Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕКОРАТИВНЫХ ВОДОЁМОВ И ИХ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫМИ РАСТЕНИЯМИ'

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕКОРАТИВНЫХ ВОДОЁМОВ И ИХ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫМИ РАСТЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / студенты / дизайн / водоем / водные растения / строительство / education / students / design / water body / aquatic plants / construction

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Ольга Николаевна

Важной задачей современного образования в области садово-паркового дизайна является формирование новых методов преподавания, которые помогут выявить, закрепить и преумножить таланты и способности студентов. С учетом этого работа, направленная на изучении новых принципов и средств гармонизации пространства путем обучения студентов созданию декоративных водоемов, имеет большое значение. Внедрение новых методов и средств в садово-парковом строительстве при озеленении водоемов декоративными растениями изменит характер педагогической деятельности, и эти изменения будут эффективными при использования новых технологий, используемых при закладке парковой зоны и элементов благоустройства водоемов. Тщательно проработав эти комплексные и ситуационные материалы, студент получит прочные профессиональные знания о проектировании, технологии строительства и заселения водоемов растениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF DESIGN AND CONSTRUCTION OF ORNAMENTAL RESERVOITS AND THEIR LANDSCAPE WITH ORNAMENTAL PLANTS

An important task of modern education in the field of garden and park design is the formation of new teaching methods that will help to identify, consolidate and multiply the talents and abilities of students. With this in mind, the work aimed at studying new principles and means of harmonizing space by teaching students to create decorative water reservoirs is of great importance. The introduction of new methods and means in garden and park construction in landscaping water bodies with decorative plants will change the nature of pedagogical activity, and these changes will be effective in the use of new technologies used in the laying of park areas and elements of landscaping water bodies. By carefully working through these complex and situational materials, the student will gain a solid professional knowledge of the design, construction technology and planting of water bodies.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕКОРАТИВНЫХ ВОДОЁМОВ И ИХ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫМИ РАСТЕНИЯМИ»

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ОСОБЕННОСТЯМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СТРОИТЕЛЬСТВА ДЕКОРАТИВНЫХ ВОДОЁМОВ И ИХ ОЗЕЛЕНЕНИЕ ДЕКОРАТИВНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Попова Ольга Николаевна

Кандидат сельскохозяйственных наук, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: oliacuttn@yandex.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-62-68

Аннотация:

Важной задачей современного образования в области садово-паркового дизайна является формирование новых методов преподавания, которые помогут выявить, закрепить и преумножить таланты и способности студентов. С учетом этого работа, направленная на изучении новых принципов и средств гармонизации пространства путем обучения студентов созданию декоративных водоемов, имеет большое значение. Внедрение новых методов и средств в садово-парковом строительстве при озеленении водоемов декоративными растениями изменит характер педагогической деятельности, и эти изменения будут эффективными при использования новых технологий, используемых при закладке парковой зоны и элементов благоустройства водоемов. Тщательно проработав эти комплексные и ситуационные материалы, студент получит прочные профессиональные знания о проектировании, технологии строительства и заселения водоемов растениями.

Ключевые слова: обучение, студенты, дизайн, водоем, водные растения, строительство.

TRAINING STUDENTS IN THE FEATURES OF DESIGN AND CONSTRUCTION OF ORNAMENTAL RESERVOITS AND THEIR LANDSCAPE WITH ORNAMENTAL PLANTS

Popova Olga Nikolaevna

Candidate of Agricultural Sciences, International Innovative University (Sochi), e-mail: oliacuttn@yandex.ru

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-62-68 Abstract:

An important task of modern education in the field of garden and park design is the formation of new teaching methods that will help to identify, consolidate and multiply

the talents and abilities of students. With this in mind, the work aimed at studying new principles and means of harmonizing space by teaching students to create decorative water reservoirs is of great importance. The introduction of new methods and means in garden and park construction in landscaping water bodies with decorative plants will change the nature of pedagogical activity, and these changes will be effective in the use of new technologies used in the laying of park areas and elements of landscaping water bodies. By carefully working through these complex and situational materials, the student will gain a solid professional knowledge of the design, construction technology and planting of water bodies.

Key words: education, students, design, water body, aquatic plants, construction.

Введения

Вода является душой садов и парков, ведь умелое её применение в композиции сада или парка придает ландшафту более выразительный вид, выполняет эстетическую и оздоровительную функции, ведь процесс любования водой снимает стресс и вызывает умиротворение. Подходящим видом водоема для среднего по размерам частного сада является пруд.

Научившись умело использовать природные композиционно - пластические свойства воды, копировать заданную ей форму и овладев пластикой воды, молодые ландшафтные дизайнеры сумеют создавать живописные конфигурации прудов с мягкими линиями естественного контурного берегового обрамления, пластическую слитность очертаний водной поверхности с формами окружающего ландшафта и хорошо имитировать природное состояние, проектируя эстетически привлекательные решения.

Благоустройство водоёма заключается в озеленении его влаголюбивыми растениями, укладке декоративных камней и создании небольших мостиков и помостов, которые не нарушают естественного рельефа.

Маленькие, уютные пруды в тени обильной зелени, в сочетании различных зеленых насаждений, которые создают богатую цветовую гамму и широкий диапазон пластических форм растений, умело скомпонованных по периметру водного плеса, также имеют замечательный вид.

Методика создания бассейна.

В средних и небольших садах с декоративной целью сооружают пруды геометрически правильных форм, преимущественно круглые, потому что прямоугольные и квадратные психологически не ассоциируются с пластикой воды. Пруд неглубокий, дно устлано галькой, а вокруг него вымощена дорожка.

Выбор места и размеров садового пруда очень важны, потому что создание его вносит существенные коррективы в планировку сада и окружающую среду. Пруд требует выращивания соответствующих растений и даже разведения рыбы. Следует учитывать и то, что пруд станет пристанищем комаров, мошек, слизней, пресмыкающихся, рептилий и лягушек. С учетом этого пруд располагают дальше от проживания людей и привлекают водоплавающих птиц и ежей.

Еще до копания котлована под будущий пруд исследуют особенности по-

чвы, наличие родников, заболачивание и уровень грунтовых вод, продумывают систему фильтрации и очистки воды и расположение его в отдаленном, полузатененном месте сада с южной, юго-восточной или юго-западной стороны, где солнечный свет длится не менее 4-6 часов в сутки.

Не следует строить пруд близко от больших деревьев, дающих много тени, плодов и листьев. В зависимости от размера сада площадь пруда может составлять от 1-2 до нескольких сотен квадратных метров, но больший пруд лучше способствует формированию биологического равновесия между объектами растительного и животного мира.

Методика создания пруда в пластмассовом корпусе.

В продаже имеются разнообразные по объему и форме открытые пластмассовые корпуса, которые используют как садовые бассейны для купания и создания миниатюрных декоративных прудов емкостью от 50 до 950л и размером соответственно от 90х63 до 140 х 280 см. Можно также создавать комбинации из двух-трех пластмассовых корпусов вплотную друг к другу или на небольшом расстоянии, с мостиком или без него.

Методика создания пруда с пленочной основой.

Пруд с пленочной основой, форму которого нельзя изменить, дает дизайнеру больше возможностей творчески учесть размер участка, рельеф, тип и стиль сада. Пленка для прудов эластичная, прочная, способна удерживать воду и противостоять погодным явлениям. Она бывает однослойная (толщиной 0,51,0 мм), двойная (0,8-1,2 мм), каучуковая (наклеенная) и каменистая (покрытая мелкими камешками). Под неё обычно настилают так называемый геотекстиль для защиты её от камней, корней и других острых предметов. На эластичной пленочной основе садово - парковый дизайнер может построить устьевидный пруд как естественный, постепенно изменяя контуры и глубины, или с каскадной внутренней поверхностью. Особенно внимательно формируют контуры берегов. Это действительно творческий процесс, результат которого будет источником эстетического наслаждения многие годы.

Результаты исследования.

Последовательность строительства пруда в пластмассовом корпусе.

1. Выбирают место и обозначают его в соответствии с формой пластмассового корпуса.

2. Копают котлован и формируют «зеркало» под пластмассовый корпус на 10 см глубже, чтобы на такую толщину засыпать дно «зеркала» песком, на котором пластмассовый корпус с водой располагают горизонтально с помощью уровня.

3. Заполняют песком и хорошо уплотняют зазоры и пустоты между зеркалом и внешней поверхностью пластмассового корпуса.

4. Под верхние края корпуса подсыпают землю и выравнивают её.

5. Наполняют корпус водой и окончательно проверяют горизонтальность её расположения.

6. Декоративно оформляют пространство с мини-ставком природным кам-

нем, галькой, щебнем, гравием и растениями.

Последовательность строительства пруда с пленочной основой.

1. Внутри контура размечают зоны: болотистую - до глубины примерно 10-15 см, мелководье - до 20-40 см и зону глубокой воды - до 60-150 см для формирования подводных террас с соответствующими водными растениями.

2. Формируют зеркало котлована, необходимую глубину и кривизну дна, склоны и террасные выступы соответствующих зон. Дно очищают от острых камней и корней, укрывают песком толщиной 10 см и уплотняют.

3. Подготовленную поверхность дна покрывают геотекстилем, а затем гидроизоляционной пленкой без натяжения. Лучше если пленка будет складками, чем натянуть её и вызвать разрыв после наполнения водой.

4. Выкапывают прилегающую к периметру контурной линии канавку глубиной около 15 см, чтобы привести в соответствие с ней, скрыть и надежно закрепить в ней края расстеленной пленки, плотно завернув её галькой и землей.

5. Наполняют пленочный котлован водой, высаживают в нем растения, оформляют откосы, заворачивают в канавке вокруг контурной линии пруда и приведенные в соответствие с ней края пленки скрывают их и благоустраивают территорию вокруг пруда.

В местах, где достаточно глины и воды, гидроизоляционную оболочку создают из глины, покрывая ею дно и уклоны толщиной не менее 10 см. При создании пруда и бассейнов важно установить систему подачи, фильтрации воды и разместить насосы и электропроводку специалистами согласно проекту.

Особенность подбора растения для садовых водоёмов

Водные растения поддерживают в пруду биологическое равновесие, предоставляя рыбам и другим представителям водной среды естественную среду обитания и защищая её от водорослей. Они быстро покрывают берега пруда и гармонично сочетают его с другими зелеными зонами сада.

Растения, укореняющиеся на дне пруда, имеют особую декоративную ценность и привлекательность, образуют выразительные, плоские цветные пятна, являются источником пополнения кислорода и благодаря плотному покрытию воды крупными плавающими листьями препятствуют размножению водорослей. Так, одна водная лилия способна покрыть своими листьями 1,5-3,0 кв. м водной поверхности, в тени которой комфортно чувствует себя рыба.

Наряду с водными лилиями, камышом, каннами, ирисами и другими классическими растениями в оформлении пруда можно использовать влаголюбивые растения. Их декоративный эффект усилится при наличии гальки и крупного щебня.

Прибрежные растения идеально растут в береговой зоне и мелкой воде, укрепляют берега пруда, создают тень, защиту от ветра. Однако, чтобы не снизить освещенность, проветриваемость и визуальное восприятие водной глади пруда, достаточно засадить лишь треть прибрежной поверхности, чередуя плотные массы растений с участками открытого пространства.

Опыт садово-паркового дизайна свидетельствует о предпочтении смешан-

ных композиций из различных водных и болотных растений.

Водные растения можно высаживать на дне пруда и на берегу непосредственно в грунт или в контейнеры. Применение контейнеров для растений упрощает процесс ухода за ними и их перемещения в другие места и значительно меньше загрязняет воду. Контейнеры для растений темно-серого, темно-зеленого или черного цвета меньше заметны в мелком водоёме.

Выбирают растения с учетом эстетических факторов и склонности их к определенной глубине роста в воде.

Уход за рыбой, в том числе и декоративной, не сложный, но требует консультаций со специалистами и соблюдения следующих советов.

Оптимальной для садового пруда является вода из природных источников, так как водопроводная содержит повышенное количество хлора и других веществ, которые провоцируют активный рост водорослей. Её нужно фильтровать, а дно периодически очищать от водорослей и остатков отмерших растений. Рыбу можно выпускать в воду только через 3-4 недели после завершения строительства пруда и как высаженные растения адаптируются к условиям. В первое лето можно заселить лишь несколько рыбин. Запускать рыбу лучше при температуре воды не ниже 10 С.

Общая длина рыбы, приходящаяся на один квадратный метр поверхности воды, не должна превышать 25 см. То есть, в пруд площадью 10 кв. м можно заселить количество рыбин, суммарная длина которых не превышает 250 см. Уход за садовым прудом направлен на то, чтобы он был декоративным украшением. Растения вокруг него и в нем необходимо обследовать и прореживать раз в 2-3 года. Слишком разросшиеся извлекают на поверхность и делят на части, дно пруда очищают от накопившегося ила, гнилых корней и опавших листьев.

Чтобы не нарушить биологическое равновесие и не навредить экологии сада, следует избегать химических методов очистки пруда.

Дешевым и экологически правильным является естественное фильтрование воды, которое обеспечивают растения и фауна пруда. Но поскольку этого бывает недостаточно, то для подачи воды и очистки её внутри водоёма и снаружи применяют электрические насосы с приборами контроля её качества, которые есть в соответствующих специализированных магазинах с системой подачи и фильтрации воды. Их мощность и размеры зависят от площади садового пруда и объема воды.

Выводы

Обучение студентов имеет большое значение, так как внедрение новых методов и средств в садово-парковом строительстве водоемов, озеленении его декоративными растениями поможет изменит характер педагогической деятельности, и эти изменения помогут эффективно за счет использования новых технологий при закладке парковой зоны и элементов благоустройства водоемов решить главную задачу современного образования в области дизайна среды, которая заключается в формировании новых методов преподавания, которые помогут выявить, закрепить и преумножить таланты и способности студентов в на-

правлении изучении принципов и средств гармонизации пространства парковых зон на примере создания водоемов. Тщательно проработав эти комплексные и ситуационные материалы по проектированию и строительству садово-парковых водоёмов, а также озеленению их декоративными растениями поможет студенту познакомиться с особенностями ухода как за прудом, так и за растениями. Как результат, студент сможет получить прочные профессиональные знания о проектировании, размещении, технологии строительства и заселения садово - парковых водоёмов растениями.

Классификация водных растений по зонам пруда

Название растений Глубина воды, см Высота роста, см

Незабудка болотная (Myosotis palustris) 0 30

Дербенник иволистный или плакун-трава (Lythrum salicaria) 0 100

Камыш узколистный (Scirpus angustifolium) 10 30

Белокрыльник болотный (Callapalustris) 10 10

Лизихитум американский (Lysichiton americanum) 80 10

Элодея канадская (Elodea canadensis) 20 50

Шалфей плавающий (Salvinia natans) 20 плавает на поверхности

Калужница болотная (Caltha palustris) 20 40

Эхинодорус сердцелистный (Echinodorus cordifolius) 30 60

Апоногетон двуколосый Aponogeton distachyus 60 25-60

Стрелолист обыкновенный (Sagittaria sagittifolia) 35 50

Лютик водяной (Ranunculus aquatilis) 30 100

Камыш озерный (Schoenoplectus lacustris) 40-50 200

Хвостовик обыкновенный (Hippuris vulgaris) 30-50 10-15

Болотноцветник щитолистный (Nymphoides peildla) 60 плавает на поверхности

Пушица узколистная (Eriophorum angustifolium) 15 до 75 5-10

Вахта трехлистная

Сусак зонтичный (Butomus umbellatus) 70 150

Лотос орехоносный (Nelumbo nucifera) 120 плавает на поверхности

Кувшинка белая (Nymphaea alba) 80 плавает на поверхности

Гиацинт водный Eichhornia crassipes

Канна сизая (Canna glauca) 10-15 до 150 см

Понтедерия сердцелистная (Pontederia cordata) 10-30 высота 100 см

Аир болотный Вариегата (Acorus calamus Variegatus) до 20 см высота до 120 см

Виктория амазонская ( Victoria amazónica) 100 см плавает на поверхности

Саррацения Леукофилла (Sarracenia leucophylla) 5 до 20 см 90 см

Гуннера рукавчатая (Gunnera manicata) 1-10 см 300 см

водяной орех (Trapa natans) 10-30 см плавает на поверхности

Литература

1. Белов, В.А. Восстановление малых водоемов: Учебное пособие / В.А. Белов. - Новочеркасск, 2004. - 76 с. - Текст: непосредственный.

2. Власов, В. А. Инженерно-мелиоративное обустройство водных объектов в городских условиях / Власов В. А., Сметанин В. И. // Мелиорация и водное хозяйство. 2008. № 4. - С. 11-15.

3. Голунков, Ю. В. Проблемы малых водных объектов на урбанизированных территориях (на примере р. Свияга в пределах г. Ульяновска) / Ю. В. Голунков, А. В. Салтыков, Р. А. Богданова и др. // Проблемы региональной экологии. 2007. № 5. - С. 18-22.

4. Геращенко, С.М. Особенности образовательного процесса в системе ФГОС [Текст] / С.М. Геращенко, Н.Г. Шилина//Перспективы архитектурно-художественного образования: материалы Международной научной конференции. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т. 2012. С. 30-32.

References

1. Belov, V.A. Vosstanovlenie malykh vodoemov: Uchebnoe posobie [Restoration of small reservoirs: Textbook]. Novocherkassk, 2004. 76 p. Tekst: neposredstvennyi.

2. Vlasov, V. A. Inzhenerno-meliorativnoe obustroistvo vodnykh ob»ektov v gorodskikh usloviyakh [Engineering and reclamation arrangement of water bodies in urban conditions]. Melioratsiya i vodnoe khozyaistvo. 2008. № 4. P. 11-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Golunkov, Yu. V. Problemy malykh vodnykh ob»ektov na urbanizirovannykh territoriyakh (na primere r. Sviyaga v predelakh g. Ul'yanovska) [Problems of small water bodies in urbanized areas (on the example of the Sviyaga River within the city of Ulyanovsk)]. Problemy regional'noi ekologii. 2007. № 5. P. 18-22.

4. Gerashchenko, S.M. Osobennosti obrazovatel'nogo protsessa v sisteme FGOS [Features of the educational process in the Federal State Educational Standards system]. Perspektivy arkhitekturno-khudozhestvennogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. Krasnoyarsk: Sib. Feder. un-t. 2012. P. 30-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.