанного для студентов, изучающих английский язык

Case 1. Cognitive strategy (repetition) 1. Methodic Part

We have to remember different things every day: peoples' names, telephone numbers, addresses,

shopping lists, etc............ Scientists call these people's actions cognitive strategies. So when

we learn by heart or retell something we use the cognitive strategy of repetition............

Tasks for methodic part: e. g. Task 2

There are some useful techniques experts advise to use in order to remember things. Read the

descriptions of these techniques and match them with their names (headings)

Forming a mental picture Reapiting things Inventing a story Organising your ideas Interrogation for making an interest

1. We all remember the things we are interested in and forget the ones that bore us. Take an active interest in what you want to remember, and focus on it consciously. One way to "make" yourself interested is to ask questions - the more the better!.....

2. Problem tasks e. g. Task 3

Work in pairs and suggest your effective techniques to remember things! Use different sources!

Present the results sharing these techniques with your group-mates!

Learning techniques I often use Learning techniques I have never used before Learning techniques I am going to use now

3. Training hand-out for class work (exercises) Do the tasks below using the most appropriate techniques to remember things

Work in pairs, checking how well each of you remembers different things from these tasks.

Discuss what techniques you used to remember things.

e. g. ex. 1 This is your new mobile phone number. Remember it.

05511789312

4. Training hand-out for independent home work (exercises)

e. g. ex. 2 Complete the story with in, on, out, up, with or nothing. Then retell it using the most appropriate learning techniques.

Zak and Lily met at a party in 1994. Zak fancied_1_Lily the moment he saw her. He started

to chat her_2_and they got_3_really well.......

5. Reflection

e. g. After completing the tasks fill in this Reflection Form

Reflection Form

What I know now / what I can do now

What I still need to know

What strategies and techniques did I use

What strategies and techniques will I use next time

Выше представлена структура одного из кейсов (табл. 2).

Реализация предложенной кейсовой методики обучения студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности происходит поэтапно.

Первый этап - знакомство студентов с учебными стратегиями. в методической части каждого кейса описывается какая-либо стратегия и ее компоненты (техники). Например, первый кейс знакомит студентов со стратегией повторения (repetition) и различными техниками запоминания учебного материала: мнемо-

техника с ключевыми словами (keyword mnemonic), составление рассказа с изучаемыми словами (inventing a story) и т. д.

Второй этап - обсуждение и анализ изученной учебной стратегии и техник обучения. Студентам предлагается небольшая проблемная ситуация, требующая решения. Работая в парах или мини-группах, они обсуждают, какие техники будут наиболее эффективными для решения предложенной проблемы. При этом студентам предлагается не только использовать те техники, о которых они узнали в методической части кейса, но также найти

ИЗВЕСТИЯ вгпу

информацию о других полезных, на их взгляд, техниках обучения. Сюда же включены несколько заданий, которые предусматривают обсуждение и осмысление студентами эффективности предложенной стратегии и техник обучения.

Третий этап - усвоение и применение студентами учебных стратегий и техник обучения при работе с предметным раздаточным материалом. На данном этапе студентам предлагается решить конкретные учебные задачи, используя уже известные учебные стратегии и техники. Студенты работают в парах или мини-группах, при необходимости консультируясь с преподавателем. Они анализируют учебные задания и используют освоенную учебную стратегию и наиболее подходящие техники для выполнения предложенных учебных задач.

Четвертый этап - этап рефлексии и накопления различных техник обучения. Для оценки эффективности применяемых учебных стратегий и техник обучения мы рекомендуем студентам заполнять следующую матрицу (табл. 3).

Таблица 3 Sample Strategy Evaluation Matrix

Was

Strategies / How When What it useful / effective (my comments)

techniques to use to use is it for

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Search Gives

for head- an over-

ings, high- Before you read a long piece of the text view of the key

Skim / lighted concepts,

Survey words, pre- helps you to focus on the

views,

and sum- important

maries points

она может также служить своеобразной памяткой для студентов по использованию различных учебных стратегий, которая объясняет, как, зачем и где использовать ту или иную учебную стратегию и технику.

Пятый этап - самостоятельное применение учебных стратегий в процессе решения учебных задач. на данном этапе студенты работают самостоятельно во внеаудиторное время. Выполняя различные задания, они практикуются в использовании уже знакомых учеб-

ных стратегий и техник обучения. По мере накопления опыта в выборе, использовании и оценке различных стратегий в процессе самостоятельной учебной деятельности происходит присвоение учебных стратегий. на данном этапе также необходимо стимулировать студентов применять метакогнитивные стратегии: наблюдение, оценку своей деятельности и рефлексию. Мы предлагаем студентам после выполнения заданий заполнять бланки оценки и рефлексии своей самостоятельной учебной деятельности. Заполняя эти бланки, они отвечают на соответствующие вопросы (Что я знаю сейчас? Что я умею сейчас? Чему мне еще нужно научиться? Какие стратегии и техники я использовал(а)? Какие стратегии и техники я буду использовать в следующий раз?).

Для определения эффективности предложенной кейсовой методики была проведена ее экспертная оценка. Методика была представлена девяти экспертам, которые являются преподавателями межфакультетской кафедры иностранных языков ОмГПУ. Преподавателям был выдан экспертный лист, который включал следующие критерии оценки: необходимость (практическая значимость), валидность, структурированность и результативность данной методики.

Таблица 4

Экспертный лист оценки кейсовой методики обучения студентов стратегиям

самостоятельной учебной деятельности

ф. И. О., должность эксперта_

Критерий оценивания Да Не вполне Нет Комментарии

Необходимость и практическая значимость

Валидность (соответствие заданий кейсов поставленным задачам)

Структурированность (поэтапная реализация методики)

Результативность (соответствие результатов поставленной цели)

педагогические науки

Большинство экспертов согласилось с необходимостью реализации данной методики на занятиях по иностранному языку. В частности, два эксперта прокомментировали, что результативность методики несомненна, поскольку студенты, решая различные учебные задачи, управляют своей учебной деятельностью, а также осуществляют анализ своих действий.

Третий эксперт подчеркнул, что обучение студентов стратегиям и техникам самостоятельной учебной деятельности поможет им в дальнейшем качественнее обрабатывать языковой материал и быстрее осваивать темы учебных модулей. Четвертый и пятый эксперты считают, что данная методика является актуальной, т. к. студентам, особенно первокурсникам, необходима помощь преподавателей в организации их самостоятельной учебной деятельности.

Один из экспертов отметил практическую значимость методики, но усомнился в том, что студенты в дальнейшем будут использовать все освоенные стратегии и техники обучения. Несмотря на это, он подчеркнул, что данная методика помогает формированию индивидуального стиля обучения студентов.

Таким образом, проведенные нами исследования и мнения экспертов позволяют сделать вывод о том, что необходимость обучения студентов стратегиям самостоятельной учебной деятельности очевидна. владение учебными стратегиями позволит студентам понимать учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с ними, контролировать и оценивать эффективность своей деятельности.

Студенты, которые принимали участие в реализации данной кейсовой методики, также подтвердили, что после работы с предложенными кейсами их учебная деятельность стала осознанной. Применение освоенных учебных стратегий и техник обучения помогло им более эффективно организовать свою самостоятельную учебную деятельность.

Список литературы

1. Дворникова Т.А., Костромина С.Н. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6: Политология. Международные отношения. 2007. Вып. 4. С. 278-284.

2. Дворникова Т.А., Костромина С.Н. Диагностика степени сформированности учебных стратегий студентов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2009. Сер. 12: Психология. Социология. Педагогика. Вып. 1. Ч. I. С. 321-331.

3. Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы в вузе при изучении педагогических дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Рос. Федерации от 8 дек. 2011 г. № 2227-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/9282/ (дата обращения: 04.03.2019).

5. Weinstein C.F., Mayer R.F. The teaching of learning strategies // Wittrock M. C. (Ed.) Handbook of research on Teaching, 3edn. Macmillan, N.Y., 1986. P. 315-327.

* * *

1. Dvornikova T.A., Kostromina S.N. Uchebnye strategii kak sredstvo organizacii samostoyatel'noj raboty studentov // Vestn. S.-Peterb. un-ta. Ser. 6: Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2007. Vyp. 4. S. 278-284.

2. Dvornikova T.A., Kostromina S.N. Diagnostika stepeni sformirovannosti uchebnyh strategij studen-tov // Vestn. S.-Peterb. un-ta. 2009. Ser. 12: Psihologiya. Sociologiya. Pedagogika. Vyp. 1. Ch. I. S. 321-331.

3. Drobotenko Yu.B. Organizaciya samostoya-tel'noj raboty v vuze pri izuchenii pedagogicheskih disciplin: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Omsk, 2006.

4. Strategiya innovacionnogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Ros. Federacii ot 8 dek. 2011 g. № 2227-r [Elektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/docs/ 9282/ (data obrashcheniya: 04.03.2019)

Teaching the strategies of independent educational activity to students

The article deals with the author's case study methodology of teaching the strategies of independent educational activity to students in foreign language classes. There is the idea of gradual mastering the strategies and teaching methods included in their content by students in the basis of the suggested methodology.

Key words: independent educational activity, educational strategies, teaching methods, case study methodology.

(Статья поступила в редакцию 30.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.