Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ВОПРОСНО-ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА'

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ВОПРОСНО-ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
вопросно-задачный подход / поколение «Z» / основная школа / требования к представлению учебного материала / обучение основам программирования в основной школе / question-problem approach / generation "Z" / basic school / requirements for the presentation of educational material / teaching the basics of programming in basic school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.В. Никитина, Д.А. Бархатова

В статье описываются возможности обучения современного поколения обучаемых в основной школе с помощью вопросно-задачного подхода. Раскрываются преимущества использования новых учебных ресурсов в условиях необходимости совершенствования образовательного процесса. Описывается алгоритм построения учебного материала по программированию на основе вопросно-задачного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л.В. Никитина, Д.А. Бархатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PUPILS PROGRAMMING BASED ON A QUESTION-TASK APPROACH

The article describes the possibilities of teaching the modern generation of students in basic school using the question-task approach. The advantages of using new educational resources in the context of the need to improve the educational process are revealed. An algorithm for constructing educational material on programming based on a question-task approach is described.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ВОПРОСНО-ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА»

УДК 371.388.6

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЮ НА ОСНОВЕ ВОПРОСНО-

ЗАДАЧНОГО ПОДХОДА

Л. В. Никитина Научный руководитель - Д. А. Бархатова

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, ул. А.Лебедевой, 89 lida.nikitina.98@mail.ru

В статье описываются возможности обучения современного поколения обучаемых в основной школе с помощью вопросно-задачного подхода. Раскрываются преимущества использования новых учебных ресурсов в условиях необходимости совершенствования образовательного процесса. Описывается алгоритм построения учебного материала по программированию на основе вопросно-задачного подхода.

Ключевые слова: вопросно-задачный подход, поколение «Z», основная школа, требования к представлению учебного материала, обучение основам программирования в основной школе.

TEACHING PUPILS PROGRAMMING BASED ON A QUESTION-TASK APPROACH

L. V. Nikitina Scientific supervisor - D. A. Barkhatova

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyeva 89, A. Lebedeva st., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation lida.nikitina.98@mail.ru

The article describes the possibilities of teaching the modern generation of students in basic school using the question-task approach. The advantages of using new educational resources in the context of the need to improve the educational process are revealed. An algorithm for constructing educational material on programming based on a question-task approach is described.

Key words: question-problem approach, generation "Z", basic school, requirements for the presentation of educational material, teaching the basics ofprogramming in basic school.

Сегодня в классах современной школы обучаются дети, являющиеся представителями поколения «Z». К одним из особенностей их познавательной сферы относятся способы восприятия информации: обучающиеся легко ориентируются в потоке информации, но теряются, когда учебный материал представлен в большом объеме, особенно, требующий внимательного прочтения, т.к. имеют слабую концентрацию внимания (8 секунд) и высокую переключаемость. Представители данного поколения склонны к потребности восприятия визуализированной информации, клиповому восприятию информации, «чтению заголовками» [1].

Несомненным вкладом в современных условиях в развитие российского образования и педагогики стало издание русского перевода книги Дж. Коатс [2], где автор рекомендует педагогам хорошо структурировать учебный" процесс (обучающиеся хотят точно знать, что и в какие сроки от них требуется); обеспечивать «обратную связь»; использовать время

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

эффективно (разделить учебное время на промежутки по 25-30 минут, в течение каждого из которых обучающиеся будут один раз менять вид деятельности); информация, которую дает учитель, не должна быть избыточной" (новое поколение хочет получать «концентрированные» знания); сделать учебный" материал «ярким и зримым». Это значит, что требования к представлению информации изменились, следует внедрять такие педагогические технологии, которые способствуют развитию критического мышления, а также вводить в обучение элементы соревновательности, использовать систему поощрений «здесь и сейчас», развить навыки ведения дискуссии, продвижения своих идей и предоставлять информацию небольшими порциями [1].

В связи с этим видится актуальным разработка новых учебных ресурсов для обучения современного поколения обучающихся в основной школе с позиции вопросно-задачного подхода.

Работая в рамках вопросно-задачного подхода, учитель ставит обучающихся перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного учителем способа, но в то же время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях, обучающиеся способны прийти к правильным выводам [3].

Вопросно-задачный подход - есть специально организованное и систематически осуществляемое обучение в виде разрешения разнообразных учебных задач с помощью направляющих вопросов [4].

Таким образом, обучение должно строиться по следующему алгоритму:

1. Постановка вопросов перед обучающимися, где первым ставится основополагающий вопрос, на который нельзя ответить одним предложением, и который заключает в себе суть изучаемого блока учебного материала и позицию в практической стороне его применения. Основополагающий вопрос разделяется на серию проблемных вопросов, которые являются конкретными предметными и тематическими предпосылками к формированию ответов на основополагающий вопрос [5].

2. Решение на конкретных примерах: используются задания на проблематизацию, упражнения-вызовы, показывающие отсутствие у обучающихся опыта или навыков, необходимых для решения актуальных для них задач.

3. Расширение практики до теоретических знаний: изучение материала начинается не с теории, а с решения конкретной практической задачи, в ходе которого обучаемые обогащают свои знания, а полученная информация преобразуется в понимание и опыт.

4. Закрепление полученных знаний, систематизация и установка межпонятийных, межпредметных связей.

Рассмотрим реализацию данного подхода на примере обучения основам программирования в 8 классе (рис.1).

Программирование является одной из самых сложных тем для понимания обучаемыми, не смотря на ее актуальность и востребованность в нашей жизни. Большая часть современных источников в данной сфере требуют внимательного и тщательного прочтения и изучения, в то время как обучаемые хотят сразу решать практические задачи и видеть конкретный результат. Нами видится актуальным использование карточек с пошаговой инструкцией выполнения тех или иных команд, которые в конечном итоге приведут к ответу на главный вопрос урока. Учащиеся сразу же погружаются в процесс программирования на компьютерах, поэтапно отвечая на проблемные вопросы карточки. Таким образом, у учителя нет необходимости объяснять материал у доски, а потом консультировать каждого ученика за компьютером.

В рамках данного подхода учитель сразу же выступает в роли консультанта, что позволяет реализовать индивидуальный подход в процессе обучения. В конце урока подводятся итоги и систематизация знаний совместно со всем классом.

ДЛЯ ЧЕГО В ПРОГРАММЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ПЕРЕМЕННЫЕ?

КАК СВЯЗАНЫ ПЕРЕМЕННЫЕ И ДАННЫЕ

Переменная в Python — это ссылка на значение,которое храниться в памяти компьютера. Ссылку можно менять на другое значение.

а=3

i - переменная (ссылка-укамтсль)

Любые данные в Python это объект, любая переменная — ссылка на объект. Не существует никаких данных, которые не являются объектами. Для программы а=3 Ъ=3 с=а-Ь

Переменные а и b будут ссылаться на один и тот с - объект

КАК УЗНАТЬ АДРЕС ОБЪЕКТА

Адрес хранения значения можно получить с помощью функции idO. гДе в скобках указывается переменная, которая ссылается на данное значение.

КАК МОЖНО НАЗЫВАТЬ ПЕРЕМЕННЫЕ

В переменных можно использовать латинские буквы (a .Z. A..Z). цифры (0..1) и нижнее подчеркивание (_). При этом, заглавные и строчные буквы различаются, название

»> а-3 »> a—s »> id (а) 2074073256 ,»> id (А) 12074073312 I >» Cl-A J >» id(cl) I2074073312

Рис. 1. Фрагмент урока в условиях вопросно-задачного подхода

Приведенный пример карточки первого урока по программированию содержит в себе основополагающий вопрос: для чего в программе используют переменные. Проблемные вопросы (как связаны переменные и данные, как узнать адрес объекта и как можно называть переменные) подводят обучаемых к пониманию необходимости использовать переменные в программе. В конце обучаемым предлагается провести самоконтроль полученных знаний и обсудить материал с учителем. Следующей карточкой, с которой буду работать ребята, ставит перед ними вопрос, как организовать диалог с компьютером, объясняющий суть команд input() и print().

Вышеизложенное свидетельствует о том, что разработанные учебные ресурсы дают возможность для активного обучения, поскольку соответствуют требованиям запрашиваемым поколением зуммеров. Они способствуют проведению занятий в активной форме, организации форм деятельности обучаемых, которые связанны с самостоятельным овладеваем знаний, созданием условий для индивидуального обучения школьников.

Библиографические ссылки

1. Пестерева О. А. Особенности обучения поколения Z: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] URL: https://www.bsu.ru/content/page/21087/4-osobennosti-obucheniya-«pokoleniya-Z»-problemi-i-puti-resheniya.PDF (дата обращения: 27.04.2021).

2. Коатс, Дж. Поколения и стили обучения // Дж.Коатс - М.: МАПДО; Новочеркасск: НОК, 2011. 121 с.

3. Минаева М.Ю. Технологии задачного обучения [Электронный ресурс] URL: https://xn— -dtbhtbbrhebfpirq0k.xn--p1ai/other/articles/file/77459-soobshchenie-po-teme-tekhnologiya-zadachnogo-obucheniya (дата обращения: 27.04.2021).

4. Нахман А.Д. Задачный подход как технологическая основа процесса обучения // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 2. С. 34-39.

5. Intel Обучение для будущего [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/002/55002 (дата обращения: 27.04.2021).

© Никитина Л.В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.