Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОЗДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ АЛЬПИНАРИЯ, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАМНЯХ И РАСТЕНИЯХ, ПОДБОР ФАКТУРНОЙ И ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОЗДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ АЛЬПИНАРИЯ, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАМНЯХ И РАСТЕНИЯХ, ПОДБОР ФАКТУРНОЙ И ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обучение / студенты / дизайн / альпинарий / камень / Teaching / students / design / alpinarium / stone

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Попова Ольга Николаевна

целью современного образования в области дизайна среды является формирование современных методов преподавания, которые помогут выявить, закрепить и преумножить таланты и способности студентов и помогут молодым специалистам в создании новых объектов озеленения на примере альпинария. Студент получит знания о проектировании, реализации и содержания альпинария, а также о камнях и растениях, применяемых для его создания как результат он сможет реализовать свою собственную миниатюрную ландшафтную композицию из камня и растений и повысить тем самым свои компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF DESIGNING, CREATION AND MAINTENANCE OF A ROCK GROUND GARMENT, BASIC INFORMATION ABOUT STONES AND PLANTS, SELECTION OF TEXTURES AND COLOR SAMPLES

The purpose of modern education in the field of environmental design is to form modern teaching methods that will help to identify, consolidate and multiply the talents and abilities of students and help young professionals in the creation of new landscaping objects on the example of alpinarium. The student will gain knowledge about the peculiarities of designing, creating and maintaining an alpinarium, as well as about the stones and plants used for its creation as a result he will be able to realize his own miniature landscape composition of stone and plants and thereby improve his competence.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОЗДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ АЛЬПИНАРИЯ, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАМНЯХ И РАСТЕНИЯХ, ПОДБОР ФАКТУРНОЙ И ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОЗДАНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ АЛЬПИНАРИЯ, ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КАМНЯХ И РАСТЕНИЯХ, ПОДБОР ФАКТУРНОЙ И ЦВЕТОВОЙ ГАММЫ

Попова Ольга Николаевна

Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail:

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-83-90

Аннотация: целью современного образования в области дизайна среды является формирование современных методов преподавания, которые помогут выявить, закрепить и преумножить таланты и способности студентов и помогут молодым специалистам в создании новых объектов озеленения на примере альпинария. Студент получит знания о проектировании, реализации и содержания альпинария, а также о камнях и растениях, применяемых для его создания как результат он сможет реализовать свою собственную миниатюрную ландшафтную композицию из камня и растений и повысить тем самым свои компетенции. Ключевые слова: обучение, студенты, дизайн, альпинарий, камень.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF DESIGNING, CREATION AND MAINTENANCE OF A ROCK GROUND GARMENT, BASIC INFORMATION ABOUT STONES AND PLANTS, SELECTION OF TEXTURES AND COLOR SAMPLES

Popova Olga Nikolaevna

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail:

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-83-90

Abstract: The purpose of modern education in the field of environmental design is to form modern teaching methods that will help to identify, consolidate and multiply the talents and abilities of students and help young professionals in the creation of new landscaping objects on the example of alpinarium. The student will gain knowledge about the peculiarities of designing, creating and maintaining an alpinarium, as well as about the stones and plants used for its creation as a result he will be able to realize his own miniature landscape composition of stone and plants and thereby improve his

competence.

Keywords: Teaching, students, design, alpinarium, stone.

ВВЕДЕНИЕ

При устройстве альпинария — сооруженной из камней горки с растениями между ними, преимущественно используют камни мягких тонов, белые или светлые, которые хорошо вписываются в природную среду, не "конфликтуют" с растениями и освежают вид участка, например, плотный и слегка грубый известняк пресноводный в композиции с игривым серовато—белым доломитом.

В современных садах природные камни твердых пород являются как декоративные формы поодиночке или небольшими группами на зеленых коврах газонов и лужаек, возле водоемов, на поворотах извилистых дорожек, при входе в дом, возле террас или садовых лестниц. Крупные камни размещают чтобы выделить определенное место или объект в общем композиционно— планировочном решении и как неизменную форму на фоне зелени и цветов, визуальный и психологический акцент пространства.

Ведь альпинарий — это художественная композиция из камней и растений на созданной горке садового участка, выглядящая как естественная. В композиции альпинария должно быть типичное для классического альпинария условие — рельефный склон в виде горки, ассоциирующийся с красотой альпийских скал и напоминающий миниатюрный фрагмент горного пейзажа в садово—парковой среде.

В альпинариях камни подбирают в зависимости от размеров сада и рельефа местности, и чтобы в промежутках и расщелинах между ними росли цветы, трава, мелкий кустарник и мох. Желательно, чтобы между камнями одновидовой композиции был акцент, высокий, вертикально расположенный или горизонтально вытянутый и плоский. Ведь, этот большой камень значит для сада больше, чем много маленьких. Однако и при отсутствии такой массивной глыбы, имея знания законов композиции и дизайнерский вкус, можно сформировать альпинарий и из относительно небольших камней, о чем свидетельствуют дальнейшие иллюстрации. Так, местом для альпинария должен быть уютный уголок сада на рельефном склоне. Хоть площадь под каменную горку минимальна, зато приемов для создания выразительных объемно—пространственных композиций компактного геометрического альпинария, включая ритм, асимметрию, нюанс и контраст форм, цвета и фактур, вполне достаточно и полезных профессиональных секретов композиционного обустройства таких альпинариев также. Нужно чтобы место для альпинария давало возможность сформировать выразительную и хорошо видную с разных точек композицию из камней, рельефа и растений. Таким идеальным местом являются естественные склоны водоемов, возвышенности и площадки у кирпичных или каменных стен и лестниц, на которых следует формировать очертания с извилистыми линиями. Каркас альпинария должен состоять из камней, которые формой, размером и цветом вписываются в общее стилевое и планировочное решение сада. Так опытные ландшафтные дизайнеры

создают гармоничный природный ансамбль камней и растений.

Геометрический альпинарий или сад камней создают с преобладанием геометрической системы форм, симметрии и осевой линии, используя осевую линию центральной пешеходной дорожки или лестницы от террасных склонов к дому. Размещают его с обеих сторон осевой линии или на ее продолжении, а пешеходные дорожки с покрытием каменными или бетонными плитками способствуют геометрической симметрии и приобщаются к композиции альпинария свободно и естественно. Его можно построить и вдоль последовательно расположенных каменных опорных стенок, лестниц и террас, сложенных без связующего материала, с заполнением щелей земельной смесью для альпинариев. Геометрический альпинарий, по сравнению с ландшафтным, выглядит более компактным, визуально связанным с основными архитектурно-планировочными элементами сада и такой симметрии как на шахматной доске не требует.

Ландшафтный альпинарий может сохраняться в памяти и воображении дизайнера как фрагмент выразительных пейзажей, увиденных во время путешествий и экскурсий. Чтобы воссоздать подобные природные композиции конкретного пейзажа, имея такое желание и художественную фантазию, ему следует обладать знаниями в области садово-паркового дизайна. Это такой альпинарий, в котором максимально воспроизводятся природные формы и особенности объемно-пространственных композиций из камней и растений.

Хотя резкой границы между геометрическим и ландшафтным альпинарием нет, однако опытный дизайнер заметит, что по сравнению с геометрическим альпинарием, сжатым и сконцентрированным в рамках ограниченного по форме пространства, ландшафтный выглядит естественно и просторно, имеет асимметричные композиции и другие по характеру объекты, например, крошечный водоем, ручей, или миниатюрный водопад. Но главным отличием ландшафтного альпинария является его размещение в условиях естественного рельефа с выраженными склонами, горками и впадинами. Красиво будет смотреться он и на небольшом холмистом островке тенистого пруда, к которому ведет изогнутый деревянный мостик. Подобный можно создать и в небольшом саду.

Объемно-пространственная структура альпинария и примеры ее оригинальных и неожиданных решений зависят от фантазии и умения дизайнера оперировать природными формами. Даже на ровном садовом участке возле декоративного бассейна после незначительных операций по выемке и подсыпке грунта в сочетании с небольшой подпорной стенкой или уклоном можно создать основу альпинария. Альпинарии могут выполнять не только эстетическое, но и функциональное назначение, например, чтобы замаскировать и украсить неприглядную стену или уголок сада. Они могут быть со спиральным развитием форм, с плоскими камнями, уложенными друг на друга по принципу ступенек, с углублениями внутрь холма или горы или ограниченными каменными подпорными стенками. Его территория может быть не обязательно вокруг одной возвышенности, но и на нескольких горках, впадины между которыми оформляются камнями, галькой или гравием, травой и другими растениями.

МЕТОДИКА СТРОИТЕЛЬСТВА АЛЬПИНАРИЯ

1) снимают 20-40 см грунта и примерно на эту толщину закладывают дренажный слой, поскольку многолетние растения альпинария не выдерживают застоявшейся воды.

2) на дренаж насыпают 10-20 см плодородной почвенной смеси, способной хорошо пропускать воду. Эти работы желательно выполнять во время вертикальной планировки участка, чтобы лишнюю землю эффективно использовать.

3) при отведении под альпинарий весь холм, то вокруг него углубляют полосу шириной 1 метр для укладки дренажного слоя и земельной смеси, а весь холм покрывают плодородным слоем почвы, тщательно удалив из него сорную растительность.

4) большие кусты визуально закрывают маленькие камни, высадка растений производиться с учетом размера камня.

5) учитывают смену сезона и влияние этого фактора на внешний вид альпинария

6) вместо природных камней используют и нейтральные по цвету бетонные контейнеры, расположенные по принципу террас. Поскольку бетонные контейнеры, в отличие от природных камней, не представляют особой эстетической ценности, то их скрывают растениями, чтобы во время цветения практически закрыть.

7) в альпинарий нельзя сразу же засаживать растениями, а следует подождать определенное время, чтобы насыпанная земля осела, рельеф укрепился, а сорняки проросли и были удалены.

8) размещая растения в альпинарии, нужно придерживаться принципа их существования в живой природе, где пышное, цветочное покрывало на плодородном слое, толщина которого к краю скального выступа постепенно уменьшается, соответственно редеет, кое-где прерываясь.

9) учитывают расположение по сторонам света, так расположение альпинария с южной, юго-западной и западной сторон теплее и суше, а зимние и летние колебания температуры больше. Сюда высаживают растения, которые любят свет, тепло и хорошо выдерживают засуху. С востока альпинарий получает также достаточно света, но несколько более увлажненный, потому что освещается только в прохладные утренние часы. Здесь хорошо развиваются растения, которые нуждаются в умеренном увлажнении. С севера горка прохладнее и более затененная, поэтому в трещинах камней и в промежутках между ними растут папоротник, камнеломка, другие многолетние растения и мхи, и лишайники, которые нуждаются в тени и прохладе. На крутом склоне или почти отвесном альпинарии расположение относительно сторон света ощущается сильнее, чем на пологих склонах, а верхняя часть склона всегда значительно суше, чем его подножие, куда стекает больше воды. Поэтому влаголюбивые растения высаживают в нижней части альпинария, особенно с севера.

10) кустарники размещают у подножия скал, рядом с крупными камнями и на склонах террас, учитывая их начальные и будущие размеры. Поэтому выразительные точки альпинария, особенно края с обломками скальных пород,

засаживают карликовыми кустарниками, а тыльную часть альпинария — высокими, например скумпией, где она не будет закрывать других растений.

11) многолетние травянистые цветочные растения высаживают дальше от дорожек, чтобы усилить декоративный эффект, увеличивают и отводят им площадь неправильной формы, размером, по меньшей мере, 0,25 м кв, чередуя по цвету и размеру, за более низкими более высокие, что способствует усилению пространственного ритма и распространению их на соседние участки.

12) окружении светлых камней подчеркивают синие и красные цветы и вечнозеленые растения, а рядом с темным камнем высаживают растения с белыми и желтыми цветами и серебристые листья.

13) для создания комбинаций разноцветных пятен из растений одного вида размер, форма и время посадки их сортов должны быть разными.

14) наиболее декоративные растения размещают ближе от дорожки, в хорошо видимых местах площадки, на краю террас.

15) луковичные цветы сажают, по меньшей мере, по 5-6 штук рядом, чтобы они занимали совсем мало места и можно было разместить на пространстве альпинария еще несколько других видов.

16) с целью имитации голой скалы располагают остроугольные природные камни с редкими, свисающими растениями, а пышные растения сажают в глубину выступов. В трещинах между камнями размещают мох, дающий плотный зеленый ковер, и карликовые растения.

17) время высаживания растений: март—апрель, но наилучшим является начало осени, когда можно высаживать почти все растения альпинария за исключением некоторых луковичных и клубневых растений, которые высаживают в середине лета (табл. 1).

18) высадка кустарников производится в заранее выкопанные ямы на глубину, соответствующую размеру растения и их корней, начиная с верха альпинария, постепенно продвигаясь вниз и хорошо поливая растения. Одновременно, на свободных местах в промежутках между кустами и камнями в небольшие лунки высаживают многолетники, вынимая из горшка с влажной землей, сплющивая в ладонях и перенося в лунку и заделывая почвенной смесью для альпинария. Хорошо поливают в течение 2-3 недель, а позже поливают умеренно.

19) на план ландшафтного альпинария наносят с указанием формы и высоты насыпные холмы, подпорные стенки, деревья, кустарники и дорожки (слева), и его общий вид (справа).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Строительство ландшафтного альпинария в дизайнерском стиле происходит с учетом ориентации по сторонам света, поскольку большинство растений альпинария требует много света и выразительнее выглядят на солнечных участках уклонов и склонов, обращенных на восток, юг или юго—запад. В просветах и трещинах между камнями, в зависимости от сторон света, высаживают соответствующие кустарники, стелющиеся и луковичные растения, а теневыносливые и тенелюбивые — в тени за большими камнями и кустами.

Сочетание и расположение камней и растений должно достичь эффекта видимой естественности композиции, что является сутью ландшафтного альпинария. Классические правила создания альпинария не позволяют размещать валуны и другие камни округлой формы рядом с камнями резкой пластики и очень мелкими. Каждая группа камней нуждается в соответствующем природном окружении (антураже) из растений. Так, возле водоема среди камней логично размещать влаголюбивые растения.

Характерной чертой альпинария, придающей ему художественную выразительность, является контраст между лапидарными по форме и сдержанными по цвету камнями, и яркими пятнами цветов. Пространственный эффект альпинария может быть усилен и поперечным членением склонов в виде уступов и небольших площадок. Крупные камни лучше размещать поодиночке, а меньшие - группами, чтобы и они выразительно смотрелись на фоне гравия, низкорослых почвопокровных растений и газона.

Можно создать альпинарий даже на почти плоской поверхности. И хотя он не будет в полном смысле слова классическим из-за отсутствия возвышенности, имитирующей горку, однако и такой плоскостной альпинарий будет иметь желаемый эффект, если создать ритм и контраст между объемными формами камней, цветочных растений и кустов путем небольших подсыпок почвы и заглублений, чтобы между камнями и растениями возникали извилистые ущелья и другие фрагменты скалистого пейзажа в миниатюре.

Почва для альпинария не является проблемой, поскольку альпийские растения на природе не очень прихотливы к ней. Однако лучше не обеднять почву, а создать рыхлую, богатую гумусом почвенную смесь, которая бы после дождя хорошо пропитывалась водой и долго сохраняла ее на случай засухи. Плодородный слой желательно делать толще, чем в естественных, горных условиях, чтобы на нем хорошо развивались не только альпийские растения, но и другие, прихотливые к почве.

Содержание извести в почве, как правило, вызывает проблему только при выращивании растений, требующих кислой почвы, как, например, рододендрон (Rhododendron) и вереск обыкновенный (Calluna vulgari). Их нужно отгородить и гидроизолировать от намывания извести из окружающей почвы. А слишком кислые почвы улучшают известкованием, добавляя 2-3 кг порошка извести на один кубический метр почвенной смеси.

Важно обеспечить наличие в альпинарии гравия, который усиливает его декоративность и способствует развитию растений, любящих суховатые и неглубокие почвы, а зимой обезопасит семена от гниения.

В альпинарии лучше использовать местные природные камни. Классический ландшафтный альпинарий состоит, в основном, из камней одного вида. Ведь альпинарий не нуждается в создании геологической коллекции, так как композиция из камней разных видов нарушает целостность ансамбля. Исключением могут быть альпинарии ботанических садов, построенных с целью показа различных альпийских растений на фоне, соответствующих по форме и текстуре камней,

которые, как хорошие партнеры должны гармонично, не отличаясь, взаимно дополнять друг друга.

Распространенным материалом альпинария являются известняк и песчаник, относящиеся к осадочным породам. Их приобрести легче, чем массивные вулканические камни, а структура и материал приемлемы и для растений благодаря их губчатой или зернистой структуре. Известняк и песчаник можно найти практически везде и по сравнению с валунами и камнями твердых вулканических пород их значительно легче добывать, транспортировать и обрабатывать. Цветовая гамма их в основном светлая или приближенная к белому, поэтому они гармонично вписываются в среду сада, ведь светлые тона являются связующими со всеми остальными и служат отличным фоном для растений альпинария. И даже когда песчаник более темный, например, серо-желтый или коричневый, то он все равно удачно сочетается с зеленью растений.

По форме и размерам лучшими для ландшафтного альпинария являются камни неправильной формы и чтобы несколько или хоть один из них были крупными. От этого композиция станет более выразительной и ритмичной и камни будут видны даже среди буйной зелени.

При размещении камней нужно создать эффект естественного уголка горной, скалистой местности. Достичь такого эффекта с камнями правильной формы, да еще и уложенными в геометрическом порядке, конечно не удастся.

Плоские камни размещают послойно и только плоскостью, как в природе, а для растений отводят свободные промежутки между ними.

Если под альпинарий отведена значительная площадь, а из камней есть только несколько валунов, то целесообразно разместить их в виде островков, разбросанных на небольшой естественной возвышенности с цветущими композициями. Правильно уложить и надежно вмонтировать найденную интересную композицию для камней в поверхность почвы при создании альпинария является сложной проблемой. Многие камни, за исключением валунов, неустойчивы, и их приходится вкапывать в грунт, оставляя над поверхностью только две трети общей высоты, а под камни настилать дренажный слой соответствующей толщины и насыпать почвенную смесь. ВЫВОД

С учетом вышеперечисленного студент получит необходимые ценные профессиональные знания о принципах создания миниатюрных ландшафтных композиций из камня и растений, а также сможет самостоятельно подобрать декоративные растения для альпинариев и размещать их в сочетании с камнем.

Литература

1. Боговая, И. О. Озеленение населенных мест: учеб. пособие для вузов / И.О. Боговая, В.С.Теодоронский. - М.: Агропромиздат, 1990. - 239 с.

2. Шиканян, Т.Д. Ландшафтный дизайн. Своими руками — от проекта до воплощения / Т.Д. Шиканян. — М.: Эксмо, 2017. — 352 с.

3. Кржижановская, Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 204 с.

4. Павленко, Л.Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн сада. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 192 с.

References

1. Bogovaja, I. O. Ozelenenie naselennyh mest: ucheb. posobie dlja vuzov [Landscaping of populated areas: textbook. manual for universities ]. Moscow: Agropromizdat, 1990. 239 p.

2. Shikanjan, T.D. Landshaftnyj dizajn. Svoimi rukami — ot proekta do voploshhenija [Landscape design. With your own hands - from design to implementation]. Moscow: Jeksmo, 2017. 352 p.

3. Krzhizhanovskaja, N.Ja. Osnovy landshaftnogo dizajna [Basics of landscape design]. Rostov n/D: Feniks, 2005. 204 p.

4. Pavlenko, L.G. Landshaftnoe proektirovanie. Dizajn sada. [Landscape design. Garden design]. Rostov n/D: Feniks, 2005.192 p.

МОТИВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МАССОВЫХ ОТКРЫТЫХ ОНЛАЙН-КУРСОВ В СМЕШАННОМ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Зубков Артём Дмитриевич

Старший преподаватель, Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (г. Новосибирск), e-mail: zubkov_nstu@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2023-4-90-100 Аннотация:

Данная статья предлагает оригинальное теоретическое исследование, направленное на углубление понимания мотивационного потенциала массовых открытых онлайн-курсов в смешанном университетском обучении иностранным языкам. Поскольку МООК предлагают расширенный доступ и гибкость, рискуя при этом вызвать проблемы с вовлечением учащихся, в данной работе использован всесторонний анализ литературы для разработки курсов для смешанного обучения и выявления направления будущих эмпирических исследований. В статье подробно рассматриваются три ключевых раздела 1) исследования мотивации и вовлеченности учащихся в МООК в различных контекстах; 2) исследования, изучающие мотивационные возможности и риски, присущие смешанным формам обучения; 3) соответствующие теории мотивации из области психологии образования и учебной онлайн-среды. Исследование выявляет пробел в отношении мотивационной динамики именно в рамках смешанных языковых курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.