Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ СОЗДАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ КРЫШ» В УСЛОВИЯХ ГОРОДА СОЧИ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ СОЗДАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ КРЫШ» В УСЛОВИЯХ ГОРОДА СОЧИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / компетенции / студенты / дизайн / сад на крыше / деревья / кустарники / training / competencies / students / design / roof garden / trees / shrubs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ольга Николаевна

На современный момент с введением новых федеральных образовательных стандартов в образовательной системе происходят ощутимые изменения, предоставляющие большую свободу обучающимся в выборе индивидуальной образовательной программы, создаются новые возможности для творческой реализации личности. С учетом этого обучение студентов особенностям создания садов на крыши «зеленых крыш» имеет большое значение в плане получения новых компетенций учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF CREATING “GREEN ROOFS” IN THE CONDITIONS OF THE CITY OF SOCHI

At the present moment with the introduction of new federal educational standards in the educational system there are tangible changes that provide more freedom to students in choosing an individual educational program, new opportunities for creative realization of personality are created. With this in mind, teaching students the features of creating roof gardens “green roofs” is of great importance in terms of obtaining new competencies of students.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ СОЗДАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ КРЫШ» В УСЛОВИЯХ ГОРОДА СОЧИ»

standards and programs of higher education]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014. № 6. S. 5-13.

10. Glichev A.V. Kachestvo, jeffektivnost', nravstvennost'. Uchebnoe posobie [Quality, efficiency, morality. Tutorial]. Moscow: OOO «Premium Inzhiniring», 2009. 358 s.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ СОЗДАНИЯ «ЗЕЛЕНЫХ КРЫШ» В УСЛОВИЯХ ГОРОДА СОЧИ

Попова Ольга Николаевна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: cuttincuttin@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-57-63

Аннотация:

На современный момент с введением новых федеральных образовательных стандартов в образовательной системе происходят ощутимые изменения, предоставляющие большую свободу обучающимся в выборе индивидуальной образовательной программы, создаются новые возможности для творческой реализации личности. С учетом этого обучение студентов особенностям создания садов на крыши «зеленых крыш» имеет большое значение в плане получения новых компетенций учащихся.

Ключевые слова: обучение, компетенции, студенты, дизайн, сад на крыше, деревья, кустарники.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF CREATING "GREEN ROOFS" IN THE CONDITIONS OF THE CITY OF SOCHI

Popova Olga Nikolaevna

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor of the Departament, International Innovative University (Sochi), e-mail: cuttincuttin@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-57-63

Annotation:

At the present moment with the introduction of new federal educational standards in the educational system there are tangible changes that provide more freedom to students in choosing an individual educational program, new opportunities for creative realization of personality are created. With this in mind, teaching students the features

of creating roof gardens "green roofs" is of great importance in terms of obtaining new competencies of students.

Key words: training, competencies, students, design, roof garden, trees, shrubs.

Введение

Чтобы построить сад на крыше, нужно получить разрешения на это и на проведение ряда предварительных работ. Особенно нужна проверка несущих конструкций здания и крыши на способность выдержать дополнительную нагрузку от растений, почвы и системы гидроизоляции, чтобы не проникла влага внутрь здания [2, 25].

Выполнение гидроизоляции требует навыков и знаний и по строительству, и по растениеводству. Кроме принципов укладки изоляционных материалов необходимо знать, что мощная корневая система некоторых растений может впоследствии нанести повреждения поверхности крыши [1, 78]. Современная трехслойная изоляция защищает крышу от различных механических повреждений, в том числе и корнями растений, а её дренажный слой выполняет функцию отвода воды [3, 118].

Методика создания «Зеленых крыш»

Последовательность строительства садов на плоских горизонтальных крышах

1. Статическое расчетное инженерное обследование плоской крыши для создания сада, учитывая, что движение ветра там активнее.

2. Изготовление проекта сада на крыше и получение разрешений на его строительство.

3. Работы, выполняемые подрядчиком:

- усиление несущих конструкций и перекрытий, если необходимо;

- укладка изоляционного покрытия крыши;

- укладка крупнозернистого дренажного слоя, который впитывает и отводит лишнюю воду, и водосточных труб;

- укладка мелкозернистого фильтрующего слоя, который препятствует размыванию земли;

- укладка слоя плодородного грунта толщиной: для дерна, однолетних растений и заменителей дерна - 15-30 см, для стелющихся форм многолетних растений и кустарников - 20-40 см и для небольших деревьев и кустов - 35-70 см;

- подготовка места и поддонов, размещение и посадка растений;

- обустройство перголы, чтобы обеспечить затененное пространство для отдыха;

- мощение дорожек и площадок плиткой.

«Зеленые крыши» особенны тем, что размещаются на крышах с уклоном до 35-40 и действительно соответствуют своему названию, ведь вся их поверхность покрыта слоем земли с травой и другими растениями на ней. Тенденция роста популярности таких крыш обусловлена развитием экологической культуры

населения и, соответственно, новыми критериями эстетики в сфере строительства и архитектуры. Ведь «зеленые крыши» являются экологически чистыми и функционально оправданы тем, что относительно экономнее и экономят тепло всего здания.

Создать простой вариант «зеленой крыши» не сложно: достаточно ровно расстелить по всей поверхности плотную изоляционную пленку, а затем на неё уложить пласты нарезанного дерна, хорошо подгоняя их друг к другу.

Результаты исследования.

Преимущества «зеленых крыш» заключаются в том, что они улучшают микроклимат среды и здания, задерживая 50-90% влаги атмосферных осадков на крыше, не требуют устройства водоотводных желобов, защищают дом от колебаний температуры и механических повреждений и улучшают теплоизоляцию и звукоизоляцию перекрытия.

На больших площадях «зеленую крышу», как правило, тоже обустраивают соответствующие специалисты, выполняя укладку изоляционных слоев, раскрой вегетирующего покрытия из дерна, его укладку и орошение.

Типовые решения для создания «зеленых крыш

Масса зеленой крыши, кг/м2 Угол наклона крыши, градусы Покрытие зеленой крыши Прочностные характеристики крыши и атмосферных условий

17 2-11 Растительное покрытие из природного дерна Крыши с малой степенью конструктивной нагрузки, минимальное годовое количество осадков

38 1-28 Растительное покрытие, геотекстиль, тонкий дренажный слой Крыши с умеренной степенью конструктивной нагрузки, высокое годовое количество осадков

52 1-9 Растительное покрытие, дренажная сетка с геотекстилем, 390 г/м2 Крыши со средней степенью конструктивной нагрузки, среднее годовое количество осадков

110 0-4 Растительное покрытие, минеральный несущий слой, дренажная сетка с геотекстилем, 380 г/м2 Крыши с повышенной степенью конструктивной нагрузки, среднее годовое количество осадков

160 17-37 Растительное покрытие, минеральный несущий слой, толстый дренажный слой, геотекстиль, 670 г/м2 Крыши с высокой степенью конструктивной нагрузки, большое годовое количество осадков

Основными данными для проектирования покрытия «зеленой крыши» являются: вес материалов покрытий, приходящихся на один квадратный метр крыши, а также угол наклона крыши.

Сады на террасе

Обычно люди хотят окружить жилье объектами живой природы, особенно в частных домах с балконами, верандами и террасами.

Растения для озеленения крыш домов в условиях города Сочи

Название Родина Высота Особенности растения

агапантус африканский (agapanthus africanus) ЮЖНАЯ АФРИКА до 60-100 см июль - август

бугенвиллия голая (bougainvillea glabra) БРАЗИЛИЯ до 4-5 м Не выдерживает заморозков. Требует заноса в крытое помещение. Является листопадной лианой. Цветение июнь - июль

финик канарский (phoenix canadensis) КАНАРСКИЕ ОСТРОВА до 8 м Пальма. В условиях города сочи необходимо защищать точку роста от вымерзания.

гибискус сирийский (hibiscus syriacus) КИТАЙ до 0,5-3,0 м Цветение с весны до осени. Не требует укрытия в условиях города сочи. Листопадный краси-воцветущий кустарник

самшит вечнозеленый buxus sempervirens СЕВЕРНАЯ АФРИКА И ЗАПАДНАЯ АЗИЯ 1-9 м Вечнозеленый кустарник. Укрытия не требуется. Применяют для создания стриженых форм.

торрейя орехоносная (torreya nucifera) ЮЖНАЯ ЯПОНИЯ 10-25 м Вечнозеленое хвойное дерево

саркококка спутанная (sarcococca confusa) ТРОПИЧЕСКИЕ И СУБТРОПИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ АЗИИ, ФИЛИППИНСКИЕ ОСТРОВА И ОСТРОВА МАЛАЙСКОГО АРХИПЕЛАГА до 2,5 м Цветение с ноября по февраль очень ароматными цветами с запахам ванилина

сабаль багамский (sabal bahamensis). БАГАМСКИЕ ОСТРОВА до 3-4 м Пальма в условиях города сочи требуется сохранение точки роста от вымерзания. Высаживают аллеями

смолосемянник обыкновенный (pittosporum tobira) ЯПОНИЯ, ЮЖНАЯ КОРЕЯ, ВОСТОЧНЫЙ КИТАЙ до 2 м в кустистой форме до 5 м - в виде деревьев Вечнозеленый кустарник или дерево которое цветет весной источая слаткий аромат. В условиях города сочи не вымерзает. Высаживают в качестве зеленой изгороди кустовые формы.

японская азалия (rhododendron obtusum) ЯПОНИЯ (ОТ О. ЯКУ НА КРАЙНЕМ ЮГЕ ДО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ О-ВА ХОККАЙДО) до 2,4 м Вечнозеленый кустарник. Цветение с апреля по май

бокарнея длиннолистная (beaucamea longifolia) ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА, МЕКСИКА 2 м Вечнозеленое розеточное растение. Укрытия не требуется в условиях горда сочи. Высаживают при создании мексеканских горок.

псевдотсуга мензиса (Pseudotsuga menziesii) СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА до 50-70 м Вечнозеленое хвойное дерево. В отличии от ели колючей пригодна для озеленения парковых зон. Хорошо переносит условия субтропиков черноморского побережья кавказа

сосна мексиканская (pinus ayacahuite) МЕКСИКА 20 м Высокодекоративное вечнозеленое хвойное дерево с очень длинной хвоей.

дазилирион длиннейший (dasylirion longissimum) МЕКСИКА до 1,21,8 м Вечнозеленое растения для создания мексиканский уголков высаживают одиночно укрытие в условиях города сочи не требуется

фотиния мелкопильчатая (photinia serrulata) КИТАЙ до 12 м Вечнозеленый кустарник. Весной появляются красные листья, которые со временем зеленеют.

мирт обыкновенный (myrtus communis) ЮЖНАЯ ЕВРОПА, СЕВЕРНАЯ АФРИКА до 5 м Вечнозеленый кустарник. Цветение наступает в весенне-летнее время. Применяют для создания топиарных форм.

мирриниум темнопурпурный (myrrhinium atropurpureum) ЮЖНАЯ БРАЗИЛИЯ 1,5-3 м Редкий красивоцветущий вечнозеленый кустарник который зацветает весной. Цветки собраны в пучковидные соцветия из мелких белых цветков с жемчужно-белыми, мясистыми, воско-видными лепестками. Главной особенностью соцветий является очень длинные и выступающие глубокие пурпурно-красные тычинки. Соцветия формируются на ветвях прошлых лет. Кустарник выдерживает небольшие заморозки.

бирючина туполистная (ligustrum obtusifolium) ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ до 2 м Вечнозеленый кустарник который хорошо переносит формовочную стрижку. В условиях города сочи не вымерзает.

кунзея амбигуа розовая kunzea ambigua 'pink' ТАСМАНИЯ (АВСТРАЛИЯ 5 м Вечнозеленый кустарник, цветущий ароматными розовыми пушистыми цветами в условиях города сочи, не требуется укрытие.

жасмин месни (jasminum mesnyi) КИТАЙ: ПРОВИНЦИЯ ЮНЬНАНЬ от 1,5 до 4 м Вечнозеленый кустарник с периодом цветения с ноября до апреля. Высаживают группами или высадкой виде живой изгороди

фрейлиния ланцетная (freylinia lanceolata) ЮЖНАЯ АФРИКА 4,5 м Вечнозеленый кустарник который цветет с конца ноября и до самого марта

колеция крестовидная (colletia paradoxa) БРАЗИЛИЯ, УРУГВАЙ до 3 м Вечнозеленое растение пригодна для высадки

хамеропс приземистый (chamaerops humilis) ЕВРОПА от 4 до 6 м Пальма в условиях города сочи не вымерзает, укрытие не требуется

аукуба японская (aucuba japónica). ЯПОНИЯ 1-1,5 м Вечнозеленый кустарник. Высаживают одиночно или группами. В условиях города сочи не вымерзает

трахелоспермум жасминовидный (trachelospermum jasminoides) ЯПОНИЯ, КОРЕЯ до 10 м Вечнозеленая лиана. С периодом цветения ароматными цветами с марта по август.

фикус пумила (ficus pumila) КИТАЙ ВЬЕТНАМ ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ 2,5-4 м Вечнозеленая лиана. Применяют для озеленения подпорных стен и камней. В условиях горда сочи не вымерзает.

жимолость каприфоль (lonicera caprifolium) ЕВРОПА, АЗИЯ, ТЕРРИТОРИЯ США И КАНАДЫ до 6 м Полувечнозеленая лиана. Применяют для озеленения подпорных стен и камней. В условиях горда сочи не вымерзает.

пассифлора инкарнатная (passiflora incarnata) ТРОПИЧЕСКАЯ БРАЗИЛИЯ до 6 м Листопадная лиана

Сад на террасе, как правило, хорошо ухожен и выглядит привлекательно, поскольку он является продолжением жилья, всегда доступен и формируется из растений в вазах, кадках, контейнерах и вазонах.

Его преимуществом является возможность мобильно видоизменять озеленение пространства, меняя композиции в зависимости от сезона, погоды, размещения мебели и т.д. и достигая его выразительной организации и желаемых декоративных эффектов.

Красиво, эффектно и привлекательно выглядят на террасе древесно-кустарниковые композиции из двух или более контейнеров разной высоты в общем корпусе.

Выводы

Обучение студентов по направлению подготовки «Дизайн» в вузе в настоящий момент имеет большое внимание, особое значение при этом уделяется получению новых компетенций. Таким образом, обучение студентов созданию садов на крыше достаточно важно, так как на современный момент «зеленые крыши» органично вписываются в экстерьер зданий и воспринимаются как их естественное продолжение. В них размещают летние кафе и зоны кратковременного рекреационного комфорта.

Литература

1. Титова Н.П. Сады на крышах. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2002. - 112 с.

2. Грохов, В.А. Зеленая природа города: Учеб. пособие для вузов - М.:

Стройиздат, 2003. - 528 с.

3. Шимко, В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. - М.: Издательство «Архитектура-С», 2004. - 296 с.

References

1. Titova N.P. Sady na kryshah [Roof gardens]. Moscow: OLMA-PRESS Grand, 2002. 112 p.

2. Grohov, V.A. Zelenaja priroda goroda: Ucheb. posobie dlja vuzov [Green nature of the city: Textbook. manual for universities]. Moscow: Strojizdat, 2003. 528 p.

3. Shimko, V.T. Arhitekturno-dizajnerskoe proektirovanie. Osnovy teorii [Architectural and design design. Basics of the theory]. Moscow: Izdatel'stvo «Arhitektu-ra-S», 2004. 296 p.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ОБЗОР ПРОБЛЕМАТИКИ

Суслова Ия Борисовна

Доктор педагогических наук, профессор, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: suslova.iya@yandex.ru

DOI: 10.24412/2949-4524-2024-1-63-73

Аннотация:

В статье представлен теоретический обзор проблематики возможностей внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, в частности, в системе высшего образования; освещены вопросы их функционирования в образовательной среде. Приведена характеристика аспектов содержания понятия инновационные технологии образовательной деятельности.

Ключевые слова: инновации, образование, педагогика, ИТ-технологии, инновационные технологии образовательной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL ACTIVITIES - REVIEW OF THE PROBLEM

Suslova Iya Borisovna

Doctor of Pedagogics, Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: suslova.iya@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.