Научная статья на тему 'Обучение студентов-бакалавров выражению средств эмоциональности на основе англоязычного политического дискурса'

Обучение студентов-бакалавров выражению средств эмоциональности на основе англоязычного политического дискурса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ СТУДЕНТА / ЛИЧНОСТНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / ДИСКУРС / ТИПОЛОГИЯ ДИСКУРСА / COMPETENCE APPROACH / COMMUNICATION / INDIVIDUAL STUDENT TRAJECTORY / PERSONAL / SUBJECT AND META-SUBJECT LEARNING OUTCOMES / DISCOURSE / TYPOLOGY OF DISCOURSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Миронова Ольга Алексеевна

В статье рассматриваются вопросы обучения студентов коммуникации на основе политического дискурса. В работе обсуждается взаимосвязь построения индивидуальной траектории движения студента и личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Рассматривается типология дискурса, средства эмоционально-окрашенного выражения мысли, приводятся аутентичные примеры из речи известных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching Post-Graduate Students to Express Means of Emotional States Based on English Language Political Discourse

The article considers the issues of teaching communication through politically-oriented discourse and analyzes the correlation between students’ individual trajectory and their personal, subject and meta-subject results of learning. Typology of discourse is highlighted through authentic examples of emotional speech patterns.

Текст научной работы на тему «Обучение студентов-бакалавров выражению средств эмоциональности на основе англоязычного политического дискурса»

УДК 378.14 ББК 74.48

ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ВЫРАЖЕНИЮ СРЕДСТВ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

| О.А. Миронова

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы обучения студентов коммуникации на основе политического дискурса. В работе обсуждается взаимосвязь построения индивидуальной траектории движения студента и личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Рассматривается типология дискурса, средства эмоционально-окрашенного выражения мысли, приводятся аутентичные примеры из речи известных людей.

Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникация, индивидуальная траектория движения студента, личностные, предметные и метапредметные результаты обучения, дискурс, типология дискурса.

TEACHING POST-GRADUATE STUDENTS TO EXPRESS MEANS OF EMOTIONAL STATES BASED ON ENGLISH LANGUAGE POLITICAL DISCOURSE

148

I O.A. Mironova

Abstract. The article considers the issues of teaching communication through politically-oriented discourse and analyzes the correlation between students' individual trajectory and their personal, subject and meta-subject results of learning. Typology of discourse is highlighted through authentic examples of emotional speech patterns.

Keywords: competence approach, communication, individual student trajectory, personal, subject and meta-subject learning outcomes, discourse, typology of discourse.

Национальная доктрина образования Российской Федерации отражает государственную политику. Доктрина предусматривает индивидуали-

зацию образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности [1].

В процессе обучения в образовательном учреждении индивидуальная траектория достижения поставленной цели выстраивается обучающимся совместно с преподавателем с помощью набора методических элементов [2]. К таким дополнительным методическим элементам структуры индивидуальной образовательной траектории будут относиться приемы обучения коммуникации с акцентом на политический дискурс.

Ориентация на компетентност-ный подход является основой в подготовке студентов высшей школы к профессиональной деятельности. Новое поколение стандартов ФГОС 3+ ориентирует студентов на способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики, способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов; готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса, способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности, а также на проектную деятельность, способность проектировать индивидуальные образовательные маршруты и способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития [3].

Основополагающим принципом проектирования в высшей школе, как указывает Э.К. Самерханова, должна стать нацеленность на подготовку студентов к неопределенным условиям будущей профессиональной деятельности с последующей ориентацией их на саморазвитие [4].

Для методики высшей школы как никогда актуальным вопросом становится обучение коммуникации и акцент на дискурсивно приемлемое корректное общение. Формирование навыков и умений критического мышления должны быть ведущими в ходе занятия. По мнению Р.П. Миль-руда и И.Р. Максимовой, подходящей сферой применения данных умений будут текстовые сообщения [5].

Рассмотрим понятие дискурса применительно к коммуникации. Антропоцентрическая парадигма в линг-водидактике определила появление такого понятия как «дискурс». Под дискурсом понимают совокупность речевого высказывания и коммуникативной ситуации, текст устный или письменный во всей его полноте, то есть с учетом всех экстралингвистических факторов, лингвокогнитивный феномен событийного характера, а также вербализованную речемысли-тельную деятельность (Н.Д. Арутюнова, Ю.Н. Караулов, Н.Ф. Алефиренко, В.В. Красных и др.).

Вопрос о разграничении типов дискурса — один из самых дискуссионных в теории дискурс-анализа. Ученые не раз пытались определить, где пролегает граница между разными дискурсами. Возникают дискуссии о том, считать ли дискурс на политические темы в СМИ политическим или публицистическим, насколько правомерно выделение военного дискурса и дискурса военного нападения и пр. [6].

Типология дискурса может быть также основана на видах потребностей коммуникантов, согласно мнению А.В. Олянича: отдельные дискурсы возникают при удовлетворении потребностей в продолжении

149

150

рода, пище, безопасности, охране здоровья, в материальных благах, информированности, власти, передаче знаний и умений, эстетических запросах, в обеспечении социального порядка и пр. [7].

В большинстве случаев лингвисты указывают на тот факт, что любая типология дискурса не претендует на завершенность и предусматривает существование «переходных» дисурсов из одного типа в другой. Самой общей, видимо, следует признать типологию дискурса, согласно которой выделяют устный и письменный дискурс. Однако и она не может быть признана совершенной, поскольку существуют такие типы дискурса, как электронный, подразумевающий актуальное взаимодействие коммуникантов посредством письма.

Наряду с компетентностным подходом, студенты-бакалавры должны быть ориентированы на реализацию личностно-ориентированного подхода. Для них это означает, прежде всего, ориентацию на целостную личность человека, развитие ее эмоциональных, эстетических и творческих задатков, а также интеллекта, воспитание моральных качеств при планировании и осуществлении педагогического процесса [8, с. 344].

Наиболее продуктивной, по мнению автора статьи, представляется типология дискурса, предложенная В.И. Карасиком в рамках социолингвистического подхода [9]. Исследователь выделяет два основных типа дискурса: персональный и институциональный. Персональный дискурс соотносится с личным общением индивидов. Институциональный дискурс представляет собой речевое взаимодействие коммуникантов, опреде-

ленное их социальными ролями и статусами, принадлежностью к тому или иному общественному институту. Этот тип дискурса включает в себя такие подвиды как рекламный, политический, юридический, научный и др. Фактически автор данной типологии основывается на содержательно-тематическом принципе и определении групп адресантов / адресатов.

Политический дискурс представляется возможным определить как оязыковленное общение в рамках политической тематики, тексты устные и письменные, непосредственно созданные политиками и используемые в политической коммуникации (речи выступлений в парламенте, дебаты, интервью политиков, публичные выступления, заявления в прессе, коммюнике и пр., а также дискурс аппаратной политической коммуникации).

Основной функцией политического дискурса признается воздействующая, которая может осуществляться как через прямое обращение (например, в форме лозунгов, призывов, а также регулирующих актов и законов), так и через эмоциональное побуждение (создание чувства уверенности в будущем, гордости за свою страну, страха перед возможным будущим, враждебного отношения к политическому оппоненту) [10]. В ходе эмоционального речевого воздействия адресант регулирует когнитивную деятельность адресата, осуществляя коррекцию его ценностных ориентиров, подталкивая к совершению некоторых заранее определенных поступков, изменяя его решения и в общем картину мира. В этих целях речь адресанта насыщается эмоционально, апеллируя к чувствам адресата и его ценностям.

Исследователи политического дискурса указывают на тот факт, что степень воздействия высказывания зависит от его эмоциональности: чувственный образ прочно фиксируется в памяти человека и служит организационной схемой для построения в памяти представления о событии. Яркие и эмоционально-окрашенные образы всегда понятны адресату и находят у последнего живой отклик [11].

Рассмотрим на примерах, при помощи каких лингвистических средств актуализируется функция эмоционального воздействия в англоязычном политическом дискурсе.

В частности, обратимся к высказываниям первой леди США (с 2009 по 2017 гг.) Мишель Обамы насыщены эмотивной лексикой или эмотива-ми, под которыми понимают языковые единицы, имеющие сему эмотив-ности. Так, в ее речи, произнесенной на предвыборном съезде Демократической партии в городе Шарлот (Северная Каролина) [12], находим прямые эмотивы (т.е. называющие конкретные эмоции): pride, concern, warmth, love; неявные эмотивы (несущие скрытую сему эмотивности): sacrifice, struggles, opportunities, heroes; экспрессивные эмотивы (в основном прилагательные, выражающие оценку): great, unflinching, unconditional, credible, extraordinary и др.

Например:

For the first time in my adult lifetime I am proud of my country.

Over the past few years as First Lady, I have had the extraordinary privilege of traveling all across this country.

I have seen it in the incredible kindness and warmth that people have shown me and my family, especially our girls.

Дональд Трамп в ходе предвыборной агитации использует экспрессивный эмотив great в своем слогане: Make America great again. Впрочем, и сама фамилия американского президента может рассматриваться в качестве неявного эмотива: английское слово trump имеет переносное значение «решающий, перевешивающий фактор», «надежный, образцовый человек».

В речи Д. Трампа, произнесенной на митинге 13 июля 2015 г. в Нью-Йорке [13], наиболее частотными эмо-тивами являются экспрессивные: great, good, right, nice, wonderful, rich.

В слоганах кандидатов в президенты США на выборах 2016 г. также содержатся эмотивы. Например, в лозунге Бенджамина Карсона, кандидата от республиканской партии: Heal. Inspire. Revive. (прямой эмотив — inspire; скрытые эмотивы: heal, revive).

Эмоциональность проявляется и через частотное употребление повторов. В частности, в речи М. Обамы находим анафоры:

Еvеry dаy, thspеoplе I mееt inspr mе еvеry dny, hy mаkе mе proud. 151 Evеry do,y hy mmind mе how blеssеd wе ат to lv in ths grеаtеst no,tion on еаrth [12].

В речи Д. Трампа также можно найти ряд фонетических стилистических средств, придающих дополнительную эмоциональность речи. Ср., аллитерацию:

And somebody has to repeal and replace Obamacare [14].

We have people that are criminals, crooks [15].

I build nice fences, but I build great big buildings [16].

Одним из наиболее ярких и продуктивных стилистических приемов,

152

усиливающих выразительность, заслуженно считается метафора. Поскольку мышление человека признается по сути метафоричным, именно благодаря метафоре коммуникант может наиболее точно и результативно передать другому свои чувства, эмоции и оценку. В частности, метафора «воссоздает в сознании образную картину, позволяющую наглядно представить излагаемый автором материал» [17, с. 135].

Речь М. Обамы насыщена авторскими метафорами: they swallowed their fears and doubts; we are playing a long game here; even in the toughest moments, when we're all sweating it.

В ярких и эмоциональных выступлениях Д. Трампа метафоры высокочастотны. Например:

Yesterday, it came out that costs are going for people up 29, 39, 49, and even 55 percent, and deductibles are through the roof [18].

It could be the great Trojan Horse [15].

I would like to have the election tomorrow. I know the game better than anybody [16].

В своих эмоциональных высказываниях Мишель Обама реализует тактику определения свой / чужой, определяя своего мужа, как человека, близкого каждому простому американцу:

...for Barack, these issues aren't political — they're personal. Because Barack knows what it means when a family struggles.

Актуализированный в области политики эмоциональный дискурс представляется сферой объективации эмоционально окрашенных концептов. Таким, например, является концепт «исключительность амери-

канской нации». Например, в речи Барака Обамы находим:

This is the source of our confidence — the knowledge that God calls on us to shape an uncertain destiny [19].

В ходе президентской гонки 2016 г. в лозунге Карли Фиорины, кандидата от республиканской партии, также говорится о лидерстве США: New Possibilities. Real Leadership. В слоганах предвыборной агитации 2016 г. находим реализацию концепта «американская мечта»:

Defeat the Washington Machine. Unleash the American Dream (лозунг Рэндала Говарда Пола, кандидата от республиканской партии).

Или концепта «надежда на лучшее»:

From Hope to Higher Ground (лозунг Майкла Хакаби, кандидата от республиканской партии).

Обращение к таким концептам позволяет создать особый эмоциональный фон высказывания — возвышенный и позитивный, активно воздействующий на патриотические чувства адресата. Это, в свою очередь, обеспечивает полноценную академическую коммуникацию как в рамках, так и за рамками учебного занятия.

Таким образом, политический дискурс относится к институциональному типу дискурса. Его основной функцией представляется воздействующая, которая осуществляется в том числе путем создания эмоционального настроя. Воздействие на адресата высказывания тем сильнее, чем выше эмоциональность дискурса. Формирование индивидуальной образовательной траектории будет происходить более эффективно, если процесс обучения коммуникации бакалавров будет строиться с ак-

центом на политическим дискурс, что позволит овладеть материалом и способствовать формированию коммуникативной компетенции до необходимого уровня.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 11.11.2017).

2. Сысоев, П.В. Индивидуальная образовательная траектория и умения самостоятельной учебной деятельности [Текст] / П.В. Сысоев // Вопросы методики преподавания в вузе. — 2013. — № 2 (16).

3. ФГОС ВО 3+ [Электронный ресурс]. — URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24 -44.03.01.pdf (дата обращения: 11.11.2017)

4. Самерханова, Э.К. Готовность педагогов высшей школы к созданию новых образовательных продуктов [Текст] / Э.К. Самерханова // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 2.

5. Мильруд, Р.П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению [Текст] / Р.П. Миль-руд, И.Р. Максимова // Иностранные языки в школе. — 2017. — № 7. — С. 2-10.

6. Перельгут, Н.М. О структуре понятия «политический дискурс» [Текст] / Н.М. Перельгут, Е.Б. Сухоцкая // Вестник Нижневартовского государственного университета. — 2012. — Вып. 2. — С. 35-41.

7. Олянич, А.В. Лингвосемиотика потребност-ных типов дискурса [Текст] / А.В. Олянич // Современное научное знание в условиях системных изменений. — 2016. — С. 118-121.

8. Миронова, О.А. Реализация метапредмет-ного подхода через технологию сотрудничества в средней школе) [Текст] / О.А. Миронова // Казанский педагогический журнал «Известия высших учебных заведений». — 2015. — № 5 (112). — Часть 2. — С. 342-346.

9. Карасик, В.И. Дискурсология как направление коммуникативной лингвистики [Текст] / В.И. Карасик // Актуальные про-

блемы филологии и педагогической лингвистики. — 2016. — № 1 (21). — С. 17-34.

10. Тупикова, С.Е. Когнитивные механизмы оценивания в коммуникации (на материале англоязычного публицистического дискурса) [Текст] / С.Е. Тупикова // Когнитивные исследования языка. — 2015. — № 22. — С. 295-298.

11. Чугунова, С.А. Экспериментальное исследование воздействия политических лозунгов на оценочное восприятие индивида [Текст] / С.А. Чугунова // Вестник Брянского государственного университета. — 2016. — Вып. 1 (27). — С. 287-294.

12. Washingtonpost [Электронный ресурс]. — URL: http://www.washingtonpost.com (дата обращения: 13.10.2017)

13. Abcnews [Электронный ресурс]. — URL: http://abcnews.go.com/Politics/week-transcr ipt-donald-trump/story?id=3418 7405 (дата обращения: 10.10.2017).

14. Summit [Электронный ресурс]. — URL: http://www. p2016.org/photos15/ summit/ trump012415spt.html (дата обращения: 11.11.2017).

15. Blogs.wsj [Электронный ресурс]. — URL: http://blogs.wsj.com/washwire/2015/06/16/ donald-trump-transcript-our-country-needs-a-truly-great-leader/ (дата обращения: 13.10.2017).

16. Transcripts.cnn [Электронный ресурс]. — URL: http://transcripts.cnn.com/TRANSCRI PTS/1508/21/acd.01.html (дата обращения: 10.10.2017).

17. Семухина, Е.А. Концептуальная метафора в текстах французской женской прессы [Текст] / Е.А. Семухина // Новая наука: теоретический и практический взгляд. — 2016. — № 4-3 (75). — С. 135-137.

18. Time.com [Электронный ресурс]. — URL: http://time.com/4107636/transcript-read-the-full-text-of-the-fourth-republican-debate-in-milwaukee/ (дата обращения: 15.10.2017).

19. Presidency [Электронный ресурс]. — URL: http://www.presidency.ucsb.edu (дата обращения: 15.10.2017).

REFERENCES

1. Abcnews, available at: http://abcnews.go.com/ Politics/week-transcript-donald-trump/ story?id=34187405 (accessed:10.10.2017).

153

1ЕК

154

2. Blogs.wsj, available at: http://blogs.wsj.com/ washwire/2015/06/16/donald-trump-tran-script-our-country-needs-a-truly-great-lead-er/ (accessed: 13.10.2017).

3. Chugunova S.A., Eksperimentalnoe issledo-vanie vozdeistviya politicheskih lozungov na otsenochnoe vospriyatie individa, Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2016, Vyp. 1 (27), pp. 287-294. (in Russian)

4. FGOS VO 3+, available at: http://nvsu.ru/ svedenfiles/standarts/24-44.03.01.pdf (accessed: 11.11.2017).

5. Karasik V.I., Diskursologiya kak napravlenie kommunikativnoi lingvistiki, Aktualnye problem filologii I pedagogicheskoi lingvistiki, 2016, No. 1 (21), pp. 17-34. (in Russian)

6. Milrood R.P, Maksimova I.R., Kommunika-tivnaya kompetentsiya: vladenie yazykom ili gotovnost k inoyazychnomu obshcheniyu, Inostrannye yazyki v shkole, 2017, No. 7, pp. 2-10. (in Russian)

7. Mironova O.A., Realizatsiya metapredmet-nogo podhoda cherez tehnologiyu sotrud-nichestva v srednei shkole, Kazanski peda-gogicheskii zhurnal "Izvestiya vyshih ucheb-nyh zavedenii", 2015, No. 5 (112), Part 2, pp. 342-346. (in Russian)

8. Natsionalnaya doktrina obrazovaniya v Ros-siiskoi Federatsii, available at: https://rg. ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (accessed: 11.11.2017). (in Russian)

9. Olyanich A.V., "Lingvosemiotika potreb-nostnyh tipov diskursa", in: Sovremennoye nauchnoe znanie v usloviyah sistemnyh izm-enenii, 2016, pp. 118-121. (in Russian)

10. Perelgut N.M., Suhotskaya E.B., O structure ponyatiya "Politicheskii diskurs", Vestnik

Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, Vyp. 2, pp. 35-41. (in Russian)

11. Presidency, available at: http://www.presi-dency.ucsb.edu (accessed: 15.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Samerhanova Je.K., Gotovnost pedagogov vysshei shkoly k sozdaniyu novyh obrazo-vatelnyh, Vestnik Mininskogo Universiteta, 2016, No. 2, available at: http://vestnik.mini-nuniver.ru/ upload/iblock/4c4/samerkhano-va.pdf (accessed:10.10.2017). (in Russian).

13. Semuhina E.A., Kontseptualnaya metafora v tekstah frantsuzskoi zhenskoi pressy, No-vaya nauka: teoreticheskii I prakticheskii vzglyad, 2016, No. 4-3 (75), pp. 135-137. (in Russian)

14. Summit, available at: http://www.p2016.org/ photos15/summit/trump012415spt.html (accessed: 11.11.2017).

15. Sysoev P.V., Individualnaya obrazovatelnaya trektoriya i umeniya samostoyatelnoi ucheb-noi deyatelnosti, Voprosy metodiki prepoda-vaniya v vuze, 2013, No. 2 (16). (in Russian)

16. Time.com, available at: http://time.com/410 7636/transcript-read-the-full-text-of-the-fourth-republican-debate-in-milwaukee/ (accessed: 15.10.2017).

17. Transcripts.cnn, available at: http://tran-scripts.cnn.com/TRANSCRIPTS/1508/21/ acd.01.html (accessed: 10.10.2017).

18. Tupikova S.E., Kognitivnye mehanizmy ot-senivaniya v kommunikatsii (na materialean-gloyazychnogo publitsisticheskogo diskursa), Kognitivnye issledovaniyayazyka, 2015, No. 22, pp. 295-298. (in Russian)

19. Washingtonpost, available at: http://www. washingtonpost.com (accessed: 13.10.2017).

Миронова Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра теории и практики иностранных языков и лингводидактики, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, [email protected] Mironova O.A., PhD in Education, Associate Professor, Chairperson, Theory and Practice of Foreign Languages and Lingua-didactics, K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.