ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ УСТАНОВКИ ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ В ПАРКОВЫХ ЗОНАХ
Попова Ольга Николаевна
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: oliacuttn@yandex.
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-71-78 Аннотация:
Основными задачами современного образования в области дизайна являются формирование инновационных методов преподавания, которые будут способствовать закреплению и преумножению талантов будущих молодых специалистов, а также оказание помощи молодым специалистам в создании новых объектов озеленения. Не маловажное значение имеет и обучение студентов вопросам эстетики садового освещения в гармоничной взаимосвязи их с малыми архитектурными формами, что поможет студенту компетентно и творчески применять их в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: обучение, студенты, дизайн, световое освещение.
TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF INSTALLING LIGHTING DEVICES IN PARK AREAS
Popova Olga Nikolaevna
Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-71-78
Abstract:
The main objectives of modern education in the field of design are the formation of innovative teaching methods that will contribute to the consolidation and multiplication of talents of future young professionals, as well as assisting young professionals in the creation of new objects of landscaping. Teaching students the peculiarities of installation and the rules of garden lighting will help them to solve the tasks in the creation of new objects of landscaping. It is not unimportant and training students in the aesthetics of garden lighting in a harmonious relationship with small architectural forms, will help students to competently and creatively apply them in their professional activities.
Keywords: education, students, design, lighting.
Введение
Многовековой опыт человечества свидетельствует, что самым приятным периодом отдыха на природе является вечернее время с наступлением сумерек, когда закончились дневные заботы, природа отдыхает, пространство погружается в темноту, а мы включаем искусственное освещение и созерцаем окружающую красоту [1, 3]. От того, насколько функционально и эстетично оно подобрано и расположено, зависит удобство передвижения по территории, эмоционально-психологическая атмосфера и наше настроение, ведь мы под звездным небом, вслушиваясь в мелодии вечернего сада, сможем осмотреть его зоны, площадки, дорожки и примечательные особенности, красивые кусты, фрагменты деревьев, водоемы, цветочные клумбы, малые архитектурные и декоративные формы [2, 5, 6}. Применение искусственного освещения позволяет насладиться садово-парковым ландшафтом участка, позволяя любоваться красотой формы изумрудной кроны деревьев обрамляющей её листвой, красотой цветов, сверкающими фонтанными струями не только в дневное время, но и после захода солнца [4, 7, 8].
Методика
При подсветке клумб с растениями, обрамленных кустами лаванды и самшита, фонтанов, дорожек и пейзажей, используют лампы дневного света, а также осветительные приборы, закрепленные на уровне земли используют вид освещения с лампами заливающего света, которые располагают так, что луч света не ослепляют глаза. Часть таких светильников размещают в кроне деревьев.
Размещению осветительных приборов нужно уделять особое внимание, так как это является важным элементом ландшафтного дизайна, который может «высветить» преимущества при реализации проекта участка. С целью подчеркивания нужного участка, который слабо используется при дневном свете, ночное время осветительные приборы устанавливают с учетом индивидуальных особенностей рельефа. Для того чтобы потоком света создавал иллюзию обширного пространства, и выделял элементы уединенности. Так скамейка, стоящая в саду обрамленная растениями, выглядит очень уединенно, если на неё не попадает яркий свет от освещенных бордюров. При выборе светильников особое внимание уделяется и их элементам в конструкции — форме, цвету, размеру, текстуре плафонов, и направлению светового потока. Для подсветки малых архитектурных форм или же кроны деревьев, подбирают более мощные осветительные конструкции. Для малых архитектурных композиций и для освещения цветов подбирают светильники с мягким рассеянным светом. Так как днем цветы, деревья, фонтаны или скульптуры могут выглядеть иначе, чем при отсутствии дневного света для этого проводят работы направленные на определение места подсветки, которое будет позволять хорошо смотреться с любой точки участка, с целью предотвращения противоречий между декоративной и функциональной ролью освещения так как всё должно быть одновременно и
красиво, и удобно. Основная задача данной работы является стремление скрасить вечерний досуг отдыхающих в парке, не забывая позаботиться о том, чтобы подчеркнуть привлекательность сада днем.
Результаты исследования
Проектирование осветительных элементов выполняются на первоначальной стадии разработки проекта участка, так как кабели должны располагаться на глубине не менее 70-80 см, во избежание их повреждения.
После этого нужно приступить к главному этапу устройства системы освещения, которое включает в себя: выкапывание траншеи глубиной 0,4-0,5 м, прокладку труб с коммутаций проводов и монтаж узлов систем и оборудования.
Важно отметить, что кабели, проложенные в земле, размещают в трубы с целью защиты их от механических повреждений, нанесенных как лопатой озеленителя, так и зубами мышей и кротов. При проектировании учитывают, что кабели, проложенные по территорию участка, должны иметь без разрывную линию заземления, с целью безопасности и исключения поражения электрическим током. Соединение проводов и кабелей выполняют геометрично как в земле, так и в светильниках, в связи с тем, что перепады температур и высокая влажность, способствует очень быстрому окислению соединений, как результат перебои подачи электроэнергии, короткие замыканий на линии.
На этапе проектирования и монтаже систем освещения нужно уделять внимание разбивки её на отдельные контуры, которые будут присоединены к распределительному щитку. При проектировании освещения используют при изначальной закладке максимальное количество контуров для розеток и светильников. С целью подключения их к электроприборам, что поможет в последствие, управлять ими в различных комбинациях, добавляя новые элементы дальнейшей модернизации осветительной системы участка. Для ручного управления предусматривают выключатели для отдельного светильника или каждой зоны освещения. При определении мест размещения светильников на участке предусматривают наиболее выгодное моделирование световых ракурсов растительных и скульптурных композиций, по этому же принципу нужно подсвечивать объемные форм архитектурных элементов сада. Применение искусственного освещения позволяет насладиться садово-парковым ландшафтом участка, позволяя любоваться красотой формы изумрудной кроны деревьев обрамляющей её листвой, красотой цветов, сверкающими фонтанными струями не только в дневное время, но и после захода солнца.
Устройство садового освещения
Еще на этапе разработки планировочного решения территории сада следует обязательно предусмотреть точки размещения садовых светильников, чтобы еще до начала работ по благоустройству и озеленению проложить в траншеях кабели электропроводки. Работы по созданию целостной и надежной сети наружного садового освещения необходимо доверить профессиональному электрику. Специалист сможет предложить оптимальную схему разводки электропроводов, подобрать их необходимое сечение и установить понижающие трансформаторы,
преобразующие сетевой ток до безопасно низкого напряжения 12-24 вольт.
Следующим ключевым моментом является выбор зон и объектов освещения, ведь на эффективность освещаемых участков и объектов существенно влияет размер, тип и форму садовых светильников. Для одних требуется общее (рассеянное) освещение, для других направленное (в виде линейного "пучка" света, для третьих - точечная, декоративная подсветка.
Светильники для садовых дорожек
Освещение садовых дорожек может осуществляться разнообразными способами: сверху (по типу фонарных столбов), сбоку (с помощью невысоких светильников) и непосредственно с поверхности земли (в этом случае
светильники с ударопрочным стеклом заглубляются в землю). Светильники не должны вплотную прилегать к дорожке, а находиться от ее краев на расстоянии 30-50 см.
Освещение архитектурных объектов
Для освещения или декоративной подсветки малых архитектурных форм, домов и других зданий, выделения световым пятном красивого архитектурного элемента или скульптуры без нарушения композиционной гармонии пространства лучше использовать неприметный по цвету и форме светильник с регулируемым направлением светового пучка.
Отдельные предметы обычно освещаются направленным светом, а большие пространства - рассеянным. Чтобы привлечь внимание к интересным композициям из растений и малых архитектурных форм, днем светильник можно использовать как выразительный композиционный акцент в стилистическом сочетании с расположенными рядом объектами, а ночью - как пятно света.
Светильники для архитектурных зданий должны быть соответствующими масштабу и стилю формообразования. Так, для сооружений традиционного стиля подойдут классические чугунные светильники, а для современных домов они будут неадекватными.
При устройстве садового освещения учитывают его функции, направленность света и форму светильников, как важные элементы формирования гармоничной предметно-пространственной среды.
Освещение как условие безопасности
Главной целью создания системы садового освещения является возможность использования территории сада ночью и решение проблемы охраны и безопасного перемещения. В целях безопасности обязательно освещают террасу, перила, канавы, дорожки, подъезды к гаражу или автомобильной катраге, бассейну, летней кухне и подсобным постройкам, вдоль лестниц, особенно крутых, опорных стен и края водоемов. Совершенной должна быть система охранного освещения сада, в том числе по периметру территории и опасные места.
Эстетика освещения
Световые пятна, рационально устроенные в композиционно привлекательные решения, придают пространству сада ночью неповторимое очарование и своеобразие, образуют ритмичные световые группы и маленькие
островки света, что придает саду жизненности и романтичности и способствует хорошему настроению.
Особенно выразительно работает свет в сочетании с водными поверхностями. Отражаясь в воде, точечные пятна света удваивают свою площадь, создавая иллюзию зеркального пространства. Нет ничего более волшебного от садового пруда или декоративного водоема, подсвеченных в вечернее время! Садовый водоем в обрамлении искусственного света чем-то напоминает корону с бриллиантами, ведь в зависимости от цвета самой лампы или плафона свет может быть не только белым, светло-желтым, но и голубым, зеленым или розовым, создавая в сочетании цвета и света очень интересные эффекты.
Игра света и тени - излюбленная тема многих мастеров ландшафтного дизайна и архитекторов. появился даже термин "световая архитектура", определяющий ряд композиционно-художественных приемов и, в целом, эстетику сооружений, подсвечиваемых направленными световыми лучами. Такие приемы заимствованы из области театрального и циркового искусства, где издавна применяются софиты и прожекторы со сменными цветными фильтрами.
С помощью направленного света можно усилить силуэтное восприятие формы предмета, подчеркнуть рельефную пластику скульптур, выделить лучшие фрагменты кустов, клумб, фонтанов и других объектов сада.
Виды садовых светильников
Есть два вида садовых светильников: стационарные и переносные. Стационарные монтируются в постоянных местах возле дома, входа в сад, вдоль лестниц и дорожек и по углам террасы. Их столбы или стойки закапывают в землю или в специальные бетонные "подушки", обозначая ими иногда границы естественных и декоративных водоемов.
Преимущество переносных светильников заключается в том, что они питаются не от проложенного под землей кабеля, а от гибкого электрического шнура, который вместе со светильником может быть перемещен в любое желаемое место. Конструкции некоторых переносных светильников в нижней части снабжены штырями, что позволяет быстро закреплять их в грунте.
Следовательно, для светильников в саду лучше использовать многоразовые изолированные кабели, размещая их глубже уровня обработки почвы, чтобы избежать повреждения.
Многие садовые светильники рассчитаны на низкое напряжение. Для его преобразования с 220 до 12-24 вольт применяют трансформаторы. В торговой сети продается осветительное оборудование в комплекте с понижающим трансформатором, датчиками напряжения и кабелями. При покупке следует заручиться мнением специалиста, а при размещении следовать инструкции по эксплуатации. Смонтированная электрическая сеть должна иметь защитное заземление. На подтопляемых участках не следует размещать светильники, функционирующие от сети. Монтаж светильников следует доверить только специалисту-электрику.
Светильники на солнечных элементах
Полностью независимым отэлектрическойсетиявляется садовоеосвещение, работающее на аккумуляторах от солнечных батарей. К блоку аккумуляторов относится и светочувствительный элемент, который автоматически включает светильник при наступлении темноты. Такие экологически чистые светильники сейчас очень популярны во многих странах. Но иногда, особенно в пасмурные осенне-зимние периоды для зарядки аккумулятора солнечной энергии недостаточно. Поэтому систему следует дополнить зарядным оборудованием, работающим от сети. После нескольких часов подзарядки аккумулятора он готов к эксплуатации.
Включение садовых светильников с помощью центрального выключателя является и не удобным и не экономным. Лучше применять систему садового освещения с датчиками движения. По мере приближения к светильнику, датчик автоматически его включает. С помощью соответствующей программы можно регулировать продолжительность освещения, чтобы после определенного времени свет выключался. Один датчик движения может управлять несколькими светильниками. Можно также использовать программируемые часы, чтобы освещение работало в период времени, установленный на этих часах.
Садовые светильники на открытом воздухе должны быть из прочных материалов и покрытий, устойчивых к воздействию погоды. Размещают их так, чтобы ремонт и замену осуществлять безопасно и удобно. Не нужно увлекаться разноцветными светильниками, особенно из пластмассы, потому что не каждая пластмасса выдерживает перепады температур. Еще на этапе разбивки участка и проведения первичных работ по его обустройству необходимо позаботиться о размещении кабелей и приспособлений для стационарных светильников. Питание светильников осуществляется от электрической сети высокого напряжения (220240 вольт) и низкого напряжения (12-24 вольт), от аккумуляторов и солнечных батарей. Включение-выключение светильников осуществляют с помощью центрального выключателя, датчика движения (на несколько светильников один), или программируемых часов-таймера. При любых обстоятельствах нужно соблюдать правила техники безопасности.
Привлекательный эффект обеспечивают в саду как декоративные элементы бытовые предметы деревенской жизни прошлого: фрагменты телеги, печи или плетеного плетенного плетня с перелазом и воротами, деревянного сруба колодца с ведром на цепи или журавли, мельничного жернова, ветряка и т.п., украшенных цветами.
Разработка технического задания, включающего в себя описание электротехнической схемы проводки и режима освещения территории участка (повседневное, праздничное и дежурное). А при разработке дизайн-концепция важно уделить эстетическому видению размещения осветительных приборов на территории, места для каждого отдельного светильника.
Вывод
1. Тип и форма садовых светильников определяются характером освещения и самими объектами. Отдельные предметы обычно освещаются направленным
светом, а большие пространства - рассеянным.
2. Места расположения светильников следует предусматривать еще на этапе разработки планировочного решения территории.
3. Форма и размеры светильников должны соответствовать стилю сада, зданий и ландшафтной среде.
4. Садовые дорожки могут освещаться сверху, сбоку (низкими светильниками) и непосредственно с поверхности земли.
5. С целью безопасного и комфортного передвижения по саду ночью следует обязательно подсвечивать лестницы, парапеты, подъезд к гаражу, вход в погреб, канавы, края водоемов и другие опасные места.
6. Светильники есть стационарные и переносные, работают от высокого или низкого напряжения, аккумуляторных и солнечных батарей, снабжаются таймерами и датчиками автоматического включения-выключения.
7. Особенно выразительно свет проявляет себя, отражаясь на водной поверхности.
8. С помощью направленного освещения усиливают выразительность формы предметов, красивых растений и зон сада.
Литература
1. Щепетков, Н. И. Световой дизайн города: учеб.пособие для студ.архит. идизайн.спец. / Щепетков, Николай Иванович. - М.: Архитектура-С, 2006. -320с.: ил.
2. Валиуллин К. Р., Семенова Н. Г. Анализ существующих систем управления уличным освещением. Энергетика, электромеханика и энергоэффективные технологии глазами молодежи: сборник трудов Российской молодежной научной конференции. В 2 т. Т. 2 / Томский политехнический университет. - Томск: Изд-во ООО «СКАН», 2013. - с 64-69.
3. О. Зотин. Управление освещением открытых пространств // Полупроводниковая светотехника. 2014. № 1-3.
4. Правила устройства электроустановок. Все действующие разделы 6 и 7 изданий с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 2020г. - М.: КНОРУС, 2020г. - 488 с.
5. Козловская, В.Б., Радкевич, В.Н., Ссщукевт, В.Н. Электрическое освещение: справочник. - Минск: Техноперспектива, 2007. - 255 с.
6. СН 357-77. Инструюдия по проектированию силового и осветительного электрооборудования промышленных предприятий. - М.: Стройиздат, 1977. - 96 с.
7. Кнорринг, Г.М., Фадин, И.М., Сидоров, В.Н. Справочная книга для проектирования электрического освещения. - СПб.: Энергоатомиздат, 1992. - 448 с.
8. Кнорринг, Г.М. Осветительные установки. - Л.: Энергоиздат, 1981.-288 с.
References
1. Shhepetkov, N. I. Svetovoj dizajn goroda: ucheb.posobie dlja stud.arhit. idizajn.spec [Lighting design of the city: a textbook for students of architecture and design].M.: Arhitektura-S, 2006. 320s.: il.
2. Valiullin K. R., Semenova N. G. Analiz sushhestvujushhih sistem upravlenija ulichnym osveshheniem [Analysis of existing street lighting control systems]. Jener-getika, jelektromehanika i jenergojeffektivnye tehnologii glazami molodezhi: sbornik trudov Rossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. V 2 t. T. 2 [Energy, electro-mechanics and energy-efficient technologies through the eyes of youth: collection of proceedings of the Russian Youth Scientific Conference. In 2 vols. T. 2]. Tomskij po-litehnicheskij universitet. Tomsk: Izd-vo OOO «SKAN», 2013. S. 64-69.
3. Zotin O. Upravlenie osveshheniem otkrytyh prostranstv [Control of lighting in open spaces]. Poluprovodnikovaja svetotehnika. 2014. № 1-3.
4. Pravila ustrojstva jelektroustanovok [Rules for electrical installations]. Vse dejstvujushhie razdely 6 i 7 izdanij s izmenenijami i dopolnenijami po sostojaniju na 1 janvarja 2020g. M.: KNORUS, 2020g. 488 s.
5. Kozlovskaja, V.B., Radkevich, V.N., Ssshhukevt, V.N. Jelektricheskoe osves-hhenie: spravochnik [Electric lighting: reference book]. Minsk: Tehnoperspektiva, 2007. 255 s
6. SN 357-77. Instrujudija po proektirovaniju silovogo i osvetitel'nogo jelek-trooborudovanija promyshlennyh predprijatij [CH 357-77. Instructions for designing power and lighting electrical equipment for industrial enterprises]. M.: Strojizdat, 1977. 96 s.
7. Knorring, G.M., Fadin, I.M., Sidorov, V.N. Spravochnaja kniga dlja proek-tirovanija jelektricheskogo osveshhenija [A reference book for electrical lighting design]. SPb.: Jenergoatomizdat, 1992. 448 s.
8. Knorring, G.M. Lighting installations [Osvetitel'nye ustanovki]. L.: Jener-goizdat, 1981.288 s.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ЛИНГВИСТОВ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Воболевич Алёна Александровна
Старший преподаватель, Российский Университет Дружбы Народов (г. Москва), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-78-91 Аннотация:
Введение. Целью статьи является тестирование применения личностно