Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ'

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / САМООБОРОНА / ВОСПИТАНИЕ / УРОК / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / САМОЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамов Н.А., Литвинова К.В.

В данной статье рассматривается обучение школьников навыкам самообороны и главные преимущества в изучении самозащиты в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ»

УДК 796

Абрамов Н. А.

к.э.н., старший преподаватель кафедры теории и методики единоборств Поволжская государственная академия физической культуры,

спорта и туризма (Казань, Россия)

Литвинова К.В.

студентка

Поволжская Государственная академия физической культуры,

спорта и туризма (Казань, Россия)

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ САМООБОРОНЫ

Аннотация: в данной статье рассматривается обучение школьников навыкам самообороны и главные преимущества в изучении самозащиты в школе.

Ключевые слова: обучение школьников, самооборона, воспитание, урок, учебный процесс, самозащита.

Воспитание смелости и уверенности в себе особенно актуально среди подрастающего поколения, среди школьников, которым чаще всего приходится сталкиваться с ситуациями, где затрагивается их самолюбие.

В каждом человеке существует инстинкт самосохранения, и чем неувереннее мы себя чувствуем относительно своих физических возможностей, тем больше укрепляется этот инстинкт, перерастая в чувство страха, а иногда и в откровенную трусость [1, 4, 6].

Развитие у школьников навыков самообороны - это еще и важный шаг в направлении физического и нравственного совершенствования личности. Таким образом, актуальной задачей, в рамках физического воспитания старших школьников, является построение системы подготовительных упражнений для ознакомления старших школьников приемам самообороны [2, 7].

Для успешной самообороны школьник должен точно знать расположение уязвимых точек на человеческом теле. Поражение данных точек ногами, руками и подручными

предметами не требует большой физической силы и приводит к болевому шоку или потере сознания. И тогда школьник может спастись бегством и (или) обратиться за помощью [3, 5].

Вначале учитель сообщает краткую информацию школьникам об исходной позиции, уязвимых точках и ударных поверхностях. Затем выполняется стандартная разминка.

Основную часть занятия учитель начинает с того, что распределяет учащихся по парам. Важно суметь расставить их так, чтобы в каждой паре с девочкой оказался мальчик, имеющий небольшой опыт занятий любым единоборством. Затем детям предлагаются следующие задания:

1. Медленная имитация штампующих ударов вбок по подъему стопы противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз.

2. Быстрая имитация штампующих ударов вбок с легким контактом по подъему стопы противника. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

3. Медленная имитация штампующих ударов вбок по голени противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

4. Быстрая имитация штампующих ударов вбок по голени противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

5. Медленная имитация штампующих ударов ногой вбок по колену противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

6. Расставить школьников в парах на полметра дальше друг от друга. Дети выполняют быструю имитацию штампующих ударов ногой вбок по колену противника без контакта левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

7. Медленная имитация штампующих ударов ногой назад по колену противника с легким контактом левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

8. Учащиеся встают на расстоянии 50 см друг от друга и выполняют быструю имитацию штампующих ударов ногой назад по колену противника без контакта левой и правой пяткой. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз обеими ногами.

9. Быстрая имитация маховых ударов вперед (10 раз), вбок (10 раз) и назад (10 раз) по голени или колену противника с легким контактом левыми (правыми) основаниями стопы и пятками. Каждый партнер выполняет упражнение 10 раз.

В заключительной части занятия дети выполняют силовые упражнения - приседания на одной ноге или на двух ногах у шведской стенки. Способ и количество приседаний

определяются учителем индивидуально в зависимости от уровня физической подготовленности школьников.

Перед окончанием урока учитель напоминает детям об уязвимых точках. При выборе того или иного направления для обучения ребенка приемам самообороны стоит учитывать не только физическое развитие ребенка, но и его психологическое состояние. Если ребенок будет посещать секцию, урок, он будет физически развит и морально подготовлен к возможной обороне от обидчика. К тому же, он в любом случае будет знаком с первичными приемами самообороны, какое бы направление не было выбрано. Владение техниками элементарной самообороны поможет ребенку обрести уверенность в себе и достигнуть гармонии в физическом и нравственном развитии.

Список литературы:

1. Тарас А. Боевая машина: Руководство по самозащите. - Минск: Харвест, 1997. - 592 с.

2. Лялько В. Трактат о женской самообороне: практич. пособие. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. - 432 с.

3. Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации / Федоров П.С., Болтиков Ю.В. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Под общей редакцией Ф.Р. Зотовой ; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - 2017. - С. 732-735.

4. Нишияма Х., Браун Р. Каратэ, или Искусство борьбы «пустой рукой». - Харьков: Рубикон, 1994. - 240 с.

5. Физическое развитие и функциональные показатели детей, занимающихся национальной борьбой корэш / Давлетшин А.М., Земленухин И.А. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013. В 3-х томах. - 2018. - С. 616-619.

6. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: монография / В.И. Филимонов.-М: «ИСАН», 2000.

7. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом с помощью мобильного приложения "MOTIVATOR" /Земленухин И.А. // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, посвященной десятилетию победы Казани в заявочной кампании на право проведения XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года и 5-летию проведения Универсиады-2013:В 3-х томах. - 2018. - С. 326-328.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.